Для связи в whatsapp +905441085890

Управление в древней Греции. Особенности управления в Афинах и Спарте — Этапы развития спартанского государства

В истории Древней Греции особую роль сыграли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно заметить черты, характерные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов Древней Греции. Общая теория права / под редакцией А.С. Пиголкина. М., 1994. С. 53 — 55. Поэтому они находятся в центре внимания настоящей работы, которая стремится определить общее и особенное в формировании древнегреческой государственности.

Спарта 8-6 веков до н.э. была воинственным государством. Проблемы демографии и социально-экономической напряженности он решал в основном не за счет колонизации, как большинство полисов Греции, а за счет соседних. Аналогичным образом были реализованы военно-политические амбиции и организационные возможности спартанского полиса. После объединения пяти деревень в одно государство, Спарта завоевала все остальные деревни между 800 и 730 гг. до н.э., и вся Лакония стала лакедемонским государством. Контроль над ним находился исключительно в руках Спарты, которая теперь была защищена кольцом подчиненных общин. Следующим шагом стало завоевание Мессении. Мессенская война (согласно Павсанию: 743 — 724 гг. до н.э.) закончилась присоединением страны, почти такой же большой, как Лакония. Это завоевание удвоило его экономические ресурсы. Спарта стала в VIII. века потенциально самым богатым и могущественным государством Греции. Хаммонд Н. История Древней Греции

Воспитание молодых спартанцев в архаический период, безусловно, было в первую очередь военным, направленным не на отсев героев, а на то, чтобы сделать таковыми всех граждан полиса. Но она была не только военной, но и спортивной, музыкальной, общеразвивающей и духовной. Всегреческие игры показали преимущества такой подготовки. Спортивная и художественная жизнь одобрялась и организовывалась государством, воплощалась в атлетических состязаниях, в организации больших религиозных праздников. Марру А.-И. Op. cit. S. 54.

В 1912 году английским исследователем Г. Гипотеза о так называемой революции в середине VI века до н.э. была предложена английским ученым Г. Дикинсом и долгое время была популярна среди историков античности. Согласно этой гипотезе, в архаический период Спарта была типичным полисом по общегреческой модели. Но с середины VI века до н.э., в результате каких-то кардинальных преобразований, Спарта разрывает экономические и культурные связи с внешним миром, полностью замыкается в себе, внезапно превращается в замкнутое милитаристское государство. Поэтому основными предположениями гипотезы являются «кардинальная трансформация» и «внезапная трансформация».
Л.Г. Пешатнова, автор первой в отечественной историографии монографии по истории Спарты, считает, что никаких потрясений в Спарте в середине VI века до н.э. не было. Особенности спартанской жизни, которые так удивляли греков, приобрели четкие очертания только в VI веке до нашей эры. Процесс формирования спартанского полиса в его классической форме занял несколько столетий и был результатом деятельности нескольких поколений эфоров, начиная со 2-й половины 6-го века до нашей эры.

Управление в древней Греции. Особенности управления в Афинах и Спарте - Этапы развития спартанского государства

Этапы развития спартанского государства

Всеобщее и продолжительное восстание мессенцев во второй половине седьмого века до нашей эры, известное как Вторая Мессенская война, заставило спартанцев, как говорят, реорганизовать свои ряды и создать (на всякий случай) круговую оборону. Радикальные изменения в гражданском сообществе были необходимы для поддержания порядка и стабильности. Спарта становится военным лагерем, а ее граждане — военной элитой.
Спарта отказывается от искусства и даже спорта. После 576 года только Олимпийские игры 552 года до н.э. отмечены победой спартанцев; в целом, в период с 548 по 400 год до н.э. насчитывается двенадцать отдельных побед. Ближе к концу века музыканты и поэты обошли Спарту стороной. Хоровое пение, музыка и танцы были защищены.

