Для связи в whatsapp +905441085890

Возможности социальной психологии в решении проблем современного общества — Особенности психотерапевтической помощи на постсоветском пространстве

Неоспоримым фактом является то, что для миллионов наших современников потребность в психотерапии постоянно возрастает. Как заметил В. Франкл, «у каждого возраста есть свой невроз — и каждому возрасту нужна своя психотерапия». В конце 20-го века в человеческом обществе можно наблюдать две противоположные тенденции. С одной стороны, существует лавина научных знаний, которые имеют буквально первостепенное значение во всех областях человеческой жизни. С другой стороны, в массовом сознании все большее распространение получают идеи, косвенно или прямо связанные с астрологией, парапсихологией, спиритизмом, неофициальным целительством, всевозможными верованиями светского и религиозного характера, идеи, которые часто воспринимаются как несовместимые с наукой и лежат где-то на границе магии, колдовства и мистицизма.

Зарубежные авторы А. Приц и Х. Тейфельхарт дают следующее определение: «Термин «психотерапия» происходит из древнегреческого языка и означает «забота о жизни, душе и разуме» и уже своим первоначальным значением показывает, что ограничение психотерапии областью чистого лечения болезней ни в коей мере не оправдано.

По мнению А. Фельта, психотерапия — это особый подход, который заключается в служении интересам восстановления духа. И если психология имеет дело с нормальной жизнью души, а психиатрия — с нарушенной жизнью души, то объектом психотерапии является совокупная жизнь души.

Психотерапия — это также процесс психологической регуляции прошлого, настоящего и будущего с целью достижения гармонии с собой и миром в настоящем. Гармония с собой и миром в настоящем может быть достигнута в случае полной самореализации, позитивной самореализации, достижения подлинности, истинной человечности.

Цели психотерапии: с одной стороны, положительно повлиять с помощью слов и поведения человека на его опыт и поведение, воспринимаемые как болезненные и аномальные, с другой стороны, понять субъективный мир опыта человека, поместить его историю болезни в рамки, доступные индивидуальному познанию.

Область психотерапии имеет дело с внутренним субъективным миром человека, который в принципе ускользает от научных методов исследования и обобщения. Это уже не чисто научный вопрос, а процесс формирования ценностей. То есть, это научный, политический и культурный феномен.

Контекст психотерапии, определяющий не только ее внешние цели, но и глубинные механизмы действия, не является узкой областью одного психотерапевтического направления или медицинской специальности. Психотерапия — это явление, принадлежащее всей культуре, смелая попытка целостного понимания и решения проблемы человека не «благодаря», а «вопреки», не благодаря избытку жизненных сил, а вопреки их недостатку, не благодаря расцвету, а вопреки упадку, болезни, ограничению возможностей, смерти. Это парадоксально, но, возможно, именно по этой причине психотерапия иногда имеет большие шансы найти скрытый смысл, открыть истинную реальность, истинную духовность.

В то же время аутентичная психотерапия имеет человеческое измерение и всегда ориентирована на конкретного человека, на индивида, на личность.

Психотерапевт помогает человеку создать свою собственную среду обитания во вселенной культуры, реализовать свои возможности, стать самим собой.

В связи с вышесказанным, нельзя не отметить, что в современном обществе стремительно растет потребность человека в качественной и квалифицированной психологической помощи.

Возможности социальной психологии в решении проблем современного общества - Особенности психотерапевтической помощи на постсоветском пространстве

Особенности психотерапевтической помощи на постсоветском пространстве

С момента появления и развития психологической и психотерапевтической помощи населению в государственных и частных организациях на постсоветском пространстве не проводилось исследований, посвященных специфике и характеру этой помощи. Следовательно, поскольку многие виды психотерапии пришли в Россию с Запада и США, они должны были пройти процесс адаптации к российской исторической и культурной ситуации.

В то же время, когда в обществе сформировался запрос на этот вид помощи, на территории постсоветского пространства были созданы все условия для создания «своей» психотерапии, которая соответствует психотерапевтическому запросу представителей нашего общества. В связи с вышесказанным, оправданным является вопрос о том, каковы особенности и характер психологической и психотерапевтической помощи в России, каков образ современного российского адресата психотерапевтической помощи и каков образ специалиста, оказывающего эту помощь. Все это определяет актуальность и практическую значимость исследования.

