Для связи в whatsapp +905441085890

Зарождение социально-исторического сознания — Историческое развитие понятия сознания

В первоначальных философских взглядах не было строгого различия между сознательным и бессознательным, идеальным и материальным. Так, Гераклит связывал основу сознательной деятельности с понятием «логос», которое означало слово, мысль и сущность самих вещей. Степень знакомства с Логосом (объективным миропорядком) определяла качественный уровень человеческого сознания. Аналогичным образом, в работах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).

Сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений, было впервые открыто Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противопоставление психического и материального. Так Платон создал грандиозную систему «мира идей» — единой основы всего сущего — и разработал концепцию мирового, самосознающего, развоплощенного духа, который является движущей силой космоса, источником его гармонии. Античная философия активно развивала идеи индивидуального сознания принадлежности человека к мировому духу, которому придавалась функция объективной всеобщей закономерности.

Средневековая философия рассматривала сознательную человеческую деятельность как «отражение» всемогущего божественного духа, что являлось убедительным доказательством сотворения человека. Выдающиеся средневековые мыслители Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляя разные этапы развития философской и богословской мысли, последовательно и обстоятельно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и духовной деятельности в сочетании с самоуглубленным пониманием взаимосвязи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и решению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Таким образом, в этот период было введено понятие интенции как особого качества сознания, выражающегося в его направленности на внешний объект. Проблема интенциональности присутствует и в современной психологии; она также является важной частью методологии одной из наиболее распространенных междисциплинарных областей эпистемологии — феноменологии.

Наибольшее влияние на разработку проблемы сознания в Новое время оказал Декарт, который сосредоточился на высшей форме сознательной деятельности — самосознании. Философ рассматривал сознание как представление субъекта о своем внутреннем мире как непосредственной субстанции в отличие от внешнего пространственного мира. Сознание отождествлялось со способностью субъекта обладать знанием о своих собственных психических процессах. Были и другие точки зрения. Лейбниц, например, разработал положение о бессознательной психике.
Французские материалисты XVIII. В XVIII веке (Ламетрини, Кабанис) обосновали положение о том, что сознание — это особая функция мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и самом себе. В целом, материалисты Нового времени рассматривали сознание как вид материи, как движение «тонких» атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, отделением мозга или универсальным свойством материи («И камень мыслит»).

Немецкий классический идеализм сформировал особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Согласно Гегелю, основным принципом развития сознания был исторический процесс становления мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

Зарождение социально-исторического сознания - Историческое развитие понятия сознания

Современные представления о сознательной деятельности

Одна из самых распространенных и научно обоснованных гипотез о происхождении сознания основана на признании универсального свойства материи — отражения. Предполагается, что каждый уровень материи (неорганический, органический, социальный) имеет специфическую форму отражения. Генетически начальной формой на органическом уровне (живая природа) является раздражительность — способность организма реагировать на определенные раздражители. Затем есть чувствительность — способность чувствовать. Первая способность присуща и растениям, вторая характерна для животного мира. Сенсация опосредует фактор внешней среды и направляет организм на адекватное реагирование в соответствии с его потребностями. В результате противоречивой коэволюции внешнего воздействия и внутренней активности возникает развитая психика, психическое отражение. Возникновение сознания (социальной формы отражения) связано с деятельностью материального производства и характеризуется идеальным отражением действительности через знаковую систему языка.

Трудность в определении сознания заключается в том, что человек не в состоянии охватить весь состав мыслительной деятельности. Поэтому субъект не воспринимает непосредственно физиологические элементы сознания, и у него создается впечатление, что он имеет дело с процессом, абсолютно свободным от какой-либо материальной основы. Далее. Мысль всегда сопровождает деятельность человека, направленную на объекты материальной или психической деятельности, переплетается с различными проявлениями жизнедеятельности субъекта, и поэтому выделение границ сознания сопряжено с определенными трудностями. Анализ представлений о душевной жизни человека, несмотря на все различия, выявляет и общие черты, которые могут стать отправной точкой согласия между рассмотренными концепциями сознания от мистико-религиозных до естественнонаучных. Общим является то, что сознание признается посредствующим звеном между всеобщим, в какой бы форме оно ни проявлялось (космос, Бог, идея и т.д.), и индивидуальным; индивидуальное человеческое сознание всегда наделено способностью отражать всеобщее, соизмерять себя с абсолютным, то есть с истинным бытием. Принцип отражения обязательно присутствует в различных интерпретациях сознания как его важнейшее и сущностное качество. Универсальность сознания определила внимание, уделяемое ему различными науками: Психология, социология, психиатрия, биофизика, юриспруденция, информатика. Проблемы сознательной деятельности, духовности человека нашли отражение в культурных традициях, религиозной и социальной ориентации.

