Для связи в whatsapp +905441085890

Диалектика как концепция развития — Диалектика Платона и Аристотеля

Диалектика — это учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.

Диалектика как понятие используется в смысле отражения всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Диалектика как термин используется в трех значениях:

1) Диалектика понимается как совокупность объективных диалектических законов, процессов, действующих в мире независимо от человеческого сознания. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, понимаемая как объективная сторона процесса мышления. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Действует как отражение отражения. Это называется доктрина диалектики, теория диалектики.

Исторически принято выделять три формы диалектики: стихийную диалектику Древней Греции, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику XIX века.

Само понятие диалектики зародилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии высоко ценилось умение полемизировать, убеждать, доказывать свою точку зрения. Диалектика понималась как искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, продуктивно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, деления вещей на роды и виды.

Одним из выдающихся диалектиков был Гераклит. Его диалектика — это концепция непрерывного изменения, которое он представляет себе как круговорот стихий — огня, воздуха, воды, земли — в пределах материального космоса. Все течет, все меняется, нельзя войти в реку дважды, ибо река всегда новая.

В диалектике Гераклита присутствуют идеи становления, единства и борьбы противоположностей, встречи абсолютного и относительного. Привлекая внимание к источнику изменений и развития, Гераклит все же оставил в тени проблему прогрессии развития. Его мысль была сосредоточена в основном на повторении и кругообороте. Он еще не касался проблемы неустойчивого процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность. Гераклит основывал свою эпистемологию на сенсуализме (от лат. sensus — восприятие, ощущение). Он учил о совпадении судьбы, необходимости и причины и развивал учение о единстве противоположностей. Его диалектика наивна, но верна, в целом разработана без углубления в детали.

Гераклит был первым греческим философом, который вышел за рамки чисто натуралистических построений мистики чисел и религиозных этических начинаний. Он предпринял в основном успешную попытку выявить единую объективную логическую закономерность, лежащую в основе всех процессов и состояний.

Аристотель считает Зенона изобретателем диалектики. Он противопоставлял мышление и чувственное восприятие, отмечая неустойчивость и изменчивость человеческих ощущений и чувственного существования. Он отводил мысли главную роль в познании. Зенон первым попытался разработать концепцию единого бытия и сделал ее основой философствования. То, что он понимал как непрерывное, неизменное, безраздельное, одинаково присущее каждому мельчайшему элементу реальности. Она исключает множественность вещей в своем движении. Зенон разработал сорок апорий против движения и против множественности вещей. Он указал на противоречивую природу конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного.

Диалектика как концепция развития - Диалектика Платона и Аристотеля

Диалектика Платона и Аристотеля

Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия появляются не в результате обобщения сенсорных данных, а как результат памяти души об идеях, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире и которые еще не были связаны с человеческим телом. У Платона диалектика — это не только метод поиска истины, но и учение о мире истинного бытия как сфере вечных и неизменных идей.

В отличие от Платона, Аристотель считал, что диалектика занимается не истиной, а вероятностным знанием. Он ввел понятие «противоположности». Аристотель, стремившийся понять природу вещей через их понятия, сосредоточил внимание на отношении общего к частному. Он первым создал систему логики, главная задача которой — установить правила получения достоверных выводов из определенных предпосылок.

В Средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включающей в себя логику и силлогистику. Несмотря на преобладание в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвинула ряд заметных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Диалектика занимает особое место в творчестве представителей немецкой классической философии, поскольку здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, которая поколебала господство метафизического метода. Наиболее развитой формой этой диалектики была гегелевская диалектика. У истоков этого метода, который, однако, временами предлагает не менее интересные и неортодоксальные варианты, по-прежнему стоит Кант с его антиномикой чистого разума. Диалектический метод пронизывает все части философской системы Гегеля.

Здесь мы должны обсудить две стороны философии Гегеля — идеализм и диалектику. В обоих случаях Гегель находился под влиянием некоторых идей Канта, но пытался пойти дальше. Поэтому, чтобы понять Гегеля, нам нужно показать, как он использовал теорию Канта.

Кант начал с факта существования науки. Он хотел объяснить этот факт, то есть ответить на вопрос: «Как возможна наука?», или «Почему человеческое сознание (разум) способно познавать мир?», или «Как наше сознание может понять мир?». (Мы бы назвали это эпистемологической проблемой).

Кант рассуждал примерно следующим образом. Сознание способно постигать мир, точнее, мир, каким он нам представляется, потому что этот мир не полностью отделен от сознания — он подобен сознанию. Дело в том, что приобретая знания, воспринимая мир, наше сознание активно усваивает весь материал, который поступает к нему через органы чувств. Он оформляет этот материал и накладывает на него отпечаток своих внутренних форм или законов — форм или законов нашего мышления. То, что мы называем природой — мир, в котором мы живем, каким он нам представляется, — это мир, уже усвоенный и систематизированный нашим сознанием. И таким образом усвоенное сознанием, оно уподобляется сознанию.

