Для связи в whatsapp +905441085890

Влияние Карен Хорни на психоанализ — Психология секса в учении К. Хорни

Социокультурная ориентация Хорни расходилась с фрейдистской. Хорни выступала против анатомической обусловленности женской психологии, Эдипова комплекса и неизбежной для всех последовательности стадий либидо. В отличие от фрейдистского биологизма, Хорни подчеркивала важность культурного фона и социальных отношений. Хорни была одной из первых, кто признал важность общих социокультурных условий в развитии личности и ее неврозов.

В своей психоаналитической практике Хорни сохранила многое из техники Фрейда, с ее рационализмом и дистанцией между врачом и пациентом. Но нельзя не отметить ряд существенных идеологических различий во взглядах этих психологов. Фрейд делал акцент на негативных аспектах человеческой природы, мало обращая внимания на моральные и интеллектуальные аспекты. Человеком движет не стремление к самосовершенствованию, а желание получить удовольствие. Интеллектуальный и моральный прогресс обусловлен действием инстинктов, адаптацией к окружающей среде, давлением социальных норм. Сфера творчества и морали — это сублимация природных инстинктов человека.

Фрейд определил человеческую природу как эгоистическую и агрессивную, а доброта служит лишь сдерживающим фактором этой агрессивности. Хорни противопоставляет этому отношению признание искренней доброты и щедрости естественными, равно как и естественность эгоизма и агрессивности.

Фрейд видел причины взрослых неврозов в установках, сформированных в детстве. Он считал, что после пятилетнего возраста в человеке не может развиться ничего принципиально нового. Все последующие страхи лишь воспроизводят первый, который однажды появился в детстве.

Хорни критиковала сосредоточенность Фрейда на инфантильном и патологическом, отвергая универсальность Эдипова комплекса, сексуальную теорию невроза, представления о женской неполноценности и постоянный конфликт между природой и культурой. «Большая часть вины за наше несчастье лежит на нашей так называемой культуре; мы были бы несравненно счастливее, если бы отказались от нее и вернулись к первобытности. Я называю это заявление замечательным, поскольку, как бы мы ни определяли термин «культура», нет никаких сомнений в том, что именно культура ответственна за все наши средства от надвигающихся бед».

Фрейд подчеркивал природное начало в человеке. Хорни подчеркивала социальное.

Фрейд не допускал, что человеческие общества могут существенно отличаться друг от друга: то, что считается неврозом в одном обществе, выглядит как ценная черта характера в другом.

Хорни инициировала обновление психоанализа в контексте новых научных знаний. Открытия в области этнографии, социологии и истории привели к выводу, что существует множественность и разнообразие культур, в то время как человеческая природа остается единой для всех культур.

Следовательно, черты личности, черты коллективной психологии и типы неврозов зависят в основном от культуры, ее ценностей и противоречий. В свете последних событий Хорни небезосновательно считала, что учение Фрейда несколько устарело, механистично и неактуально.

Фрейд предостерегал от ценностных суждений в психоанализе, от моральных суждений. Хорни придерживалась другой точки зрения: психолог — не машина, не физик, работающий с бездушной материей, поэтому моральные суждения неизбежны.

Хорни верила в способность человека развиваться, обладать своими силами, верила в доброту и бескорыстие человека. Негативные качества развиваются у людей из-за неблагоприятной социально-экономической среды, в определенном типе общества.

Таким образом, «отход» Хорни от ортодоксальной линии фрейдизма был обусловлен острой необходимостью обновления доктрины в то время.

Влияние Карен Хорни на психоанализ - Психология секса в учении К. Хорни

Психология секса в учении К. Хорни

Эта тема является одной из центральных в учении К. Хорни. Она считала чрезвычайно важным и актуальным исследование особенностей мужской и женской психологии, противостояния полов и супружеских отношений. Хорни пыталась доказать психологическое равенство мужчин и женщин, в отличие от позиции Фрейда, который видел причины пассивности, подражательности, эмоциональности женщин в ощущении своей физической неполноценности, чувстве зависти и желании стать мужчиной.

Хорни признавала ситуацию «Эдипова комплекса», но только как особый, не окончательный случай. Отношения между полами были сведены к проблемному комплексу, но не только к нему.

