Для связи в whatsapp +905441085890

Психоанализ или фрейдизм — Философия психоанализа: фрейдизм и неофрейдизм

Австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) считается основателем фрейдизма. Опираясь на идеи Фрейда, дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление психоанализа. Психоаналитические теории включают концепции Карен Хорни, Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Вильгельма Райха и других. Каждый из них внес новые и оригинальные идеи в этом направлении.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех структур, уровней: «Я», «Эго» и «Сверх-Я» (структурная модель психической жизни).

  1. «Оно» (Id) — это бессознательная часть психики, кипящий котел биологически врожденных, инстинктивных влечений, агрессивных и сексуальных. Ид» насыщен сексуальной энергией (либидо). Человек представляет собой замкнутую энергетическую систему. Количество энергии в каждом человеке является константой. Будучи бессознательным и иррациональным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье являются главными целями в жизни человека. Второй принцип поведения — это гомеостаз, тенденция к поддержанию приблизительного внутреннего равновесия.
  2. «Я» (эго) — это уровень сознания. «Я» находится в постоянном конфликте с «эго» и подавляет сексуальные желания. Уровень сознания формируется под влиянием общества. «Эго» находится под влиянием трех сил: «эго», «суперэго» и общества, которое предъявляет свои требования к человеку. «Эго» пытается создать гармонию между ними, подчиняется принципу реальности, а не принципу удовольствия.
  3. «Сверх-Я» (суперэго) служит носителем моральных норм. Это часть личности, которая действует как критик, цензор, совесть. Когда «эго» принимает решение или совершает поступок в угоду «ид», но в отличие от «супер-эго», эго испытывает наказание в виде вины, стыда, упрека совести.
    «Эго отвечает за выбор, выражение и удовлетворение желаний ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешнего мира. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Именно эго анализирует, рассуждает и принимает решения.

Формирование психики, особенно «сверх-Я», происходит у ребенка через преодоление Эдипова комплекса. По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на матери, кроется ключ к сексуальному комплексу, который якобы вечно витает над каждым мужчиной. Мальчик привязан к матери и воспринимает отца как соперника, что вызывает ненависть, а также страх и восхищение; мальчик хочет походить на отца, но в то же время желает ему смерти, поэтому чувствует вину и боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, то есть преодолевает Эдипов комплекс (в возрасте пяти-шести лет), и у него появляется «суперэго», совесть.

Если энергия либидо не находит выхода, человек может страдать от психических заболеваний, неврозов, приступов ярости и меланхолии. Чтобы избежать конфликта между «эго» и «ид», используются средства психологической защиты. Такое поведение позволяет человеку защититься от проблем, которые он пока не может решить; оно позволяет ему устранить страх перед угрожающими событиями (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.д.); оно позволяет ему «убежать» от угрожающей реальности и иногда трансформировать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, потому что в данный момент человек не может решить проблему. Но со временем, если человеку не удается решить проблему, защитный механизм может стать препятствием для личностного роста. Поведение человека становится менее предсказуемым, он может причинить себе вред; он отдаляется от реальности и от проблем, которые ему необходимо решить. Таким образом, защитные механизмы сами по себе часто создают все новые и новые проблемы, а человек скрывает свою настоящую проблему, подставляя новые псевдопроблемы.

Психоанализ или фрейдизм - Философия психоанализа: фрейдизм и неофрейдизм

Философия психоанализа: фрейдизм и неофрейдизм

1) Психоанализ — это течение современной философии, которое объясняет роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества.

Австрийский ученый и психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) считается основателем психоанализа. Два главных открытия Фрейда можно считать началом психоанализа:

  • Бессознательное, особая психическая реальность, присущая каждому человеку, сосуществует с сознанием и в значительной степени контролирует его;
  • реакция подавления (из сознания в бессознательное) негативных эмоций, негативных переживаний, всего, что нарушает баланс и здоровье психики, как своего рода психологическая защита.

Негативные эмоции, нереализованные желания — все, что подавлено в бессознательном, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, писаний, «странностей».

Особой формой бессознательной жизни являются сны. По мнению Фрейда, сны — это реализация скрытых желаний человека, то, что не было реализовано в реальности.

2) Фрейд различает две схемы психики:

  • топографический;
  • динамичный.

Согласно топографическому подходу, бессознательное предстает как большой коридор, в котором различные человеческие мысли, желания и чувства ждут своего часа. Сознание — это маленькая комната, куда периодически «вызываются» посетители — человеческие мысли и желания. Между коридором и комнатой ходит охранник, который пропускает в комнату только те мысли, которые радуют сознание. Иногда охранник уходит, засыпает, и кто-то из «ненужных посетителей» врывается в чулан — в сознание. Но затем их выдворяет обратно в предбанник вернувшийся (проснувшийся) охранник.

Согласно динамической схеме, психика представляется как совокупность трех слоев — самость, эго, сверхсамость.

  • «Я» — это мир бессознательного, в котором содержатся мысли и желания человека.
  • «Я» — сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.
  • «Сверх-Я» — это внешняя реальность, которая подавляет и влияет на личность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции.

«Я» пытается подчинить себе «оно». Это редко удается. Обычно «оно» подчиняет себе «я» неявным или явным образом. Фрейд сравнивает «Я» со всадником и лошадью: на первый взгляд, всадник («Я») управляет лошадью, отдает ей приказы, но лошадь («Оно») сильнее всадника и фактически несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник полностью теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда бы она его ни привела. Кроме того, сверхсамость — нормы и запреты — часто подчиняют себе «я».

3) Согласно Фрейду, основными факторами, которые направляют и руководят человеческой психикой, являются следующие:

  • Удовольствие — психика, как компас, ищет пути к удовольствию тем или иным способом;
  • Водоизмещение: Психика подавляет неприемлемые, запретные желания и идеи (антисоциальные, сексуальные) в бессознательном. Желания и мысли, подавленные в бессознательном и не прошедшие «цензуру», подвергаются сублимации — трансформации в другие «разрешенные» виды социальной активности и культурного творчества.

4) Что является «ядром» бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд сначала представляет то, что он называет «первой психоаналитической системой», которая преобладала с 1905 по 1920 год, а после 1920 года — «второй психоаналитической системой».

Определяющими, по мнению Фрейда, были различные биологические влечения человека. Согласно первой психологической системе, основой бессознательного является «либидо» — сексуальное влечение, половое влечение.

Теории личности: фрейдизм (психоанализ)

Исходные точки психоанализа. Фрейд изначально исходил из топографической модели, включающей три уровня психики: сознательное («я»), предсознательное («бессознательное») и бессознательное («оно»).1 Фрейд уподоблял психику айсбергу, небольшая часть которого выступает из воды и представляет собой область сознания. В то время как большая часть, скрытая под водой, составляет сферу бессознательного. За годы клинических исследований он расширил эту модель и добавил компонент «сверхсознания» («сверх-Я»), который представляет собой моральную силу личности, сформированную в процессе социализации через усвоение традиционных ценностей и идеалов общества. З. Фрейд разделил сверхсознание на совесть и эго-идеал. Совесть формируется на основе родительских наказаний и включает в себя способность критического самоосуждения. Эго-идеал — это поощряющий аспект сверхсознания. Бессознательное является носителем врожденных инстинктов (наиболее важными из которых являются Эрос (инстинкт созидания) и Танатос (инстинкт разрушения). Первоосновой первого инстинкта является психосексуальная энергия — либидо, которая преобразуется в другие виды творческой деятельности путем ее трансформации (сублимации). В процессе социализации формируется сознание индивида. Параллельно с процессом социализации индивид переживает на бессознательном уровне процесс психосексуального развития, то есть либидо также формирует личность «изнутри». С преодолением Эдипова комплекса (у мальчиков) и комплекса Электры (у девочек) в возрасте 5-6 лет формируется совесть, закладывающая основу для сверхсознания. Комплексы возникают в результате конфликта бессознательных переживаний, инстинктов и невозможности их реализации из-за факторов сознания и норм общества. Эдипов (Электрин) комплекс возникает из-за бессознательной ориентации либидо на родителя противоположного пола с одновременным страхом и ревностью к родителю своего пола.

Теория психосексуального развития. Фрейд различал 4 стадии психосексуального развития: 1) оральную, 2) анальную, 3) фаллическую и 4) генитальную. Он также включил латентность в эту диаграмму (Таблица 7). Первые три стадии охватывают возраст от рождения до 5 лет и называются прегенитальным периодом, поскольку область гениталий еще не играет заметной роли в формировании личности. Стадия 4 связана с началом полового созревания (половой зрелости). Название этапов основано на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к выбросу энергии либидо.

Мысли Фрейда о развитии личности основаны на двух факторах: Разочарование и чрезмерная защита. При фрустрации психосексуальные потребности подавляются родителями; при чрезмерной опеке ребенок не контролирует свои внутренние функции. В обоих случаях происходит чрезмерное накопление либидо, которое впоследствии может проявиться в виде остаточного поведения, связанного со стадией, на которой произошла фрустрация или чрезмерная защита. Важное место в теории Фрейда занимает понятие регрессии, под которой понимается возвращение к более ранней стадии психосексуального развития и проявление поведения, характерного для этого более раннего периода. Отсюда Фрейд выделил следующие типы личности.

Феноменология

Термин «феноменология» (от греческого phenomenon) обозначает одно из самых влиятельных течений в развитии философии и интеллектуальной культуры в целом в Западной Европе в XX веке. Немецкий философ Эдмунд Гуссерль считается основателем феноменологии, наиболее ярким представителем этого направления был французский философ Морис Мерло-Понти. Ряд работ в русле феноменологии принадлежит экзистенциалистам Мартину Хайдеггеру и Жан-Полю Сартру.

Отличительная особенность феноменологии как философского учения заключается в отказе от любых абстракций и идеализаций как средства философствования. Отправной точкой феноменологии является признание «возможности описания спонтанной жизни сознания в терминах непрерывного потока значений» (Гуссерль) или «интерпретации основных структур человеческого существования» (Хайдеггер). Основная идея феноменологии — неразрывность и одновременно принципиальная несводимость друг к другу сознания, личного бытия и материального мира, физической реальности, социальной действительности и духовной культуры. Лозунг Гуссерля «Назад к самим предметам!» означает отрыв сознания и предметного мира от причинных и функциональных связей между ними, а также от их диалектико-мистического проникновения. «Чистое сознание» как непосредственная знаковость или интенциональность отделяет себя от мифологических, идеологических, научных и повседневных практических установок и схем.

Движение к объектам — это создание прямого поля смыслов, поля смыслов между феноменами сознания и фрагментами реальности, и эти смыслы являются феноменами. Это движение предполагает, с одной стороны, критику натуралистических и психологических представлений о вещах как таковых, а с другой — демаркацию между фактами сознания и реальностью. Гуссерль противопоставляет крайности наивного созерцания и агностицизма. С точки зрения «отца феноменологии», любой объект может быть «схвачен» субъектом только как коррелят сознания, как то, что не является неотъемлемым, но участвует в ощущении, восприятии, понятии, суждении, памяти и воображении.

Согласно Гуссерлю, феноменологическая установка направлена не на восприятие известного и выявление еще неизвестных свойств, функций, отношений вещей, а на сам процесс восприятия как процесс формирования определенного спектра смыслов, обнаруживаемых в объекте. Размышление о восприятии, его фазах и единстве может происходить независимо от того, существует ли объект восприятия или постижения в действительности или это только иллюзия, галлюцинация или мираж. В этом случае «безразличие» к существованию объекта является фундаментальным: сознание рассматривается как «переплетение переживаний в единстве потока», который абсолютно не поддается определению объектом, смысл которого он конструирует и конституирует. В то же время сознание не является исключительно «внутренним содержанием субъекта»: оно «связано с внешним бытием вещей, посылается им, передается им», но в то же время в сознании нет «ничего, кроме смыслов и значений реальных или воображаемых объектов».

Герменевтика

Этот термин восходит к имени древнегреческого бога Гермеса, в обязанности которого входило передавать и объяснять человечеству волю богов. Интерпретация, понимание — это искусство и теория интерпретации текста. Работа Аристотеля «Об истолковании» обычно считается одной из первых герменевтических работ.

В наше время немецкий протестантский теолог и философ Фридрих Шлейермахер, рассматривая возможность применения герменевтики к любому тексту, а не только к Писанию, признал, что герменевтика может служить особым — в отличие от других методов работы с текстом, таких как грамматика, — способом понимания внутреннего мира автора текста.

Уже немецкий философ Вильгельм Дильтей связывал герменевтику с «гуманитарными науками», которые имеют дело с обществом и человеком, историей и культурой. Ведь так или иначе перед «гуманитарными науками» стоит задача понять внутренний мир автора текста, поскольку эти науки восстанавливают образ изучаемых событий, обращаясь к письменным источникам, к текстам. Дильтей считал, что ученый не способен адекватно отразить результаты своей работы, правильно интерпретировать

Факты прошлого без учета психологии, мотивации и менталитета создателя документа как письменного доказательства. Необходимо, как считал Дильтей, «жить», «чувствовать» в образе жизни и мышления автора.

К 20 веку герменевтика поднялась до статуса философской дисциплины и стала считаться необходимым методом исследования для всего комплекса социальных и гуманитарных дисциплин. Научная работа с текстом становится сутью гуманитарного знания: постичь духовную жизнь человека соответствующей эпохи можно только через раскрытие текстовых дополнительных ценностей. При этом следует учитывать, что познающий субъект, «живущий» в содержании текста, в духовном мире, то, что выражает автор текста, сам становится частью осознаваемой им духовной реальности. Получается, что понимание смысла текстов постоянно движется к новым текстам и к новым, более глубоким уровням смысла на пути интерпретации и понимания через интуицию духовного мира автора и эпохи, выраженной в тексте.

Понимание и интерпретация становятся важнейшими понятиями философской герменевтики. В этом случае сама герменевтика превращается из учения о методе познания в учение о бытии. В герменевтике человек — это существо, чье существование заключается в понимании. Понимание становится не только способом познания, но и способом существования человека.

Основными представителями философской герменевтики конца прошлого века считаются французский философ Поль Рикур, Мартин Хайдеггер и его ученик Ханс Гадамер, автор программного труда «Истина и метод». Эссе о философской герменевтике».

Что такое интерпретация? «Интерпретировать, — писал Рикур, — значит идти от явного смысла к скрытому. Интерпретация подчинена главной герменевтической задаче — пониманию. Цель понимания — перенести контекст и структуру смысла из чужого исторического и личного мира в свой собственный. «Витальное, — писал Гадамер, — никогда не познается в реальности объектным сознанием, напряжением разума, который стремится проникнуть в закон видимости». Жизненное не является таким, чтобы можно было извне достичь понимания жизненности. Напротив, единственный способ постичь витальное — постичь его изнутри».

Необходимо быть внимательным к внутреннему миру Другого, к духу другой культуры, чтобы мы могли воспринять заложенные в них смыслы так, как они воспринимались в то время самими носителями этих смыслов. «Понять, — писал Рикур, — значит перенестись в другую жизнь». В связи с этим возникает проблема так называемого герменевтического круга.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Программа «кроха»
  2. Использование невербальной коммуникации в деловом общении
  3. Принципы этнопедагогики
  4. Психология толпы
  5. Гендерные особенности межличностных отношений
  6. Взаимоотношения ученика и учителя. Конфликты
  7. Торможение как физиологический процесс, его виды
  8. Гештальт-принципы восприятия
  9. Психологические особенности формирования самоотношения у подростков
  10. Психологические особенности молодой семьи