Для связи в whatsapp +905441085890

Иммануил Кант, родоначальник классической немецкой философии — Биография

Две вещи наполняют душу всё новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

И.Кант.

Из всех предложены тем больше всего меня заинтересовал тема о Канте, а именно его философия. Основной смысл философии Канта составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимаем центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально синтетическое единство».

«Если существует наука, действительно нужная человеку, говорит Кант, то это та, которой я учу, а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».

Величие Канта в том, что в трансцендентальной логике он вопреки всем тенденциям своей эпохи поставил задачу изучения источников и развития знания, хотя и ограничил ее исследованиями только априорного знания, коренящегося в самом рассудке и разуме. Важнейшие проблемы философии Канта: гносеология, учение о государстве и праве, эстетические взгляды и учения о вечном мире.

Иммануил Кант, родоначальник классической немецкой философии

Биография

Он родился 27апреля 1724 года в Кенигсберге, умер в том же городе 17февраля 1804 года. Почти всю жизнь прожил в Кенигсберге, пределов Восточной Пруссии не покидал никогда. Отец его был небогатый мастер седельного цеха. Семья отличалась честностью и религиозностью в пиитическом духе. Такой же дух господствовал и в той школе, где Кант получил среднее образование.

В юности Кант отличался слабым здоровьем. Ему предрекали короткую жизнь. Философ смолоду разрабатывал целую систему гигиенических правил, которым следовал неукоснительность. Его любимой поговоркой было изречение: «Повелевай своей натурой, иначе она будет повелевать тобой». О том, как управлять своим здоровьем, он написал специальную работу. Многое в ней может сегодня вызвать улыбку, но важно другое: безотказно работала сила внушения, что избранный режим единственно правильный.

Пастор Шульц был профессором Кенигсбергского университета, куда Кант поступил на богословский факультет. Пиитическое воспитание, несомненно, оставило след у Канта в общем характере и тоне его жизнепонимания, но не давало удовлетворения умственным запросам, рано возникшим в его несоразмерно развитой голове. Помимо богословских лекций он с увлечением изучал светские науки, философские и физико-математические.

В 1755 году Кант сделался приват-доцентом философии в Кенигсбергском университете и только на 47-ом году жизни, получил место ординарного профессора логики и метафизики, защитив диссертацию «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого». Окончание курса совпало со смертью его отца (1746 год), принуждавшею его искать средства к существованию. Девять лет провел он домашним учителем в трех семействах.

Умственное развитие Канта шло от точных знаний к философии. Самостоятельным философом он стал поздно, лишь к 45-летнему возрасту, но гораздо раньше заявил себя как первостепенный ученый. В 1755 году он издал свою физико-астрономическую теорию мироздания, которую в сущности лишь повторил Лаплас через несколько десятилетий.

Кант – основоположник немецкой классической философии

Канта принято называть «основоположником немецкой классической философии». Действительно, почти все виды классического и современного философствования, так или иначе, восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш.

Иммануил Кант основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию должно быть разделено на два периода: докритический и послекритический.

Взгляды И.Канта:

Отношение к религии

Отношение Канта к религии обусловлено его нравственной философией: он допускает только «нравственное богословие», но отвергает «богословскую нравственность», т.е., по его мнению, религия должна быть нравственной или основываться на нравственности, но не наоборот. Кант признает в качестве надлежащей основы религии «настоящее зло» в человеческой природе, т.е. противоречие между требованием рационального нравственного закона и неупорядоченными устремлениями чувственной природы, которые не подчиняются высшему принципу. Из этого возникает потребность в избавлении или спасении, и в этом состоит суть религии.

Отношение к культуре

Что касается культуры, то Кант понимает ее очень широко. Он отделяет ее от цивилизации, что относится к внешним проявлениям культуры, найденным во внешнем облике нравственности — во внешнем приличии и амбициях. Культура относится прежде всего к идее морали, которая определяет степень свободы, достигнутой обществом и человеком. Он включает в концепцию науки о культуре и искусстве; работа, дисциплина и самоконтроль, развиваемые через образование, также выступают в качестве необходимых элементов. Свобода вероисповедания, отмена ограничений, налагаемых на человека в его деятельности, распространение просвещения, которое постепенно влияет даже на принцип управления, способствуют улучшению внутри культуры не только содружества, но и мирового гражданского государства, то есть объединения народов на основе принципов мира.

Значение развития культуры для Канта, как и для самой человеческой истории, — это всестороннее развитие человека, которое предполагает развитие свободы. Свобода не дается для реального знания, но указывается на практический смысл безусловным требованием нравственного закона. Культура, по Канту, является системой гуманистических ценностей; ее высшей целью является счастье человеческого рода. Но человек может достичь этого счастья только собственными усилиями в культурном творчестве.

Кант рассматривает два вида культуры: «культура способностей» и «культура образования». Первое необходимо для достижения целей, но этого не достаточно для их «выбора»; только
вторая освобождает волю от «произвола желания».
Быть прикованным к вещам. Культура в самом широком смысле этого слова охватывает все, что противоречит природе, все, что создан но безразлично к судьбе человека. Оно создает антагонизмы и движется вперед своей силой; неравенство — это его механизм; одни удерживают других в угнетении, а другие покидают
большую часть тяжелой работы и скудных удовольствий.
Кант чувствительно воспринимает ситуацию «отчуждения»; без
термин, он показывает противоречивые последствия частной собственности и разделения труда на судьбу общества.
Здесь есть и прогресс, и ухудшение.

