Для связи в whatsapp +905441085890

Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V— XIV вв.)

Введение

Целью данной работы является изучение изменений социального статуса аптекарей под влиянием различных научных открытий и исторических событий в Западной Европе в период с XII по XVII века.

При написании работы была предпринята попытка дать характеристику исторических периодов с учетом доминирующей философии и мировоззрения каждого из них, чтобы более полно объяснить основные направления развития медицины и фармации, без чего невозможно оценить статус и роль в обществе представителей этих наук.

Особенности средневековья

Вторая половина V века н.э._ падение Западной Римской империи (476 г.) — исторический рубеж между устаревшим рабовладельческим строем и пришедшим ему на смену феодализмом. Этот период является самым важным в развитии фармации как науки.

Эпоха феодальных отношений охватывает довольно длительный период, 12-13 веков. Феодальная система в Западной Европе включает в себя три этапа.

Раннее Средневековье (5-10-11 века) наступило сразу после падения рабовладельческого строя в Риме и нашествия варваров. Переход от античности к средневековью был связан с экономическим и культурным упадком в Западной Европе. Раннее Средневековье характеризовалось натуральным хозяйством.

В развитом (классическом) средневековье (с 11 по 15 века) города стали центрами ремесел и торговли по мере роста производительных сил. Ремесленники объединялись в цеха, и товарно-денежные отношения укреплялись. Торговля развивалась и росла как внутри страны, так и между странами.

Интеллектуальная культура Средневековья находилась под игом веры в божественную неизменность существующего классового порядка. В 10-13 веках схоластика стала доминирующей формой философии в Западной Европе. Оно предполагало, что все возможные титулы уже были даны либо в Священном Писании, либо в трудах христианских отцов церкви. Философия Аристотеля была очень удобно для теологов-схоластов модифицирована и поставлена на службу и укрепление авторитета Церкви. Сам Аристотель был канонизирован и назван предтечей Христа в объяснении природы.

Зарождение европейской медицины и фармации

Медицина и фармация в Европе зародились в монастырях, основанных на Западе Бенедиктом Нурсийским, учеником Василия Кесарийского. При монастырях были созданы больницы, а затем и медицинские школы. Первые аптекарские огороды (сады) в Европе были созданы при монастырях. В них выращивались травянистые лекарственные и декоративные растения. Сады были небольшого размера и имели простую геометрическую форму. Часто его делили на четыре части двумя пересекающимися дорожками, в центре пересечения сажали куст роз, а для полива растений сооружали фонтан или небольшой пруд. Пласты формировались в виде высоких призм, склоны которых укреплялись торфом, ивовыми прутьями или кольями. Растения были высажены по сортам на небольших квадратных грядках в линейном порядке. В некоторых монастырских садах были установлены беседки и невысокие стены, отделяющие одну зону от другой. Позже появились сады-лабиринты. Первоначально лабиринт представлял собой узор, вписанный в круг или шестиугольник, со сложными путями, ведущими к центру. Дорожки разделялись стенами из стриженых живых изгородей. Сады монастырского типа характеризовались уединением, созерцанием, тишиной и утилитарностью.

Особое внимание монахи уделяли растениям, способным не только лечить организм, но и укреплять его, например, дягилю (из него делали тонизирующие напитки). Помимо лекарственных растений, в садах также выращивались фруктовые и овощные культуры. В огороде аптекаря также росли растения, из которых делали чернила для рукописей. Среди монастырских садов особой известностью пользовался сад Сен-Голль (Франция). Начиная с XIV века, монастырские аптекарские сады в Европе превратились в лекарственные сады. Последнее имело не только сугубо практическое значение. Они положили начало работе по первичной интродукции, сбору, описанию и систематизации растений. Лекарственные и ароматические травы также выращивались в феодальных замках. Первые использовались в лечебных целях, а вторые — для перебивания неприятных запахов, царивших в замках из-за антисанитарных условий.

Первым ботаническим садом, созданным на научной основе, считается сад в Пизе (Италия). Его основателем был Лука Гини, профессор медицины в местном университете. В 1543 году он и его студенты собрали лекарственные растения в итальянских Альпах и впервые посадили их возле университета. На протяжении веков растения из этого сада использовались для лечения больных и обучения студентов. В XVI-XVII веках ботанические сады появились во Франции, Германии, Голландии, Англии, Швеции и других странах. В это время ботанические сады теряют свой чисто медицинский характер, их задачей становится также сбор отечественных и зарубежных растений (иногда с целью интродукции и акклиматизации), описание и систематизация. Например, ботанический сад Jardin de Plante в Париже, изначально созданный как сад лекарственных растений, стал одной из крупнейших в мире экспозиций мировой флоры, включающей лекарственные растения. История Королевского ботанического сада в Эдинбурге — одного из самых красивых в мире — похожа.

В VII веке появляется монастырская школа медицины в Париже, в VIII веке — в Монпелье. Их обучение и лечение было основано на системе Галена.

