Для связи в whatsapp +905441085890

Архетипы женщины — Основные архетипы и их характеристика по Юнгу

Архетип (от греческого BscEphrp — архетип) — это универсальная, оригинальная, врожденная ментальная структура, составляющая содержание коллективного бессознательного, признанная в нашем опыте и обычно проявляющаяся в образах и мотивах сновидений. Эти же структуры лежат в основе универсальной символики религий, мифов, легенд и сказок. Термин «архетип» был введен Карлом Густавом Юнгом. Он предложил, чтобы помимо человеческого сознания (эго) и личного бессознательного («id»; хранилища подавленных эмоций, чувств и травматических воспоминаний), в структуре человеческой психики существовал более глубокий пласт — коллективное бессознательное. Он общий для всех людей и является сосудом универсального опыта, передаваемого из поколения в поколение. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов — архетипов. Юнг писал о них как о моделях и моделях инстинктивного поведения, моделях, которые приводят людей к восприятию реальности и реагированию на жизненные события определенным образом. Это своего рода первичные представления о мире, жизни и человеческих отношениях, которые не менее фундаментальны, чем инстинкты животных и не зависят от образования.

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное идентично самому себе, поэтому оно присутствует в каждом человеке как сверхличностная, врожденная ментальная основа. Особенность содержания коллективного бессознательного заключается в том, что оно принадлежит к тому типу, который несет в себе характеристики всего человечества как вида единого целого. Юнг назвал психическое содержание коллективного бессознательного, или «архаичные остатки», архетипами, используя выражение Блаженного Августина.

Для более полного понимания архетипа стоит описать его основные критерии:

Архетип по определению является архаичным феноменом, поэтому он должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т.д.

Поскольку это структура коллективного бессознательного, архетип должен проявляться среди всех народов и во всех эпохах (разумеется, в разной степени).

Архетип должен восприниматься бессознательно, а не как результат обучения.

Архетип, отраженный в сознании, должен иметь как понятие, так и символ (возможно, несколько).

Архетип — это целое, амбивалентное существо, с положительными и отрицательными аспектами. Одностороннее изображение (например, только со светлой или только с темной стороны) не может быть архетипичным.

Архетип должен демонстрировать устойчивость, т.е. устойчивость к попыткам искажения его структуры.

Архетип, который утверждает, что существует независимо как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, которые не принадлежат другим известным архетипам.

Архетип должен обладать свойствами, связывающими его с жизнью как процессом или с элементами жизни; нет никаких архетипов, «оторванных от жизни».

Архетип несет в себе опасность быть отождествленным с ним в ущерб самому себе, быть «затопленным бессознательным».

Архетип, как структура, выстроенная в соответствии с «Я», должен обладать объединяющей силой для определенного числа индивидуумов, которые имеют развитое целостное мировоззрение.

Архетип оказывает сильное влияние на эмоции человека.

Архетипы имеют свою собственную специфическую энергию и инициативу и воплощают в себе определенный способ реакции. Когда ситуация благоприятствует ее проявлению, архетип может порождать мысли и импульсы, которые вмешиваются в нее и, возможно, искажают истинные намерения человека.

Архетип — это отдельная область психики.

Архетипы женщины - Основные архетипы и их характеристика по Юнгу

Основные архетипы и их характеристика по Юнгу

Учение Фрейда было продолжено и несколько иначе интерпретировано швейцарским психологом и культурологом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961). В серии своих работ, среди которых архетип и символ занимают видное место, он разработал коллективную форму как специфическую составляющую бессознательного (Фрейд говорил об индивидуальном «иде»).

Юнг писал: «Для меня бессознательное — это коллективная психическая установка, творческая по своей природе».

По мнению Юнга, в процессе длительной эволюции психики бессознательное развивается в устойчивые формы — архетипы. Это оригинальные, врожденные ментальные структуры, образы, лежащие в основе коллективного бессознательного; они выражаются в мифах, сказках, художественных фантазиях, мечтах и так далее. Вместе они образуют базовое пространство коллективной психики, в котором базируются все остальные человеческие представления.

В своих поисках и ссылках на коллективное бессознательное Юнг пытается отличить «ложное лицо» от «истинного Я». С этой целью он выделяет целую галерею человеческих персонажей, а именно: «тень», «персона», «анима», «анус» и «Я». Давайте расшифруем их смысл.