Для ответа на поставленные вопросы мы провели пилотное исследование услуг психологической и психотерапевтической помощи среди психологических центров, размещающих информацию о себе и своей деятельности в Интернете. Критерием отбора психологических центров для исследования было наличие персонального сайта центра, а также нахождение информации о центре в верхних строках поисковой системы Яндекс в ответ на запрос «психологическая помощь». Были проанализированы девять психологических центров (позиционирующих себя как «психологический центр»), отвечающих вышеуказанным критериям.

Каждый центр был проанализирован в соответствии со следующими переменными: Название центра; Дата создания центра; Предложение психологических услуг; Предложение других (непсихологических) услуг; Партнеры центра/веб-сайта (включая рекламу через баннеры); Обещанные психотерапевтические результаты; Психотерапевтическая направленность; Предложение психологических проблем, решаемых центром; Описание специалистов центра (пол, образование, членство в профессиональных обществах, ассоциациях, вид психотерапии, который использует специалист, имя и номерной знак, к чему стремится, какой результат обещает); темы, обсуждаемые на форуме центра, часто задаваемые вопросы, вопросы и ответы; литература, представленная на сайте.

Основными предварительными выводами исследования являются:

1) Названия центров (Встреча, Счастливая семья, Диалог, Интеграция, Альтернатива и др.) отражают наиболее частые запросы адресатов психологической помощи: желание учиться, знакомиться с противоположным полом, поддерживать отношения, конструктивно решать супружеские проблемы и проблемы, связанные с воспитанием детей и подростков, желание учиться, преодолевать жизненные трудности, желание достичь душевной гармонии, выйти из депрессии и начать новую жизнь и др.

2) Стремясь привлечь как можно больше клиентов и получить большую прибыль, центры предлагают максимально широкий спектр психотерапевтических направлений (НЛП, эриксоновский гипноз, гештальт-терапия, гуманистическая и экзистенциальная терапия, когнитивная и позитивная терапия, психоаналитическая терапия, символдрама и др.) Эта особенность, конечно, проявляется, когда в центре работают профессионалы, каждый из которых специализируется в одной области. Когда один специалист (что встречается чаще всего) применяет несколько, часто взаимоисключающих направлений (например, психоаналитическую и клиент-центрированную психотерапию), профессионализм центра и работающих в нем специалистов представляется сомнительным.

3) Существует тенденция (в 8 из 9 проанализированных центров) приравнивать древние восточные и другие эзотерические духовные практики (различные направления йоги, цигун, массажные практики, традиции и обычаи восточного чаепития) к научно обоснованным и эффективным формам психотерапии. Такая тенденция ставит под сомнение профессионализм центра и работающих в нем специалистов.

Современные представления о предмете социальной психологии

В конце 1950-х — начале 1960-х годов развернулась вторая фаза дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы.

Во-первых, постоянно растущие требования практики. Решение фундаментальных экономических, социальных и политических проблем сделало возможным более детальный анализ психологической стороны различных проявлений общественной жизни. Активное обратное влияние на ход объективных процессов должно быть особенно подробно изучено в современных условиях, когда психологический, «человеческий» фактор приобретает столь значительную роль. Механизмы специфического взаимодействия общества и личности в этих условиях должны изучаться не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне.

Во-вторых, в то время, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, в самой психологической науке происходили серьезные изменения. К этому времени советская психология, подвергшаяся радикальной реорганизации на основе марксистской философии, стала развитой дисциплиной с солидными теоретическими трудами и широкой практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей, как профессиональная, так и методологическая. Одновременно происходили изменения в общей интеллектуальной жизни общества, что было связано с определенным смягчением идеологического давления и началом «оттепели» и позволяло обсуждать судьбу социальной психологии не как «буржуазной науки». Это также создало необходимые субъективные условия для нового обсуждения судьбы социальной психологии, ее предмета, целей и методов, ее места в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне стало не только необходимым, но и возможным.

Дискуссия началась в 1959 году со статьи А. Г. Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛУ», а затем продолжилась на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 году и в журнале «Вопросы философии». Основная полемика касалась двух вопросов:

1) понимание объекта социальной психологии и, соответственно, круга ее задач;

2) отношение социальной психологии к психологии, с одной стороны, и к социологии — с другой. Несмотря на обилие нюансов различных взглядов, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.

