Для связи в whatsapp +905441085890

Обучение в древней Руси — Грамотность в России в дохристианский период

Возникновение школьного образования на Руси, в привычном для нас понимании, большинство исследователей связывают с процессом христианизации славянских племен и непосредственно с Киевским периодом развития Древнерусского государства. Общепринятая идея о том, что до принятия христианства на Руси не было ни письменности, ни культуры вообще, содержится в работах многих авторов как дореволюционного, так и современного периода. Интересно, что повесть временных лет, основной источник по истории Древней Руси, содержит именно такую точку зрения. Нестор напрямую связывает распространение грамотности с принятием христианства и деятельностью князя Владимира.

Повествование не содержит никаких упоминаний о существовании грамотности до этого времени. Такой же точки зрения придерживается и великий русский историк Н.М. Карамзин: «Славяне — богемцы, иллирийцы и русские — не имели азбуки до 863 года…». Об этом говорит и Л.Н. Модзалевский, первый российский систематизатор мировой истории образования, в своем «Очерке истории воспитания и обучения с древности до наших дней». Е.Е. Голубинский в «Истории русской церкви» также считает, что в Киевский период «в наших высших (боярских) сословиях на короткое время было введено образование по греческому образцу…».

Эта версия в конечном итоге стала официальной, то есть была включена во все школьные и университетские учебники в советский период. Однако, несмотря на обилие новых данных, полученных в ходе исследований археологов, историков, филологов и т.д., эта же версия включена во все современные учебники, а также в книги по истории России для детей и юношества. Очевидно, что авторы учебников считают мнение Нестора бесспорно и однозначно верным. Они просто игнорируют все имеющиеся на сегодняшний день данные о грамотности славян в дохристианский период.

С раннего детства нам прививают мысль об отсталости славянской цивилизации, и поэтому мы преклоняемся перед Западом. С какой целью это делается, трудно сказать. Вероятно, авторы учебников не утруждают себя анализом и обобщением имеющихся данных, а копируют из одного учебника в другой один и тот же вариант. Однако, учитывая, что авторами многих учебников являются выдающиеся ученые-историки, такие как А.Н. Сахаров, Б. Рыбаков, С. Орлов и т.д., такой подход к изложению отечественной истории становится непонятным. Интересно, что в школьном учебнике академик А.Н. Сахаров защищает версию Нестория, а в учебнике для высшего образования явно отходит от нее. Но, в любом случае, оставим это на совести авторов.

Очень интересную теорию о возникновении грамотности на Руси предлагает А.В. Карташев в своем двухтомном труде «Очерки по истории русской церкви». Он также считает, что славяне не знали грамоты до христианизации, и только с принятием христианства начинает распространяться письменность. Однако Карташев связывает принятие христианства западными и восточными славянами не с правлением князя Владимира и датой официального крещения Руси в 988 году, а с событиями создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием и даже раньше. Он считает, что к 860 году христианство непросто распространялось в землях славян, а уже существовала русская епархия с епископом во главе. Эту версию поддерживает современный историк Светлана Жук, которая утверждает, что «во времена княжения Олега Киев уже был включен в список греческих митрополий, существовала русская епископия».

В то же время А.В. Карташов упоминает о существовании славянского языка, на который Кирилл и Мефодий перевели греческие книги еще в 855 году. Но какой это славянский язык сказать сложно: либо это славянская азбука, созданная солунскими братьями, либо это славянский язык, существовавший до официального создания славянской азбуки. А.В. Карташов также связывает возникновение первых школ на славянской земле с деятельностью братьев. Именно они основали первые школы для славян и подготовили первых учителей. Целью этих школ было научить славян читать и писать на вновь созданном славянском языке и распространить христианство среди славян.

