Для связи в whatsapp +905441085890

Защитный механизм: аскетизм — Защитные механизмы психики

Защиты — это способы, с помощью которых человек защищает себя от внутренних и внешних напряжений. Защиты избегают реальности, исключают реальность, переопределяют реальность или обращают реальность вспять, уводят от реальности. В любом случае, энергия либидо, необходимая для поддержания защиты, сильно ограничивает подвижность и силу эго. «Они (защиты) связывают психическую энергию, которая могла бы быть использована для более полезной деятельности эго. Когда защита становится очень влиятельной, она начинает доминировать над эго и снижает его мобильность и адаптивность. Когда защита не выдерживает, эго не имеет точки опоры и охвачено страхом.

Иногда человек испытывает беспокойство или тревогу. Когда они испытывают эмоциональный стресс, у многих появляются физические симптомы. И почти у каждого человека есть какие-то эксцентричности, идиосинкразии, поведение или идеи, которые большинству кажутся «ненормальными». Наверное, нет человека, который не испытывал бы в своей сексуальной жизни каких-то трудностей или отклонений от «нормы».

Основная функция некоторых из этих механизмов заключается в поддержании нашего душевного равновесия. Присутствие других людей всегда является признаком болезни. Большинство из них могут проявляться в обоих случаях. Все они работают автоматически, то есть без нашего ведома и без каких-либо сознательных усилий или намерений. С раннего детства и на протяжении всей жизни в психике человека возникают и развиваются механизмы, которые называются психологическими защитами, защитными механизмами психики, защитными механизмами личности. Эти механизмы, так сказать, обеспечивают осознание личностью различных видов негативных эмоциональных переживаний и восприятий, способствуют поддержанию психологической стабильности и разрешению внутриличностных конфликтов и происходят на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

С помощью защитных механизмов люди бессознательно защищают свою психику от травм, которые могут быть вызваны реальными жизненными ситуациями, угрожающими разрушить Я-концепцию личности. Но в то же время эти механизмы мешают людям осознать свои заблуждения относительно собственных черт характера и мотивов поведения, что часто затрудняет эффективное решение личных проблем.

Эти понятия были впервые введены в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом в 1894 году. Еще в своих ранних работах Фрейд указывал, что прототипом психологической защиты является механизм подавления, конечной целью которого является избегание неудовольствия, то есть всех негативных аффектов, связанных с внутрипсихическими конфликтами между влечениями бессознательного и структурами, ответственными за регуляцию поведения личности. При редукции негативных аффектов подавляется и их содержание, то есть реальные сцены, мысли, восприятия и фантазии, которые предшествовали возникновению аффекта.

Анна Фрейд четко определила аффект, который включает в себя работу защитных механизмов — это тревога, страх. Она указала на три источника беспокойства. Прежде всего, это страх, страх перед разрушительными и безусловными требованиями бессознательных инстинктов, руководствующихся только принципом удовольствия (страх перед «оно»). Во-вторых, это страшные и невыносимые состояния, вызванные чувством вины и стыда, разъедающими угрызениями совести (страх перед самостью сверх-Я). В-третьих, это страх перед требованиями реальности (страх «я» перед реальностью).

Анализ Анной Фрейд работ своего отца, а также ее собственный психоаналитический опыт привели ее к выводу, что использование защитных мер не разряжает конфликт, страхи сохраняются, а вероятность заболевания высока. Фрейд перечисляет следующие защитные механизмы: Репрессия, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена старого, проекция, интроекция, обращение к себе, обращение к другому, сублимация. Существуют и другие защитные техники. В этом контексте она также упомянула отрицание через фантазирование, идеализацию, идентификацию с агрессором и т.д.

Защитный механизм: аскетизм - Защитные механизмы психики

Защитные механизмы психики

Когда информация поступает в сознание/подсознание индивида (имеется в виду воздействие информации на психику), психика такого индивида воспринимает не все, и включается механизм просмотра поступающей информации, ее отбора, анализа и распределения по участкам мозга, отвечающим за хранение информации.