В период классического средневековья (12-15 века) в городах начал возрождаться древнеримский институт городских врачей, так называемых городских докторов. В связи с частым развитием эпидемий были изданы постановления против внедрения и распространения болезней. Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедая и потребляя плохую пищу….. Отсюда начался ряд эпидемий, вызванных употреблением неподходящей пищи. Прежде всего, поразительная эпидемия «mal des ardents», вызванная спорыньей (возможно, и другими злаками), которая появилась в Европе в конце X века. По словам летописца Зигеберта из Замбузы, 1090 год «был годом эпидемий, особенно в Средние века». «Это был год эпидемий, особенно в западной Лотарингии. Многие сгнили заживо под воздействием «священного огня», который пожирал их внутренности, а сожженные члены стали черными, как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого он пощадил, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, которые смердели».

Лихорадка стояла у истоков особого культа, который привел к основанию нового монашеского ордена. Движение отшельников в одиннадцатом веке, как мы уже видели, ввело почитание святого Антония. В 1070 году отшельники из Дофине утверждали, что получили из Константинополя мощи святого Анахорета. В то время в Дофине бушевала «лихорадка». Возникло убеждение, что мощи святого Антония могут излечить болезнь, и «святой огонь» был назван «Антонием». Аббатство, где хранились реликвии, стало известно как Сент-Антуан-ан-Вьеннуа и распространило свои ветви вплоть до Венгрии и Святой Земли. Антониты (или антониниане) принимали больных в своих монастырских больницах, а их большая больница в Сент-Антуан-ан-Вьеннуа называлась больницей «изуродованных». Реформатором (хотя и не основателем) этого ордена был знаменитый проповедник Фульк из Нейи, который начал с громов и молний против ростовщиков, скупавших продукты во время голода, а закончил провозглашением крестового похода. Примечательно, что фанатичные участники Первого крестового похода 1096 года были бедными крестьянами из районов, наиболее пострадавших от чумы «священного огня» и других бедствий 1094 года — Германии, Рейнской области и восточной Франции.

Появление спорыньи на Западе, частые голоды и лихорадки, приводившие к конвульсиям и галлюцинациям, деятельность антонитов, рвение участников народного крестового похода — вот целый комплекс, в котором средневековый мир предстает в тесном переплетении своих физических, экономических и социальных тягот с самыми бурными и в то же время одухотворенными реакциями. Исследуя природу питания и роль чуда в средневековой медицине и духовной жизни, мы каждый раз вновь находим это переплетение лишений, разнузданности и высоких порывов, из которых в недрах народных слоев формировалась самобытность средневекового христианства. Ведь средневековый мир, даже если оставить в стороне периоды крайних бедствий, в целом был обречен на целый ряд болезней, сочетавших физические страдания с экономическими трудностями, психическими и поведенческими расстройствами.

Плохое питание и убогое состояние медицины, которая не находила места между рецептами знахарей и теориями ученых-педантов, приводили к ужасным физическим страданиям и высокой смертности. Средняя продолжительность жизни была низкой, даже если попытаться определить ее без учета ужасающей детской смертности и частых выкидышей у женщин, которые плохо питались и были вынуждены много работать. В современных индустриальных обществах средняя продолжительность жизни составляет около 70-75 лет, тогда как в Средние века она вряд ли превышала 30 лет. Гийом де Сен-Пату, перечисляя свидетелей канонизации Людовика Святого, называет сорокалетнего «человеком зрелого возраста», а пятидесятилетнего — «человеком преклонных лет».

Центры средневековой медицины

Центрами средневековой медицины были университеты. В университетах Западной Европы господствовала схоластика, которая допускала выдвижение гипотез, теорий и различные споры только в строгих рамках догм, установленных христианской церковью. В фармацевтической практике Средневековья, помимо средств, полученных медицинской практикой, существовали и те, применение которых основывалось на отдаленных сравнениях, на показаниях алхимии, астрологии, которые редко давали достаточный эффект, а скорее действовали на воображение представителей богатых классов. Рассмотрим наиболее ранних представителей центров западноевропейского образования (в том числе медицинского).

В IX веке в Италии возникла медицинская школа в Салерно, преемница античной медицины, которая просуществовала до середины XIX века. В XII. Век школа Салерно стала известным центром медицинской науки в Европе. Влияние школы Салерно на медицину Средневековья было значительным. Знаменитое произведение «Салернский кодекс здоровья» в 102 стихах написал учитель школы Арнольд из Виллановы. В нем упоминалось лекарственное использование 54 растений.

Непосредственным поэтическим предшественником Салернского кодекса здоровья была медико-ботаническая поэма «О свойствах трав», дошедшая до нас под псевдонимом Мацер Флоридис и состоящая из 77 глав о 77 лекарственных растениях. Гигиенические, диетические рекомендации Кодекса, а также описание целебных свойств растений во многом соответствуют современному состоянию науки.

