Для связи в whatsapp +905441085890

Восприятие зрительных образов — Функции зрительного восприятия

Восприятие — это простейшая форма психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанного с представлением о его целостности. В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства объектов, в образе восприятия весь объект, в совокупности его инвариантных свойств, представлен как единица взаимодействия.

Как отмечает Столяренко Л.Д., существует четыре операции или четыре уровня перцептивного действия. Первой стадией развития любого сенсорного процесса является распознавание. Следующей операцией восприятия является дискриминация, или собственно восприятие. Конечным результатом является формирование перцептивного образа нормы. Когда перцептивный образ сформирован, можно выполнить действие идентификации (опознание и распознавание). Идентификация — это отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Идентификация также включает категоризацию (отнесение объекта к определенному классу ранее воспринимаемых объектов) и извлечение соответствующей нормы из памяти.

Наиболее важной особенностью отбора информации является то, что он носит селективный характер. Через доступные ему информационные каналы человек воспринимает зрительную, слуховую, тактильную информацию и запахи. Однако он не воспринимает всю поступающую к нему информацию. Он слышит и видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него особое значение. На отбор информации влияют не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие компоненты личности человека, как отношение к событиям, предыдущий опыт, ценности, настроение и т.д., т.е. информация проходит, так сказать, через психологический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию.

Таким образом, следует отметить, что восприятие — это очень сложный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности.

Л.Д. Столяренко выделяет следующие свойства восприятия, отличающие его от ощущений:

  1. целостность, то есть восприятие, — это всегда целостная картина объекта.
  2. постоянство — благодаря постоянству мы воспринимаем окружающие нас объекты как относительно постоянные по форме, цвету, размеру и т.д.
  3. структурированность — восприятие не является простой суммой ощущений. На самом деле человек воспринимает обобщенную структуру, абстрагированную от этих ощущений.
  4. осмысленность — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности объектов.
  5. избирательность — выражается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Образ, возникающий в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, слаженную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, обрабатывает больше информации, получает наиболее важные признаки, указывающие на свойства воспринимаемого объекта, существуют различные типы восприятия. Соответственно, существует зрительное, слуховое, тактильное (ощущение), вкусовое и обонятельное восприятие.

Зрительное восприятие — это совокупность процессов визуального отображения мира на основе сенсорной информации, получаемой через зрительную систему.

Зрительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Как отмечает Р.Л. Грегори, на сетчатке появляются маленькие искаженные, перевернутые изображения, которые человек видит как отдельные объекты в окружающем пространстве.

Хорошо известно, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрерывное движение является необходимым условием для построения адекватного образа.

Визуальное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. Во-первых, воспринимаются отношения между объектами и пространством. Затем осваиваются отношения между объектами, затем между деталями объектов. И формируется четкое представление о целом. Это свойство визуального восприятия.

Согласно Грегори, визуальное восприятие включает в себя множество источников информации в дополнение к тем, которые воспринимаются глазом при взгляде на объект. Процесс восприятия обычно также включает в себя знания об объекте из предыдущего опыта, не только через зрение, но и через другие органы чувств.

Исходя из различий между зрительным и тактильным восприятием, мы можем выделить характеристики первого. Прежде всего, зрение — это дистанционное восприятие, то есть оно не требует прямого контакта с воспринимаемыми объектами. Это происходит на расстоянии. Зрительное восприятие также характеризуется удивительной свободой, то есть орган этого восприятия, глаз, свободно перемещается по поверхности объекта. Это движение не ограничивается границами объекта, как это видно при тактильном восприятии, когда, например, рука ударяется о границу объекта. Наконец, тактильное восприятие, которое ограничено только функцией непосредственной кожи, поверхностными рецепторами, невозможно. Следует отметить, что при зрительном восприятии глаз является органом с высокой концентрацией чувствительных элементов, рецепторов. И поэтому здесь в игру вступают менее поверхностно расположенные рецепторы.