Как только Константин достиг Моравии, он сразу же основал многолюдную школу и развернул перед ней широкий спектр литургических книг.» Здесь историк уточняет, что «…это было продолжение уже начатой Византией славянской доктринальной и литургической миссии, только применение ее к новой территории и новому народу». Миссионерская деятельность солунских братьев началась с болгарских земель, после чего все южные славяне были обращены в христианство, а затем братья отправились в земли западных славян, а оттуда на Русь. Крещение непосредственно восточнославянского или русского населения, а также факт начала грамотности на Руси А.В. Карташов связывает с 862 г. В своей работе он недвусмысленно указывает, что «….. 862 год — это не год начала русского государства, а год начала русской церкви с епископом во главе.

Обучение в древней Руси - Грамотность в России в дохристианский период

Грамотность в России в дохристианский период

Однако великий русский историк В.Н. Татищев первым обратил внимание на то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства и возникновения славянской азбуки. «Истинно, славяне имели письменность задолго до Христа, а славяно-руссы до Владимира, о чем свидетельствуют нам многие древние писатели, а особенно то, что вообще рассказывается о всех славянах.» Для подтверждения своих выводов В.Н. Татищев приводит рассказ различных славянских историков, не говоря, каких именно, о неком Иерониме, учителе славян, который в IV веке перевел Библию на славянский язык. Этот факт, по мнению Татищева, доказывает, что у славян была своя письменность. Историк приводит другие доказательства, основанные на источниках, не сохранившихся до нашего времени. Таким образом, Татищев пытается проследить процесс возникновения письменности у славян от греков на юге, поскольку славяне, как и скифы, сарматы и другие племена, жили в непосредственной близости от греков и имели с ними самые тесные контакты. Он также считал, что северные славянские племена, которые находились в тесных торговых отношениях с европейскими странами, могли перенять у них руническое письмо. Однако археологические раскопки не подтверждают существование такой письменности у славян, поэтому Татищев уточнил, что это лишь гипотеза.

Мнение В.Н. Татищева поддерживает историк А.Н. Сахаров, который говорит, что существование письменности на Руси в докиевский период не вызывает сомнений. A. Н. Сахаров, однако, не комментирует характер письма. Он приводит указания арабского библиографа ан-Нидина на переписку русского князя, которая велась накануне христианских реформ. Академик А.Н. Сахаров не считает этот факт нормой для Древней Руси дохристианского периода, поскольку, по его мнению, это свидетельство единично, так же как единичны археологические находки с древними письменами славян. «Но письмо, пришедшее на Русь от южных славян, не получило широкого распространения в дохристианской Руси, и нет оснований говорить о его появлении в русской литературе до Владимира». Так, А. Н. Сахаров, вслед за В. Н. Татищевым, считает, что письменность пришла в Россию с юга. Поскольку славяне, как восточные, так и южные, имели очень тесные контакты с греческим миром, разумно предположить, что славяне могли использовать греческий язык напрямую. Однако мы не находим объяснений этому ни у В.Н.Татищева, ни у А.Н.Сахарова. В.Н.Татищев лишь утверждает, что у славян был свой язык, но не объясняет, какими буквами он был написан. Важно отметить, что В.Н. Татищев свидетельствует, что славянские князья хорошо знали греческий язык и использовали его для письма. Этот факт подтверждает известный историк С.М. Соловьев. Более того, он говорит, что В.Н. Татищев писал свой труд на основе многих источников, которые не сохранились, и нет оснований сомневаться в подлинности свода Татищевской летописи.

Возможное наличие рунической письменности у древних славян косвенно подтверждает в своей работе А.В. Карташев. Он указывает: «Русь с конца VIII до начала IX века. — Подвижная смесь народов: славянских, норманнских, возможно, отчасти скифо-иранских или даже тюркских, бродила и была рассеяна по всем северным берегам Черного моря, давно обращенного Византией в христианство. Поэтому вполне вероятно, что славяне могли использовать руническую письменность, заимствовав ее у народов севера. Карамзин также приводит косвенные доказательства того, что руническая письменность существовала у древних славян. «Балтийские славяне поклонялись Водану, или скандинавскому Одину, и узнали о нем от тевтонов, с которыми они жили в Дакии и которые были их древними соседями.

