Для связи в whatsapp +905441085890

Высший уровень сознания — Условия для возникновения сознания (работа и язык). Теория культурно-исторического развития высших психических функций (Л. С. Выготский)

Существует огромная разница между психикой человека и психикой высшего животного.

Первое различие — это различие между человеческим и животным мышлением. Поэтому нет никакого сравнения между «языком» животных и языком человека. В то время как животное может сигнализировать своим собратьям о явлениях, ограниченных только конкретной, непосредственной ситуацией, человек может использовать язык, чтобы информировать других о прошлом, настоящем и будущем и предоставлять им социальный опыт. Каждый человек, благодаря языку, пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества; он может получить знания о таких явлениях, с которыми лично никогда не сталкивался. Более того, язык позволяет человеку осознать содержание большинства сенсорных впечатлений.

Разница в «языке» животных и человека определяет и разницу в мышлении, поскольку каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами было показано, что высшим животным свойственно только практическое мышление. Только в процессе ориентировочной манипуляции обезьяна способна решить ту или иную ситуационную задачу и даже создать «инструмент». Ни один исследователь, когда-либо изучавший психику животных, не наблюдал абстрактного мышления у обезьян. Животное может действовать только в рамках четко воспринимаемой ситуации; оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и принять абстрактный принцип. Животное является рабом непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлечься) от данной конкретной ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Люди не являются рабами данной ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, а способность человека к абстрактному мышлению отменяет его прямую зависимость от данной ситуации. Человек способен действовать в соответствии с осознанной необходимостью — сознательно.

Второе различие между людьми и животными — это способность создавать и обслуживать орудия труда. Животное создает инструмент в конкретной визуально-фактической ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выбирает и не хранит инструмент для последующего использования. Как только инструмент сыграл свою роль в конкретной ситуации, он тут же перестает существовать как инструмент для обезьяны. Например, если обезьяна только что использовала палку в качестве инструмента для вытаскивания плода, через некоторое время животное может сжевать палку или спокойно наблюдать, как это делает другая обезьяна.

Поэтому животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, инструментальная деятельность животных никогда не бывает коллективной — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать за деятельностью сородичей, но они никогда не будут действовать сообща, чтобы помочь друг другу.

В отличие от животного, человек изготавливает инструмент по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет. Человек живет в мире относительно постоянных вещей, использует инструмент вместе с другими людьми, перенимает опыт использования инструмента у одних людей и передает его другим.

Третье, очень существенное различие между животными и людьми — это различие в чувствах. И люди, и высшие животные не остаются равнодушными к тому, что происходит вокруг них. Предметы и явления действительности могут вызывать положительные или отрицательные эмоции у животных и у людей. Однако развитой способностью сопереживать горю и радоваться вместе с другим человеком может обладать только человек. Только люди могут наслаждаться образами природы или испытывать интеллектуальные чувства, когда они осознают какой-либо факт.

Четвертое и самое важное различие между психикой человека и психикой животных заключается в условиях их развития. Если развитие психики животных происходило по законам биологической эволюции, то развитие человеческой психики, собственно человеческого сознания, подчиняется законам исторического развития.

И животные, и люди имеют в своем арсенале привычный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного рода раздражители. Оба приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только люди приобретают социальный опыт, который развивает их психику в наивысшей степени. С момента рождения ребенок учится пользоваться инструментами, общаться с другими людьми.

Психологи отмечают, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не разовьются, не сформируются правильные человеческие чувства, способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Случаи с человеческими детьми, выросшими среди животных, показали, что нельзя обнаружить у детей, выросших среди животных, характеристики, отличающие человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, оставшаяся одна без стада, все равно проявит себя как обезьянка, человек не становится человеком, пока он не развивается среди людей.

Сознание — это высший уровень психики, присущий человеку. Сознание — высшая, интегрирующая форма психики, результат социально-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Какова структура сознания, его основные психологические свойства?

Его первая характеристика уже дана в его названии: сознание. Человеческое сознание включает в себя набор знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят основные познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Эти процессы могут включать ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении раздражителей, действующих на мозг, в сознании формируется сенсорный образ мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет обновлять в сознании образы прошлого; воображение позволяет строить воображаемые модели того, что является объектом потребности, но отсутствует в настоящем. Мышление позволяет решать проблемы, используя обобщенные знания. Нарушение, расстройство, а тем более полный срыв любого из вышеперечисленных психических когнитивных процессов неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — это закрепленное в нем четкое различие между субъектом и объектом, то есть тем, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, который впервые в истории органического мира отделился от него и противопоставил себя окружающей среде, продолжает сохранять это противопоставление и различие в своем сознании. Он единственный среди живых существ, кто способен к самопознанию, то есть к направлению умственной деятельности на изучение самого себя. Человек делает сознательную самооценку своих поступков и своей личности. Разделение «Я» и «не-Я», путь, который каждый человек проходит в детстве, происходит в процессе формирования самосознания человека.

