Для связи в whatsapp +905441085890

Различные подходы к исследованию идеального мира — Возникновение сознания и проблема идеального в философии

Идеал — это образец, норма, идеальный образ, определяющий поведение человека или социального класса. Творение по идеалу, формирование субстанции природы на основе идеала представляет собой специфическую человеческую форму жизнедеятельности и отличает ее от деятельности животных. Как универсальная форма целеполагающей деятельности, идеал действует во всех сферах общественной жизни — социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д. Категория идеала имеет огромное социальное значение. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе с устаревшими формами общественных отношений черпали свой энтузиазм в возвышенных идеалах свободы, равенства и братства.

Проблема идеала наиболее остро возникла в немецкой классической философии. Кант, который связал проблему идеала с проблемой внутреннего предназначения, рассмотрел ее в анализе эстетического суждения. По Канту, явления, которые не имеют цели, которую можно было бы представить живописно, не имеют идеального, например, природного — природного ландшафта. Точно так же объекты, которые имеют свое назначение «вне себя», такие как инструменты, приборы и т.д., не могут иметь идеала. Единственным из всех известных явлений, по Канту, который действует в соответствии с внутренней чистотой, является человек как представитель вида, что является его целью. У животных, как и у растений, внутренняя чистота осуществляется без сознания и воли, только инстинктивно.

Человек характеризуется свободой, т.е. сознательно выполняемым действием, которое осуществляется в гармонии со вселенской, всеохватывающей целью человеческого рода. Идеальным является эта концепция абсолютного совершенства человеческого рода. Идеал, таким образом, включает в себя сознание того, что человек является самоцелью и никоим образом не является средством для кого-либо или чего-либо, будь то Бог или кто-либо еще.

Что-то, будь то бог или что-то само по себе.

Согласно Канту, идеал, как состояние достигнутого совершенства человеческого рода, воображаемого сегодня, характеризуется полным преодолением противоречий между индивидуумом и обществом, то есть между индивидами, составляющими общество. Внутри индивида, в его сознании это состояние будет выражаться как полное преодоление противоречий между вселенским и единичным, между целым и частью, между умственным и сенсорно-эмпирическим миром, между долгом и удовольствием и так далее. Таким образом, каждый шаг на пути прогресса — это шаг на пути реализации этого идеала, который люди всегда ощущали смутно, но не могли теоретически сформулировать в его составе. Свою задачу в истории Кант видел в том, чтобы сначала реализовать этот идеал теоретически в своих трудах.

Однако в этой интерпретации этот идеал оказывается именно тем, что совершенно недостижимо или достижимо только в бесконечности. Идеал, как горизонт, всегда смещается в будущее по мере приближения. Между любым настоящим, данным этапом «совершенства» человеческого рода и идеалом всегда существует бесконечность — бесконечность эмпирического многообразия явлений в пространстве и времени. Как только человек начинает представлять себе, что он достиг конца пути (в науке, в политической системе, в морали и т.д.), это воображение сразу же раскрывается перед ним в виде противоречий, которые разрывают его сознание на части. В науке эта позиция выражается в том, что по любому предмету всегда возможно существование как минимум двух взаимоисключающих теорий, одинаково оправданных как с точки зрения «чистой логики», так и с точки зрения опыта.

Эстетические и философско-теоретические концепции Фихте, Шеллинга и Шиллера исходили из этого понимания идеала.

И Кант, и Фихте считали, что идеал — это высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственного самосовершенствования», на пути конечной реализации «достоинства человека» (личности) как высшего и единственного принципа «идеального» закона.

Различные подходы к исследованию идеального мира

Возникновение сознания и проблема идеального в философии

Необходимо было создать биологические предпосылки для возникновения сознания, к которым относятся: 1) сложная психическая деятельность животных, связанная с ЦНС и функциями мозга; 2) зачатки инструментальной деятельности, инстинктивная работа предков-гуманоидов, требовавшая высвобождения передних конечностей в сочетании с вертикальностью; 3) стадная форма жизни животных и появление звуковой сигнализации для передачи информации. Эти условия необходимы, но недостаточны для возникновения человеческого сознания.