Стоит внимательно прочитать монографию отечественного дореволюционного исследователя Егора Классена. Он отмечает, что «славяне обладали грамотностью не только до введения среди них христианства, но и задолго до рождения Христа, о чем свидетельствуют документы, устанавливающие грамотность славяно-руссов с десятого века до глубокой древности…». Е. Классен приводит несколько свидетельств, как западных, так и восточных писателей, путешественников и правителей, а также ссылается на тексты древнерусских договоров и различных западных хроник. Использование большого количества источников позволило Э. Классену сделать удивительные выводы. Во-первых, он считает, что славяне имели письменность гораздо раньше, чем греки и римляне. Во-вторых, он убедительно доказывает, что процесс распространения грамотности шел не с Запада на Восток, а с Востока на Запад, то есть от древних славянских народов к грекам, а оттуда к римлянам и Европе. В-третьих, Э. Классен считает, что происхождение рунической письменности только из Скандинавии неверно. По его мнению, у славян была своя руническая письменность, которая была распространена повсеместно.

Распространение рунической письменности

О широком распространении рунической письменности говорят археологические находки на всей территории европейской части России. Однако сравнение скандинавских и славянских рун показывает нам их полную идентичность. Поэтому утверждение о существовании подлинных славянских рун не кажется нам вполне правдоподобным. Нет оснований говорить о заимствовании скандинавами и германцами рунического письма у древних славян. Поэтому можно предположить, что заимствования все же происходили от славян в силу тесных торговых отношений.

Мнение о древности славянской письменности поддерживает и известный русский историк Дмитрий Иванович Иловайский. Он рассматривает проблему славянского происхождения болгар и приходит к выводу, что славянская письменность существовала в VII-VIII веках. Таким образом, он устанавливает, что славянская письменность имеет более древние корни. D. Иловайский связывает расцвет этой письменности с периодом IX-X веков и придерживается мнения, что славянская письменность стала основой для всей последующей славяно-христианской образованности. Таким образом, официальное принятие христианства дает новый мощный толчок развитию письменности и образования, хотя Иловайский не пишет об этом прямо.

Современный исследователь Сергей Бердышев доказывает эту версию на основе археологических находок, сделанных на территории Центральной и Южной России в 40-50-х годах XX века. Рунические надписи были найдены на глиняных кувшинах в поселениях так называемой Черняховской культуры, которая имела довольно большую площадь расселения и датируется III-IV веками, а частично и началом V века. «Таким образом, как отмечает С. Н. Бердышев, черняховская культура может рассматриваться как межплеменная: В его формировании, помимо славян, принимали участие немцы и сарматы. Эти находки важны для нас потому, что славяне пользовались письменностью задолго до крещения Руси. Но, видимо, руническое письмо использовалось только в крайних случаях и очень узкими кругами населения. В пользу этого вывода говорит факт небольшого количества находок с руническим письмом, несмотря на довольно большую территорию (от северо-западной Европы до юга России) распространения черняховской культуры. Кроме того, этот факт свидетельствует и о том, что славяне в указанный С.Бердышевым хронологический период не имели своей письменности, да и нельзя говорить об эндемическом распространении грамотности среди основных масс славянского населения.

Таким образом, становится ясно, что высшие круги славянского общества владели греческим письмом и активно его использовали. Часть торговых и ремесленных кругов могла использовать рунические письмена, когда это было необходимо для более крупных сделок. Что касается основной части населения, то можно предположить, что существовал некий «национальный» славянский язык, а также примитивная славянская письменность в виде точек и ямок, оттиснутых на глине или бересте. Многие народы на уровне первобытного строя имели примитивную письменность, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки по всему миру.

Современный исследователь С. Жук в своей работе «Киевская Русь» подтверждает эти предположения и говорит, что «славяне уже имели простейшую письменность. Они вырезали или высекали линии и пазы в деревянных досках, которые использовали для хранения или передачи необходимой информации, то есть умели читать и писать». Несколько позже славяне перешли на алфавит, созданный Кириллом, который был «намного проще, понятнее и удобнее в использовании». Он состоял из 43 букв и включал цифры.

