Для связи в whatsapp +905441085890

Психологические особенности развития воображения в процессе обучения — Развитие мышления, речи и воображения школьников

Воображение — это ментальный процесс создания образа объекта или ситуации путем реструктуризации существующих идей. Образы воображения не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Когда воображение рисует сознанию картины, не имеющие ничего или почти ничего общего с реальностью, это называется фантазией. Когда воображение направлено в будущее, это называется сном. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Виды воображения:

  • Активное воображение — при его использовании человек усилием воли, по собственному желанию вызывает соответствующие образы.
  • Пассивное воображение — его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение, когда реальность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воспроизводится. Но в то же время она по-прежнему творчески реализуется в изображении.
  • Репродуктивное воображение — задача состоит в воспроизведении реальности такой, какая она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, это воображение больше связано с восприятием или памятью, чем с творчеством.

Функции воображения:

  • Воображаемое представление реальности;
  • Регуляция эмоциональных состояний;
  • Произвольная регуляция когнитивных процессов и состояний;
  • Создание внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация — создание образов путем объединения каких-либо качеств, свойств, частей.
  • Подчеркивание — выделение части, детали целого.
  • Типирование — самая сложная техника. Художник изображает конкретный эпизод, который вбирает в себя множество подобных вещей, и таким образом является как бы их представителем. Таким образом, создается литературный образ, в котором сконцентрированы типичные черты многих людей определенного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольного воображения являются сны, в которых образы возникают непроизвольно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной по своей природе является и деятельность воображения, которая разворачивается, например, в полудреме, в сонном состоянии, перед засыпанием.

Среди различных видов и форм добровольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и дневные сны.

Воссоздающее воображение проявляется, когда человек должен как можно полнее воссоздать представление объекта в соответствии с его описанием.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые, не соответствующие существующему образцу, а также самостоятельно набрасывает контуры создаваемого образа и подбирает для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта — самостоятельное создание новых образов. Главная особенность сновидения заключается в том, что оно направлено на будущую деятельность, то есть сновидение — это воображение, направленное на желаемое будущее.

Ведущим механизмом воображения является перенос какого-либо свойства объекта. Эвристический характер переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе человеческого познания или творчества.

Воображение развито у людей по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и социальной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, с которыми они чаще всего работают.

Психологические особенности развития воображения в процессе обучения - Развитие мышления, речи и воображения школьников

Развитие мышления, речи и воображения школьников

Существуют различные позиции относительно основных факторов и особенностей развития мышления и языка в младшем школьном возрасте. Мы будем опираться на традиции отечественной психологической науки.

Содержание ведущей деятельности возраста — учебной — оказывает решающее влияние на развитие всех познавательных процессов школьника. Успешное выполнение этой деятельности невозможно без значительных качественных изменений в мышлении, которое можно признать основной, доминирующей психической функцией.

Что характерно для детского мышления? Переход от образного к вербальному мышлению, начавшийся на предыдущем этапе (дошкольный возраст), продолжается в младшей школе. Особенно это проявляется после двух лет начальной школы, когда ребенок демонстрирует способность анализировать тексты, выделять родовые отношения (классифицировать объекты) и мыслить абстрактно.

В конце младшего школьного возраста индивидуальные различия в мышлении детей становятся отчетливо видны. Среди них можно выделить группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи вербально; «практиков», которым необходимо опираться на визуализацию и практические действия; «художников» с ярким образным мышлением. Для многих детей характерен относительный баланс между различными типами мышления.

Наиболее важным для развития мышления и речи начинающего школьника является приобретение научных понятий в процессе обучения. Если бытовые понятия образуют нижний концептуальный уровень, то научные понятия образуют верхний, более высокий уровень, который характеризуется осознанностью и произвольностью. Благодаря научным понятиям ребенок способен устанавливать взаимосвязи между явлениями, делать обобщения, сравнивать объекты. Овладение системой научных понятий в процессе обучения позволяет говорить о развитии понятийного или теоретического мышления у младших школьников. Теоретическое мышление позволяет студенту решать проблемы, концентрируясь не на внешних, визуальных признаках и отношениях объектов, а на внутренних, существенных свойствах и отношениях. Успех обучения этому образу мышления во многом зависит от того, как его преподают.