Болонский университет (Alma Mater Studiorum Universita di Bologna, UNIBO), один из старейших непрерывно действующих университетов в мире и второй по величине университет в Италии.

Это был первый университет, основанный в западном мире (в 1088 году нашей эры). Болонский университет получил свой устав (здесь — право на основание высшего учебного заведения в средневековой Европе) от Фридриха I Барбароссы в 1158 году, но в 19 веке комитет историков во главе с Джозуэ Кардуччи изучил исторические документы и пришел к выводу, что университет был основан в 1088 году, что делает его, возможно, самым долговечным западным университетом (70 лет). Болонский университет исторически известен своими программами по церковному и гражданскому праву.

Сорбонна — это исторически Парижский университет (Universite de Paris). Он возник во второй половине XII века, но в 1970 году был реорганизован в 13 автономных университетов (Университет Париж I-XIII). Университет часто называют Сорбонной или Ла Сорбонной, в честь университетского учреждения (College de Sorbonne), основанного около 1257 года Робером де Сорбонном, но сам университет был старше и никогда не был непосредственно центром колледжа Сорбонны. Сегодня из тринадцати университетов-преемников первые четыре располагаются в историческом здании Сорбонны, а три носят имя «Сорбонна» в своем официальном названии. Несмотря на административные, управленческие и исторические связи, сегодня не существует единой системы Парижского университета, которая бы связывала все университеты на академическом уровне.

Венский университет (Universitat Wien) — государственный университет, расположенный в Вене, Австрия. Он был открыт в 1365 году, что делает его одним из старейших университетов Европы. Австрийцы называют его Хауптуни.

Университет был основан 12 марта 1365 года герцогом Рудольфом IV и его братьями Альбертом III и Леопольдом III, отсюда и дополнительное название университета «Альма Матер Рудольфина». Венский университет — третий старейший университет в Центральной Европе после Карлова университета в Праге и Ягеллонского университета в Кракове, а также старейший университет в немецкоязычном мире.

В 1365 году Рудольф IV одобрил открытие в Вене университета по образцу Парижского университета (Сорбонна). Однако Папа Урбан V не ратифицировал основание этого учебного заведения, очевидно, под давлением императора Карла IV, который хотел избежать конкуренции с Пражским университетом. В 1384 году Папа Римский наконец получил одобрение, и Венский университет получил статус полноценного университета (включая факультет теологии). Первое здание университета было открыто в 1385 году.

Позднее Средневековье (конец XV — начало XVII века) характеризуется новыми чертами, отличающими его от более раннего. Развитие ремесел и торговли привело к появлению мануфактур — предприятий, которые кооперировались в большие группы и были основаны на кустарной технике с элементами разделения труда. Рост производства побуждал к поиску новых рынков, приобретению и расширению колоний. С этим связана серия дальних путешествий и крупных географических открытий, оказавших чрезвычайное влияние на дальнейшее политическое, экономическое и культурное развитие всей Европы. Эти открытия помогли пополнить каталог лекарственных средств ранее неизвестными растениями. Из Южной и Восточной Азии, помимо пряностей, в Европу попали опиум, камфора, смолы и камеди, а также другие лекарственные вещества; из Америки — кора цинхоны, корни халапы, плоды и листья какао, какао, ипекакуаны.

Алхимия оказала значительное влияние на фармацию в Западной Европе. Только на Западе она стала полностью самостоятельной, имеющей свои цели и теорию. Он был наиболее распространен в Испании, Италии, Франции, Германии и Англии. Это был бескорыстный поиск алхимиков, убежденных в возможности найти философский камень с помощью химических операций. Выдающимися деятелями этого периода являются Раймонд Луллий, Арнольдо де Вилланова (1235-1311) и его труд «о ядах», Альберт Великий, Фрабон Вентура (1214-1274), установивший факт растворения серебра в азотной кислоте и золота в царской водке), Роджер Бэкон, Василий Валентин (открывший соляную кислоту, хлорид железа, хлорид сурьмы и другие соединения сурьмы и др.) Но было также значительное количество алхимиков, которые были фальсификаторами. Уже во времена Данте они приобрели известность. Это видно из того, что в первой части «Божественной комедии» появляются два фальсификатора металла.

Влияние алхимии на развитие фармации

Алхимики искали философский камень не только для того, чтобы добывать с его помощью золото, они также верили, что он является панацеей от всех болезней и дарует бессмертие. Вера в панацею служила причиной поддержки алхимиков со стороны власть имущих. Одновременно шел процесс накопления знаний о действительных лечебных свойствах различных веществ — от минеральных солей до экстрактов из растений или тканей животных. Многие фармацевты были собирателями этих знаний. Однако практические знания фармацевтов перемежались с мистическими объяснениями действия лекарств, заимствованными из описаний алхимиков. Поэтому неудивительно, что средневековые аптекари продавали такие вещества, как череп мертвого, но непогребенного человека, жир змеи, свиньи, навоз козы, собаки, павлина и голубя.

