Для связи в whatsapp +905441085890

Каптерев Петр Федорович, российский и советский педагог и психолог — Педагогическая деятельность Каптерева

В 1872 году Каптерев окончил Московскую духовную академию, и в том же году совет Санкт-Петербургской духовной семинарии избрал его преподавателем философских доктрин. Молодой учитель вскоре завоевал уважение своих коллег и семинаристов, ему доверили воскресную школу и избрали членом административного совета семинарии. Личность Каптерева очаровывала окружающих, особенно его интеллект, широта и глубина знаний.

В семинарии Каптерев заинтересовался трудами Дж. Локка и Г. Спенсера, познакомился с работами К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, а также П.Г. Редкина, П.Д. Юркевича и других русских педагогов.

По истечении обязательного срока службы в духовном ведомстве для бесплатного обучения в Московской духовной академии Каптерев оставил семинарию и решил посвятить себя науке.

1874 год стал важной вехой в жизни Каптерева: Он публикует результаты своих научных исследований в нескольких петербургских журналах. В журнале «Народная школа» (№6,7) в статье «Воспитание дошкольников» (№8, 9) появилась другая его статья — «Законы ассоциации психических явлений и их применение в обучении и воспитании», а в следующем номере статья «Как сформировать устойчивый характер». Осенью того же года журнал «Знание» (№10) опубликовал большую статью Каптерева «Исследования по психологии человека (мифология как первоначальный религиозно-научный взгляд на человечество)», а в конце года «Народная школа (№11, 12) — статью «Эвристическая форма обучения в начальной школе». Содержание пяти упомянутых выше статей включает в себя основные проблемы, которые Каптереву предстояло исследовать на протяжении всей своей жизни и которые станут центральными в его психолого-педагогической деятельности. Это вопросы формирования мировоззрения, содержания и методов воспитания, развития ума, характера и воли ребенка.

Разрабатывая лекции по психологии, дидактике, истории педагогики, Каптерев глубоко изучил отечественные и зарубежные научные источники. С конца 1874 года в течение двух лет в популярном среди учителей журнале. » В 1876 году он опубликовал главы из книги «Педагогическая психология для народных учителей, домашних учительниц и воспитательниц», а в 1876 году опубликовал ее полностью в качестве приложения к журналу. В 1877 году книга вышла отдельным изданием. В ней Каптерев попытался обосновать процесс обучения и воспитания психологически, дать педагогам научные знания о психологических явлениях, лежащих в основе педагогической деятельности, а не предписанное руководство по педагогике. В истории отечественной психологии и педагогики это была первая законченная работа такого рода. Понятие «психология образования» вошло в научный оборот с появлением книги Каптерева.

В самом начале своей деятельности в Петербурге Каптерев познакомился со многими видными столичными педагогами, группировавшимися вокруг журнала «Народная школа», основанного Ф.Н. Медниковым. С ними сотрудничал К.Д. Ушинский, а во времена Каптерева — Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Л.Н. Модзалевский, С.И. Миропольский и другие. Вскоре руководитель Педагогического общества П.Г. Редькин рекомендовал Петра Федоровича для вступления в члены Педагогического общества, а затем — в Совет Петербургского Фребелевского общества, где проводились частные курсы по подготовке воспитателей детских садов. На курсах, параллельно с работой в духовной семинарии, с осени 1874 года Каптерев читал лекции по психологии, истории педагогики и проводил практические занятия. Под его руководством воспитатели учились наблюдать за детьми в детском саду и анализировать результаты своей работы.

Научно-педагогическая деятельность Каптерева на курсах Фребелевского общества продолжалась почти четверть века (до 1898 года). В эти годы он многое сделал для развития практики и теории дошкольного воспитания в России. В своих первых статьях и публичных лекциях для членов Общества Каптерев не только глубоко и разнообразно осмыслил вопросы воспитания детей до школы, но и по-новому решил проблемы дошкольного воспитания, особенно игры для детей, их роль в развитии ума и всей личности ребенка. Своими трудами он привлекал внимание родителей к вопросу правильного воспитания детей, знакомил их с научными основами дошкольной педагогики.

После окончания духовной семинарии (1878) Каптерев поступил на службу в Ведомство императрицы Марии (так называемое Маринское ведомство) и в течение шести лет преподавал педагогические курсы в петербургских женских гимназиях. В качестве фрилансера (по совместительству) Каптерев преподавал логику и психологию в Александровском лицее (в 1882-1885 годах).

В первой половине 1883 года вышло переработанное издание «Педагогической психологии», в котором Каптерев заменил некоторые главы новыми, усилил объяснительную часть и сократил описательную. Критики посчитали эту книгу новым произведением, а не перепечаткой предыдущего. Реакционный еженедельник «Гражданин» назвал ее «безумной педагогикой», поскольку она давала материалистическое объяснение происхождения человеческого сознания и отвергала врожденные идеи (о Боге, христианской морали и т.д.). За анонимной рецензией последовал донос цензорам на литографированные лекции по логике и психологии, прочитанные студентками педагогических курсов. Для изучения этих лекций была назначена комиссия экспертов, от имени которой профессор Духовной академии М. Коринский дал заключение, в целом благоприятное для Каптерева, но по вопросу о соответствии нервных явлений психическим привел несколько толкований. На их основании Каптерева обвинили в материализме, безбожии, подрыве христианской нравственности, то есть в нарушении устава педагогического курса.

Каптерев Петр Федорович, российский и советский педагог и психолог - Педагогическая деятельность Каптерева

Педагогическая деятельность Каптерева

Каптерев был отстранен от преподавания с осени 1884 года. (Он также был вынужден покинуть Александровский лицей).

На всех членов комиссии произвело сильное впечатление поведение Каптерева и его письменное заявление по поводу анонимных обвинений. Он заявил, что отвечать «на обвинения из-за угла» и унизительно, и бесполезно. Унизительно, потому что автор анонимного обвинения не имеет ни малейшего представления о науке; и бесполезно, потому что мнение о нем и его лекциях было составлено предвзято.

Однако после того, как Мариинское ведомство уволило Каптерева со школьной службы, оно разрешило ему поступить на службу в качестве заместителя старшего чиновника Первой экспедиции, где было сосредоточено управление и инспектирование учебных заведений для женщин. Там он прослужил почти 32 года, до марта 1917 года, когда эта должность была распущена. Каптерев последовательно продвигался по службе: старший чиновник (1900-1909), чиновник с особыми поручениями (1909-1912), председатель комитета по образованию (1912-1917).

Служба обеспечивала Каптереву стабильный доход, а также возможность посвящать все свое свободное время научной, педагогической, преподавательской и социально-педагогической деятельности.

В эти годы он становится организатором, участником многих объединений психологов, педагогов и врачей при Педагогическом музее военно-учебных заведений Санкт-Петербурга (Педагогическая секция, отдел Я.А. Коменского, затем К.Д. Ушинского, Родительский клуб), активно участвует в подготовке и проведении конгрессов: по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной психологии, общественному воспитанию.

Он часто ездил в провинциальные города для осмотра Мариинских гимназий и институтов, читал лекции на учительских съездах, встречался с народными учителями Курской, Костромской, Пермской и других губерний. Например, летом 1901 года Каптерев прочитал цикл лекций «Народная школа как учебное заведение» для учителей Пермской губернии. Инспекторская работа дала Каптереву богатый материал для его научно-педагогических исследований и преподавательской деятельности в частных женских гимназиях (Е.П. Шаффе, М.Н. Стоюниной и М.А. Макаровой), а позднее — в институтах и на курсах по подготовке гимназических учителей в Петербургском учебном округе.

Участие Каптерева в Родительском кружке сыграло важную роль в разработке вопросов семейного воспитания. Начиная с 1884 года, в течение многих лет он ежегодно выпускал один или два доклада о развитии личности и воспитании ребенка в семье. А с 1898 года под общей редакцией Каптерева стали выходить брошюры «Энциклопедия по семейному воспитанию и образованию». Его авторами были выдающиеся педагоги, психологи, врачи, ученые и писатели: А.Н. Острогорский, И.А. Сикорский, П.Ф. Лесгафт, П.И. Ковалевский, А.Ф. Кони и др.