Когда-то профессор Зигмунд Фрейд и его младшая дочь, профессор Анна Фрейд, открыли так называемые защитные механизмы психики, с помощью которых любая информация из внешнего мира, будучи отвергнутой сознательным разумом, попадает мимо него в бессознательную психику. Эти защитные механизмы включают такие формы и методы защиты, как сублимация, отрицание, репрессия, проекция, идентификация, интроекция, рационализация, приостановка действия, расщепление и т.д. Давайте кратко рассмотрим перечисленные защитные механизмы психики.

Откуда берутся различные виды защиты? Ответ парадоксален и прост: с детства. Ребенок приходит в мир без каких-либо механизмов психологической защиты, все они приобретаются им в том нежном возрасте, когда он едва осознает, что делает, пытаясь просто выжить, сохранить свою душу.

Задача самой ранней стадии подросткового возраста, как ее описывал Фрейд, — установить нормальные отношения с первым «объектом» в жизни ребенка, материнской грудью, а через нее — со всем миром. Если ребенок не брошен, если матерью движет не идея, а тонкое чувство и интуиция, ребенок будет понят. Если этого понимания не происходит — закладывается одна из самых серьезных личностных патологий — не формируется базовое доверие к миру. Возникает и укрепляется чувство, что мир хрупок и не сможет удержать меня, если я упаду. Такое отношение к миру сопровождает взрослого человека на протяжении всей его жизни. Неконструктивное решение проблем в столь раннем возрасте приводит к искаженному восприятию мира. Страх переполняет его. Человек не может трезво воспринимать мир, не может доверять себе и другим, часто живет с сомнениями в том, что он вообще существует. Такие личности защищают себя от страха с помощью мощных, так называемых примитивных защитных механизмов.

Классификация видов психологической защиты

Среди исследователей нет единого мнения об общем количестве защитных механизмов и степени их взаимосвязи.
Зигмунд Фрейд рассматривал такие механизмы психологической защиты, как отрицание, подавление, замещение, проекция, рационализация, регрессия, реактивные образования и некоторые другие. Они не осознаются личностью и автоматически активируются, когда человек попадает в неприятную ситуацию. С одной стороны, эти защитные механизмы служат для снижения остроты негативных переживаний, с другой стороны, они искажают восприятие действительности и проявляются в определенных реакциях личности. Отрицание проявляется, когда сотрудник отказывается признать факт своей ошибки и отвечает на замечание руководителя словами «не может быть».

Вытеснение характеризуется забывчивостью, то есть работник может совершить ту же ошибку не из-за своей «невежественности» или «вредности», а потому что сделанное ему замечание было для него болезненным, и он вытеснил его из своего сознания.
Проекция — это бессознательное приписывание собственных чувств, негативных характеристик, которые не воспринимаются их носителем. Поэтому, во-первых, руководитель может обвинить работника в чем-то, что приписывается ему, но о чем работник не знает. Во-вторых, сотрудник может бессознательно приписывать руководителю свои собственные чувства и поэтому воспринимать его слова совсем не так, как ожидает руководитель.

Рационализация обеспечивает блокировку осознания истинных мыслей, чувств и мотивов человека; благодаря этому механизму он склонен использовать самоприемлемые объяснения своего поведения. Одним из проявлений рационализации является самооправдание.

