Для связи в whatsapp +905441085890

Формы ценностного освоения бытия. Идеологическое освоение действительности — Идеология как форма психического отражения мира

Слово «идеология» часто встречается в повседневной речи, в самых разных текстах. Они говорят и пишут о политической, экономической, религиозной идеологии; об идеологии определенных реформ; об идеологии партий, движений, организаций; даже об идеологии развития определенных секторов и отраслей экономики, видов бизнеса. По мнению некоторых людей, любая идеология мешает людям видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, поэтому от нее нужно избавляться и избавляться. По мнению других, идеология неотделима от человека, она всегда присутствует в его мыслях и действиях, независимо от того, осознает он это или нет. Государственных деятелей, политиков, партии критикуют за отсутствие идеологии или ее расплывчатость, неопределенность.

Несмотря на многообразие значений термина «идеология», их объединяет понятие идеологии как совокупности идей, оценок, суждений, на которых основывается понимание и отношение к тем или иным объектам, явлениям, процессам социальной действительности. В этом смысле идеология присутствует в жизни общества уже очень давно, фактически с момента его возникновения, хотя на ранних этапах истории в основном как элемент других форм интеллектуальной деятельности людей, в том числе религии и философии.

Идеология как самостоятельная форма духовной деятельности формировалась в тесной связи с двумя процессами, происходившими в западноевропейских странах в XVII-XVIII веках: становлением буржуазного общества и возникновением науки. Когда в ряде стран произошли революции, выведшие на политическую арену массы людей, когда произошли коренные перевороты в силах производства и общественных отношениях, когда авторитет науки стал затмевать авторитет религии и церкви, возникла необходимость целенаправленного воздействия на поведение людей путем влияния на их сознание. Возникла необходимость в разработке концепций, которые не только давали бы понимание происходящих изменений, но и через это понимание сами служили бы инструментом для направления сознания людей и направления их деятельности в нужное для конкретной социальной общности русло.

Формы ценностного освоения бытия. Идеологическое освоение действительности - Идеология как форма психического отражения мира

Идеология как форма психического отражения мира

Большинство исследователей сходятся во мнении, что идеология — это совокупность идей, суждений, представлений, доктрин, теорий, мнений и взглядов человека, группы людей и социального класса о социальной реальности и своем месте в ней. Однако, если мы ограничимся этим определением, мы фактически растворим идеологию в философии, поскольку она также занимается подобными вопросами. Между тем, идеология имеет свою специфику.

Особенностью идеологии по сравнению с философией является то, что она ориентирована, прежде всего, на осмысление социальной действительности в тесной связи с интересами и потребностями определенных общностей людей (социальных слоев, этнических групп, классов, населения той или иной страны, всего человечества). Она выражает отношение к этой реальности, формулируя идеалы и ценности, которые принимаются и разделяются этим сообществом.

Другая особенность идеологии заключается в том, что она ориентирует человека или сообщество людей на социально-практическую деятельность, на решение определенных проблем, задач, от которых зависит реализация интересов, ценностей, идеалов этого сообщества. Можно сказать еще сильнее: идеология не только формулирует ценности и идеалы, не только ориентирует на их достижение, но и дает направления, пути, которые ведут к реализации этой цели. Она учит, ради чего жить, как действовать, что делать.

Третья характеристика идеологии заключается в том, что она направлена на выработку определенного понимания реальности, но это понимание не принимает форму научной теории. Идеология не является наукой ни по формам и методам мышления и обоснования, которые она использует, ни по конечным результатам, поскольку совокупность идей, составляющих идеологию, не поддается процедурам проверки, используемым в естественных и гуманитарных науках. Этот момент следует особо подчеркнуть, потому что в современном мире существует большое количество идеологий, и многие из них претендуют на научность, на то, чтобы быть единственно верными.

Безусловно, идеологии не возникают из чисто умозрительных соображений, никак не связанных с реальным миром, с жизнью людей. Они основаны на данных гуманитарных и социальных наук, на философии, на реальных фактах, явлениях, событиях, на знании социальных и природных законов. Без этого идеологии не имели бы практического смысла, они лишь дезориентировали бы людей, подталкивали бы их к непродуктивным действиям, бесполезным с точки зрения достижения их целей, реализации их интересов. Тем не менее, идеологии, как целостные системы верований и идей, не являются научными теориями, концепциями в том смысле, что они не претендуют на отражение реальности как она есть, вне и независимо от сознания субъекта. Напротив, идеологии описывают и объясняют реальность субъективно, поскольку рассматривают ее глазами конкретных социальных общностей (класса, этноса, сословия, народа), через их интересы и потребности.

