Для связи в whatsapp +905441085890

Пьер Абеляр, средневековый французский философ-схоласт — Абеляр и Элоиза

Пьер Абеляр (также Петр Абеляр) (1079-1142) — знаменитый французский философ и христианский теолог, который еще при жизни стал известен как блестящий полемист. У Него было много учеников и последователей. Он также известен своим романом с Элоизой. Пьер Абеляр родился в 1079 году в Бретани, Франция, и умер 21 апреля 1142 года в аббатстве Сен-Марсель, недалеко от Шалон-сюр-Сон, Бургундия во Франции.

Биография Абеляра стала известна благодаря его собственной автобиографической книге «История моих страданий». Он родился в рыцарской семье в Бретани к югу от Луары. Он пожертвовал своим наследством и отказался от многообещающей военной карьеры, чтобы изучать философию и логику. Абеляр разработал блестящую философию языка.
Абеляр был, по сути, странником, переходящим с одного места на другое. В 1113 или 1114 году он отправился на север Франции, чтобы изучать теологию у Ансельма Лаонского, ведущего библейского ученого того времени. Однако ему быстро разонравилось учение Ансельма, и он переехал в Париж. Там он открыто пропагандировал свои теории.

Пьер Абеляр, средневековый французский философ-схоласт - Абеляр и Элоиза

Абеляр и Элоиза

Когда Абеляр жил в Париже, он был нанят в качестве воспитателя для юной Элоизы, племянницы Фульбера, одного из видных священнослужителей. Между Абеляром и Элоизой завязались отношения. Фульберт препятствовал этим отношениям, поэтому Абеляр тайно увез свою любовницу в Бретань. Там Хелоиза родила сына, которого они назвали Астролябием. После рождения сына Абеляр и Элоиза тайно поженились. Фульберт приказал обезглавить Абеляра, чтобы тот не смог занять высокий пост в церкви. После этого Абеляр из чувства стыда принял монашескую жизнь в королевском аббатстве Сен-Дени под Парижем. В Сен-Дени Абеляр блистал своими богословскими познаниями, при этом неустанно критикуя образ жизни своих собратьев-монахов. Ежедневное чтение Библии и трудов Отцов Церкви позволило ему составить коллекцию цитат, несовместимых с учением христианской церкви. Свои наблюдения и выводы он собрал в сборник «Да и нет». Сборник сопровождался предисловием автора, в котором Пьер Абеляр, как логик и знаток языка, сформулировал основные правила примирения противоречий чувства и ощущения.

Сен-Дени также написал книгу «Теология», которая была официально осуждена как еретическая. Рукопись была сожжена в Сюиссоне в 1121 году. Диалектический анализ Бога и Троицы, проведенный Абеляром, был признан несовершенным, а сам он был помещен под домашний арест в аббатстве Сен-Медар. Пьер Абеляр вскоре вернулся в Сен-Дени, но, чтобы избежать суда, удалился и нашел убежище в Ножан-сюр-Сен. Там он вел жизнь отшельника, но повсюду его преследовали студенты, которые настаивали на том, чтобы он продолжал свои философские изыскания.

В 1135 году Абеляр отправился в Мон-Сен-Женевьев. Там он снова начал преподавать и много писал. Там он опубликовал «Введение в теологию», в котором проанализировал источники веры в Троицу и похвалил языческих философов древности за их добродетели и за то, что они открыли с помощью разума многие фундаментальные аспекты христианского откровения. Он также написал книгу «Познай самого себя», небольшой шедевр, в котором Абеляр проанализировал концепцию греха и пришел к выводу, что поступки человека не делают его лучше или хуже в глазах Бога, поскольку сами поступки не являются ни хорошими, ни плохими. В поступках важен характер намерения.

В Мон-Сен-Женевьев Абеляр привлек толпу учеников, среди которых было много известных впоследствии философов, например, английский гуманист Джон Солсбери.

Однако Абеляр вызывал глубокое неодобрение у приверженцев традиционной христианской теологии. Так, работы Пьера Абеляра привлекли внимание Бернара Клервоского, возможно, самой влиятельной фигуры в западном христианском мире того времени. Абеляр был осужден Бернардом, которого также поддерживал папа Иннокентий II. Он был заключен в монастырь Клюни в Бургундии. Там, при умелом посредничестве аббата Петра Преподобного, он заключил мир с Бернардом и остался монахом в Клюни.