Отношение к государству и праву

Отличая по типу правления деспотию от республики, Кант считает главным признаком республиканского строя отделения исполнительной власти от законодательной. Для него деспотизм – принцип самовластного исполнения государством законов, данных им самим; в этом случае публичная воля выступает в качестве частной воли правителя. Требование «разделение властей» давний лозунг буржуазной общественной мысли, возникший в ходе борьбы с абсолютизмом феодальных монархов Европы. Однако для Канта это положение приобретает иной смысл: он считает деспотической формой правления, ничего общего не имеющей с республиканизмом, именно демократию, которая, по его словам, в собственном смысле слова неизбежно есть деспотизм.

Здесь явно обнаруживается не просто неверие Канта в способность демократии обеспечить личную свободу, равенство перед законом, миролюбия и т.н., а своего рода вражда к этой форме государственного устройства. Его положение о том, что «в демократии все хочет властвовать», заставляет предположить, что Кант вносит в понятие «демократии» содержание, отличное от общепринятого.

Демократия, которую имеет в виду Кант, представляет собой скорее власть стихийно действующей массы. Между тем задача республиканского устройства состоит, но его мнению, в сохранении за народом его суверенитета, вытекающего из естественного права и сущности общественного договора, а также законодательных функций. Чем меньше персонал государственной власти и чем шире представительство, тем более государственное устройство согласуется с принципами республиканизма. Иными словами, монархия дает лучший пример республиканизма и естественно замыкается на ставшей банальностью сентенции о Фридрихе II как высшем слуге банальности.

Нельзя не признать замечательной мысли Канта о верховных правах народа, в частности в отношении вечного мира. Только народ может дать согласие на ведение войны, и люди, бесспорно, хорошенько подумают, прежде чем начать скверную игру, ведь все тяготы войны им придется взять на себя, в то время как абсолютный владыка государства, в котором его подданный не есть гражданин, легко может лишиться на нее по самому незначительному поводу.

Этика Канта

В основе этики Канта лежит утверждение, будто моральный закон может быть только формальным. Если бы в формулировку нравственного закона входило указание на содержание моральных действий, то по Канту, закон этот никогда не мог бы получить всеобщего и, безусловно, необходимого значения предписание такого закона было бы всего лишь условным, гипотетическим, и то время как он должен дать безусловное предписание «категорический императив». В разрез с господствовавшими учениями протестантских католических богословов от отношения религии к нравственности Канта, развивал идеи Бейля и Юма, утверждал, что не нравственность основывается на религии, а религия должна на нравственности. Опыт показывает, что между моральным поведением человека, и его счастьем в эмпирической жизни не существует соответствия. Тем не менее, противоречие между поведением человека и результатами его поведении к эмпирической жизни не мирится с голосом нравственного сознания.

Кант в качестве немецкого теоретика французской буржуазной революции отделил в своей этике теоретические мысли и идеи буржуазии от ее материальных интересов.

Этика Канта представляется неполной без завершающей ее мирной программы: в свою очередь, основные положении концепций мира базируется на его этических принципах. То же самое можно сказать и о философии истории Канта, о его теории культуры, учение о праве. Короче говоря, все части философской системы Канта, трактующие о человеке и обществе, логично приводят к постановке вопроса о преодолении войн. Идеи вечного мира заключительное звено философской системы Канта. Без этого звена она неполна.

Прогресс человечества, но Канту, — стихийный процесс, но целенаправленная воля человека мажет задержать или ускорить его. Вот почему люди должны иметь перед глазами ясную цель. Для Канта вечный мир идеал, но одновременно и идея, имеющая не только теоретическое, но и фактическое значение как руководство к действию. «Нельзя ожидать, чтобы короли философствовали, а философы стали королями». Да этого не следует и желать, так как овладение властью неизбежно искажает свободное суждение разума. Но короли или самодержавные народы не должны допустить, чтобы исчез или умолк класс философов, а должны дать или возможность выступать публично.

Он верил в возможность естественного конца истории, но опасался противоестественного, который могут вызвать сами люди. Поэтому он так много размышлял о политике и о морали.

Политическому моралисту, приспосабливающему мораль к своей политике, он противопоставляет морального политика, который озабочен тем, чтобы политика руководствовалась моральными принципами. Первому Кант дает иронические советы вроде «разделяй и властвуй». Второму он указывает способ соединить мораль и политику. Имя этому единству право А главная опора права гласность. Вез гласности не может существовать справедливость. Именно гласность в международных делах открывает путь к миру.

Идеи Канта вызвали бурю интереса у современников. Кант заглянул вдалекое будущее, практически в наши дни. Говорят, что новое – это основательно забытое старое. Наше новое мышление, которое всеобщие интересы человечества ставит превыше любых частных, опирается на давнюю гуманистическую традицию. У Канта мы находим теоретическое обоснование «нашей борьбы за правопорядок и гласность, за выживание человечества. В этом смысле Кант наш современник и союзник.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек и его бытие как центральная проблема философии
  2. Игровое сознание и его функции — Историческое развитие игры
  3. Мораль, религия, право, искусство как духовные формы жизни общества
  4. Этическое и социальное в философии Конфуция
  5. Филон александрийский
  6. Философско-биологическая антропология
  7. Диалектика как концепция развития
  8. Николай Александрович Бердяев, крупнейший русский политический, религиозный философ
  9. Соотношение сознания, психики, мышления и познания
  10. Понятие этнической общности людей