Для связи в whatsapp +905441085890

Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины — Формирование и истоки эмпиризма и рационализма современной философии

Европейскую философию XVII века условно называют философией Нового времени. Этот период характеризуется неравномерным социальным развитием. Например, в Англии происходит гражданская революция (1640-1688). Франция переживает рассвет абсолютизма, а Италия надолго выбывает из авангарда общественного развития в результате победы Контрреформации. Общее движение от феодализма к капитализму было противоречивым и часто принимало драматические формы. Расхождение между властью, законом и деньгами приводит к тому, что сами условия жизни человека становятся условными.

В силу всего этого философия Нового времени не является однородной по тематике и содержанию, она представлена различными национальными школами и личностями. Но, несмотря на все различия, суть философского стремления у всех одна: доказать, что между фактическим и логическим положением вещей существует фундаментальное тождество. В вопросе о том, как реализуется эта идентичность, существуют две философские традиции: Эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — это направление эпистемологии, которое выводит все знания из чувственного опыта (empiria). Эмпиризм, признавая чувственный опыт единственным источником знания и критерием истины, сводит рациональную познавательную деятельность к различным комбинациям материала, поставляемого опытом, и интерпретирует эту деятельность как ничего не дающую для содержания знания.

В XVIII веке английская буржуазия достигла своих целей, практически упрочив свое экономическое господство. Это доминирование требовало политического обрамления, консолидации консервативных тенденций и стабилизации настроений. Традиционно проводником этих настроений и тенденций была религия, поэтому обращение к ней было естественным шагом буржуазной идеологии. В философии это проявилось в распространении идеалистической философии. Она сыграла положительную роль в развитии эмпиризма, поскольку все, что было разработано в эмпирической и деистической философии, нуждалось в проверке и обосновании через своего рода «провокацию» идеалистическими аргументами.

Рационализм (от лат. rationalis — разумный, ratio — причина) — совокупность философских школ, признающих разум основой познания и человеческого поведения и считающих, что рациональность — логический порядок вещей — является неотъемлемым, необходимым свойством Вселенной. Согласно рационалистическим доктринам, универсальность и необходимость, логические характеристики достоверного знания, не могут быть получены из опыта и его обобщений; они могут быть получены только из самого разума, либо из идей, присущих разуму от рождения, либо из идей, существующих только как предрасположенности разума.

Для рационализма разум является высшим судьей. Разум является критерием истины. Все должно быть подвергнуто критике и оценке разума: Религия, закон и сам разум. И только тот имеет право на существование, кто может «выдержать свободное и открытое испытание».

Рационализм появился как реакция на схоластический образ мышления с его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм полагается на человека, на его разум. Его логика проста и понятна. Человек — рациональное существо. Мир вокруг него тоже разумен, поэтому разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь.

Основателем этого направления является Р. Декарт. Главной особенностью его рационализма можно считать дедукцию факта существования из факта мышления. Эта дедукция осуществляется путем выведения из врожденных идей разума. Декарт включает в состав врожденных идей: существование Бога, существование понятия, свободу воли.

Декарт приравнивал все вещи в мире к человеческому разуму. Он перенес начала или принципы природы из объективного мира в человеческий разум. Это устранило естественное неравенство вещей и применило количественную характеристику, математические методы, к их познанию.

Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины - Формирование и истоки эмпиризма и рационализма современной философии

Формирование и истоки эмпиризма и рационализма современной философии

Если средневековая философия представляла собой попытку понять феномен религии, дать философское обоснование теоцентризму, то в конце XVI — начале XVII веков философское знание сталкивается с новыми реалиями, которые заставляют его изменить объект своего критического осмысления. В Западной Европе начинается активное формирование буржуазных условий, сопровождающееся созданием новых политических институтов, изменением образа жизни и стиля мышления. Успешное освоение природы в рамках капиталистического способа производства было немыслимо без развития наук о природе, а утверждение новых социальных и политических идеалов предполагало иную, по сравнению с теоцентризмом, модель участия человека в переустройстве мира. Новая эпоха возникла и развивалась под лозунгами свободы, равенства, индивидуальной активности. Главным инструментом для реализации этих лозунгов было рациональное знание. Один из классиков философии Нового времени, Ф.Бэкон, выразил это в известном высказывании: «Знание — сила, и тот, кто овладеет знанием, станет могущественным».