Очень интересные свидетельства древнеславянской письменности встречаются нам в работе современного исследователя Александра Асова «Священные прародины славян». Автор излагает легенды о двух корнях славян: северном, гиперборейском, и южном, атлантическом. Но для нас важно, что Асов приводит отрывки из древнейших памятников славянской не только письменности, но и литературы, датируемых III-IV веками нашей эры. Хр. Эти выдержки из «Книги Коляды», «Велесовой книги» и др. приводит. «Ярилину книгу», летопись русских, относящуюся к тому же периоду, он цитирует полностью.

Но что более важно, в работе Асова есть фотография первой страницы «Ярилиной книги», на которой отчетливо видны греческие буквы. Каков же результат? Понятно, что такие произведения, как «Книга Велеса», «Книга Коляды», «Ярилина книга» могли быть написаны только славянскими мудрецами. Даже названия книг говорят об этом. Книги написаны греческими буквами, то есть на греческом языке. Это означает, что высшие круги древнеславянского общества, к которым относились волхвы, были не просто грамотными, а высокообразованными. Они знали греческий язык и умели читать и писать на нем.

И, что не менее удивительно, в их распоряжении была бумага, ведь самые древние книги славян были написаны на бумаге. Низшие классы пользовались простым письмом и использовали глиняные таблички или бересту как наиболее доступный материал. Бумага была явно дефицитной и очень дорогой. Волхвы или славянские жрецы создавали нетленные книги, но не как литературные произведения, а как хранилища сакральных знаний. Именно поэтому эти книги так тщательно скрывались и были доступны только очень узкому кругу людей.

Только посвященные в тайные знания создавали и читали их. Поэтому вряд ли можно говорить о существовании старославянской литературы в дохристианский период. Но вопрос остается открытым: Где и как древние славяне научились читать и писать. С. Жук, как и другие исследователи, не пишет об этом. В работе упоминаются ученики Кирилла и Мефодия, но что это были за люди и кого они учили, не уточняется. Тем не менее, у того же С. Жука мы находим следующее упоминание: «Русский крестьянин и его жена по-прежнему изготавливают все необходимые предметы домашнего обихода…». Простой вывод, из которого следует, что воспитание происходило дома в процессе домашних дел. О наличии школьного образования в дохристианский период говорить явно не приходится.

Грамотность

Исследователь С. А. Егоров, автор учебника по истории педагогики в России, развивает свой взгляд на славянскую письменность в дохристианский период, ссылаясь на надписи на стене Софийского собора в Киеве, обнаруженные во время археологических раскопок С. А. Высоцким, и керамику, найденную в 1949 году археологом Д. В. Козловым.Авдусин обнаружил под Смоленском многочисленные берестяные грамоты 953-972 гг. и договоры Олега с Византией 907 и 911 гг. Из этого Егоров делает вывод, что русское население было грамотным задолго до Владимира, причем во всех слоях городского населения. Таким образом, исследователь приходит к сосуду, найденному археологом Д.А. Авдусиным в 1949 году, на котором имеется надпись на славянском языке, датируемая серединой X века. Век. Этот факт, на наш взгляд, подтверждает предположение А.В. Карташева о том, что грамотность начала распространяться на Руси с момента создания славянской азбуки, задолго до официального принятия христианства. Точку зрения С. Егорова подтверждает современный историк О.А. Кудинов в своей лекции по истории России.

Он опирается на то же свидетельство о наличии письменности у славян в IX веке, на которое ссылается С. Егоров. Егоров. Однако он не считает, что грамотность была широко распространена. По его мнению, именно христианство дало мощный толчок к быстрому и широкому развитию письменной культуры. Что касается крестьянства, то этот класс не упоминается ни одним из авторов. Интересно, что Егоров не говорит о грамотности как об уникальном явлении. Эта идея вплетена в концепцию «славянской педагогики» и является ее неотъемлемой частью. Никто из исследователей не располагает сведениями об учителях, школах, где они преподавали грамоту и занимались воспитанием подрастающих поколений в докиевский период. Тогда возникает вопрос: как распространялась грамотность в России, и где ее преподавали? С.Егоров дает расплывчатый ответ на этот вопрос: «К сожалению, свидетельств об образе жизни и быте наших предков, тем более о методах обучения детей, оставшихся нам с древнейших времен, не так много.

