Для связи в whatsapp +905441085890

Принцип тождества бытия и мышления — Диалектика Гегеля

Идея тождества бытия и мышления является глобальным принципом гегелевского мировоззрения. Согласно Гегелю, мир по своей природе духовен. Материальное, природа, есть порождение или создание идеального, духа, проявление различия, существующего в абсолютном тождестве, благодаря которому абсолютный дух на определенном этапе своего развития отчуждает себя в форме природы. Таким образом, природа предстает как инаковость абсолютной Идеи, Духа. Гегель отверг точку зрения Шеллинга на основу мира как абсолютное тождество бытия и мышления, исключающее всякое различие, поскольку в этом случае в философской системе Шеллинга дух предстает как пассивная основа мира, что определяет пассивность самого тождества, а значит, и невозможность объяснения развития самого мира из его собственной сущности.

Согласно Гегелю, тождество бытия и мышления следует рассматривать как их единство, которое предполагает различие между ними и реализацию этого различия в деятельности, движении и развитии разума. У Гегеля дух предстает как мощная активная сила, которая сама делится на субъективное и объективное. Дух — это Абсолютная Идея, Разум, Бог, т.е. активная всесторонняя творческая духовная сила. Мир объективен, он существует сам по себе, потому что он рационален. Разум, по Гегелю, является высшей и в этом смысле предельной характеристикой бытия мира. Главное по отношению к миру, считал Гегель, — это понять, что «абсолют есть дух; это высшее определение абсолюта». Гегель писал: «Высшее определение Абсолюта состоит в том, что он есть не только дух вообще, но что он есть абсолютно самораскрывающийся, самосознающий, бесконечно творческий дух….».

Только дух как высшая причина, как Абсолют, содержит в себе возможность развития, самоопределения, самоотречения. Она представляет собой высшую творческую силу: «Содержанием духа является свобода, то есть независимость от чего-то другого, отношение к самому себе. Дух — это существо «я-для-себя». Дух, исходя из своей абстрактной сущностной всеобщности для себя, из своего простого отношения к себе, может предполагать определенную действительную дифференциацию в самом себе….. даже в этом высшем дивизионе… в этом полном противоречии с самим собой дух все же остается тождественным самому себе и потому свободным».

Для Гегеля противоречие — это внутренняя сущность духа, основа его свободы и творческой способности, определяющая возможность его развития вообще и, в частности, возможность преодоления им отчуждения в природе и возвращения к самому себе, т.е. в сферу духовной реальности, в конечном счете в сферу самопознания, познания своего собственного бытия.

Гегель по этому поводу писал: «Эта власть духа над всеми присутствующими в нем содержаниями составляет основу свободы духа. Однако в своей непосредственности дух свободен только в себе, только в своем замысле или возможности, но еще не в действительности. Поэтому действительная свобода духа — это не то, что сразу присутствует в духе, а то, что еще только должно быть создано его деятельностью….. Все развитие концепции духа представляет собой лишь самоосвобождение духа от всех форм наличного существования, не соответствующих его концепции, освобождение, которое осуществляется благодаря тому, что эти формы преобразуются в реальность, полностью соответствующую концепции духа.

Таким образом, мир — это саморазвитие духа, его самореализация. Важно понять идею Гегеля о том, что дух есть разум, и поэтому мир обладает разумностью как самореализацией духа. Гегель был убежден: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Принцип тождества бытия и мышления

Диалектика Гегеля

Гегелевская формулировка диалектической логики является идеалистической, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Мы можем не соглашаться с гегелевским пониманием объективности форм мысли, но оно содержит глубокое предположение, что различные формы мысли по своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имеющим место в объективной реальности. Согласно Гегелю, понятия находятся в постоянном движении, изменяются, «перетекают» друг в друга, меняются, развиваются, превращаются в свою противоположность, выявляя присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к более богатому содержанием понятию, которое в своем единстве охватывает различные, даже противоположные стороны. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, прорывом непрерывности. Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий, косвенно указывает на содержание и законы развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них одинаково, тождественно. Но в отличие от метафизики, Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а являются противоположными моментами бытия, которые соотносятся друг с другом. Когда мы говорим о тождестве, мы подразумеваем различие; когда мы говорим о различии, мы предполагаем тождество.

