Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии — теоретические основы развития творческих способностей младших школьников

Проблема развития творческих способностей младших школьников является основой, фундаментом учебного процесса, является «вечной» педагогической проблемой, которая не теряет своей актуальности с течением времени и требует постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня общество особенно остро нуждается в людях предприимчивых и творческих, готовых находить новые подходы к решению актуальных социальных, экономических и культурных проблем, способных жить в новом демократическом обществе и быть ему полезными. В этом контексте проблема развития творческой активности личности приобретает сегодня особую актуальность. Творческие личности всегда определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной и необычностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Но сегодня перед образовательным процессом стоит задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит отражение в альтернативных образовательных программах, инновационных процессах, которые происходят в современных школах. Творческая активность развивается в процессе деятельности, которая носит творческий характер, заставляет учащихся учиться и удивляться, находить решения в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых нестандартных форм, методов и приемов обучения. Широко используются нетрадиционные формы обучения, методы проблемного обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

В психолого-педагогической и методической литературе широко представлены задания, направленные на творческое развитие ребенка, но они не приведены в систему, показатели, с помощью которых можно определить, к какому виду творческой деятельности относится то или иное задание, на какой уровень творческой активности оно направлено. Не определены педагогические условия, необходимые для развития творческой активности младших школьников в классе.

Сегодня, когда творчеству учащихся отводится значительное место в начальном образовании, необходимо уточнить способ организации творческой деятельности учащихся начальных классов, определить педагогические условия для развития творческой деятельности учащихся начальных классов в классе.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии

Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников

Талант — это высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях (синоним — одаренность).

Как отмечают ведущие психологи и педагоги, одаренность — это не столько научный, сколько бытовой термин, поскольку не существует ни теории, ни методов диагностики одаренности.

Гениальность — это высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить только тогда, когда человек достигает таких результатов творческой деятельности, которые представляют собой эпоху в жизни общества, в развитии культуры. От учителя и системы образования, в которую попадает ребенок с выдающимися способностями, во многом зависит, сможет ли он реализовать свой потенциал.

Поскольку до сих пор не разработана единая типология способностей, для их классификации обычно используется несколько критериев:

  • По критерию типа психических функциональных систем способности делятся на: сенсомоторные, перцептивные, внимательные, мнемонические, образные;
  • По критерию основного вида деятельности: на научные (математические, лингвистические); творческие (музыкальные, литературные, художественные).

Также проводится различие между общими и специальными способностями. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные — с индивидуальной деятельностью. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству).

Итак, креативность (от лат. — создание) — творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризуют существо в целом, которое представляет собой «…комплексные способности ученика в выполнении деятельности и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов».

Несколько иное понимание этой концепции можно найти в другом источнике. Креативность — это качество творческих способностей человека, которое выражается в готовности продуцировать принципиально новые идеи. Продуктом творческой деятельности является: во-первых, он нов и адекватен по отношению к своей задаче, во-вторых, эта задача не может быть решена по известному алгоритму.

Итак, творческие способности — это сплав многих свойств. А вопрос о составляющих творческого потенциала человека до сих пор остается открытым, хотя на данный момент существует несколько гипотез по этой проблеме. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с качествами мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, изучавший проблемы человеческого интеллекта, обнаружил, что так называемое дивергентное мышление характерно для творческих личностей. Люди с таким типом мышления, решая проблему, не сосредотачиваются полностью на единственно верном решении, а начинают искать решения во всех возможных направлениях, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны создавать новые комбинации элементов, которые большинство людей знают и используют только одним конкретным способом, или устанавливать связи между двумя элементами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего.

Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников

Начальный школьный возраст — это этап развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста варьируются в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы условно можно определить в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых концепций начального образования.

Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением ряд задач в период работы с младшими школьниками:

  • Выявить уровень его готовности к школе и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо учитывать в процессе обучения;
  • Компенсировать возможные недостатки и улучшить готовность к школе, тем самым предотвращая отказ от школы;
  • Планировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных способностей.

Решение этих задач требует углубленного изучения психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с другим «багажом», представляющим собой набор психологических преобразований предыдущего возрастного этапа — дошкольного детства.

Начальный школьный возраст — это качественно иной этап в развитии ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности и в этом качестве замещает игровую деятельность, которая была ведущей дошкольной деятельностью. Вовлечение ребенка в учебную деятельность знаменует собой начало перестройки всех психических процессов и функций.

Конечно, у младших школьников не сразу формируется правильное отношение к учебе. Они еще не понимают, зачем им нужно учиться. Но вскоре выясняется, что учеба — это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоконтроля. Если ребенок не привык к этому, он будет разочарован и будет негативно относиться к учебе. Чтобы избежать этого, учитель должен дать понять детям, что учеба — это не праздник, не игра, а серьезный и тяжелый труд, но очень интересный, потому что позволяет узнать много нового, занимательного, важного и нужного. Важно, чтобы сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

Большое воспитательное влияние учителя на младших школьников объясняется тем, что с самого начала учитель становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя является важнейшим условием для обучения и воспитания в младших классах.

Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: усиливается процесс торможения, хотя процесс возбуждения все еще преобладает, и младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью и импульсивностью.

Учебная деятельность в первых классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающей среды — ощущений и восприятий. Младшим школьникам свойственна острота и свежесть восприятия, своего рода созерцательная любознательность.

Наиболее характерной особенностью восприятия этих учеников является их низкая дифференцированность, при которой они допускают неточности и ошибки в дифференциации при восприятии сходных объектов. Следующей особенностью восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста является его тесная связь с действиями ученика. Восприятие на этом этапе психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет для ребенка означает что-то с ним делать, что-то в нем менять, что-то делать, брать, трогать. Характерной особенностью учеников является ярко выраженная эмоциональность восприятия.