Этот ответ «Сознание способно постичь мир, потому что мир, каким он нам представляется, похож на сознание» основан на идеалистическом аргументе; идеализм, в конце концов, только утверждает, что мир имеет что-то общее с сознанием.

Диалектика Гегеля

Гегелевская философия тождества — «рациональное реально, а реальное разумно, поэтому разум и реальность тождественны» — несомненно, была попыткой восстановить рационализм на новой основе. Она позволяла философу построить теорию мира на основе чистого разума и утверждать, что это истинная теория реального мира. Таким образом, он допускает именно то, что Кант считал невозможным. Поэтому Гегель должен был попытаться опровергнуть аргументы Канта против метафизики. Он сделал это с помощью своей диалектики.

Чтобы понять диалектику Гегеля, мы должны вернуться к Канту. Кант утверждал, что область нашего знания ограничена сферой возможного опыта и что деятельность чистого разума (чистого мышления) не имеет основания вне этой сферы. В разделе своей первой «Критики», озаглавленном «Трансцендентальная диалектика. Кант рассуждал следующим образом. Если мы попытаемся построить теоретическую систему, основанную на чистом разуме, например, доказав, что наш мир бесконечен (идея, которая явно выходит за рамки всего возможного опыта), мы сможем достичь своей цели. Однако, к нашему ужасу, мы обнаруживаем, что всегда можно доказать прямо противоположное, используя те же самые аргументы. Другими словами: Когда мы заявляем метафизический тезис, мы всегда можем сформулировать и защитить его полный антитезис. И эти два аргумента будут иметь примерно одинаковую силу и убедительность — оба будут казаться одинаково или почти одинаково разумными. Поэтому, согласно Канту, разум обречен спорить с самим собой и противоречить самому себе, когда он выходит за пределы возможного опыта.

Как Гегель преодолел опровержение рационализма Кантом? Проще говоря, он предложил не обращать внимания на противоречия. Противоречия, в конце концов, неизбежны в развитии мысли и разума. Они лишь показывают неадекватность и неудовлетворительность теории, которая не учитывает тот факт, что мысль, разум, а значит (согласно философии тождества) и реальность не являются чем-то раз и навсегда фиксированным, а находятся в развитии, что мы живем в развивающемся мире. Гегель утверждает, что Кант опроверг метафизику, но не рационализм. Ведь то, что Гегель называет «метафизикой» — в отличие от «диалектики» — это просто такая рационалистическая система, которая игнорирует эволюцию, движение, развитие; то есть пытается представить реальность как стабильную, неподвижную и свободную от противоречий. Гегель в своей философии тождества делает вывод, что поскольку разум эволюционирует, мир также должен эволюционировать, а поскольку эволюция мысли или разума диалектична, мир также должен эволюционировать в диалектических триадах.

Таким образом, в диалектике Гегеля мы находим следующие три элемента:

a) Попытка обойти опровержение Кантом «догматизма» — в понимании Канта — метафизики. По мнению Гегеля, это опровержение применимо только к системам, которые являются метафизическими в узком, гегелевском смысле, но не к диалектическому рационализму, который учитывает развитие разума и поэтому не боится противоречий. Уклоняясь таким образом от критики Канта, Гегель вступает в чрезвычайно опасное предприятие, поскольку он доказывает нечто вроде следующего: «Кант опроверг рационализм, сказав, что он обязательно ведет к противоречию». Предположим. Но ясно, что этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: Она опровергает только те системы, которые допускают этот закон, то есть пытаются избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для такой системы, как моя, которая готова примириться с противоречиями, т.е. для диалектической системы.

Диалектическое мышление

б) Описание развития разума в терминах диалектики является очень правдоподобным элементом философии Гегеля. Это становится понятным, если вспомнить, что Гегель использует слово «дух» не только в субъективном смысле, для обозначения конкретной психической способности, но и в объективном смысле, для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и так далее. Утверждая, что философия является высшим выражением деятельности разума, Гегель имеет в виду развитие разума, особенно развитие философской мысли. Действительно, диалектическая триада вряд ли может найти лучшее применение, чем в изучении развития философских теорий. Поэтому неудивительно, что Гегель с наибольшим успехом использовал диалектический метод в своих лекциях по истории философии.

