Для связи в whatsapp +905441085890

Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики в трудах зарубежных и отечественных философов и психологов

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Низкая работоспособность персонала: причины , пути решения проблемы
  2. Исследование уровня ответственности персонала в компании
  3. Методы научных исследований в общей психологии
  4. Философские знания как методологическая основа общей психологии
  5. Развитие представлений о психике и ее элементах в общей психологии
  6. Основные психологические характеристики сознания в трудах отечественных и зарубежных психологов
  7. Критерии сознания как высшей формы психического отражения в общей психологии
  8. Неосознаваемые психические процессы и их характеристика в психологической науке
  9. Физиологический механизм ощущения и его современные исследования психологической наукой
  10. Виды и свойства ощущений

Введение

В истории человеческой цивилизации многие ученые и мыслители задавали вопросы, которые так или иначе касались категорий, которыми занимается психология. Это связано с тем, что в познании окружающего его мира человек всегда так или иначе сталкивался с вопросами, касающимися его самого и его места в мире.

Несмотря на то, что основные труды по психологии принадлежат зарубежным авторам, российская история психологической науки также имеет место. Отечественные ученые и мыслители выдвинули не мало идей, было написано множество работ, которые позволили проникнуть в тайны человеческой психики, понять те или иные процессы, влияющие на поведение человека.

Начиная с того, что психология по-прежнему актуальна для изучения человека, она всегда испытывала влияние существующих тенденций и течений, имевших место в определенный исторический и культурный период. Развитие внутренней психологической мысли также находилось под влиянием этих тенденций.

Исследования в области истории русской философии и культуры показали, что психологические идеи развивались в России в X-XV веке, что помогло сформировать весьма стройные концепции в XVIII веке. Из этих концепций возникли материалистические традиции, которые начали развиваться впоследствии.

Можно с уверенностью сказать, что феодально-сербский строй, существовавший в России в то время, оказал значительное влияние на формирование и становление внутренней психологической мысли. Все прогрессивные мыслители и философы России того времени в своих трудах боролись с крепостным правом и религиозной идеологией, господствовавшей в государстве. Важной задачей было изучение человека в научном и гуманистическом ключе.

Материалистический способ понимания идей и чувств был развит Ломоносовым в его работах по физике и риторике. Особо следует отметить богатство идей по психологии в работе Ломоносова «Краткое руководство к риторике», написанной им в 1744 году. Здесь он дает развитие идей, связанных с воображением, представлениями, страстями, а также тех, что касаются психологии речи.

Во всех своих работах Ломоносов приводит идеи, сходящиеся в том, что психические явления являются отражением внешнего мира, а сама психика зависит от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал основные черты личностного подхода в осуществлении учебного процесса. Данный подход предполагает учет индивидуально-психологических особенностей обучающегося в образовательном и воспитательном процессах. Ломоносов также внес значительный вклад в доказательство и обоснование важности языкового общения и языка в формировании личности.

Наиболее глубокое развитие идеи Ломоносова получили у Александра Николаевича Радищева. На протяжении всего периода своей творческой деятельности он постоянно занимался вопросами психологии.

Русская психология в восемнадцатом веке

Исследования по истории русской философии и культуры показали, что психологические идеи развивались в России в X-XV веке, что привело к формированию весьма стройных концепций в XVIII веке. Из этих концепций возникли материалистические традиции, которые начали развиваться впоследствии.

Можно с уверенностью сказать, что феодально-сербский строй, существовавший в России в то время, оказал значительное влияние на формирование и становление внутренней психологической мысли. Все прогрессивные мыслители и философы России того времени боролись в своих трудах с крепостным правом и религиозной идеологией, господствовавшей в государстве. Важной задачей было изучение человека в научном и гуманистическом ключе.

Такова была борьба в развитии психологической теории в России между идеализмом и гуманизмом. Эта борьба приняла такие формы, как борьба за освобождение от суеверий и предрассудков и борьба за гуманизм.

Одновременно происходило накопление психологических знаний о работнике и труде, началось зарождение этнопсихологического направления как совокупности данных, характеризующих особенности психики, обычаев различных народов, населявших Россию в то время.

XVIII век в целом можно охарактеризовать как период экстенсивно-интенсивного развития научных знаний. С одной стороны, этот период можно охарактеризовать процессом расширения и доминирования науки в различных сферах жизни, появлением новых областей знаний, увеличением числа ученых, ростом числа научных центров, развитием различных отраслей науки, к которым относятся математика, механика, астрономия, физика, минералогия, география, физиология, анатомия, история и так далее. Вместе с тем, в рассматриваемый период создается новая методология и устанавливаются экспериментальные методы познания, разрабатываются оригинальные, исторически перспективные научные идеи, концепции и теории. Знание в этот период переходит от аналитической и коллективно-описательной стадии к объяснительной.