«Действительно, все проявления невротической потребности в любви обнаруживаются в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом: привязанность к одному из родителей… ревность, чувствительность к отвержению… Наблюдения показывают, что Эдипов комплекс — это биологически обусловленное явление….История детства невротиков, у которых привязанность к отцу или матери особенно сильна, неизменно полна таких обстоятельств, которые вызывают у ребенка тревогу… Я ни в коем случае не отрицаю существование и важность Эдипова комплекса. Я лишь хочу понять, насколько универсален этот феномен и в какой степени он обусловлен невротизмом родителей.

Исследуя гендерные (культурно обусловленные) сексуальные отношения, Хорни выделяет ряд моментов. Мужчина восхищается женщиной как матерью, которая заботится, которая жертвует собой. Но восхищение женщиной уравновешивается завистью к тому, чего не может достичь сам мужчина (например, к деторождению). Эти комплексы компенсируются «рождением» государственных систем, религий и искусства. Это формирует всю культуру, которая приобретает мужской оттенок. Еще одним компенсатором комплексов является ущемление женщин, часто закрепленное в законе. Слабая защита материнства законом.

Часто отношение мужчины к женщине связано со страхом смерти: Тот, кто может дать жизнь, имеет право и отнять ее. Мужчины боятся женщин как сексуальных существ, потому что женщины лишают их силы, когда вступают в контакт. Сексуальность женщины скорее пугает, чем привлекает мужчину, потому что он боится быть неполноценным или как-то униженным перед ней.

Он предпочитает видеть в женщине всего лишь сексуальный объект. Мужчина хочет видеть женщину непорочной, без сексуального влечения, только тогда она вполне безопасна для него (культ Марии).

Хорни оспаривает позицию естественного принижения женщин и выступает за равенство между полами. «Еще не самое худшее, что величайшие умы от Аристотеля до Мебиуса потратили много энергии и интеллектуальных усилий, чтобы доказать фундаментальное превосходство мужественности. Хуже всего то, что слабая самооценка «среднего мужчины» заставляет его снова и снова выбирать «женский» тип — именно инфантилизм, незрелость и истеричность, тем самым подвергая каждое новое поколение влиянию таких женщин».

Враждебность между полами может наблюдаться и с женской стороны. Отчасти недоверие связано с детским опытом. В детстве девочка находится в более неблагоприятном положении, чем мальчик. Для них существует больше запретов, которые формируют осторожность, недоверие, неуверенность, чувство вины, страх физического насилия. Девушка интуитивно чувствует, что ее будущее зависит не от нее, а от кого-то другого, от таинственного события, которое ее ожидает и которого она боится. Компенсация этих переживаний происходит через уход в мужское поведение, в «мужскую роль». Это ярко выражено в определенный период детства. В результате мальчишеское поведение исчезает.

Проблемы взаимоотношений полов проявляются в любви и браке. «Когда видишь, как часто, вернее, как постоянно, возникают трудности в любовных отношениях, возникает вопрос, не вызваны ли разногласия в каждом случае общей причиной; не существует ли общей основы для недоверия, которое возникает между полами с такой легкостью и регулярностью?».

Поиск ответа на этот вопрос приводит Хорни к убеждению, что любовь — это дар, а хороший брак — это искусство, которому можно научиться, действия, которые нужно выполнять последовательно и правильно.

Помимо недоверия между полами, существуют и другие причины неудачного брака. Например, неудачный выбор партнера. Часто выбор партнера основывается на сходстве с матерью или отцом, что имеет свое объяснение, но на практике не всегда эффективно. Такой выбор приводит к разочарованию, поскольку в душе остается слишком много незаполненного пространства. Это приводит к горечи в отношениях.

Обратный выбор — в противовес родителям — также чреват трудностями, поскольку неосознанные ожидания не оправдываются.

Причиной вражды в браке может быть выдвижение нереалистичных требований, что может привести к разочарованию и пренебрежению.

Противоречия брака, утверждает Хорни, могут быть разрешены либо через развод, либо через «открытый брак», в котором супруги могут свободно быть друг с другом, сохраняя формальные отношения, либо через последовательное построение отношений.

Неврозы. Культурная обусловленность

Неофрейдисты активно пытались объяснить невроз как культурно обусловленный, а не биологически обусловленный (как пытался объяснить невроз Фрейд). Этому объяснению способствовало смешение национальностей в середине двадцатого века, что привело к межкультурным проблемам и неврозам.