Склонность английских философов периода раннего модерна к эмпиризму объясняется тем, что в Англии начали зарождаться буржуазные отношения в производстве и общественной жизни, что потребовало коренного изменения статуса науки: последняя все больше вовлекается в промышленность, политику и право. Наука нуждалась в концептуальной и методологической поддержке, и это было задачей философии. Именно сосредоточенность на эпистемологических и методологических вопросах отличала английский эмпиризм от континентальной философии того же периода.

Эмпиризм как теоретико-познавательная традиция основан на утверждении, что только опыт (empiria) может быть источником истинного знания. Задача науки — «извлечь» эту истину, содержащуюся в вещах и процессах реальности, с помощью соответствующих процедур и донести ее до человека в неизменном виде. Авторитетными представителями английского эмпиризма были Ф. Бэкон и Т. Гоббс.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) видел цель человеческой жизни в достижении счастья через истинную культуру и гуманность. Для этого необходимо было открыть законы природы и покорить их. Бэкон был автором теории элиминативной индукции. Его основные работы: «Новый Органон», «О достоинстве и превосходстве наук», «Политические и моральные опыты», «Новая Атлантида».

Согласно Бэкону, объектом познания является природа. Задача познания — изучение ее законов, а цель познания — установление господства человека над природой. Причина плачевного состояния науки кроется в отсутствии надежного метода. Истинное знание — это знание причин. Основой знаний является опыт. Но истинному познанию мешают различные объективные и субъективные причины, которые Бэкон называет «идолами» или «духами» познания. Их четыре:

  • Идолы вида . Они коренятся в самой человеческой природе, в ограниченности разума и несовершенстве чувств. Идолы рода искажают познание, привнося в него антропоморфные элементы.
  • Пещера идолов . Их источником являются индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.
  • Идолы рынка . Их порождают социальные отношения и связанные с ними конвенции: язык, понятия повседневного и научного мышления.
  • Кумиры театра . Вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий.

Взгляды Ф.Бэкона на методологию и эпистемологию новой философии подхватывает Томас Гоббс (1588-1679), автор трилогии: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Он также является автором знаменитого трактата «Левиафан».

Согласно Гоббсу, философия должна служить практическим интересам и потребностям людей и быть независимой от религии. Философия — это совокупность теоретических знаний о причинах вещей и процессов. Для Гоббса были характерны крайний номинализм и сеснализм (философская концепция, рассматривающая человеческие чувства как единственный источник знания), отрицание свободы воли. Наиболее ценным в его философии является учение о знаках, которое многие считают аналогом бэконовского учения об идолах знания.

Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии нового времени

Полемика между эмпиризмом и рационализмом была очень плодотворной для развития философского знания и приобрела новый социальный статус. Эмпиризм был представлен в основном английским научным материализмом, в то время как рационализм был популярен в континентальной Европе, во Франции и Германии.

F. Бэкон, классик философии Нового времени, выражает свои требования к методу познания в виде иллюстрации характеристик муравья, паука и пчелы:

  • «Путь муравья» — это метод крайнего эмпиризма. Для него характерен простой сбор фактов без их осмысления;
  • «Путь паука» — это метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает знания из самого себя;
  • «Путь пчелы» — это метод, который приостанавливает крайности эмпиризма и рационализма.

Ни один из этих путей сам по себе не ведет к успеху: истинное знание — это результат правильного сочетания разума и чувств.

Бэкон предложил оригинальную классификацию наук, которую он основывал на различии познавательных способностей:

  • Память соответствует исторической науке, которую Бэкон понимал как сбор фактов;
  • Разум соответствует теоретическим наукам или «философии» в более широком смысле, которая включает в себя философию или натурфилософию, философию человека, естественную теологию или косвенное познание Бога через факты, а также гражданскую философию и политику;
  • Воображение соответствует поэзии, литературе, искусству в целом.

Союз опыта и разума лежит в основе индукции — метода познания природы в пределах разделения целого на части и их изучения. Следуя в направлении от единичного к общему, следователь должен исключать негативные суждения и накапливать позитивные. Последние являются предпосылкой закономерности объекта исследования.

Так, Ф.Бэкон считал основным методом развития науки индукцию на основе опыта, полученного путем наблюдения, сравнения, эксперимента и анализа. Но как эмпирик, он явно переоценивал опыт и недооценивал роль теории.

