Для связи в whatsapp +905441085890

Природное основание общества — Типология общества

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего идеологические и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Задачи социальной философии — понять сущность общества, его качественное отличие от других материальных систем, выяснить значение общества в жизни человека, цели и перспективы общественного развития.

Общество в широком философском смысле — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленной на воспроизводство и сохранение их жизни.

В истории философской мысли было разработано несколько основных подходов к пониманию общества.

1) Натуралистический подход рассматривает общество как естественное продолжение природного бытия, как этап естественной эволюции. С этой точки зрения история человечества, характер общественного устройства и судьбы народов объясняются либо природно-климатическими особенностями (Монтескье, Л. Мечников), либо эволюцией генофонда (Э. Уилсон и др.), либо ритмами космической радиации и солнечной активности (русские космисты, например, А. Чижевский, Л. Гумилев).

2) Теологический подход отстаивает идею божественного предопределения общества, которое призвано создать условия для совершенствования личности и служения Богу. Августин Аврелий различал два типа общественного устройства в истории человечества: «земной город», основанный на грехе и насилии (его отождествляли с Римской империей), и «город Божий», где царит добро — это высшее духовное сообщество, созданное христианской церковью.

3) Идеалистический подход рассматривает общество как порождение духовной деятельности людей, сущность общественных отношений видится здесь в комплексе идей. Этот подход восходит к учению Платона и наиболее ярко выражен в философии Гегеля, который представил человеческую историю как саморазвитие идеи Абсолюта. К идеалистическим учениям об обществе можно отнести теорию общественного договора, разработанную в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.). Согласно этой теории, общество — это искусственное изобретение человеческого разума, результат сознательно заключенного договора между людьми, посредством которого был осуществлен переход людей из «естественного» состояния в «гражданское».

4) Материалистический подход к пониманию общества получил свое наиболее значительное воплощение в философии марксизма. Материалисты утверждают, что первоосновой общественного развития является материально-производственная деятельность людей, направленная на удовлетворение человеческих потребностей. Для удовлетворения своих потребностей люди взаимодействуют как с природой, так и друг с другом — это и составляет социальное бытие. В предисловии к «Критике политической экономии» Маркс писал: «Не сознание людей определяет их существование, а, наоборот, общественное существование определяет их сознание». Согласно Марксу, основой общественного развития является способ производства материальных благ, который формируется объективно и определяет структуру общества и характер общественных отношений. Все многообразие общественных отношений делится на первичные или фундаментальные — это материально-производственные отношения — и вторичные или надстроечные — политические, правовые, моральные, эстетические и т.д. Отношения.

Существуют объективные законы развития, присущие общественному бытию. В своем «Социальном учении» Маркс раскрыл содержание и действие самого важного из них:

  • Закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;
  • Закон соответствия производственных отношений природе и уровню развития производительных сил;
  • закон классовой борьбы.

В философии марксизма разработана концепция общества как материальной системы высшей степени сложности.

Природное основание общества - Типология общества

Типология общества

Социологи делят все многообразие обществ, существовавших в прошлом и существующих сегодня, на определенные типы. Несколько обществ, объединенных сходными характеристиками или критериями, образуют типологию.

Типология обществ — это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных черт, типичных характеристик, которые отличают одни общества от других.

В социологии существует множество типологий, в зависимости от критерия типологии.

Типология общества по К. Марксу. Причинами являются способ производства и форма собственности. Человечество может пройти через пять формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Если мы выбираем письменность в качестве основной характеристики, то общества делятся на дописьменные и письменные.

Простые (догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации являются особенности социальной структуры общества — количество уровней управления и степень социальной стратификации.

Традиционные и современные в соответствии с особенностями доминирующих в них социальных отношений и взаимодействий.

В зависимости от форм экономической деятельности, основанной на способе добывания средств к существованию, выделяют первобытное общество, аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски выделяли общества в зависимости от способа получения средств к существованию:

Общество охотников и собирателей. Их структура самая простая, а социальная жизнь организована на основе родственных отношений, всеми управляет вождь.

Пасторальные общества. У них также нет излишков продукции. Их социальная структура основана на родственных связях. Однако их система более развита и сложна. Пасторализм — это образ жизни, основанный на одомашнивании диких животных.

Аграрное общество. На этом этапе уже имеется избыточный продукт, развивается торговля и ремесла. Возникновение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, эксплуатация человека человеком появляется вместе с сельским хозяйством. Система родственных отношений перестает быть основой социальной структуры.