Хорни отметила трудности с социальной адаптацией, с нарушением культурных норм, что приводит к психическим отклонениям. Основной причиной неврозов было то, что человек не мог реализовать себя в определенном обществе, и эти симптомы не всегда зависели от подавленных инстинктов или детских переживаний. «Если мы знаем культурные условия, в которых мы живем, у нас есть очень хорошая возможность получить гораздо более глубокое понимание специфической природы нормальных чувств и отношений. А поскольку неврозы — это отклонения от нормального поведения, есть также перспектива более глубокого их понимания».

Фрейд понимал человеческую природу как биологическую, одинаковую и неизменную у всех людей. На основе этой единой природы культура постепенно развивается в соответствии с принципом целесообразности. Для Хорни человеческая природа более сложна. С одной стороны, действия человека определяются инстинктами, которые закаляются воспитанием и моральными законами. С другой стороны, важно отметить дихотомию человеческой природы на «хорошую» и «плохую». Добро всегда торжествует благодаря позитивному отношению к жизни. Другим важным аспектом человеческой природы являются творческие способности человека. Потенциально человек может реализовать себя, если сумеет правильно понять себя и раскрыть свои потенциальные возможности. В этом смысле задача психоаналитика — помочь человеку осознать себя.

Хорни показывает влияние культуры на человеческую природу. Культура не обеспечивает полного развития человеческой природы, но она создает условия для саморазвития, поэтому культурные факторы следует рассматривать относительно.

Для Фрейда Эдипов комплекс рассматривается как основная причина невроза. Для Хорни сам Эдипов комплекс является источником невроза. Развивая эту идею, Хорни иллюстрирует зависимость взрослого человека от детского опыта.

Хорни определила невроз как отклонение от нормы, которое вызывает чувство вины, тревоги, неполноценности и снижает продуктивность личности. Социальные связи нарушаются, а цели не достигаются. Однако, когда происходит отклонение, необходимо уточнить, в отношении каких норм оно происходит. Что можно определить в качестве точки отсчета и на какой аспект норм следует обратить особое внимание? Хорни выделяет культурный аспект как наиболее важный. Неврозы возникают из-за культурных ограничений. Но культурные нормы в разных традициях отличаются друг от друга, и то, что приемлемо в одной культуре, невозможно для другой. То есть, мы должны говорить о нормах в терминах определенной культуры или социального статуса. Невроз — это индивидуальный способ адаптации к культуре. Для невротической личности существует проблема выбора. Простая ситуация, когда нужно выбрать между двумя вещами, может вызвать волну сильных эмоций и неспособность принять решение (например, выбор, что надеть на встречу с начальником). У нормального человека внутренние конфликты быстро разрешаются и не оставляют осадка в душе. «Противоречия, присущие нашей культуре, — это те самые конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: тенденция быть агрессивным и тенденция уступать; стремление к самовозвеличиванию и чувство личной беспомощности. Отличие от нормы чисто количественное. В то время как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты настолько обостряются, что удовлетворительное решение становится невозможным».

Фрейд связывал возникновение невроза с подавлением сексуальных влечений в детстве. Хорни утверждала, что детский невротизм следует рассматривать только в широкой социокультурной перспективе. Таким образом, в одном типе культуры дети органично вписывались в культуру взрослых, а в другом эти два возрастных слоя резко расходились (городское индустриальное общество).

Хорни отмечает отчуждение детей и взрослых в европейской и американской культуре, занимая позицию ребенка. Ребенок беззащитен. Он чувствует вину перед самим собой, боится окружающего его враждебного общества. Существует страх и недоверие к миру взрослых. Мир детства не так безоблачен, как это представляется в традиционном изображении. Надежды ребенка на добро и любовь часто бывают обмануты, а ранимая психика и повышенная чувствительность оставляют глубокие следы на психике ребенка, которые влияют на формирование личности и ее последующее развитие. Детские страхи возникают в любом возрасте. Жизненные страхи и опасности, связанные с экономической и социальной нестабильностью, накладываются на эту бессознательную основу, усугубляя прежние страхи и вызывая невроз у взрослого человека.

Основная причина

По мнению Хорни, основной причиной неврозов являются противоречия самой культуры, конфликт систем ценностей. Она спрашивает: «Какие условия в нашей культуре ответственны за то, что неврозы вращаются вокруг конкретных конфликтов, которые я описала, а не вокруг других? Фрейд лишь вскользь коснулся этой проблемы».