Третьей особенностью сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом формируются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, обдумывается ход действий и вносятся в него необходимые коррективы и так далее. Расстройством сознания считается любое нарушение способности выполнять направленную на достижение цели деятельность, ее координации и контроля, вызванное болезнью или иным образом.

Наконец, четвертой особенностью сознания является включение в его состав определенного отношения. Человеческое сознание неизбежно включает в себя мир эмоций, в котором отражаются сложные объективные и, прежде всего, социальные отношения, в которые вовлечен человек. Человеческое сознание представляет собой эмоциональные оценки межличностных отношений. Здесь, как и во многих других случаях, патология помогает нам лучше понять природу нормального сознания. При некоторых психических заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно нарушением в сфере эмоций и отношений.

Необходимым условием формирования и проявления всех перечисленных выше специфических качеств сознания является язык, В процессе языковой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые развило до него и для него человечество, зафиксировало и передало ему в языке. Язык — это особая объективная система, которая фиксирует социально-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоенным конкретным человеком, язык становится, в некотором смысле, его реальным сознанием.

Термин «сознание» используется в психологии, психиатрии и других науках в том смысле, который соответствует его основным свойствам, указанным выше. В то же время психиатры, постоянно сталкивающиеся с вопросом о наличии, сохранении или нарушении сознания у пациентов, под сознанием понимают способность давать отчет о месте, времени, среде, состоянии и образе действий своей личности в психике человека.

Сознание как социальный продукт является врожденным только у людей. Животные не обладают сознанием.

Высший уровень сознания - Условия для возникновения сознания (работа и язык). Теория культурно-исторического развития высших психических функций (Л. С. Выготский)

Условия для возникновения сознания (работа и язык). Теория культурно-исторического развития высших психических функций (Л. С. Выготский)

Происхождение человеческого сознания на планете является центральной загадкой для многих наук — философии, биологии, социологии и так далее. Эта проблема особенно интересна для психологии, науки о человеческой психике, поскольку сознание является высшим уровнем организации и функционирования психической жизни человека.

Существенное различие между людьми и животными заключается в способности мыслить абстрактно, размышлять и критически оценивать прошлое, а также думать о будущем, разрабатывать и реализовывать планы и программы. Все это вместе относится к сфере человеческого сознания.

Основным условием возникновения и развития человеческого сознания является общая, опосредованная языком инструментальная деятельность людей. Это тот вид деятельности, который требует сотрудничества общения и взаимодействия друг с другом. Индивидуальное сознание возникло в начале человеческой истории в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: чтобы люди могли вместе работать над задачей, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы.

Предки человека использовали различные предметы (палки и камни) для защиты от нападения хищников, а затем постепенно перешли к изготовлению каменных орудий. Это был решающий этап в возникновении сознания, поскольку он требовал от предков человека сначала создать в своем сознании идеальные модели будущих устройств, а затем воплотить их в реальности.

С появлением целенаправленного действия возникает объективная необходимость и возможность сознания. Такой способностью не обладали животные, она присуща только человеческому сознанию.

Потребность в общении и коллективной деятельности привела к возникновению языка.

Таким образом, с самого начала возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится язык, который сначала выступает как средство коммуникации (сообщение), а затем становится средством мышления (обобщение). Человеческий язык является истинным носителем сознания.

Слово языка несет не только техническое значение, но и обобщенное техническое значение. Произнося слово, люди должны быть уверены, что они имеют в виду одно и то же и понимают друг друга.

Сначала появляется коллективное сознание, затем индивидуальное. После того как слово получило свое универсальное значение, оно проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в виде значений и контекстов значений.

Таким образом, сознание обязано своим появлением выделению трудовых действий, когнитивные результаты которых абстрагируются от живой целостности человеческой деятельности и идеализируются в виде языковых значений.

Конечно, сознание первобытного человека не сравнимо с сознанием современного человека. Развиваясь и совершенствуясь, сознание достигает того уровня, когда человек осознает себя, свои качества и характеристики, потребности, цели и ценности.