«Тень» — это негативная сторона человека, все невежественное, животное, примитивное, но спрятанное за маской приличия.

«Персона» — это маска коллективной психики, которая является компромиссом индивидуума с обществом.

«Анима» и «Анимус» — архетипы женского и мужского начала, встречающиеся в образах человеческого «я».

«Я» — целостная личность во всей совокупности своих индивидуальных особенностей.

Указывая на эти маски, Юнг пытается показать сложную природу человеческой личности, ее дихотомию и потерю идентичности, то есть единство выражения и существования.

Человек многократный, говорит Юнг, и это вина западной цивилизации. Но как он может вернуть его себе?

Юнг считал, что этого можно достичь путем идентификации на основе архетипов коллективной психики, установив универсальный и связующий характер архетипов. И это дается не разумом, а другими способами: архетип не может быть объяснен ни себе, ни другим. Архетип не может быть объяснен ни самому себе, ни другим. Он постигается и понимается, когда мы следуем мифу, придавая ему современный вид. Ценность архетипа в том, что он связывает нас с прошлым, от которого мы оторвались в ходе прогресса и, таким образом, потеряли свои самые глубокие корни.

Интересны, например, размышления Юнга о детском архетипе. Ведь все младенцы брошены и заброшены и в то же время божественно сильны, но ни в коем случае не примечательны.

Вечный младенец в человеке — это начало его жизни, а он — ее конец (падение старика в младенчество). Детский мотив, таким образом, представляет бессознательный, младенческий аспект коллективной души.

Архетип, по мнению Юнга, сдерживает прогресс, потому что он более естественный и, следовательно, более нравственный, в то время как прогрессивный идеал является продуктом чистого разума, всегда абстрактный и, следовательно, менее естественным. Он отнимает человека от себя, хотя иллюзия движения всегда имеет место. В этих и других дискурсах Юнга присутствует критика западной цивилизации и забота о человеке, вступившем в конфликт с самим собой.

Понимание Юнга человека заключается в его целостном видении, и это видение выражается в характере самого себя. «Я выбираю термин «Я» для обозначения тотальности человека, тотальной суммы сознательного и бессознательного существа», — так сформулировал свою антропологическую позицию Юнг. Мужчина, значит, по словам Юнга, самодостаточное существо.

Архетипы «анима» и «анус» и их влияние на гендерную идентификацию

Термин «бессознательное» широко используется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юриспруденции и искусствоведении.

В психологии бессознательное понимается как совокупность психических явлений, состояний и действий, которые лежат вне сферы человеческого разума и не всегда приписываются ему. Бессознательное — те формы психической жизни, которые обладают всеми свойствами умственного, но в то же время не становятся объектом сознания для индивидуума и по отношению к которым нет субъективного контроля. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты генерируют подсознательные желания, эмоции, импульсы, которые проявляются в нашем сознании в виде желаний, ощущений, аффектов и т.д. Любое психическое явление может быть бессознательным по своему характеру: Чувства, восприятие, память, мышление и т.д. Например, когда идея внезапно появляется в сознании человека после напряженного мыслительного процесса, это называется интуицией, которая по своей природе бессознательна.

C. Г. Юнг (1875-1961) высказал идею о существовании глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное — это хранилище скрытых следов памяти человечества и даже наших человекоподобных предков. Она отражает мысли и чувства, которые являются общими для всех людей и являются результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «коллективное бессознательное содержит в себе все духовное наследие эволюции человека, возрожденное в структуре мозга каждого человека» Она почти полностью оторвана от личной жизни индивида и, по-видимому, универсальна, что сам Юнг объяснял сходством в структуре мозга всех рас. Таким образом, содержание коллективного бессознательного формируется благодаря наследственности и является одинаковым для всех людей.

Коллективное бессознательное действует как предрасположенность, которая заставляет нас реагировать на мир определенным образом. Например, люди склонны бояться темноты и змей, потому что, как вы можете себе представить, для ранних людей темнота была источником многих опасностей, и они становились добычей змей. Эти скрытые страхи могут не развиваться в современном человеке, если они не подкреплены особым опытом, но, тем не менее, тенденция есть и делает человека более восприимчивым к подобным явлениям.