Восприятие зрительных образов - Функции зрительного восприятия

Функции зрительного восприятия

У человека и других высших млекопитающих зрительное восприятие занимает ведущее место в системе перцептивных процессов. Как и любое другое восприятие, оно имеет ряд важных функций.

Зрение приводит к ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и образных свойств объектов в зрительном поле.

Самым основным из них является восприятие яркости и цвета. Это восприятие сводится к оценке яркости (кажущейся яркости), оттенка (собственно цвета) и насыщенности (показателя, пропорционального степени различия между цветом и яркостью серого), отраженного от поверхности.

Зрительное пространственное восприятие связано с процессами обработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная. В нем выделяют две группы перцептивных операций. Первая группа позволяет оценить расстояние до объектов. Наиболее важной операцией этой группы является оценка расстояния с помощью бинокулярного параллакса (признак глубины, связанный с различием проекций трехмерной ситуации на сетчатку левого и правого глаза) и монокулярного параллакса движения (признак, связывающий расстояние до объекта с угловой скоростью его перемещения при определенных движениях наблюдателя). Вторая группа операций позволяет оценить направление, в котором находится данный объект. Важно отметить, что в этом случае окружение объекта играет роль неподвижной системы отсчета. В результате локализация объектов остается примерно неизменной во время движения наблюдателя.

Восприятие движения основано на данных о пространственном положении объектов. Любая деятельность подразумевает движение в пространстве, а любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и их восприятие зависит как от наших сенсорных способностей, так и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Мы воспринимаем движение объекта главным образом потому, что, когда он движется на фоне, это вызывает последовательное возбуждение различных клеток сетчатки.

Наиболее сложным процессом зрительного восприятия является восприятие формы. Форма — это характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Обычно в поле зрения одновременно находится большое количество объектов, которые могут образовывать различные конфигурации. Тем не менее, человек легко узнает знакомые ему предметы. Ему также не нужно специального обучения, чтобы воспринимать незнакомый объект в незнакомой обстановке как единое целое. Это делается путем выделения фигуры из фона. Фигура имеет характер вещи (заметная и относительно устойчивая часть видимого мира). Предыстория кроется в природе несформировавшейся среды. Кажется, что она отступает назад и продолжается непрерывно за фигурой. Фигура, в отличие от фона, является стабильным и постоянным образованием. В некоторых случаях необходимым условием для восприятия фигуры является определение контура — границы между поверхностями, отличающимися по яркости, цвету или текстуре. Но иногда фигура вообще не имеет очертаний. Напротив, наличие контура еще не делает фигуру автоматически выделяющейся. Часто его воспринимают как элемент определенной формы.

В процессе чтения есть две основные фазы: первоначальное восприятие текста глазами и его обработка.

При чтении глаза человека могут находиться в двух состояниях: в состоянии фиксации (неподвижность) или в смене точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки или фиксации взгляда. Из сотен тысяч фиксаций, производимых человеческим глазом в течение дня, большая часть неинформативна, т.е. продуктивна. Зрительные фиксации очень изменчивы по продолжительности и во многом зависят от объекта наблюдения, его заметности, цели и ценности объекта восприятия с точки зрения наблюдателя. Известно, что глаза читателя находятся в относительном покое 57 минут в течение часа — они фиксированы на тексте.

А скорость обработки информации в этих условиях зависит от того, сколько информации воспринимается в момент остановки. Таким образом, увеличение скорости чтения — это увеличение способности воспринимать информацию в большом объеме в единицу времени, когда глаза перестают читать. Следует отметить, что эти процессы отражают особенности визуального восприятия текста.

Психологические особенности использования мультимедиа в образовательном процессе

Некоторые учителя используют на своих уроках различные мультимедийные средства: различные слайды, слайд-проекции, звукозаписи и т.д.