В шестом веке до нашей эры спартанцы вели наиболее интенсивную строительную деятельность, но к началу следующего столетия она также прекратилась.
В результате перед нами Спарта, государство Карфаген, каким оно было известно греческим историкам V-IV века до нашей эры. Они преданно передавали эти знания последующим поколениям. Долгое время представления о развитии древней Спарты основывались на этих знаниях: в Спарте не было своих историографов, доступ иностранцам туда был уже закрыт, археологические данные появились много веков спустя.

Если, согласно всему, что известно, социально-экономическая структура Спарты до Мессенских войн мало чем отличалась от других современных греческих общин, еще не до конца преодолевших первобытно-общинные отношения и господство родоплеменной аристократии, то после окончательного завоевания Мессении, когда число спартанских подданных многократно возросло, в социальной структуре произошли существенные изменения. Именно в это время окончательно сформировалась структура так называемого «сообщества равных», характерного для Спарты.

И первый период также можно разделить на два периода. Древние историки делили раннюю историю Спарты (до греко-персидских войн) на два основных этапа: период смуты и «беззакония» (аномия или какономия) и период «законности» (эвномия). Переход от одного к другому был связан с именем Ликурга. Согласно Плутарху, Ликург разработал план, затем провел тайные переговоры со своими друзьями, постепенно склонил лучших граждан к осуществлению своего плана и, наконец, приказал тридцати самым знатным людям выйти на площадь рано утром с оружием, чтобы устрашить своих противников. Царь Харилаус, опасаясь, что это восстание, укрылся в храме Афины Мединской, но затем, поверив уговорам и клятвам, вышел и даже принял участие в акции.

Плутарх считает Ликурга законодателем, который не изменил отдельные законы, но преобразовал весь полис и, более того, навязал новый, совершенно иной образ жизни. Он провел перераспределение земли с целью установления имущественного равенства, чтобы изгнать самомнение, зависть, злобу, роскошь, а также более древние и грозные пороки — государственное богатство и бедность. Он разделил всю страну на тридцать тысяч клириков для периэков и девять тысяч для спартанских семей, намереваясь заложить экономический фундамент под здание политического равенства. Он вывел из употребления все золотые и серебряные монеты и изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла. С именем Ликурга ассоциируется Плутарх и спартанская система образования, особенности которой отражены в школьных учебниках. Процесс обучения был непрерывным и продолжался для спартанца даже в зрелые годы.

Афинская демократия

В гомеровский период своей истории (одиннадцатый-девятый века до нашей эры) Аттика была разделена на несколько независимых общин, которые постоянно воевали друг с другом. Объединение Аттики было постепенным и долгим процессом, который длился с конца первого тысячелетия до нашей эры и завершился объединением всех общин вокруг Афин. Такое объединение в Греции называлось синойкизмом (в переводе с греческого — «общее поселение»). Синойкизм влек за собой распад родовых отношений и способствовал социальному и имущественному расслоению населения Аттики, которое было особенно интенсивным в VIII и VII веках до н.э.

Родовая аристократия создала особую группу под названием эвпатриды, что означает «имеющие благородных отцов». Замкнутая правящая элита эвпатридов против остальной массы свободного аттического населения — демоса. Демос не был однородным. Она состояла из крестьян, владевших собственной землей, и так называемых фетов — крестьян, потерявших собственные земли, ремесленников, купцов и судовладельцев. В Аттике также проживало значительное количество людей из других общин, в эту группу входили метеки (иностранцы). Будучи лично свободными, метеки не имели политических прав и были ограничены экономически.

Старые родовые институты не соответствовали новым отношениям, которые развивались в афинском обществе. Поэтому организация власти в Афинах претерпела значительные изменения.
Примерно в восьмом веке до нашей эры царская власть в Афинах исчезла, уступив место власти архонтов, которые избирались сначала на десять лет, а затем на один год. Позже была сформирована коллегия из девяти архонтов. По окончании срока полномочий архонты вступали в Ареопаг, высший совет государства, который заменил совет старейшин.
Народное собрание, называемое экклесией («собрание призванных»), продолжало собираться, и присутствовать на нем могли только граждане, приглашенные архонтами. Поэтому внутриполитическая жизнь Древней Греции характеризовалась борьбой между эвпатридами и демосом. Классовые противоречия обострились, а вместе с ними обострились классовая борьба и социальное недовольство.

