Для связи в whatsapp +905441085890

Взгляды А. Г. Асмолова на идеал воспитания и на его особенности — Личность по Асмолову

Александр Григорьевич Асмолов родился 22 февраля 1949 года. В 1972 году окончил психологический факультет МГУ. Работает в МГУ с 1972 г., главный психолог Государственного агентства образования СССР (1988-1992 гг.); заместитель министра образования России (с 1992 г.); вице-президент Общества психологов АН СССР (с 1989 г.); член Президиума Российского общества психологов (с 1996 г.). Член-корреспондент Российской академии педагогики (с 1995 г.); член 5 редакционных коллегий и 2 экспертных коллегий; награждён почётными знаками Государственного агентства образования СССР и Министерства образования Российской Федерации; заведующий кафедрой психологии личности. Исследования. Исследовательские интересы: Общая психология, психология личности, историческая психология и этнопсихология.

Александр Асмолов представляет современного психолога, который предстает как специалист с особой культурой мышления, культурой неклассического историко-эволюционного подхода к психологии. Он считает, что психология личности строится на ключевых идеях историко-эволюционного подхода. В то время как Асмолов в своих лекциях размышляет над вопросом, зачем нужна психология, он называет психологию не только наукой, но и культурой и творчеством. И он предпочитает смотреть на психологию личности именно так.

Александр Асмолов считает, что мифы и метафоры иногда лучше передают смысл мировоззрения человека, чем самые строгие научные статьи. Среди таких мифов одна из притч Эзопа, великого сказочника Эллады.

Эзопа, раба, получившего свободу благодаря своей мудрости, ложно обвиняют в воровстве с помощью махинаций с недоброй волей и хитростью. Поэтому он просит стражников храма, которые схватили его:

— «Какая судьба постигнет раба, который украл?

— раба бьют кнутом и возвращают к хозяину.

— А как же свободный человек за тот же проступок? — Эзоп расспрашивает охранников вокруг него.

— «По законам Эллады, свободный человек сбрасывается со скалы в пропасть за воровство», — говорят охранники.

— «Скажи им, что ты мой раб, и будешь жить», — говорит его бывший хозяин, умоляя Эзопа.

В ответ на это предложение Эзоп обращается к охранникам и говорит:

— Где пропасть для свободного человека…?

Выбор Эзопа — это выбор индивида для выступления на тему, которая сегодня так же актуальна, как и всегда: «Индивидуум рождается». Человек становится личностью. Сохраняется индивидуальность». Выбор Эзопа — это личный выбор людей, которые ради свободы и достоинства предпочли бы выбрать бездну для свободного человека, а не жизнь в духовном и социальном рабстве.

Взгляды А. Г. Асмолова на идеал воспитания и на его особенности - Личность по Асмолову

Личность по Асмолову

Внешние характеристики. Большинство людей отличаются по внешнему виду, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим характеристикам.

Прошлый опыт. Знания, убеждения, привычки, навыки, стереотипы и различные проявления памяти — важнейшие черты личности человека.

Мотивация — это область, включающая три группы факторов, которые можно рассматривать как три уровня мотивации.

1.Это источники деятельности, их конечные причины: Либидо, потребность в самореализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и т.д. Факторами этого уровня всегда являются обобщенные, стабильные факторы, то, что стабильно характеризует человека и в равной степени относится к мотивации и личности.

2.Это те факторы, которые обеспечивают выбор ориентации деятельности в конкретной ситуации. Это не означает осознанного выбора, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Чаще всего этот выбор делается без участия сознания, автоматически принимая одно, а не другое направление деятельности в данной ситуации. Здесь мы уже говорим об актуальных мотивационных факторах (мотивах).

  1. это факторы, обеспечивающие регулирование, ориентацию деятельности на реализацию мотива.