Этот качественный скачок связан наукой с историей возникновения человеческого общества. Отечественные ученые, понимающие процесс антропосоциогенеза, опираясь на археологические данные, выдвинули теорию двух скачков, соответствующих началу и концу антропосоциогенеза.

Первый скачок связан с началом производства инструментов, что стало поворотным моментом в эволюции живых существ. С этого момента начинается процесс формирования человека как особого биосоциального вида и возникновения социальных отношений. Биологическая эволюция, требующая адаптации видов к изменяющейся внешней среде, заменяется адаптацией внешнего естественного мира к изменяющимся потребностям человека посредством трудовой деятельности. Непосредственными предшественниками питхантропов были габилии (Homo habilis — опытный человек), которые делали инструменты, но оставались животными с точки зрения морфофизиологической организации.

Второй прыжок завершился заменой неоантропа на Homo sapiens (Homo sapiens — Homo sapiens — Homo sapiens — Homo sapiens — Homo sapiens — Homo sapiens — Homo sapiens), а также установлением и доминированием социальных моделей.

С учетом последних археологических данных, существует разрыв примерно в 1-1,5 млн. лет между производительной деятельностью, с одной стороны, и появлением мысли и языка, с другой. Однако производственная деятельность в собственном, человеческом смысле может быть только сознательной и волевой, так как создание инструментов и с их помощью перестройка реальности в соответствии с меняющимися потребностями требует предварительного создания проекта и плана действий.

В контексте перехода человека к производству орудий труда существуют три взаимосвязанных последствия этого процесса.

Во-первых, принципиально новое качество жизнедеятельности человека неизбежно приводит к изменению физиологических функций организма и, как следствие, к изменению его существенных биофизиологических свойств. Человек переходит в систематическое вертикальное положение, перераспределяются роли конечностей, обновляется принцип кровообращения и т.д. Эти изменения физиологических функций организма создают биологически благоприятные условия для активизации деятельности мозга и его развития. Мозг доисторического человека уже значительно превосходит мозг человекообразных обезьян по объему и весу и отличается гораздо большей сложностью своей структуры.

Во-вторых, процесс производства средств труда, повторяющийся миллиарды раз от поколения к поколению производственных процессов с использованием средств труда, накопленного человеческим опытом. Логика все более сложных практических действий постепенно закрепляется в логике мышления, обучения и развития мозга и расширения информационных возможностей.

В-третьих, совершенствование процесса производства одновременно усложняет весь спектр жизненных проявлений человека. Их отношения друг с другом становятся более многослойными и сложными. Их общение расширяется и усложняется, появляются новые социальные мотивы: общение о средствах труда и результатах работы, взаимоотношения подчиненности и координации и т.д., расширяется круг социальных ролей и их регламентация.

Необходимо было создать биологические предпосылки для возникновения сознания, к которым относятся: 1) сложная психическая деятельность животных, связанная с ЦНС и функциями мозга; 2) зачатки инструментальной деятельности, инстинктивная работа предков-гуманоидов, требовавшая высвобождения передних конечностей в сочетании с вертикальностью; 3) стадная форма жизни животных и появление звуковой сигнализации для передачи информации. Эти условия необходимы, но недостаточны для возникновения человеческого сознания.

Этот качественный скачок связан наукой с историей возникновения человеческого общества. Отечественные ученые, понимающие процесс антропосоциогенеза, опираясь на археологические данные, выдвинули теорию двух скачков, соответствующих началу и концу антропосоциогенеза.

Первый скачок связан с началом производства инструментов, что стало поворотным моментом в эволюции живых существ. С этого момента начинается процесс формирования человека как особого биосоциального вида и возникновения социальных отношений. Биологическая эволюция, требующая адаптации видов к изменяющейся внешней среде, заменяется адаптацией внешнего естественного мира к изменяющимся потребностям человека посредством трудовой деятельности. Непосредственными предшественниками питхантропов были габилии (Homo habilis — опытный человек), которые делали инструменты, но оставались животными с точки зрения морфофизиологической организации.

Второй прыжок завершился заменой неоантропа на Homo sapiens (Homo sapiens — Homo sapiens — Homo sapiens — Homo sapiens — Homo sapiens — Homo sapiens — Homo sapiens), а также установлением и доминированием социальных моделей.

С учетом последних археологических данных, существует разрыв примерно в 1-1,5 млн. лет между производительной деятельностью, с одной стороны, и появлением мысли и языка, с другой. Однако производственная деятельность в собственном, человеческом смысле может быть только сознательной и волевой, так как создание инструментов и с их помощью перестройка реальности в соответствии с меняющимися потребностями требует предварительного создания проекта и плана действий.

В контексте перехода человека к производству орудий труда существуют три взаимосвязанных последствия этого процесса.

Во-первых, принципиально новое качество жизнедеятельности человека неизбежно приводит к изменению физиологических функций организма и, как следствие, к изменению его существенных биофизиологических свойств. Человек переходит в систематическое вертикальное положение, перераспределяются роли конечностей, обновляется принцип кровообращения и т.д. Эти изменения физиологических функций организма создают биологически благоприятные условия для активизации деятельности мозга и его развития. Мозг доисторического человека уже значительно превосходит мозг человекообразных обезьян по объему и весу и отличается гораздо большей сложностью своей структуры.

Во-вторых, процесс производства средств труда, повторяющийся миллиарды раз от поколения к поколению производственных процессов с использованием средств труда, накопленного человеческим опытом. Логика все более сложных практических действий постепенно закрепляется в логике мышления, обучения и развития мозга и расширения информационных возможностей.

В-третьих, совершенствование процесса производства одновременно усложняет весь спектр жизненных проявлений человека. Их отношения друг с другом становятся более многослойными и сложными. Их общение расширяется и усложняется, появляются новые социальные мотивы: общение о средствах труда и результатах работы, взаимоотношения подчиненности и координации и т.д., расширяется круг социальных ролей и их регламентация.

Условия и форма существования идеального

Идеал всегда выступает как продукт и форма человеческого труда, как процесс целенаправленного преобразования природных материальных и социальных условий, осуществляемый социальным человеком. Идеал существует только там, где есть человек, который выполняет свою работу в формах, заданных ему предшествующим развитием человечества.

Существование идеального плана деятельности отличает человека от животного, «…худший архитектор от лучшей пчелы с самого начала в том, что перед тем, как построить восковую ячейку, он уже построил ее в своей голове». В конце рабочего процесса получается результат, который уже присутствовал в сознании работника в начале процесса, то есть в идеальном случае».

Следует еще раз подчеркнуть, что если понимать «голову» натуралистически, т.е. как материальный телесный орган индивида, то принципиальной разницы между архитектором и пчелой нет. Даже клетка воска, образующая пчелу, существует «заранее», как форма активности насекомых, «запрограммированная» в ее нейронных узлах. В этом смысле продукт деятельности пчелы также «идеально» устанавливается перед его фактической реализацией. Однако формы деятельности животного, свойственные тому виду, к которому оно принадлежит, естественным образом унаследованы им вместе со структурно-анатомической организацией организма, то есть непосредственно материальной. Форма деятельности, которую можно назвать идеальной сущностью продукта, никогда не отделяется от тела животного иначе, как в качестве его непосредственного реального продукта.

Принципиальное различие между деятельностью человека и животного заключается именно в том, что ни одна форма этой деятельности, ни одна способность не наследуется вместе с анатомической материальной организацией его организма. Эти формы деятельности (возможности деятельности) здесь передаются только косвенно — через формы объектов, созданных человеком для человека. Поэтому индивидуальное присвоение определенной человеком формы деятельности, то есть идеального образа его объекта и продукта, становится особым процессом, не совпадающим с процессом непосредственного объектообразования природы. Поэтому сама форма человеческой деятельности становится для человека особым объектом, объектом особой деятельности. «Животное сразу же идентично своей жизнедеятельности. Он не отличается от своей жизнедеятельности. Это жизненно важная деятельность. Человек сам делает свою жизненную деятельность объектом своей воли и своего сознания….. Это не уверенность, с которой он сливается напрямую.

