Для связи в whatsapp +905441085890

Становление и развитие педагогики — Становление педагогических идей в истории педагогики

Педагогика, как одна из наук о человеке, зародилась в недрах философии и долгое время развивалась как ее органическая часть. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон первым выделил педагогику из философского знания в начале XVII века, а чешский педагог Ян Амос Коменский закрепил ее как отдельную науку. Его труд «Великая дидактика» (1654) стал первым педагогическим пособием, которое и сегодня имеет научно-практическое значение.

Развитие педагогики неразрывно связано с историей человечества. Жизнь менялась, наука укреплялась, создавались все более совершенные системы образования. На каждом этапе развития педагогики доминировала определенная парадигма, система взглядов, некая теория, которая считается образцовой. Поэтому этапы развития педагогической теории и практики лучше всего рассматривать в контексте смены доминирующих парадигм.

Античность и Средневековье сыграли большую роль в формировании педагогической мысли. Наиболее развитые страны древнего мира — Китай, Индия, Египет, Греция — предпринимали серьезные попытки обобщить опыт образования и разработать его теоретические принципы. Колыбелью европейских образовательных систем была древнегреческая философия. Его наиболее яркий представитель Демокрит (460-730 гг. до н.э.) не без внимания и образования создал обобщающие труды по всем областям современного знания. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание похожи. А именно, образование переделывает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Обучение производит прекрасные вещи только на основе труда.»[1] Он также говорил: «Образование — это средство воспитания.

Теоретиками педагогики были великие древнегреческие мыслители Сократ (469-399 до н.э.), его ученик Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), в трудах которых были глубоко разработаны основные идеи и определения, связанные с воспитанием человека, формированием сто личности. Эти положения на протяжении веков доказали свою объективность и научную обоснованность и служат аксиоматическими принципами педагогической науки. Конкретным результатом развития греко-римской педагогической мысли стало «Воспитание оратора» римского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (35-96). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике: наряду с работами Цицерона его изучали во всех школах риторики.

Во все времена существовала мощная народная педагогика, которая играла решающую роль в умственном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнеспособные системы нравственного, трудового воспитания. Например, в Древней Греции взрослыми считались только те, кто посадил и ухаживал хотя бы за одним оливковым деревом. Благодаря этой народной традиции земля была покрыта плодородными оливковыми рощами.

В Средние века церковь монополизировала духовную жизнь общества и направляла образование в религиозное русло. Оказавшись в тисках теологии и схоластики, образование утратило большую часть свободы и прогрессивной ориентации античности. Жесткие принципы догматического учения, существовавшие в Европе на протяжении почти 12 веков, были усовершенствованы в течение столетий. Среди блестяще образованных философов того времени были такие фигуры, как Марк Туллиан (160-222), Августин Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274), написавшие богатые педагогические трактаты.

Педагогические открытия средневекового ордена иезуитов заслуживают особого внимания. Многое из того, что сохранилось в школах сегодня, было впервые придумано и внедрено педагогами этого ордена под руководством Игнасия Лойолы (1491-1556). В середине 16 века он ввел первое новшество — типовые школьные программы. Первый типовой учебный план для университета был составлен иезуитами в 1586 году, после смерти Лойолы.

Становление и развитие педагогики

Становление педагогических идей в истории педагогики

История педагогики — это наука, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения. Педагогические взгляды и теории в разных странах и в разные исторические периоды существенно различались, в зависимости от общих философских представлений о человеке, государстве, религиозной идеологии и культурных особенностей различных общественных классов. В основе любой педагогической системы всегда лежит та или иная философская антропология, определяющая в самых общих чертах место человека в мире, его сущность, источники его способностей. В некоторых педагогических системах считается, что они изначально заложены в природе или в Боге — тогда задача образования состоит в том, чтобы защитить этот потенциал, а не препятствовать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт социальных отношений или социального обучения — тогда задачей образования является целенаправленное обучение детей, усвоение ими норм и правил, существующих в обществе.

Идеологический аспект образования тесно связан с философскими представлениями человека и определяет его цели и ценности. Например, в демократических странах, где свобода и ответственность являются наиболее важными ценностями, образование направлено на развитие индивидуальности, независимости, самостоятельности и ответственности за собственные действия. В восточных странах акцент делается на таких качествах, как умение работать в команде, ориентация на общие цели.

Различные философские взгляды и идеологические установки воплощаются в различных типах образования. Среди них традиционно выделяют авторитарную, естественную, свободную и гуманистическую.

