Для связи в whatsapp +905441085890

Сенсуализм и рационализм в истории познания

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Специфика и основные формы чувственного познания
  2. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании
  3. Знак, его природа и роль в информационной деятельности
  4. Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления – рассудок и разум
  5. Единство чувственного и рационального в познании
  6. Научное познание, его специфические признаки
  7. Этические основания научной деятельности
  8. Истина: понятие и основные концепции
  9. Относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
  10. Соотношение действительности и мышления

Введение

В недавнем прошлом считалось, что познание состоит из двух этапов: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, по мере того как становилось все яснее, что чувственное в ряде моментов проникает в рациональное, мы стали думать, что этапы (или уровни, ступени) познания — это эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное — это способности, на основе которых формируется эмпирическое и теоретическое.

На наш взгляд, такой подход в большей степени отражает реальную структуру когнитивной деятельности, но требует дальнейшей конкретизации и терминологического уточнения. Такой подход упускает из виду другой, первый уровень познания — «живое созерцание»; эта ступень познания не отличается от эмпирической. При этом живое созерцание имеет место в обыденном и художественном познании, а эмпирический уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности — научного познания. Научное познание невозможно без опоры на живое созерцание.

Скорее, живое созерцание — это не познавательная способность, а результат реализации этих способностей, или процесс познания указанной стороны объектов.

Процесс познания во всех его существенных моментах связан с практикой.

Практика является основой формирования и развития познания на всех его этапах, источником познания, критерием истинности результатов познавательного процесса.

Таким образом, когнитивное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.

Сенсорное восприятие. Его формы и характеристики

Познание, основное содержание которого получено с помощью деятельности органов чувств, называется сенсорным познанием. Органы чувств человека являются, с одной стороны, результатом эволюции органического мира, а с другой — результатом общественного развития, предшествующей истории человечества, т.е. имеют биосоциальный характер. Музыкальный слух и глаз, воспринимающий красоту, — это очеловеченные чувства, возникающие в процессе практики и гуманизации природы и общества. Основными формами сенсорного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Восприятие — это отражение отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека. Согласно пяти органам чувств, существует пять типов ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные.

Восприятие — это целостная картина объекта в единстве его различных чувственно воспринимаемых качеств.

Восприятие — это целостная картина объекта, который мы воспринимали в прошлом, но который не действует на наши органы чувств в данный момент, а воспроизводится по памяти. Отсутствие непосредственной связи с реальной ситуацией и работы памяти приводит к некоторой обобщенности и усредненности образного представления, в нем устраняются индивидуальные, неповторимые особенности объекта. К представлениям в науке относят воображение, фантазию, модельные образы, целевые образы, плановые образы и визуальные образы.

Проблема объективности ощущений была поднята в наше время Джоном Локком в его учении о «первичных» и «вторичных» свойствах. Современная трактовка природы ощущений основывается на трех положениях: 1) объективность всех свойств, качеств вещей: как первичных, так и вторичных; 2) недопустимость абсолютного тождества, одновременности ощущений и свойств внешних объектов; 3) недопустимость только знакового, субъективистского подхода к сенсорному отражению. Чувственное отражение имеет как иконические, субъективные, так и образные, объективные стороны (элементы). Знаковая, субъективная сторона связана с тем, что ощущение зависит от состояния рецепторов, нейронных путей, мозга, где информация об объекте преломляется, трансформируется, перекодируется. Эта опосредованная связь между объектом и ощущением придает ощущениям характер естественных знаков. Но в своем содержании ощущения несут и объективную информацию об объективном мире: ощущение вкуса — о химическом составе вещества, цвета, звука — о длине электромагнитных волн, частоте колебаний, энергии электромагнитных волн. В.И. Ленин называл ощущение «субъективным образом объективного мира». Это свойство применимо и к другим формам чувственного восприятия. Раскрыть адекватность чувственного образа можно, обнаружив диалектику объективного и субъективного в образе.

Чувствование содержит в «смеси» как информацию об объективном мире, так и информацию о состоянии воспринимающего организма, его органов чувств. Субъективное и объективное в чувственном образе слиты, а не разделены, и в этом заключается его особенность. Но такое неразделение субъективного и объективного в чувственном образе имеет относительный характер и преодолевается в процессе интеллектуализации чувственности и ее опосредования теоретическим мышлением. Современный физик, вооруженный измерительными приборами, умеющий измерять частоту и энергию электромагнитных волн, способен экспериментально исследовать состав света, отраженного как от поверхности цветка, так и от лепестка розы, то есть определить объективную основу зеленого и красного цветов. Химик может проделать ту же процедуру и выяснить объективную основу соленого, сладкого и т.д. Такое знание будет иметь объективное содержание, оно не зависит от состояния органов чувств. Процесс его формирования опосредован развитием теоретической мысли, понятийного аппарата науки.