Если же идеал был определен выше как форма человеческой деятельности или как форма вещи с точки зрения формы деятельности, то это определение было, строго говоря, неполным. Он характеризует идеал только по отношению к его реальному, предметно-определенному содержанию.

Но идеал как таковой есть только там, где реальная форма деятельности соответствует форме внешнего объекта, ибо человек становится особым объектом, с которым он может действовать особым образом, не прикасаясь к реальному объекту, внешней вещью, которой эта форма деятельности является образом, и в той мере, в какой это не изменяет его. Человек, и только он один, перестаёт «сливаться» непосредственно с формой своей жизнедеятельности, отделять её от себя и ставить перед собой, то есть превращать её в представление. Подобно тому, как внешняя вещь дается человеку только в той мере, в какой она участвует в процессе его деятельности, и ее формы проявляются в этой деятельности, так и образ внешней вещи всегда сливается с образом деятельности, в рамках которой действует внешняя вещь.

Проблема идеального в современной научной философии

Проблема идеала — одна из ключевых проблем философии. Чрезвычайно широкие категории материи и сознания относятся к основному предмету философии и составляют основное содержание философской науки. Понятие идеала — квинтэссенция понятия сознания, идеал — специфическое качество сознания. Сущность понятия идеала может быть определена только его отношением к материальному миру.

В истории философии был предпринят ряд попыток решить проблему идеала. Впервые проблема идеала появляется в древней философии. Проблема идеала занимает важное место в философии древности, хотя понятия идеала как такового не существовало. Под идеалом подразумевается дух, душа. В философии Платона и Аристотеля впервые появляется отношение к идеалу как к нематериальному. У Платона идеал первичен, является самостоятельной сущностью, которая создает мир и противостоит этому материальному миру. Понятие Аристотеля об идеале, выраженное в понятии души, более тщательно разработано и содержит ряд положительных моментов. Аристотель утверждает, что мы знаем все, что знаем по нашим ощущениям. «Вещи, которые постигает разум, присутствуют в формах, воспринимаемых чувствами. И поэтому существо, у которого нет ощущений, ничему не научится и ничего не поймет». Независимость объекта от сенсации категорически утверждается Аристотелем, но в то же время в идеале есть сходство с материальным миром. «Во всех смыслах следует общепризнанно считать, что именно оно способно принимать формы того, что чувствуется без его материи, точно так же, как воск воспринимает отпечаток кольца без железа или без золота». Душа определяется Аристотелем как форма. Но восприятие — это форма разумных свойств. Таким образом, Аристотель отождествляет душу, идеал с нематериальным. Аристотель пошел дальше, чем любой другой философ древности, утверждая, что идеал — это форма, но, на наш взгляд, такое отношение к идеалу является недостаточным.

Еще одна большая попытка решить проблему идеала сделана Гегелем в немецкой классической философии. Обращение Гегеля с идеалом не выходит за рамки объяснения идеала как несущественного. Философия Гегеля — это философия развития абсолютной логической идеи. Гегель определяет идеал как замкнутый, как способ существования конечного в бесконечном. Гегель постулирует примат идеи, идеал, который ведет к трансформации сознания в самостоятельную сущность, которая создает мир. Впервые в истории философии Гегель связывает идеал с бесконечным мировым процессом. Несмотря на ценные моменты, Гегель интерпретирует идеал в традициях Платона и Аристотеля. Идеалистическая основа философии Гегеля не позволяет ему раскрыть суть концепции идеала.

Немецкая классическая философия послужила отправной точкой для двух основных течений XIX — XX веков: неклассической философии и философии марксизма. В XX веке в философии выделяются три основных направления: аналитическая философия, философия экзистенциализма и марксизм. Проблема идеала — один из критериев оценки этих течений современной мировой философии. Аналитическая философия рассматривает анализ языка науки как единственно возможный бизнес философии. Центральной проблемой постмодернизма является понимание текста. В постмодернизме нет фундаментального понятия сознания; это понятие исчезло из философии этого течения.

