Для связи в whatsapp +905441085890

Противодействие корпоративному мошенничеству — Экономическая безопасность — основа национальной безопасности страны

Экономическая безопасность основывается на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является необходимым условием ее нормального функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это правовой акт, устанавливающий основные положения национальной безопасности, в том числе экономической.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации основными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее основных отраслей от внешнеэкономической конъюнктуры и др.

Опыт создания и развития российского бизнеса показывает, что в последние десятилетия сам процесс управления бизнес-структурами стал чрезвычайно сложным и находится в прямой зависимости не только от уровня экономического развития, но и от того, что происходит в различных сферах жизни и деятельности государства и общества в целом.

Сегодня никто не сомневается, что эффективность предприятия, независимо от его формы собственности и капитализации, во многом определяется средой, в которой оно работает, как внутренней, так и внешней. Это выражается в широком спектре постоянно и динамично меняющихся угроз и опасностей, которые могут оказать негативное влияние на деятельность компании, уровень ее безопасности, конкурентоспособность и т.д. Все это приводит к тому, что на современном этапе экономического развития проблема безопасности становится многоаспектной задачей, выходящей за рамки функции обеспечения безопасности. В то же время сама организация безопасности требует комплексного подхода, учитывающего специфику и особые условия деятельности предприятия, на основе которого определяются определенные направления для обеспечения защиты собственников и инвесторов и повышения конкурентоспособности.

На современном этапе государственного строительства, в условиях усложнения производственно-экономических отношений субъектов хозяйствования, вступления России в ВТО, усиливающихся процессов глобализации экономики, для обеспечения защиты интересов собственников, инвесторов необходимо, прежде всего, решить вопрос о разработке общей государственной концепции защиты частной собственности. Следующим этапом должно стать внедрение в российскую действительность системы экономической безопасности хозяйствующих субъектов, основанной на национальных стандартах, которые, в свою очередь, должны отвечать и международным требованиям.

Противодействие корпоративному мошенничеству - Экономическая безопасность — основа национальной безопасности страны
Противодействие корпоративному мошенничеству — Экономическая безопасность — основа национальной безопасности страны

Экономическая безопасность — основа национальной безопасности страны

Прогностическая функция выходит на первый план и явно вытесняет функцию реагирования на негативные явления. Как сказал В.В. Путин: «Нам нужны механизмы реагирования не только на существующие угрозы. Нам нужно научиться «заглядывать за горизонт», оценивать характер угроз на 30-50 лет вперед. Это серьезная задача, которая требует мобилизации гражданской и военной науки и алгоритмов для надежных, долгосрочных прогнозов.»

Значительная угроза экономической безопасности хозяйствующих субъектов исходит от опасности захвата иностранными инвесторами контрольных пакетов акций ведущих российских компаний. В соответствующей ситуации они способны блокировать производство конкурентоспособной продукции и пустить ее не только на мировой, но и на внутренний рынок Российской Федерации.

Экономической безопасности организации также существенно угрожает криминализация всех слоев общества, коррупция чиновников, агрессивность мафиозных структур и угрозы личной безопасности руководства. Степень этих угроз зависит от коммерческой активности и размера организаций, работающих на рынке.

Следует подчеркнуть, что помимо перечисленных выше угроз экономической безопасности, непосредственно влияющих на ее уровень, существуют также угрозы, которые не имеют собственно экономической составляющей, но при этом оказывают существенное (а иногда и решающее) влияние на безопасное функционирование производственного потенциала России и могут нанести ему ощутимый ущерб. К ним относятся негативные процессы и действия в политической, социальной, правовой, информационной сферах, недостатки в организационной и информационной деятельности государства; криминализация экономики.

Экономическая безопасность органично входит в систему национальной безопасности вместе с такими ее составляющими, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических катастроф. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: Не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, так же как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая эту связь, важно в то же время помнить, что решающую и основополагающую роль в этом играет экономическая безопасность.

Сама экономическая безопасность имеет довольно сложную внутреннюю структуру.