Однако правление афинской родовой аристократии не могло продолжаться долго. На исторической сцене появилась новая социальная сила рабовладельческого общества — демос. Одним из первых известных эпизодов этой борьбы стало выступление знатного афинского сайлона, который с помощью своих последователей и при поддержке своего родственника, мегарианского тирана Теагена, попытался совершить переворот в Афинах. Эта попытка закончилась полным провалом, поскольку афинский демос не поддержал сайлонов. Однако волнения в Афинах продолжались с нарастающей силой. Они побудили правящую племенную знать пойти на некоторые уступки, в частности, согласиться на первую запись устных правовых обычаев. Эта запись была сделана законником Драконтом около 621 года до н.э.

Принятие письменных законов 3 Драконтом стало первой крупной уступкой Евпатридов демосу. Ранее отсутствие писаных законов позволяло аристократическим судьям выносить несправедливые решения, что привело к тому, что широкие слои населения потребовали записать существующие обычаи.
Законы Драконта были необычайно жестокими, но они имели огромное историческое значение: писаное право наводило порядок в имущественных и деловых отношениях и ограничивало произвол суда.

Право древней Спарты

Основным источником права в Спарте был обычай. О законах народного собрания известно немного, хотя вполне вероятно, что они не использовались до 6 века до н.э. Никаких кодексов не сохранилось. Эти и другие нормы гражданского и уголовного права мы узнаем из трудов греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и других. В целом, из-за отсталости спартанской экономики, правовая система в

Всеми гражданско-политическими правами пользовалась сравнительно небольшая группа спартанцев (спартиатов), проживавших в городе Спарта. С юридической точки зрения спартанцы были равны друг другу. Равенство спартанцев объяснялось необходимостью постоянно находиться в боевой готовности, в военном лагере против рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были общественные трапезы (сиссисии), участие в которых было обязательным и обозначало принадлежность к спартанской буржуазии.
Назначение сисси было в том, чтобы поддерживать военную дисциплину.

В Спарте в 6-5 веках до н.э. не было частной собственности на землю, как это существовало в развитых античных владениях. Верховным собственником всей земли юридически считалось государство. Земля принадлежала целому классу свободных рабовладельцев — спартиатам.
Отдельные граждане с момента своего рождения получали от государства землю, которую обрабатывали илоты. Надел (клер) был семейной собственностью, и его единство сохранялось тем, что после смерти владельца его наследовал старший брат. Младший остался на земле и продолжал заниматься сельским хозяйством.
Купля-продажа земли и дарение считались незаконными. Однако со временем участки стали раздробленными, а земля сосредоточилась в руках немногих. Около 400 года до н.э. Эпатидеи приняли закон (ретра), который запрещал продажу земли, но разрешал добровольные пожертвования. Андреев Ю. В. Указ. соч. S. 148.
Семья и брак в Спарте имели архаические черты. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, в Спарте сохранился так называемый «парный брак» (как пережиток группового брака). В Спарте брачные отношения регулировались самим государством. Для того чтобы иметь хорошее потомство, они даже занимались подбором пар. Каждый спартанец обязан был жениться по достижении определенного возраста. Государственные власти наказывали не только безбрачие, но и поздние браки и неудачные браки. Также были приняты меры против бездетных браков.

Многие семейные обычаи также восходят к первобытнообщинному строю. Ярким примером этого является обряд бракосочетания путем похищения девушки-невесты. «Невест брали воровством, но не слишком молодых, еще не достигших брачного возраста, а цветущих и зрелых».