Например, для изучения предмета социальной психологии сформировались три подхода. Первая, популярная в основном среди социологов, понимала социальную психологию как науку о «массовых явлениях психики». При таком подходе разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучении психологии классов и других больших социальных общностей и, в этом контексте, на таких отдельных элементах, сторонах социальной психологии групп, как традиции, обычаи, предания и т.д. В других случаях больше внимания уделялось формированию общественного мнения, специфическим массовым явлениям, таким как мода и т.д. В рамках одного и того же подхода почти все в конечном итоге согласились с необходимостью изучения коллективов. Большинство социологов четко понимали, что объектом социальной психологии является изучение социальной психологии (термины «социальная психология» — уровень общественного сознания, характерный для определенных социальных групп, особенно классов, и «социальная психология» — наука об этой социальной психологии — были соответствующим образом разделены).

Второй подход, с другой стороны, рассматривает личность как основной объект социально-психологического исследования. Нюансы здесь проявлялись только в том контексте, в котором предполагалось изучение личности. С одной стороны, больше внимания уделялось психологическим характеристикам, чертам личности и типологии личности. С другой стороны, подчеркивалось положение личности в группе, межличностные отношения и вся система общения. Позже, с точки зрения этого подхода, обсуждался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания (является ли она разделом общей психологии, эквивалентом социальной психологии или, в целом, самостоятельной областью исследования).

Задачи социальной психологии и проблемы общества

Столь широкое обсуждение предмета социальной психологии — удел большинства наук, возникающих на пересечении различных дисциплин. Даже результат обсуждения во всех этих случаях не обязательно приведет к точному определению. Однако они незаменимы, во-первых, потому что помогают очертить круг вопросов, которыми должна заниматься область, а во-вторых, потому что они проясняют нерешенные вопросы и заставляют нас лучше осознать наши собственные возможности и ресурсы.

Таким образом, обсуждение предмета социальной психологии нельзя считать вполне завершенным, хотя основа согласия вполне достаточна для проведения исследований. В то же время остается неоспоримым тот факт, что не все точки над «i» расставлены. Как некий компромисс, ситуация такова, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна в основном связана с более «социологическими» вопросами, другая — с «психологическими». В этом смысле ситуация оказалась схожей с ситуацией в ряде других стран. В США, например, социальная психология официально является «двойной»: существует ее секция в Американской социологической ассоциации и в Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 году по предложению известного социального психолога Т. Ньюкома в одном из университетов США был проведен интересный эксперимент: Половина студентов курса в первом семестре обучалась у лектора-социолога, другая половина во втором семестре — у лектора-психолога. В конце курса студенты были приглашены на дискуссию по социальной психологии, которая не состоялась, поскольку студенты были твердо уверены, что они прослушали совершенно разные курсы по совершенно разным дисциплинам.[18] Учебник К. Стефана и В. Стефана, опубликованный в США в 1985 году, называется «Две социальные психологии». Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима только на определенном этапе развития науки; полезность обсуждения ее предмета должна заключаться, помимо прочего, в том, чтобы позволить однозначно решить вопрос.

Острота проблем социальной психологии объясняется, однако, не только некоторой неясностью ее положения в системе наук, и даже не главным образом этой особенностью. Очень важной и существенной особенностью социально-психологического знания является его вовлеченность (в большей степени, чем другие области психологии) в социальные и политические проблемы общества. Это, конечно, особенно касается таких проблем социальной психологии, как психологические свойства больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но также традиционно для социальной психологии изучение малых групп, социализация или социальные установки личности связаны с теми специфическими задачами, которые решает определенный тип общества. В теоретической части социально-психологическое знание находится под непосредственным влиянием конкретных социальных условий, культурных традиций. В некотором смысле можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Это ставит перед исследователями как минимум две задачи.

Во-первых, задача правильного отношения к зарубежной социальной психологии, особенно к содержанию ее теоретических концепций, а также к методам и результатам исследований. Как показывают многочисленные западные работы, практико-ориентированные исследования в социальной психологии в основном были вызваны к жизни специфическими потребностями практиков. Следовательно, сама направленность этого исследования должна быть поставлена под сомнение в свете целей, поставленных практиками в то время. Современные научные исследования не могут проводиться без определенной системы их финансирования, и сама эта система диктует как цель, так и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь так же неуместно, как и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии появилось понятие «социальный контекст», то есть привязка исследования к конкретной социальной практике.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологическое сопровождение предстартовой тревожности юных спортсменов с позиции гендерного подхода
  2. Психология личности
  3. Гуманистическая и экзистенциальная психология
  4. Формирование самооценки у старших дошкольников в процессе игровых занятий
  5. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательной организации
  6. Психологический анализ сказок
  7. Мнемотехника и тренировка памяти — Методы запоминания. Происхождение и развитие мнемоники
  8. Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ
  9. Неформальная коммуникация — Формальная и неформальная коммуникация в организации
  10. Институт психологии