Наглядность, если под ней понимать все возможные способы воздействия на органы чувств обучающегося, была установлена еще Яном Амосом Коменским, который назвал ее «золотым правилом дидактики» и требовал, чтобы все для восприятия органами чувств было презентабельным. Для реализации этого правила современные технические средства обучения предоставляют большие возможности, которые должны быть реализованы в учебном процессе на основе психологических особенностей восприятия информации.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы имеют гораздо большую пропускную способность, чем слуховые. Глаз может воспринимать миллионы бит в секунду, а ухо — только десятки тысяч. Согласно психологическим исследованиям, информация, воспринимаемая визуально, является более значимой и лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная поговорка. Однако в процессе обучения основным источником информации остается речь преподавателя, которая воздействует на слуховые анализаторы. Поэтому учителям необходимо расширять арсенал визуальных и визуально-слуховых средств представления информации.

Среди ученых существует такое популярное понятие, как ориентировочный рефлекс, который объясняется вопросом «Что это?», то есть, когда в поле зрения человека попадает объект, он непроизвольно начинает присматриваться, чтобы понять, что это такое. Даже слыша звук, человек пытается найти его источник глазами, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, наивысшее качество усвоения достигается при сочетании слов учителя и образа, представленного ученикам в процессе обучения. А мультимедиа позволяет лучше использовать возможности зрительного и слухового анализаторов учащихся. В основном он влияет на первый этап процесса получения знаний, ощущение и восприятие. Воспринимаемые органами чувств сигналы подвергаются логической обработке и попадают в сферу абстрактного мышления. В результате сенсорные образы включаются в суждения и выводы. Таким образом, более полное использование зрительного и слухового анализаторов в данном случае создает основу для успешного протекания следующего этапа познавательного процесса — понимания. В процессе понимания использование визуализаций (особенно изобразительных и словесных) влияет на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и выводов, установление причинно-следственных связей и т.д. Это объясняется тем, что мультимедиа влияет на создание условий, необходимых для мыслительного процесса, лежащего в основе понимания.

На основании всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы и обобщения по всем вопросам:

  1. Восприятие — это сложный процесс, включающий в себя целый ряд ощущений.
  2. Человеческое восприятие окружающей среды включает в себя четыре операции: Распознавание, дискриминация, идентификация и распознавание.
  3. Восприятие обладает рядом свойств, которые отличают его от ощущений.
  4. В зависимости от того, какой анализатор активнее участвует в восприятии, различают разные типы восприятия.
  5. Зрительное восприятие — это процесс психофизиологической обработки изображений объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой.
  6. Характеристика зрительного восприятия — четкое восприятие любого объекта.
  7. К свойствам зрительного восприятия относятся дальность, удивительная свобода и отсутствие тактильного восприятия.
  8. Функциями зрительного восприятия являются восприятие яркости и цвета, восприятие пространства, восприятие движения и восприятие формы.
  9. Этапы восприятия текста: первичное восприятие глазами и обработка текста.
  10. Состояния, в которых могут находиться глаза человека в момент чтения: Фиксация глаз и смена точек фиксации.
  11. Визуально воспринимаемая информация лучше сохраняется в памяти, поскольку зрительные анализаторы имеют более высокую пропускную способность.

Таким образом, зрительное восприятие играет очень важную роль в жизни каждого человека. Благодаря зрению человек может познавать окружающий его мир. Кроме того, следует отметить, что он обеспечивает возможность получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия и выполнять точные операции. Можно также подчеркнуть, что роль зрительного восприятия в обработке любой информации наиболее возрастает в современных условиях интенсивного развития мультимедиа. Однако, как уже говорилось, в процессе обучения преобладают средства, действующие на слуховые рецепторы, что приводит к снижению понимания полученной информации. Поэтому необходимо расширить количество визуальных средств, ведь известно, что зрительные анализаторы способны воспринимать больше информации в секунду, чем слуховые.