Пытаясь объединить элементы эмпиризма и рационализма в единую методологическую систему, Томас Гоббс, последователь Бэкона, прибегнул к анализу, который позволил ему выявить общее в эмпирическом опыте, и синтезу, который позволил понять изучаемый объект как единое целое. Хотя анализ и синтез связаны между собой, анализ доминирует в этих отношениях, поскольку, согласно Гоббсу, целое и совокупность всех его частей тождественны. Таким образом, задача синтеза упрощается до крайности, и механизм методологии Гоббса становится открытым.

Методология Гоббса ориентирована на познание природы и общества, то есть на то, что имеет свое происхождение и развитие. Она исключает теологию, потому что о ее предмете ничего нельзя сказать; она исключает явления без телесности, потому что научная мысль к ним неприменима; она исключает все формы откровения, пророчества, астрологии, то есть все то, что является предметом веры, а не науки. Но методология Гоббса направлена лишь на пассивное восприятие предметной реальности на уровне явления, сущность которого сохраняет свою тайну.

Эмпиризм позиции Гоббса проявился и в его социально-философских взглядах. Он предложил теорию «общественного договора», которая до сих пор считается методологической основой для понимания права и государства.

Идеалист Беркли, решая проблему конечного и бесконечного, поставил проблему двух реальностей: объективной и субъективной. Он различал идеи (свойства) вещей и душу, которая воспринимает эти свойства. Первые доступны для познания, вторые — нет.

Преемник Беркли, скептик Юм, сформулировал тезис о проблематичности объективного существования вещей. Содержание знаний — это совокупность простых и сложных восприятий или впечатлений и идей. Разум объединяет впечатления и идеи и получает необходимые знания. Главная роль в этой комбинации принадлежит принципу ассоциации. Юм различал три вида связи: по сходству, по близости и по причинности.

Одним из объектов анализа Юма является эмпирическая индукция, которую он критиковал за ее ограниченность. Индуктивное умозаключение опирается только на сосуществующие вещи и процессы и не может претендовать на универсальность и необходимость.

Скептицизм Юма был одной из важнейших теоретических предпосылок философии Канта. Именно сомнения Юма в возможности получения универсальных и необходимых суждений на основе обобщения экспериментальных данных послужили отправной точкой для знаменитого вопроса Канта: «Как возможны синтетические априорные суждения?».

Эмпиризм философии Нового времени. Ф. Бэкон как представитель эмпиризма

Родоначальником эмпиризма, который всегда имел своих последователей в Великобритании, был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Бэкон происходил из знатной семьи. В 1573 году Фрэнсис был отправлен в Кембриджский колледж, где учились в основном молодые люди, которые хотели занять государственные должности. Фрэнсис Бэкон с большим интересом знакомится с трудами Аристотеля, Платона, Софокла, Еврипида и других мыслителей, но относится к ним критически. Так, философия Аристотеля вызывала у него чувство неудовлетворенности и неприязни, поскольку, по его мнению, она годится лишь для изысканных аргументов, но неплодотворна в плане получения новых знаний.

После окончания университета Бэкон вместе с братом отправился в Париж, где устроился на работу в английское посольство. В этот, так называемый парижский период (1577-1579), он получил прекрасный урок политического и дипломатического образования и приобрел опыт придворной и религиозной жизни. Бэкон посетил многие страны Европы — Германию, Испанию, Польшу, Данию, Швецию и Италию. По итогам своих поездок он написал заметки «О состоянии Европы». Политическая карьера Бэкона достигла пика в 1620 году. Он стал сначала лордом Тайной печати, затем лордом-канцлером и правителем государства в отсутствие короля Англии. В соответствии со своим служебным положением он также получил титулы: сначала — барон, затем — виконт. В 1621 году английский парламент выдвинул против Бэкона серьезные обвинения: участие в интригах, коррупция и взяточничество. Преступник был осужден, заключен в тюрьму и оштрафован на 40 000 фунтов стерлингов. Однако вскоре приговор был отменен, а судебное разбирательство аннулировано. Бэкон был освобожден, навсегда ушел с политической сцены Англии и до последних дней жизни полностью посвятил себя науке и философии. Он умер в 1626 году, простудившись, когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что от холода мясо не портится, продемонстрировав силу разработанного им экспериментального научного метода.

