Для связи в whatsapp +905441085890

Воспитание и школа в античном мире — Философы и писатели античности о педагогике

Основными направлениями обучения детей в этой исторической области были грамотность, арифметика и музыка. Большое внимание уделялось трудолюбию и физическим упражнениям, что было связано с большим количеством войн в этот период. В раннем детстве детей воспитывали настоящими воинами наставники, старейшины (Афины), или няньки (Спарта). Хотя греческое и спартанское воспитание имеют принципиальные различия в методах и направлениях, для обоих характерно индивидуальное воспитание ребенка до определенного возраста, во многом похожее на современное воспитание в семье.

Школы в Древней Греции возникли с появлением города-полиса, культура которого обеспечивала образование для достижения статуса достойного гражданина. Образование не прекращалось даже во времена войн. Каникул не было, студенты учились весь день с перерывом на обед. На всю школу был один учитель, а количество учеников в классе обычно не превышало пятидесяти человек, независимо от возраста. Дети сидели на низких складных табуретках вокруг учителя, писали на коленях и воспринимали информацию по всем предметам на слух. Письму обучались на вощеных досках и палочках (стило), арифметика включала изучение четырех основных операций и чисел в цифровом представлении, а пение осуществлялось только в унисон и сопровождалось игрой на цифаре.

Социальный статус учителя был низким, соответствующим статусу ремесленника среднего класса.

Афины и Спарта отличались особенностями воспитания, принципы которого были разными и во многом противоречивыми.

Воспитание в Спарте было направлено на выращивание воинов, и это проявлялось в отборе новорожденных по силе и здоровью. Младенцы, не соответствующие установленным канонам, воспитывались вне общества и не считались полноправными гражданами. Образование, организованное полисом, начиналось с семи лет и делилось на три этапа.

Возраст 7-15 лет: минимальное обучение грамоте, красноречие наказывалось, поощрялось немногословие Основной упор делался на развитие выносливости, воли, физической силы. Обучение проходит в суровых условиях, с акцентом на способность выживать в условиях максимальных лишений и дискомфорта. В возрасте 14 лет мальчики проходили посвящение в эйрен — члены общины. Инициация сопровождалась мучительными испытаниями, после прохождения которых юноша допускался к практике в спартанских воинских подразделениях.

15-20 лет: более строгие методы обучения, музыка добавляется к изучаемым дисциплинам.

20-30 лет: в последние десять лет обучения физическая подготовка становится еще более тяжелой, человек уже считается воином, но только в конце этого этапа становится полноправным членом военного сообщества. Среди особенностей воспитания спартанцев в этот период была их свободная сексуальная жизнь, но также большое внимание уделялось подавлению пьянства.

Воспитание спартанских девушек и молодых женщин также было направлено на развитие физической силы и выносливости.

Так, жители Спарты были неграмотны и способны только вести войну, но многие традиции физического воспитания и закаливания нашли отражение в системах образования следующих поколений.

Образование в Афинах было принципиально иным. Здесь целью было формирование как психической, так и физической стороны человека. До семилетнего возраста все дети получали образование в семье или у специально назначенных лиц. С семи лет обычные мальчики могли посещать платные школы, где их обучали чтению, письму, арифметике и музыке, а также гимнастике. В зависимости от направления развития, школы делились на два типа: Музыкальные школы (возраст 7-16 лет), где занимались интеллектуальным развитием, и школы «Палестра», где занимались физическим развитием. Оптимальным считается одновременное посещение обеих школ.

Большое значение для образования афинян имели произведения Гомера, «Илиада» и «Одиссея», которые служили материалом для чтения, пения и письма. После достижения шестнадцати лет и посещения музыкальной школы и гимназии юноши могли продолжить свое образование в гимназии. В Афинах в V-IV веке до н.э. существовало всего три гимназии, которые назывались Академия, Ликей и Киносарг. Элитную подготовку молодые люди в возрасте 18-20 лет проходили в Эфебии, где обучались тонкостям военного дела.

Воспитание и школа в античном мире - Философы и писатели античности о педагогике

Философы и писатели античности о педагогике

Античный тип цивилизации дал миру идею педагогики как отдельной области не только практического, но и теоретического осмысления. Многие философы порой специально изучали природу человека и образования, пределы и возможности обучения, педагогические цели и идеалы, вопросы совершенствования практики образовательного процесса.

Одним из первых среди них является Пифагор (570/540-500 гг. до н.э.). Он создал своего рода кодекс с правилами морального поведения. Вот некоторые изречения пифагорейцев о дидактической направленности: «Обучение должно вестись правильно по обоюдному желанию учителя и ученика», «Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольное, то правильно достигает своей цели, а если оно не добровольное, то неправильное и неэффективное.

Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.) выразил познание человеческой нравственности как неотъемлемого антропологического качества («всем людям дано знать себя и быть целомудренными»), разума и эмоций как инструментов познания, разума как главного критерия истинности знания, необходимости познания сущности, а не только фактов («мудрость состоит в том, чтобы знать всех как одного», «большое знание не учит уму») и т.д.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) был одним из первых греческих философов, занимавшихся вопросами образования. Демокрит сделал заявления, которые были чрезвычайно плодотворны для будущего развития педагогической мысли. Например, в его системе большое внимание уделялось естественности образования. Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, его руки работают над природой, потому что человек является ее частью — «микрокосмом». Он подчеркивал огромную важность образования и верил, что благодаря ему человек обладает тремя божественными дарами: «Хорошо думать, хорошо говорить, хорошо делать». Демокрит подчеркивал, что главное — не количество приобретенных знаний, а тренировка интеллекта. Рассматривая образование как тяжелый труд и следуя в этом за учителями древнего Ближнего Востока и Египта, он считал естественным прибегать к принуждению в отношении учеников: «Если бы детей не заставляли работать, они не научились бы ни чтению и письму, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель — стыду». Конечно, Демокрит советовал не добиваться результатов образования только принуждением. Следуя принципу самостоятельного действия свободной личности во славу политики, он предлагал формировать стремление постигать неизведанное, воспитывать в детях чувство долга и ответственности: «Самое худшее, чему может научиться молодежь, — легкомыслие.

Идеи Демокрита предшествовали формированию взглядов первых греческих ученых — профессиональных учителей свободных граждан полиса в V-IV веке до нашей эры. Софисты (буквально «мудрецы») предлагали свои знания за определенную плату. Они думали о воспитании активных граждан полиса, независимых участников его внутренней и внешней политики. Софисты расширили образовательную программу, обучая логике, диалектике, красноречию и искусству спора. К этим трем предметам со временем добавились арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Для софистов обучение детей уже было своего рода регулярной деятельностью, и они часто сравнивали обучение детей с возделыванием полей.

Сократ (470/469-399 гг. до н.э.) был младшим современником этих профессионалов в риторике, философии, диалектике и в некотором смысле тоже софистом. Главной целью его образовательной системы было самопознание. Важнейшим дидактическим достижением Сократа была майевтика («акушерство») — диалектический спор учителя и ученика как двух равноправных партнеров по диалогу, ведущий к истине с помощью вопросов, подготовленных наставником. Суть педагогической аргументации Сократа заключается в тезисе о том, что главной целью в жизни должно быть нравственное самосовершенствование. Знание, образование — это путь к добродетели. Сократ стал одним из основателей учения о доброй человеческой природе. Придавая особое значение природной предрасположенности к определенной деятельности, Сократ видел в самопознании самый верный путь для развития способностей человека: «Тот, кто знает себя, знает, что он может и чего не может, и ясно понимает, что он может и чего не может».

Известно, что ученики Сократа высказывали интересные мысли о воспитании. Один из них, Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.), был автором первого античного педагогического романа «Воспитание Кира» (Киропедия).

Римская концепция воспитания

Римская концепция образования зародилась в период постоянных войн за территории, которые вел республиканский Рим в пятом и первом веках до нашей эры. Среди качеств, которыми должен обладать истинный римлянин, решительность и активность, ради которых человек был создан, гражданская позиция, храбрость, дисциплина, порядочность и благоразумие, сдержанность. Обучение тесно связано с нравственным воспитанием, и эта связь впоследствии стала основным мотивом римской философии образования. Самой важной добродетелью гражданина было «мужество», «храбрость» (andreia). Этому может способствовать, например, охота, потому что на ней молодой человек преодолевает собственные слабости — физические и психологические. Уже Ксенофонт восхвалял охоту, так как она помогает в «воспитании характера», формировании «отношения к жизни». «Охота — лучшая подготовка к войне. Она учит человека презирать низменные удовольствия и делает его справедливым и самодисциплинированным». Значение охоты как элемента «пайдейи» является этико-психологическим.

Римская педагогика, как и греческая, стремится воспитать человека для участия в общественных делах. Греки, пересаженные на римскую землю, преследовали две основные цели: Во-первых, это нравственное воспитание человека, формирование его характера и личности, обладающей высокими моральными нормами, и, во-вторых, — социальное воспитание, или воспитание будущего гражданина (в данном случае гражданский идеал принимает форму гражданина-воина).

