Для связи в whatsapp +905441085890

Теория человеческих потребностей Маслоу — Суть теории иерархии потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он изучал психологию в Висконсинском университете и стал сначала стипендиатом Карнеги в колледже, который готовил преподавателей для колледжей, а затем доцентом психологии в Бруклинском колледже. В середине тридцатых годов он начал работу над своим опусом «Мотивация и личность», опубликованным в 1954 году. Как пишет сам Маслоу, «я хотел синтезировать холистический, динамический и культурный подходы, которые были так популярны среди молодых психологов того времени. Я чувствовал глубокую связь между этими подходами и воспринимал их как отдельные аспекты единого всеобъемлющего целого». Маслоу серьезно подготовился к этому синтезу: Он изучал гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой школе социальных исследований, а также психоанализ у Эриха Фромма и других. Узнав о психоанализе, он изучал психологию у Альфреда Адлера. Он изучал антропологию вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и участвовал в экспедиции по изучению северного индейского племени блэкфит, одного из племен алгонкинов.

В 1943 году он опубликовал две работы, «Предисловие к теории мотивации» и «Теория человеческой мотивации», в которых он сформулировал позитивную теорию мотивации, которую он определил как «обобщенную динамику». В 1947-1949 годах Маслоу оставил академическую карьеру, организовал корпорацию «Маслоу Куперэйдж» и решил заняться собственным бизнесом. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научных журналах в течение этого периода. Он вернулся в академическую среду и стал сначала доцентом, а затем полным профессором и заведующим кафедрой в Университете Брандейса в Массачусетсе. Поздние труды Маслоу приобретали все более утопический и даже мистический характер. Абрахам Маслоу умер в 1970 году.

Теория человеческих потребностей Маслоу - Суть теории иерархии потребностей Маслоу

Суть теории иерархии потребностей Маслоу

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемая «пирамидой» или «лестницей Маслоу», является фундаментальной теорией, признанной экспертами по управлению во всем мире. В своей теории Маслоу разделил человеческие потребности на пять основных уровней в соответствии с иерархическим принципом, означающим, что человек переходит от низшего уровня к высшему в удовлетворении своих потребностей, как бы двигаясь вверх по лестнице.

Согласно Маслоу, «человеческие потребности расположены в иерархии. Другими словами, возникновение одной потребности обычно предшествует удовлетворению другой, более насущной потребности. Человек — это животное, которое постоянно испытывает то или иное желание». Маслоу выделяет пять групп целей, которые он называет основными потребностями. К ним он относит: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в самоуважении и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминирующая цель монополизирует сознание и, в определенной степени, стимулирует и организует различные способности организма, необходимые для достижения этой цели». Менее насущные потребности минимизируются или даже забываются или отрицаются». Основой этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и особенно потребность в пище. Вот что он пишет:

Несомненно, физиологические потребности являются самыми насущными из всех потребностей. Прежде всего, это означает, что для человека, у которого вообще ничего нет, основой мотивации будут только физиологические потребности и ничего больше. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественно, будет жаждать еды больше всего на свете. Стремление писать стихи, желание купить машину, интерес к американской истории, желание срочно купить новые туфли полностью забываются или становятся второстепенными. Для человека с сильным чувством голода не существует других интересов, кроме еды. Он мечтает и думает об этом, он помнит и стремится к этому…. Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение — все это отбрасывается как мишура, поскольку не может наполнить желудок. По правде говоря, такой человек живет только хлебом.

Маслоу пишет, что в США и других развитых обществах этот тип хронического острого голода встречается редко. Однако он отмечает, что люди часто принимают наличие здорового аппетита за голод.

На самом деле, в развитых обществах такие тяжелые условия жизни и голод, скорее всего, являются результатом какой-то чрезвычайной ситуации. Конечно, необходимо удовлетворять и другие физиологические потребности, например, потребность в воздухе или воде.