Можно выделить следующие причины доминирования отраслей научного цикла в системе научных исследований

  • Ярко выраженная практическая польза этих отраслей;
  • их альтернативной ориентации по отношению к господствовавшим ранее схоластическим и метафизическим взглядам;
  • относительная независимость от проблем идеологии и политики.

С научной ориентацией было связано серьезное изменение в определении предмета и методов научного познания, его возможностей и ограничений. Реальные явления, вместо недостижимых и непостижимых сущностей, стали главным объектом научного поиска.

Развитие психологических идей в русской культуре и науке того времени опиралось на труды русских мыслителей более ранних эпох и во многом носило оригинальный и прогрессивный характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в этот период в России появляются ученые и мыслители, психологические труды которых стали вехой в истории отечественной психологии.

XVIII век вошел в историю России как время величайших потрясений в науке в целом и в психологическом знании в частности.

Особое место в развитии научной психологической мысли в России принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). Он является одной из самых значительных фигур этого периода, его труды представляют целую эпоху в развитии русской культуры и науки: он сформулировал всеобщий закон сохранения материи и движения, разработал основные принципы атомной и молекулярной теории в физике и химии, создал основы русской грамматики и многие другие научные идеи и научные концепции. Именно Ломоносов был инициатором и вдохновителем основания Московского университета, первым читал публичные лекции по естественным наукам на русском языке, сформировав тем самым новое поколение российских ученых.

Конечно, философская мысль в психологическом направлении развивалась в России и до Ломоносова, но именно с Ломоносовым особенно тесно связаны первоначальные образовательные траектории русской психологической мысли. Его психологические взгляды — не просто побочный продукт его энциклопедизма; они являются существенной частью его научного и философского наследия. Они возникают в связи с научными исследованиями природы, русского языка и т.д.

Материалистический способ понимания идей и ощущений был развит Ломоносовым в его работах по физике и риторике. Особенно богата идеями о психологии работа «Краткое руководство к риторике», написанная Ломоносовым в 1744 году. Здесь он дает развитие идей, связанных с воображением, представлениями, страстями, а также тех, которые относятся к психологии речи.

Во всех своих работах Ломоносов приводит идеи, сходящиеся в том, что психические явления являются отражением внешнего мира, а сама психика зависит от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал основные черты личностного подхода в осуществлении учебного процесса. Данный подход предполагает учет индивидуально-психологических особенностей обучающегося в образовательном и воспитательном процессах. Ломоносов также внес значительный вклад в доказательство и обоснование важности языкового общения и языка в формировании личности.

Наиболее глубокое развитие идеи Ломоносова получили у Александра Николаевича Радищева. На протяжении всего периода своего творчества он постоянно обращался к вопросам психологии.

Радищев дает такое материалистическое определение бытия: «Бытие вещей не зависит от силы познания и существует само по себе. Материальный мир вечен, он развивается по закону сохранения материи и энергии: «…ни одна сила в природе не может исчезнуть и раствориться». Соответственно, его понимание психики также основывалось на принципах материалистического монизма. Психические явления, по его мнению, являются «свойствами вещества, ощущения и мышления», совершаются в пространственных структурах, поскольку мозг имеет протяженность.

Большое место в трудах Радищева занимает проблема развития психики и, в связи с ней, сравнение психики человека и животных, которое дополняет несомненное превосходство человека над животными наличием языка и возможностью человека «модернизировать» свои органы чувств, также компенсируя недостаточную чувствительность одного органа чувств более сильным развитием других.

Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные различия чувств человека связаны с особенностью его познания; особое внимание уделяется роли изучения искусства, вооруженного различными средствами, все это расширяет возможности органов чувств «до безграничности». Указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.

Весьма конструктивные и оригинальные взгляды на психологию высказывал и такой выдающийся педагог описываемого периода, как Григорий Сковорода (1722-1794). Идея трех «миров» служит основой его концепции мировоззрения. Эти «миры» состоят из макрокосмоса, представляющего Вселенную, микрокосмоса, представляющего людей, и другой реальности, которая является «символической» и соединяет и идеально отражает большой и малый миры. Согласно Сковороде, каждый из определенных миров содержит «две природы»: материальную, которая является внешней и видимой, и духовную, которая является внутренней и невидимой. Это дает обоснование идее о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к одной из них.