Заслугой западной алхимии стало значительное расширение знаний в области теоретической и прикладной химии. В дополнение к водяной бане были созданы аппараты для выпаривания, нагревания, кристаллизации. Манипулируя веществами, воздействуя на них различными способами для получения скрытой квинтэссенции, алхимики начали бессознательно изучать зависимость свойств веществ от их состава.

Особенности эпохи Возрождения

Ренессанс — это эпоха в истории культуры и искусства, которая отражает начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Ренессанс возник в Западной Европе, особенно в Италии, но аналогичные процессы происходили также в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране этот тип культуры имел свои особенности, которые были связаны с этническими характеристиками, специфическими традициями и влиянием других национальных культур. Ренессанс связан с процессом формирования светской культуры и гуманистического сознания. Аналогичные процессы развивались в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века были ориентированы на возрождение античной культуры, философские и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания.

В других странах такая ориентация на античное наследие может отсутствовать, но процесс эмансипации человека и утверждение силы, рациональности, красоты, свободы личности, единства человека и природы присущи всем культурам ренессансного типа. В развитии культуры Ренессанса выделяют следующие этапы: Раннее Возрождение, представленное Петраркой, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и т.д.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда становится заметен кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). Главная особенность эпохи Возрождения — ее целостность и многогранность в понимании человека, жизни и культуры. Крутой взлет авторитета искусства не привел к его противопоставлению науке и ремеслам, а был понят как равнозначность и равноценность различных форм человеческой деятельности.

В эту эпоху прикладное искусство и архитектура достигли высокого уровня, сочетая художественное творчество с техническим дизайном и мастерством. Особенность искусства Ренессанса в том, что оно четко демократично и реалистично, в центре которого человек и природа. Художники достигают широкого охвата реальности и способны правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные пути и средства воспроизведения богатства и разнообразия проявлений реального мира. Красота, гармония, изящество воспринимаются как качества реального мира. В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, появились черты кризиса.

В Западной Европе это отразилось в подъеме академизма и маньеризма в изобразительном искусстве, в наступательной религиозности и мистицизме в светской и гуманистической культуре. Произошел разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Гуманизм позднего Возрождения был обогащен осознанием противоречий жизни, трагическим восприятием мира, что нашло отражение в произведениях его величайших представителей — Шекспира, Микеланджело. Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение для истории мировой культуры. Искусство Ренессанса воплотило в себе идеал гармоничного и свободного человеческого существования, который питал его культуру.

Возникновение фармации в Западной Европе

Фармация происходит от латинского «pharma» и означает лекарство, т.е. фармация — это наука о лекарствах. Слово «апотека» имеет греческое происхождение. Первоначальное значение — специализированный или общий магазин или склад. Однако со временем значение изменилось, и сегодня на всех языках это слово означает медицинское учреждение, аптеку в современном понимании. Аптека берет свое начало в те древние времена, когда человек начал искать средства от своих недугов. Первое упоминание об аптеке (апотеке) как месте для хранения лекарств встречается у Гиппократа (400 лет до н.э.). Клавдий Галлен (131-207 гг. н.э.) говорит об аптеке (officina) как о месте не только для хранения, но и для производства лекарств. Первые аптеки в Европе были созданы в монастырях около 1100 года нашей эры. Монахи готовили лекарства и бесплатно раздавали их нуждающимся. В это же время впервые появились рецепты, начинающиеся словами «Cum Deo!». (Cum Deo!). Только через 100 лет, благодаря развитию Солернской школы медицины, в Венеции были открыты первые городские аптеки. Специалисты для них готовились по широко распространенному в то время практическому методу — схеме «ученик-ученик-мастер». Прохождение этой цепи длилось от 10 до 15 лет, в зависимости от усердия и способностей ученика.

До конца XI века в Европе не существовало аптек как каких-либо коммерческих учреждений, где можно было бы купить или заказать необходимое лекарство. Люди создавали свои собственные «лекарства», собирая и перерабатывая растения, минералы и другие ингредиенты для этих целей. При этом, по понятным причинам, два разных «эксперта» не смогли найти одинаковое средство защиты: Каждый делал лекарства в соответствии со своим пониманием и предпочтениями. Самыми продвинутыми в плане методичности и систематичности в то время были монахи, работавшие в лабораториях и школах при монастырях.

Там сохранились по крайней мере самые ранние источники, которые были не более чем компиляциями фармакопейных статей о препаратах и лекарственных растениях, собранных и изученных монастырскими учеными. В этих рукописях подробно описаны методы сбора и культивирования растений, их обработка, а также рекомендации по их терапевтическому использованию. Фактически, можно сказать, что европейская школа фармации обязана своим существованием тем неизвестным аптекарям в монашеских рясах….. Монастырские школы, где «аптекарь» был врачом, хирургом, фармацевтом и профессором в одном лице, оказались не в состоянии угнаться за научными возможностями общедоступных университетов в Болонье, Париже, Оксфорде, Саламанке, Праге, Гейдельберге и других европейских городах, которые были основаны в середине XIII в. Очень популярная в то время арабская школа фармации, включавшая сотни различных лекарств и способов их приема, активно изучалась как врачами, так и студентами в университетах Италии и Франции.