Авторитарное образование — педагогическая концепция, согласно которой образовательные отношения строятся на непререкаемом авторитете учителя и подчинении ученика его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность ребенка, авторитарное образование препятствует развитию его активности и индивидуальности, приводит к конфронтации между учителем и учениками.

Естественное воспитание — это педагогическая концепция, согласно которой целью воспитания является естественное развитие ребенка. Он был основан французским философом эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой концепции, от учителя требуется педагогическое руководство, которое реализуется незаметно для ребенка, в естественной форме. Во второй половине 19 века идеи естественного воспитания стали основой теории свободного воспитания, разработанной Л.Н. Толстым в России. Эта теория рассматривает образование как помощь природе ребенка, который развивается естественно в процессе познания окружающего мира и свободно самоопределяется в нем.

Гуманистическое образование — педагогическая система, основанная на идеях естественного воспитания и гуманистической психологии 50-60-х годов XX века; ее основателями являются С. Роджерс и А. Маслоу. Главная цель такого образования — самореализация и самоосуществление личности.

В истории человечества нет четкой последовательности и преемственности изложенных форм образования. В каждом обществе и на каждом этапе развития существуют различные стили и методы воспитания, допускающие многочисленные этнические, культурные группы, региональные, семейные и другие вариации.

Эмпирический этап развития педагогики

С древних времен человечество накапливало опыт в воспитании и обучении детей.

1 этап — зарождение первых педагогических взглядов, мыслей и идей, касающихся воспитания и обучения детей, в учениях древнегреческих философов — Демокрита, Сократа и других. (IV-III века до н.э.). В частности, Демокрит придавал большое значение идеям развития разума и мудрости у молодого поколения, а софисты уделяли внимание развитию способности мыслить и говорить. Сократ предложил метод обучения «вопрос-ответ» (сократический).

Аристотель говорил о необходимости учиться на знаниях и опыте предыдущих поколений и отстаивал идею всестороннего развития личности (учение о дианоэтических добродетелях). Так, он писал, что в возрасте до 5 лет игра и развитие языка, вопросы укрепления физического здоровья ребенка имеют решающее значение для всестороннего развития ребенка.

На Востоке эти идеи развились в концепцию идеального человека — не по происхождению, а по воспитанию и образованию. Акцент делался на необходимости всестороннего физического и умственного развития детей, формирования таких качеств, как вежливость и уважение к старшим, справедливость и мужество.

На следующем, втором этапе просветительская мысль развивалась в период рабовладения и феодализма. На Западе она формировалась прежде всего в результате обобщения афинского и спартанского образовательного опыта, школ греческой культуры, позднее — иезуитской и христианско-католической образовательных систем.

Развитие идей воспитания и образования детей в значительной степени перешло от философского аспекта к религиозному и было опосредовано церковными проповедями. По этой причине идеи нравственного развития и воспитания были наиболее распространены в Средние века. В этом отношении заслуживают внимания труды святого Иоанна Златоуста и патриарха Фотия. Так, святитель Иоанн Златоуст предупреждал о необходимости противостоять методам авторитарного давления на личность ребенка, советам, наставлениям и увещеваниям; а патриарх Фотий обращал внимание на необходимость предъявления требований к личности самого воспитателя: к его энциклопедическим знаниям и умению устанавливать простые и искренние отношения с детьми.

С другой стороны, этот период является периодом активного формирования понятийного и терминологического поля как общей, так и дошкольной педагогики. Так, по данным И. И. Срезневского (1895), около 400 слов церковнославянского языка впоследствии стали понятиями. До XVII века их педагогическое значение было второстепенным, но с XVII века оно стало главным и единственным. Таким образом, слово образование утратило свое первоначальное значение («возделывание», «забота») и осталось в языке как педагогический термин (духовное, нравственное воспитание и т.д.). Например, «Наставление Златоуста» в сборнике XVI века называлось «О питании детей», а в начале XVII века это уже было «О воспитании детей».

Этап формирования педагогики как науки

Научная педагогическая мысль возникла в XVII веке и была связана с формированием педагогической теории в эпоху капитализма в Западной Европе, России и на Востоке.