Состояние психологической науки в начале девятнадцатого века

Интерес к постижению физического мира стал заменяться интересом человека к самому себе. Ф. Александер и С. Селесник утверждают: «Между 1790 и 1840 годами произошло движение от разума к чувству и вере….. Борьба человека с самим собой представлялась более интересной и перспективной, чем его борьба с внешним миром, и впервые этот внутренний конфликт сразу стал предметом интеллектуального рассмотрения. Все это определяло рост интереса к внутреннему миру конкретного человека, способствовало росту внимания к психологическим проблемам.

С началом XIX века в науке стало появляться принципиально новое мировоззрение; вопреки представлениям о неизменности природы все более отчетливо обнаруживались переходы от одной совокупности явлений к другой, начали формироваться соответствующие представления о единстве и развитии природы. По мере роста потребности в более глубоком проникновении в законы природы, по мере накопления новых данных, противоречащих старым представлениям, все более очевидной становилась необходимость новых методов исследования, новых подходов к изучению окружающего мира и, прежде всего, новых взглядов на природу и ее познание. Все это привело к появлению в первой половине XIX века постоянного интереса со стороны естествоиспытателей и философов к проблемам методов исследования природы и другим общим вопросам научного знания. И методы естественных наук, особенно физики и химии, стали рассматриваться как такие методы.

В начале XIX века в России формируются основы анатомии и физиологии, а также этот период становится началом развития новых подходов к психике.

Так, в 1802 году Петр Андреевич Загорский (1764-1846) опубликовал первый в России оригинальный учебник анатомии «Сокращенная анатомия, или руководство о строении человеческого тела в пользу изучающих науку врачебную» в двух книгах, который впервые был переиздан в 1802-1830 годах. В 1830-х годах Ефрем Осипович Мухин (1766-1850) перевел на русский язык курс анатомии, а Даниил Михайлович Велланский (1774-1847) перевел на русский язык труды известных западноевропейских врачей, в том числе руководство по физиологии Я. Прохазки.

Все эти факты доказывают востребованность отечественной наукой углубленных знаний о функционировании нейро-анатомических структур человека.

Создание основ материалистического направления в отечественной физиологии связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807-1849) — основателя московской физиологической школы. В 1836 году он опубликовал учебник «Физиология, для руководства своих учеников» — первый отечественный учебник физиологии. Он был одним из первых сторонников экспериментального метода в российской физиологии и медицине.

Матвей Яковлевич Мудров (1772-1831), выдающийся русский клиницист, уделял особое внимание данным объективного внешнего осмотра, лабораторного обследования больного, впервые в России ввел в клиническую практику опрос пациента, заложив тем самым основы анамнестического метода, сочетающего объективные и субъективные методы в формировании клинической картины.

Несмотря на то, что все перечисленные исследователи были врачами и не занимались специально психологическими проблемами, их научная, практическая и педагогическая деятельность способствовала формированию российской психофизиологической школы, которая к концу века стала одним из лидеров в развитии психологии на подлинно научной основе.

Таким образом, физиологи и медики — люди с научным складом ума — своей работой проникли в ту область, которая с незапамятных времен была зарезервирована за философами как «специалистами по душе». В результате психические процессы были поставлены в один ряд с нервной тканью, рассматривались под микроскопом и препарировались скальпелем, давая начало.

В заключение этой главы исследовательской работы можно сделать следующие выводы.

Исследования по истории русской философии и культуры показали, что психологические идеи разрабатывались в России в X-XV веках. Это способствовало формированию очень стройных концепций в XVIII веке. Из этих концепций возникли материалистические традиции, которые начали развиваться впоследствии.

Можно с уверенностью сказать, что феодально-сербский строй, существовавший в России в то время, оказал значительное влияние на формирование и становление внутренней психологической мысли. Все прогрессивные мыслители и философы России того времени в своих трудах боролись с крепостным правом и религиозной идеологией, господствовавшей в государстве. Важной задачей было изучение человека в научном и гуманистическом ключе.

Во всех своих работах Ломоносов отстаивал идею о том, что психические явления являются отражением внешнего мира, а сама психика зависит от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал основные черты личностного подхода в осуществлении учебного процесса. Такой подход предполагает учет индивидуально-психологических особенностей студента в образовательном и воспитательном процессах. Ломоносов также внес значительный вклад в доказательство и обоснование важности языкового общения и языка в формировании личности.

Материалистический способ понимания идей и чувств был развит Ломоносовым в его работах по физике и риторике. Особого внимания заслуживает работа Ломоносова «Краткое руководство к риторике», написанная им в 1744 году и насыщенная идеями о психологии. Здесь он дает развитие идей, связанных с воображением, представлениями, страстями, а также тех, которые касаются психологии речи.