Некоторые возрастные особенности свойственны вниманию учеников начальной школы. Самым важным является слабость волевого внимания. Возможности волевой регуляции внимания, его контроля в начале младшего школьного возраста ограничены. Добровольное внимание младших школьников требует так называемой бесконтактной мотивации.

Роль преподавания технологии в развитии творческих способностей учащихся начальной школы

Трудовое обучение является обязательным условием и неотъемлемой частью обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени средней школы, которое реализуется через различные виды классной и внеклассной деятельности учащихся.

Вопросами трудового воспитания и образования школьников занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л. Рубинштейн.

Целью трудового воспитания является формирование личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.

М. Левина отмечает, что дети могут узнать много интересного и полезного на уроках труда в школе или дома с родителями, а позже и самостоятельно: Они могут работать с бумагой и вышивать, шить и делать вещи из природных материалов, заниматься деревообработкой и лепить из пластилина, учиться выжигать и шить чучела животных, пробовать себя в роли повара или кулинара, а ребенку может даже понравиться быть артистом кукольного театра и одновременно владельцем этого театра.

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, усидчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно в овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества пригодятся.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. У детей также развивается мелкая моторика, что очень важно как для младших школьников, так и для детей с церебральным параличом и нарушениями речи (дизартрия, заикание).

Творческие занятия не только развивают воображение ребенка, но и обучают его многим практическим навыкам. Пришить пуговицу, приготовить завтрак, сделать подарки ручной работы для семьи и друзей — все это полезно для ребенка.

Еще одно очень важное дополнение: умение делать что-то самостоятельно позволяет ребенку чувствовать себя увереннее и избавиться от ощущения беспомощности в окружающем его взрослом мире. А вера в себя, уверенность в своих силах — это необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Т.А. Гомырина в своей работе показала эффективность развития творческих способностей при обучении труду.

Труд — это творческая деятельность ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для организации повседневной жизни (игры, труда, отдыха). Такая работа является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, так как в процессе создания красивых предметов он учитывает эстетические свойства материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на уроках искусства.

По мнению Т.А. Гомыриной, творческие способности наиболее эффективно развиваются во время творческой работы.

Содержание художественных произведений школьников состоит из:

  • Работа с бумагой и картоном (применение универсальной бумаги в сочетании с тканью и природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоских изделий и конструкций для оформления праздников и развлекательных мероприятий, декораций, сувениров);
  • Работа с природными материалами (изготовление маленьких и больших скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);
  • Работа с глиной (изготовление декоративных украшений, изготовление небольших скульптур, сувенирных игрушек, кукол);
  • Работа с тканью, нитками (декоративные аппликации из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театрально-декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).

Для младших школьников наиболее доступным и простым в работе материалом является бумага. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц рук, улучшает глазомер ребенка, готовит его к развитию навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретению навыков грамотного выбора сочетания цветов бумаги, форм и размеров деталей.

Методические рекомендации по развитию творческих навыков младших школьников

На творческих занятиях недопустимы педагогическое давление, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Недоброжелательность захватывает и парализует особенно чувствительных и неуравновешенных детей. Одним из важнейших условий создания благоприятной для творчества атмосферы является «эмоциональная ласка», которая включает обращение к ребенку только по имени, ровную, доброжелательную интонацию учителя, любящий тон на протяжении всего урока.

Часто в классе есть дети, которые кажутся несколько пассивными в своей реакции на происходящее, поэтому многие учителя склонны говорить об их низкой креативности. Этот вывод поспешен; такие дети просто по-другому воспринимают идею или задачу. При работе с ними учитель должен:

  • Будьте готовы к тому, что они будут довольно медленно переходить от одного вида деятельности к другому;
  • Не ожидайте от них немедленного начала работы, подождите не менее 5 секунд после вопроса и перефразируйте задание или даже сократите его, если это необходимо;
  • Показать и продемонстрировать свою заинтересованность и готовность помочь;
  • Стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого положительного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.

В творческом обучении необходимо создать условия, в которых ребенок, владея навыками той или иной деятельности, имеет возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Индивидуальный подход к каждому ребенку, создание доверительного климата в классе, предоставление самостоятельности в решении творческих задач — важные условия для создания творческой атмосферы. Главное, чтобы форма и содержание таких занятий были разнообразными, чтобы у детей не возникало ощущения обыденности, рутины, закрепления идей и мыслей для воспроизведения. Между тем, именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, восторга, понимания окружающего мира. «Научить творческому акту невозможно, — отмечал Л.С.Выготский, — но это совсем не значит, что учитель не может способствовать его формированию и возникновению».

В качестве пожелания творческого продвижения учителей и детей, предлагаю некоторые рекомендации для учителей, работающих в области творческой педагогики.

Наберитесь терпения, не ожидайте от детей «быстрых» результатов — они придут, просто не торопитесь.

Не забывайте о доброжелательности; не спешите оценивать работы детей, даже если вы раскладываете их рисунки только по «рейтингу», иногда это становится для детей источником неуверенности в себе и своих способностях.

Не бойтесь движения и шума в классе: творческий, эмоциональный запал ищет выхода; если вам удастся спровоцировать эту энергию, лучше прыгать вместе с детьми, чем строгим голосом призывать их к тишине.

Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто для всех: как нет ребенка без воображения, так нет учителя без творческих прорывов.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Система образования и образовательные учреждения
  2. Воспитание и индивидуальные особенности личности
  3. Методы эффективного проведения экскурсий учащихся на предприятие
  4. Цели воспитания
  5. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей
  6. Нормативно-правовые основы взаимодействия ДОУ с социальными партнерами
  7. Опытная работа
  8. Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска
  9. Задачи воспитания в вузе
  10. Классификация методов и форм воспитания