Маслоу пишет:

Когда нет хлеба, человек действительно живет только хлебом. Но что происходит с желаниями человека, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Другие потребности приходят на смену физиологическим и становятся доминирующими. Когда они тоже удовлетворены, возникают новые потребности, и так далее. Именно это имеется в виду, когда мы говорим, что основные человеческие потребности образуют иерархию относительного доминирования….. Только неудовлетворенные потребности являются доминирующими для организма и его поведения. После удовлетворения голода чувство голода теряет свою значимость в системе факторов личной активности.

Согласно Маслоу, когда физиологические потребности удовлетворены, возникают новые потребности, в данном случае потребности в безопасности. Он предполагает, что «все, что было сказано о физиологических потребностях, можно применить, хотя и в несколько меньшей степени, к желаниям такого рода. Тело может быть покрыто только ими. Они могут действовать как почти единственная детерминанта поведения и подчинять себе все способности организма, что в этом случае позволяет нам представить организм как механизм, стремящийся к безопасности». Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая стремление ребенка к безопасности и поведение невротических или почти невротических взрослых, которые во многих случаях ведут себя так же, как ребенок, не чувствующий себя в безопасности. Как и в случае с физиологическими потребностями, он предполагает, что «потребности в безопасности здорового, нормального, счастливого взрослого человека адекватно удовлетворяются в рамках нашей культуры… как следствие, такие потребности не играют активной мотивационной роли. Как хорошо накормленный человек не чувствует голода, так и человек, чувствующий себя в безопасности, не испытывает тревоги». Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены в достаточной степени, удовлетворяется потребность Маслоу в любви, привязанности и чувстве принадлежности к сообществу людей, и цикл, описанный для физиологических потребностей и потребностей в безопасности, повторяется. Так, «человек начинает особенно остро ощущать отсутствие друзей, возлюбленных, жен или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он стремится занять определенное место в какой-то группе, и он активно стремится к достижению этой цели. Он хочет ее больше всего на свете и обычно не осознает, что в то время, когда он был голоден, он чувствовал любовь в насмешку». В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности гораздо сложнее удовлетворить в современном обществе. Как отмечает Маслоу, «неспособность удовлетворить эти потребности обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий».. Опять же, когда эти потребности удовлетворены в достаточной степени, возникают потребности другого рода. Маслоу пишет:

Все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под чувством самоуважения мы понимаем чувство, вызываемое каким-либо реальным достижением и соответствующим уважительным отношением со стороны других людей….. Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к чувству уверенности в себе, достоинству, ощущению собственной силы, компетентности, полезности и необходимости в этом мире. Неудовлетворение этих потребностей приводит к чувству неполноценности, слабости и беспомощности.

Маслоу считал самоактуализацию, самореализацию последним и самым высоким уровнем в иерархии потребностей. Когда физиологические потребности и потребности в безопасности, любви и уважении достаточно удовлетворены, «мы вправе ожидать, что возникнет новая потребность, если только он уже не делает то, к чему чувствует призвание». Музыкант должен заниматься музыкой, художник — рисовать, поэт — писать стихи, иначе они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… он состоит в желании становиться все больше и больше тем, чем он является, стать всем тем, что определяется его способностью стать». Маслоу охотно соглашается с тем, что эта потребность может сильно варьироваться от человека к человеку. Он указывает, что предпосылкой потребности в самоактуализации является удовлетворение физиологических потребностей в безопасности, любви и уважении. Он пишет: «Людей, удовлетворивших эти потребности, мы с полным правом можем назвать «в основном удовлетворенными людьми»; из этого следует, что мы можем ожидать от них наиболее полного творчества. Поскольку «в основном довольные люди» являются исключением в нашем обществе, мы не знаем о феномене самореализации — как экспериментальной, так и клинической. Его изучение — дело будущего».

Применение иерархии потребностей в управлении

Маслоу не настаивал на том, что его теория однозначно верна. Например, он был готов признать, что иерархия потребностей может зависеть от обстоятельств конкретного человека. В некоторых случаях необходимость удовлетворения достаточно высоких потребностей может быть полностью отменена. Маслоу пишет: «У некоторых людей уровень духовных потребностей может постепенно снижаться или исчезать. Другими словами, менее желанные цели могут быть просто потеряны….. Человек, привыкший к существованию в очень скромных обстоятельствах, может также быть удовлетворен на протяжении всей своей жизни, если он получает достаточное питание». Среди прочего, некоторые различия в характере и уровне потребностей могут быть следствием культурных особенностей различных общин. Таким образом, «мотивационное содержание индивидуального сознания в рамках данной культуры, как правило, сильно отличается от мотивационного содержания сознания индивидов в другой культуре». Несмотря на все это, Маслоу оставался убежден, что идея иерархии потребностей дает лучшее понимание человеческой мотивации.

Как уже говорилось, человек показался ему «животным, которое постоянно испытывает то одно, то другое желание». Согласно Маслоу, «средний член нашего общества частично удовлетворен, а частично нет. Чем выше иерархическая ступенька, тем тщательнее соблюдается принцип иерархии. Также было замечено, что при определенных условиях человек может утратить высшие потребности. Любое препятствие или возможность помешать достижению этих основных целей… рассматривается как самая серьезная психологическая угроза. Человека, лишенного возможности удовлетворять свои основные потребности, можно с уверенностью назвать «нездоровым» человеком». На протяжении большей части своей истории большинство людей были озабочены удовлетворением физиологических и других низших потребностей; слова «натуральное хозяйство» как нельзя лучше подходят к этой ситуации. Современные технологии, а также политические, экономические и образовательные изменения освободили широкие массы трудящихся в развитых обществах от необходимости заботиться только о том, как заработать на жизнь, и соответственно повысили уровень их стремлений. Если бы у этих работников не было горького опыта и если бы они не «пали жертвой потребностей высших порядков», они бы сразу же испытали фрустрацию, вызванную их неспособностью удовлетворить свою потребность в самоуважении и самоактуализации в рамках существующих организационных структур. Вот что Роуз пишет о работе последователя Маслоу Криса Аргириса:

Организация обычно имеет форму пирамиды. Однако эти структуры противоречат индивидуальным потребностям членов организации. Личности и организации жестко противостоят друг другу. По мере роста мы все настойчивее пытаемся перейти от зависимого состояния к независимому. Короче говоря, мы переходим от безответственного детства к ответственной взрослой жизни; в процессе мы начинаем ассоциировать отсутствие ответственности с ребячеством, а ее полноту — со зрелостью. Однако личные качества, необходимые в большинстве рабочих ситуаций, определяются условиями зависимости и принуждения … с которыми связаны директивный надзор и управленческий контроль, такие как бюджетирование, контроль качества, учет рабочего времени и изучение рабочих движений, а также установление стандартов. Чем ниже мы спускаемся по ступеням организационной иерархии, тем более строгими будут вышеупомянутые ограничения.

Мало кто сомневается в том, что организационные формы, возникающие с широким распространением научного менеджмента и методов массового производства, таких как движущийся конвейер, оставляют мало места для потребностей более высокого порядка, таких как самооценка и самоактуализация. Требования эффективности и контроля заставляют работников делать только то, что от них требует начальство. Спонтанность, креативность и новаторство запрещены не только работникам на сборочном конвейере, но и белым воротничкам, выполняющим рутинную бюрократическую работу. Конечно, Ф.У. Тейлор понимал, что трудящиеся нуждаются в самоуважении, и ввел в свои схемы элементы конкуренции и дифференциации статуса. Он был сторонником тщательного отбора персонала и считал, что рабочие должны иметь возможность сделать определенную карьеру, что позволит повысить эффективность производства за счет амбиций «ранее инвалидов». Однако с того момента, как работа Маслоу стала широко известна — а это было уже в 1950-х и 1960-х годах — росло убеждение, что выполнение работниками тривиальных задач вредит как им самим, так и работе в целом. Как пишет Аргайл, «громкие жалобы на скучную работу звучали в основном в США, особенно в 1950-х и 1960-х годах. С 1964 по 1976 год был принят ряд мер, чтобы как-то исправить эту ситуацию. Это был период относительной полной занятости, когда, возможно, многие американские рабочие могли удовлетворить свои материальные потребности, то, что Маслоу называл «низшими потребностями».

В 1960-х годах наука управления разработала новый подход, который заключался в расширении работы и разработке альтернативных форм организации труда для повышения интереса к работе. Такие мыслители, как Ренсис Лайкерт и Дуглас МакГрегор, были озабочены поведением непосредственных подчиненных и руководителей и тем, какое влияние выбранный ими стиль руководства оказывает на подчиненных. И Лайкерт, и МакГрегор дают определенные рекомендации, выполнение которых может улучшить ситуацию. Лайкерт, например, утверждает:

Непосредственные руководители, которые знают, как отслеживать прогресс и результаты, должны сосредоточиться на человеческих аспектах проблем подчиненных и на построении эффективных рабочих команд с достаточно высокими целями. Эти лидеры «сфокусированы на подчиненных». Они рассматривают свою работу как взаимодействие с людьми, а не как решение производственных проблем; они стараются видеть в этих людях индивидуумов. Они видят свою цель в том, чтобы помочь сотрудникам эффективно выполнять свою работу. Они осуществляют общее, а не детальное руководство и больше озабочены целями, чем методами. Они позволяют работникам как можно больше участвовать в принятии решений. Если необходимо повысить производительность, руководитель должен не только принять «ориентированное на подчиненных» отношение, но и поставить высокие, но достижимые цели и участвовать в разработке решений, которые помогут их достичь.

Другими словами, при той форме руководства, которую предлагает Лайкерт, сотрудники могут реализовать свои способности в большей степени, чем при жесткой «старомодной» бригадной системе, в которой каждый из них должен выполнять какие-то узкоспециализированные задачи. Таким образом, сотрудники могут удовлетворить потребность в самоуважении и, возможно, даже достичь самоактуализации, поскольку они отождествляют свои цели с целями группы. Хотя организованные структуры не могут позволить каждому из своих музыкантов играть собственную музыку или художникам писать собственные картины, они все же предпринимают некоторые шаги для преодоления фрустрации от низкого статуса и скучной работы. В то же время, если заставить сотрудников интернализировать цели организации, они могут рассчитывать на то, что их действия будут определяться уже не принуждением, а их собственной инициативой.

Применение теории Маслоу в менеджменте

Теория Маслоу внесла важнейший вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Менеджеры разных рангов начали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить свои важнейшие потребности посредством действий, способствующих достижению целей всей организации. Еще не так давно менеджеры могли мотивировать своих подчиненных почти исключительно с помощью экономических стимулов, поскольку поведение людей определялось в первую очередь их потребностями низшего уровня. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким зарплатам и льготам, полученным благодаря борьбе профсоюзов и мерам государственного регулирования, даже люди, занимающие самые низкие ступени организационной иерархии, находятся на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:

«В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют для большинства людей относительно незначительную роль. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения движимы этими подчиненными потребностями. Это приводит к очевидному для теоретиков систем управления выводу, что потребности более высокого уровня могут служить лучшими мотиваторами, чем потребности более низкого уровня. Этот факт подтверждают исследователи, опросившие сотрудников на предмет их мотивации.

В итоге, как руководитель, вы должны внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности являются мотивирующими. Поскольку эти потребности меняются со временем, нельзя ожидать, что мотивация, которая сработала однажды, будет эффективна всегда.

Критика теории Маслоу

Хотя теория человеческих потребностей Маслоу, казалось, давала менеджерам очень полезное описание мотивационного процесса, последующие экспериментальные исследования подтвердили, что она далеко не полна. Конечно, в принципе, людей можно отнести к достаточно широкой категории, характеризующейся любой из потребностей высшего или низшего уровня, но четкой пятиуровневой иерархической структуры потребностей, по мнению Маслоу, просто не существует. Концепция наиболее важных потребностей также не была полностью подтверждена. Удовлетворение одной потребности не приводит к автоматическому переходу на следующий уровень потребностей как фактора мотивации человеческой деятельности.

Основная критика теории Маслоу заключалась в том, что она не учитывала индивидуальные различия людей. Напротив, Эдвард Лоулер ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей — предпочтений, которые человек формирует на основе своего предыдущего опыта. Так, один человек может быть наиболее заинтересован в самовыражении в силу своего прошлого опыта, в то время как поведение другого человека, внешне похожего на него и тоже работающего, будет определяться в первую очередь потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены Великой депрессией 1930-х годов, что их потребность в безопасности оставалась доминирующей на протяжении всей жизни, даже если им удалось стать богатыми.

В результате, по словам Митчелла, «менеджеры должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждения и что заставляет одного из ваших подчиненных отказываться от сотрудничества с другими». Разным людям нравятся разные вещи, и если менеджер хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности».

Теория иерархии потребностей Маслоу поднимает ряд вопросов. По словам Роуза, «статус концепции иерархии потребностей неясен. Если мы признаем реальность этих потребностей, как мы можем быть убеждены в их существовании? Как и любая психологическая система, они не поддаются методам прямого наблюдения. Соответственно, мы должны прибегнуть к косвенным методам. Например, если мы видим, что человек стремится достичь определенного статуса, это означает, что у него есть потребность в самоутверждении. Но в действительности все такие конструкции неудовлетворительны…. Мы также можем предположить, что стремление достичь определенного статуса не является конечной целью, что конечной целью является намерение получить больше влияния и власти. Можем ли мы ответить на вопрос, какие потребности реальны, а какие нет?».. Маслоу признал, что помимо пяти упомянутых базовых потребностей могут существовать эстетические потребности. Более того, Какабадзе, Ладлоу и Винникомб, изучавшие групповую динамику, утверждают, что у человека есть потребность во власти и что удовлетворению этой потребности способствует членство в группе. Они пишут следующее: «К потребностям, упомянутым Маслоу, следует добавить еще одну. Потребность в электроэнергии … может быть удовлетворена только в группе: либо путем обретения прямой власти над другими членами группы, либо путем использования властного потенциала группы для осуществления изменений в организации, которые отдельные лица не смогли бы осуществить самостоятельно.. Неоднозначность в определении количества потребностей не позволяет говорить об иерархии Маслоу как об универсальном принципе. Хотя он допускает определенные различия в потребностях у разных людей и в контексте разных культур, он ни на секунду не сомневается, что его иерархия применима к большинству людей, большинству мест и большинству эпох. Как бы то ни было, это утверждение об универсализме кажется более чем сомнительным. Маслоу пишет в первую очередь о моделях поведения, тех моделях, которые были распространены среди американского среднего класса в середине двадцатого века. Тем не менее, его работа оказала огромное влияние на развитие теории управления, как показывают работы таких мыслителей, как Аргирис, Лайкерт, Герцберг и МакГрегор. Как пишет Рен, «Маслоу проложил гуманистическим психологам путь к решению проблемы улучшения психического здоровья работников через совершенствование организационной практики».

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Трансформационный коучинг
  2. Понятие менеджмента в системе рыночной экономики
  3. Технологии организационных изменений
  4. Теории власти в управлении
  5. Функции управления материальными ресурсами
  6. Общее понятие коммуникации
  7. Департамент управления проектами
  8. Виды, функции и задачи инновационного менеджмента
  9. Риск-менеджмент
  10. Функции инвестиционного менеджмента в сфере реального и финансового инвестирования