Но современные археология, история, лингвистика, языкознание, этимология имеют достаточно материала, чтобы обрисовать процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, навыков и умений от старшего поколения к младшему.» Таким образом, мы снова видим, что обучение грамоте происходило не в школе или дома у учителей, а в семье, дома. Такая педагогическая система, очевидно, существовала в крестьянских семьях. Что касается высших слоев общества и городских семей, то первыми учителями были близкие родственники, обычно дяди, которым после определенного возраста поручалось обучение мальчиков. Девочки оставались со своими матерями и учились навыкам ведения домашнего хозяйства и общения с мужчинами. Многие исследователи говорят о такой системе воспитания и образования. Так, в «Повести временных лет» мы находим упоминание о том, что князя Владимира воспитывал его дядя Добрыня. Такую же систему воспитания описывают С.Н.Бердышев в упомянутой работе, А.Асов и другие авторы.

Таким образом, теперь мы можем с полной уверенностью утверждать, что письменность существовала у славян задолго до принятия христианства. Население Древней Руси в доклассический период было поголовно грамотным, но это были городские слои населения. Князья и высшее общество бояр использовали греческую письменность, так как в совершенстве владели греческим языком. Представители высшего класса были не только грамотными, но и хорошо образованными. В повседневной жизни они пользовались славянским языком, но для письма использовали греческий, который был им хорошо знаком из-за тесных контактов России с Византией. На Русь из Византии доставлялись книги, которые читались князьями и их ближайшим окружением без перевода, то есть в оригинале. Для составления священных книг мудрецы также использовали греческую письменность. Славянские волхвы, как представители высшего сословия, также овладели греческим языком и использовали его для чтения и написания книг. Однако говорить о древнеславянской литературе нельзя, так как книги, созданные волхвами, были кладезем тайных знаний и были доступны только очень узкому кругу людей. Что касается школ и учителей на Руси в дохристианский период, то можно однозначно утверждать, что таковых у славян в вышеупомянутый период не существовало.

Высший класс купцов и ремесленников, вероятно, использовал руническое письмо в своих сделках. Остальное городское население пользовалось примитивным письмом на глине и бересте, с помощью специальных палочек — писала, которые они носили с собой. Материал был дешевым и доступным для любого человека в любое время. Сельское население, очевидно, не умело читать и писать. Мы не нашли ни одного упоминания о грамотности среди крестьянского населения.

Это неудивительно, поскольку крестьянское хозяйство было натуральным и не было связано с рынком. Работа на ферме зависела от времени года и погодных условий, поэтому крестьянам нечего было записывать, а чтение и письмо были для них совершенно не нужны. С другой стороны, мещане должны были уметь читать и писать, поскольку ремесленники и купцы должны были не только производить различные расчеты, но и составлять купчие, закладные и другие документы.

По свидетельству С.М. Соловьева, таких записей сохранилось довольно много. Светлана Жук пишет, что при раскопках в разных местах европейской части России было найдено много так называемых писала, то есть палочек для письма, имеющих в верхней части отверстие для ношения на поясе. Из этого видно, что это был не просто предмет повседневного пользования, а предмет высшей необходимости, если носить его каждый день. Остается только сказать, на каких принципах основывалась старая русская педагогика. Существует множество описаний характера древних русских, их упорного поведения в бою, их настойчивости и неприхотливости в различных условиях.

Но не менее многочисленны описания жизни славян в мирное время. Отмечаются такие черты характера, как добродушие, умение веселиться от души, гостеприимство, искренность по отношению к ближним. Рабство у славян также заметно отличалось от классических образцов Древнего Востока. «Со всей определенностью можно сказать, что главной характеристикой славянского этноса является человечность. Община выжила в основном благодаря тем, кто был готов прийти на помощь своим собратьям, разделить с ними пищу и кров. Для славянских общин была характерна атмосфера взаимопомощи и взаимопонимания. Помогая друг другу, люди справлялись с любыми трудностями — благодаря этому клан продолжал существовать. Эти принципы были воплощены в воспитании молодого поколения. Эти выводы говорят сами за себя, так как перечисленные качества присущи древним русским. Отсюда становится ясно, что все они были включены в процесс образования. Что касается школ и учителей на Руси в дохристианский период, то, согласно нашему привычному пониманию, можно однозначно утверждать, что их не было, несмотря на общую грамотность населения. Нельзя говорить и о существовании древнерусской литературы в это время.

