Для связи в whatsapp +905441085890

Восприятие пространства и движения. Теории стабильности видимого мира — Восприятие формы пространства

Восприятие пространства — это представление в сознании человека объективно существующего пространства, формы, размера и взаимного расположения объектов, расстояния между ними и направления, в котором они расположены.

Восприятие пространства и одновременный анализ положения собственного тела по отношению к окружающим предметам осуществляются в процессе двигательной активности организма и образуют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом.

В пространственном восприятии участвуют все органы чувств человека, но наибольшую информацию о пространстве дает зрение. Значительную роль играют также следующие анализаторы: зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный.

Механизмы пространственного восприятия филогенетически более зрелые, чем механизмы зрительного восприятия. Они интегрируют соответствующую информацию о пространстве, которая также поступает от слуховой, вестибулярной и кожно-мышечной сенсорных систем.

В основном, пространственное восприятие задается врожденными операциями, но его окончательная форма возникает из приобретенного в течение жизни опыта практических действий с предметами и практического перемещения в пространстве.

Различают восприятие пространства:

  • восприятие масштаба;
  • Восприятие формы;
  • Восприятие объемов;
  • Восприятие глубины или расстояния до объектов;
  • Восприятие линейной и воздушной перспективы.

Воспринимаемый размер объектов определяется размером их изображения на сетчатке и расстоянием до глаза наблюдателя. Чем больше изображение объекта на сетчатке, тем крупнее он нам кажется.

Размер изображения на сетчатке зависит от величины угла зрения. Чем больше значение угла зрения, тем больше изображение на сетчатке. Закон зрительного угла как закон восприятия размера был открыт Евклидом. Из этого закона следует, что воспринимаемый размер объекта изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения, то есть проекции на сферическую поверхность сетчатки.

Вполне логично, что эта закономерность сохраняется, когда объекты находятся на одинаковом расстоянии от нас. Например, если длинный шест находится в 2 раза дальше, чем палка, которая в 2 раза короче шеста, угол, под которым мы видим эти объекты, одинаков, и их изображения на сетчатке глаза одинаковы. Тогда можно предположить, что мы будем воспринимать палку и шест как одинаковые по размеру. На практике, однако, это не так. Мы ясно видим, что шест намного длиннее палки.

Восприятие размера объекта сохраняется, даже если мы удаляемся от него все дальше и дальше, хотя изображение объекта на сетчатке глаза уменьшается в размерах. Это явление называется постоянством восприятия размера объекта.

Восприятие размера объекта определяется не только размером изображения объекта на сетчатке глаза, но и восприятием расстояния, на котором мы находимся от объекта.

Рассмотрение расстояния до объектов в основном обеспечивается нашим опытом восприятия объектов на разных расстояниях от них. Знание приблизительного размера предметов является необходимым подспорьем для восприятия размера предметов. Как только мы узнаем объект, мы сразу же воспринимаем его размер таким, какой он есть на самом деле.

В целом, следует отметить, что постоянство размера значительно увеличивается, когда мы видим известные объекты. Следует также подчеркнуть, что постоянство восприятия сохраняется только в известных пределах. Когда мы находимся очень далеко от объекта, он кажется нам меньше, чем есть на самом деле.

Еще одной особенностью восприятия размера объекта в пространстве является контрастность объектов. Среда, в которой находится воспринимаемый объект, влияет на его восприятие. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется гораздо меньше своих реальных размеров.

Восприятие пространства и движения. Теории стабильности видимого мира - Восприятие формы пространства

Восприятие формы пространства

Восприятие формы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализатора. В восприятии формы объектов участвуют три основные группы факторов:

  1. Врожденная способность нейронов коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображения определенной насыщенности, ориентации, конфигурации и длины. Такие клетки называются детекторными. Основываясь на свойствах своих рецептивных полей, они различают очень специфические элементы в зрительном поле, такие как светлые линии определенной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты и разрывы в контурных изображениях.
  2. Законы образования фигур, форм и контуров.
  3. Жизненный опыт через движения рук по контуру и поверхности предметов, движение человека и частей его тела в пространстве.

Зрительное восприятие формы объекта также определяется условиями наблюдения: размером объекта, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещением, контрастом между яркостью объекта и фона и так далее.

Бинокулярное зрение, то есть зрение двумя глазами, является основой для восприятия трехмерных объектов. Суть бинокулярного эффекта заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же объект, изображение этого объекта на сетчатке левого и правого глаза будет разным. А при восприятии предметов смещение изображений на сетчатке глаза создает впечатление единого, но трехмерного и рельефного объекта.

Однако бинокулярное зрение — не единственное требование для объемного восприятия объекта. Когда мы смотрим на предмет одним глазом, мы все равно воспринимаем его рельеф. Существенную роль в восприятии объемной формы объекта играет знание объемных особенностей этого объекта и распределения света и тени на объемном объекте.

На значительном расстоянии от нас предметы, когда их изображения на сетчатках обоих глаз теряют свои различия, мы уже не воспринимаем трехмерные объекты, а мыслим о них лишь объемно на основе представлений, сохранившихся от рассматривания на небольшом расстоянии.

Восприятие глубины в основном относится к восприятию расстояния до объектов и их положения по отношению друг к другу.

Восприятие глубины происходит в основном при бинокулярном зрении. Адаптация глаза к четкому видению различных удаленных объектов также происходит с помощью таких глазных механизмов, как аккомодация, конвергенция и дивергенция.

Явление аккомодации заключается в том, что форма хрусталика глаза изменяется при приближении или отдалении предметов. При восприятии дальних предметов хрусталик становится плоским, а при восприятии близких предметов его выпуклость увеличивается.

Конвергенция — это сближение зрительных осей глаз друг с другом. А дивергенция — это поворот осей глаз в стороны. И конвергенция, и дивергенция вызываются сокращением и расслаблением глазных мышц.

Аккомодация и конвергенция работают только в очень небольшом диапазоне на коротких расстояниях: Размещение — в пределах 5-6 метров, сближение — до 450 метров. Между тем, человек способен различать глубину воспринимаемых объектов и пространство, которое они занимают, на расстоянии до 2,5 километров.

Процессы аккомодации и конвергенции происходят непроизвольно. Человек не думает о необходимости сфокусировать изображение, этот процесс происходит автоматически.

Определение пространственной глубины ограничено порогом глубины зрения. Порог глубины резкости — это минимальная разница в расстоянии между двумя объектами, воспринимаемая наблюдателем.

Для восприятия расстояний до объектов важны не только аккомодация хрусталика и взаимное расположение зрительных осей, но и линейная и воздушная перспектива.

В линейной перспективе удаляющиеся линии кажутся сходящимися у горизонта. В линейной перспективе размер объектов уменьшается по мере удаления от них. Та же разница между светом и тенью становится слабее по мере удаления от объектов, а мелкие предметы выпадают.

Воздушная перспектива подразумевает различное восприятие реальности в зависимости от природы воздуха и типа источника света. Предметы меняют цвет под воздействием голубоватого оттенка воздуха, который изменяет цвет предметов тем сильнее, чем дальше находится объект.

Влияние характера источника света в воздушной перспективе проявляется следующим образом: По мере удаления от зрителя освещенные поверхности становятся темнее, а затемненные — бледнее, создавая бледно-серый силуэт. По мере приближения светлый оттенок становится более контрастным, освещенные участки выглядят ярче, затемненные — темнее.

Расстояние, на котором распознаются объекты, называется порогом пространственного восприятия. Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером. Различают статические и динамические устройства для измерения глаз.

Статический эллипс — определение размеров неподвижных объектов с учетом расстояния до них. Динамический глазомер — способность определять расстояние между движущимися объектами.

Способность оценивать и сравнивать размеры зрительно воспринимаемых объектов и расстояния до них с различной точностью зависит от индивидуальных особенностей глазомера человека.

Способность видеть мельчайшие объекты называется остротой зрения или разрешающей способностью глаз. Все это индивидуальные особенности каждого человека.

Основные свойства восприятия движения

Восприятие движения — это временное отражение положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие движения отражает различные их характеристики и свойства, из которых наиболее важными являются следующие:

  • тип движения (сгибание, отталкивание, абдукция);
  • Форма движения (прямолинейная, криволинейная);
  • Амплитуда движения (полное, неполное);
  • Направление (вправо, влево, вверх, вниз);
  • Продолжительность (короткая, длинная);
  • Скорость (быстрая, медленная);
  • Ускорение движения (плавное, замедленное, ускоряющееся, устойчивое, прерывистое).

Восприятие движения — это отражение изменений положения объекта в пространстве и времени, т.е. его направления и скорости. Это результат одновременного отражения объекта и события.

Восприятие как всего движения, так и его компонентов происходит с помощью согласованной деятельности различных анализаторов: зрительного, мышечно-двигательного, тактильного и органических ощущений. Чувство равновесия и косвенные сигналы движения также играют важную роль в восприятии движения.

Зрительные ощущения при восприятии движения вызываются движением изображений объектов на сетчатке глаза. Изображение объекта появляется на сетчатке глаза как перцептивное поле статичного глаза. Затем изображения движущихся объектов перемещаются по сетчатке в соответствии с эффектом анимации.

Впечатление движения может быть создано и при отсутствии реального движения, когда после коротких пауз на экране чередуется ряд изображений, воссоздающих определенные, последовательные фазы движения объекта. В этом случае возникает так называемый стробоскопический эффект.

Чтобы возник стробоскопический эффект, отдельные стимулы должны быть разделены определенными временными интервалами. Пауза должна составлять около 0,06 секунды. Если пауза короче, то изображения сливаются, а если пауза длиннее, то изображения воспринимаются как разделенные. Максимальное расстояние между точкой перемещения, при котором возникает стробоскопический эффект, составляет 4,5°.

Восприятие направления движения осуществляется парной работой глаз. Экспериментально было установлено, что точность восприятия движения объектов зависит от нескольких условий:

  • чем ближе движущийся объект к наблюдателю, тем точнее восприятие его скорости и направления;
  • Восприятие движущегося объекта, когда он движется перпендикулярно линии зрения наблюдателя, более точное, чем когда он движется вдоль линии зрения;
  • Восприятие движения центральным зрением более точное, чем периферическим;
  • Восприятие направления и скорости преследующим взглядом является более точным, чем покоящимся взглядом;
  • Восприятие более точное, когда движение объекта происходит на фоне неподвижных объектов;
  • Точность восприятия движения увеличивается, когда вы тренируетесь оценивать расстояние и время.

Определенную роль в восприятии движения играет движение глаз, которое необходимо произвести для отслеживания движущегося объекта.

Пара глаз является одним из механизмов, позволяющих воспринимать направление движения объектов.

Мускуломоторные ощущения — это ощущения, которые имеют первостепенное значение для восприятия движений собственного тела. Они представляют собой сложный комплекс ощущений, включающий следующее:

  • само мышечное ощущение;
  • Ощущения, вызванные раздражением рецепторов сухожилий;
  • Ощущения, вызванные раздражением рецепторов в суставных поверхностях.

В результате совместного воздействия вышеперечисленных типов ощущений мы воспринимаем как движения, которые мы совершаем, так и различные положения наших конечностей, а также сопротивление и тяжесть предметов.

Сенсорные ощущения при восприятии движения

Отличительной особенностью тактильных ощущений является их резко выраженный предметный характер. Существует три группы тактильных ощущений:

  • Тактильное ощущение, вызванное мягким, грубым, слабым или острым прикосновением к какой-либо точке нашего тела;
  • тактильные ощущения, вызванные давлением из нескольких точек контакта;
  • тактильные ощущения при выполнении действий с предметами.

С помощью тактильных и мышечно-двигательных ощущений в их совокупности мы воспринимаем и представляем себе пространственные связи и отношения, различные формы предметов, их размер, вес, твердость или мягкость поверхности предметов.

Тактильные ощущения являются регулятором движения рук, ног, туловища и так далее. Они постоянно защищают нас от ошибок при выполнении различных движений. Такие мышечно-двигательные действия, как ходьба, хватание и удержание предметов, не могут быть освоены без помощи чувства осязания, поскольку тактильные ощущения имеют большое управляющее значение во всех движениях.

Органические ощущения — это ощущения о состоянии опорно-двигательного аппарата: боль в костях и мышцах, ощущения онемения, свободы и легкости сократительной функции мышц. Эти ощущения всегда сопровождаются элементарными чувствами, которые являются неотъемлемой частью каждого органического ощущения и составляют его так называемый тонус ощущений.

Важность органических ощущений и связанных с ними физических ощущений в восприятии движений заключается в том, что они определяют общее состояние работающего органа и всего организма и являются основой физического самочувствия, которое играет большую роль в выполнении физических движений.

Чувство равновесия, которое создается вестибулярным аппаратом, также играет важную роль в восприятии движения.

Чувство равновесия, когда оно хорошо развито, важно для быстрой и правильной координации движений.

Косвенные признаки также играют важную роль в восприятии движения и создают опосредованное впечатление о движении.

Механизм использования косвенных признаков заключается в том, что при обнаружении некоторых признаков движения они обрабатываются интеллектуально и выносится суждение о том, что объект движется. Например: поднятая нога, согнутая рука, согнутые верхушки деревьев и т.д.

Идея движения также вызывается, например, следом на воде от корабля или лодки, следом на снегу от саней и так далее. Аналогичным образом, понимание ситуации может быть основано на прошлом опыте. Например, восприятие движения фигуры на фоне, а не фона на фигуре возникает на основе прошлого опыта.

Также на основе опыта существует идея, что обычно меньшая фигура движется перед большим фоном, а не наоборот, и что движущаяся фигура меняется чаще, чем фон, который обычно остается неизменным.

Основной принцип восприятия движения заключается в понимании ситуации в объективной реальности на основе всего предыдущего опыта человека.