Во всех своих работах Ломоносов приводит идеи, сходящиеся в том, что психические явления являются отражением внешнего мира, а сама психика зависит от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал основные черты личностного подхода в осуществлении учебного процесса. Данный подход предполагает учет индивидуально-психологических особенностей обучающегося в образовательном и воспитательном процессах. Ломоносов также внес значительный вклад в доказательство и обоснование важности языкового общения и языка в формировании личности.

Наиболее глубокое развитие идеи Ломоносова получили у Александра Николаевича Радищева. На протяжении всего периода своего творчества он постоянно обращался к вопросам психологии.

Наиболее глубокое развитие идеи Ломоносова получили у Александра Николаевича Радищева. На протяжении всего периода своего творчества он постоянно обращался к вопросам психологии.

Весьма конструктивные и оригинальные взгляды на психологию высказывал и такой выдающийся педагог описываемого периода, как Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Идея трех «миров» служит основой его концепции мировоззрения. Эти «миры» состоят из макрокосма, представляющего Вселенную, микрокосма, представляющего людей, и другой реальности, представленной как «символическая», которая соединяет и идеально отражает большой и малый миры. Согласно Сковороде, каждый из определенных миров содержит «две природы»: материальную, которая является внешней и видимой, и духовную, которая является внутренней и невидимой. Это порождает рассуждения о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к одной из них.

В начале 19 века в России были заложены основы анатомии и физиологии, и этот период также стал началом развития новых подходов к психике.

Формирование психологического знания во второй половине 19 века

Начало девятнадцатого века — это период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное, с развитием рефлексии по поводу собственной идентичности, научных и психологических особенностей. Начала формироваться своя, отечественная психология, ее методология и предмет, ее отличия от других наук и отличия от европейской психологии, также начали искать пути ее формирования.

Вторую половину 19 века можно назвать периодом, когда психология отделилась от философии и естественных наук. В этот период психология стала самостоятельной наукой и пошла по независимому пути развития. В процессе трансформации и становления психологии как самостоятельной дисциплины были разработаны теоретические программы, открыты первые экспериментальные лаборатории, основаны психологические общества, запущены профессиональные журналы, учреждены всемирные психологические конгрессы, начаты отдельные психологические исследования, создано специальное оборудование и экспериментальные методики.

Основными отечественными учеными, чьи работы были значительными в указанный период, были А.В. Веселовский, А.А. Потебня, И.М. Сеченов и К.Д. Каверин.

До указанного периода на развитие отечественной психологии в той или иной мере влияли зарубежные взгляды и теории, которые определяли как ее цели, так и ее предмет. Но с развитием научной мысли в 1970-х годах начинает формироваться самостоятельная отечественная психология, и начинается поиск ее методологии, соответствующего предмета и способов построения, которые отличают ее от других наук или от европейской психологии.

Сначала была поставлена задача разработать методологию новой науки. Необходимо было понять, является ли она естественной или гуманитарной наукой. Из определения этого вопроса далее следовало — на основе какой из наук должна формироваться психология. Должна ли психология формироваться на основе философии, а долгое время она была именно связана с философией, или же физиология должна стать основой новой науки, что было предпочтением общественных и научных течений того времени. Таким образом, были представлены две концепции, на основе которых должна была строиться психология.

У истоков каждой из двух представленных концепций стояли великие мыслители того времени.

Первая концепция может быть приписана Николаю Чернышевскому, вторая — Памфилу Юркевичу и Владимиру Соловьеву. Эти мыслители заложили в России основные традиции познания человека, основанные на различных способах понимания и осмысления личностной природы человека. На основе каждого из этих учений возникли новые доктрины, которые развивали свои основные идеи на основе логического исследования и научного творчества. Из антропологического принципа Чернышевского вытекает научный путь, который касается поведения. Этот путь включает работы от Сеченова до Павлова и Ухтомского. Апологетика, которую можно назвать «новым религиозным сознанием», отражение которой можно найти в работах Трубецких, С.Л. Франка и Н.А. Бердяева, восходит к богословскому принципу В.С. Соловьева. Апология «нового религиозного сознания» и новая доктрина поведения представляют собой плоды русской мысли, ее научных и религиозно-философских течений.

Первым противником Чернышевского был известный философ П.Д. Юркевич. Основным аргументом, противоречащим идее единства организма, была доктрина «двух экспериментов». Юркевич писал, что сколько бы ни говорили, что человеческое тело едино, человек всегда будет познаваться двояко. С помощью внешних органов чувств можно познать человеческое тело, его внутренние органы. Для распознавания психических явлений необходимы внутренние органы чувств.

Юркевич был представителем «экспериментальной психологии». Согласно этому направлению, явления психологии относятся к миру, свободному от тех определений, которые характеризуют физические тела. Соответственно, эти явления доступны для познания только тому субъекту, который переживает их непосредственно.