Начало образования на Руси в Киевский (христианский) период

Большинство исследователей видят начало образования на Руси в принятии христианства в 988 году, что стало отправной точкой коренных изменений во всех сферах жизни Древней Руси, в том числе и в образовании. Выбор веры был также выбором школы, типа образования. Мнение о том, что образование стало распространяться на Руси после принятия христианства, впервые высказал летописец Нестор в «Повести временных лет». «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие, и где князь и народ совершали службу свою. И в других городах начали строить церкви, и назначать в них попов, и приводить людей к крещению во всех городах и селениях. Он послал собрать детей от лучших людей и поместить их в учебники. Матери этих детей плакали над ними, потому что они еще не утвердились в вере, и рыдали над ними, как над мертвыми». Летописец, несомненно, оценивает действия Владимира как величайшее достижение. Однако первый русский историк В.Н. Татищев, стремясь опровергнуть мнение Нестора, указывает, что «славяне имели письмо задолго до Христа, а славяно-русы собственно до Владимира…». И В.Н. Татищев ничего не говорит о первых школах в России и о том, как начинает развиваться и распространяться образование. Мы уже выяснили, что грамотность была довольно широко распространена среди славян. Но мы не можем говорить об образовании в дохристианский период. Домашнее обучение нельзя назвать образованием в полном смысле этого слова. Под образованием понимается систематическое обучение в специальных учебных заведениях, или, как писал Нестор, «обучение по книгам».

Версию Нестора поддерживает Матвей Кузьмич Любавский в работе «Древняя русская история». Он четко указывает, что «распространение христианства привело к распространению грамотности, книжного обучения на Руси. Однако сначала школьное образование было введено только для детей высших классов. Нестор указывает, что Владимир своим указом приказал брать только детей из боярских и дворянских семей. Все остальные классы населения не пострадали. М.К. Любавский также говорит о воспитании князей и их детей. Многие из них знали иностранные языки. Но, по словам М. Любавского, поскольку не все знали иностранные языки, им приходилось переводить иностранные книги на славянский. Это делали многие князья, в том числе и Ярослав Мудрый. Из этого видно, что иностранные языки в первых школах не преподавались. Но они обучали искусствам, ремеслам, которые проходили под руководством князей. Кроме того, М.К. Любавский указывает, что образование было заимствовано из Византии и даже от «западных латинян». Но М.К.Любавский не пишет о том, как были организованы школы, чему там учили.

Выдающийся русский историк С.М. Соловьев также придерживался мнения, что школы возникли на Руси при князе Владимире, для которых «выбирали детей из лучших граждан, обучали их грамоте и учению новой веры…». Историк видит главной целью такой деятельности распространение христианства, а не образования. Однако эти два процесса были неразделимы, «эта мера вскоре принесла плоды, вскоре она сформировала деятельность молодого, образованного поколения, которое получило из книг ясное понимание новой веры.» Соловьев ничего не сообщает нам о структуре школ и предметах, изучаемых в них. Ясно только, что там преподавали приглашенные греческие и западные священнослужители. Мы также узнаем, что во время правления Ярослава Мудрого и позже начальные учебные заведения назывались коллегиями, а греческий язык был добавлен к преподаваемым предметам, поскольку существовала острая необходимость в том, чтобы священники умели читать и писать.