Анализ реальных процессов и осмысление обширного отечественного и зарубежного опыта решения данной проблемы позволяет выделить три наиболее важных ее элемента:

  • экономическая независимость, которая в современной мировой экономике отнюдь не является абсолютной. Благодаря международному разделению труда экономики стран взаимозависимы. В этих условиях экономическая независимость означает возможность государства контролировать национальные ресурсы, достигать такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает его конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями;
  • Стабильность и устойчивость национальной экономики, которая включает защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для ведения бизнеса, сдерживание дестабилизирующих факторов (борьба с криминальными структурами в экономике, предотвращение больших диспропорций в распределении доходов, которые могут привести к социальным потрясениям и т.д.).
  • Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамичном мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, непрерывная модернизация производства, повышение уровня профессионального образования и культуры работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Динамика экономической преступности 

В условиях кризиса и масштабных трансформационных процессов экономического и политического характера механизмы стабилизации и безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему. Связь между экономической и политической безопасностью становится заметной, когда факторы политической и национально-этнической стабильности и безопасности можно «купить» на более длительный срок ценой огромных экономических издержек (знание неэквивалентного обмена, потери из-за предоставления так называемых «технических» кредитов и т.д.). Уровень этих затрат (особенно в кризисной ситуации) сам становится фактором экономической дестабилизации и некомпенсируемых потерь национального и природного экономического потенциала.

Развитие глобальной экономической конкуренции сопровождается усилением геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.

Для России трансформация мировой экономики создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала. Таким образом, экономическая безопасность наиболее тесно связана с внешней торговлей и таможенным делом.

Второй вызов — ожидаемая новая волна технологических изменений, которая повысит роль инноваций в социально-экономическом развитии и снизит влияние многих традиционных факторов роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, включая здравоохранение и другие сферы. Это требует от специалистов по экономической безопасности тесной интеграции с информационными технологиями, экологической медициной и биологическими областями деятельности и экспертизы.

Существует тесная взаимосвязь между экономической безопасностью и системой национальных государственных интересов. С категорией национально-государственных интересов связаны проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, условия и предпосылки ее физического здоровья и социокультурного процветания; геополитическое и геоэкономическое положение страны в современном мире.

Все это выражается в законодательстве, нормативных правовых актах, издаваемых государством. Поэтому экономическая безопасность тесно связана с правом и правоприменением, строится строго в рамках существующих законов и ориентирована на развитие нормативно-правовой базы в стране.

Состояние экономической безопасности оценивается на основе перечня параметров, критериев и показателей, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как показывает опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии иностранных и транснациональных монополий, в ней усиливаются коррупция и преступность. Это обуславливает тесную взаимосвязь экономической безопасности с прикладной социологией, политологией, эконометрикой, статистикой и другими научными дисциплинами.

По данным МВД РФ, по итогам 2013 года в России было выявлено 141,2 тыс. экономических преступлений, что на 18,4% меньше, чем годом ранее. Таким образом, статистика Министерства внутренних дел продолжает фиксировать устойчивое снижение экономической преступности. Следует отметить, что преступность в целом снизилась в 2013 году всего на 4,2%. Таким образом, доля экономических преступлений в общем объеме зарегистрированных преступлений также снизилась — с 7,5% в 2012 году до 6,4% в 2013 году.

Экономические преступления по сферам деятельности

В 2013 году самым частым видом преступлений «белых воротничков», опередив даже мошенничество, была коррупционная преступность (41,5 тыс. случаев). Его доля в общей структуре экономических преступлений достигла 29,4%. На втором месте оказалось мошенничество, на которое приходится 24,6% выявленных экономических преступлений или 34,7 тыс. случаев.

Следует отметить, что в 2013 году случаев мошенничества было значительно меньше, чем в 2012 году; однако это снижение, вероятно, связано не столько с динамикой преступности, сколько с изменениями в методологии учета — с 2013 года в данный раздел включаются только 2-4 части статьи 159 Уголовного кодекса. Третье место занимает подделка денег (16,8 тыс. или 11,9%).Что касается экономических преступлений по видам деятельности, то наиболее часто встречаются преступления, связанные с финансово-кредитной системой (27,9% от общего числа преступлений). На втором месте — преступления, связанные с потребительским рынком (16,9%), на третьем — с недвижимостью (6,2%). В прошлом году правоохранительные органы регистрировали преступления, связанные с внешней торговлей, реже всего — всего 0,9%. Однако именно преступления в сфере внешней торговли чаще всего совершались в крупном размере или причиняли значительный ущерб — в 72,6% случаев.В 2013 году доля тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений, совершенных в крупном, особо крупном размере или причинивших значительный ущерб, увеличилась, хотя и незначительно. Согласно данным, в 2013 году в крупном или особо крупном размере были совершены все преступления, связанные с производством и торговлей немаркированной продукцией, а также все преступления, связанные с банкротством (неправомерное банкротство, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство). Нарушение авторских и смежных прав (99,4%) и незаконное предпринимательство (99,5%) также показали результат, близкий к стопроцентной отметке.