Л.С. Выготский разработал свою культурно-историческую теорию духовного развития.

Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свои исследования там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым вопросом: она не могла объяснить феномен человеческого сознания.

Выготский показал, что люди обладают особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л.С. Выготским высшими психическими функциями, образуют высший уровень человеческой психики, обычно называемый сознанием. Они формируются в процессе социального взаимодействия. Другими словами, Выготский считал, что высшие психические функции человека, то есть сознание, социальны по своей природе. Под высшими психическими функциями понимаются: волевая память, волевое внимание, логическое мышление и т.д.

Концепцию Выготского можно разделить на три части. Первую часть можно назвать «человек и природа». Его основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый — это тезис о том, что при переходе от животного к человеку отношение субъекта к окружающей среде принципиально изменилось. На протяжении всего существования животного мира окружающая среда влияла на животное, изменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается обратный процесс: Человек воздействует на природу и изменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов модификации природы человеком. Этот механизм заключается в создании инструментов, развитии материального производства.

Вторую часть концепции Выготского можно назвать «Человек и его собственная психика». Он также содержит два определения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло для человека бесследно, он научился владеть своей психикой и развил высшие психические функции, которые выражаются в формах волевой активности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека запоминать определенный материал, направлять свое внимание на определенный объект и организовывать свою психическую деятельность.

Второй момент заключается в том, что человек управляет своим поведением, как и природой, с помощью инструментов, но инструментов особых — психологических. Он назвал эти психологические инструменты знаками.

Выготский называл знаки искусственными средствами, с помощью которых первобытный человек мог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметными — «узел на память» или зарубка на дереве также функционируют как знак, средство, с помощью которого человек овладевает памятью. Например, человек увидел надпись и запомнил, что нужно делать. Сам по себе этот знак не ассоциируется с каким-либо конкретным видом деятельности. Узел памяти» или зарубка на дереве могут быть осмысленно связаны с различными видами трудовой деятельности. Но когда человек сталкивается с таким знаком-символом, он ассоциирует его с необходимостью выполнить определенную операцию. Следовательно, такие знаки выступали в качестве дополнительных символов, значимо связанных с операцией. Однако для того, чтобы выполнить эту операцию, человек должен был вспомнить, что он должен сделать. Соответственно, знаки-символы были триггерами высших психических процессов, то есть функционировали как психологические инструменты.

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средние знаки?». Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместной работы происходило общение между участниками с помощью специальных знаков, которые определяли, что должен делать каждый из участников в процессе работы. Вероятно, первые слова были словами-командами, обращенными к участникам трудового процесса. Например, «Сделай это», «Возьми это», «Отнеси туда» и т.д. Эти первые слова-команды по своей природе были вербальными знаками. Услышав определенную комбинацию звуков, человек выполнял тот или иной рабочий процесс. Но позже, в процессе деятельности, человек стал обращаться с командами не к кому-то, а к самому себе. Таким образом, организующая функция слова родилась из внешней командной функции. Таким образом, человек научился контролировать свое поведение. Таким образом, способность упорядочивать себя родилась в процессе развития человеческой культуры.

Можно предположить, что изначально функции заказывающего и исполняющего были разделены, а весь процесс, по выражению Л.С. Выготского, был интерпсихологическим, то есть межличностным. Затем эти же отношения стали отношениями с самим собой, т.е. интрапсихическими.

Выготский назвал процесс трансформации интерпсихологических отношений в интрапсихологические процессом интернализации. В процессе интернализации происходит трансформация внешних средств-знаков (зарубок, узлов и т.д.) во внутренние (образы, элементы внутреннего языка и т.д.).

По мнению Выготского, в онтогенезе это по сути одно и то же. Во-первых, взрослый воздействует на ребенка словами и заставляет его что-то делать. Затем ребенок перенимает способ общения и начинает воздействовать на взрослого с помощью слов. И, наконец, ребенок начинает влиять на себя с помощью слов.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два основных момента. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, процесс психического развития человека характеризуется интернализацией отношений контроля и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в том, что человек принципиально отличается от животных тем, что он управляет природой с помощью орудий труда. Это сформировало его психику — он научился владеть своими высшими психическими функциями. Для этого он также использует инструменты, но психологические. Такие инструменты являются знаками или средствами знаков. Они имеют культурное происхождение, язык является универсальной и наиболее типичной системой знаков.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, структуре и происхождению: они произвольны, опосредованы и социальны.

Соотношение психики, сознания и бессознательного

Психика — это свойство высокоорганизованной материи, которая является особой формой отражения субъектом объективной реальности. Главной особенностью психического отражения является его активность.

Все психические явления существуют только как результат работы мозга и в этом смысле составляют его функцию; они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они представляют собой особое качество, которое проявляется только в реляционной системе деятельности субъекта. Психика Сознание Работа

Психика возникает на определенном этапе биологической эволюции и является необходимым условием для дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение у человека приобретает качественно новую форму — форму сознания.

Сознание — это высшая стадия развития психического отражения, связанная с использованием языка, присущая только человеку. В сознательной жизни мы накапливаем опыт и познание, руководствуясь биологическим развитием. В этой категории большую роль играют генетический код, развитие нервной системы и окружающая социальная жизнь. Сознание как форма индивидуальной психики возможно только в обществе. Сознание контролирует самые сложные формы поведения, которые требуют постоянного внимания и сознательного контроля.

Однако в психике человека протекают не только сознательные процессы, но и те, которые не контролируются субъектом, так называемое бессознательное. Они противоположны сознанию, но в то же время имеют с ним неразрывную связь.

Психика в целом, сознательное и бессознательное в частности, обеспечивают приспособляемость, адаптацию человека к внешнему миру.

Сознательное и бессознательное — это качественно разные уровни ориентации в реальности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

Таким образом, все психические явления можно разделить на две группы. Первые признаются самим человеком. Проявление последних не отражается в сознании человека — их называют бессознательными или неосознаваемыми процессами.

Бессознательное — это совокупность психических процессов, действий, состояний, обусловленных такими воздействиями, влияние которых на собственное поведение человек не осознает. Здесь нет ни самоконтроля, ни самоуважения.

Элементы бессознательного в той или иной степени присутствуют во многих психических процессах, например, бессознательное чувство равновесия, бессознательные перцептивные образы, связанные с распознаванием того, что было увидено ранее. Бессознательное в личности человека — это те аспекты личности, которые человек не осознает в себе, но которые присущи ему и проявляются непроизвольно. Она часто является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

Бессознательный уровень психической деятельности — это врожденная инстинктивная и рефлекторная деятельность. Поведенческие действия на бессознательном уровне регулируются бессознательными биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — сохранение организма и вида (продолжение рода).

Существует также бессознательная память, которая связана с долговременной памятью и генетической памятью. Именно память управляет мышлением, воображением и вниманием и определяет содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы и объекты, на которые направлено внимание.

Существует также бессознательная мотивация, влияющая на направление и характер действий, и многое другое, что не осознается человеком в психических процессах, характеристиках и состояниях.

Большой вклад в разработку проблем личного бессознательного внес Z. Фрейд. По его мнению, бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.д., которые человек не осознает в себе, но которые присущи ему и проявляются в различных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: ошибочные действия, невротические симптомы и сновидения.

Одна группа — это ошибочные действия: Оговорки, описки, ошибки в написании или восприятии слов на слух.

Вторая группа бессознательных явлений основана на непроизвольном забывании имен, обещаний, намерений, предметов, событий и других вещей, которые прямо или косвенно связаны с неприятными для человека переживаниями.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к категории представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: Мечты, сны, грезы.

Согласно Фрейду, психические явления существуют на бессознательном уровне.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте конкретного индивида стереотипы его поведения — навыки, привычки, интуиция.

Фрейд разработал сферу бессознательного в психике человека. По его мнению, такие явления, как вера, надежда и любовь, различные парапсихологические феномены (ясновидение, телепатия) коренятся в бессознательной сфере. Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанные тревоги и радостные предвкушения также являются сферой бессознательного. Готовность человека импульсивно действовать определенным образом, без предварительного обдумывания, в различных ситуациях также является одним из проявлений бессознательной сферы психики.

Фрейд рассматривал сферу бессознательного как источник мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.

Возникновение концепции сознания

В древние времена предпринимались попытки понять, что такое душа. Демокрит предположил, что душа — это особый вид атомов, то есть душа материальна. Идеалисты считали, что душа — это особая духовная субстанция, которая чужда материи. Она может иметь самостоятельное существование, независимое от материи, особенно от тела (Декарт).

