Для связи в whatsapp +905441085890

Эпоха поздней античности — Античность и ее происхождение

Анализ СМИ и предпочтений читателей показывает, что на рубеже ХХ и ХХI веков общество находится на пике интереса к древнему наследию. По всему миру проводятся интенсивные археологические поиски, результаты которых сразу же становятся предметом внимания средств массовой информации и общественного обсуждения. Например, турецкие археологи в течение семи лет исследовали древний город Антадрос на северо-западе современной Турции, пытаясь найти свидетельства поселений легендарных киммерийцев. Как сказал историк турецкого Эгейского университета Гюрджан Полат: «Время для настоящих открытий еще не пришло». Археологи из французской школы Рима и университета Бордо летом 2006 года начали раскопки большого некрополя в римских катакомбах Святых Петра и Марцеллина, что связано с началом христианства в Древнем Риме. В связи с началом раскопок так называемых «боснийских пирамид» ведутся серьезные дискуссии.

С появлением первых государств и появлением различных экономических форм правления в экономической жизни многие проблемы предстали перед обществом. Их значение и актуальность сохранились до сегодняшнего дня. С течением времени влияние древнего наследия становилось все более и более укоренившимся. Латинский язык продолжает оставаться языком ученых во всем европейском мире, и углубляется знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В XVI веке появилась теория «греческого чуда» — абсолютного совершенства искусства классической Греции по сравнению с эллинизмом, а Рим находился в упадке. Развитие полиграфии стимулировало изучение и знакомство с греческими и латинскими авторами. Пифагорейская теорема, геометрия Евклида и закон Архимеда стали основой школьного образования. Работы древних географов, принявших сферический облик Земли и рассчитавших ее объем, сыграли значительную роль в великих географических открытиях. Философские системы древних мыслителей вдохновляли философов современности.

В 18 веке, накануне Великой французской революции, философы-материалисты обратились к Лукрецию. Его учения о происхождении мира из атомов, о развитии природы и человеческого общества без Божественного провидения, о естественном договоре, объединяющем людей для общего блага, о законе, который люди, а не Бог, устанавливают для равной выгоды и упраздняют его, если он не удовлетворяет полезности, соответствовали прогрессивным теориям того времени. И в равной степени созвучны были идеи демократии, равенства, свободы и справедливости, хотя, став революционными лозунгами в XVIII веке, они были гораздо шире поняты, чем в древности.

Европейский театр и литература вновь и вновь обращались к древности, и их связи с ней становились все более разнообразными. Обработал древние рассказы: «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» Шекспира, «Андромаш», «Федра», «Британник» Расина, «Медея», «Гораций», «Помпей» Корнеля. Воспроизведены целые пьесы. Например, шекспировская «Комедия ошибок» повторила «Менехмы» Плаута, а «Скупец» Мольера — «Ларчик» Плаута. Слуги комедий Мольера, Лопе де Веги и Гольдони напоминали искусных, умных рабов Плаута, которые помогали своим хозяевам улаживать их любовные дела. Древние романы переводились, а новые романы писались в подражание. Многие древние фигуры и истории — богини, богини, герои, сражения и фестивали — служили сюжетами для художников и скульпторов, которые интерпретировали их в соответствии со вкусами своего времени. Например, художник Давид, активный участник Великой французской революции, в отличие от художников, удовлетворявших вкусы избалованной аристократии, написал древних героев, наполненных патриотическими и гражданскими чувствами: «Клятву Горацио», «Смерть Сократа», «Леонид под Фермопилами». Римское право легло в основу права других западных стран.

В наше время и в современности древность сохранила свое значение в различных сферах духовной и интеллектуальной деятельности. Историки, социологи и культурологи ссылаются на это. Античность, как своего рода замкнутый цикл, известный с момента его зарождения и до смерти, неоднократно служила служит эталоном для культурологов.

Эпоха поздней античности -  Античность и ее происхождение

Античность и ее происхождение

Античность — в общем смысле слова означает «греко-римская античность», то есть цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всем ее многообразии исторических форм.

