Для связи в whatsapp +905441085890

Философия техники: основные проблемы — Инженеры-философы и первые философы техники

На первый взгляд, название «Технология и философия» может показаться несколько непоследовательным. Что общего между технологией и философией? Разве это не две диаметрально противоположные формы человеческой жизни? С одной стороны, динамичное, направленное вовне, утилитарное действие; с другой стороны, спокойное, внутреннее, бескорыстное созерцание.
Однако при ближайшем, хотя и очень поверхностном рассмотрении мы вскоре обнаруживаем ошибочность первоначальной путаницы. Во-первых, существование такого соотношения противоположностей, несомненно, побуждает нас задуматься о смысле этой антитезы, не говоря уже о ее конечном значении. Это может привести к необходимости взаимных разъяснений. От Гераклита до Гегеля эта антитеза является принципом, который вдохновляет на создание сущностей, преодолевающих эту антитезу, на соединение реальности и мысли.

В нашем случае современная философия не может не направить свои размышления на мир технологического действия, а технология, чтобы полностью понять свою собственную роль, должна рассматривать себя в свете философских прозрений. Обширная библиография рассуждений о технологии красноречиво свидетельствует о том, что это утверждение отнюдь не является единичным, а ясно осознается мыслителями нашего времени. Другое дело — оценить, насколько эта литература, ослепленная более поверхностными социологическими, историческими и этическими проблемами и скользящая по поверхности, не смогла полностью проникнуть в философскую сущность технологии. Даже Ортега в свое время отметил полный провал литературы, посвященной теории техники.

С философской точки зрения, технология по своей природе является универсальным начинанием, направленным на всю совокупность тех сфер, в которых разворачивается человеческая жизнь и реальность в целом. Философское знание, если оно хочет справиться со своей задачей, должно оказаться способным информировать даже о самых проблемных областях реальности. Его энергия не может быть удовлетворена признанием границ, исключением неясных областей из его всеобщего стремления к просветлению. Его ясный и вопрошающий взгляд должен быть обращен и на тот потрясающий факт не только нашего времени, но и всей человеческой истории, которым является технология.
Освещение этой грозной проблемы философией необходимо и современному человеку для самоутверждения в собственных человеческих условиях. Обеспечить доминирование своих размышлений о жизни.

Отец Дюбарль говорил о философии как об акте свободного размышления. В мире фрагментации и слепой активности, которую можно наблюдать в некоторых областях, особенно в технологической деятельности, философия как поиск смысла и единства является мощной потребностью.

В последнее время много говорят о том, что технологии угрожают человечеству. Это, конечно, верно, но мы не можем сводить все только к технологии, не учитывая общую ситуацию современного человека. Признавая эту угрозу, мы не хотим обесценить нашу эпоху в свете прошедших золотых веков. Просто каждый момент истории по-своему велик и по-своему ограничен. Именно от нас зависит, насколько полно мы сможем реализовать формальную полноту возможностей современного мира. Не ослепляя себя неоспоримыми успехами нашего дня, понять великие опасности, которые угрожают нам, чтобы преодолеть их. С другой стороны, если мы серьезно и глубоко проникнем в мир артефактов (как объективных осадков), в опыт технической деятельности (как основы жизни, которая ее производит), то обнаружим, что они обладают сильным проблематическим притяжением, которое действует в направлениях, наиболее характерных для философии. Мы можем с удивлением обнаружить, что находимся на верном пути к решению классических загадок метафизики — природы человека и природы мира. Более того, мы неожиданно сталкиваемся с возможностью проникнуть в генезис некоторых основных философских концепций.

Философия техники: основные проблемы - Инженеры-философы и первые философы техники

Инженеры-философы и первые философы техники

Рассмотрим первых представителей философии техники с момента ее зарождения: сначала в Германии и России в конце 19-го и начале 20-го веков. В их работах уже в зародышевой форме содержатся все будущие проблемы философии техники.

Еще в 1903 году русский инженер и философ техники П.К. Энгельмейер в докладе — библиографическом очерке «Философия техники» — Политехническому обществу попытался представить зарождение этой новой отрасли философской науки. «Не зря наш современный век называют техническим: машинная технология распространяет свое влияние далеко за пределы промышленности, и ее влияние сказывается почти на всех аспектах современной жизни культурных государств…». Мыслители и ученые из разных областей начинают изучать этот доселе незамеченный фактор. И здесь, по мере изучения, постоянно открываются новые спекулятивные горизонты. Тем не менее, все, что было сделано до сих пор, можно назвать лишь расчисткой почвы для будущего здания, которое можно условно назвать, за неимением более подходящего слова, философией технологии». В этом эссе Энгельмейер собрал множество работ, в которых так или иначе рассматриваются различные аспекты этой проблемы. Среди них, однако, можно выделить две линии: Первая исходит от инженеров-философов (это Э. Хартиг, П. Рело и А. Ридлер), вторая — от философов — Э. Капп, А. Эспинас, Ф. Бон. Конечно, были и другие, но эти исследователи, по словам самого Энгельмейера, являются самыми важными.

Эрнст Гартиг (1836-1900) был известным технологом. Гартиг «отстаивал необходимость логической очистки тех понятий и отношений между ними, которые возникли в технике чисто эмпирическим путем». В то же время он выступал за создание новой науки «technologica», направленной на логическое развитие технического материала, что, по-видимому, было результатом его размышлений о патентной деятельности. В то время как обычная логика признает только одну форму подчинения по степени общности и абстрактности, «технологика» признает и другую форму. «Согласно Гартигу, мы имеем такую своеобразную технологическую субординацию между понятием данного способа производства и понятием тех средств труда, которые служат для реализации этого способа. Таким образом, согласно Гартигу, понятие ковки является суперординатным и подчиненным по отношению к понятиям молота, наковальни и горна. «П.К. Энгельмейер считает, что эта «технологическая субординация» является по сути телеологической. Фактически, Гартиг был продолжателем идей Й. Бекмана и И. Поппе об общей технологии, поэтому здесь следует сказать несколько слов и о них.

Иоганн Бекман (1739-1811) считается признанным основателем новой науки о технике и общей технологии. Бекман рассматривал технологию как самостоятельную науку, областью исследования которой является материально-техническая сторона производственного процесса, и отделял технологию от экономической науки.

С развитием промышленности появилось множество мастерских, фабрик и мануфактур и еще большее количество их работ, инструментов, материалов и товаров. Чтобы понять их, необходимо множество вспомогательных наук, число которых постоянно растет. И для изучения всего этого многообразия есть только два источника: деятельность ремесленника и книги, в которых эти искусства уже описаны. Бекман пытается систематизировать различные работы мастерских и фабрик на научной основе, чтобы облегчить их изучение. В 1777 году он публикует книгу «Введение в технологию или о познании цехов, фабрик и мануфактур…. «. В книге он определяет технологию как науку, которая учит обработке природных объектов или знанию мастерства. Техника, по мнению Бекмана, обеспечивает систематический порядок и базовое представление, а также научную основу для этих действий и знания, необходимые для дальнейшего развития производства. Наконец, Бекман поднимает проблему «переработки технологических концепций философски или систематически».

Распространение технических знаний в России в XIX — начале XX века как предпосылка для развития философии инженерного дела

Возникновение инженерного образования. Проблемам распространения технических знаний в России уделялось большое внимание со времен Петра I. Начало техническому образованию в России положили инженерная школа (1700) и школа математики и навигации (1701): «Петр I принудил изучать инженерное дело не только в Морской академии, но и в полковых школах и даже в духовных семинариях. Однако преподавание научных дисциплин в этих учебных заведениях было еще очень элементарным и примитивным с современной точки зрения. В то же время профессия инженера становилась все более сложной, а практика предъявляла новые требования к подготовке квалифицированных инженерных кадров. В России такое техническое училище было основано в 1773 году как горное училище — идея великого организатора горного дела и высшего образования в России Михаила Федоровича Сойонова. Теоретическое образование в таких техникумах все еще значительно отставало от уровня развития науки (они были больше ориентированы на практику).

Только после того, как в 1794 году Гаспар Монж основал в Париже Политехническую школу, которая с самого начала ориентировалась на высокую теоретическую подготовку студентов, ситуация в инженерном образовании изменилась (в том числе и в России). Многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, Швеции, США взяли эту школу за образец. В России по его образцу в 1809 году был назначен институт инженеров корпуса путей сообщения, руководителем которого стал ученик Монжа испанец А. А. Бетанкур. Бетанкур разработал проект, в рамках которого были основаны школы для подготовки среднего технического персонала: военно-строительная школа и школа начальников связи в Санкт-Петербурге. Позже (1884 г.) эту идею развил и реализовал выдающийся русский ученый, академик Петербургской академии наук И.А. Вышнеградский, идея которого заключалась в распространении технического образования на все уровни промышленной деятельности: высшие школы для подготовки инженеров, средние — для подготовки техников (ближайших помощников инженеров), училища — для мастеров, фабричных и заводских рабочих. В конце XIX и, особенно, в начале XX века в России было создано множество бесплатных воскресных и вечерних школ для рабочих и их детей на различных фабриках и заводах.

К концу XIX века научное образование инженеров, их специальное, а именно высшее техническое образование становится обязательным. В это время многие средние технические школы были преобразованы в высшие технические училища и институты. К ним относятся, например, Технологический институт в Санкт-Петербурге, основанный в 1862 году на базе Мастеровой школы (для низших сословий: крестьян, ремесленников, старьевщиков); Петербургский электротехнический институт, один из первых высших технических вузов чисто электротехнического профиля, основанный в 1891 году на базе Почтово-телеграфной школы (1886); Московское высшее техническое училище.

Инженерные общества и журналы. Помимо учебных заведений, различные технические общества ставили своей целью распространение технических знаний. Например, Русское техническое общество, основанное в 1866 году, согласно своему уставу, имело целью содействовать «развитию инженерной и технической промышленности в России» путем:
1) Чтения, встречи и публичные лекции на технические темы;
2) распространение теоретической и практической информации через периодические и другие издания;
3) содействие распространению технического образования;
4) Предложение решений технических вопросов, представляющих особый интерес для отечественной промышленности, и присуждение призов и медалей за лучшее решение;
5) Организовывать выставки продукции мануфактуры и фабрики;
6) Исследование фабрично-заводских материалов, изделий и особенно методов работы в России, по выбору самого Общества или по просьбе других обществ и частных лиц;
7) Создание технической библиотеки и химической лаборатории, а также технического музея;
(8) Выступать в качестве посредника между техническими специалистами и лицами, нуждающимися в их услугах;
(9) Поощрение маркетинга малоизвестных отечественных произведений;

Роль философии техники

Философия техники играет важную роль в распространении технических знаний. Уже в 1898 году П.К. Энгельмейер в своей брошюре «Технический итог XIX века» сформулировал его задачи следующим образом:

В каждой человеческой деятельности, в каждом переходе от идеи к делу, от цели к ее достижению, мы должны пройти через особую технику. Но все эти техники имеют много общего друг с другом. Одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, в чем заключается эта общность. 2. каково отношение технологии к культуре в целом? 3. связь техники с экономикой, наукой, искусством и правом.4. разработка вопросов технического творчества.

Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1940/41) был первым философом техники в России. Энгельмейер сделал три доклада по философии техники и теории творчества на Четвертом международном философском конгрессе в Болонье (Италия) в 1911 году. В одном из них он дал следующее определение технике: «Суть техники заключается не в фактическом выполнении цели, а в возможности действовать по материи….. У природы нет цели, в человеческом смысле этого слова. Природа действует автоматически. Природные явления настолько связаны друг с другом, что следуют друг за другом только в одном направлении: Вода может течь только сверху вниз, разность потенциалов может уравновешивать друг друга. Например, ряд A-B-C-D-E, как говорят, представляет собой такую естественную цепь. Ссылка А является фактической, и за ней автоматически следуют остальные, потому что природа фактична. Человек, с другой стороны, гипотетичен, и в этом его преимущество. Он хотел бы, например, возникновения явления Е, но он не в состоянии вызвать его своей мускульной силой. Но он знает такую цепочку A-B-C-D-E, в которой он видит явление A, доступное его мускульной силе. Затем он вызывает явление А, цепочка приходит в действие, и происходит явление Е. В этом суть техники».
Четвертое и последнее издание своей «Философии техники», имеющее подзаголовок «Техницизм», П.К. Энгельмейер завершает следующими словами: «Здесь становится ясно, в каком смысле человек есть техническое существо, т.е. такое существо, которое живет в пределах возможностей, имеет желания и удовлетворяет их, которые определяются личной, общественной и космической жизнью. В этом смысле техницизм — это учение о техническом существе, то есть о человеке — учение, которое показывает, что необходимо и достаточно для того, чтобы человек стал таковым? Каковы внутренние и внешние условия его жизни, т.е. цели и средства, в рамках которых действует человек? Таким образом, техницизм становится учением о человеческой деятельности и, следовательно, о человеческой жизни, поскольку он неотделим от деятельности. Вот что такое техницизм».

Центральное место в философии техники Энгельмейера занимает теория технического творчества, суть которой выражена в так называемой трехактной пьесе. «Творчество возникает из желания и проявляется в среде, которая изменяет его в соответствии с желанием. Творчество, таким образом, в конечном итоге проявляется в прямом воздействии на окружающую среду. Но мы также отмечаем промежуточный момент: создание плана действий. При создании плана действуют два агента, принципиально разных, один бессознательный, внелогический — это интуиция, другой сознательный, логический — это мышление. И исполнение плана фактически осуществляется за счет третьего агента, телесного, двигательного, способного действовать на окружающую материю. Из этого мы видим, что механизм творчества — это трехактный механизм, три акта — это функции трех вышеперечисленных агентов.

Первый акт является функцией интуиции, второй — мысли, третий — организованного рефлекса. В первом акте, под давлением первоначального желания, зарождается идея, которая предвосхищает цель. Во втором акте рассуждения на основе идеи разрабатывается план действий. Затем, в третьем акте, этот план приводится в действие». Одной из главных задач философии техники, как мы уже отмечали, является гуманизация инженерии и инженерного образования.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные элементы философии Гегеля и ее историческое значение. Совпадение логического и исторического
  2. Определение оснований бытия
  3. Происхождение религии: гипотезы, догадки, факты
  4. Идея богочеловечества как политическая утопия
  5. Личность в социальной философии
  6. Проблема субстанции
  7. Идея всемирности исторического процесса в философско-исторической концепции «локальных цивилизаций»
  8. Понятие общественного договора
  9. Разница между социальным субъектом и гносеологическим субъектом
  10. Критика морали в философии Ф. Ницше