В аптеках последователи арабской школы постоянно предлагали «ароматарии», «кондитерские» и «стационарии», то есть нюхательные соли, пилюли и порошки, составленные по мавританским и персидским рукописям во всех видах, сортах и вкусах. В XV веке нашей эры впервые появляется термин «провизор» — от латинского provisor — предвидеть, предвосхищать, предсказывать, что говорит о важной роли провизора в лечебном процессе. Врач ставит диагноз, а фармацевт видит направление развития болезни и с помощью заранее определенных лекарств корректирует ее течение и дальнейшее развитие. В 1581 году в Испании была издана первая полноценная фармакопея — свод правил приготовления лекарств.

Характерной особенностью фармации с самого начала ее возникновения во все времена и во всех странах было ее особое место среди других профессий и ремесел. Его создание как самостоятельной организации, сфера деятельности, цели, обязанности, правила работы, квалификация фармацевтов, хранение и отпуск лекарств, цены на них — все это регулировалось специальными уставами, имеющими силу закона. Ведь среди лекарств были токсичные вещества, которые требовали повышенной осторожности — как при хранении, так и при выдаче.

Наиболее известным в этом отношении является один из указов Фридриха II Штауфенского (1194-1250), короля Южной Италии (точнее Сицилии), который также был немецким королем и императором Священной Римской империи. Указ был издан в 1224 году и знаменателен тем, что узаконил правило, которое сегодня воспринимается как само собой разумеющееся. Декрет нормализовал деятельность аптекаря и, что очень важно, впервые провел различие между функциями врача и аптекаря. Все было довольно просто: врачам запрещалось готовить и продавать лекарства, а аптекарям — лечить пациентов, то есть каждый должен был заниматься своими делами.

Так, первыми правовыми актами, регулирующими фармацевтическую деятельность, стали Арльский статут (1170) и отдельные разделы статута Фридриха II Гогенштауфена (1231-1240). Эти и другие документы, которые легли в основу этих уставов, оказали значительное влияние на развитие профессии фармацевта. Главным в них было создание своеобразной системы контроля за деятельностью фармацевтов и врачей с полным разделением этих профессий. Это был первый случай установления контроля над профессиональной деятельностью. В других химических профессиях не было ничего сопоставимого (их деятельность регулировалась только как цеха). Возникла парадоксальная ситуация — в то самое время, когда аптечные лаборатории становились центрами развития химии как науки, фармацевты фактически были лишены возможности сохранять свою деятельность в тайне.

Это привело к изменению идеалов гораздо раньше, чем возникла ятрохимия. В недрах аптекарских лабораторий идея панацеи расцвела как своего рода магистериум. Однако плодотворной оказалась не эта идея, а развитие химических экспериментов, основанных на аптекарской (не алхимической) рецептурной традиции. Эта традиция была заложена благодаря работе по кодификации деятельности фармацевтов — созданию фармакопей. В рамках этого процесса в области фармации уже в XII веке Николаем Препозитором Салернитанским была введена система аптекарских мер и весов, основанная на уникальном «социальном», а не научном эксперименте. Создание фармакопеи стало законодательным закреплением традиции рецептов, в то самое время, когда в алхимии и ятрохимии герметизм, стремление зашифровать «тайные методы», находился на пике своего развития.

Состояние медицинских знаний в Европе в Средние века было низким. Аптеки в Европе в это время строились по арабскому образцу и импортировали восточные лекарственные растения. С XV века, после великих географических открытий, арсенал лекарственных средств пополнился растениями, вывезенными из Америки.

В конце Средневековья в учении о траволечении возникло особое учение о так называемой «сигнатуре», то есть о признаках, по которым можно судить о пригодности того или иного растения в качестве лекарственного. Последователи этой теории (например, Парацельс 1493-1541) считали, что отправной точкой для поиска лекарств является форма растения в целом, а также его отдельных частей. Например, форма листьев печеночницы, напоминающая форму человеческой печени, считалась лекарственным растением для лечения заболеваний печени. Подписанты внесли вклад в накопление морфологической и систематической информации, в использование исследований по химическому составу лекарственных растений. Большой вклад в включение лекарственных растений в народную медицину внесли монахи, для которых, где бы они ни находились, в своих кельях или монастырях, дикорастущие растения часто были и источником пищи, и бесспорным основным источником лекарств. Растения, способные не только лечить, но и тонизировать организм, представляли особый интерес для монахов. Так, давным-давно монахи обнаружили эту способность у дягиля и включили это растение в секретный рецепт ряда напитков, которыми монахи всегда славились на весь мир.

