Для связи в whatsapp +905441085890

Литературное образование дошкольников — педагогические основы литературного образования дошкольников

Одним из важных средств полноценного всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста является художественная литература.

Предназначение книги — сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Большинство научных открытий делается на основании ранее накопленной и систематизированной информации, результатов опытов со всех уголков мира. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, на основе открытий того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами прошлых столетий.

Дошкольный возраст — важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга — мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств, и взаимопониманий. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Литературное образование дошкольников - педагогические основы литературного образования дошкольников

Педагогические основы литературного образования дошкольников

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада таких как «Детство», «Развитие», «Радуга», «Из детства в отрочество», «От рождения до школы».

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой — с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Литература — как вид искусства

В ФГОС дошкольного образования художественная литература определена как вид искусства и как фактор воспитания и социализации детей. Одним из компонентов в содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является художественная литература, направленна на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

— формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

— развитие литературной речи;

— приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Эти же задачи обозначены и в Программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Таким образом, перечисленные задачи говорят, что согласно ФГОС дошкольного образования работа с художественными произведениями рассматривается как равнозначная наряду с развитием речи. Если раньше ознакомление детей с художественной литературой была лишь разделом методики развития речи, средством для нравственного, трудового воспитания и ознакомления детей с окружающим миром, то в настоящее время определена необходимость приобщать детей к словесному искусству в его эстетической сущности. .

Чтобы художественное произведение вызывало у детей образы знакомого им реального мира и расширяло их знания о нем, необходимо учитывать особенности восприятия книги детей разного возраста, обозначенные в трудах Е. А. Флёриной, Н. С. Карпинской , Л. М. Гурович и др.

Исходя из анализа литературных источников, можно сделать вывод о том, что в разных возрастных периодах задачи по восприятию художественного произведения имеют свои особенности, постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух. На основе особенностей восприятия детей разных возрастных групп по Л. М. Гурович, можно выделить следующие общие задачи:

1. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понимание (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);

2. Формировать умение воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни);

3. Формировать умение элементарного анализа произведения (определять основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка);

4. Воспитывать правильное отношение к книге и чтению.

Усложнение содержания работы по литературному образованию дошкольников идет от группы к группе:

· 1 младшая группа: чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных;

· 2 младшая группа: подводят детей к различению жанров (сказка, рассказ, стихотворение); чтение небольших стихов, содержание которых близко опыту ребенка;

· Средняя группа: внимание останавливают не только на содержании, но и некоторых особенностях языка (идет работа над выразительностью); тематика произведений более разнообразна;

· Старшая группа: дети различают жанры, вводятся рассказы о природе, происходит усложнение тематики (волшебные сказки и рассказы со скрытой моралью);

· Подготовительная группа: обучение элементарному анализу произведения

Основная задача в настоящий момент

В работах таких авторов Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович. Сформированы принципы отбора литературных произведений на основе особенностей детской психики и общих положений эстетики:

1) идейно-художественная ценность;

2) учет возрастных особенностей;

3) занимательность;

4) композиционная облегченность;

5) четкая позиция автора.

Основной задачей в настоящий момент является постижение ребенком произведения в единстве его содержания и формы. А. В. Запорожец в связи выделены умения, которые необходимо сформировать у дошкольников в процессе ознакомления с литературным произведением:

1. Умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью:

— сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир его чувств и настроений;

— воссоздавать в воображении образы (героев, событий, обстановки), созданные авторским словом;

2. Умения, связанные с осмыслением содержания произведения:

— понимать тему произведения;

— понимать основную мысль произведения;

— входить в сюжет, следить за развитием действия, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними (в рассказе или сказке); следить за развитием чувства в стихотворении;

— понимать, что любое произведение художественной литературы создается автором, воспринимающим жизненные явления под определенным углом зрения, стараться осознать авторскую позицию.

3. Умения, связанные с осознанием формы произведения:

— выделять жанровые особенности произведения (сказки, рассказа, стихотворения, загадки и др.);

— понимать, что главное в произведении — отражение событий (эпическое произведение) или отражение переживаний лирического героя (лирическое произведение).

4. Умения, связанные с осознанием языковых особенностей произведения:

— выделять в произведении некоторые изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, метафору, эпитет и др.);

— улавливать образный строй художественной речи;

— понимать оттенки многозначных слов, прямой и переносный смысл.

Интеграция образовательных областей проявляется и в том, что большинство из перечисленных умений решаются и другими образовательными областями. Так, умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью связаны с образовательной задачей социализации ребенка (его вхождением в мир социальных отношений людей, постижением им нравственных основ жизни). Именно с помощью литературных произведений ребенок может понять разные эмоциональные состояния человека. Литературное произведение здесь способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы ребенка, его умению сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Умения, связанные с осмыслением содержания произведения решаются в области познавательно-речевого и коммуникативного развития ребенка: беседы по прочитанным произведениям способствуют развитию свободного общения ребенка со взрослыми и другими детьми по поводу произведения, практическому овладению нормами русской речи, а также формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит под влиянием художественной литературы: стремление дошкольников под влиянием литературных произведений к сочинительству собственных сюжетов, рифмовке слов может стать их первым самостоятельным творческим опытам.

Таким образом, под литературным образованием дошкольников, мы в своей работе в свете ФГОСТ ДО понимаем образовательную область, целью которой является формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение ряда задач (формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса), которые усложняются в зависимости от возраста детей.

Постижение ребенком произведения в единстве его содержания и формы требует от педагога в процессе литературного образования формировать у дошкольников специальные умения по ознакомлению с литературным произведением.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Картинка должна следовать за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует.

Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него.

У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Педагог сам называет жанр художественной литературы.

Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки,отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события.

Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, педагог называет жанр произведения.

Становится возможен небольшой анализ произведения, (беседа о прочитанном). Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Толерантность в образовательном пространстве
  2. Воспитание и школа в античном мире
  3. Методика обучения компьютерной грамотности
  4. Медиатекст как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся старших классов
  5. Методика преподавания математики в начальной школе
  6. Технологии реализации триз в педагогическом процессе доу
  7. Содержание и организация внеурочных занятий для детей с умственной отсталостью по формированию знаний традиций
  8. Конструирование из природного материла как средство развития детского творчества
  9. Требования к личности учителя в литературе
  10. Внедрение технологий здоровье сбережения в образовательное пространство