Для связи в whatsapp +905441085890

Возникновение науки и стадии ее развития — Становление мировой философии

Слово «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Такое определение впервые дали пифагорейцы, которые понимали под «мудростью» фундаментальные знания мастера высочайшей квалификации, а под «любовью к мудрости» — страстное желание овладеть этими знаниями. Отсюда видно, что философия возникла там, где впервые сформировалась система фундаментальных технических знаний. Но философия включает в себя и самые ценные знания о самом человеке, о жизни общества, о природе и всем окружающем мире.

Философия — это область фундаментальных знаний, мнений и социально значимых чувств, которые лежат в основе мировоззрения и структурируют его. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов на мир, которая позволяет человеку понять отдельные явления в этом мире, определить место человека в мире. Его отношение к миру, его высшие ценности и жизненные ориентиры. Зарождение философии знаменует собой начало эволюции «человека разумного». До появления научной теории философия развивалась в недрах мифологии, где мировоззрение основывалось на жестких нормах и традициях поведения человека в обществе. С появлением научной теории философия стала развиваться как особая форма духовной культуры.

Цицерон определил философию как «культуру души», выделив тем самым логику — «культуру ума» и этику — «культуру сердца». В то время теоретическая философия включала в себя «физику».1 Философская мысль существенно развилась за последние 100 тысяч лет с зарождением тотемизма, когда возникли представления о душе как источнике и принципе жизни. В это же время возник вопрос о соотношении духовного и материального начал бытия.

В более ранние времена мировоззрение развивалось на уровне магии. Философские основы магического мировоззрения определялись принципами причинности, дальнодействия, аналогии, символизма, активности и др. От эпохи господства магии в философии остались следующие концепции: эгоцентризм, субъективизм, жесткий детерминизм, иррационализм, волюнтаризм, солипсизм. Мир понимается как «Я» со всеми своими проекциями в сферу практических действий. Символические действия ничем не отличаются от физических и признаются решающими во всех жизненных действиях. На уровне магии человек эволюционировал как паразит экосистемы по принципу: брать реально и отдавать символически. Философия тотемизма — это философия семейной общины, живущей за счет производящей экономики благодаря использованию технического опыта предков. Соответствующая информация, накопленная во внешней памяти общины, ассоциируется с принципом жизни и связана с образом души. Идея переселения душ соответствует практике тиражирования продукции по установленному техническому стандарту. По мере развития творческой активности и повышения роли творческой личности в борьбе за выживание общины культ тотема как предка сменяется культом личности. С развитием мирового рынка, мировой экономики, мировой политики и, наконец, внешней памяти всего человечества на основе культа личности развиваются культы различных богов вплоть до формирования идеи единого Бога-творца. При этом мировоззрение в целом приобретает наряду с теологией теоретическую философию. Мифология оттесняется на задний план.

  1. Философия Древнего Востока, особенно древнекитайская и древнеиндийская традиции, может рассматриваться как переходное звено от первобытной философии к современной (см. методическую работу № 2640). Например, число богов там оказывается неопределенно большим вплоть до бесконечности, а в буддизме каждый может стать богом при правильном поведении; этика восточной философии также напоминает «первобытную» этику.
  2. В европейской традиции теоретической философии, отраженной в «Тимее» Платона, Всевышний является не только эталоном морального порядка, но и обладателем системы фундаментальных технических знаний, воплощенных в созданном им космосе.
Возникновение науки и стадии ее развития - Становление мировой философии
Возникновение науки и стадии ее развития — Становление мировой философии

Становление мировой философии

Она представляет собой основное направление развития античной философской мысли. Его отправной точкой стали достижения науки и техники эпохи энеолита и бронзового века, описанные в «Тимее» и «Государстве» Платона. Согласно мифам, философия и другие ценности духовной культуры были получены греками от гиперборейцев по милости Аполлона, бога солнца Гипербореи. Пророком и ипостасью Аполлона считается Пифагор, который получил тайные знания и средство передвижения по воздуху от скифа Абариса, пророка Аполлона.