Отсюда роль органов чувств, чувственного отражения в обеспечении всего человеческого знания. Без органов чувств человек не способен к познанию, к мышлению вообще.

Рациональное познание и его формы

Чувственный образ мира, который передают нам органы чувств, необходим, но недостаточен для глубокого познания объектов, их взаимосвязей, зависимостей, причин и законов развития. Для этого необходимо мышление, еще одна познавательная способность человека, с помощью которой он проникает в сущность предметов. Отражение через мышление опосредовано и тесно связано с языком. Возникновение мышления основано на практической деятельности людей. Познание, основное содержание которого получено на основе мыслительной деятельности, называется рациональным познанием.

В современной литературе выделяют различные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное. Первые два возникают как процесс оперирования конкретными сенсорными образами, встречаются у высокоорганизованных животных и появляются у детей на ранних стадиях их развития. Абстрактное мышление — это наиболее зрелый тип мышления, связанный с оперированием понятиями (абстракциями). Рациональное познание в первую очередь ассоциируется со способностью человека абстрактно и разумно осмысливать реальность.

Основными формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — это форма мышления, отражающая общие и существенные связи и отношения предметов и явлений действительности. Все понятия формируются путем операций абстракции (отвлечения) от сенсорных и визуальных (единичных, внешних, несущественных) признаков и обобщения на основе выделения общих, внутренних, существенных признаков. Понятия могут быть разной степени общности: менее общие, более общие и универсальные (например, соответственно: растение, природа, материя). В повседневном познании понятия могут содержать набор общих признаков, как существенных, так и несущественных. В научном познании понятие содержит общие существенные признаки (сравните обыденное и научное понятие человека). Существуют концепты, раскрывающие смысл, смысл объекта, концепты-проекты (образы будущего) и другие. Грамматической формой выражения понятия является слово или фраза.

Суждение — это форма рассуждения, в которой что-то утверждается о чем-то путем соединения понятий. Понятия и суждения взаимосвязаны. Можно сказать, что суждение — это расширенное понятие, а понятие — это расширенное суждение. Грамматической формой выражения мнения является предложение. Умозаключения формируются на основе понятий и предложений.

Умозаключение — это процесс мышления, в котором новое заключение, называемое выводом, формируется из одного или нескольких предложений (оснований) в соответствии с правилами логики. Косвенные рассуждения показывают опосредованный характер мышления: не прибегая к чувственному опыту, мы приходим к новым знаниям на основе рассуждений. В этой способности мышления выходить за пределы чувственных данных заключается творческая природа мышления.

Формы мышления, а также правила, законы мышления изучает наука логика. Основные законы и формы логического мышления были сформулированы Аристотелем.

К формам рационального знания, если иметь в виду научное знание, относятся гипотеза — вероятностное, гипотетическое знание об объекте, нуждающееся в доказательстве, и теория — система объективно истинных, проверенных практикой знаний об объекте, о законах действительности, которая является основой научного предвидения.

Современная наука характеризуется высокой степенью абстракции своих понятий, законов, теорий. Наука все дальше и дальше уходит от непосредственного чувственного восприятия объектов, мышление все дальше и дальше уходит от реальности. В этом одновременно слабость и сила мышления. С одной стороны, при абстрактном мышлении теряется «многоцветность» мира, уникальные свойства и качества объектов, мир схематизируется и упрощается в абстракциях. С другой стороны, «уход» абстракций от реальности означает одновременно и углубление познания — от изучения сущности первого порядка знание переходит к сущности второго порядка и далее, открывая новые законы бытия.