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия

В настоящее время проблема межполушарного взаимодействия и межполушарной асимметрии является наиболее актуальной в области естественных наук. Несмотря на то, что история этой проблемы изучается достаточно давно, уже появилось большое количество различных публикаций по самым разным ее аспектам (биологическим, клиническим, морфологическим, лингвистическим, экспериментально-психологическим и т.д.), до сих пор нет законченной теории, которая могла бы объяснить влияние как генетических, так и социокультурных факторов в формировании межполушарной асимметрии. Принцип латерализации высших психических функций играет решающую роль в организации коры головного мозга человека. В исследовании функциональной асимметрии мозга мы получили результаты, которые значительно приближают нас к пониманию того, что говорят нам значения об организации мозговой активности в пространственно-временном аспекте. В современной науке под межполушарной функциональной асимметрией мозга понимается различный характер обработки предъявляемой информации правым и левым полушариями головного мозга человека с последующим обменом информацией, находящейся в границах объединенного мозга. Научно доказано, что правое полушарие функционирует в настоящем времени и сосредоточено на прошлом, а левое полушарие функционирует в настоящем времени и сосредоточено на будущем, оно важно для абстрактного мышления, а правое полушарие участвует в формировании сенсорных образов и конкретного, образного мышления. Стоит отметить, что в ходе онтогенетического развития правое полушарие обрабатывает сенсорные сигналы, поступающие к нему от органов чувств. С помощью направляющих механизмов правого полушария сенсорная информация устанавливает непрерывную корреляционную связь с реальным пространственно-временным физико-химическим континуумом. Отсюда можно предположить, что функция правого полушария связана не только с оперированием образами, но и с ориентацией в пространстве, с различением музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, а также со способностью распознавать сложные объекты, порождающие сновидения. Оба полушария (и правое, и левое) способны воспринимать слова, отражать и обрабатывать образы (хотя способность правого полушария к выразительной речи минимальна), но в то же время эти процессы протекают в них по-разному, поскольку каждое полушарие вносит в эти процессы специфические изменения. Операции, происходящие в структурах левого и правого полушария, также изменяют лексико-семантическую организацию нашего языка. При поражении структур левого полушария увеличивается количество синтагматических ответов, а при поражении структур правого полушария увеличивается количество парадигматических ответов. Первый тип ответов связан с ведущим значением левого полушария в разворачивании и обработке последовательных кодов (сукцессивность), а второй — с функцией правого полушария в структурировании и формировании целостных единиц действия и восприятия (синхронность).Существуют индивидуальные различия в пространственном мышлении, которые проявляются в процессуальных свойствах восприятия пространственных свойств и отношений. Усвоение воспринимаемого объекта или его образа может быть аналитическим (постепенным, с выделением отдельных частей) или синтетическим (целостным, недифференцированным), что выражается в количественных (успешность — одновременность) и качественных показателях (фрагментарность — целостность).

Теория межполушарной асимметрии мозга развивалась в несколько этапов. Первоначально многие ученые считали, что левое полушарие полностью доминирует в плане речи, ручных функций и других высших психических процессов. Правое полушарие играет второстепенную, подчиненную роль в реализации всех психических процессов. Сенсорно-образное мышление, которое зарождается в правом полушарии и является одновременным (параллельным), является устойчивым и синтетическим образованием, поскольку создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Такое взаимодействие образов на нескольких семантических уровнях одновременно придает им свойство многозначности, что лежит в основе абстрактного познания, с одной стороны, и затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме, с другой. Представление о доминировании левого полушария основывалось на положении об абсолютном противопоставлении функций левого и правого полушарий мозга, которое понималось как исключительная роль левого полушария для языка и других связанных с ним высших психических функций. Как выяснилось позже: существует частичное доминирование левого полушария; оказалось, что люди, у которых левое полушарие доминирует для языковых функций, могут иметь признаки правополушарного доминирования по другим показателям. Концепция абсолютного доминирования левого полушария стала заменяться концепцией относительного доминирования левого полушария (у правшей) для языковых функций и опосредованных языком психических процессов. Значительная часть людей, которые называют себя правшами, на самом деле являются таковыми лишь отчасти. В науке появились новые проблемы, требующие изучения там, где раньше многое казалось совершенно ясным. Изучение функциональной роли обоих полушарий в выполнении сложных форм умственной деятельности имеет более глубокое теоретическое значение. Результаты последних лет показали, что мы должны отказаться от упрощенного представления о том, что некоторые (лингвистические) процессы осуществляются только левым (правым) полушарием, а другие (нелингвистические) процессы — только правым полушарием. Также было показано, что в языковых процессах существуют уровни организации, для которых участие правого полушария представляется необходимым. В процессах зрительного восприятия можно выделить такие уровни организации, которые не могут быть достигнуты при участии только правого полушария. В настоящее время существует несколько основных положений, касающихся межполушарной асимметрии мозга.