Характеристики воображения младших школьников определяются, с одной стороны, возрастной структурой, а с другой — индивидуальными особенностями. Индивидуальные особенности воображения определяются психическими характеристиками и предыдущим жизненным опытом человека. Чтобы понять природу воображения младшего школьника, важно учесть, как оно развивалось в предыдущих возрастах. Первые проявления воображения у детей тесно связаны с процессом восприятия. На это указывает тот факт, что в начале раннего детства (1 — 1,5 года) дети еще не способны слушать даже самые простые сказки, потому что их постоянно отвлекают, но при относительном внимании они могут слушать сказки, которые сами пережили.

Позднее развитие воображения определяется владением языком. Язык позволяет ребенку придавать образам соответствующие термины и оперировать в психике не только конкретными представлениями, но и простейшими абстрактными понятиями. Поскольку внимание дошкольника часто непроизвольно, это отражается на развитии его воображения: образы возникают спонтанно, определяются ситуацией.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Творческое воображение зависит от многих факторов: Возраст, особенности психического развития и развития (наличие каких-либо нарушений психофизического развития), индивидуальные особенности личности (устойчивость, осознанность и направленность мотивов; оценочные структуры самовосприятия; коммуникативные характеристики; степень самореализации и оценки своей деятельности; черты характера и темперамента), и, что очень важно, развитие учебного и воспитательного процесса.

Опыт ребенка формируется и растет постепенно, он обладает глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять же очень разное. Интересы ребенка и взрослого различны, поэтому очевидно, что воображение функционирует у ребенка иначе, чем у взрослого.

Как уже говорилось, воображение ребенка меньше, чем у взрослого. В то же время до сих пор бытует мнение, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Дети могут сделать что угодно из чего угодно, говорил Гете. Ребенок живет больше в мире фантазий, чем в реальном мире. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, его отношения с окружающей средой также не обладают той сложностью, тонкостью и разнообразием, которыми отмечено поведение взрослого человека, а ведь это все основные факторы, определяющие работу воображения. В процессе развития ребенка также развивается воображение. Поэтому продукты истинного творческого воображения во всех сферах творческой деятельности принадлежат только уже созревшему воображению.

До трехлетнего возраста воображение существует внутри других психических процессов, его фундамент заложен в них. В возрасте трех лет происходит формирование вербальных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в своей голове план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение активно. Имитируемые образы появляются в разных ситуациях и отличаются содержанием и спецификой. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимы определенные условия: эмоциональное общение со взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; потребность в различных видах деятельности.

Развитие воображения происходит в процессе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образных представлений. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Таким образом, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет еще не способны слушать даже самые простые истории или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но любят слушать рассказы о том, что пережили сами. Связь между воображением и восприятием в этом феномене прослеживается достаточно четко. Ребенок слушает рассказ о своем опыте, потому что он может ясно представить себе, о чем идет речь.

Связь между восприятием и воображением продолжается на следующем этапе развития, когда ребенок начинает обрабатывать полученные впечатления в своих играх и видоизменять ранее воспринятые объекты в своем воображении. Стул превращается в пещеру или самолет, коробка — в автомобиль. Следует отметить, однако, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в своей деятельности, даже если эта деятельность — игра.

Индивидуальные особенности воображения и его развитие

Люди обладают разными типами воображения, и оно по-разному проявляется в их деятельности и социальной жизни.

Индивидуальные особенности воображения отражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, с которыми они чаще всего работают.

Степень воображения характеризуется живостью образов и глубиной, с которой обрабатываются данные из прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой обработки. О силе и живости воображения легко судить, если продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например, у авторов сказок. Если уровень развития воображения недостаточен, то насыщенная и эмоционально разнообразная жизнь невозможна.

Наиболее четко люди различаются по степени живости воображаемых образов. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе находятся люди с чрезвычайно ярким воображением, которое они переживают как видение, а на другом — люди с чрезвычайно бледным воображением. Как правило, высокий уровень развития воображения мы находим у людей, которые работают творчески — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Значительные различия между людьми проявляются с точки зрения типа доминирующего воображения. Чаще всего встречаются люди с доминированием зрительного, слухового или моторного воображения. Но есть люди, у которых высоко развиты все или большинство видов воображения. Этих людей можно отнести к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень четко отражается в индивидуально-психологических характеристиках человека. Например, люди слухового или моторного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих мыслях, представляя себе несуществующего противника.

Следует отметить, что люди не рождаются с развитым воображением. Развитие воображения происходит в процессе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образных представлений. Воображение развивается в тесной связи с развитием всего человека, в процессе обучения и воспитания, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Очень трудно определить конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять в четыре года, Репин и Серов хорошо рисовали в шесть лет. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс будет на низком уровне в более зрелые годы. История знает случаи, когда великие люди, например, Эйнштейн, не отличались в детстве развитым воображением, но со временем о них начинали говорить как о гениях.