Сенсуализм и рационализм. Диалог противоположностей

В истории философии существовали две крайности в понимании соотношения чувственного и рационального в познании — сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм представлен двумя разновидностями: материалистической (Эпикур, Локк, Гоббс и др.) и идеалистической (Беркли и др.). Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного восприятия и не доверяют абстрактному мышлению. Они считают все знания как по источнику, так и по содержанию — от ощущений. Как писал Дж. Локк, «нет ничего в разуме, чего бы изначально не было в чувствах». Роль мысли в познании сводится сенсуалистами к простому суммированию, обобщению сенсорных данных. С их точки зрения, мышление, оторванное от чувственности, ведет к ошибкам.
Рационализм во взглядах на знание был характерен для Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.-В.Лейбница, Ф.В.Шеллинга. Рационалисты приписывают все достоинства знания мышлению и считают чувственность источником несовершенного, вероятностного знания, причиной многих ошибок и заблуждений. Результаты абстрактного мышления являются всеобщими, необходимыми и истинными, тогда как результаты чувственного размышления не дают истинного знания и могут быть лишь основой для мнения. Роль чувственности в познавательной деятельности ограничивалась функцией суфлера, толчка к мысли. Рационалисты отделили мысль от чувственного познания и сделали ее самостоятельной познавательной способностью, не зависящей от опыта.

В процессе познания четко прослеживаются две стороны — чувственное отражение и рациональное познание. Познание — это вид ментального производства, которое приводит к знаниям в различных формах. В процесс познания вовлечены практически все человеческие способности, среди которых наиболее важными являются эмоции и разум, находящиеся в тесном единстве друг с другом, а также с другими человеческими способностями.

Сенсорное восприятие, помимо своей важности, имеет и «дефект». На уровне чувственного восприятия невозможно осознать внутреннюю связь с законами природы. Общее и единичное невозможно отличить с помощью сенсорного восприятия. Даже с помощью органов чувств невозможно постичь весь мир явлений. Эти неадекватности устраняются только на уровне логического или рационального познания. Три основные формы чувственного восприятия — это ощущение, восприятие, выделение. Аналогично, на уровне логического познания проводится различие между понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие — это форма, в которой отражены общие необходимые характеристики группы объектов. Суждения выражают отношения между объектами. Умозаключения — это способ получения нового результата на основе нескольких мнений. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражается в мышлении.

Мышление — это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, который осуществляется на практике и на основе чувственных данных выявляет их закономерные связи и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий). В процессе мышления мы сталкиваемся не только с истинными определениями, но и с заблуждениями. Понятие заблуждения не применимо к ощущениям, а только к мыслям. Когда мы говорим о перцептивных ощущениях, они квалифицируются как истинные и ложные. Человек ошибается, когда находится в процессе поиска, а этот поиск предполагает определенную свободу выбора. На уровне ощущений и восприятий такого выбора нет, поскольку они являются результатом прямого взаимодействия органов чувств с вещами. Поскольку выбора нет, то и заблуждаться не в чем, то есть мы можем говорить об истинности и ложности наших ощущений. В этом соотношении чувственного и рационального эти стороны не равны, их нельзя просто уравнять. Чувственное познание является источником знаний, а на уровне логического познания мы не просто обобщаем информацию, полученную от органов чувств, а получаем качественно новое знание.

Сильная сторона сенсуализма заключается в том, что он подчеркивает роль чувственного восприятия как важнейшего источника первичной информации. Слабая сторона заключается в переоценке сенсорного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и отрицать роль мышления. В результате сенсуализм всегда оставлял перед математическими истинами вопрос о природе общих понятий. Эти слабые стороны сенсуализма активно эксплуатировались рационализмом, который, в свою очередь, принижал роль чувственного познания и отводил решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм, в своей односторонности, останавливает познание на полпути, на чисто экспериментальных данных, то рационализм лишает разум его питательной среды, эмпирических фактов, и тем самым лишает познание той основы, на которой только и может строиться успешная работа познающего мир разума. Таким образом, только в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания лежит реальный путь к постижению истины.

Единство чувственного и рационального познания

Вся умственная деятельность человека вовлечена в процесс познания. Однако сенсорное и рациональное познание играет главную роль. Сенсорное или чувственное познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственные знания об объектах и их свойствах и протекает в трех основных формах: Восприятие, восприятие и репрезентация.

Восприятие — это сенсорный образ отдельного свойства объекта — его цвета, формы, вкуса и т.д. Благодаря активной работе человеческого сознания образы чувств, поступающие в мозг человека, подвергаются активной обработке и преобразуются в образы восприятия. Целостный образ объекта, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Восприятия формируются из ощущений и являются комбинацией ощущений. Например, яблоко воспринимается как сочетание ощущений его формы, цвета и вкуса. Восприятие возникает и существует в сознании как форма активного синтеза различных проявлений объектов и процессов, которая неотделима от других актов познавательной деятельности. Поэтому процесс восприятия является активным и творческим.