Как и большинство протестантских мыслителей, Бэкон считает задачей философии создание нового метода научного познания и пересматривает предмет и цели науки, как ее понимали в Средние века. Цель научного знания — приносить пользу человеческому роду; в отличие от тех, кто рассматривал науку как самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в них находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличить власть человека над природой. Те, кто смотрел на природу созерцательно, склонны были рассматривать науку как путь к более глубокому и просветленному созерцанию природы. Такой подход был характерен для древнего мира. Бэкон решительно осуждает такое понимание науки. Наука — это средство, а не самоцель; ее задача — открыть причинность природных явлений, чтобы использовать эти явления на благо человечества. Бэкон говорил о цели науки: «Это не просто созерцательное благо, но истинное благо и счастье людей, а также всевозможные силы и практика. Ибо человек, слуга и толкователь природы, совершает и понимает столько, сколько он постиг в порядке природы путем делания и размышления; а сверх этого он не знает и не может. Никакие силы не могут нарушить или разорвать цепь причин; и природа покоряется только подчинением ей. Таким образом, два человеческих стремления — стремление к знаниям и стремление к власти — действительно совпадают в одном и том же…». Знаменитый афоризм Бэкона: «Знание — сила» отражает практическую направленность новой науки.

Все научные работы Бэкона можно разделить на две группы. Одна группа работ посвящена проблемам развития науки и анализу научного познания. Эта группа содержит трактаты по его проекту «Великая реконструкция науки», который по неизвестным причинам не был завершен. Только вторая часть проекта, посвященная развитию индуктивного метода, была завершена и опубликована в 1620 году под названием «Новый Органон». В другую группу вошли такие работы, как «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и другие.

Рационализм философии нового времени. Р. Декарт как представитель рационализма.

Рационализм (ratio — разум) как целостная система эпистемологических взглядов зародился в XVII и XVIII веках в результате «триумфа разума» — развития математики и естественных наук, хотя его истоки можно найти и в остальной греческой философии, например, уже Парменид различал знания «по истине» (полученные разумом) и знания «по мнению» (полученные в результате чувственного восприятия). Рационализм — самая популярная философия западного мира.

Рене Декарт (1596-1650) является основателем современной западной философии, что признается многими учеными в области истории философии. Он родился во Франции, в местечке под названием Лаэ. Он учился в иезуитском колледже Ла Флеше и получил образование юриста в 1616 году. Он много путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. Некоторое время он служил сначала в протестантской, а затем в католической баварской армии. В 1628 году Декарт переехал в Голландию, чтобы использовать свою жизнь там для совершенствования своего ума и расширения познания истины. В семнадцатом веке Голландия была ведущей страной Европы, центром образования и культуры, где гражданская свобода и личная безопасность были более полными. В этой стране Декарт провел целых два десятилетия своей жизни, которые были для него наиболее плодотворными в научном плане. Именно в этот период он написал большинство своих работ: «Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума» и др. Они занимались вопросами онтологии и эпистемологии и формулировали правила научного метода.

В 1649 году Декарт принял приглашение шведской королевы Кристины приехать в Стокгольм. Швеция оказалась для Декарта суровой и жестокой страной. В феврале 1650 года он сильно простудился, заболел и умер от пневмонии. Декарт был похоронен как нехристианин на кладбище для некрещеных младенцев. Через некоторое время его прах был перевезен на родину.

Сомнение Декарта призвано разрушить здание прежней традиционной культуры и упразднить прежний тип сознания, тем самым расчищая почву для строительства нового здания, культуры, рациональной по своей сути. Антитрадиционализм — это все и вся в философии Декарта. Если говорить о научной революции XVII века, то Декарт — это своего рода революционер, усилиями которого была создана наука нового времени, но не только: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека, которые вскоре появились в социально-экономической сфере, с одной стороны, и в идеологии Просвещения, с другой. Вот принцип новой культуры, с наибольшей ясностью выраженный самим Декартом: «…никогда не принимайте за истину ничего, что я не знал бы с очевидностью как истину». включать в свои суждения только те вещи, которые кажутся мне настолько ясными и очевидными, что у меня нет причин сомневаться в них».

Значительное место в творчестве Декарта занимает учение о бытии. Центральным понятием этой доктрины является «субстанция». Под субстанцией Декарт понимает любое существо, которое для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя. Это может быть как идея, так и физический объект. Но в самом строгом и глубоком смысле слова субстанцией, по Декарту, является только Бог, который вечен, вездесущ и всемогущ, он — творец всего сущего, источник всякого блага и истины. Понятие субстанции можно лишь условно применить к сотворенному миру.

Декарт делит весь сотворенный мир на два вида субстанций: духовные и материальные. Если главным атрибутом психической субстанции является ее неделимость, то главным атрибутом материальной субстанции является ее делимость до бесконечности. Поскольку основным атрибутом (исконным свойством) духовной субстанции является мышление, а материальной — растяжение. Остальные атрибуты являются производными от первого и должны называться модусами. Например, способами мышления являются воображение, чувство, желание, а способами протяжения — фигура, положение, движение и т.д.

Проблемы эмпиризма и рационализма

Последующее развитие новой европейской философии происходило в творческое противостояние между эмпирической и рационалистической традициями, пока не пришло время для попыток их синтеза и преодоления.

В своей основе и эмпиризм, и рационализм были движимы общей задачей борьбы с традицией, олицетворявшей жизненный мир и культуру европейского Средневековья. Оба были захвачены проблемой надежности человеческого знания и расчистки пути для триумфа науки.

Проблемы нравственного, социально-политического и правового существования европейского человека осмысливались в контексте глубоких перемен в жизни.

После Декарта рационалистическая традиция нашла своих наиболее ярких представителей в лице Бенедикта Спинозы (1631-177) и Готфрида Лейбница.

Философия Спинозы рассматривалась ее автором как своего рода завершение картезианской философии. Он пронизан теми же интуициями и претендует на лучшее решение проблем своего предшественника. Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называя ее одновременно Богом и природой. Таким образом, в отличие от Декарта, он отстаивает точку зрения философского монизма, который признает единое первоначало мира. Это вещество обладает бесчисленными свойствами, из которых человеку известны только два: Расширение и мышление. Каждый из этих атрибутов содержит полное содержание субстанции, но внутренне определенное, или, говоря метафорически.

метафорически, выражает его на своем собственном языке. Таким образом, порядок и связь идей полностью соответствует порядку и связи вещей, а проблема соотношения души и тела, болезненная для дуализма Декарта, получает более удовлетворительное решение. Каждый из атрибутов предстает перед нами как совокупность отдельных вещей (модусов), в которых мы обнаруживаем проявление собственного атрибута, составляющего его сущность. Таким образом, человек, имеющий душу и тело, познается как в своем полном расширении, так и в удобстве мышления. Тело и душа — это разные выражения одной сущности. Если мы знаем тело, мы знаем душу, и наоборот. Это единство одного и другого открывается нам только с помощью ясного знания, интеллектуальной интуиции. Чувственное (низшее) знание видит лишь множественность вещей и не способно подняться до понимания их как проявлений единой божественной природы. Но это должно быть мировоззрение истинной мудрости, которая сразу же преодолевает суету смутных желаний и рабство человеческих страстей и достигает истинной свободы в спокойном и ясном мировоззрении.

Достижение этого состояния является высшей задачей нравственности. В ней, и только в ней, человек находит счастье высшего качества — счастье, питаемое духовной любовью к Богу. Таким образом, Спиноза углубляет тему Декарта о достижении человеческой свободы через подчинение человеческих страстей разуму. Убеждение, что человеческая деятельность определяется только действием ясных идей разума, неизбежно вело к отождествлению воли и разума, самой причины и логического основания.

На основе этики Спиноза разрабатывает основные положения своей политической философии. Рационалистическая доктрина дает четкие основания для классически ясной формулировки идеи государственного контракта как рациональной основы общественной жизни. Из трех форм государственного устройства: абсолютной монархии, аристократии и демократии, Спиноза выбирает демократию как наилучшую. Его достоинство он видит в том, что здесь «никто не передает свое естественное право другому лицу, так что сам теряет всякое дальнейшее участие в общественных собраниях».

Отметим, что на общий дух и пафос философии Спинозы повлияла общая атмосфера жизни в Голландии, тогда самой свободной стране Европы.

Другим выдающимся представителем рационализма был С. Лейбниц. Как и Спиноза, он был увлечен проблемами, поднятыми Декартом. И так же, как Спиноза, он не удовлетворен решением вопроса о взаимоотношениях между телом и душой.

Развивая идеи Декарта, он излагает систему рационализма. Решительно отвергнув картезианский дуализм, Лейбниц в то же время не принимает всепожирающий пантеизм Спинозы, который растворял все сущее в Боге.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структурный психоанализ Ж. Лакана
  2. Конечное благо: цели и средства
  3. Модель социальной философии
  4. Рене Декарт
  5. Софисты и сократ
  6. Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины — Формирование и истоки эмпиризма и рационализма современной философии
  7. Мировоззрение, его структура и значение для общества и человека
  8. Метафизическая свобода и гражданские свободы в философии нового времени
  9. Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли — Биография Макиавелли
  10. Современные методологические программы
  11. Природное основание общества