Для связи в whatsapp +905441085890

Габриэль Оноре Марсель и его философия — Аналитическая философия

Аналитическую философию можно представить двумя способами: а) как доминирующее течение мысли в англоязычных странах ХХ века; и б) как способ философствования, руководствуясь идеалами ясности, точности и логической строгости. Последнее, в частности, было выражено Л. Витгенштейном в Логико-философском трактате (1921) следующим образом: «Цель философии — логическое прояснение мысли».

Появление аналитической философии в начале XX века связано с очередным кризисом метафизической философии и развитием идей «второго позитивизма» Эрнста Маха и Рихарда Авенария. Основателями аналитической философии были Бертран Рассел и Джордж Эдвард Мур. Рассел вместе с А. Н. Уайтхедом заложил философские основы математической логики и предложил доктрину логического атомизма, разработанную Витгенштейном; Мур подверг критике традиционную этику и идеалистическую метафизику. Истинным вдохновителем аналитической философии считается Л. Витгенштейн, автор «Логико-философского трактата».

Аналитическая философия — это прежде всего философия языка. Весь мир виден сквозь призму языка. С точки зрения аналитиков (философов-аналитиков), традиционная философия возникла и существовала из-за несовершенства языка, а именно из-за множественности его слов и выражений.

Задача современной философии, напротив, состоит в том, чтобы построить идеальный язык, который, в силу своей однородности, устраняет традиционные философские проблемы, а точнее, псевдопроблемы (онтологические, эпистемологические, нравственные, эстетические и т. д.). На основе этой концепции аналитическая философия — это прежде всего логико-философская доктрина, которая стремится формализовать язык, придать ему совершенство языка логических символов (Хрестомата 3.10; Хрестомата 3.13).

Б. Рассел (1872-1970), английский философ и математик, внесший значительный вклад в развитие математической логики. Самый важный вклад Рассела был сделан в области символической логики и ее применения для решения философских и математических задач. Самая важная работа Рассела, Principia Mathematica (Основы математики, в трех томах, опубликована в 1910-1913 годах), была написана в сотрудничестве с A.N. Whitehead. В этой работе была предпринята попытка установить тезис о том, что теоремы чистой математики исходят из принципов логики, а понятия математики могут быть определены с точки зрения логики. Рассел был убежден, что философия может стать наукой благодаря применению логико-аналитического метода элементов.

Рассел считал логический анализ наиболее эффективным способом решения философских проблем. Самыми важными логическими открытиями Рассела, которые имели фундаментальные философские последствия, были теория описаний и теория логических типов. Рассел предложил различать названия и описания как различные способы связывания знаков с объектом. Описание может быть как определенным (со ссылкой на конкретный объект), так и неопределенным (со ссылкой на класс объектов). В теории описаний Рассел предложил метод подстановки конструкций на основе известных объектов, а не описаний неизвестных объектов.

Габриэль Оноре Марсель и его философия - Аналитическая философия

Экзистенциализм и его разновидности

Проблема обращения к западной философии ХХ века связана с пониманием ее содержания в свете утвержденного принципа примата всеобщих интересов и ценностей над групповыми и классовыми и недопустимости вульгаризации содержания философских воззрений отдельных философов.

Особое внимание уделяется особенностям конкретной школы или философа, либо ставятся и решаются отдельные философские проблемы.

Иррационалистические абсолютизации сильнее всего выражены в «философии жизни» немецких ученых Ф. Ницше (1844-1900) и В. Дильтея (1833-1911), а также француза А. Бергсона (1859-1941).

Согласно Ницше, категория «жизнь» выражает волю к накоплению силы; согласно Дильтею, это факт наличия у человека воли, мотивов и чувств; согласно Бергсону, это космическая сила — «жизненный импульс».

Наиболее влиятельным антропологическим течением 20-го века стал экзистенциализм, возникший в 1920-х годах. Основными представителями экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Карл Ясперс (1883-1969), а также французы Габриэль Онор Марсель (1889-1973), Жан-Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю (1913-1960).

Социальным источником экзистенциалистской философии были те процессы социально-экономической, политической и интеллектуальной жизни буржуазного Запада, которые воплощались в различных формах отчуждения человека. (Феномен отчуждения выражается в том, что собственная деятельность человека становится для него чужеродной, противоборствующей силой, которая угнетает его, а не овладевает им).

Очуждение человека и некоторые экзистенциалистские подходы к решению проблем преодоления отчуждения человека следует сегодня рассматривать не только как отражение противоречий буржуазного общества, но и как отражение противоречий в практике построения социализма. У них универсальный характер. Однако необходимо учитывать особенности отчуждения в различных конкретных социальных условиях, и все противоречия не следует сводить к статусу всеобщего. В реальности происходит сложное переплетение универсальных и классовых противоречий и измерений феноменов отчуждения.

Эпистемологическим источником экзистенциализма являются проблемы бытия, человеческого бытия, отношения между рациональными и нерациональными формами самоощущения человека.

В отличие от Канта, который задал вопрос: «Что такое человек?» экзистенциалисты сместили акцент на вопрос: «Как стать человеком?», а точнее: «Можно ли стать человеком в эпоху абсурда, и если да, то как?». Центральное место в их категориальном аппарате занимают такие понятия, как «существование», «бытие», «ничто», «бытие» и «пограничная ситуация».

Категория «существование» была введена датским философом Сёреном Кьеркегором (1813-1855) и означала уникальность, сингулярность и исключительную субъективность индивидуального существования «здесь и сейчас» в отличие от его общей сущности — естественной, социальной или объективно-духовной, в смысле Гегеля, с которым он вел полемику. Это существование считается недоступным для рационального познания и дается только непосредственному опыту.

При всей специфике применения и интерпретации вышеперечисленных философских категорий различными экзистенциалистами, наиболее важными философскими вопросами для них являются:

1) вопрос о критерии различия между реальным и нереальным человеком или существом;

2) вопрос о возможностях, пределах и путях реального существования.

Именно в контексте этих вопросов и на их основе рассматриваются такие современные проблемы, как свобода, ответственность и гуманизм человека. Каковы отличительные черты экзистенциализма, представленные его основными представителями?

Религиозная философия

Авторитетным течением современной католической церкви является неотомизм, основанный на учении Фомы Аквинского. Современный томизм взял на вооружение идею гармонии между верой и разумом. Неотомисты называют себя «реалистами», потому что они признают внешний материальный мир, но как часть более широкого существования, в котором есть место другой реальности — Богу. Неотомисты различают два источника знаний: естественный разум (наука) и божественное откровение (религия).

Благодаря разуму человек многому научился в природе, но стал гордиться, представляя себе, что может создать рай на земле на основе науки и техники. Поэтому он отвернулся от Бога. Человек стал рабом вещей, рабом своей социальной роли: профессии, должности и т.д. У человека есть только один выход — вернуться к Богу.

Габриэль Оноре Марсель и другие современные философы религии проливают свет на поиски человеком своего «я», своей уникальной духовности. Они не утешают человека и не гарантируют ему ничего, кроме поисков тщеславия в его духовном поиске совершенства. Диалог между церковью и обществом рассматривается философами религии как средство привнесения высших религиозных и моральных ценностей в современную культуру.

Ортодоксальный нео-тототомский взгляд контрастирует с по существу реформистской тенденцией тейардизма. Его основатель — Пьер Тейльяр де Шарден, который поставил перед собой задачу синтезировать «знание» и «поклонение», то есть науку и веру. Человеческая жизнь, по Тейлхарду, состоит из двух сфер — активной и пассивной. Философ отверг идею сотворения мира богами и утверждал, что материя не имеет ни начала, ни конца, но существует и подвержена постоянным изменениям и трансформациям. Поэтому целью жизни является не только послушание, но и покорность.

Философская мысль стала зеркалом всей русской культуры. С христианством в его греко-византийском варианте связаны первые философские устремления православной русской культуры. К системам русской философии относятся:

Онтологизм (рассмотрение мира как сферы реализации божественной мудрости, София);

Антропология и психология как интерес к внутреннему переживанию человека;

Подчинение истины идеалам справедливости (истина не как факт, а как истина);

Эсхатология как отношение не столько к миру бытия, сколько к собственному;

Мессианство (Москва — хранительница истинной веры и гарант будущего спасения).

Стимул к формированию русской философии пришел из «Философских писем» Чаадаева. Заявление Чаадаева о нашем «темном прошлом, бессмысленном настоящем и неясном будущем» спровоцировало полемику между западцами и славянофилами.

Западники (Белинский был радикалом, Анненков умеренным, Боткин либерал) требовали, чтобы Россия была реформирована по западному образцу.

Славянофилы («старший» Хомяков, «младший» Киреевский, «поздний» Страхов) критиковали Запад за узкую техническую направленность культуры, являющуюся следствием забывчивости Бога и абсолютизирующего разума. Философские и религиозные концепции славянофилов получили дальнейшее развитие в «Философии единства» В.С. Соловьева. Единство функционирует как базовый онтологический принцип, основанный на одновременном акценте как на божественно-сингвальном, так и на бетон-мультипликационном, через который проявляется Единство.

Перелом 19-го и 20-го веков был назван «золотым веком» русской философии. Русский космизм был первоначальным течением мысли. Развитие русской философии было прервано событиями 1917 года. Диктатура пролетариата не нуждалась в полифонии мысли. Развитие философии в СССР было преимущественно подчинено идеологии марксизма. Современный этап характеризуется возвращением к богатейшему наследию русской мысли.

Экзистенциализм и философская антропология

Цель обучения: рассмотреть связь между онтологией и антропологией, основные образы человека в философии, философские и религиозные поиски персонализма, «возвращение к Богу» и «любовь к Богу» — мировоззрение западных религиозных философов, как способ нравственного совершенствования западного человека и возвращения к человечеству.

Ключевые слова: экзистенциализм, прагматизм, персонализм, философская антропология.

Важное место в панораме философских течений ХХ века занимает экзистенциализм (от латинского экзистентия — существование). Это иррационалистическая философия, возникшая как попытка создания нового мировоззрения, принципиально отличного от университетской западной философии с ее первоочередным вниманием к абстрактным онтологическим и гносеологическим проблемам. Основной интерес рассматриваемого течения направлен на конкретного человека с его каждодневными заботами, тревогами, печалями и переживаниями.

Утверждается мнение, что все основные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что такое человек и какое место он занимает в жизни (немецкий философ религии М. Шелер). Или, как отметил французский персоналист Э. Мюнье, существование человека — первая проблема философии. Несколько влиятельных течений поддержали антропологическую переориентацию философии: неотомизм, персонализм, философская антропология и самый яркий — экзистенциализм.

Это движение, называемое экзистенциализмом, объединяет философов с совершенно разными взглядами и интересами. Что у них общего? Позиция, согласно которой не сущность (латинское «essence»), а существование (латинское «existentia») должны быть основным объектом философской рефлексии.

Экзистенциализм — это философское течение, центральной проблемой которого было существование человека со всем комплексом его социально-психологических проблем.

Эти идеи исходили от датчанина С. Кьеркегора (1813-1855), русских философов религии Н. А. Бердяева (1874-1948), Л. Н. Шестова (1866-1938) и испанского мыслителя Мигеля де Унамуно (1864-1936). С 20-х годов экзистенциализм активно развивается и достигает своего пика в период 30-60-х годов XX века. Видные представители: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1979) — в Германии; Ж. П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Х. Марсель (1889-1973) — во Франции; Ж. Ортега-и-Гассет (1883-1955) — в Испании.

С определенной условностью экзистенциализм делится на религиозный (Бердяев, Шестов, Марсель, Ясперс) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, де Бовуар). Экзистенциалистские взгляды М.Хайдеггера (его функциональная онтология) стоят особняком: их часто приписывают ни к тому, ни к другому направлению, хотя в некоторых работах они относятся к атеистическому.

Родиной экзистенциализма являются Германия и Франция. Основные экзистенциалистские концепции появились во второй трети 20 века в немецком и французском отделениях:

1) немецкий экзистенциализм: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976).

2) французский экзистенциализм: Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Х. Марсель (1889-1973), М. Мерло-Понти (1908-1961).

Общие концептуальные идеи экзистенциалистов:

Реальная реальность, достойная философского внимания, — это существование человеческой личности.

Человек сначала существует — живет, чувствует, страдает, думает, действует — и только потом приобретает свое существо.