Формирование фармации как системы научных знаний

Прошло довольно много времени, прежде чем обучение будущих фармацевтов основам профессии стало самостоятельной областью, требующей создания специализированных медицинских учреждений. Студенты изучали все известные в то время способы получения и обработки лекарств, а также свойства химических элементов и соединений, необходимых для получения того или иного лекарства. По всей Европе открывались десятки и сотни частных школ и «политехникумов», директорами и владельцами которых часто были выдающиеся фармацевты.

Первые учебные заведения, готовившие фармацевтов, были открыты в середине XVI века в Монпелье (южная Франция), Падуе и Барселоне (Испания). В это же время в Падуе был создан ботанический сад с обширной коллекцией лекарственных растений, что заложило основу для преподавания фармакогнозии — науки о лекарственных растениях — в Падуанском университете. Наиболее полные и хорошо регламентированные «руководства» по созданию аптек и по тому, что мы сейчас называем «фармацевтическим менеджментом», появились в конце XVII и начале XIX века. В это же время основываются общественные объединения фармацевтов — «Оберколлегия медикум и санитатис» в Берлине в 1796 г., «Либеральное общество фармацевтов» в Париже и «Королевская школа фармации» в Лондоне в 1842 г. В середине XIX века медицина и производство лекарств постепенно начинают разделяться. В университетах создаются специальные кафедры для фармацевтов, в разных странах и городах — специальные своды законов и правил, регулирующие как их профессиональную подготовку, так и практическую деятельность. Обучение будущих фармацевтов в университетах было впервые введено во Франции и Англии в начале XIX в. Первоначально основное внимание уделялось приобретению знаний и практических навыков в приготовлении и применении лекарств.

Постепенно, однако, в курсы включалось все больше теоретических дисциплин. Это произошло потому, что в последующие десятилетия аптеки постепенно утратили свою производственную функцию и все больше концентрировались на продаже лекарств и консультировании пациентов. «Ученые врачи» обучались в университетах или медицинских школах. Врач должен был уметь поставить диагноз пациенту путем осмотра и исследования мочи и пульса. Основными методами лечения считаются кровопускание и очищение желудка. Однако средневековые врачи также успешно использовали медикаментозное лечение. Они знали о целебных свойствах различных металлов, минералов и — что очень важно — трав. В трактате «О свойствах трав» Одо из Мены (XI век) упоминается более 100 лекарственных растений, в том числе полынь, крапива, чеснок, можжевельник, мята, чистотел и другие.

Лекарства готовились из трав и минералов, с тщательным соблюдением пропорций. Количество компонентов, содержащихся в том или ином средстве, могло достигать нескольких десятков — чем больше лекарственных веществ использовалось, тем эффективнее должно было быть средство. Из всех отраслей медицины наибольшего успеха достигла хирургия. Потребность в хирургах была очень высока из-за многочисленных войн, поскольку никто другой не занимался лечением ран, переломов и ушибов, ампутацией конечностей и т.д. Врачи даже избегали кровопускания, а бакалавры медицины обещали не проводить никаких хирургических операций. Но хотя хирурги были крайне необходимы, их правовое положение оставалось незавидным. Хирурги образовали отдельный орган, стоящий гораздо ниже группы ученых врачей.

Среди хирургов были и странствующие врачи (дантисты, хирурги по лечению камней и грыж и т.д.). Они ездили на ярмарки и проводили операции прямо на площадях, оставляя больных на попечение родственников. Такие хирурги лечили в основном кожные заболевания, внешние травмы и опухоли.

На протяжении Средневековья хирурги боролись за равенство с академическими врачами. В некоторых странах они добились значительного успеха. Так было во Франции, где рано сформировался закрытый класс хирургов, а в 1260 году был основан Колледж Святого Космы. Попасть в него было и трудно, и почетно. Чтобы поступить в него, хирурги должны были знать латынь, пройти курс философии и медицины в университете, практиковать хирургию в течение двух лет и получить степень магистра. Такие хирурги высшего ранга (chirurgiens de robe longue), получали такую же солидную подготовку, как и академические врачи, имели определенные привилегии и пользовались большим престижем. Но медицинская практика отнюдь не ограничивалась людьми с университетским образованием.

Многие библиографические источники называют период между первой половиной 18-го века и первой половиной 19-го века «золотым веком фармации». Ни в средние века, ни в последующее время фармацевтика не развивалась так быстро. Аптеки того времени были центрами научных исследований, и выдающиеся фармацевты не только изобрели множество новых лекарств, но и сделали ценные открытия в области химии и питания. Польский фармацевт-ученый Шимон Фабиан (1802-1885) в своем трехтомном учебнике «Аптека», который он опубликовал вместе с Т. Генрихом в 1835 году, трактовал понятие фармации следующим образом: «Фармация, так называемая аптекарская наука, имеет целью познание, собирание, «хранение», а также обработку сырых лекарств всех царств природы, так что ее можно разделить на науку, занимающуюся распознаванием сырых лекарств, называемую фармакологией, и науку, занимающуюся их обработкой, называемую активной фармацией».