Итак, с гносеологической точки зрения, идеологии — это ментальное конструирование реальности, но с чисто практической целью. Идеология объединяет всех людей, разделяющих ее установки, определяет мотивы и характер их конкретных поступков и действий. Нет человека, который бы не руководствовался в своих поступках теми или иными оценками, ценностями и идеалами. Другое дело, что эта идеологическая сторона познания, мышления и практического действия в повседневной жизни в основном неосознанна. Идеологическая рефлексия здесь сводится к рассмотрению текущего опыта в рамках привычной системы политических, экономических, социальных, культурных и моральных ценностей, сложившейся в процессе человеческого существования. Система идеологических координат индивида пересматривается и модернизируется только в результате радикального изменения социальной ситуации, в которой он находился ранее.

Отношение идеологии к философии и науке

Любая идеология, достаточно интеллектуально богатая, основывается на определенной философской концепции. Если подходящей философии не хватало, создатели идеологии часто создавали ее сами. Такова была идеология французского Просвещения, философский фундамент которого заложили Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро и Гельвеций. Философы Лессинг, Гердер, Гете, Шиллер сыграли важную роль в становлении идеологии немецкого Просвещения. Диалектический и исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом, стал философской основой марксистской идеологии, которая получила дальнейшее развитие в работах Каутского, Плеханова, Ленина, Грамши, Лукача и других философов.

Переплетение идеологии и философии вполне естественно. Философия — это форма интеллектуальной деятельности, направленная на постановку и решение идеологических проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место человека в нем. В то время как философия сосредоточена на определении человеческих способностей и обязанностей в их совокупности, вытекающих из места и предназначения человека в мире, идеология занимается не столько человеком в целом, сколько индивидом, занимающим определенное место в конкретном обществе. Изложив определенное понимание «включенности» человека в мир, системы духовных ценностей, определяющих социальную и личностную программу человеческой деятельности, философия дает идеологии инструменты, помогающие ей решать аналогичные проблемы применительно к условиям бытия и интересам конкретной человеческой общности: социальной группы, этноса, нации, общества. Философия помогает идеологии избежать аутизма, ухода индивида или социальной группы от своих собственных интересов, которые неизбежно обретают собственную жизнь, когда рассматриваются вне общего понимания бытия.

Идеология не менее тесно связана с науками. И не только с социальными, но и с естественными науками. Можно сказать больше: наука оказывает прямое и сильное влияние на создание основ идеологии. Она делает это, предлагая новый образ мира, новые методы познания, мышления, новый язык для описания и осмысления фактов, процессов, законов природы и общества. Она также делает это, выступая в качестве высшей инстанции для легитимации идеологий, поскольку каждая идеология стремится оправдать себя, а также социальный порядок, который она считает желательным, апеллируя к науке, к ее авторитету. Эта последняя функция науки стала особенно важной в XIX и XX веках, когда вера во всемогущество науки стала всеобщей и неоспоримой.

Говоря о взаимодействии науки и идеологии, первое, что обычно упоминается, — это негативное влияние идеологии на деятельность ученых и на сам процесс познания. В качестве доказательства этого мы приводим хрестоматийные примеры преследования Бруно и Галилея, или преследования, которым подвергались генетика, кибернетика, относительность и т.д. в Советском Союзе в 1940-х и 1950-х годах. Все это правда. Но это лишь один из аспектов взаимодействия идеологии и науки. Если мы внимательно посмотрим на интеллектуальную жизнь последних четырех веков, то увидим, что связь между идеологией и наукой всегда была взаимной, двусторонней: как идеологические факторы оказывали прямое влияние на научные теории, так и научные достижения, научные теории приводили к глубоким изменениям в идеологии.

Например, учение Дарвина о происхождении и эволюции видов несет на себе отпечаток работ Т. Мальтуса, особенно его идеи о борьбе за существование в обществе, в которой выживает сильнейший и уничтожается слабейший. Контрпримером является ньютоновская система. По мнению некоторых исследователей, его появление способствовало формированию либеральной концепции свободы и прав человека, принципа разделения властей, идеи свободного предпринимательства и конкуренции.

В тесном взаимодействии идеология и наука, тем не менее, не сливаются, не перетекают друг в друга. Главное отличие науки от идеологии обычно видят в том, что наука абсолютно нейтральна в отношении ценностей и идеалов и свободна от идеологических и политических предпочтений. Она дает людям знания о том, что есть, но не учит их тому, как они должны действовать, к каким идеалам стремиться, какие ценности выбирать.

Функции идеологии

Как мы видели, социальное назначение идеологии — способствовать осознанию социальными группами своих интересов, определяемых условиями их жизни, формулировать ценности и идеалы, помогающие найти пути реализации этих интересов, предлагать способы решения конкретных проблем, с которыми они сталкиваются в экономике, политике, межнациональных отношениях, образовании, культуре и так далее. Эта роль идеологии проявляется в следующих ее основных функциях.

Любая идеология стремится выработать определенное понимание реальности, особенно социальной, рассматривая ее через призму интересов конкретной социальной общности. В этом процессе идеологии признают необходимость выработки у людей такого отношения к действительности, которое поможет человеку, социальной группе лучше представлять свое положение, сделать свою деятельность эффективной с точки зрения реализации личных и групповых интересов. Эта особенность идеологии выражается в том, что идеологический образ мира создается особыми формами общественного сознания — идеалами и ценностями.

Ценности — это такие определения предметов и явлений окружающего мира, общественной жизни, которые раскрывают их положительное или отрицательное значение для отдельного человека, социальной группы, общества в целом. Такие ценности, как справедливость и несправедливость, равенство и неравенство в социальной сфере, свобода и несвобода, тоталитаризм и демократия в политике, прекрасное и безобразное в эстетике, хорошее и плохое, доброе и злое в морали, не отражают свойств предметов и явлений, присущих им самим. Это определения, которые получают объекты и явления в процессе социального бытия. Они являются выражением общественных отношений, социальной оценки природных вещей и явлений, событий и процессов общественной жизни, состояний сознания. Таким образом, ценности выступают в качестве норм, которые помогают людям ориентироваться в социальной реальности, различать, что для них позитивно, а что негативно.

Идеалы, по сути, ничем не отличаются от ценностей, они являются разновидностью последних. Это мысленный образ цели деятельности коллектива людей, социальной группы, объединенной общим социальным положением и вытекающими из него общими задачами. Более того, это образ, в котором «устраняются» и преодолеваются проблемы, противоречия и конфликты, возникающие в реальной жизни. Идеал — это мысленная конструкция будущего, новая реальность, соответствующая надеждам и чаяниям конкретной социальной общности. Идеалы мобилизуют и объединяют людей, стимулируют их активность, предлагают привлекательную, вдохновляющую цель, перспективу.

И ценности, и идеалы несводимы к понятиям, суждениям, определениям, принципам, с которыми имеет дело наука. И в то же время невозможно представить общественное сознание без них. Ведь наука — не единственная форма постижения реальности, которая помогает людям решать их многообразные проблемы; идеология также выполняет эту функцию. Она отвечает на вполне конкретные вопросы, особенно на те, которые касаются социального бытия людей, направленности и мотивации их социальной активности. Наука не занимается этими вопросами, потому что они не решаются теми методами, которые она использует.

Идеологии нельзя обсуждать в терминах «истинности» или «ложности» в том смысле, в котором это обычно делает наука. Но идеологии можно «ранжировать» по степени их адекватности, под которой понимается большая или меньшая эффективность, продуктивность, полезность той или иной идеологии в обеспечении интересов конкретных социальных общностей и решении соответствующих задач. В этом смысле различные идеологии далеко не равны. Существуют адекватные и эффективные идеологии, которые помогают определить цели и обосновать стратегию и тактику, ведущие к их достижению. А есть неадекватные и неэффективные идеологии, которые дезориентируют людей и толкают их на выбор ценностей, идеалов и действий, не соответствующих их интересам.

Более того, свойство уместности и эффективности не навсегда привязано к идеологии. Если идеологии не обновляются и не развиваются, они теряют эти свойства.