Коллективное бессознательное является врожденной основой всей структуры личности. На нем растут эго, личное бессознательное и другие индивидуальные достижения. Опыт мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью — иначе ни вариации, ни развитие не были бы возможны. Посредством коллективного бессознательного Юнг стремится продемонстрировать биологические основы человеческой социальности, убедить в том, что социальный опыт опосредован не только коммуникативным, но и биологическим процессом, тем самым существенно расширяя инстинктивную сферу человеческой психики.

Мифологические женские архетипы и их описание

Изучение представлений женской сущности также осуществляется в определенном семантическом пространстве через описание архетипов древнегреческих богинь (согласно С. Болену). Респондентам были предложены следующие характеристики семи архетипов богинь (взятые из методики Л.Н. Ожиговой и И.А. Сапоговой «Богиня в каждой женщине»), которые необходимо было классифицировать по их выражению у современных женщин.

«Персефона» в своей работе она предпочитает профессию, как любую другую. Пожилая женщина является для нее авторитетом, она пробуждает материнские чувства в пожилом или более сильном возрасте. Ей самой комфортнее с молодыми женщинами. В отношениях с мужчинами она разделяет его интересы и вкусы, старается соответствовать его ожиданиям и образу, который он хочет видеть в ней. Считает, что брак — это судьба, и она избрана. Брак в жизни такой женщины, как это было бы без ее воли и понимания. Как правило, она не готова к выполнению материнской роли. Очень часто она чувствует себя слабой и пассивной. Для нее характерны противоречия: она стремится к свободе, но долгое время может только мечтать и мечтать о ней.

«Деметра» предпочитает работу материнства и всегда не прочь родить еще одного ребенка. Она любит выращивать себе еду, готовить, накрывать на стол, чтобы накормить родственников и избаловать друзей. Она не конкурирует с другими женщинами за мужчин, но может завидовать женщинам, у которых красивый ребенок. Её привлекают мужчины — большие мальчики. Цель брака — дети. У нее глубокая потребность иметь детей. По сути, она заботливая и заботливая мать.

«Афина» — стратег. Хорошо планирует и имеет логическое мышление. Она успешна в науке и бизнесе. Считается мастером в любом бизнесе, может выбрать мужскую профессию (инженер, юрист). С женщинами, которых она предпочитает сдерживать, у нее мало близких друзей или нет. В отношениях с мужчинами достойным является тот, кто является «героем», кто преуспевает в различных делах. Успешный брак, по ее мнению, это союз партнеров, а не страсть. Она готова работать в команде своего мужа. Она не любит заботиться о детях и находит с ними общий язык только в подростковом возрасте и в период полового созревания. Эмоции такой женщины подчинены логике, главный критерий — эффективность.

«Артемида» выбирает работу, которая полезна другим. Вдали от коммерции, нетрадиционными способами. Имеет сильное чувство женской солидарности. Она видит себя равной мужчинам и соперничает с ними, но имеет с ними братские, взаимодополняющие отношения. Далеко от брака и погружен в работу. Предпочитает свободные отношения, а не брачные узы. Никакого материнского инстинкта. Ведущее эмоциональное качество проявляется в предпочтении к исследованиям и новым приключениям.

«Гера» — для нее работа — второстепенное дело в жизни. Лучшая карьера — это брак. Другие женщины, которых она склонна девальвировать. Как правило, у них нет подруг, особенно незамужних, но они могут подружиться с замужними. Мужчина для этой женщины — компетентный, социально успешный мужчина. Муж является для нее лучшей половиной и завершает развитие ее личности. Свадьба — самый успешный день в ее жизни. Самое главное для нее — это чувство долга перед семьей, супругом и детьми.

«Афродита» любит разнообразную, эмоционально насыщенную работу: в искусстве, музыке, психологии и педагогике, редактировании. Не любит рутинную работу. В отношениях с другими женщинами верна, но сами женщины ей не доверяют. Она считает, что у нее широкий круг друзей. Характеризуется стойким состоянием увлечения, эмоциональным зарядом. Она знает, что она привлекательна, и поэтому пользуется силой своего обаяния.