В семнадцатом веке Гоббс и Спиноза предложили использовать термин «психика» для характеристики внутреннего мира человека, затем появился термин «сознание». Материалистическая и идеалистическая традиции в обращении с понятием «психика» и «сознание» продолжались.

Таким образом, в развитии материалистической линии с механистической позиции появляется следующая точка зрения: поскольку сознание является материальной субстанцией, то есть свойством всей материи, это означает, что вся материя (природа) является мыслящей.

В девятнадцатом веке. Вульгарные материалисты», немецкие физиологи Бюхнер, Фохт и Молешотт рассматривали сознание как физиологическую субстанцию, отделенную от мозга. Согласно взглядам этих ученых, сознание может быть полностью и без остатка разложено на элементарные физиологические нервные процессы. В том же веке возникла новая наука электрофизиология, в которой идея о материальности сознания, казалось, была подтверждена.

Вопрос о природе сознания, в частности о материальности сознания, в определенной степени проясняется при рассмотрении вопроса о происхождении сознания, который, как и вопросы о происхождении жизни, происхождении человека, является «великой тайной».

Живая, органическая материя, которая является основой жизни, после своего образования развивалась в прогрессивном направлении. Критериями прогресса растительных и животных организмов были: 1) сложность их организации; 2) установление связи между формой и строением каждого органа и организма в целом; 3) установление гармонии между организмом и окружающей средой.

Реализация указанных критериев была невозможна без совершенствования способности организма к накоплению информации и саморегуляции, развития такого качества, как рефлексия. Дело в том, что в простейших формах отражения в неживой природе след — отпечаток одного воздействия на другое — не становится для них ориентиром их собственной активности по отношению друг к другу. Живая материя, благодаря наличию внутренней программы, закодированной в материальных носителях, способна активно относиться к объектам и явлениям внешнего мира, в виде ориентации на жизненно важные для живой материи факторы внешней среды, целенаправленно реагируя на информацию, содержащуюся в отражении.

Таким образом, первой формой отражения в живой природе была раздражительность. Жизнь возникает там, где появляются органические соединения, способные к саморегуляции, самовоспроизводству, самообслуживанию, размножению, самосовершенствованию путем эволюции и раздражимости. Раздражимость — это такое свойство организменной жизни, которое заключается в отражении внешних и внутренних воздействий среды в виде возбуждения и внешней избирательной реакции.

В ходе эволюции простейшие формы раздражимости, свойственные низшим видам живых существ, начиная с одноклеточных организмов (например, амеб), растений, животных с низкоорганизованным нервным аппаратом (тропизмы, таксисы), сменяются высокоорганизованными формами поведения. Раздражительность — это допсихическая форма отражения, это свойство организма, которое проявляется только как физиологическая реакция, еще не связанная с формированием субъективного образа объективного мира. Раздражительность — это средство контроля, регуляции адаптивного поведения.

С появлением животных возникает новая форма отражения — чувствительность: способность воспринимать и реагировать на ощущения, которая является первоначальной формой психики.

Возникшая и развитая нервная система (психика) у животных обеспечила еще более широкие возможности отражения, поведения и, соответственно, развития организма: так, беспозвоночные основывают свое поведение на безусловных рефлексах — инстинктах, «закодированных» в нервной системе схемах регуляции работы внутренних органов и внешнего поведения (дыхания, пищеварительного процесса, процессов теплообмена и т.д.). Инстинкты, передающиеся по наследству, иногда поражают нас своим совершенством и являются результатом многовековой адаптации животных к условиям их существования.

Благодаря происхождению мозга у позвоночных, рефлексы уже осуществляются условными рефлексами. Рефлекторная функция условных рефлексов основана на принципе обратной связи: рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя — внешнего сигнала, продолжается по нервным отросткам коры головного мозга и заканчивается ответным действием мышц и органов. Возникающие импульсы сигнализируют о результатах этой работы и возвращаются в мозг. Это позволяет вносить коррективы в выполняемое действие. Таким образом, отражение поднимается на следующий уровень — нейрофизиологическое отражение, которое свойственно только высшим животным и выражается уже не только в непосредственной реакции на стимул, но и в целой системе детальной, организованной последовательности действий, которые в конечном итоге подчинены жизненно важной цели.

Дальнейшее развитие нервной системы, психики и мозга породило новый вид отражения — сознание: отражение действительности с помощью образов — представлений. В этом контексте сознание как высший уровень отражения вообще и психического отражения в частности является особым свойством высокоорганизованной материи (мозга) отражать мир в идеальных образах.