В современной философской литературе нашей страны одна из наиболее широко используемых концепций сознания принадлежит А.Г. Спиркину /Сознание и самосознание. М., 1972/. Под сознанием А.Г. Спиркин понимает идеальное (психическое) отражение действительности, превращение объективного содержания предметов в субъективное содержание психической жизни человека, а также конкретные социально-психологические механизмы и формы такого отражения на различных его уровнях. Воспроизведение объективной реальности сопровождается психической подготовкой к преобразующей практической деятельности (планирование, акт выбора, целеполагание). Сознание как высшая форма отражения имеет место в вербальной (символической) форме активного отражения и конструктивно-творческого преобразования внешнего мира, в связывании новых впечатлений с предыдущим опытом, в отграничении индивида от среды и в сопоставлении субъекта с объектом. Возникновение сознания напрямую связано с возникновением языка, артикулированного языка. Основными элементами языка являются слово и предложение. Материальная сторона слова (написание, звучание) обозначает предмет и является чувственным или ментальным образом. Предложение как материальная форма является носителем законченной мысли, суждения. Сознание отражает реальность, а язык обозначает и выражает мысль.

Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания

Сознание — это высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственная только человеку и опосредованная общественно-исторической деятельностью человека. Человеческое сознание всегда целенаправленно и активно.

Важнейшей предпосылкой и условием формирования человеческого сознания было развитие человеческого мозга.

Формирование человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественной трудовой деятельностью.

Появление трудовой деятельности радикально изменило отношение человека к окружающей среде.

Из вышесказанного следует, что ведущим фактором, повлиявшим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном использовании орудий труда.

Работа — это процесс, соединяющий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Труд характеризуется: использованием и изготовлением орудий труда; выполнением в условиях общей коллективной деятельности.

Основой для перехода к человеческому сознанию стал труд людей, который был их общей деятельностью, направленной на достижение общей цели и принципиально отличающейся от любой деятельности животных.

В процессе трудовой деятельности функции руки, которая приобрела большую подвижность, ее анатомическое строение совершенствовалось, развивалось и закреплялось. Однако рука развивалась не только как хватательный инструмент, но и как когнитивный орган. Трудовая деятельность привела к постепенному превращению активной руки в специализированный орган активного осязания.

Труд связывает человека с природой, это процесс воздействия на нее. Трудовая деятельность характеризуется:

1) использование и производство средств труда, их сохранение для последующего использования; производительный характер и целесообразность трудовых процессов;

2) подчинение труда идее продукта — цели труда, которая как закон определяет способ трудовой деятельности;

3) общественный характер труда, его реализация в условиях совместной деятельности;

4) Трудовая ориентация на преобразование внешнего мира.

Производство, использование и обслуживание средств труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, языка и общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, преобразует природные выделения и функции в «высшие психические» — специфически человеческие, социально и исторически обусловленные формы памяти, мышления и восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные использованием вспомогательных средств, знаков языка, возникших в процессе развития. Единство высших психических функций образует человеческое сознание.

Сознание — это высший уровень психического отражения. Однако сфера психического шире, чем сфера сознания. Это те явления, техники, качества и состояния, которые возникают, но не осознаются человеком.

Бессознательное может быть мотивацией действий и поступков, которые совершает человек. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, характеристиках и состояниях человека. Существуют бессознательные зрительные, слуховые ощущения, бессознательные перцептивные образы могут проявляться в явлениях, которые соотносятся с ранее виденными, в чувстве знакомости.

Понятие и структура сознания.

Сознание — это сложное, многомерное и многоуровневое явление. Она неотделима от такой центральной категории любого мировоззрения, как человек. Решение проблемы сознания играет решающую роль в понимании проблемы человека.

В силу своей чрезвычайной сложности и многогранности сознание является объектом интереса многих наук и вненаучных форм познания. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, направляет свое внимание на анализ таких важных вопросов, как природа, происхождение и структура сознания, возможности и пути его изучения. Эти вопросы с древних времен и по сей день остаются спорными и не имеют однозначного решения.

Идеалисты придерживаются идеи, что сознание первично по отношению к материи; они рассматривают его как независимую, творящую сущность (субстанцию) всех вещей и процессов. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело как независимые друг от друга и не видит взаимосвязи между психическими и физиологическими процессами в организме.