Развитие активной фармации в Европе в восемнадцатом и девятнадцатом веках связано, прежде всего, с выдающимися открытиями в области химии. Фармацевты заинтересовались работой Парацельса (1493-1541), который получал препараты путем химической обработки. Этим объясняется широкое использование методов и оборудования бывших алхимических лабораторий в аптеках XVIII века. В то время выдающиеся химики открывали новые химические соединения и создавали новые лекарства, а выдающиеся химики, хотя и считали химию самостоятельной наукой, совмещали свои химические исследования с фармацевтической практикой. Такая тесная связь между химией и фармацией объясняется и экономическими причинами.

У аптечных лабораторий было много заказов на производство химических веществ для промышленного использования: заказы на различные красители, краски, ингредиенты косметики и пищевых продуктов. Выполняя эти заказы, фармацевты совершенствовали технологии и методы химической обработки, изобретали более точные аппараты для своих исследований. Поэтому шаг в развитии химико-фармацевтической технологии стал важным фактором в развитии науки о лекарствах.

С древних времен аптека носила цеховой характер и так или иначе подчинялась врачам. В XVIII. Однако в XVIII веке в Европе она начала выходить из-под этой опеки, и со временем превратилась в свободную профессию. Примитивное цеховое образование постепенно заменялось университетским. Во второй половине восемнадцатого века во многих университетах Европы открылись фармацевтические факультеты, были основаны научно-фармацевтические общества и журналы.

Этапы развития фармацевтической промышленности

Позднее Средневековье было наполнено ожесточенной борьбой за монопольное право на очень прибыльный аптечный бизнес, в которой соперничающие стороны пытались привлечь на свою сторону официальные власти, не чурались доносов, организации «доносчиков» и других вполне современных средств. И даже тогда неполнота и противоречивость «нормативно-правовых актов» давала возможность найти лазейки в запретах:

«По приказу Людовика XII в июне 1514 года было проведено разделение бакалейщиков и аптекарей. Согласно этому предписанию, апотекарии могли быть бакалейщиками, но бакалейщики уже не могли быть апотекариями. Однако расплывчатая формулировка в этом постановлении способствовала оживленной борьбе между двумя группами, когда нужно было решить, где заканчивается и где начинается продажа лекарств. В 1655 году аптекарям было запрещено быть бакалейщиками. На этом споры не закончились, но возникли новые, и на этот раз уже с врачами, которые хотели подчинить фармацевтов своим правилам.

Но не всегда страдали именно фармацевты: Классическим примером является судьба изобретателя гомеопатии, немецкого врача Ганемана, против которого фармацевты организовали «облавы» со стороны регулирующих органов того времени не из-за гомеопатии как таковой, а из-за того, что он сам производил лекарства:

«Когда мания смешивания охватила врачей, они уже не могли сами готовить сложные смеси, поэтому постепенно появились аптекари: в Германии в XV веке, в Праге и Нюрнберге уже в XIII веке. В далекие времена никому не приходило в голову заставлять врачей доверять приготовление своих лекарств третьей стороне. Между тем формирование аптекарского магазина достигло того уровня, что в Пруссии в конце XVII и начале XVIII века врачам запрещалось самим отпускать лекарства, а в опубликованном по этому поводу правительственном распоряжении был прямо указан следующий мотив: «чтобы они (врачи) не приносили вреда аптекарям».

К 15 веку относится возникновение аптечной монополии. В то время было выдано специальное верховное разрешение на открытие аптек, и всякая конкуренция была исключена. Например, когда архиепископ в Галле (Германия) выдал разрешение на открытие второй аптеки в городе, оно сопровождалось приказом «никогда больше и навечно не выдавать разрешения в этом городе». В то же время впервые был организован специальный фармацевтический тренинг: Во Франции, например, она состояла из четырехлетнего ученичества в аптеке, десяти лет работы в качестве ассистента и ряда экзаменов. Из вышесказанного становится ясно, насколько не соответствует действительности распространенное представление о Средних веках как о времени унылого застоя и отсутствия какой-либо научной мысли. В начале эпохи Возрождения мир знал книгопечатание и магнитную иглу; льняную бумагу, используемую арабами и испанскими евреями с XII века; хлопковую бумагу, известную с X века и уже очень распространенную в XIII и XIV веках, в то время как от папируса постепенно отказались даже в Египте со времен арабов; порох; очки; механические часы; и многочисленные достижения в математике, астрономии, механике и других областях. На основе огромного количества фактов, собранных алхимиками, возникло новое направление в медицине и химии, давшее начало современной фармации, известной как ятрохимия или медицинская химия.