Человек сам выбирает свое существо, а также цель жизни.

Человек не может (не должен) стремиться к общечеловеческим целям и тем самым снимать с себя ответственность за свои поступки.

Жизнь абсурдна и бессмысленна, нет существования в другом мире и нет высшего справедливого возмездия (атеистический экзистенциализм).

Нет объективной истины. Вся правда является результатом человеческого опыта, предпочтений и выбора.

Люди способны изменить мир.

Габриель Марсель

Габриэль Марсель (1889-1973) предпочитал не называть свою доктрину «экзистенциализмом», поскольку во Франции экзистенциализм отождествлялся с именем Сартр, с которым Габриэль Марсель не соглашался. Чтобы дистанцироваться от атеизма Сартра и его погружения в послевоенную политику, Марсель начал называть свою доктрину христианским редукционизмом. Другой причиной, по которой Марсель не назвал свою доктрину экзистенциализмом, была энциклика Папы (1950), в которой Папа осудил экзистенциализм, особенно, конечно, атеистический экзистенциализм, как доктрину, противоречащую учению Католической Церкви.

Габриэль Марсель видел главную цель своей философии в борьбе с догматизмом. Эту борьбу в свое время вел Иоганн Готтлиб Фихте, который пытался свести все к трансцендентальному идеализму, то есть к теме. Фихте боролся с догматизмом двумя способами: материалистическим догматизмом и идеалистическим догматизмом. Примерно такую же ориентацию можно проследить и в Марселе, хотя Марсель в гораздо большей степени протестует против идеалистического догматизма, поскольку, по его мнению, он извращает природу духа. Идеализм делает разум объектом, в то время как разум всегда субъективен. Разум как носитель мысли, как носитель активного начала жизни — чувственного, эмоционального и т.д. — не может быть объектом, поэтому идеализм, который объективирует разум, извращает его основные моменты. По мнению Марселя, эта ошибка заключается главным образом в том, что философия всегда предполагала субъектно-объектное отношение; даже когда она рассматривала разум как идею, она бессознательно представляла его как объект.

Марсель противопоставляет отношение субъект-объект с эмоциональным отношением, отношение существа, которое испытывает эмоции, к тому, что он любит. Остальные эмоции следует рассматривать одинаково, ибо эмоции — это всегда связующее звено. Объект и субъект всегда отделены друг от друга в акте познания, но в акте эмоционального родства они едины: любовник и возлюбленный, например, не отличаются друг от друга и рассматривают друг друга как единое целое. Этот аспект раскрывает фундаментальную дилемму, основное противоречие философии Марселя. Марсель противопоставляет проблему и загадку. Вся философия и наука всегда смотрели на все проблематично. Для мыслителя, ученого или философа проблема всегда была центральной. В выражении Марселя есть то, что существует до меня, до человека, до субъекта. Он существует независимо от человека, независимо от мысли; в проблемном подходе объект всегда чужд субъекту и поэтому ускользает от него. Вместо проблемного подхода необходим сакраментальный подход. Таинство всегда хватает целого человека. В таинстве нет противопоставления субъекта и предмета, себя и не себя; таинство соединяет их вместе, соединяет человека и предмет его чувств. Так что если на проблемном способе мышления всегда доминирует логика, то на сакраментальном способе логика преодолевается и доминирует другой вид отношения, в котором логика является лишь частным случаем, проекцией на отношение. Проблема не решена, сам Марсель не считал себя абсолютным оппонентом разума, которым был Ницше. Для Марселя отношения разума, логики и субъект-объект являются просто отношениями более низкого порядка, особым случаем более высокого отношения, которое лежит в таинстве.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Научная революция начала xx века и эмпириокритицизм
  2. Политическая философия 17-18 века. Апология государства в «левиафане» Т. Гоббса
  3. Структурализм
  4. Аристотель, влиятельный философ древности
  5. Различие направленного социокультурного изменения и стихийного процесса социальной трансформации
  6. Что такое «средневековье» в Индии
  7. Фридрих Шлейермахер, немецкий представитель протестантской теологии и философии
  8. Научное сознание и мир науки
  9. История западной философии 19 и начала 20 века
  10. Проблемы этики в эллинистическо-римской философии — Этические системы Древней Греции и Рима