Формы современной идеологии

Либерализм — это, по-видимому, исторически первое течение интеллектуальной жизни, которое более или менее четко идеологически оформилось и реализовалось как самостоятельная идеология. Ее основателями считаются Дж. Локк, А. Смит и Шарль Монтескье. Среди крупнейших представителей либерализма — Т. Джефферсон, один из «отцов» Конституции США, английский философ и экономист Дж.С. Милль, американский философ Дж. Дьюи, австрийский экономист XX века Ф. Хайек. Ф. Хайек, австрийский экономист XX века. В России XIX века видным представителем либерализма был философ и правовед Б.Н. Чичерин.

Суть, ядро идеологии либерализма — идея свободы личности. Это главный критерий, используемый либералами для оценки любого общественного строя, всех экономических, социальных, политических и культурных институтов. Свобода личности должна быть надежно защищена как от вмешательства других людей, так и от вмешательства государства и правительства. Как считал Дж. С. Милль, не должно быть никаких препятствий на пути индивидов в развитии их «многообразного разнообразия». Для этого, утверждали либералы, действия правительства должны основываться на строго определенных законах, признающих ценность свободы личности. Правительство также должно уважать частную собственность и право людей свободно заключать договоры друг с другом.

Важный принцип либертарианства, непосредственно вытекающий из принципа свободы личности, заключается в том, что человек сам делает свой жизненный выбор и, следовательно, несет ответственность за этот выбор. Другими словами, он должен полагаться в первую очередь на себя. Либералы убеждены, что люди, которые боятся и избегают делать выбор, обречены на серую, скучную и несчастливую жизнь.

Хотя это утверждение заманчиво, оно плохо согласуется с тем фактом, что такой выбор никогда не бывает полностью свободным. Он всегда делается конкретным человеком в конкретной ситуации, многие элементы которой, с одной стороны, не зависят от человека, а с другой — влияют, даже предопределяют его выбор. К этим факторам относятся место и историческое время рождения, социальный статус семьи, ее богатство, способности, здоровье, которыми природа наделила человека при рождении, и т.д.

Мало найдется людей, которые не хотели бы прожить яркую, достойную и счастливую жизнь и достичь высоких целей. Однако это удается лишь немногим. Большинство людей остаются неадекватными в том смысле, что их жизнь складывается не в соответствии с их собственными представлениями, а зависит от многих обстоятельств. Эти обстоятельства включают в себя как непредвиденные обстоятельства, не поддающиеся индивидуальному, личному контролю, так и непреложные исторические реалии. Ни одна социально-политическая система, даже самая либеральная, не способна устранить вышеперечисленные факторы.

Либералы сами признают этот факт. Так, Б.Н. Чичерин утверждал, что свобода устанавливает лишь формальное, а не материальное равенство. По его мнению, материальное равенство в целом неприемлемо как принцип, поскольку противоречит человеческой природе. Фактически, он рассматривал принцип экономической свободы как безусловное требование. Хотя его реализация на практике приводит к неравенству, именно неравенство является движущей силой прогрессивного развития общества.

Другим центральным постулатом либерализма является концепция так называемого минимального государства. Его суть заключается в том, что экономика должна быть свободна от вмешательства государства. Его регулирующее воздействие должно быть сведено к необходимому минимуму, не препятствующему свободной рыночной конкуренции. Метафора государства как «ночного сторожа» экономики является образным выражением этой позиции. Влияние государства должно быть минимальным и в социальной сфере. В целом, вмешательство государства необходимо только для искоренения насилия и нечестности, нечестности в экономической и социальной сферах. Патерналистское государство неприемлемо для либералов.

Либеральная идеология неясна, противоречива в вопросе демократии. Если демократия — это порядок, основанный на воле большинства, то она ведет к нарушению, ограничению свободы личности, интересов меньшинства. Короче говоря, к тому, что либералы называют тиранией большинства. Поэтому демократия не является высшей ценностью для либералов. Она приемлема лишь постольку, поскольку не нарушает фундаментальных свобод личности и содержит механизмы, устанавливающие четкие пределы власти большинства.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Бытие как философская категория: ее смысл и специфика
  2. Средневековая философия Китая
  3. Спор об универсалиях: номинализм — концептуализм — реализм — Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
  4. Проблема ценностей в философии
  5. Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона — Этическая система Канта
  6. Религиозное освоение мира. Специфика религиозного опыта
  7. Умопостижение: его пределы и методы
  8. Фрэнсис Бэкон
  9. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм — Эмпиризм — опыт как единственный источник знаний
  10. Физическое и математическое моделирование