В его сознании накапливаются целостные сенсорно-перцептивные образы как результат интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой. Накопление и сохранение этих образов в сознании человека происходит через память. Не зря философы и психологи называют память «хранилищем образов». Благодаря памяти мы можем сохранить и воспроизвести целый образ, даже если он не дан нам непосредственно. В этом случае функционирует более сложная форма сенсорного восприятия — представление — образ отдельного объекта, воспринятый человеком ранее, который сохраняется в сознании. Восприятие — это результат прошлых воздействий объекта на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа объекта при его отсутствии в данный момент.

Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют согласованно, влияя друг на друга и испытывая влияние рациональных форм познания, логического мышления.

Эмпирическое знание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первый слой эмпирического знания — данные наблюдений — всегда записывается на определенном языке: и это язык, который использует не только повседневные термины, но и специальные научные термины. Данные наблюдений не могут быть сведены только к формам чувственности — ощущениям, восприятиям, представлениям. Здесь также наблюдается сложное переплетение чувственного и рационального.

Таким образом, сенсорное познание дает знания об отдельных свойствах и объектах реальности. Можем ли мы предположить, что эти знания надежны?

Что касается достоверности сенсорных образов, их соответствия вещам и их свойствам, рассмотрим следующее. Одни и те же предметы вызывают разные ощущения у разных людей, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями в органах чувств отдельных людей, их эмоциональными состояниями и другими факторами. Но было бы ошибкой абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях нет объективного элемента, независимого от человека и отражающего реальность. Если бы это было так, человек вообще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не сможет различать предметы по их размеру, цвету, вкусу и т.д. Без знания реальных свойств дерева, камня, железа он не смог бы изготовить и использовать инструменты для получения средств к существованию. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеет объективное, независимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают истинное знание о действительности прежде всего. Ощущения, восприятия, идеи — это субъективные образы объективного мира.

Следует подчеркнуть, что познавательная деятельность человека не сводится исключительно к сенсорному восприятию. Оно также включает в себя рациональное познание, о котором также нельзя сказать, что оно представляет собой чистую рациональность.

Заключение

Чувственное и рациональное связаны как два необходимых и взаимодополняющих момента единого процесса познания. Эта связь находит свое выражение в том, что чувственное познание связывает мысль с внешним миром, а мысль, в свою очередь, придает чувственному познанию целенаправленность, теоретически обобщает его данные. Следовательно, чувственное познание и рациональное познание полностью выполняют свою познавательную задачу только тогда, когда они находятся в единстве друг с другом.

Диалектический материализм, различающий чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляет их друг другу. Его представители утверждают, что эти стадии находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Именно отсюда они черпают свой исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания сенсорное познание находится под влиянием рационального познания. Человеческие ощущения, восприятия, идеи несут в себе характеристики всей ментально-интеллектуальной деятельности сознания.

Подводя итог, можно сказать, что процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития приобретают практический характер, а само познание становится все более дифференцированным и воплощенным в своих различных формах. Последние родственны, но не идентичны друг другу, каждый из них имеет свои особенности. Познание предстает как отражение, воспроизведение, воссоздание внешнего мира в сознании человека. У человека в результате контакта с внешним миром возникают ощущения, восприятия, понятия, мысли, которые представляют собой чувственные или мысленные образы предметов и явлений действительности, их свойств и отношений. А изображения — это копии, картинки, фотографии предметов и явлений. По сути, они правильно отражают то, что существует в реальности. Отражение, познание окружающего мира осуществляется человеком с помощью органов чувств и разума, рассудка, мышления. Человек воспринимает и познает разнообразный и красочный мир предметов, явлений и процессов с помощью органов чувств, то есть глаз, ушей, кожи, носа и языка.

Органы чувств — это каналы, по которым вся информация из внешнего мира поступает в мозг человека, в его сознание. Человек расширяет познавательные возможности органов чувств, усиливая их с помощью приборов, технических средств. Работа органов чувств вместе с приборами и техническими средствами позволяет человеку получать знания о внешнем мире.

Список использованной литературы

  1. Канке В.А. Основы философии М., 2001.
  2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронрав В.В., Введение в философию М., 1989 с.2.
  3. В.Н. Лавриненко, Философия, М., 2006.
  4. К.Х. Момджян, Философия, Москва, 2008 5.
  5. Радугин А.А., Философия М., 1997.