Восприятие движения — это временное отражение положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятие как всего движения, так и его компонентов происходит с помощью согласованной деятельности различных анализаторов: зрительного, мышечно-двигательного, тактильного и органических ощущений. Чувство равновесия и косвенные сигналы движения также играют важную роль в восприятии движения.

Основные характеристики восприятия времени

Восприятие времени — это осознание человеком длительности, последовательности, темпа и ритма явлений и событий в реальности.

Время — это форма существования материи, все наши анализаторы воспринимают движения материи не только в пространстве, но и во времени.

Восприятие течения времени не является простой функцией, а возникает в результате сложных процессов обратной связи, которые мы получаем из внутренней и внешней среды. В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов.

В реальности не существует ни очевидных сенсорных рецепторов или органов, предназначенных для восприятия времени, ни непосредственно наблюдаемых ощущений, вызываемых конкретными стимулами, связанными со временем. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в течение жизни на основе накопленного опыта и имеет скорее когнитивную (восприятие), чем физическую или нейронную основу.

Продолжительность времени не существует ни в себе, ни вне себя, но присуща тому, что длится. Психофизиология восприятия длительности связана с ритмическими процессами в организме человека.

Ритм сердца, ритмичное дыхание и ритмичность повседневной жизни влияют на восприятие времени. В основе лежит ритмичное чередование возбуждения и торможения. Его динамика в нервной системе формирует физиологическую основу для восприятия длительности времени.

Чем больше активизируются процессы возбуждения в коре головного мозга, тем быстрее происходит обмен веществ в организме. Следовательно, у нас возникает ощущение, что время идет быстрее. Когда преобладают процессы торможения, метаболизм замедляется, и время субъективно течет медленнее.

Точно так же время меняет свой ход в опасных ситуациях. Все процессы в организме ускоряются во много раз, и человек успевает сделать то, что не мог сделать при других обстоятельствах. В результате субъективно может показаться, что время остановилось.

Таким образом, при оценке длительности событий и временных интервалов необходимо учитывать особенности субъективного восприятия длительности явлений. Время течет для нас совершенно по-разному, в зависимости от нашего внутреннего состояния и возраста.

Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Недооценка времени всегда является результатом доминирования возбуждения над торможением, в то время как его преувеличение связано с доминированием торможения в результате воздействия монотонных, неважных стимулов.

Время кажется коротким, когда так много нужно сделать. Чувство опасности и связанные с ним сильные эмоции также изменяют восприятие времени, создавая эффект замирания.

Время, наполненное прошлым опытом и деятельностью, запоминается как более длительное, а длительные периоды жизни, наполненные неинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие.

Восприятие времени меняется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции создают иллюзию быстрого течения времени, в то время как отрицательные эмоции субъективно удлиняют временные интервалы.

Только короткие временные интервалы подходят для точного, непосредственного восприятия времени.

Восприятие последовательности явлений — это разложение явлений и замена одних явлений другими.

Некоторые явления отражаются в сознании как непосредственно воздействующие на нас в данный момент, другие — как уже воспринятые, третьи — как ожидаемые и еще не наступившие.

Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошлом и будущем.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться в то место пространства, из которого стартовали, но мы не можем вернуть прошедшее время. Таким образом, мы воспринимаем течение времени и устанавливаем объективный порядок необратимой последовательности событий. И мы устанавливаем этот порядок на основе последовательности одних событий за другими.

В дополнение к определению порядка или последовательности предшествующих и последующих событий, мы используем временную локализацию. Согласно естественным ритмам, время делится на интервалы. Такие интервалы могут составлять день, неделю, месяц, год и так далее. Определенное событие локализуется на временном векторе.

Поскольку время является направленной величиной (вектором), это подразумевает не только систему единиц (секунда, минута, час и т.д.), но и постоянную точку отсчета, от которой ведется отсчет. В этом отношении время радикально отличается от пространства.

Естественной точкой отсчета времени является настоящее, которое делит время на предшествующее ему прошлое и следующее за ним будущее. Но настоящее также имеет свое положение на векторе времени. Существует точка, от которой отсчитывается время. Такой точкой для конкретного человека является его рождение.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Типичные проблемы в супружеских отношениях
  2. Аристотель как основоположник современной психологии — Краткая биография Аристотеля
  3. Особенности речевого развития у дошкольников с заиканием — Заикание как нарушение речи
  4. Диагностика и коррекция аномалий поведения в период подросткового кризиса
  5. Анатомия ЦНС для психологов — Биологическая основа психики
  6. Возрастные особенности влияния тревожности на статусное положение личности в группе — Психологические особенности подросткового возраста
  7. Интеракция в психологии общения
  8. Стили общения в психологии
  9. Диагностическое интервью
  10. Эффективность психотерапии