Оппоненты Чернышевского считали, что существует только одна альтернатива «двухуровневой» модели поведения: рассматривать это поведение как исключительно рефлексивное явление. Таким образом, человек рассматривается как аппарат, состоящий из нервов и мышц. Однако, по мнению Чернышевского, мы должны идти другим путем. По его мнению, необходимо признать связь между психическими и физическими явлениями, а достижения физиологии следует использовать для учета своеобразия психических явлений.

Спор между Юркевичем и Чернышевским, захвативший российскую прессу в начале 1960-х годов, положил начало всей русской психологической мысли, которая развивалась впоследствии. На основе идей, в которых лежал антропологический принцип, была сформирована новая наука о поведении. В основе структуры этой науки лежал объективный метод, который противопоставлялся субъективному методу. Наука о поведении воспользовалась детерминистской рефлекторной концепцией, открытой физиологией, чтобы преобразовать ее для объяснения психических процессов, и использовала для этого новую основу, которая, согласно антропологическому принципу, сохранила принцип целостности организма, согласно которому психическое и физическое неотделимы и неразделимы. Отталкиваясь от тех положений, которые явились результатом противостояния двух направлений, в которых развивалась русская философско-психологическая мысль, И.М. Сеченов, наиболее интересный и значительный представитель научного мира того времени, предложил свой собственный подход, который касался основных проблем психологии.

Он во многом определил направление развития российской психологической науки, считая ее естественной и материалистической наукой. Надо сказать, что Сеченов был не только выдающимся представителем науки, но и яркой личностью. В середине века он был не только в центре прямого научного, но и в центре различных общественных дискуссий того времени. Таким образом, его взгляды повлияли на сознание целого поколения. Его самая известная работа, опубликованная в 1863 году под названием «Рефлексы головного мозга», посвящена проблемам психологии. В этой работе он отрицал существование нематериальной души и доказывал, что психологические процессы являются рефлексами, имеющими разную степень сложности. Он также преобразовал категорию рефлекса и создал его неклассическую модель. Центральное торможение, открытое Сеченовым, стало важным структурным элементом этой модели. Он пересмотрел роль внешнего стимула, а также ввел идею об образном сигнале, который не только «запускает» рефлекс, но и регулирует его протекание.

Основные научные течения в российской психологии конца девятнадцатого и начала двадцатого веков

Ломоносовская физиология копьеметания понятие.

Став самостоятельной наукой на рубеже XIX и XX веков, российская психология приняла несколько сильных течений, сформировавших различные взгляды на понимание природы психики, а также на методы ее изучения. Такими доктринами были:

  • материалистический;
  • эмпирик;
  • Идеалист.

Выбор одного из направлений основывался на общих методологических установках, которыми располагал исследователь, а также зависел от его участия в процессе решения тех или иных практических вопросов и проблем.

Что было характерно для развития экспериментальных психологических исследований в России в конце 19-го и начале 20-го веков? Прежде всего, необходимо отметить последовательную борьбу с интроспекцией, которая отличала этот подход, и утверждение экспериментального взгляда как метода объективного познания психики. Важность эксперимента как метода объективного исследования психологических явлений подчеркивал уже В.М. Бехтерев в одной из своих первых психологических работ «Сознание и его границы» (1888). Анализируя результаты психологических экспериментальных исследований, проведенных в Казанской лаборатории, В.М. Бехтерев заявил, что «было бы совершенно бесплодно вновь обращаться в этом вопросе к методу самонаблюдения. Только опытным путем можно достичь наиболее точного и основательного решения вопроса. С.С. Корсаков и А.А. Токарский, руководители первой московской психологической лаборатории, были последовательными сторонниками экспериментального метода как условия объективного исследования психики; это выражалось в их выступлениях и в их практической деятельности — организации экспериментальных исследований. Большой вклад в распространение и развитие экспериментальных методов в психологии внесли и руководители других экспериментально-психологических лабораторий — А.П. Нечаев, В.Ф. Чиж, И.А. Сикорский и др.

Прогрессивное развитие научного знания в значительной степени определяется наличием адекватных научных методов познания, позволяющих получить полную и объективную картину изучаемых явлений. Если в начале ХХ века, в силу неразвитости психологической науки, физиологические явления были единственным объективным показателем психологии, и поэтому сам объективный метод в то время справедливо приравнивался к физиологическому, то впоследствии ситуация изменилась. Возник новый метод психологического исследования: метод анализа продуктов деятельности. Кроме того, исходя из принципа изоморфизма, предпринимались попытки контролировать психику, целенаправленно управлять умственными действиями через переход от внешней (объективно наблюдаемой и контролируемой) к внутренней (субъективно контролируемой) деятельности.