После его смерти были написаны многочисленные эпитафии, свидетельствующие о том, что Абеляр произвел впечатление на многих своих современников как один из величайших мыслителей и учителей своего времени.

Произведения Пьера Абеляра

Основные произведения Абеляра:

  • Введение в теологию,
  • Диалектика,
  • Да и Нет,
  • Познай себя,
  • История моих печалей.

Наиболее известная работа — «История моих печалей». Это единственная сохранившаяся средневековая автобиография профессионального философа.

Абеляр был также автором многочисленных гимнов и сборника любовных писем.

Философия Абеляра

Пьер Абеляр рационализировал отношения между верой и разумом. Он считал понимание необходимым условием для веры — «понять, чтобы поверить».

Пьер Абеляр критиковал авторитеты церкви и ставил под сомнение безусловную истинность их произведений. Он считал безусловным условием только непогрешимость и правдивость Священного Писания. Богословские изобретения Отцов Церкви были подвергнуты радикальному сомнению.

Пьер Абеляр считал, что существуют две истины. Одна из них была правдой о невидимых вещах, находящихся за пределами реального мира и человеческого понимания. Понимание этого приходит через изучение Библии.

Однако истина, по мнению Абеляра, может быть получена также посредством диалектики или логики. Петр Абеляр подчеркивал, что логика работает с лингвистическими понятиями и способна помочь в определении истинности высказывания, а не истинности вещей. Таким образом, мы можем определить философию Пьера Абеляра как критический лингвистический анализ. Можно также сказать, что Пьер Абеляр решает проблемы в терминах концептуализма.

Универсалии, по мнению Пьера Абеляра, не существуют в реальности как таковые, они существуют только в божественном разуме, но они приобретают статус бытия в сфере интеллектуального познания и образуют «концептуальный мир».

Противоречивость христианских текстов

В процессе познания человек рассматривает различные аспекты и посредством абстракции создает образ, который можно выразить словами. Согласно Пьеру Абеляру, слово имеет определенное звучание и одно или несколько значений. Здесь Абеляр видит возможную контекстуальную двусмысленность и внутреннюю противоречивость христианских текстов. Противоречивые и сомнительные места в богословских текстах требуют анализа с помощью диалектики. В тех случаях, когда противоречия оказываются непримиримыми, Абеляр предлагал в поисках истины обращаться непосредственно к Священному Писанию.

Пьер Абеляр считал логику неотъемлемым элементом христианской теологии. Он нашел поддержку своей точки зрения в Евангелии от Иоанна:

«В начале было Слово (логос)».

Петр Абеляр противопоставлял диалектику софистике, которая не открывает истину, а скрывает ее за переплетением слов.

Метод Пьера Абеляра заключается в выявлении противоречий в теологических текстах, их классификации и логическом анализе. Пьер Абеляр превыше всего ценил способность судить независимо и свободно от авторитетов. Не должно быть никаких авторитетов, кроме Священного Писания.

Часто, находя противоречия в богословских текстах, Пьер Абеляр давал собственную интерпретацию, которая разительно отличалась от общепринятой. Это, конечно, вызвало гнев ортодоксов.

Пьер Абеляр провозгласил принцип религиозной терпимости, объясняя различия в доктринах тем, что Бог приводит язычников к истине разными путями, поэтому в каждом учении может быть элемент истины. Этические взгляды Пьера Абеляра характеризуются стремлением отказаться от религиозного диктата. Он определяет сущность греха как сознательное намерение человека творить зло или преступать Божественный закон.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория истины
  2. Значение философии в жизни человека — Философское понимание мира, его основных типов и способов
  3. Теория революционного преобразования общества
  4. «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции
  5. Гуманистическая концепция человека
  6. Начало философии в китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм
  7. Понятие «нирваны»
  8. Сознание как фактор регуляции деятельности
  9. Сущность и составляющие социально-экономического управления
  10. Наука в древнем Египте