В рамках культуры ценности выравниваются без проблемы выбора. Столкновение ценностей происходит только при столкновении различных культурных традиций, например, буржуазной и христианской, что очень характерно для современных развитых обществ. Это создает конфликт. Неврозы также угрожают тем, кто меняет свою культурную среду (мигрантам). Адаптация к новым культурным формам создает ряд психологических проблем.

Невроз представляет опасность для тех, кто поднимается в социальном плане за счет резкого изменения своего окружения, поскольку в этом случае существенно меняется система ценностей различных социальных классов.

Неврозы — это результат культурных противоречий, которые затрагивают всех, но здоровые люди легче переносят их влияние и справляются с жизненными трудностями. Невротик не может выдержать тяжесть культурного давления.

Хорни старается избегать назначения лекарств для людей. Она признает естественный трагизм человеческого существования, но при этом оставляет за человеком право быть счастливым.

Важной философской идеей Хорни является понимание двойственности человеческой природы: стремление к счастью и в то же время нереализованность этого стремления в полной мере, обусловленная ограниченностью человека, его зависимостью от трагических моментов в мире. И даже при отсутствии конкретного страдания остаются болезни, увядание, смерть.

Спокойное состояние человека не может считаться нормой. Переживание страдания естественно. Конфликт — неотъемлемая часть человеческой жизни. В этом контексте Хорни вывела понятие «базовой тревоги». Состояние тревоги является нормой для человека, или, другими словами, состояние спокойствия не является нормой. Ряд выдающихся философов (например, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и др.) связывали с развитой личностью чувство тревоги, неудовлетворенности. «Человек, относительно говоря, самое несчастное животное, самое болезненное, избегающее своих инстинктов самым опасным для него образом — но при всем этом, конечно, самое интересное! «Более того, человек в целом никогда не может быть удовлетворен и умиротворен — развитый человек обречен на вечный поиск. Для Кьеркегора страх и отчаяние более естественны, чем довольство и покой. Экзистенциалисты говорят, что человек обречен на свободу и что его жизнь — это постоянное беспокойство естественной природы.

В целом, XX век характеризуется страхом, неуверенностью и психологическим напряжением, переполняющим массы. Неуверенность в себе проникает во все сферы жизни. Здесь кроется идея «базового страха». Тревога отличается от страха неопределенностью причин, непонятностью ситуации.

Хорни считает, что причиной тревоги является культура, поскольку установки человека соответствуют культурным ценностям. Чем выше и динамичнее культура, тем больше причин для страхов и беспокойства. Чувство тревоги вызывает желание избавиться от него путем подавления, то есть невротическим способом. Бегство от страха заставляет человека отвлекаться на что-то другое, поглощаться работой, в прямом и переносном смысле «наркотизироваться».

Другими словами, очевидно, что некоторая степень тревожности неизбежна в современных условиях. Выход из этой ситуации — привычка. Многое зависит от правильного воспитания. Важно научиться правильно воспринимать естественные процессы в мире.

В ситуации базовой тревоги взрослый воспроизводит детские переживания, такие как неуверенность, беспомощность и другие. В значительной степени базовая тревожность вызвана детскими страхами. Поэтому момент воспитания и внимания к детям представляется принципиально важным.

Таким образом, учитывая социокультурную атмосферу в обществе, по мнению Хорни, большая часть людей обречена на невроз, что становится типичным для нашего времени.

Хорни раскрывает идею о том, что неврозы тесно связаны с характером общения, социальными контактами. Здоровые люди становятся невротиками в ситуациях с плохим общением, и наоборот, люди, склонные к неврозам, могут превратиться в более уравновешенных при благоприятных контактах. У каждого человека есть определенный уровень потребности в определенных отношениях (дружба, власть и другие), которые реализуются только во взаимодействии с другими людьми.

Невротический конфликт вызывает в человеке противоречия, и невротик не осознает, что с ним происходит. Он тратит свою энергию на то, чтобы уйти от конфликта, создать ложную гармонию, выстроить защитные механизмы.

Бегство от конфликта

Уход от конфликта часто приводит к созданию идеализированного образа себя, вымышленного образа себя, который улучшает представление о себе. Такое восприятие себя несовершенно. Человек здесь кажется скорее вымышленным, чем реальным. Невротик всеми силами цепляется за этот образ. Но чем больше он верит в придуманный образ, тем больше отдаляется от реальности, что только усугубляет невроз.