Таким образом, развитие психологических знаний открывает новые возможности и пути объективного изучения психики.

Не менее важной является проблема определения отношения к методу самонаблюдения. Наибольший интерес в этом отношении представляет позиция Н.Н. Ланге, который в своей конкретной исследовательской практике смог «подняться над ограничениями как традиционной интроспективной психологии, так и поверхностного бихевиоризма» и «внести важный вклад в борьбу за построение психологии как объективной науки о душевной жизни человека». По мнению Н.Н., характерной особенностью психологического эксперимента как ведущего метода изучения психологических явлений является. Ланге его субъективно-объективный характер: «В психологическом эксперименте исследуемая личность всегда должна давать отчет о своих переживаниях, и только отношение между этими субъективными переживаниями и их объективными причинами и следствиями составляет объект исследования. Если мы ограничиваемся внешними проявлениями психических процессов или изучением внешних влияний на исследуемую личность, то психологический эксперимент теряет свое значение и становится простым физическим или физиологическим исследованием. Поэтому не может быть полностью объективной психологии, то есть такой психологии, которая игнорирует опыт изучаемого субъекта и показания его самонаблюдения. Затем она трансформируется в чисто объективную физиологию…».

Важной характеристикой экспериментального подхода в отечественной психологии является тесная связь эксперимента и теории, их диалектическое единство, которое можно наблюдать практически на всех этапах ее развития. А на примере психологической науки в нашей стране можно проанализировать различные функции эксперимента в его взаимодействии с теорией. Эксперимент является источником возникновения новых научных направлений, подходов, теоретических выводов и обобщений, но он также является условием доказательства истинности, критерием правильности уже установленных теоретических положений. Эти две функции тесно связаны и присутствуют, хотя и по-разному, во всех научных школах жилищной психологии.

Заслуга отечественной психологической школы заключалась в том, что она исходила из целостного представления об объекте изучения — человеке — и стремилась дать его комплексное и системное описание. Рассматривая человека как целостную, сложно организованную систему, состоящую из ряда иерархических уровней, представленных соматическими, физиологическими и психологическими явлениями, В.М. Бехтерев искал методологические средства для изучения этой сложной структурной, целостной организации. Это привело его к созданию и практическому применению в собственной исследовательской деятельности метода широкого многоуровневого сравнительного анализа данных, характеризующих проявления человека в норме и патологии, в экспериментальных условиях и клинических обследованиях, в ситуациях индивидуальной и групповой деятельности, с целью выявления специфики психических проявлений человека в отличие от животных, особенностей разных возрастов в развитии человека и т.д. Применительно к комплексному изучению человека этот принцип получил значительное развитие в работах В.М. Бехтерева, в деятельности возглавляемого им Института мозга и психической деятельности и принес определенные положительные научные результаты. Попытка целостного, комплексного и системного изучения человека, получившая дальнейшее развитие в работах многих советских психологов, имела огромное значение для становления отечественной психологической науки.

Определяя специфику экспериментального подхода в отечественной психологии, необходимо отметить также высокую научную инициативу и творческий поиск ученых-экспериментаторов, результатом и показателем которого стало разнообразие экспериментальных методов, создание оригинальных технических средств исследования, использование разнообразных методик, обеспечивающих высокую точность результатов. Эта тема, касающаяся истории развития и совершенствования методов, средств и приемов научного исследования в психологии, заслуживает специального углубленного изучения.

Среди отраслей психологии конца XIX — начала XX века «эмпирическая психология» занимает особое место. В России ее представляли такие известные ученые, как А.П. Нечаев и Г.И. Челпанов.

С одной стороны, Георгий Иванович Челпанов (1862-1936), автор ряда статей по психологическому эксперименту и книги «Введение в экспериментальную психологию», объективно способствовал популяризации и развитию экспериментального метода в психологии. С другой стороны, Г.И. Челпанов в своей оценке эксперимента, его роли и функций как метода исследования психологических явлений рассматривал эксперимент лишь как условие совершенствования интроспекции и доказывал, что значение экспериментального метода в психологии крайне незначительно и с ним не связано ее дальнейшее развитие.

«Современное положение эксперимента таково, — писал Г.И. Челпанов, — что он не только не имеет решающего значения, но даже не составляет главной основы психологии. Этот подход качественно отличался от сеченовского подхода, который рассматривал эксперимент как основной метод изучения психики.

Взгляды Челпанова исходили из деления явлений на два ряда — «психический мир» и «физический мир», которое было принято им в соответствии с идеями психофизического параллелизма. Соответственно, следуя интроспективной парадигме, преобладавшей в психологии того времени, он отвел главное место методу самонаблюдения.

Экспериментальный метод потребовал создания специальных лабораторий. Н.Н. Ланге организовал лабораторию в Новороссийском университете; в Московском университете лабораторные работы проводил А.А. Токарский, в Юрьеве (Тарту) — В.В. Чиж, в Харькове — Л.И. Ковалевский, а в Казани — В.М. Бехтерев. В 1893 году Бехтерев переехал в Санкт-Петербург, где в 1907 году основал Психоневрологический институт.

Здесь лабораторию психологии возглавлял А.Ф. Лазурский (1874-1917), врач по образованию, разработавший характерологию как учение об индивидуальных различиях. Вместе с С.Л. Франком он выделил две сферы: эндопсихическую, как врожденную основу личности, и экзосферу, понимаемую как систему отношений личности с окружающим миром. На этой основе Лазурский построил классификацию личностей.

Заключение

В заключение научной работы можно сделать следующие выводы.

Исследования в области истории русской философии и культуры показали, что психологические идеи развивались в России в X-XV веках, что помогло сформировать весьма стройные концепции в XVIII веке. Из этих концепций возникли материалистические традиции, которые начали развиваться впоследствии.

Можно с уверенностью сказать, что феодально-сербский строй, существовавший в России в то время, оказал значительное влияние на формирование и становление внутренней психологической мысли. Все прогрессивные мыслители и философы России того времени в своих трудах боролись с крепостным правом и религиозной идеологией, господствовавшей в государстве. Важной задачей было изучение человека в научном и гуманистическом ключе.

Во всех своих работах Ломоносов отстаивал идею о том, что психические явления являются отражением внешнего мира, а сама психика зависит от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал основные черты личностного подхода в осуществлении учебного процесса. Такой подход предполагает учет индивидуально-психологических особенностей студента в образовательном и воспитательном процессах. Ломоносов также внес значительный вклад в доказательство и обоснование важности языкового общения и языка в формировании личности.

Материалистический способ понимания идей и чувств был развит Ломоносовым в его работах по физике и риторике. Особого внимания заслуживает работа Ломоносова «Краткое руководство к риторике», написанная им в 1744 году и насыщенная идеями о психологии. Здесь он дает развитие идей, связанных с воображением, представлениями, страстями, а также тех, которые касаются психологии речи.

Во всех своих работах Ломоносов приводит идеи, сходящиеся в том, что психические явления являются отражением внешнего мира, а сама психика зависит от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал основные черты личностного подхода в осуществлении учебного процесса. Данный подход предполагает учет индивидуально-психологических особенностей обучающегося в образовательном и воспитательном процессах. Ломоносов также внес значительный вклад в доказательство и обоснование важности языкового общения и языка в формировании личности.

Наиболее глубокое развитие идеи Ломоносова получили у Александра Николаевича Радищева. На протяжении всего периода своего творчества он постоянно обращался к вопросам психологии.

Наиболее глубокое развитие идеи Ломоносова получили у Александра Николаевича Радищева. На протяжении всего периода своего творчества он постоянно обращался к вопросам психологии.

Весьма конструктивные и оригинальные взгляды на психологию высказывал и такой выдающийся педагог описываемого периода, как Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Идея трех «миров» служит основой его концепции мировоззрения. Эти «миры» состоят из макрокосма, представляющего Вселенную, микрокосма, представляющего людей, и другой реальности, представленной как «символическая», которая соединяет и идеально отражает большой и малый миры. Согласно Сковороде, каждый из определенных миров содержит «две природы»: материальную, которая является внешней и видимой, и духовную, которая является внутренней и невидимой. Отсюда следует рассуждение о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к одной из них.

В начале XIX века в России происходит формирование основ анатомии и физиологии, а также этот период станет началом развития новых подходов к психике.

Вторую половину девятнадцатого века можно назвать периодом, когда психология была отделена от философии и естественных наук. В этот период психология стала самостоятельной наукой и пошла по независимому пути развития. В процессе трансформации и становления психологии как самостоятельной дисциплины были разработаны теоретические программы, открыты первые экспериментальные лаборатории, основаны психологические общества, запущены профессиональные журналы, учреждены всемирные психологические конгрессы, начаты отдельные психологические исследования, создано специальное оборудование и экспериментальные методики.

Основными отечественными учеными, чьи работы были значительными в указанный период, были А.В. Веселовский, А.А. Потебня, И.М. Сеченов и К.Д. Каверин.

До указанного периода на развитие отечественной психологии так или иначе влияли зарубежные взгляды и теории, которые определяли как ее цели, так и предмет. Но с развитием научной мысли в 1970-х годах начинает формироваться самостоятельная отечественная психология, и начинается поиск ее методологии, соответствующего предмета и способов построения, которые отличают ее от других наук или от европейской психологии.

Сначала была поставлена задача разработать методологию новой науки. Необходимо было понять, является ли она естественной или гуманитарной наукой. Из определения этого вопроса далее следовало — на основе какой из наук должна формироваться психология. Должна ли психология формироваться на основе философии, а долгое время она была именно связана с философией, или же физиология должна стать основой новой науки, что было предпочтением общественных и научных течений того времени. Таким образом, были представлены две концепции, на основе которых должна была строиться психология.

Можно сделать вывод, что на основании всех рассмотренных концепций можно сказать, что в России в 70-90-е годы 19 века в области психологии возникли значимые теории, которые имели свои особенности, характерные и для последующего развития отечественной психологической науки. Ученые этого периода предложили несколько направлений, на которых можно строить отечественную психологическую науку. Это был путь естественных наук, хотя и на основе философии, и направление на основе лингвистики.

Отсюда практическая направленность науки и то, что в отечественной психологической науке доминировали проблемы этики и морали. Следует также отметить, что российские ученые не только затрагивали этические вопросы, но и касались динамики развития и истории. Описанные выше работы ученых свидетельствуют о том, что связь с западным психологическим мышлением способствовала обогащению русской науки, но отечественные ученые не просто копировали и представляли факты и законы, открытые их западными коллегами, а пытались творчески интерпретировать эти факты и законы. Тот факт, что идеи эмоционально-нравственного развития были введены в западноевропейскую систему научных знаний, положения о том, что слово и культура играют большую и значительную роль в формировании психики, способствовали развитию оригинальных научных концепций в области психологии. Примерами таких концепций являются взгляды, отстаиваемые Сеченовым, Кавелиным и Потебней.

Став самостоятельной наукой на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, внутренняя психология приняла несколько сильных течений, которые сформировали различные взгляды на понимание природы психики, а также на методы, которые следует использовать для ее изучения. Такими доктринами были:

  • материалистический;
  • эмпирический;
  • Идеалист.

Выбор одного из направлений основывался на общих методологических установках, которыми располагал исследователь, а также зависел от его вовлеченности в процесс решения тех или иных практических вопросов и проблем.

Список литературы

  1. Александер, Ф.И. Человек и его душа : Знание и врачевание от древности до наших дней / Ф.И. Александер, Ш. Селесник. — М.: Фонд правовой культуры, 2008. — 239 с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Очерки по истории русской психологии XVIII-X1X веков / Ананьев Б.Г. — СПб.: СПбГУ, 2012 г. — 412 с.
  3. андреева Г.М. Об истории становления социальной психологии в России // Вестн. Московский университет. Сер. Психология. — 2009. — №4. — С.6-17.
  4. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии. В двух томах // Коллективная рефлексология / В.М. Бехтерев. — М.: Колос, 2008 г. — 256 с.
  5. Вернадский, В.И. Работы по всеобщей истории науки / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 2009. — 334 с.
  6. Виндельбанд, В. История философии / В. Виндельбанд. — Киев: Никацентр, 2008. — 553 с.
  7. история отечественной и мировой психологической мысли : осмысление прошлого, понимание настоящего и предвидение будущего / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой, Ю.Н. Олейника // Институт психологии РАН. — 2010. №11. — С.69-72.
  8. Кольцова В. А. Вклад М. В. Ломоносова в развитие отечественной психологической науки (к 275-летию со дня рождения) // Психологический журнал. — 2007. — №6. — С.3-7.
  9. Кузьмин Е.С. Развитие психологии в 18-19 веке // Кузьмин Е.С., Якунин В.А. /Логос. — 2010. — № 4/5. — С.28.
  10. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная / А.Ф. Лазурский. — Л.: Просвещение, 2008 г. — 284 с.
  11. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. — 2009. — № 2. — С.41.
  12. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская. — М.: Издательский центр «Академия», 2010 г. — 544 с.
  13. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XVIII века / И.С. Нарский. — М.: Высшая школа, 2008. — 383 с.
  14. Петровский, А.В. История психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Издательство УРАО, 2008. — 528 с.
  15. Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии. Избранные философские произведения / А.Н. Радищев. — СПб. Издательство «Питер», 2010 г. — 192 с.
  16. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе; перевод с грузинского; под ред. И.В. Имедадзе. — СПб: Питер, 2011 г. — 413 с.
  17. Шукова Г.В. Челпанов и проблема восприятия пространства // Психологическая наука и образование. — 2010. — №3. — C.14-20.
  18. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия». 2009. — 409 с.