Моторная и сенсорная асимметрия

Двигательная асимметрия — это совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. Для определения ведущей конечности следует обратить внимание на следующие признаки:

  • предпочтение конечности при выполнении действия одной рукой или ногой.
  • высокая эффективность с точки зрения силы, точности и быстрой активации.
  • какая конечность доминирует в совместной деятельности двух.

Рука — самый полифункциональный орган двигательной системы. Функциональные асимметрии кисти очень разнообразны. У большинства населения планеты правая рука превосходит левую по силе. Движения ведущей руки гораздо более слаженно контролируются и дозируются. Как правило, движения ведущей руки более точно отражают эмоциональные и личностные характеристики человека и характеризуются более высокой степенью автоматизации. Правши используют левую руку в качестве второй руки. Левая рука более способна к статической нагрузке и служит опорой при выполнении различных операций, в то время как правая играет активную роль. Моторные навыки правой руки чаще всего осуществляются через механизм центральных команд и в большей степени подчинены сознательному контролю с участием высших отделов коры больших полушарий. Моторные навыки правой руки тренируются быстрее и легче автоматизируются. В нормальных условиях не ведущая левая рука значительно отстает в своих координационных способностях от ведущей правой руки. Однако в экстремальных ситуациях, при выполнении сложных программ деятельности, когда возникают необычные трудности для программного управления действиями правой руки, эффективность левой руки значительно выше. Было установлено, что мышцы ненаправленной левой руки содержат больше быстрых мышечных волокон, характеризуются лучшими взрывными сократительными свойствами и более подвержены утомлению. Симметрия и асимметрия рук может меняться под влиянием многолетнего практического опыта человека.

Сенсорная асимметрия — это совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Сенсорные асимметрии, как и моторные, проявляются в целостной нервно-психической деятельности человека. Асимметрия зрения имеет особое значение для поведения человека. Примерно две трети населения имеют правую асимметрию, то есть ведущий правый глаз, около одной трети (1/3) — левую асимметрию, и лишь небольшая часть населения имеет симметрию зрительной функции. Зрительная асимметрия проявляется в различиях в остроте зрения, способности прицеливаться, цветовосприятии и пространственной локализации объекта. Если у человека нарушена визопространственная симметрия, ему трудно прицелиться и сложно определить пространственное расположение объектов. Движения глаз тесно связаны с вниманием. Зрительное пространство субъекта дифференцируется по распределению внимания, измеряемому количеством фиксаций взгляда. Рассматривая сочетание симметрии — асимметрии зрения и других сенсорных, моторных сфер, можно сообщить, что существуют доказательства сочетаний ведущих глаз и рук, глаз и ушей и так далее. Ведущий (с точки зрения способности к прицеливанию) правый глаз чаще встречается у правшей, левый — у 40% левшей. Корреляция симметрии и асимметрии зрения с психической сферой косвенно подтверждается данными, полученными при сравнительном исследовании зрительной асимметрии у психически здоровых людей и у лиц с нервно-психическими расстройствами. У умственно отсталых детей оба поля зрения сужены, а поля зрения обоих глаз почти равны. Одним из важнейших средств коммуникации является человеческая речь. Он обеспечивает слух с различной степенью остроты. «Эффект правого уха» — это преимущество правого уха в различении звуков речи. Превосходство правого уха очевидно как у детей старшего, так и младшего возраста. Преобладание левого уха в восприятии неречевых звуков называют «эффектом левого уха». Отрывки песен и музыки с различными эмоциональными оттенками, такими как радость, гнев, страх и грусть, гораздо лучше воспринимаются левым ухом. Можно сказать, что голосовое сообщение воспринимается правым ухом по смыслу, а левым — по интонации. Разница в восприятии правым и левым ухом обнаруживается у детей уже в возрасте 4 лет. У девочек перцептивная разница между левым и правым ухом появляется несколько раньше, чем у мальчиков. Воспроизведение речевых стимулов у детей с поражением правого и левого полушария мозга отличается. У взрослых с поражением левого полушария воспроизведение слов нарушено с обеих сторон, в то время как у детей нарушено воспроизведение слов, предъявляемых правому уху. Асимметрия слуха увеличивается с возрастом при нормальном нервно-психологическом развитии.