Вологодская Пермская летопись сообщает нам, что школы, организованные при Владимире, назывались «книжным обучением» и были дворцовыми учебными заведениями. Они обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе было около 300 учеников: «Великий князь Володимер собрал 300 детей и дал им уроки грамоты». Все дети были разделены на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель, обычно монах. Алексей Тихомиров сообщает о чем-то подобном в статье «Первые школы в России». Подтверждая информацию хроник, он указывает, что позднее школы были организованы при монастырях и храмах. Священники также занимались преподаванием. Кроме того, А. Тихомиров считает, что сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, «когда, согласно общеевропейской традиции, этим термином стали обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и специальным знаниям. В антологии педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII веков также говорится, что термин «школа» впервые был использован в древнерусской литературе в 1382 году. И уже «Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин, А.В. Арциховский, В.Л. Янин и другие историки, следуя общеевропейской традиции, ретроспективно распространили термин «школа» на учебные заведения Киевской Руси».

Версия о том, что этот термин пришел в Россию с Запада, кажется маловероятной. Большинство историков сходятся во мнении о правопреемстве Руси от Византии. Образование вместе с первыми учителями-монахами пришло на Русь также из Византии. Известно, что слово школа имеет греческое происхождение. Школы существовали еще в Древней Греции и назывались «скола». «Лучшие школы в Греции находились в Афинах. Там учили читать, считать и писать». Наиболее вероятно предположить, что термин «школа» появился на Руси именно вместе с первыми греческими учителями-монахами, приглашенными князем Владимиром. В обиходе «книжные классы», вероятно, также назывались школами. В Европе этот термин также появился из Греции, и маловероятно, что он был изобретен там. Следует учесть, что в школах Владимира обучали в основном чтению и письму, поэтому аналогия со школами Древней Греции вполне уместна. Но почему это слово впервые упоминается в русских источниках только в XVI веке? Ответ, как нам кажется, прост. Школы князя Владимира носили официальное название «книжное обучение». Во времена Ярослава Мудрого школы официально назывались коллегиями. Хроники были официальными документами, написанными под командованием. Монахи-летописцы чувствовали полную ответственность за факты и явления, которые они описывали. Неудивительно, что в летописях и других источниках упоминается не простонародное слово, а официальное название учебных заведений. Из этого можно сделать вывод, что школы, обучающие грамоте, и не только, стали официально называться с XIV века.

Есть свидетельства, что первая школа при Владимире была организована вовсе не в Киеве, а в Новгороде. Об этом говорят С.М. Соловьев, М.К. Любавские и другие. Этот факт неудивителен, поскольку первая школа была введена на уровне эксперимента, и князь вполне мог организовать ее не сразу в столице. Кроме того, христианство еще не получило широкого распространения в России. И в Новгороде, и в Киеве князю пришлось применить силу, чтобы крестить горожан. Соловьев пишет: «.. Христианство в княжение Владимира распространялось, по-видимому, главным образом в узкой полосе вдоль великого водного пути от Новгорода до Киева, к востоку от Днепра, по Оке и Верхней Волге; даже в Ростове, хотя проповедь и достигла этих мест, христианство распространено очень слабо…».

Похоже, что позиции язычества были достаточно сильны в Киеве и Новгороде. Поэтому главной задачей образования было создание платформы для восприятия новой веры, закрепление христианства. И на это указывали Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, М.К. Любавский и многие другие. Е. Егоров в своей антологии «История педагогики в России» пишет: «Период княжения Владимира (978 — 1015) был высшей точкой. Введенное при Владимире христианство (988 г.) должно было укрепить связи между различными частями Киевского государства, а школа — служить инструментом христианизации народа. Таким образом, образование было предметом главной княжеской заботы, что делает понятным набор боярских детей в первые школы. Необходимо было сначала укрепить христианство в правящих кругах, и только потом распространять его среди остального общества.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы сравнительной педагогики
  2. Специфика и взаимосвязь объекта и предмета педагогики
  3. Этапы педагогического общения
  4. Тесты по математике как форма организации совместной контролирующей деятельности учителя и учащихся
  5. Обучение в дидактике
  6. Современное определение обучения на рабочем месте
  7. Cоциальная адаптация детей-сирот в условиях детского дома
  8. Готовая психолого-педагогическая характеристика ученика (образец)
  9. Система воспитания в гимназии К. Мая
  10. Культура педагогического общения