Общая периодизация древности выглядит следующим образом:

  • Ранняя античность (VIII в. до н.э. — II в. до н.э.) Появление греческого государства.
  • Классическая античность (I в. до н.э. — II в. н.э.), Золотой век, период единства греко-римской цивилизации.
  • Поздняя античность (III — VI вв. н.э.). Развал Римской империи. Падение Западной Римской империи положило начало новой эре — Средневековью.

Временные периоды могут несколько варьироваться в зависимости от геополитического контекста. Золотой век древности наступил в Древней Греции раньше, чем в Риме. Более того, древняя цивилизация зародилась раньше и вымерла позже в Восточной Римской империи, чем в Западной части, где она была разрушена вторгшимися германскими племенами. Тем не менее, древнее культурное наследие (особенно в позднеантичной форме) оставалось хорошо сохранившимся в быту, культуре, языке и традициях большинства современных римских народов и передавалось ими другим народам Средиземноморья (южным славянам, арабам, туркам, берберцам, евреям).

Следует также отметить, что многие элементы классической античности (традиции, законы, обычаи и т.д.) хорошо сохранились в Малой Азии — ядре Восточной Римской (Византийской) империи вплоть до XI века, до прихода сельджуков.

География античности

Балканская Греция в древности занимала территорию около 88 тысяч квадратных километров. До н.э. на северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе — с Ионическим (Сицилийским) морем, на юго-востоке — со Средиземным морем, на востоке — с Эгейским и Фракийским морями. Он состоял из трех регионов: северной Греции, центральной Греции и Пелопоннеса. Северная Греция была разделена горами Пинда на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Центральная Греция была отделена с севера Тимфрестом и Этой и состояла из десяти регионов (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озолинская, Дорида, Фочида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтумская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес был связан с остальной Грецией узким (до 6 км) перешейком Коринфа.

Центральным регионом Пелопоннеса была Аркадия, ограниченная на западе Аелидой, на юге — Мессенией и Лаконией, на севере — Ахеей, на востоке — Арголидой, Флиантией и Сикионией, а в крайнем северо-восточном углу полуострова — Коринтией. В Греции были сотни островов (самые большие из них — Крит и Эвбея), образующих три великих архипелага — Киклады в юго-западной части Эгейского моря, Спорады в восточной и северной частях и Ионические острова на западном побережье Малой Азии. Греческие Балканы — в основном горная страна (два отрога Динарских Альп идут с севера на юг) с сильно изрезанной береговой линией и большим количеством заливов (самые крупные — Амбракийские, Коринфские, Мессинские, Лаконские, Арголические, Саронические, Малийские и Пагайские заливы).

Крупнейшие греческие острова — Крит, расположенный на юго-востоке Пелопоннеса, и Эвбея, которая отделена от центральной Греции узким проливом. В Эгейском море находятся Киклады на юго-западе и Спорады на севере и востоке, два главных острова архипелага. Основные острова у западного побережья Греции — Керкира, Лефкада, Кефалония и Закинф.

Греческая мифология

Само создание мифов было первым шагом человека к созиданию и познанию себя. Постепенно целые циклы о судьбах героев и богов, которые их защищали, формировались из отдельных легенд, появившихся в разных регионах греческой земли. Все эти легенды, мифы и песни, которые пели блуждающие эдические певцы, постепенно трансформировались в великие эпические стихи, такие как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония и труд и дни» Гесиода и многие другие, которые не дожили до нашего времени. Великие греческие поэты-драматурги V века до нашей эры. — Эсхил и Еврипид основывали свои трагедии на древних легендах о богах и героях.