В отличие от идеализма, материализм считает, что материя первична, а сознание вторично. В истории философии материалисты, не сумев объяснить связь сознания с неживой материей, вопрос о происхождении сознания склонили к гилозоизму. Гилозоизм (греч. hylo — вещество; zoё — жизнь) приписывает всей материи способность чувствовать. «Даже камни думают», — говорят гилозисты. Древнегреческие материалисты были представителями гилозоизма. В эпоху Возрождения и современности — Ж.Бруно, французские материалисты XVIII века. Век Ж.Робинэ и Дидро. Хилозоизм не исчез и сегодня. Например, современный западный философ Ж. Делез считает, что вещи способны мыслить. Беньямин приписывает вещам способность смотреть на окружающий мир; Дэниел Харауэй признает в вещах творческие импульсы, а Б. Лаутар даже говорит о «парламенте вещей», который наделяет их правом судить.

В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное и независимое от материи, а, напротив, как ее атрибут. В отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство и время, это свойство не является универсальным. Она присуща особому виду высокоорганизованной материи — человеческому мозгу. Но не мозг как таковой способен понимать и мыслить, а человек, обладающий мозгом, в том смысле, что человек связан с системой — природной, социальной, культурной, — в которую он включен как активно функционирующий элемент.

Материализм предполагает, что материя существует вне и независимо от сознания; сознание не существует вне материи. Сознание вторично (но не вторично), производно от материи. С материалистической точки зрения вторичность сознания рассматривается в трех аспектах: 1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее развития); 2) психофизиологическом (сознание — функция человеческого мозга); 3) гносеологическом или эпистемологическом (сознание — высшая форма отражения внешнего мира, характеризующаяся осмысленностью и целенаправленностью).

Происхождение и сущность сознания

Проблема происхождения сознания останется загадкой для науки и философии, если мы не подойдем к ней исторически, без учета того, что сознание возникло как свойство материи на определенном этапе ее эволюции. История возникновения сознания является одной из составляющих общего процесса эволюции материи, в ходе которого возникает и развивается жизнь, все многообразие живой природы, а затем и мыслящий человек.

Сознание — это высшая форма и результат развития важного свойства материи — отражения. Отражение — это изменение одного объекта под воздействием другого, или, другими словами, передача характеристик одного объекта другому в процессе их взаимодействия.

Способность к отражению и его характер зависят от степени организации материи. В качественно различных формах отражение проявляется в неорганическом мире, в мире растений, животных и, наконец, в человеке. В простейшем случае отражение в неорганической природе — это механические деформации, физические и химические изменения, происходящие в результате взаимодействия.

С возникновением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражительность, которая представляет собой реакцию организма на внешние или внутренние воздействия среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, носящая адаптивный характер, распространена у растений и простейших.

Рефлексы и ощущения являются более высокой формой биологического отражения, чем раздражительность. Рефлексы и чувства возникают у животных, имеющих нервную систему. На этом этапе развития возникают психологические формы отражения, которые характеризуются избирательностью и активностью. Рефлекс — это естественная реакция организма на внешние раздражители, которая происходит при участии центральной нервной системы. В процессе морфологического усложнения организмов в ходе органической эволюции наряду с безусловными (или врожденными) рефлексами и на их основе условными (или приобретенными) рефлексами у животных появляется высшая нервная деятельность.

Дальнейшее развитие свойства отражения, присущего материи, происходило у наших предков под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающая роль в этом процессе перехода от биологической формы движения материи к социальной принадлежит трудовой деятельности. Она способствовала формированию абстрактного мышления и появлению высших, чисто человеческих форм отражения.

Сознание — это специфически человеческое свойство высокоорганизованной материи, неотделимой от мозга, отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в понимании человеком внешнего мира и своего собственного существования.

Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем человек что-то делает, он делает это мысленно, в идеальной форме. Идеал — это характеристика сознания, обусловленная социальной природой человека. Она представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, который отражается в психике субъекта в чувственных и ментальных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях и идеалах.

Идеальное — это свойство сознания в отличие от материи. В этом отношении она предстает как субъективная реальность, противопоставленная объективной реальности. В отличие от материального, которое имеет свойства быть реальным, пространственным, временным, идеальное обозначает непротяженное, нематериальное, содержательное сходство образа и соответствующего объекта.

Другими словами, сознание, с одной стороны, основано на материале и имеет его в качестве своей предпосылки; в этом смысле оно вторично. С другой стороны, она ориентирована на новый материал, который овеществляется и объективируется в новых результатах человеческой деятельности, и в этом отношении она первична.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия науки
  2. Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи
  3. Патристика, специфика теологической экзегезы и герменевтики
  4. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
  5. Общество как особая саморазвивающаяся система
  6. Натурфилософия Шеллинга — Биография и жизненный путь Шеллинга
  7. Человек как субъект деятельности, познания и ценностного освоения мира
  8. Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии
  9. Познание как предмет философского анализа
  10. Нравственное сознание