1 этап — развитие педагогических взглядов и идей в эпоху Возрождения, их основу составляла идея воспитания гармонично развитой личности, обладающей физическим и психическим совершенством, умеющей ценить жизнь. Обращалось внимание на естественность земных удовольствий и чувственных наслаждений в воспитании детей, на эмоциональную составляющую воспитательного процесса. С другой стороны, подчеркивалась творческая функция личности. Поэтому знание рассматривалось как инструмент для создания и изменения мира. Арабские и иранские мыслители подчеркивали важность систематического и непрерывного обучения и самообразования.

Этап 2 — Образование и развитие дошкольной педагогики в Новое время. Важную роль сыграл оптимистический взгляд на природу ребенка, на который повлияли эпоха Возрождения, идеи и педагогическая деятельность Я.А. Коменского и И.Р. Гофмана. В этом отношении большую роль сыграли А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци и другие.

В этот период были разработаны принципы воспитания и обучения детей (принцип природосообразности И.А. Коменского, принцип культуросообразности А.В. Дистервега), выделены направления (физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и т.д.) и методы семейного воспитания и дошкольной педагогики (природосообразный метод воспитания И.А. Коменского, элементарный метод воспитания И.А. Коменского, дошкольный метод воспитания А.Г. Песталоцци и др.) А. Коменского, метод элементарного образования И. Г. Песталоцци и т. д., описательный, аналитический и синтетический методы обучения И. Ф. Гербарта и т. д.).

3 этап — формирование государственной системы дошкольного образования под влиянием идей Просвещения. Большая заслуга в этом принадлежит дошкольным учреждениям Франции, создавшим систему «материнских школ» для маленьких детей, воплотившим идеи семейного воспитания в практику общественного образования. Образовательная программа, разработанная тогда под руководством о. Кергомара, используется и сегодня (с некоторыми изменениями). В это же время происходит интенсивное развитие педагогических теорий (теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и др.) и педагогических систем авторов (Ф. Фрёбель, М. Монтессори и др.), внедренных в детских садах Германии и других европейских стран. Создаются ассоциации педагогов.

Зарождение русской педагогической психологии

Становление и развитие образовательной практики и педагогической мысли в России было неразрывно связано с социально-политическими изменениями в стране. Реформы российского образования и педагогики совпали с периодом радикальных потрясений в общественном строе страны. Возникновение психологии образования как прикладной отрасли психологической науки стало следствием радикальных изменений в социальных, экономических и культурных условиях, вызванных отменой крепостного права в России в 1861 году.

Выдающийся русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев выделяет три периода в развитии русской педагогики: церковный, государственный и общественный. П.Ф. Каптерев использует слово «педагогика» как для обозначения школьной практики, так и для ее теории или обоснования.

Церковная педагогика характеризуется главенствующим положением Церкви и ее мировоззрения в жизни русского человека и его образовании. Целью образования было спасение души; человек учился понимать Слово Божье, богослужения и таким образом становился чище, совершеннее, ближе к Богу. Образование в это время заключалось в изучении литургических книг и текстов Писания. Преподавателями были священнослужители или миряне, готовящиеся к священническим должностям. Церковное образование было единственным видом образования в первый период; оно было единым для всех — для бедных и богатых, для мальчиков и девочек.

Государственная педагогика была оформлена в период правления Петра I. Государство взяло на себя управление образованием. Она утверждала, что образование должно служить государственным интересам, готовить просвещенных служилых людей, поэтому оно должно быть практическим, профессиональным, а значит — сословным. На месте прежней единой церковной школьной системы возникли профессиональные, светские и клерикальные школы различных типов с обязательным направлением детей определенных сословий в соответствующие школы.

Количество школ в России значительно увеличилось, они стали разнообразными — появились университеты, гимназии, духовные академии и семинарии, городские и церковно-приходские школы, различные профессиональные и технические училища. Сформировалось особое педагогическое профессиональное сообщество: учителя, педагоги, воспитатели, преподаватели и т.д. Появилась педагогическая литература, в основном переводная и заимствованная. Теоретическая педагогика государственного периода была в основном отражением и обоснованием требований государства к подготовке образованных и профессионально подготовленных кадров.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у учеников младших классов
  2. Ведущие факторы развития личности
  3. Гуманистическая методология педагогики
  4. Логопедическая работа по преодолению дислексии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
  5. Обучение каллиграфическому письму первоклассников
  6. Особенности физического воспитания школьников, занимающихся тхэквондо
  7. Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций
  8. Нормативные документы в педагогике
  9. Взаимодействие педагогической науки и практики
  10. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников