Для связи в whatsapp +905441085890

Методы воображения — Основные подходы к проблеме развития творческого воображения учащихся

Основная тенденция современного этапа научно-технической революции — соединение науки с практикой. Это в полной мере относится и к сфере обучения. Мы считаем, что для того, чтобы обучение проходило на более высоком уровне и в то же время не было перегружено, необходим качественно новый подход к построению системы обучения. Начальная школа должна заложить основы, определяющие дальнейшее успешное продвижение учащихся на всех последующих этапах обучения. Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, поддерживать и развивать познавательную активность учащихся, дать познавательные средства, необходимые для изучения основ наук.
Процесс познания невозможен без воображения, которое является промежуточной ступенью познания, звеном перехода от чувственного уровня к рациональному и обратно.
Воображение — это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от других технических процессов и в то же время занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение свойственно только человеку и связано с деятельностью всего организма, являясь в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ничто иное, как воображение, не раскрывает идеальную и таинственную природу психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человека является продуктом его воображения и творчества. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах, чего не может позволить себе ни одно другое живое существо в мире.
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно — на рубеже 19-20 веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо). постепенно аспекты изучения этой проблемы расширяются, разрабатываются методы, позволяющие экспериментально исследовать функции воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, изучается связь воображения с другими Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях — с одной стороны, развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский, И.Г. Батоев, А. Ю. Дудецкий, О.М. Дьяченко, Г.Д. Кириллова, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.) и функциональное развитие этого процесса (Е.И. Игнатьев, Е.В. Ильенков и др.), исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.В. Пушкин), разработка принципов и путей создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленский, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский) приобрели особую актуальность.
По мнению психологов, воображение отражает время, которого нет ни у одного живого существа в мире. Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно — на рубеже 19 и 20 веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо).

Методы воображения - Основные подходы к проблеме развития творческого воображения учащихся
Методы воображения — Основные подходы к проблеме развития творческого воображения учащихся

Основные подходы к проблеме развития творческого воображения учащихся

Воображение является одним из важнейших процессов, способствующих «проникновению в сущность природы вещей». Такие психологи, как Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн различают два вида воображения: воссоздающее и творческое, теснейшим образом связанные между собой. Критерием различия выступают результаты деятельности. Продукты деятельности воссоздающего воображения новые в опыте одного человека (субъективно новые), так как создание образов происходит на основе их словесного описания или визуальной внешней опоры (чертеж, схема). Продукты деятельности творческого воображения не имеют аналога в объективной действительности, они являются и объективно новыми.

Важной особенностью воображения, по справедливому высказыванию С.Л. Рубинштейна, является определенный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления. Одним из важных моментов в исследованиях, посвященных воображению, является выяснение роли данного процесса в Будучи тесно связано как с чувственным, так и с опосредованным познанием воображение практически вплетается во все познавательные процессы, выступая в качестве интегративной функции. Как писал Л.С. Выготский, воображение надо рассматривать, как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях.

Вопрос о соотношении воображения и мышления является, пожалуй, стержневым во всей психологии воображения. По данному вопросу имеется несколько точек зрения в зависимости от того, на чем делается акцент на сходстве данных процессов или на их различиях.

Если акцент делается на различии воображения и мышления, это ведет к отрицанию взаимной связи этих процессов. Воображение в подобной трактовке рассматривается как исключительно самостоятельный процесс, не зависящий от других психических функций. Такую точку зрения развивали В.В. Абрамов, С.Д. Владычко, Т. Рибо, А.И. Розов и др.

Другая точка зрения, когда акцентируется внимание на сходстве воображения и мышления, и сходство доводится до тождества. При этом воображение утрачивает всякую специфику и сводится к мышлению (А.В. Брушлинский, В. Вундт, O. K. Тихомиров).

А.В. Петровский и М.Б. Беркинблит характеризуют эти процессы как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности. Они считают, что если лишить мышление воображения, оно становится творчески бесплодным и не способным к новым конструкциям. В то же время, если изолировать воображение от мышления, то само воображение становится бесцельным и бессильным. С точки зрения Л.С. Выготского, воображение и мышление теснейшим образом переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте. Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположно тому, что уже познано. Но чтобы соответствующим образом действовать, необходимо создавать предварительно воображаемые модели творимого объекта. Из различных вариантов отобранными будут те, в которых наиболее полно определяются не только конечные цели творчества, но и отправные данные для его осуществления, т.е. имеется достаточный запас информации. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникнуть новые знания. «Круг замыкается. познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением», пишет А.Я. Дудецкий. [13] В определенном смысле воображение выступает в качестве поискового средства: оно отражает результат познания, ориентируясь на который можно «достроить» промежуточные ступени с помощью мышления. Поэтому воображение следует рассматривать в теснейшей связи с мышлением. Воспитание воображения это одновременно и воспитание мышления и наоборот. Творческое мышление это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это единственный интеллектуально-волевой процесс.

Особенности воображения у детей

Одной из важнейших задач психолого-педагогической работы является всестороннее изучение личности ребенка. Как отмечал К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде всего узнать его также во всех отношениях». [50] Известные психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие выделили и научно обосновали психологические особенности и психологические новообразования основных возрастных периодов развития ребенка, которые формируются в рамках ведущей деятельности для каждого конкретного периода. «Новообразования развития в стабильном возрасте представляют собой исходный момент для всех динамических изменений», — отмечал Л.С. Выготский [7]. Следовательно, изучение закономерностей возникновения и развития психологических свойств и качеств личности ребенка внутри и через ведущую деятельность, установление возрастной преемственности этих свойств служит «ключом» к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребенка, в том числе и воображения. Согласно периодизации психического развития Л.С. Выготского, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Воображение формируется в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрастном периоде. В ситуации игры воображение дошкольника получает широкий размах и проявляется в самых ярких, красочных формах, в связи с чем создается впечатление, что маленький ребенок живет наполовину в мире своих фантазий и что его воображение сильнее, богаче, оригинальнее, чем у взрослого. Долгое время в психологии существовало предположение, выдвинутое В. Штерном и Д. Дьюи, согласно которому воображение присуще ребенку «изначально», оно наиболее продуктивно в детстве. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных, но реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Особенности игровой деятельности младших школьников заключаются в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности. Использование игры способствует формированию у учащихся психологических предпосылок теоретического сознания, изменению мотивов поведения и раскрытию новых источников развития познавательных сил, формирование которых происходит в ходе учебной деятельности. В процессе учебной деятельности школьников, которая приходит в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. При этом, учитывая, что все познавательные процессы находятся в отношениях тесной связи и взаимосвязи (как элементы единой системы), можно сказать, что активное развитие в учебной деятельности любой из этих функций создает благоприятные предпосылки для развития воображения. Для полноценного развития творческого воображения ребенка необходимо иметь определенный запас представлений об окружающей действительности. Однако обогащение чувственного опыта ребенка не является единственным условием и способом развития его воображения, поскольку специфика воображения состоит не столько в накоплении представлений об окружающем мире, сколько в реорганизации этих представлений, их изменении, перестройке. В практике школьного образования основной упор, к сожалению, делается на фактор богатства чувственного опыта, специфика процесса воображения, т.е. комбинаторный характер его деятельности, практически не учитывается. С нашей точки зрения, для формирования воображения наряду с постоянным обогащением опыта ребенка необходимо также развитие с возрастом постепенно вытесняемых рациональных компонентов, подчиненных интеллекту и угасающих.

Возможности фольклора для развития творческого воображения

Сказки и легенды, былины и сказания, пословицы и поговорки, детские стишки и загадки, а также другие виды устного народного творчества называются фольклором. Слово «фольклор» имеет английское происхождение и означает народную мудрость, народное знание. Фольклор как исторически сложившаяся конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, впитывая его ценности и отражая новые социальные изменения. По этой причине он сохраняет свою воспитательную функцию.
Богатство жанров и поэтики фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способов исполнения, сочетания текста с мелодией. В ходе истории одни жанры существенно изменялись, исчезали, появлялись новые. Древние легенды, ритуальные песни и заклинания были широко распространены у большинства народов. Позже возникли волшебные и бытовые сказки, сказки о животных, архаические формы эпоса. В период становления государственности сформировался героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады, лирические песни, романсы, частушки, трудовой фольклор. Фольклор дает не только историческую картину развития народа. Из произведений всех жанров встает многогранный и в то же время цельный и неповторимый характер всего народа. Мужественный, сильный, суровый — былинами и историческими песнями, хитрый, насмешливый! озорной — бытовыми рассказами, веселый и жизнерадостный — плясовыми и шуточными песнями. Фольклор отличается не только глубиной, но и высокой художественностью. Устная поэзия народа — это большая социальная ценность, которая складывается из его познавательной, идеологической, воспитательной и эстетической ценности, которые неразрывно связаны между собой. Познавательная ценность фольклора проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности реальной жизни и дает обширные знания по истории общественных отношений, труда, быта, в нем представлены мировоззрение и психология народа, природа страны. Фольклор использовали в обучении детей младшего школьного возраста великие народные педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Создавая учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведений устного — народного творчества. Народное творчество во всем своем богатстве предстало в первые годы нашего века. Многие произведения фольклора собраны и бережно сохранены. Приобщая детей к народному эпосу, учитель начальных классов старается воспитать в них любовь к Родине, любовь к прекрасному.
Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Представленные в учебниках литературные произведения, на наш взгляд, открывают перед учителем более широкие возможности для подбора упражнений и заданий на развитие воображения и творческой фантазии у учащихся начальной школы. Раздел устного народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы.

Исследования процесса развития воображения

Одной из важнейших линий познавательного развития ребенка является развитие воображения. Изучая развитие воображения, Дьяченко О.М. и Е.Л. Пороцкая отмечают, что, на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. «Это, прежде всего, воображение и символическая функция, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим». [7]

Традиционно в качестве основного механизма функционирования воображения рассматривались особые способы преобразования образов реальности.

О.М. Дьяченко, ссылаясь на работы гиштальтпсихологов, отмечает, что все творческие процессы носят образный характер. Также она указывает на роль визуализации при решении творческих задач, на значение переструктурирования образов для решения проблемы. Она описала законы трансформации образов, ведущих к нахождению решения творческой задачи.

В исследовании О.М.Дьяченко и Е.Л Пороцкой было показано, что воображение развивается от непроизвольного к произвольному, что с возрастом происходит снижение эмоционально-образных показателей и ограничение ассоциативных рядов. Упорядочивание словесных связей ведет к упорядочиванию и произвольности самого процесса воображения.[7]

В работах большинства отечественных авторов также подчеркивается роль образов в функционировании воображения. Так, Л.С. Выготский писал: «… привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, ранее не существующий образ, составляет, как известно, саму основу той деятельности, которую мы называем воображением».[3]

А.В. Запорожец [9] рассматривал развитие особого «эмоционального» воображения как эмоционально окрашенного процесса создания образа той или иной возможной ситуации в поведении ребенка.

Преимущественно образный характер воображения отмечает и А.В. Петровский, он утверждает что, «…существуют две системы опережения сознанием результатов деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможности новых комбинаций понятий лежит в основе мышления». [16]

Л. С. Выготский сформулировал закон деятельности воображения: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта».

Воображение не повторяет отдельные впечатления в тех же сочетаниях и формах, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из накопленных ранее впечатлений. Иначе говоря, внесение нового в течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый раньше не существовавший образ, составляет, саму основу той деятельности, которую мы называем воображением. Образ — «идеальный продукт психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Нарциссизм и нарциссическое расстройство психики: психоаналитические концепции — Сущность понятия нарциссизма в психологии
  2. Алкогольная психологическая зависимость — Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения
  3. Психологическое сопровождение
  4. Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла
  5. Понятия «индивид» и «личность»
  6. Первичные психические процессы
  7. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников
  8. Неврастения и психология — Сущность невроза и его генезис
  9. Прогнозирование в педагогике
  10. Зоны общения в психологии