Чем выше идеалы культуры, в которой вы живете, тем больше людей не достигают их. Это порождает чувство мести, горечь против мира и общества. Идеализированное «я» вступает в конфликт с обществом. В этом отношении психоаналитическая терапия важна для раскрытия истинного «Я» человека. В понятие психотерапии также входит самоанализ. Невротик должен активно работать над собой, следуя указаниям терапевта. Иногда это требует изменения образа жизни, работы и отношений с людьми.

Фрейд видел причину невротизма в подавлении природного начала в человеке культурой. Хорни исправляет эту позицию: культура навязывает человеку определенную идеализацию. Культура виновата не в том, что она жестока и деспотична, а в том, что она слишком щедра и либеральна.

Не сама культура создает проблему, а человек не способен правильно оценить свои силы, чтобы сделать правильный выбор. Человек не «достигает» уровня культуры. Таким образом, не культура (по Фрейду), а сам человек несет ответственность за свой невроз. И разрушение иллюзорного «я» — самый важный шаг в устранении невроза.

Фрейд рассматривал невроз как падение человека в регресс, Хорни, напротив, трактовала невроз как эволюцию человека, как его развитие к лучшему, вверх. Отсюда невротические проблемы интеллектуальной прослойки общества (интеллигенции), которая несколько продвинулась в своем культурном развитии и переживает конфликт культур внутри себя. «Выпрямившись», невротик создает идеализированный образ себя, который трудно реализовать. Поэтому идеальное и реальное должны быть сближены в «я». Идеалы, к которым стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизни и выполнять стимулирующие функции для личностного роста, но не следует отрываться от реальности и излишне оценивать себя. Идеал должен объединять людей, а не разделять их.

Хорни выделяет четыре невротические черты личности. Во-первых, это желание любви, признания со стороны других людей. В этом случае невротик делает все возможное, чтобы понравиться, вызвать восхищение. Невнимательность вызывает волну беспокойства. Оскорбления также происходят в ситуациях, когда сам человек сомневается в собственной праведности. Это может иметь обратный эффект: Человек настойчиво ищет контакта и старается угодить, но это вызывает обратную реакцию — пренебрежение и отвержение. Естественное желание заслужить похвалу превращается в невротическую зависимость от одобрения или неодобрения окружающих.

Еще одна черта невротика — стремление к власти. Если он не становится лидером, он чувствует себя совершенно потерянным, зависимым и беспомощным». Он настолько высокомерен, что все, что выходит за рамки его власти, воспринимается им как собственное порабощение. Подавление своего гнева может привести к чувству депрессии, унынию и усталости. Однако то, что кажется беспомощностью, может быть просто попыткой добиться доминирования окольными путями или выражением враждебности из-за своей неспособности руководить: «Стремление невротика к власти проистекает из страха, чувства неполноценности. Не будучи уверенным в себе, он боится, что о его неуверенности узнают другие. Это объясняет его желание быть правым во всем. В этом случае сексуальные отношения могут служить средством самоутверждения.

В-третьих, невротическая личность характеризуется невротической замкнутостью. Стремление к независимости от окружающих, подчеркнутое безразличие к оценкам своих действий.

В-четвертых, существует невротическая податливость. Неуверенность в себе провоцирует принятие мнения других людей. Человек поддается внешнему давлению. Один подчиняется, когда другой настаивает. Принцип уступчивого невротика заключается в том, что если он подчинится другим, то они не причинят ему вреда.

По мнению Хорни, самосовершенствование подразумевает скрытый конфликт, постоянное беспокойство, которое в конечном итоге может перерасти в невротический страх.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимосвязь копинг-стратегий и уровня эмоционального выгорания у медицинских работников — Концепция синдрома эмоционального выгорания
  2. Семья как источник психической травматизации личности
  3. Уолтер Кеннон, американский психофизиолог
  4. Психологическое благополучие и переживание времени личностью
  5. Сущность общения и его основные виды
  6. Нейропсихологические основы познавательной деятельности — Раскрытие сущности понятия «познавательная активность»
  7. Политическая психология
  8. Возрастные страхи
  9. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности
  10. Труды Веккера в области психических процессов