Экзистенциализм фокусируется на проблемах смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Основным понятием этого течения является понятие экзистенциализма как основы личности. Существование является центральным ядром человеческого «Я» как особая, уникальная личность. Человеческое существование — это поток опыта, который не имеет ни рациональной организации, ни законов, ни смысла. Следует отметить, что экзистенциализм в своих основах не использует материал частной науки.

Условия и форма существования идеала

Идеал всегда выступает как продукт и форма человеческого труда, как процесс целенаправленного преобразования естественных материальных и общественных отношений, осуществляемый социальным человеком. Идеал существует только там, где есть человек, который осуществляет свою деятельность в формах, данных ему предшествующим развитием человечества.

Существование идеального плана деятельности отличает человека от животного, «…худший архитектор от лучшей пчелы с самого начала в том, что перед тем, как построить восковую ячейку, он уже построил ее в своей голове». В конце рабочего процесса получается результат, который уже присутствовал в сознании работника в начале процесса, то есть в идеальном случае».

Следует еще раз подчеркнуть, что если понимать «голову» натуралистически, т.е. как материальный телесный орган индивида, то принципиальной разницы между архитектором и пчелой нет. Даже клетка воска, образующая пчелу, существует «заранее», как форма активности насекомых, «запрограммированная» в ее нейронных узлах. В этом смысле продукт деятельности пчелы также «идеально» устанавливается перед его фактической реализацией. Однако формы деятельности животного, свойственные тому виду, к которому оно принадлежит, естественным образом унаследованы им вместе со структурно-анатомической организацией организма, то есть непосредственно материальной. Форма деятельности, которую можно назвать идеальной сущностью продукта, никогда не отделяется от тела животного иначе, как в качестве его непосредственного реального продукта.

Принципиальное различие между деятельностью человека и животного заключается именно в том, что ни одна форма этой деятельности, ни одна способность не наследуется вместе с анатомической материальной организацией его организма. Эти формы деятельности (возможности деятельности) здесь передаются только косвенно — через формы объектов, созданных человеком для человека. Поэтому индивидуальное присвоение определенной человеком формы деятельности, то есть идеального образа его объекта и продукта, становится особым процессом, не совпадающим с процессом непосредственного объектообразования природы. Поэтому сама форма человеческой деятельности становится для человека особым объектом, объектом особой деятельности. «Животное сразу же идентично своей жизнедеятельности. Он не отличается от своей жизнедеятельности. Это жизненно важная деятельность. Человек сам делает свою жизненную деятельность объектом своей воли и своего сознания….. Это не уверенность, с которой он сливается напрямую.

Если же идеал был определен выше как форма человеческой деятельности или как форма вещи с точки зрения формы деятельности, то это определение было, строго говоря, неполным. Он характеризует идеал только по отношению к его реальному, предметно-определенному содержанию.

Но идеал как таковой есть только там, где реальная форма деятельности соответствует форме внешнего объекта, ибо человек становится особым объектом, с которым он может действовать особым образом, не прикасаясь к реальному объекту, внешней вещью, которой эта форма деятельности является образом, и в той мере, в какой это не изменяет его. Человек, и только он один, перестаёт «сливаться» непосредственно с формой своей жизнедеятельности, отделять её от себя и ставить перед собой, то есть превращать её в представление. Поскольку внешняя вещь обычно дается человеку только в той мере, в какой она участвует в процессе его деятельности, и ее формы проявляются в этой деятельности, то образ внешней вещи всегда сливается с образом той деятельности, в рамках которой действует внешняя вещь.

Это гносеологическая основа отождествления вещи с представлением и вещи реальной с идеалом, т.е. гносеологический корень идеализма любого рода и оттенка.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Агностицизм и заблуждение в науке
  2. Природа, сущность и существование человека
  3. Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека
  4. Концепция устойчивого развития
  5. Теория общественного договора. Проект просвещения и понятие прав человека
  6. Левкипп, один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита
  7. Философские проблемы танатологии.
  8. Потребности и интересы
  9. Философия в современном мире
  10. Философия духа Гегеля