Регрессия проявляется в инфантильном поведении, когда поведение сотрудника напоминает поведение беспомощного ребенка.
Реактивные образования выражаются в том, что вместо истинных чувств человек проявляет противоположные чувства. Например, вместо агрессии или ненависти сотрудник использует лесть. Шелихова Н.И. Как справиться с мотивационным спадом

Интересно отметить классификацию мер психологической защиты, наиболее подробно представленную в работах Л.Р. Гребенникова.
Можно назначить четыре группы:
Защитные механизмы, объединенные отсутствием переработки содержания того, что подавляется, подавляет, блокируется или отрицается,
Трансформация (искажение) содержания мыслей, чувств, поведения человека: рационализация, проекция, идентификация, замещение, реактивные образования, компенсация и многие другие,
механизмы психологической защиты, представляющие собой механизмы разрядки негативного эмоционального напряжения (сублимация, защитный механизм реализации в действии)
Механизмы психологической защиты манипулятивного типа: Регрессия, механизм фантазирования. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Бытие. Функционирование. Диагностика. Под редакцией Гребенникова Л.Р. — Мытищи.
В целом, большинство психологов современности выделяют набор механизмов психологической защиты, которые считаются универсальными.

Классификация, присвоенная Н. МакВильямсом, который выделил два уровня — первичные и вторичные защитные механизмы. Давайте рассмотрим их.

Ранние психологические защиты

Одним из блестящих открытий психодинамической теории стало обнаружение решающей роли травмы, полученной в раннем детстве. Чем раньше ребенок получает травму, тем более глубокие слои личности деформируются у взрослого человека. Социальная ситуация и система отношений могут создать в сознании маленького ребенка опыт, который формирует, а иногда и обесценивает его на всю жизнь.

Задача самой ранней стадии подросткового возраста, как ее описывал Фрейд, заключается в установлении нормальных отношений с первым в жизни ребенка «объектом» — материнской грудью, а через нее — со всем миром. Если ребенок не брошен, если матерью движет не идея, а тонкое чувство и интуиция, ребенок будет понят. Если этого понимания не происходит — закладывается одна из самых серьезных личностных патологий — не формируется базовое доверие к миру. Возникает и укрепляется чувство, что мир хрупок и не сможет удержать меня, если я упаду. Такое отношение к миру сопровождает взрослого человека на протяжении всей его жизни. Неразрешенные проблемы в этом раннем возрасте приводят к тому, что у человека формируется искаженное восприятие мира. Страх переполняет его. Человек не может трезво воспринимать мир, не доверяет себе и людям, часто живет с сомнениями в том, что он сам вообще существует. Такие люди защищают себя от страха, используя сильные, так называемые примитивные защитные механизмы.

В возрасте от полутора до трех лет у ребенка появляются не менее важные задачи в жизни. Например, приходит время, и родители начинают приучать его к туалету, контролировать себя, свое тело, свое поведение и чувства. Не писать, не опрокидывать горшок — трудная задача для ребенка. Когда родители непоследовательны, ребенок теряется: его хвалят, когда он испражняется в горшок, а затем громко стыдят, когда он с гордостью приносит полный горшок в комнату, чтобы показать его гостям, сидящим за столом. Смущение и особенно стыд, чувство, характеризующее скорее себя, чем результаты своей деятельности, — вот что возникает в этом возрасте. Родители, слишком зацикленные на формальных требованиях чистоты, ставящие перед ребенком нереальную для этого возраста планку «случайности», просто педантичные личности, заставляют ребенка бояться собственной спонтанности и неформальности. Взрослые, которые всю жизнь планируют, все контролируют, не представляют свою жизнь без списка и систематизации, и в то же время не могут справиться с чрезвычайной ситуацией и любыми неожиданностями, это те, кого ведет их собственное маленькое «Я» двухлетнего возраста, стыдящееся и смущающееся.