Скорее всего, это связано с тем, что менее серьезные случаи нарушения авторских прав и незаконного предпринимательства подпадают под действие административного, а не уголовного законодательства. С другой стороны, в 2013 году не было выявлено ни одного крупного коммерческого подкупа. Также практически не было выявлено крупных случаев изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг (для краткости эти правонарушения объединены в данном материале под термином «фальшивомонетничество») — всего 0,2%.Как и в позапрошлом году, наиболее часто коммерческие правонарушения в 2013 году выявлялись сотрудниками полиции (130 тысяч правонарушений или 92%). Около 2 тысяч преступлений или 1,5% выявили следователи Следственного комитета РФ, более 500 преступлений или 0,4% выявили таможенники. Остальные 6,1% были обнаружены другими структурами. Стоит отметить, что, несмотря на относительно небольшую долю в общем объеме, таможенники чаще других выявляют серьезные нарушения — почти 93% выявленных ими преступлений были совершены в крупном размере.

Эти тенденции продолжились и в 2014 году. В январе-июле 2013 года подразделениями правоохранительных органов выявлено 69,1 тыс. экономических преступлений, их доля в общем количестве преступлений экономической направленности составила 90,7%.

Материальный ущерб от этих преступлений (согласно оконченным уголовным делам) составил 128,1 млрд. рублей.

Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве выявленных преступлений экономической направленности составила 60,6%.

Факторы, обуславливающие совершение корпоративных мошенничеств

Что касается других распространенных видов мошенничества, киберпреступлений и бухгалтерских манипуляций, то результаты по России практически идентичны среднемировым. По данным PwC, около четверти респондентов сталкивались с подобными преступлениями за последние два года.

Что касается суммы ущерба, нанесенного компании мошенничеством, то здесь наблюдается интересная тенденция. В 2014 году 29% респондентов сообщили, что потери их компании из-за мошенничества составили менее $100 тыс.; 46% респондентов сообщили о потерях от $100 тыс. до $5 млн; 13% сообщили о потерях от $5 млн до $100 млн; и 3% сообщили о потерях свыше $100 млн. Два года назад 40% фирм сообщили об убытках менее $100 тыс.; 34% — об убытках от $100 тыс. до $5 млн; и 15% — об убытках от $5 млн до $100 млн. Об убытках свыше 100 миллионов долларов США сообщили 7% респондентов, что значительно выше среднемирового показателя (0,6%). Остальные респонденты не смогли оценить размер убытков.

Так, с одной стороны, наблюдается смещение модального интервала в сторону увеличения (от «до $100 000» в 2011 году до «от $100 000 до $5 млн» в 2014 году), с другой стороны, средний размер убытков имеет тенденцию к снижению по мере уменьшения доли мошенничеств, совершенных в крупных размерах (в соответствии с критериями PwC, а не российского уголовного законодательства). По данным PwC, российские компании перешли от привлечения к ответственности за экономические преступления собственных сотрудников к привлечению к ответственности третьих лиц (45% против 36% в 2011 году). Респонденты утверждают, что в 53% случаев виновником был клиент, а в 20% — агент или посредник. Напротив, число респондентов, обвиняющих сотрудников в преступлениях «белых воротничков», снизилось с 55% до 49%. «Причиной этого может быть то, что компании лучше контролируют свои внутренние процессы и собственных сотрудников, чем внешние процессы и третьих лиц», — считают аналитики.

За последние два года типичный портрет корпоративного мошенника не изменился: Это еще достаточно молодой человек (31-40 лет) с высшим образованием, долгое время работающий в компании в качестве менеджера высшего или среднего звена.

Специалисты по мошенничеству часто ссылаются на три наиболее распространенных фактора в треугольнике мошенничества: мотивация или внешнее давление, возможность совершить мошенничество и рациональное объяснение своих действий (самооправдание).

Респонденты PwC, столкнувшиеся с внутренним мошенничеством, в качестве наиболее важного фактора назвали возможность. 76% респондентов выбрали внешнее давление (12%) и самооправдание (9%). Однако PwC обнаружила значительные изменения за последние пять лет: в 2009 году 86% респондентов назвали причиной корпоративного мошенничества внешние обстоятельства, в то время как только 12% — возможности. Однако эти данные могут быть не совсем точными, поскольку люди, которых спрашивали о причинах правонарушений, не были осуждены за корпоративное мошенничество.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Мотивационное управление как важный фактор повышения конкурентоспособности организации
  2. Ситуационная теория лидерства
  3. Основные этапы риск-менеджмента
  4. Принципы российского бизнеса
  5. Виды организационной культуры в теории организации
  6. Метод анализа иерархий
  7. Современные проблемы организационной культуры в системе менеджмента
  8. Дивизиональная организация
  9. Органы корпоративного управления
  10. Организационный инструментарий проектного управления