Чтобы понять опасность, связанную с этим успехом Гегеля, мы должны вспомнить, что в его время — и гораздо позже — логика обычно определялась как теория рациональной или мыслительной деятельности; следовательно, фундаментальные законы логики обычно назывались «законами мысли». Поэтому понятно, почему Гегель, который видел в диалектике истинное описание действительного процесса мышления и рассуждения, счел своим долгом модифицировать логику, чтобы сделать диалектику важной, если не самой важной, частью логической теории. Для этого он должен был избавиться от «закона противоречия», который был препятствием для диалектики. Здесь лежит корень мнения, что диалектика является «фундаментальной», то есть она может конкурировать с логикой, является усовершенствованной логикой.

Но если Гегель считает, что диалектическое мышление, пренебрегающее законом противоречия, является правильным, то, конечно, он не может найти ни одного примера такого мышления в науке. На диалектике основана не научная мысль как таковая, а лишь история и развитие научных теорий, которые могут быть более или менее успешно описаны диалектическим методом. Как мы видели, этот факт не оправдывает характеристику диалектики как «фундаментальной», поскольку она может быть объяснена в рамках обычной логики.

Главная опасность такого смешения диалектики и логики заключается в том, что оно учит людей догматическому поведению в аргументации. Действительно, слишком часто мы наблюдаем, как диалектики, испытывающие логические трудности, в качестве последнего средства говорят своим оппонентам, что их критика ошибочна, потому что основана на обычной логике, а не на диалектике, и что если они обратятся только к диалектике, то увидят, что противоречия, которые они замечают в некоторых аргументах диалектиков, вполне законны.

(c) Третий элемент диалектики Гегеля основан на философии тождества. Если разум и реальность тождественны, а разум развивается диалектически (что хорошо видно на примере развития философской мысли), то и реальность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. (Этот взгляд называют «панлогизмом»). Следовательно, мы должны найти в мире противоречия, разрешаемые диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, еще раз дает нам понять, что закон противоречия должен быть отвергнут из-за своей бесполезности. Ибо этот закон гласит, что ни одно самопротиворечивое утверждение, ни одна пара противоречивых утверждений не может быть истинным, то есть не может соответствовать фактам.

Материализм Маркса и Энгельса

Согласно Гегелю, диалектику или метод развития следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Гегель понимал сами противоречия как столкновение противоположных определений и их разрешение через объединение. Центральной темой его диалектики была идея единства взаимоисключающих и в то же время взаимополагающих противоположностей, или тема противоречия. Это, согласно Гегелю, внутренний импульс развития духа, шаг за шагом продвигающийся от простого к сложному, от непосредственного к опосредованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Это поступательное движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящей серии развития. Таким образом, высшая ступень развития включает в себя низшую, и последняя упраздняется в ней именно в этом двойном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного знания и культуры.

В философии марксизма под диалектикой понимается учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого познавательного мышления. Маркс и Энгельс, раскрыв свое рациональное зерно под мистической оболочкой саморазвития объективной идеи Гегеля, развили материалистическое понимание диалектики.

Одним из главных постулатов материализма Маркса и Энгельса было опровержение любой теории, которая, ссылаясь на рациональную или духовную природу человека, утверждала, что социология должна основываться на идеалистической или спиритуалистической предпосылке или на анализе разума. В отличие от таких теорий, они подчеркивали материальную сторону человеческой природы, выражающуюся, например, в потребности людей в пище и других материальных благах, и ее значимость для социологии.

Маркс учил нас, что даже развитие идей нельзя полностью понять, интерпретируя историю идей — хотя такая интерпретация часто имеет большие достоинства — без учета условий их создания и жизненной ситуации их создателей, причем экономическая сторона чрезвычайно важна. Для нас сейчас важно не столько проанализировать марксовский материализм и экономизм, сколько выяснить, что произошло с диалектикой в его системе. Здесь, как мне кажется, важны два момента: во-первых, акцент Маркса на историческом методе в социологии и, во-вторых, антидогматическая тенденция диалектики Маркса.

Что касается первого пункта, то следует помнить, что Гегель был одним из изобретателей исторического метода, основателем целой школы мыслителей, считавших, что описание истории развития является его причинным объяснением. Например, они были убеждены, что определенные социальные институты можно объяснить, показав, как они медленно создавались человечеством. Сегодня часто признается, что значение исторического метода для социальной теории было сильно переоценено, но вера в него отнюдь не уменьшилась.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Мораль, религия, право, искусство как духовные формы жизни общества
  2. Этическое и социальное в философии Конфуция
  3. Филон александрийский
  4. Иммануил Кант, родоначальник классической немецкой философии
  5. Философско-биологическая антропология
  6. Николай Александрович Бердяев, крупнейший русский политический, религиозный философ
  7. Соотношение сознания, психики, мышления и познания
  8. Понятие этнической общности людей
  9. События 1917 года глазами русских философов
  10. Этапы философии Нового времени