Семья в Спарте была моногамной, но внебрачные отношения допускались как для мужа, так и для жены — пережиток группового брака. Семья в Спарте как бы застыла на стадии супружеской пары и в некоторых отношениях напоминала еще более раннюю стадию — групповой брак. Заключение и расторжение брака не представляет собой ничего сложного. Можно было иметь двух жен. Несколько братьев могут иметь общую жену. Мужчина, которому понравилась жена его друга, мог разделить ее с ним.

Право древних Афин

Самым древним источником афинского права был естественный обычай. Общее право было впервые записано в 621 году до н.э. при архонте Драконте Драконте. Евпатриды стремились ограничить пережитки родоплеменного строя и особенно кровной мести, чтобы обеспечить неприкосновенность личности и имущества. Это было необходимо, чтобы ограничить власть архонтов, которые произвольно толковали обычаи.

Законы Драконта VII века до н.э. считаются самой древней систематизацией афинского права. Еще в древности говорили, что они написаны кровью. Они были известны своей непомерной жестокостью; любому, кто украдет овощи и фрукты, грозило такое же наказание, как и отцеубийству — смертная казнь. «Когда Драконта спросили, — пишет Плутарх, — почему он назначил смертную казнь за большинство преступлений, он, как говорят, ответил, что, по его мнению, малые преступления заслуживают такого наказания, а для больших он не нашел ничего другого. Федоров К.Г., Лисневский Е.В.

Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов. Другим важным шагом стала отмена принципа подотчетности по правилам Талиона.
Еще одним достижением стало то, что по законам Драконтуса убийство считалось порчей имущества, но теперь квалифицировалось как антиобщественное деяние. Впервые были введены термины «умысел» и «халатность». Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковыми — смертная казнь.
В начале VI века до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права был Закон Солона. При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких приговоров за убийство. С тех пор афинское право оставалось несистематизированным. Большая часть из них, как и в прежние времена, была неписаным обычаем. Производя процесс, Хелиеи могли каждый раз создавать новую норму — руководствуясь убеждением.
В V — IV веке до н.э. закон, то есть решение народного собрания, приобретает все большее значение.

Основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Его строгое соблюдение было признано неотъемлемым элементом демократии. Гражданская клятва молодого афинянина звучала так: «Я буду подчиняться принятым законам, а если кто отменит или ослушается их, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми». Там же. S. 57.
После того, как Греция была завоевана Филиппом Македонским (отцом Александра), Афины и многие другие города потеряли свою независимость. Тем не менее, каждый город имел свой собственный закон, который во многом отличался от законов других городов. Как бы ни рассматривались судебные споры, они должны были решаться на основе местного законодательства.
Когда в ходе объединения Греции под властью македонской монархии аттический (афинский) язык стал доминирующим и вытеснил другие диалекты, законы и указы стали писать на этом языке и, более того, в той же «общей форме». Указы публиковались на специальных стелах, вертикально расположенных каменных плитах, или на табличках. Они хранились в здании городской администрации. По мнению историка эллинизма В. Тарна, чем более многословными были указы, тем более незначительным было их содержание.

С этого же периода в Греции появились настоящие, то есть профессиональные юристы, потому что необходимо было знать законодательство всех крупных городов, а это было нелегкой задачей.
Имущественные отношения достигли высокого уровня развития в древних Афинах. Владелец имущества имел неограниченное право распоряжаться землей, скотом, рабами и другим своим имуществом. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволило накопить большое состояние. В IV веке до нашей эры самым богатым человеком в Греции считался некий Дифил. У него было 160 талантов. Среднее состояние составляло около 1/5-1/4 таланта.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Параметры работ и восприятие содержания
  2. Инструментальная модель тайм-менеджмента
  3. Влияние культуры на организационную эффективность
  4. Понятие и признаки организации
  5. Сущность системного, ситуационного и процессного подходов к управлению
  6. Менеджмент предприятия и его влияние на финансово-экономические показатели деятельности
  7. Функции и структура мотивации
  8. Повышение стрессоустойчивости персонала производственного предприятия с учетом гендерных особенностей
  9. Критериальная основа поведения
  10. Процесс и методы управления предприятием