Важный этап в развитии воображения связан с возрастом, в котором ребенок овладевает языком. Язык позволяет ребенку включать в воображение не только конкретные образы, но и более абстрактные понятия и термины. Кроме того, язык позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к их непосредственному выражению в языке.

Фаза овладения языком сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что облегчает ребенку выделение отдельных частей объекта, которые он уже воспринимает как самостоятельные и с которыми он все чаще оперирует в своем воображении. Синтез, однако, происходит со значительными искажениями реальности. Не имея достаточного опыта и недостаточной способности к критическому мышлению, ребенок не в состоянии создать картину, близкую к реальности. Главной особенностью этой стадии является непроизвольный характер возникновения имагинативных образов. Чаще всего образные представления формируются у ребенка в этом возрасте непроизвольно, в зависимости от ситуации, в которой он оказывается.

Виды воображения

Дифференциация видов воображения производится в зависимости от степени активности и осознанности создания человеком новых образов. В зависимости от этого различают пассивное и активное воображение. В свою очередь, активное воображение делится на рекреационное и творческое, пассивное воображение — на преднамеренное и непреднамеренное.

Это разделение отчасти условно, поскольку каждый из этих типов воображения содержит элементы других. Процессы воображения, как и мышление, память и восприятие, являются аналитико-синтетическими по своей природе. Основной тенденцией воображения является трансформация представлений памяти, что в конечном итоге позволяет создать сознательно новую ситуацию, которой раньше не существовало.

Активное воображение — это создание новых образов с помощью волевых усилий. Это сознательное конструирование образов в связи с сознательно поставленной задачей в определенной деятельности.
Реконструктивное воображение разворачивается на основе описания, рассказа, рисунка, диаграммы, символа или знака. Это происходит, когда человек должен представить себе на основе одного описания объект, который он никогда раньше не воспринимал.

На основе рекреационного воображения формируется установка — готовность, предрасположенность действовать определенным образом. Это важно учитывать при анализе человеческого поведения. Часто поведение человека провоцируется событиями, которые, по его мнению, не происходили в реальности.

Творческое воображение основано на самостоятельном создании образов, которых еще нет, или на воспроизведении оригинальной модификации уже существующего предмета, явления. Это нестандартное изображение, ранее описанное, прочитанное или воспринятое, являющееся неотъемлемой частью технического, художественного или иного творчества. Образы творческого воображения порождаются различными методами интеллектуальных операций.

Пассивное воображение — это создание новых образов без внешних стимулов. Она заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без конкретного намерения человека, с ослаблением сознательного контроля над ходом своих представлений.

Образы пассивного воображения «удовлетворяют» неудовлетворенные, в основном бессознательные потребности человека. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и поддержание положительно окрашенных эмоций и на подавление, снижение отрицательных эмоций и аффектов.

Сознательное воображение создает образы (дневные грезы), которые не имеют ничего общего с волей, способной воплотить их в жизнь. Нереальный мир, который создает человек, — это попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые потери и облегчить психологическую травму. Преобладание сновидений в имагинативных процессах свидетельствует об определенных недостатках в развитии личности.

Непроизвольное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полусонном состоянии, во сне.

Продуктивное воображение отличается тем, что оно конструирует реальность сознательно человеком, а не просто механически копируется или имитируется. В то же время она по-прежнему творчески реализуется в изображении.

Прежде всего, процесс художественного творчества связан с феноменом воображения в практической деятельности человека. Таким образом, направление в искусстве, называемое натурализмом и отчасти реализмом, можно соотнести с репродуктивным воображением. Известно, что по картинам Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его картинах написаны с «документальной» точностью. Творчество художников-демократов второй половины девятнадцатого века. Крамской, И. Репин и В. Петров в той же мере, в какой они были социализированы, также находились в поиске произведений, максимально точно копирующих действительность.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сущность неблагополучных семей и их основные виды
  2. Понятие «мотив», «мотивация». Классификация мотивов обучения
  3. Влияние темперамента младших школьников на взаимоотношения между сверстниками и учителем — Современное состояние проблемы изучения межличностных отношений в группе
  4. Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии
  5. Интернет-зависимость в подростковом возрасте
  6. Виды представлений
  7. Природосообразные технологии обучения чтению и письму Кушнира
  8. Защитный механизм: компенсация
  9. Методы формирования благоприятного социально-психологического климата
  10. Педагогический анализ методов воспитания