«Гестия» — это женщина, для которой признание, власть, достижения на работе или по дому не важны. Самое главное — трудоустройство, которое требует терпения и спокойствия. Обычно у нее есть несколько хороших друзей, которые ценят ее компанию. Она готова слушать их с сострадательным сердцем. Не хочет жениться, но ценит благополучие в браке и является хозяином дома. Позволяет человеку почувствовать свое превосходство на публике и на работе. Главная эмоциональная характеристика — теплота, спокойствие и умиротворение.

Теория женских архетипов по Четуинду

При разработке теории архетипов женской личности Четвинд опирался на теорию архетипов Юнга и коллективного бессознательного. Он стремился создать динамичную структуру, в которой справедливый пол воплощает различные архетипы женственности по мере их психологической зрелости. В его теории есть четыре основных сектора архетипических проявлений: божественное дитя, мудрость, сила, Я. Проходя через каждый сектор в своем развитии, женщина может проявить светлую и теневую сторону архетипа.

Принцесса (Божественное дитя). Женщина с ярко выраженным архетипом принцессы смотрит на мир наивным и восторженным взглядом маленькой девочки. Может наслаждаться жизнью, с радостью принимает подарки, не боится просить о помощи. Она романтичная, идеалистичная, доверчивая.

Тень — дрянная девчёнка. Теневая сторона архетипа принцессы — это женщина, освободившаяся от табу (родительского контроля) общества и стремящаяся пережить все то, что она ранее сама себе отрицала. Засранец, бунтарь. Она одевается и действует провокационно. Выбор карьеры — немного богемный. Влюбляться в недостижимых мужчин: женатых, пожилых, культовых фигур.

Жрица/муза (Мудрость). Архетип жрицы — женщина таинственности, хороший фокусник, целитель. Способен дарить любовь. Мудрый, чувственный, очаровательный. Ее внешний образ может показаться творческим эклектизмом и смелостью, но это результат ее творческой натуры, а не желания принцессы шокировать публику. Архетип музы — настоящая леди. Пробуждает в людях лучшее, вдохновляет их на героические поступки и созидание.

Тень — это ведьма. Это роковая женщина, сука. Как и жрица, ведьма легко очаровывается. Но она направляет свою женскую силу на разрушение. Она обретает почти полную власть над избранником либо по эгоистичным соображениям, либо по прихоти. Это бывшая жрица, чью любовь когда-то не приняли.

Охотница (Власть). Женщина с активным взглядом на жизнь. Деловая женщина. Тот же «сильный и независимый», но без иронического подтекста. Любит участвовать на равных в мужских играх. Влюбленная, она часто выбирает роль военачальника или любовницы без взаимных обязательств. В одежде она может предпочесть стиль унисекс, так как не хочет, чтобы ее воспринимали как сексуальный объект.

Тень — это амазонка. Женщина под влиянием амазонского архетипа не только соревнуется с мужчинами, но и хочет угнетать, унижать, разрушать. Она думает, что она более продвинутая, сильная, умная. Подобно тому, как настоящие амазонки удаляют молочные железы, чтобы облегчить прицеливание лука, они могут пожертвовать своей личной жизнью ради своей карьеры. Если есть напарник, то он слабее по характеру или не задерживается надолго.

Госпожа (Сама) обеспечивает комфорт, домашнее тепло и заботу. Девиз жизни: «Всех кормят, укладывают и укладывают в постель»! Как правило, Госпожа имеет свою территорию (дом, квартиру, хотя бы одну машину), где она устанавливает свои правила. Она любит всех, как своих детей, поэтому прощает многих, как милых, непослушных детей.

Тень — ужасная мать. Либо наседка удушающая своей заботой, либо равнодушная мачеха, полностью игнорирующая потребности своих подопечных. Ее девиз в жизни: «Я знаю, как это делается!» Критикует, читает лекции и злится, когда ей не подчиняются. Может показать заботу и гостеприимство «на людях». Отношения с мужчинами гипер-родительские.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблемы и задачи педагогической психологии
  2. Измененное состояние сознания
  3. Особенности ценностных ориентаций девиантных подростков — Зарубежные и отечественные психологи о проблеме ценностных ориентаций у подростков
  4. Вербальные и невербальные признаки тревожности у детей дошкольного возраста
  5. Личностно-адаптационный потенциал и его сущность
  6. Функциональное состояние организма
  7. Психологическая готовность к рождению первенца у супругов
  8. Внимание и установка
  9. Техника ведения переговоров
  10. Жозеф нюттен, бельгийский психолог