Научные работы Родительского кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставке работ подобных кружков в Льеже (Бельгия, 1906 год) петербургский кружок получил первую премию. Энциклопедия по семейному воспитанию и образованию» была удостоена специального приза. Всего (до 1910 года) вышло 59 изданий «Энциклопедии», 57 из которых редактировал Каптерев, в 11 из них были опубликованы его работы.

После Февральской революции Каптерев резко осудил систему тотального порабощения личности царизмом. В статье «Новая школа в новой России» он изложил программу демократического обновления школы, систему гражданского образования, основанную на развитии критического мышления. Демократизацию школьного дела Каптерев видел, прежде всего, в реализации принципов автономности педагогического процесса, самоуправления школы и самостоятельности учителей в вопросах воспитания.

Каптерев воспринимал революцию прежде всего как прогрессивный педагог через призму своих демократических, философских и педагогических взглядов.

Таким образом, Каптерев пытался интерпретировать разрушение старой школы, разрушение всей школьной системы с позиции Л.Н. Толстого, как будто именно его идеи проложили к этому путь. Каптерев не понимал всей глубины революционных потрясений в России. Ему казалось, что деструктивные изменения в школьной системе перевешивают конструктивные.

Статья Каптерева «Единая универсальная школа» дает возможность проанализировать его отношение к основным реформам советской школы. Он одобрил организационные принципы единой школы, но отметил, что, помимо правильных начал, недостаточно представлены принципы дифференциации общего образования в соответствии с видами одаренности и призвания молодежи.

Осенью 1918г. после двойного воспаления легких Каптерев переехал в Воронежскую губернию. С первой недели пребывания в Острогожске он был вовлечен в работу районного отдела народного образования, который в то время занимался реализацией «Приказа о единой трудовой школе РСФСР». Каптерев был принят в качестве разъездного преподавателя отдела трудового воспитания. Ему было 70 лет, но, несмотря на возраст, с конца октября по конец декабря 1918 года он активно помогал ООН в реорганизации школ на новых базах, боролся за открытие местного образовательного музея, читал лекции для учителей и родителей.

С января 1919 года он начал работать в трех учебных заведениях Острогожска: в учительской семинарии, в 1 и 2 классах, а вскоре стал заведующим учительской семинарией, которая впоследствии была преобразована в трехгодичные учительские курсы.

В 1921 году Каптерев получил приглашение от Воронежского государственного университета (ВГУ) стать профессором факультета общественных наук.

В то же время Воронежский институт народного образования (ВИНО) избрал его профессором кафедры школьного и дошкольного образования. Хорошо зная Каптерева как талантливого организатора, ему доверили реорганизацию первого педагогическо-технического училища в Воронеже.

Педагогический колледж был любимым детищем Каптерева. Интерес к ней был вызван его прежней общественной педагогической и научной работой, посвященной главной заботе его жизни — подготовке учителя. Еще в 1907 году он разработал проект создания отделения для подготовки учителей в Женском педагогическом институте в Петрограде.

Педагогический техникум в Воронеже открыл для него новые, более широкие возможности, которых не было и не могло быть в Острогожске. Для преподавания в техникуме он приглашал видных ученых университета (К.К. Сент-Илер, С.Н. Введенский и др.), политехнического и сельскохозяйственного институтов (Б.А. Келлер, А.И. Протопопов и др.).

Широкая известность Каптерева как выдающегося педагога и организатора, удачный подбор учителей, серьезная организация всей учебно-воспитательной работы способствовали тому, что по просьбе родителей учащихся экспериментальная школа государственной областной школы была переведена в специализированную. Расширяя учебную базу, Каптереву удалось перенести в техникум педагогический музей. Таким образом, ему удалось создать систему учебных заведений (детский сад, экспериментальная школа первой степени, показательная школа и педагогический музей).

7 сентября 1922 года Каптерев умер от воспаления легких.

П.Ф. Каптерев о дошкольном и семейном воспитании

Видное место в творчестве Каптерева занимают темы семьи и общественного дошкольного воспитания. Каптерев считал, что первые три-четыре года жизни ребенка являются самым важным периодом его образовательного процесса. В эти годы закладываются основы для всего дальнейшего развития и образования. Поэтому необходимым условием начального образования является изучение психологических процессов в первые дни, недели, годы жизни ребенка. Это позволит вам улучшить постановку начального обучения, сделать его рациональным.

Чувство — это основа всей психологической жизни человека. Поэтому систематическое упражнение и развитие внешних чувств ребенка является задачей начального обучения детей, так как в это время ребенок почти совершенно не способен к какой-либо высшей и более сложной умственной деятельности. С этой точки зрения рассматриваются и оцениваются «дары Фребеля» (цветочные шары, мяч, цилиндр, куб, различные треугольники и палочки). Он предпочитает игрушки Фребеля и такие предметы, которые непосредственно окружают ребенка и привлекают его внимание. «Подарки Фребеля и занятия с ними — «очень удобное средство для первоначального развития глаза». Живые объекты сложнее, чем искусственные игрушки, такие как меч или мяч. Но и живые объекты позже войдут в круг наблюдения и игры ребенка. В таком порядке: сначала простые геометрические фигуры, затем сложные объекты; предлагает реализовать педагогическое правило: от простого к сложному.

Он рассматривает «подарки Фребеля» и занятия с ними как специальные упражнения для органов чувств. Цвет, форма, движение — это основные элементы, которые умело выражены в игрушках Фребеля и могут одновременно стимулировать различные органы чувств. В то же время он ставит условие: Во всех упражнениях ребенок должен быть самостоятельным участником, а не зрителем.

Он выступал против распространения системы дошкольного образования, считая ее одной из систем, но не единственной. Предлагая выйти за рамки системы Фребеля, Каптерев выступал за расширение программы подготовки воспитателей детских садов.

В 70-х годах прошлого века идея детских садов в России только начинала обсуждаться в обществе. Каптерев сумел правильно оценить педагогическую и социальную значимость детского сада как воспитательного учреждения для детей младшего возраста. Во введении к 1-му изданию «Энциклопедии формирования и воспитания семьи» Каптерев писал, что суть древнерусской семьи заключалась в беспрекословном повиновении главе семьи и строгом соблюдении религиозных обрядов. Но со времен Петра I родительский авторитет в семье пошатнулся, старое благочестие стало ослабевать, женщина перестала быть только хранительницей семейного очага, «нить педагогической традиции в семьях обрывается: старое воспитание отбрасывается, а на его место приходит новое».

С перестройкой семьи тесно связан вопрос воспитания детей. Но новое образование еще не создано. Каптерев называет это явление «двойным кризисом»: перестройка семьи и изменение характера семейного воспитания. Важнейшие условия правильного воспитания он видит в развитии социального чувства детей в совместной игре, товариществе, деятельности; для других — в полной свободе выбора друзей, приятелей, участников игр и различных союзов между учениками. Каптерев приходит к выводу, что старая семья оказалась неудачной, а новая еще не сложилась. Рост рабочего класса, вовлечение женщин в фабричный труд требовали расширения государственного дошкольного образования. Невозможность для многих родителей самостоятельно обучать своих детей создала потребность в детских садах и яслях. Очевидно, — заключает Каптерев, — рабочий класс остро нуждался в таких учреждениях, куда можно было бы отправлять младенцев и вообще маленьких детей, когда они уходили на работу.

В деревнях и сельской местности детские сады и ясли были особенно необходимы в летнее время, когда почти все взрослые были заняты работой в поле, а дети оставались без присмотра. По мнению Каптерева, развития дошкольного народного воспитания требовала и такая педагогическая необходимость, как потребность детей в широком общении со сверстниками. Ребенок, растущий без сверстников, «лишен одного из самых важных, необходимых условий для правильного развития».

Партнерство — важнейшее условие для детской игры. В целом, развитие ребенка через игры играет заметную роль. Каптерев считал их одной из основ общественного и семейного дошкольного воспитания. Игры дают детям естественные упражнения для развития ума, эмоций и воли наряду с укреплением физической силы, способствуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, воспитывают эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность, обеспечивают связь физического воспитания с умственным развитием и образованием, так как занимают всю личность ребенка, в отличие от некоторых физических упражнений, которые направлены на развитие отдельных сторон личности. Игра, особенно «социальная» (со сверстниками), является «серьезной школой для развивающегося детского ума» и «необходимым условием для правильного всестороннего развития личности ребенка».

Каптерев доказал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание своих детей, потому что они проводят там только часть времени, а большую часть времени проводят в семье. В хорошо организованном детском саду индивидуальность ребенка не подавляется, а наоборот, развивается. Детский сад, превращенный в школу для малышей, с введением всех школьных правил, — это полностью извращенное образование. Однако о сущности общественных институтов нельзя судить по извращенной форме. Детский сад собирает детей для свободных игр и занятий. Здесь нет места принуждению и шаблонам; дети распределяются на игры и занятия в соответствии с их предпочтениями и склонностями, в чем им помогает воспитатель с ее опытом и знаниями. Педагог — это не «буксир», который тянет за собой всех детей: Куда бы она ни пошла, дети идут с ней. Каптерев признает правоту другого: Куда идут дети, туда идет и педагог. Тогда уже не будет обвинений в стадной педагогике, ее типичности, подавлении детской индивидуальности и т.д. Это не значит, что Каптерев полностью отвергал руководство в дошкольном воспитании или оставлял детям полную свободу в их деятельности, в выборе игр, в характере. Опыт и знания воспитателя умело направляли деятельность и игру детей, но не принудительно, не ради точности правил, системы или распорядка.

Открытие Конгресса

Имя Каптерева связано с подготовкой и проведением Первого Всероссийского съезда в начале 1912 года вокруг редакции журнала «Образование», многолетним и постоянным членом которой был Каптерев. Группа педагогов и родителей объединилась для организации Всероссийского конгресса семейного воспитания. В марте того же года под председательством Каптерева был создан организационный комитет, члены которого разработали регламент съезда и определили его тематику (семья как воспитательная среда, научное изучение ребенка и физическое воспитание; нравственное, эстетическое и духовное воспитание; воспитание в семье; общественные организации по воспитанию и защите детей). Конгресс был подготовлен во многом благодаря трудам Родительского кружка, статьям известных российских педагогов, психологов, врачей в педагогических журналах «Образование», «Педагогический сборник», «Российская школа», «Энциклопедия семейного воспитания и образования».

В своей речи на открытии съезда (30 декабря 1912 года) Каптерев подчеркнул, что современная жизнь и окружающая действительность ставят вопрос: укреплять ли существующие семейные основы воспитания, совершенствовать их или заменить новыми, общественными? Полностью заменить семейное воспитание — общественным он считал невозможным, так как семейное воспитание уже выработало свою собственную систему. А как это будет сочетаться с государственным дошкольным образованием — покажет будущее. Но даже сейчас «живые отношения семьи и общины … предпосылкой для правильного развития личности ребенка в семье.

Эта точка зрения была поддержана участниками конгресса, которые выступали за улучшение и повышение уровня как семейного, так и общественного воспитания.

П.Ф. Каптерев высоко ценил семейное воспитание и считал, что оно имеет самостоятельное значение, но не «как отделение школы: то готовит к школе, то помогает пройти школьные уроки».

Каптерев последовательно вносил вклад в выяснение основ семейного воспитания, его целей, задач, характера, содержания и форм. Он считал, что родители и воспитатели должны быть обучены психологии, педагогике и гигиене. Разрабатывая проблемы семейного воспитания, Каптерев внес значительный вклад в сокровищницу русской педагогической литературы для родителей и воспитателей.

Проблема школьного обучения и воспитания в работах П.Ф. Каптерева

Каптерев всегда уделял большое внимание школьному образованию и воспитанию. Уже в своих первых печатных работах, например, «Как сформировать стойкий характер «*, он обосновал свой взгляд на школу, которая, по его мнению, должна создавать наилучшие условия для подготовки детей к жизни, не сводить воспитание к поддержанию внешней дисциплины, а обеспечивать развитие характера и мировоззрения учащихся.