В конце 18 — начале 19 веков, в период французской буржуазной революции и наполеоновских походов, возник импульс для развития химии и фармации: бурное развитие промышленности, давление военных потребностей. Например, для обуви 500 000 призывников требовалась кожа, а кожевенные заводы с их дубильными ямами не могли вовремя подготовить кожу. Фуркруа изучал процесс дубления кожи и открыл метод, который позволил за несколько дней производить то, на что раньше уходило несколько лет. В связи с конкурсом Французской академии на лучшее освещение Парижа Лавуазье проводил эксперименты по освещению и горению, открыл состав воздуха и закон сохранения материи. Кавенту, военный фармацевт, делал мыло для солдат из маслянистых отбросов и пепла, находясь в армии в Голландии, разработал методы очистки воды для снижения заболеваемости в войсках.

Заключение

Из вышеизложенных соображений можно сделать вывод, что статус фармацевта был разным в разные исторические периоды. В начале развития фармации она была, по сути, ремеслом, обслуживающим профессию врача и подчиненным ей. Соответственно, фармацевтическое обучение также носило ремесленный характер, т.е. происходило практически и было сертифицировано в мастерских отдельных фармацевтов. Первоначально в средневековой Европе существовало сословное различие между аптекарями и лекарями, поскольку только знатный человек мог стать лекарем, в отличие от аптекаря. Тем не менее, статус аптекаря был довольно высок, в основном из-за ответственности, которую он нес за производимые им продукты. Аптекари обычно входили в состав городского правительства, и их ассоциации оказывали значительное влияние на экономику города.

В конце 18 и начале 19 веков — период французской буржуазной революции и наполеоновских походов — существовали стимулы для развития химии и фармации: бурное развитие промышленности, давление военных потребностей. Например, для обуви 500 000 призывников требовалась кожа, а кожевенные заводы с их дубильными ямами не могли вовремя подготовить кожу. Фуркруа изучал процесс дубления кожи и открыл метод, который позволил за несколько дней производить то, на что раньше уходило несколько лет. В связи с конкурсом Французской академии на лучшее освещение Парижа Лавуазье провел эксперименты по освещению и горению, открыл состав воздуха и закон сохранения материи. Кавенту, военный фармацевт, делал мыло для солдат из маслянистых отбросов и пепла, находясь в армии в Голландии, разработал методы очистки воды для снижения заболеваемости в войсках. Чтобы заменить коровье масло, которое было в дефиците во время войны, фармацевт Меже-Морье разработал производство маргарина. В это время с той же целью активно создавались общества содействия развитию промышленности и выставок, а также были изменены стандарты подготовки квалифицированных рабочих для промышленности. Возникло и фармацевтическое общество: в последней трети XIX века начала зарождаться фармацевтическая промышленность, а аптеки превратились в коммерческие заведения по продаже преимущественно запатентованных средств различных компаний. Первые заводы Боме по производству аммиака и Пеллетье по производству хинина дали толчок для дальнейшего развития промышленности. Фармацевт Мерк заложил основы фабричного производства морфина, наркотина, хинина, стрихнина и других растительных препаратов в Дармштадте в 1827 году. Из аптечных лабораторий возникли компании Schering (Германия), Burroughs-Welkom (Англия), Park-Davis (Америка).

Список литературы

  1. Егоров В.А. , Абдульманова Е.Л. История фармации. Учебное пособие для студентов фармацевтических факультетов.- Самара: ГП Перспектива; Самарский государственный медицинский университет 2002.
  2. Семченко В.Ф. История фармации: учебник. Ростов нД: Издательство «Март», 2003.
  3. Шамин А.Н. Курс лекций по истории фармации.
  4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры / П.М. Бицилли. — СПб: Мифрил, 1995 г. — 231 с.
  5. История Средних веков / Р.Й. Виппер. — Киев: AirLand, 1996. — 68 с.
  6. Грановский Г.Н. Лекции по истории средних веков/ Г.Н. Грановский. — М.: Искусство, 1984 г. — 122 с.
  7. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры/ А.Я. Козлов. — М.: Искусство, 1984 г. — 88 с.
  8. Гуревич А.Я. Лекции по истории средних веков / М.: Наука, 1987 г. — 94 с.
  9. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура молчаливого большинства / А.Я. Козлов. — М.: Искусство, 1990 г. — 122 с.
  10. Иванов В.Г. История этики средних веков / В.Г. Иванов. — Л.: ЛЛУ, 1984 г. — 322 с.
  11. Карсавин, Л.П. Культура средневековья/ Л.П. Карсавин. — Киев: Символ, 1995. — 471 с.
  12. Круглова Л.К.. Основы культурологии: учебник / Л.К. Круглова. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и водного хозяйства, 1994 г. — 264с.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. К. Маркс и его философия
  2. Мишель де Монтень
  3. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
  4. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики
  5. Эллинистическая философия
  6. Телеологическая концепция истории Августина — Концепция «Града Божьего»
  7. Философия и искусство
  8. Христианская мысль 1ого и 2ого века нашей эры
  9. Антропологический материализм Фейербаха — Суть антропологического материализма и его принципы
  10. Видимость или кажимость