Индустриальное общество. Термин «индустриальное общество» был впервые предложен Сен-Симоном. Оно возникает в конце XVIII века в результате великой промышленной революции (родиной которой была Англия) и Французской революции 1783-1794 гг. Первой чертой этого общества является индустриализация — создание крупномасштабного машинного производства.

Индустриализация означает не только появление машинного производства, но и использование достижений науки и техники в производственных целях, открытие новых источников энергии, что позволяет машине выполнять работу, которую раньше делали люди или тягловые животные. Появление технологических машин и использование природных сил в промышленности сопровождалось стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что позволило наладить массовое производство. Производительность труда резко возросла.

Урбанизация

Второй характерной чертой индустриального общества является урбанизация — рост городского населения и распространение городских ценностей жизни во всех слоях населения.

Другими важными чертами этого типа общества являются гибкость социальных структур, позволяющая им адаптироваться к изменяющимся потребностям людей, социальная мобильность и развитая система коммуникаций.

Разные авторы используют дополнительные точки соприкосновения, а иногда и разные термины при описании традиционного и индустриального обществ. К. Поппер использует концепции открытого и закрытого обществ, главное отличие которых заключается в соотношении социального контроля и свободы личности. «Магическое, племенное или коллективное общество, — пишет он, — мы будем называть закрытым обществом, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения — открытым обществом».

В 60-70-е годы социологи А. Турен, Р. Арон и Д. Белл разработал синтетическую модель типологии общества и выделил доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную (информационную) стадии развития общества. Когда одна стадия сменяется другой, меняются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения и социальная структура общества.

Концепции постиндустриального общества или постмодернизма активно разрабатывались в американской (Д. Белл) и западноевропейской социологии (А. Турен).

Дэниел Белл первым дал определение современному обществу с помощью термина «постиндустриальное общество».

Постиндустриальное общество — это этап современного развития, который приходит на смену государственно-монополистическому капитализму, индустриальному обществу.

Основными чертами постиндустриального общества являются:

  • резкое повышение роли знаний и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволяющих преобразовать повседневную жизнь, трудовую деятельность человека;
  • Изменение доминирующих секторов экономики: вместо промышленного сектора становится сектор услуг, который включает сферы деятельности, не связанные напрямую с производством: Торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д., становясь наиболее важными
  • Изменения в социальной структуре общества, увеличение тех классов и групп, которые выполняют интеллектуальную работу. Классовое деление уступает место предметному. Имея необходимое образование и доступ к информации, люди имеют больше шансов продвинуться в социальной иерархии;
  • Изменение социокультурных потребностей населения, его ценностных ориентаций;
  • ролевой характер взаимодействия (ожидания и поведение людей обусловлены их социальным статусом и социальными функциями);
  • Углубленное разделение труда;
  • формальная система регулирования отношений (основанная на писаном праве, законах, постановлениях, договорах)
  • комплексная система социального управления (выделение института управления, социальных органов управления и самоуправления)
  • Секуляризация (присвоение светских атрибутов) религии;
  • Разделение различных социальных институтов.

Поскольку технической основой современного общества является информация, его называют информационным обществом, в котором все большее значение приобретают интеллектуальные технологии, информация, обработка знаний. Термин «информационное общество» был введен японским ученым И. Масудой.

Информационное общество

Информационное общество — характеризуется в первую очередь развитием информационного производства, а не материальных ценностей. Движущей силой развития является эксплуатация компьютерных технологий. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальная и политическая значимость.

Интеллектуальный капитал, концентрация теоретических знаний, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация являются стратегическими ресурсами и основными характеристиками его развития. Создается новая инфраструктура — информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Принцип управления — соглашение, а идеология — гуманизм.

В зависимости от политического режима общества делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные.

Таким образом, типология такого сложного государственного образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда необходимо понимать, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор.

Информационные и коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из важнейших факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие влияет на то, как люди живут, получают образование и работают, а также на взаимодействие между правительством и гражданским обществом. ИТ быстро становятся одним из основных факторов глобального экономического развития. Она также позволяет отдельным лицам, компаниям и бизнес-сообществам более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.

Что такое информационное общество? Каков его образ?

По мнению А.И. Ракитова, например, общество считается информационным, если:

  • каждый человек, группа людей, компания и организация могут получить в любой точке страны и в любое время, за разумную плату или бесплатно, на основе автоматизированных систем доступа и связи, всю информацию и знания, необходимые для жизнедеятельности и решения личных и общественно значимых задач;
  • Современные информационные технологии производятся, эксплуатируются и доступны каждому человеку, группе или организации в обществе
  • наличие развитых инфраструктур, позволяющих генерировать информационные ресурсы страны в объеме, необходимом для поддержки постоянно растущего научно-технического и социально-исторического прогресса
  • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  • Происходят радикальные изменения в социальных структурах, ведущие к расширению сферы информационной деятельности и услуг.

Интересно отметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «post-«, то есть «после-«, как будто их создатели ожидали какого-то мирового катаклизма, глобальной революции в технологиях и в сознании людей, после которой вдруг начнется новая эра, новая эпоха, новое общество. Поэтому так важно было найти принципиально новое название, которое одновременно показывало бы преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И «информационное общество», придуманное Тоффлером, стало таким названием.

Поскольку сам автор концепции «информационного общества» не дал четкого определения своему «детищу», я попытаюсь сделать это за него. Очевидно, что определение не может быть ограничено чисто экономическим аспектом, как это сделал А. Турен, или социальными факторами, как это сделал Ж. Эллюль, поскольку сложные и разнонаправленные изменения будут включать почти все сферы человеческой деятельности. Таким образом, «информационное общество» — это цивилизация, развитие и существование которой основано на особой нематериальной субстанции, обычно называемой «информацией», обладающей свойством взаимодействовать как с духовным, так и с материальным миром человека.

Социальная структура

Суть экономических и социальных преобразований с помощью ИТ заключается в их способности помочь людям и обществу использовать знания и идеи. Информационное общество, каким мы его себе представляем, позволяет людям лучше реализовать свой потенциал и воплотить в жизнь свои устремления. Для того чтобы ИТ способствовали достижению взаимодополняющих целей устойчивого экономического роста, улучшения социального благосостояния, содействия социальной сплоченности и полной реализации своего потенциала для укрепления демократии, прозрачного и подотчетного управления, прав человека, культурного разнообразия и международного мира и стабильности. Для достижения этих целей и решения возникающих проблем необходимо разработать эффективные национальные и международные стратегии[2] .

Рассмотрим характер изменений в социальной структуре, прогнозируемых учеными под влиянием информатизации, в соответствии с вышеизложенным:

Количество социальных групп будет расти, что, естественно, приведет к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точно и своевременно учитывать интересы людей.

Качественные параметры социальных групп будут улучшаться за счет таких параметров, как уровень образования, интеллект и т.д.

Новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, вероятно, будут следующими:

1) Увеличится процент людей, занимающихся интеллектуальным трудом — интеллектуалов. Предсказывается появление особого класса «интеллектуалов». Те, кто не хочет или не может работать интеллектуально, должны работать в сфере информационных услуг (которая, как отмечалось выше, должна составлять более 50% занятости в информационном обществе) или в материальном производстве.

2) Увеличится количество трудоспособных людей. Пожилые люди смогут продолжать работать после выхода на пенсию, поскольку возрастной ценз будет повышен (тело стареет раньше мозга).

Пирамидальная социально-экономическая структура будет все больше и больше уступать место сетевой структуре (мозаике). Сетевая структура более точно соответствует новой информационной технологии.

Американские исследователи утверждают, что «слияние меняющихся социальных и личных ценностей с новыми технологиями и энергетическими экономическими потребностями делает создание мозаичного общества по сути неизбежным.

Одно из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновациями, оригинальностью) занимает автономия личности, что совсем не характерно для традиционного общества. Там человек реализует себя только через принадлежность к определенному корпоративному организму, являясь элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не содержится в корпоративном теле, он не является человеком. В техногенной цивилизации возникает особый вид личной автономии: люди могут менять свои корпоративные связи, поскольку они не привязаны к ним жестко, они могут и способны быть очень гибкими в своих отношениях с людьми и погружаться в разные социальные сообщества, в разные культурные традиции.

Современная наука и техническое творчество вовлекают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые виды объектов, освоение которых требует новых стратегий. Мы говорим об объектах, которые являются саморазвивающимися системами, характеризующимися синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к возникновению новых структур, новых уровней организации системы, которые влияют и трансформируют уже сложившиеся уровни.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины — Формирование и истоки эмпиризма и рационализма современной философии
  2. Мировоззрение, его структура и значение для общества и человека
  3. Метафизическая свобода и гражданские свободы в философии нового времени
  4. Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли — Биография Макиавелли
  5. Современные методологические программы
  6. Эстетика в экзистенциализме
  7. Псевдо-Дионисий Ареопагит
  8. Бернар Клервоский и Перт Дамиани: восприятие монашеством новой аристотелевой логики
  9. Проблема детерминационных связей между основными подсистемами общества в истории социально-философской мысли
  10. Религиозно-философские идеи Симеона Полоцкого