Формирование характера и мировоззрения невозможно без развития умственной деятельности, привыкания к умственному труду и привития интереса к нему. Эту задачу нельзя решить никакими средствами обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самостоятельно находить ответы, думать о наблюдаемых вещах, самостоятельно делать простые обобщения и выводы. Каптерев считал эвристику важнейшим средством обучения школьников искусству мышления. Эвристика приносит в школу «дух науки, дух труда…. Суть эвристики заключается в том, что студенты постоянно работают, постоянно прилагают самостоятельные усилия для приобретения знаний.»

Каптерев понимал воспитание как «сознательное и систематическое воздействие взрослых на детей».

Образование влияет на разные натуры в разной степени. По его наблюдениям, наиболее широко эффективно обучение детей со средними способностями, которых нужно много «корректировать, развивать, усиливать, несколько ослаблять, уменьшать, умерять и иным образом давать другое направление». Однако школа обязана уделять особое внимание ученикам с выдающимися способностями, отвечать на индивидуальные вопросы и потребности, сопровождать их самообразование. Многие практически важные ответы на вопросы о совершенствовании умственной деятельности, о способах борьбы с недостатками человеческой природы Каптерев не может найти в педагогической науке. Он отмечает, что они «составляют предмет будущей педагогики» (например, вопросы улучшения памяти, воображения, а также чувств, характера, воспитания трудных детей).

Знание детской психологии необходимо для хорошего воспитания и образования. В детстве формируется вся природа, все существо человека. Качество, которое преобладает над другими с детства, развивается в более позднем возрасте и «определяет всю психическую физиономию человека».

Каждый ребенок — это уникальная личность. Поэтому Каптерев связывал принцип индивидуализации образования с важнейшими принципами педагогики. Но состояние массовой школы, при широкой индивидуализации образования, оказывается не вполне осуществимым. И тогда на помощь приходит возможность типизации психических качеств подростка, возможность создания типов ума и поведения. Он особо выделил «психические типы», которые позволяют подойти к образованному человеку, чтобы понять его личные «мышление, чувство и желание».

Школьный курс общего образования

Что касается состава общеобразовательных классов, Каптерев проводит четкое различие между общим и специальным образованием. Это различие обусловлено неоднородностью общего образования (математика), элементарностью и краткостью, связностью и единством (курс общего образования основан на центральной идее, принципе). Основная система такого курса — «закономерное всеобщее развитие природы и человека; отличительная черта такого курса — реально-философская». В то же время отдельные группы смежных предметов, естественнонаучных и гуманитарных, выбранных самими студентами в соответствии с их интеллектуальными силами и склонностями, изучаются более широко и тщательно. Общее образование сопровождается самообразованием и сливается с ним.

Общеобразовательный курс, сохраняя базовое единообразие структуры, может быть изменен в соответствии со спецификой региона и потребностями населения. Иностранные языки и математика были исключены Каптеревым из числа обязательных предметов общеобразовательного курса, но оставлены как отдельные предметы для группового обучения (факультатив). Однако он все же разрешил один иностранный язык для всех учеников. Каптерев видит суть курса общеобразовательной школы в знакомстве с элементами различных наук, но не с языками. Элементы наук должны быть «связаны и объединены для формирования основы целостного взгляда на мир».

Важнейшей частью учебного плана являются групповые и обязательные факультативные курсы по широкому спектру необязательных предметов. Они, как и вся система средней школы, призваны помочь молодым людям не только получить общее образование, но и выявить их личные способности и склонности, чтобы по окончании школы они могли «сознательно либо продолжить образование, либо вступить в жизнь». Школа должна действовать на развитие всех сторон личности целостного человека, не подавлять его интеллектуальные наклонности, чтобы интеллектуальная деятельность не стала «однообразной, скудной».

Вызов заключается не в новых комбинациях предметов, а в применении образовательных инструментов к определенному образу мышления. Умственные наклонности учащихся, основные типы и разновидности детской души определяют основу для создания новых общеобразовательных систем. Добиваться единства школы путем искусственного подавления естественных различий детей — «дело неудобное и не полезное для развития общественной жизни».

Убежденный в невозможности формирования и воспитания всех людей по одному образцу, Каптерев критически оценивает не только систему высшей школы того времени, но и деление школ на классы. Он предлагает заменить их предметными уроками: Уроки арифметики, уроки истории и т.д. Тогда, по его мнению, состав учеников в классе будет более однородным, чем в существующих классах, и программа будет усваиваться быстрее и легче, способности учеников будут выявляться раньше и легче, исчезнет «педагогический абсурд» повторения года. Он пришел к выводу, что традиционная классная система должна быть заменена полугодовыми и триместровыми классами, с разделением школ на отделения в соответствии с возрастом учеников и с соответствующей группой предметов для каждого возраста.

Каптерев призывает, прежде всего, к доверию и уважению к личности ребенка. Это «необходимая черта любой хорошо управляемой школы». Это доверие выражается в том, что школа «должна быть домом для учеников и должна быть доступна для их нужд не только в будние дни, но и во время каникул; не только днем, но и вечером». В такой школе должны быть разнообразные кружки, которые являются необходимым дополнением к школьному преподаванию, как бы хорошо оно ни велось.

Родительские комитеты должны иметь право влиять на школьные дела. Родители и учителя имеют право решать такие вопросы, как количество домашних заданий, объем чтения учащихся и так далее.

Эти высказывания Каптерева раскрывают наиболее характерную черту его научно-педагогической деятельности — тесную связь теоретического рассмотрения любого школьного вопроса с его практической направленностью. Каптереву было чуждо абстрактное, оторванное от школьной жизни решение учебно-педагогических задач.

Каптерев решительно выступал против существующего однотипного общего образования. Он обосновал политипичность как исторически и субъективно необходимое явление в развитии общеобразовательной школы и педагогики. Каптерев считал единый, но хороший тип общего образования психолого-педагогическим чудом. Чтобы проверить, какие типы школ могут оправдать себя, а какие нет, он предлагает путь широкого эксперимента, создание экспериментальных школ, экспериментальных лабораторий. Перефразируя известную русскую пословицу, он сказал: «Кто боится экспериментов, тот не идет в педагогику».

Одной из центральных проблем всей педагогики Каптерев считал проблему развития и формирования характера воли. Глядя на российскую общественную жизнь, он обнаружил, что людей с сильной волей, с характером у нас мало. Мы хотим достичь всего сразу, всего одним махом, замедлить кропотливую работу, посмотреть вниз. Твердый характер может и должен сочетаться с моральными принципами. Характер относится к сфере воли. Все эти качества можно развить в процессе образования. Каптерев подчеркивает, что для развития характера важен не только процесс приобретения знаний, но и не обширность самих знаний, а принципы науки, ее методы, ее логические особенности — главное в образовании.

Идея дилетантизма и его роли в развитии личности — одна из самых важных во всем педагогическом наследии Каптерева. Наиболее ярко это выражено в его статье «О саморазвитии и самовоспитании». На самом деле, каждый организм содержит в себе источник активности. Внешнее впечатление является возбудителем, причиной открытия собственной активности. Исходя из того, что организм и окружающая его среда взаимодействуют друг с другом, Каптерев делает вывод, что человек воспитывает себя сам. А искусство духовно-нравственного воспитания — это именно «искусство будоражить сердце и разум учеников, а не просто передача информации и назидания». Признание саморазвития основной характеристикой человеческого организма привело Каптерева к мысли о решающей роли саморазвития в процессе образования и воспитания. Основой школы и источником ее совершенствования он считал саморазвитие, а также самовоспитание и самообразование. Обязательные курсы должны быть минимальными и включать только самые основные и общие научные элементы. Идея саморазвития с учетом наследственности каждого человека составляет общую основу основных работ Каптерева, таких как «Педагогический процесс», «Педагогическая психология» (3-е изд.) и «Дидактические очерки» (2-е изд.).

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика преподавания русского языка (специальная)
  2. Необходимость и принципы осуществления контроля в обучении
  3. Воспитание: сущность, назначение, специфика
  4. Современные образовательные технологии в социальной сфере
  5. Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста
  6. Объекты мониторинга и способы его осуществления
  7. Метод убеждения
  8. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ЗРП
  9. Методы и способы обучения
  10. С какими науками связана педагогика