Древние греки были активными, энергичными людьми, которые не боялись познавать реальный мир, даже если в нем жили мизантропические, внушающие страх существа. Но их жажда знаний о мире перевешивает страх перед неизвестными опасностями. Приключения Улисса, поезд аргонавтов после Золотого Руна — все они запечатлели в поэтической форме одно и то же желание узнать как можно больше о земле, на которой живет человек. В поисках защиты от страшных сил природы греки, как и все древние народы, прошли через фетишизм — веру в духовность мертвой природы (камни, дерево, металл), которая впоследствии сохранилась в поклонении великолепным статуям, изображающим их многочисленных богов. Следы анимизма и грубейших суеверий первобытного времени встречаются и в их верованиях и мифах. Но греки очень рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию человека и наделив их незаменимыми и выносливыми качествами — красотой, способностью принимать любой образ, а главное, бессмертием. Древнегреческие боги были похожи на людей во всех отношениях: добрые, щедрые и милосердные, но в то же время часто жестокие, мстительные и коварные. Человеческая жизнь неизбежно заканчивалась смертью, боги были бессмертны и не знали границ своих желаний, но выше богов стояла судьба, моя, предопределение, что никто из них не может изменить. Так и греки видели в судьбах бессмертных богов их сходство с судьбами смертных. Таким образом, в «Илиаде Гомера» Зевс не имеет права решать исход битвы между героями Гектора и самого Ахиллеса. О своей судьбе он позаботился, поставив жребий двух героев на золотую чашу весов. Чаша, содержащая смертельную жребий Гектора, падает, и вся божественная сила Зевса бессильна помочь его возлюбленной. Храбрый Гектор убит копьем Ахиллеса, против воли Зевса, по решению судьбы. Это также можно увидеть в римском поэте Вергилии. В «Энеиде» поэт описывает решающую дуэль между троянским героем Энеем и итальянским вождем Турно, который заставляет верховного римского бога Юпитера «установить чашу весов», бросив оба жребий на чашу.

Чаша, в которой находится партия Турнея, падает, и Эней ужасным ударом меча убивает своего врага.

Боги и герои греческой мифологии были живыми и полнокровными существами, которые напрямую общались с простыми смертными, вступали с ними в заветы любви, помогали своим любимым и избранным. А древние греки видели богов как существ, в которых все, что присуще человеку, проявляется в грандиозной и возвышенной форме. Несомненно, это помогло грекам через богов лучше понять себя, понять свои собственные намерения и поступки, достойно оценить свои силы. Таким образом, герой Одиссеи, преследуемый яростью Посейдона, могущественного бога моря, со всей силой цепляется за спасительные скалы, демонстрируя мужество и волю, которые он способен выдержать стихийные бедствия, бушующие по воле богов, чтобы одержать победу. Древние греки воспринимали все превратности жизни напрямую, и поэтому герои их рассказов проявляли ту же спонтанность в разочарованиях и радостях. Они просты, благородны и в то же время жестоки к своим врагам. Они отражают реальную жизнь и реальные человеческие характеры древних времен. Жизнь богов и героев полна подвигов, побед и страданий. Афродита оплакивает, потеряв любимого и прекрасного Адониса; Деметра мучает, чью любимую дочь Персефона украл темный Аид. Бесконечные и невыносимые мучения Титана Прометея, прикованного к скалистой вершине и терзаемого орлом Зевса за то, что он украл божественный огонь с Олимпа для человечества. Ниоба окаменела скорбью по поводу смерти своих детей, сбитых стрелами Аполлона и Артемиды. Агамемнон, герой Троянской войны, погибает, убит женой сразу после возвращения из похода. Геракл, величайший герой Греции, спасший народ от многих чудовищ, заканчивает свою жизнь в страшных муках на костре. Многострадальный царь Эдип, отчаявшись от совершенных им по неведению преступлений, выколол себе глаза, бродил по греческой стране со своей дочерью Антигоной и нигде не нашел покоя. Очень часто эти несчастные несут наказание за зверства, когда-то совершенные их предками. Несмотря на то, что они предопределены, они наказывают себя за свои поступки, не ожидая наказания богов. Чувство ответственности за свои поступки, характерное для греческих мифов, чувство долга перед родными и близкими, получило дальнейшее развитие в римских легендах.

Эпохи древней философии

Древняя философия также известна как греческая или римская философия. Древняя философия существовала на протяжении многих тысячелетий, с VI в. до н.э. до VI в. н.э. За это время, как и вся древняя культура, она проходит через замкнутый цикл, состоящий из нескольких периодов, обозначающих эпоху от рождения до расцвета, а через нее — упадок и разрушение.

На этой основе история древней философии разделена на четыре периода:

  • Период протофилософии, который характеризуется периодом становления и образования (VI в. до н.э.);
  • Период зрелости и цветения (V-IV века до н.э.).
  • Период упадка, охватывающий эллинистическую философию и латинскую философию Римской республики (III-I вв. до н.э.).
  • Период упадка и падения, как эпохи в целом, так и философии в период Римской империи (I-V н.э.).

В дореволюционной русской и западной культуре часто использовался иной принцип периодизации древнего философского учения. В соответствии с этим можно рассматривать следующую периодизацию.

Греческая философия существовала 12 веков, с 6 века до н.э. до 6 века н.э. В соответствии с этим принципом он разделен на три периода. Но среди исследователей философии нет общего мнения о том, когда начался второй и третий периоды. Понимание содержания также варьируется, и историки также имеют различные подразделения.

Если с Ибервег-Хайнце за предмет принимается предмет первого периода древней философии, а за предмет второго — софисты, а лучше еще Анаксагор, а не Сократ, как часто утверждают, например, Целлер и Брандис, то второй период должен быть начат софистами, а лучше еще Анаксагором.

Предметом третьего периода, согласно Ибервегу, является Божество, и этот период может начаться после Аристотеля (согласно Брандису) и не с философии Рима (согласно Гегелю), а только с неоплатонизма. Местом распространения древней философии в первом периоде считаются острова архипелага, Малой Азии и греческие колонии Италии, во втором — города Афины и Рим, а продолжение второго — Александрия.

Идеал философии поздней античности

Одна из важных новых школ эллинистического периода, эпикурейская школа, считалась идеалом мудрости в философии поздней античности. Эпикурейская школа возникла в поздний философский период. Доктрина этой школы была сформирована ее основателем Эпикуром, и за время своего существования и развития школа не претерпела каких-либо существенных изменений. Философская доктрина Эпикура, как и большинство доктрин его времени, была основана прежде всего на сохранении спокойного душевного и физического состояния человека.

Высшее благо в философии поздней античности

По словам Эпикура, высшее благо признается блаженством, удовольствием или другим именем — гедоном. Она заключается в удовлетворении естественных потребностей и через нее предполагается достижение определенного душевного равновесия — душевного спокойствия (атараксия) и тем самым счастья (эвдемония).

Этический принцип поздней античной философии

Человек обязан быть свободным, и этот этический принцип Эпикур устанавливает атомистическая теория его физики. Как атомист, он оправдывает больше, чем Демокрит, который утверждает абсолютность прямолинейного движения атомов. По словам Демокрита, регулярное определенное отклонение от прямолинейного движения атомов разрешено и признано.

Таким образом, абсолютный детерминизм не принимается Эпикуром, но допускается случайность, так что он приходит, чтобы осветить проблему взаимосвязи между свободой и необходимостью в мировоззрении общества. Тогда для человека должна быть открыта возможность свободного выбора, не обусловленная естественной необходимостью.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Классический позитивизм
  2. Формирование классических технических наук
  3. Космогоническая теория Канта- Лапласа. «Критика чистого разума» Канта — Мысли раннего периода
  4. Массовый человек в постмодернизме (ж. Бодрийяр)
  5. Политика и нравственность
  6. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее сущность и основные функции
  7. Социально-философская проблема направленности исторического процесса
  8. Павел Александрович Флоренский, российский религиозный философ, богослов
  9. Философия личности и проблема идентичности
  10. Антропология в русской средневековой философии