Два типа образования (древнеримское и современное греческое) дополняли друг друга: римское готовило людей к практическому управлению делами в семье и государстве, а греческое давало понимание духовной и моральной ответственности перед ближними; их сочетание позволяло сформировать лучший характер. Речь шла не о том, чтобы отвергнуть все традиционно римское, а о том, чтобы соединить его с лучшими греческими инновациями в интеллектуальной и моральной сферах. Целью этой комбинации будет формирование «лучшего характера».

Молодой человек должен быть так воспитан, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к нему, не из страха, а по своей свободной воле. Некоторый недостаток свободы, предоставленной воспитателю, в конечном итоге компенсируется ответственностью, сформированной в его характере в ответ на доброту воспитателя, и достигается «стыдом и чувством чести», а не страхом. Древнее воспитание — это самоконтроль, а не контроль со стороны других. Главная задача воспитания, по мнению Теренция, заключается в том, чтобы воспитатель создал условия, при которых его подопечный мог бы воспитать себя сам.

На формирование римской педагогической мысли, развивавшей идеи образования, оказала сильное влияние эллинская традиция.

Одним из первых представителей римского Просвещения был Катон Старший (234-149 гг. до н.э.). Будучи эллинофобом, он, тем не менее, опирался на греческие каноны при написании римской риторики. Катон особенно настаивал на продолжении римской традиции домашнего воспитания. Противопоставление старого, традиционного образования (Катон Старший) и образования «по греческому образцу» после II века до н.э. становится «общим местом» римской педагогики. Вторжение греческого языка и литературы и связанных с ними идей встретило серьезное сопротивление в Риме. Трижды Сенат принимал резолюции против философов и риторов.

Катон опасался, что молодежь, послушав иностранных учителей, собьется с пути и будет ставить славу своих речей выше своих дел, предпочитая слова оружию. Поэтому он потребовал изгнать из города знаменитых философов; по его мнению, эти учителя должны были вернуться в свои школы и обучать греческих детей, оставив римских на попечение собственных законов и обычаев.

Вопрос «где учиться» оказался отнюдь не тривиальным. Ответ расколол римскую культуру на два противоборствующих лагеря, и консервативная идеология «традиционалистов» будоражила умы римских интеллектуалов не меньше, чем новаторские идеи филэллинов.

Традиции римского и греческого образования нашли отражение во взглядах мыслителя и политика Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Находясь под влиянием греческой философской традиции, Цицерон рассматривал психическую жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека доводят до гибели приступы ярости, жадности, похоти и помутнения рассудка.

Античная система формирования человека по гражданскому образцу

Древнегреческая и греко-римская философия имеет более чем тысячелетнюю историю, начавшуюся в 6 веке до нашей эры и продолжавшуюся до 529 года нашей эры, когда император Юстиниан закрыл языческие школы и изгнал их последователей. В этом периоде можно выделить следующие фазы:

1) Натуралистический период с его проблемами физики и космоса, между VI и V веками до н.э., в котором участвовали ионийцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты и эклектические физики.

2) Так называемый гуманистический период, героями которого являются софисты и, в частности, Сократ, который первым попытался определить природу человека.

3) Период великого синтеза Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органичной постановкой фундаментальных философских проблем,

4) Период эллинистических школ от завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эпохи — кинизм, эпикурейство, стоицизм, скептицизм и, наконец, эклектика.

5) Религиозный период древней языческой мысли — возрождение неоплатонизма и его модификаций.

6) Христианская мысль в период ее становления и попытка рационально сформулировать догмы новой религии в свете категорий греческой философии.

В V веке происходит заметное углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.

У Демокрита можно найти одну из первых попыток рассмотреть происхождение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса развития мира. В ходе этого процесса люди постепенно, под влиянием необходимости, подражая природе и животным, а также на основе собственного опыта, приобрели все основные знания и навыки, необходимые для жизни в обществе.

Таким образом, человеческое общество возникает только после длительной эволюции как результат прогрессивного изменения первоначального состояния природы. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны природой. Их появление, однако, является естественно необходимым, а не случайным процессом.

Государство, по мнению Демокрита, представляет общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены на его наилучшее устройство и управление. Сохранение единства государства требует единства граждан, их взаимопомощи, взаимозащиты и братства.

Идея о структуре образования и разветвленности системы государств в рамках античной философии образования превращается в готовую истину.

Античный гражданин есть не что иное, как политический человек, буквально гражданин мира полиса, чье существование становится универсальным именно постольку, поскольку мировая история с начала античности превращается в политическую. Эта трансформация означает, что, несмотря на постоянное увеличение удельного веса государства в политике со времен «младенчества человечества», политика, вплоть до окончательной бюрократизации Римской империи, оказывается той областью, в которой происходят все исторические события, часто столь упрощенно описываемые как проявления материальной или, наоборот, духовной жизни, в подлинном смысле этого слова. Вопреки этой плоской дуалистической оппозиции, «политическое» в древней цивилизации оказывает определяющее структурное влияние как на экономику, так и на культуру. Это влияние не может быть иным, чем «космополитическим», но здесь, конечно, мы имеем дело с очень специфическим космополитизмом — как императивом, выполнение которого в эпоху античности необходимо как для экономического, так и для культурного обмена, обмена, который приходит с усложнением политической организации по мере исторического продвижения от полиса к империи. Другими словами, такой космополитизм — это всего лишь оправдание автономии «политического», которое пока выступает не как препятствие, а как условие для развития экономических форм и менталитета. Античный «гражданин мира» — это гражданин полиса, который остается местным жителем, но в то же время участвует в обширной ойкумене имперского пространства. В конечном счете, это человек, который отождествляет свое представление о собственной расширяющейся среде обитания со своим расширяющимся представлением о пригодности для жизни всей Земли.

Представление античных мыслителей о гражданине, его качествах, достоинствах

Развитие теоретической мысли и формирование философии — это длительный процесс, предпосылки которого можно найти на ранних стадиях развития человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, природе мира и месте человека в нем, имели долгую историю, но возникли они на относительно развитой стадии классовых отношений.

Философия имеет свой уникальный подход к предмету, что отличает философское мышление от повседневного практического мышления, а также от научного мышления. Как математик спрашивает, что такое единица, и дает довольно сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия, так и философ с древних времен ставит перед собой проблему: Что такое бытие? Что значит быть?

Но естественно возникает вопрос: какая социальная ситуация, какие культурные сдвиги способствуют появлению философии? В Древней Греции философия возникла в то время, когда смысл человеческой жизни, ее привычный порядок казались под угрозой. Не только возникновение, но и расцвет философии в определенные исторические периоды обычно обусловлен глубоким социальным кризисом, когда людям становится трудно, а иногда и невозможно жить по старым стандартам, когда прежние ценности теряют смысл и возникает вопрос: что дальше?

Что касается генезиса философии в Древней Греции, то она возникла в тот период (VI в до н.э.), когда прежние традиционно-мифологические представления античного общества обнаруживают свою неадекватность, перестают выполнять свою идеологическую функцию.

Здесь необходимо дать краткую характеристику древней языческой мифологии. Античная мифология глубоко связана с искусством; не случайно греческие мифы донесли до нас поэты и особенно великий художник древности Гомер. По своей сути мифология греков — порождение фантазии: именно с помощью воображения древнегреческое сознание пыталось открыть тайны мироздания. Но у фантазии свои законы, отличные от законов разума; греческие мифы прекрасны, податливы, но им не хватает определенности, уверенности и неизменности, свойственных науке или морали. В них всегда присутствует элемент игры, именно поэтому древние греки одновременно и верили, и не верили в свои мифы; они всегда относились к ним несколько эстетически. Это не значит, что миф иногда не содержит глубокого содержания: как и в каждом продукте воображения, в нем запечатлен опыт человеческой жизни, но этот опыт проявляется не в назидательном, характерном для морального сознания виде, а как аллегорический, яркий и художественный. Миф в более позднем смысле, однако, отличается от произведения искусства: он возник в то время, когда не было строгого разделения вымысла и реальности: боги и духи предков, дриады и сильфы, духи гор и рек — это не просто вымысел; не может быть и речи об их реальности: В них верят, даже проводят ритуалы, делают подношения богам, но без напряжения и аскетизма, без особых моральных обязательств по отношению к ним.

Таков эстетический характер языческой мифологии.

Греческая религия — это политеизм или многобожие; боги — антропоморфные существа, могущественные и бессмертные, но их власть над миром не безгранична: сами боги, как и люди, подчиняются Судьбе; последняя — слепая и страшная неотвратимая сила, от которой никто не может убежать. Таким образом, греческие боги не отделены от людей непроходимой пропастью: как и людей, их мучают страсти, они могут быть как благожелательными, так и коварными, они ссорятся и враждуют между собой, заключают союзы, влюбляются друг в друга и в смертных, плетут интриги, в которые часто втягивают и запутывают людей. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем IX-VII веков до нашей эры.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста
  2. Особенности социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей
  3. Педагогические условия формирования культуры поведения детей младшего школьного возраста
  4. Культурно-просветительская практика
  5. Толерантность в образовательном пространстве
  6. Методика обучения компьютерной грамотности
  7. Медиатекст как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся старших классов
  8. Методика преподавания математики в начальной школе
  9. Литературное образование дошкольников
  10. Технологии реализации триз в педагогическом процессе доу