Гегель противопоставляет метафизическому понятию абстрактного тождества, исключающего различия, диалектическое понятие конкретного тождества, содержащего различия. Концепция абстрактной идентичности предполагает существование неизменных вещей, которые всегда одни и те же. Концепция конкретного тождества, с другой стороны, указывает на то, что всякий вид изменяется, то есть не остается самим собой, всегда одним и тем же, а переходит в другой, этот другой как противоположность, отрицание, содержащее в себе зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель справедливо отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с конкретным, т.е. с тем, что отличает один вид от другого, лишено содержания. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии, общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Множественность понятия, чтобы раскрыть единство различных сторон в самой реальности,

Гегель приходит к выводу, что истина истинна лишь постольку, поскольку она содержит в себе единство различных сторон действительности, даже противоположных. В этом смысле Гегель утверждает: не существует абстрактной истины, истина всегда конкретна. Понятие как единство общего, особенного и единичного получает свое необходимое выражение в различного рода суждениях и умозаключениях, которые Гегель представляет как открытие и реализацию творческой силы, присущей «понятию» как внутренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на протяжении всей истории. Понятие, по Гегелю, — это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Деятельность мысли и вся сознательная, целенаправленная, практическая деятельность человека, преобразующая мир, идеалистически трактуется Гегелем как творческое самораскрытие «абсолютной идеи», которая находит в себе все то, что сразу, на поверхности, предстает как развитие природы и общества. Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель представляет его как процесс познания, происходящий в лоне «абсолютной идеи».

Тождество бытия и мышления — отправная точка философии Гегеля

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первооснова должна мыслиться как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее всякое различие между ними. Идентичность и различие — это диалектические противоположности, которые неразделимы.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальное основание мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, правда, изначально существует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует только в мышлении. Мышление, по Гегелю, это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимое от человека объективное бытие, первооснова, источник всего сущего.

Мысль, утверждает Гегель, «отчуждает» свою сущность в виде материи, природы, которая является «инаковостью» этой объективно существующей мысли, называемой Гегелем абсолютной Идеей. С этой точки зрения разум — не специфическое свойство человека, а фундаментальная основа мира, из которой следует, что мир принципиально логичен, существует и развивается по законам, присущим мышлению, разуму. Поэтому Гегель рассматривал разум и мышление как абсолютную сущность природы, человека и мировой истории, независимую от человека и человечества. Гегель хочет доказать, что мысль, как субстанциальное бытие, находится не вне мира, а внутри него, как его внутреннее содержание, проявляясь во всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно развивать принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как фиксированное, неизменное первобытие, а как постоянно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. Таким образом, абсолютная идея является не только началом, но и развивающимся содержанием всего мирового процесса. В этом смысл знаменитого положения Гегеля о том, что Абсолют следует понимать не только как предпосылку всего сущего, но и как результат, т.е. как высшую ступень его развития. Эта высшая ступень развития «абсолютной идеи» есть «абсолютный дух» — человечество, человеческая история.

Мысль, по сравнению с чувственными восприятиями, является высшей формой познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, что уже не существует (прошлое), и то, что еще не существует (будущее). Сенсорные восприятия напрямую связаны с предметами, с объектами, которые действуют на наши органы чувств; наука обнаруживает, открывает явления, которые мы не можем увидеть, услышать или потрогать. Но как бы ни было велико значение мысли, как бы ни были безграничны возможности теоретического познания, мысль основывается на данных чувственного опыта и невозможна без него. Из-за свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных Гегель не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического знания и не понял, как мысль черпает свое содержание из чувственного восприятия внешнего мира. По Гегелю, содержание мысли (содержание науки) — это содержание, присущее ей (только мысли); оно не внешнее, а создано мыслью. Познание, с этой точки зрения, — это не открытие того, что существует вне нас, вне мысли, а открытие, осознание содержания мысли, науки. Следовательно, получается, что мысль и наука познают свое собственное содержание, а познание оказывается самосознанием разума. Наконец, Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческая мысль есть лишь одно из проявлений абсолютной мысли, которая выходит за пределы существования человека — абсолютной идеи, то есть Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов философии Гегеля: все реальное рационально и все рациональное реально.

Логика Гегеля

Основными частями философской системы Гегеля являются Логика, Философия природы и Философия разума, за которыми непосредственно следуют Философия права, Философия истории, Эстетика, Философия религии и История философии. Логика, как следует из исходного положения философии Гегеля, является важнейшей частью его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, с которыми имеет дело логика, являются реальными законами бытия: природы, человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель поставил перед наукой логики задачу исследования наиболее общих законов развития знания.

Гегель объясняет логику как учение о сущности всех вещей. Поэтому в «Науке логики» Гегеля, помимо обычных для логики вопросов и понятий, суждений, выводов, рассматриваются и такие вопросы, с которыми формальная логика никогда не имела дела: вопросы о законах самой действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т.д.

Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике является идеалистической, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Мы можем не соглашаться с гегелевским пониманием объективности форм мысли, но оно содержит глубокое допущение, что различные формы мысли по своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной реальности.

Понятия, по Гегелю, находятся в постоянном движении, изменяются, «перетекают» друг в друга, меняются. эволюционируют, превращаются в свою противоположность, выявляя присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к более богатому содержанием понятию, которое в своем единстве охватывает различные, даже противоположные стороны. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, разрывом непрерывности.

Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них одинаково, тождественно. Но в отличие от метафизики, Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно, а являются противоположными моментами сущности, которые соотносятся друг с другом. Когда мы говорим об идентичности, мы подразумеваем различие; когда мы говорим о различии, мы предполагаем идентичность.

Гегель противопоставляет метафизическому понятию абстрактного тождества, исключающего различия, диалектическое понятие конкретного тождества, содержащего различия. Понятие абстрактной идентичности предполагает существование неизменных вещей, которые всегда одни и те же. Концепция конкретного тождества, с другой стороны, указывает на то, что всякое явление изменяется, то есть не остается самим собой, всегда остается одним и тем же, а переходит в другое, это другое как противоположность, отрицание, содержит в себе зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель справедливо отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с конкретным, т.е. с тем, что отличает один вид от другого, лишено содержания. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии, общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений.

Философия духа

Третья часть философской системы Гегеля — философия духа — посвящена созерцанию «абсолютной идеи» на последней стадии ее развития, когда, покидая природу, она «возвращается» к себе как «абсолютный дух», т.е. как «абсолютная идея», преодолевшая свое «отчуждение», упразднившая свое отрицание (природу) и развивающаяся как самосознание человечества в мировой истории. В природе, согласно Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия разума Гегеля — это идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, о духовном развитии человечества в целом. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, в конечном итоге оказывается историей познания и самопознания.

Философия разума состоит из учения о субъективном разуме (антропология, феноменология, психология), учения об объективном разуме (право, мораль, государство) и учения об абсолютном разуме как высшей ступени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).

Антропология занимается индивидуальным развитием человеческой личности, взаимоотношениями тела и души, расовыми различиями, разницей в возрасте людей, состояниями здоровья и болезнями человеческого тела, характером, темпераментом и так далее. Характеризуя отличие человека от животного, Гегель, вслед за французскими мыслителями эпохи Просвещения, указывает на первостепенную важность непосредственного хождения, но дает этому факту чисто идеалистическое объяснение. Правильно отмечая, что расовые различия не дают оснований для расизма, Гегель, тем не менее, считает, что расы и нации представляют собой различные ступени самоопределения «абсолютного духа», в силу чего различия между ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Рассматривая возрасты человеческой жизни, Гегель приходит к ошибочному выводу, что бунт индивида против существующих социальных порядков — это юношеское увлечение, которое исчезает с переходом к взрослой жизни. Взрослый, человек, по словам Гегеля, «работает на пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении существующего порядка, а не в его разрушении…».

Гегель прослеживает последующее развитие индивидуального сознания до феноменологии и психологии. Здесь он приходит к выводу, что индивидуальное сознание основано на «объективном духе». Согласно Гегелю, это понятие охватывает правовые и моральные отношения, к которым немецкий идеалист относит семью, буржуазное общество и государство. Таким образом, мораль идеалистически трактуется как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но и материальных и политических отношений, различные формы которых рассматриваются как необходимые этапы развития объективного морального духа. Здесь Гегель снова переворачивает фактические отношения с ног на голову. Но гегелевское понимание морали, несомненно, содержит и глубокое предположение об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.

Поскольку сущность духа, по Гегелю, есть свобода, закон определяется как реализация, непосредственное существование свободы. С этой точки зрения закон противопоставляется феодальному деспотизму. Однако Гегель не рассматривает классовый характер правовых отношений как отражение воли господствующего класса. Согласно Гегелю, важнейшим выражением права является частная собственность, которая рассматривается не как особая историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциональное воплощение свободы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общая характеристика немецкой классической философии
  2. Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях
  3. Философия нового времени
  4. Периоды развития античной философии
  5. Целостная концепция диалектики в философии Гегеля — Общие черты гегелевской философии
  6. Ортегга-и-Гассет и его философия
  7. Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение — Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения
  8. Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки.
  9. Философско-исторические проблемы генезиса государства
  10. Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса