Для связи в whatsapp +905441085890

Философские проблемы танатологии — Основные понятия танатологии

В чем смысл жизни, если человек знает, что он смертен? По мнению некоторых людей, все стремления к общему благу, борьба за лучшее будущее, развитие науки, промышленности — все это оказывается ничтожным перед «тайной смерти».

В шумеро-вавилонском эпосе о Гильгамеше, относящемся к третьему тысячелетию до нашей эры, мы впервые встречаем документальное свидетельство страха смерти. Эпический герой Гильгамеш так оплакивает смерть своего друга Энкиду: «Я проливал слезы у его трупа и надеялся, что Энкиду воскреснет. Но на седьмой день черви попали ему в нос, и я понял, что он не вернется, и похоронил его. С тех пор я не знаю покоя. Тело моего друга рассыпалось в прах и смешалось с землей. Я знаю, что та же участь постигнет и меня. Мое тело тоже превратится в пыль и глину. Я боюсь смерти….

Многие люди боятся числа 13, хотя не могут объяснить, почему они его боятся. Некоторые народы использовали буквы для обозначения чисел, и оказалось, что древние евреи писали число 13 и слово «смерть» одним и тем же символом. Страх смерти настолько силен, что даже если мы еще не знаем значения числа 13, мы стараемся избегать его.

Итак, что же такое смерть? Все народы думали об этом. Все религии говорят об этом. Конечно, у каждого из них свой путь. Особенно интересны идеи египетской религии. Уже в египетской «Книге мертвых», написанной около 2000 года до нашей эры, мы находим множество размышлений, молитв к богам о том, как душа увидит себя там и что с ней произойдет. Душа взывает к богам, обращается к духам, чтобы не оказаться в ситуации, когда она будет подвергнута каким-то тяжелым ударам, страданиям, бичеванию, то есть может оказаться в худшем состоянии, чем сама смерть. Вот страшный приговор, вынесенный богом Гором осужденным: «Тяжелые мечи будут терзать ваши тела, души ваши будут убиты, тени ваши будут растоптаны, головы ваши будут разрублены. Вы не должны вставать! Вы будете ходить на головах ваших. Вы не подниметесь, ибо вы упали в ямы свои. Не убегайте, не уходите. Против вас — огонь змея, «который сжигает миллионы»! Эти «богини с ножами» будут резать вас, истреблять! Никогда не увидят тебя живущие на земле!». Но даже душа, согласно этой книге, может быть спасена и стать, так сказать, божеством.

Мы также находим любопытные вещи в терминах греческой мифологии. Древние греки рассматривали посмертное состояние человека либо как некое призрачное, нереальное состояние, либо как состояние, неизмеримо худшее, чем любая земная жизнь. В «Одиссее», например, у Гомера есть различные описания состояния человека в царстве Аида. Так, «богоподобный» Ахилл жалуется Одиссею: «О, Одиссей, ты не можешь дать мне утешения в смерти; я предпочел бы быть живым, как пеон, работающий в поле, зарабатывать хлеб насущный службой бедного пахаря, чем властвовать здесь над бездушными мертвецами».

Все это говорит о том, что древние греки глубоко верили в существование жизни после смерти. Но они не смогли дать конкретного определения этого состояния. Поэтому они строили всевозможные догадки и предположения и, как мы видим, создавали красочные мифы в своих попытках разобраться в этой проблеме. Некоторые из них не только очень интересны, но и смогли глубоко выразить идею посмертного воздаяния. Достаточно вспомнить Мурею Тантала, Сизифов камень, бочки Данаид и т.д.

Философские проблемы танатологии - Основные понятия танатологии

Основные понятия танатологии

Для некоторых представителей психоанализа танатос — это термин, отражающий бессознательную тоску по смерти, которая, наряду с бессознательной тоской по удовлетворению (эросом), является одной из самых глубоких основ человеческого поведения. Это специфическое стремление к смерти, к уничтожению себя или других, вызывает естественную агрессивность, которая, по мнению Фрейда, присуща человеческой природе через биологическое влечение. Сознание возникает в результате конфликта между бессознательным и социальной средой — природным и материальным, а также духовным и нормативным миром культуры общества. Если это стремление не сублимировать, например, в творческой деятельности индивида или группы, то оно может привести человека и общество к тяжелому психологическому состоянию, к мировым войнам, массовому уничтожению и другим разрушительным явлениям. Только защитные механизмы — репрессия, рационализация, регрессия и т.д. — может спасти человека и общество от разрушения. В этом контексте задача общества — формировать и совершенствовать такие механизмы, которые обеспечивали бы переключение «запретной агрессивной энергии» на другие объекты, ее разрядку в виде приемлемой для человека и общества деятельности.

В греческой мифологии Танатос — бог смерти, сын богини Никта (Ночь) и бога Эребуса (Тьма), брат-близнец бога сна Гипноса. Но в отличие от Гипноса, Танатос принес с собой сон, после которого люди никогда не просыпались. Однако были и исключения. Достаточно вспомнить Алкестис, которую Геракл смог вернуть из Аида, не побоявшись сразиться с Танатосом. В мифологии, однако, можно найти пример, когда человек смог дважды обмануть смерть. И это был не кто иной, как коринфский царь Сизиф. Однажды Танатос явился к Сизифу и предложил ему прогуляться к реке Стикс. Сизиф не стал уклоняться и сказал, что, согласно греческому обычаю, он должен сначала накормить и напоить гостя и дать ему напиться в бане. Танатос поверил гостеприимному царю, сел за стол, выпил бокал вина и… и затем был заключен в цепи на несколько лет. Когда смерти больше не было, люди на земле перестали умирать, что на первый взгляд было великим благословением, только мольбы больных и смертельно раненых о даровании им смерти были на первый взгляд тщетны. Смерть не пришла. Аид был очень удивлен, когда в его царство больше не входило новых душ, и послал демона смерти Ареса на землю, чтобы разобраться во всем. Арес нашел Танатоса и освободил его.

Первой жертвой Танатоса стал Сизиф. Смерть начала настигать нас: Страдания больных и героев закончились — те, кто ждал смерти, наконец-то могли умереть. Тем не менее, Сизифу удалось еще раз обмануть смерть. Он приказал своей жене Меропе не совершать никаких похоронных обрядов. Это вызвало недовольство как в царстве Аида, так и на Олимпе. Сизиф пообещал привести жену в чувство, и ему дали отпуск ровно на три дня. Там было гораздо светлее и радостнее, чем в Аиде, и Сизиф решил остаться. Конечно, боги не могли простить ему этот поступок, и Сизиф оказался в Аиде.

Всем известно вечное проклятие, наложенное на Сизифа. Его тяжелое дыхание разносится по всему подземному царству — Сизиф катит тяжелый камень в гору, но когда он достигает вершины, камень вырывается из его рук и катится вниз. И Сизифу приходится начинать все сначала. Ужасный и бесполезный труд Сизифа. Со смертью не стоит шутить. Однако ради исторической справедливости следует отметить, что Сизиф был обречен на свой вечный и тяжелый труд в первую очередь потому, что играл со смертью.

Исследователи отмечают, что в последние десятилетия в мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств. Танатология включает в себя такие понятия, как самоубийство. В следующем разделе мы попытаемся рассмотреть основные понятия, связанные с характеристиками суицидального поведения.

Основные понятия суицидологии

Суицидология — это междисциплинарная научная область знаний, которая занимается изучением причин суицидального поведения и способов его предотвращения. Суицидология тесно связана с такими научными дисциплинами, как психология, психиатрия, физиология и социология.

Центральным понятием в суицидологии является понятие суицида (от латинского to kill oneself, уничтожить); оно понимается как акт лишения себя жизни, в котором человек действует сознательно, целенаправленно и осознанно. В последние годы в литературе получил распространение термин «парасуицид», который обозначает намеренное самоповреждающее поведение, повышающее риск смерти. При парасуицидальном поведении сознательное намерение умереть может отсутствовать или быть амбивалентным.

Обычно выделяют следующие формы суицидального поведения: суицидальные мысли (тенденции), попытки самоубийства и завершенные самоубийства. Суицидальные мысли — это мысли о смерти, самоубийстве или сильном самоповреждении. Суицидальность — это более общий термин, который включает в себя как суицидальные идеи, так и суицидальные мысли, при которых человек испытывает желание совершить самоубийство. Под попыткой самоубийства понимается попытка причинить себе вред или совершить самоубийство, не закончившаяся смертью. Термин «неудачная попытка самоубийства» относится к случаям, когда человек собирается совершить самоубийство, но меняет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта. Наконец, завершенное самоубийство относится к смерти в результате самоповреждения. В отечественной литературе широко используется различие между демонстративным и вымогательским, самоповреждающим (парасуицидальным) и истинным суицидальным поведением. Демонстративное и вымогательское суицидальное поведение подразумевает не намерение лишить себя жизни, а демонстрацию этого намерения субъектом с целью привлечения внимания окружающих. Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение характеризуется самоповреждением, обычно совершаемым для уменьшения испытываемого эмоционального дистресса. Истинное суицидальное поведение характеризуется последовательным осуществлением обдуманного плана покончить с жизнью.

Стадии суицидального поведения. В суицидальном поведении принято выделять следующие этапы: предсуицидальный этап, этап реализации суицидальных намерений и постсуицидальный этап — в случае, если предпринятые суицидальные действия не закончились летальным исходом.

Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в мировых религиях

Давайте рассмотрим эти проблемы применительно к трем мировым религиям: Христианство, ислам и буддизм и основанные на них цивилизации.

Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия основано на ветхозаветном положении о том, что «день смерти лучше дня рождения» и новозаветной заповеди Христа «… Я имею ключи ада и смерти». Богочеловеческая природа христианства проявляется в том, что бессмертие человека как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к этому открывает искупительная жертва Христа через крест и воскресение. Это царство тайны и чуда, потому что человек выведен из сферы природных и космических сил и элементов и поставлен перед лицом Бога как личности, который тоже является личностью.

Цель человеческой жизни, таким образом, — обожествление, движение к вечной жизни. Без этого сознания жизнь на земле становится сном, пустым и праздным сном, мыльным пузырем. По сути, это лишь подготовка к вечной жизни, которая не за горами. Вот почему в Евангелии сказано: «Будьте готовы, ибо в час, которого вы не боитесь, приидет Сын Человеческий». Чтобы жизнь не превратилась, по словам М. Лермонтова, «в пустую и глупую шутку», нужно всегда помнить о смертном часе. Это не трагедия, а переход в иной мир, где уже живут мириады душ, добрых и злых, и куда каждая новая входит для радости или муки. По образному выражению одного из нравственных иерархов, «умирающий человек — это заходящее солнце, рассвет которого уже сияет над другим миром». Смерть уничтожает не тело, а его преходящесть, поэтому она является не концом, а началом вечной жизни.

Христианское понимание смысла жизни

Иное понимание бессмертия христианство связывает с образом «Вечного жида» Агасфера. Когда Иисус, изнемогая под тяжестью креста, пошел на Голгофу и хотел отдохнуть, стоя среди других, Агасфер сказал: «Иди, иди», за что и был наказан — ему навеки отказали в покое у гроба. Из века в век он обречен скитаться по миру в ожидании возвращения Христа, Который один может лишить его бесславного бессмертия.

Образ «горного» Иерусалима ассоциируется с отсутствием там болезней, смерти, голода, холода, бедности, вражды, ненависти, злобы и других зол. Есть жизнь без труда, радость без печали, здоровье без немощи, честь без опасности. Все в расцветающей юности и старости Христа блаженно довольны и наслаждаются плодами мира, любви, радости и веселья, «любя друг друга, как самого себя». Евангелист Лука передал суть христианского взгляда на жизнь и смерть в таких словах: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо с Ним все живы. Христианство решительно осуждает самоубийство, поскольку человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».

Другая мировая религия, ислам, считает, что человек был создан по воле Всемогущего Аллаха, который милосерден сверх всякой меры. На вопрос человека: «Когда я умру, будет ли обо мне известно живым?», Аллах отвечает: «Неужели человек не вспомнит, что Мы создали его раньше, и он был ничем?». В отличие от христианства, земная жизнь высоко ценится в исламе. Тем не менее, в последний день все будет уничтожено, а мертвые воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь необходима, ибо тогда человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личных интересов, а с точки зрения вечной перспективы.

Разрушение всей вселенной в День праведного суда подразумевает создание совершенно нового мира. Запись» поступков и мыслей каждого человека, даже самых тайных, будет представлена, и суд будет вынесен соответствующий. Таким образом, возобладает принцип превосходства законов морали и разума над законами физики. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это происходит в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека
  2. Концепция устойчивого развития
  3. Теория общественного договора. Проект просвещения и понятие прав человека
  4. Различные подходы к исследованию идеального мира
  5. Левкипп, один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита
  6. Потребности и интересы
  7. Философия в современном мире
  8. Философия духа Гегеля
  9. Психоаналитическая антропология
  10. Индийские школы и наставники