Межполушарные различия укладываются в ряд следующих дихотомий:

  • абстрактные и конкретные способы обработки информации;
  • Вольная и невольная регуляция высшей психической деятельности;
  • Сознание или бессознательность психических функций, состояний;
  • Последовательная и одновременная организация высших психических функций.

Нервная система человека устроена так, что каждое из полушарий головного мозга получает информацию с противоположной стороны тела. Лучше всего изучены межполушарные отношения в зрительном и слуховом восприятии. Клинические исследования показывают, что разрушение центральных зрительных зон в одном из полушарий приводит к потере противоположной половины поля зрения (правой при левостороннем повреждении и левой при правостороннем). Зная место повреждения зрительной коры, можно предсказать, насколько серьезной будет потеря зрения. Однако предсказать реакцию человека на такие повреждения сложно из-за компенсаторных возможностей его нервной системы. Среди гипотез о природе межполушарных различий в зрительном восприятии распространены две: Один из них связывает эти различия с вербализацией воспринимаемых стимулов, а другой предполагает, что эти различия коренятся в особенностях рабочего стиля каждого полушария — аналитического для левого и целостного глобального для правого. В целом, преобладает мнение, что превосходство того или иного полушария в восприятии зрительных стимулов определяется соотношением двух уровней обработки: визуально-пространственного, в котором преобладает правое полушарие, и процессов вербализации, которые осуществляются левым полушарием.

В итоге мы должны заключить, что правое полушарие является «пространственным», а левое — «временным»; они обладают специфическими способностями, которые позволяют им вносить важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. Похоже, что левая сторона обладает большими способностями во временной и слуховой областях, а правая — в пространственной и зрительной. Одновременное восприятие правым полушарием пространственных форм и особенностей, вероятно, способствует поиску интегративных связей и пониманию общих конфигураций. Каждое полушарие обрабатывает одни и те же сигналы по-своему, преобразуя сенсорные стимулы в соответствии с определенной стратегией их представления.

Таким образом, моторная асимметрия — это совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего моторного поведения и его выразительности. Сенсорная асимметрия — это совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Сенсорные асимметрии, как и моторные, проявляются в целостной нервно-психической деятельности человека. Асимметрия зрения имеет особое значение для поведения человека. Примерно две трети населения имеют правостороннюю асимметрию, то есть ведущий правый глаз, около одной трети (1/3) — левостороннюю асимметрию, и лишь небольшая часть населения имеет симметрию зрительной функции.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Значение цвета в психологии
  2. Педагогическая инноватика
  3. Задатки и способности в психологии
  4. Психология привычки, роль привычек в жизнедеятельности людей
  5. Отечественная нейропсихология
  6. Диагностика творческого мышления
  7. Стороны сознания
  8. Леонид владимирович Занков, советский психолог
  9. Елизавета ивановна тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
  10. Айзенк Ханс Юрген, английский психолог — Биография и жизненный путь Г. Эйзенка