Из этого определения следует важное следствие. Сознание — это свойство не любой материи, а только высокоорганизованной материи, которая появилась позже, на более высокой ступени развития мира.

Источники сознания

Теперь перейдем к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос давно является предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сформировались различные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др. Натуралистическое направление сосредотачивается на выявлении связи сознания с материально-вещественным субстратом, сводя мысль, сознание к тем же материальным изменениям, только другого рода. Противоположный этому направлению объективно-идеалистический подход стремится выяснить структуры и компоненты сознания, которые не зависят от мозга, а определяются неким ментальным фактором (по сути, его представители делают акцент на социокультурной доминанте сознания).

Философско-реалистическое течение в понимании источников сознания выделяет среди множества известных и еще неизвестных науке факторов, определяющих содержание сознания, следующие.

Во-первых, внешний объективный и духовный мир, природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Сами эти образы, если они отражают, например, какое-то природное образование или историческое событие, не содержат тех же самых объектов, даже в уменьшенном виде; в этих объектах нет ничего материально-субстанционального. Однако в сознании существуют их отражения, копии (или символы), которые содержат информацию о них, об их внешней стороне или сущности. Такая информация является результатом взаимодействия человека с текущей ситуацией, что обеспечивает его постоянный непосредственный контакт с ней.

Второй источник сознания — социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, знания, накопленные обществом. Здесь и средства, методы, формы познавательной деятельности. Часть социокультурных норм и запретов переносится в индивидуальное сознание и становится (в качестве «суперэго») частью содержания этого сознания. В результате индивидуальное сознание способно подняться над данной ситуацией до уровня общественного сознания и понимания. Справедливо будет сказать, что человек обладает способностью смотреть на мир глазами общества.

Третий источник сознания — это весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживания: в отсутствие прямых внешних воздействий человек способен осмыслить свое прошлое, построить свое будущее и так далее. Разные люди по-разному реагируют на музыку, картины и т.д., создавая специфические переживания и образы. Динамика процесса рефлексии, другими словами, касается духовной реальности самого человека.

Четвертым источником сознания является мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов и их связей и позволяющая реализовать общие функции сознания на клеточном уровне организации материи. На сознание и его состояние влияет не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация. Если вспомнить натуралистическое направление исследований сознания, то нельзя не признать его правоту в этом отношении: действительно, мир вокруг голодного человека или человека, который долгое время не ел досыта, может казаться иным, чем у того, кто питается нормально; иначе, физиологическое и биохимическое состояние мозга — один из факторов, влияющих на характер восприятия мира. Ошибка приверженцев натуралистического подхода заключается не в исследовании этой зависимости, а в игнорировании специфики других факторов, влияющих на сознание, и отстаивании позиции материальности, материальности сознания (мысли) во всех его возможных аспектах. В отличие от этого, философский реализм утверждает, что связь между мозгом и содержанием сознания — это не связь причины и следствия, а связь между органом и его функцией.

Источником сознания, вероятно, также является космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание отдельного человека. В настоящее время все больше экспериментальных подтверждений находят гипотезы о волново-квантовой механической природе мозга. Исследователи делают вывод: «мозг представляет собой космическую систему, которая берет энергию для своей работы непосредственно из Вселенной, а кожа используется как механизм приема этой энергии», «мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной через два канала связи — энергетический и информационный». Из этого можно вывести следствия, касающиеся не только участия индивидуальной информации во всеобщем информационном процессе, но и влияния информации умерших предков на сознание живущих людей (через сферу бессознательного). В любом случае, гипотезы, разработанные в этом контексте, заслуживают внимания с философской точки зрения.

В заключение следует отметить, что при формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания связаны друг с другом. В то же время внешние источники преломляются через внутренний мир человека; не все, что приходит извне (скажем, из общества), впитывается в сознание.

Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания не являются ни идеи как таковые (как у объективных идеалистов), ни мозг как таковой (как у вульгарных материалистов), источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком через высокоорганизованный материальный субстрат — мозг и в системе надиндивидуальных форм общественного сознания.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Учение о личности
  2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева
  3. Задачи психотерапии
  4. Взаимосвязь лидерских способностей и социального статуса в малой группе — Основы лидерства: концепция и функции
  5. Карл Юнг
  6. Основные свойства и характеристики ощущений
  7. Елизавета Ивановна Тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
  8. Психология проблем развития личности
  9. Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами
  10. Роль научных сообществ в развитии личности ученого