Ребенок в возрасте от трех до шести лет сталкивается с тем, что не все его желания могут быть исполнены, и поэтому вынужден принять идею ограничений. Например, дочь любит своего отца, но не может выйти за него замуж: он уже женат на ее матери. Еще одна важная задача — научиться разрешать конфликты между «Я хочу» и «Ты не можешь». Инициатива ребенка борется с чувством вины из-за негативного отношения к тому, что уже сделано. Если побеждает инициатива — ребенок развивается нормально, если вина — скорее всего, он не научится доверять и ценить свои усилия в решении задачи. Постоянное обесценивание результатов работы ребенка по типу «ты мог бы сделать лучше» как стиль воспитания также приводит к формированию готовности дискредитировать собственные усилия и результаты работы. Развивается страх неудачи, который звучит как «я даже не буду пытаться, у меня все равно ничего не получится». На этом фоне развивается сильная личная зависимость от критика. Главный вопрос в этом возрасте: сколько я могу сделать? Если удовлетворительный ответ на этот вопрос не будет найден в пятилетнем возрасте, человек будет бессознательно отвечать на него всю оставшуюся жизнь, попадая на удочку вопроса «Разве тебе мало?».

Аскетизм

Аскетизм (от греч. asketes — упражняться в чем-либо; отшельник, монах) — это ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей.

Наиболее распространенные формы аскетизма: Аскетизм, пост, безбрачие, различные самоистязания.

Кроме того, аскетизм — это еще и норма морали (готовность к самоограничению, способность к самопожертвованию) во имя определенных социальных целей.

Даже в первобытном обществе аскетизм был обусловлен суровыми условиями существования. Аскетизм достиг своего развития в восточных религиях и религиозно-философских течениях Древней Греции.

Аскетизм в различных религиозных и философских учениях был разным.

Так, аскетизм у киников определялся их представлением о свободе от потребностей и социальных уз; в дуалистической религиозной доктрине, рассматривающей тело и материальность как «тюрьму души», аскетизм служит способом преодоления плоти, чтобы избавиться от нее. По сути, религиозный аскетизм имеет классовое значение в антагонистическом обществе. Возведение церковью аскетизма в принцип добродетели уводит массы от борьбы за улучшение своего материального положения, тривиализирует в их глазах значение собственности господствующих классов в эксплуататорском обществе.

Аскетизм как механизм психологической защиты обсуждался в книге A. Фрейда «Психология самости и защитные механизмы» и определил его как отрицание и подавление всех инстинктивных влечений. Она отметила, что аскетизм более характерен для подростков, что выражается в недовольстве собственной внешностью и желании ее изменить. Это явление связано с некоторыми особенностями подросткового возраста: быстрые гормональные изменения, происходящие в организме подростков и девушек, могут привести к ожирению и другим недостаткам внешности, что делает подростка не совсем красивым. Негативные чувства по этому поводу можно «снять» с помощью защитного механизма — аскетизма. Этот механизм психологической защиты встречается не только у подростков, но и у взрослых, где чаще всего «сталкиваются» высокие моральные принципы, инстинктивные потребности и желания, что, по мнению А. Фрейда, является основой аскетизма. Она также указала на возможность распространения аскетизма на многие сферы человеческой жизни. Например, подростки начинают не только подавлять свои сексуальные желания, но и перестают спать, встречаться со сверстниками и т.д.

А. Фрейд отличал аскетизм от механизма подавления по двум причинам:
Репрессия связана с определенным отношением к влечению и касается природы и качества этого влечения. Аскетизм, с другой стороны, имеет дело с количественным аспектом инстинкта, при этом все инстинктивные влечения считаются опасными;
В подавлении есть форма замещения, в то время как аскетизм может быть заменен только изменением выражения инстинкта.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Внутренний конфликт и его влияние на реализацию управленческой деятельности
  2. Механизмы воображения
  3. Виды психических процессов: речь
  4. Психодиагностический процесс. Этапы психологического исследования
  5. Проблемы когнитивной психологии
  6. Культура овладения этическим поведением
  7. Абстрактное логическое мышление — Абстрактное мышление в процессе познания
  8. Нарушения речевой сферы при поражениях и дисфункциях мозга — История изучения нарушений речи, вызванных заболеваниями головного мозга
  9. Виды общей психологии
  10. Агрессивные эмоции — Механизмы агрессии: эмоции в агрессивном поведении