Таким образом, психология мотивации занимает пространство между психологией личности и психологией регулирования действия. Первый уровень — источники мотивации — это общая область психологии личности, второй уровень — то, что происходит здесь и сейчас, конкретный выбор направления действия, является специфическим субъектом психологии мотивации, а третий уровень — то, что ведет деятельность на пути к достижению желаемого, когда этот выбор сделан — это психология деятельности.

Цели и ценности. Личность невозможна без целей, к которым она стремится, без ценностей, ради которых живет.

Язык и речь. Речь и язык человека во многом определяют его взгляд на мир. Черты характера. Социальные роли. Поведение. Сознание и самоощущение. Сознание человека, и тем более его самоощущение, является наиболее важным проявлением его личности.

Талант и креативность. В повседневной жизни мы часто называем человека личностью, когда он проявляет себя необычным, творческим и талантливым образом.

Индивидуальность

Индивидуальность — это единство неповторимых индивидных и личностных свойств конкретного человека. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта.

Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек. [1,c.397]

Например, специфика такой особой деятельности общения, как искусство, в том и состоит, чтобы, по выражению А.Н.Леонтьева, суметь побороть равнодушие значений, прорваться за «значенческий», выражающий стереотипы слой восприятия и поведения и передать личностные смыслы. Именно искусство является одним из самых могучих источников трансформации смысловой сферы личности.

Из всего сказанного вытекает, что с помощью рациональных вербальных методов вряд ли удастся оказать психологическую поддержку личности, помочь человеку найти мировоззрение. Ведь мировоззрение — это не просто сумма знаний о мире. Мировоззрение представляет собой образ мира, приобретший личностный смысл и составляющий ядро индивидуальности личности.

Проблемы развития личности с точки зрения историкоэволюционного активистского подхода.

А. Асмолов в своем изучении психологии личности выступает не только как психолог, но и как методист. Его идея заключается в следующем: начать с общих характеристик человека в философии, затем охарактеризовать человека в рамках системного подхода, затем в теории деятельности (в варианте Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева), наконец, получив все эти характеристики человека, охарактеризовать его в области собственно психологической науки.

Так почему же Асмолов апеллирует к перечисленным непсихологическим дисциплинам, к некоторым из которых принадлежит теория деятельности? Чтобы глубже разобраться в следующих проблемах:

Первая из этих проблем касается изучения социогенетических условий возникновения и развития личности в истории общества, на оси «исторического времени». Сама постановка этой проблемы приводит исследователей к изучению возникновения феномена личности и его значения в истории социального развития; развитию представлений об исторической природе порой кажущейся вечной возрастной периодизации — детства, юношества и т.д.; исторической обусловленности ритма изменений в различных сферах жизнедеятельности (игра, работа, досуг) и т.д.

Вторая проблема связана с изучением развития личности в различных культурах «социального пространства» данной эпохи, а также в различных больших и малых социальных группах данной культуры. Анализ этой проблемы позволяет выявить специфическое содержание функционально-ролевых характеристик личности, избежать путаницы культурных стереотипов с характеристиками индивидуальности, а главное, выявить закономерности развития личности в развитии тех или иных социальных групп. Наибольший вклад в решение этой проблемы вносит социальная психология. В развивающихся этнопсихологических исследованиях открываются новые точки зрения на проявления жизни личности в разных культурах.

Третья проблема связана с построением периодизации развития личности в социальных группах. В ходе данного направления личностных исследований наибольшее внимание привлекают проблемы перехода от помощи в онтогенезе к самоконтролю за поведением личности, о превращении «только известных» идеалов и жизненных ценностей в смыслообразующие мотивы поведения личности.

Эти вопросы могут быть решены на основе изучения механизмов социализации как интернализации социальных норм в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками.

Психология основа проектирования образования

Образ, витающий над психологией нашего века, — это изображение психолога прошлого века, по сравнению с тираном, сидящим на развалинах Трои. Поэтому в самом начале своего выступления я хотел бы поднять вопрос о том, на каких руинах мы сидим, и сформулировать это немного иначе. Психология — это не просто сидеть на руинах Трои, чтобы сидеть на чьих-то руинах, нужно их найти. Сегодня, когда мы находимся под гипнотическим влиянием числа 2000 и кажется, что через 5 минут после вступления в новое тысячелетие, мы будем магически изменены. Сегодня в нашем мире, когда я говорю о мире, я имею в виду Россию и другие страны, происходит уникальное явление. Суть этого феномена заключается в том, что психология меняет свой статус, свой социальный статус среди всех наук. Хотелось бы вспомнить хорошую книгу Северцева «Психея как фактор эволюции». Перефразируя эту формулу, могу сказать, что психология является конструктивным фактором эволюции общества и изменения менталитета. Именно психология сегодня действует как фактор, который — приводит к появлению новых миров вокруг нас, а не только реальных, о которых мы говорим. Старый добрый епископ Джордж Беркли, которого мы все называем солипсистом, на самом деле был эгоцентристом, который думал, что вокруг нас только один мир. Действительно, история культуры движется в направлении умножения миров, история культуры через психологию движется в направлении умножения вселенных. И поэтому этот тезис, как ни странно это звучит, нелепый, как это может показаться даже писателям научной фантастики, на самом деле более чем реален. В ряде работ я ссылаюсь на «Игру человека» Хейсинги, говорится, что мы постоянно увеличиваем количество вселенных. Подумайте о Р. Брэдбери, особенно о его ужасной истории «Уэйд» (она называется по-другому, — «Питомник»), когда .родители были разорваны на части львами и оказались в воображаемом мире своих детей, играющих на компьютере. Что это — просто красивые фантастические игры? Нет и нет снова. Из этих понятий я хотел бы перейти к понятиям, которые звучат более экзотично, а именно Юрий Михайлович Лотман, по аналогии с ноосферой Вернадского, достаточно четко вводит понятие полуосферы, говоря, что все мы живем в знаковой реальности, в знаковой — смысловой построенной реальности. Следуя за Лотманом, мы можем посмотреть и на другие исследования. В творчестве Л.С. Выготского всегда есть разговоры, особенно в его работах по пьесе, о создании воображаемой ситуации, и эта воображаемая ситуация является другой разновидностью реальности. В работах В.Ю. У Проппа есть представление о том, как можно создавать магические или мифологические ситуации. Это тоже онтологизировано. Это может быть воспринято как реальность. Отсюда и дразнящая, возмутительная, я бы сказал, мысль о том, что психологи — это не только инженеры человеческих душ вообще, но и психологи выступают в каком-то смысле как архитекторы процесса мировой истории. Как этот процесс будет осуществляться? Как к нему подойти? Одним из важнейших шагов в этом процессе является работа в образовании, образование как особый вид практики, психопрактика, меняющая реальность.

В последнее время стало ясно, что психология сегодня функционирует как наука, которая формирует и меняет образование в России. Особенно ярко это проявляется на примере так называемой практической психологии педагогики. Как бы наивно и дилетанторски осторожно это ни было, сегодня практическая психология педагогики — это та скала, которую строители должны поставить во главу процесса, потому что она задает совершенно иную логику организации образования. Она не сводится к образовательной, социальной, медицинской психологии, она постоянно борется за целостного человека в Третьем мире. Поэтому сегодня можно сказать, что благодаря практической педагогической психологии в России произошли коренные изменения в самом мире образования.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методическая служба в системе дополнительного образования детей
  2. Педагогическая экспертиза
  3. Картотека труда в средней группе
  4. Требования к современному педагогу
  5. Методика организации групповых дел по Н. Е. Щурковой
  6. Воспитание и школа в древней греции
  7. Методика изучения орфографии в начальной школе
  8. Социально-коммуникативное развитие детей с ДЦП
  9. Характеристика наглядных методов обучения
  10. Воспитание толерантности обучающихся: состояние и перспективы развития