Философские знания передавались грекам через потомков Аполлона, особенно через Орфея и Асклепия. Матерью Орфея была Каллиопа, муза науки и письма, которую изображали со свитком и грифельной палочкой в руках. Орфей связан с орфической традицией в философии, связанной с системой храмовых библиотек. От Асклепия происходит медицинская традиция Гиппократа. Главным центром развития философии является город Афины, названный в честь ипостаси богини мудрости:

  1. Прфенон, девственница.
  2. Промаха — воительница.
  3. Полиа — покровительница городов.
  4. Лемния — богиня кузнечного дела.
  5. Эргана — труженица, богиня рукоделия. Техники
  6. Медичи — богиня медицины.
  7. Никифора — богиня победы; изображалась с крыльями.

Афиняне, включая Сократа и Платона, считали себя потомками Аполлона, поскольку первый царь Афин по имени Ион был, согласно мифам, сыном Аполлона. Поэтому афинскую цивилизацию называют ионической культурой. Помимо Италии и Греции, ионийская философия развивалась на Ближнем Востоке. В городах Колофон и Милет существовали святилища Аполлона.

В VII-V веках до н.э. развитие древнегреческой философии связано с именами семи мудрецов, среди которых Солон, прадед Платона, исторический Пифагор, Фалес Милетский и другие. Эти мудрецы написали на храме Аполлона в Дельфах: «Познай себя и помни, что возможности твои совсем не те, что ты думаешь, а те, что я определил для тебя» — во имя Аполлона.

  1. Расцвет древнегреческой философии связан с именами Демокрита, Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля. Демокрит был самым ученым из них. Его труды утеряны, сохранились лишь фрагменты. Платон, наследник царской библиотеки Афин, оказал самое большое влияние на историю философии. Афины.
  2. В эпоху эллинизма неоплатонизм процветал наряду с философией эпикурейцев, скептиков и стоиков, особенно в Риме, который завоевал Афины и все другие центры философской мысли: Цицерон, Лукреций, Сенека. Философия в Средние века восходит к византийскому периоду, примерно с середины первого тысячелетия н.э. до середины второго тысячелетия н.э. В первой половине этого периода центром мировой цивилизации была столица Византии, которая на Руси по праву называлась Царьградом. Здесь было наиболее развито книжное дело, и традиции философской жизни не прерывались вплоть до крушения Византии.

Греко-римская философия

Хотя высшие достижения современной философии были получены в XIX и XX веках, ее истоки следует искать в глубинах эпохи Возрождения. В ее генезисе есть свои этапы развития.

Утверждение принципов современной философии, особенно принципа научности в трудах: Николая Куза, Леонардо да Винчи, Н. Коперника. Ф. Бэкона, Томаса Мора и др. В литературе и искусстве утверждается культ творческой личности, делового человека, производительного труда, развенчиваются ценности средневековой идеологии.

Через чтение книги утверждается культ социальной памяти, восстанавливается память о метрологических константах, методах и средствах измерения. Закладываются основы современной метрологии и математики, изначально понимаемой как фундаментальная теория измерений. Затем утверждается критическое отношение к печатной книге, к университетской традиции: «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Письма темных людей в Германии» и др. В «Новой Атлантиде» Т.Ф. Бэкона, «Утопии» Томаса Мора и др. утверждалась идея технического прогресса как источника и основы общественного прогресса. Ф. Бэкон выдвинул лозунг: «Знание — сила». Г. Галилей: «Наука начинается там, где начинается измерение». «Логика — инструмент познания». Леонардо да Винчи: «Мудрость — дочь опыта». Достоинством новой философии является ориентация на практику, эксперимент, техническое творчество, на активное преобразование действительности в интересах человека. Недостаток — забвение и плохое знание древних первоисточников теоретической философии под предлогом борьбы со средневековой схоластикой. Однако схоластика не исчезла совсем и возродилась в XIX веке в двух формах: неотомизм в католической философии и протестантский неосхоластицизм.

В эпоху ранних буржуазных революций прославились философы Англии и Франции. В Англии Т. Гоббс написал книгу «Левиафан» — заложил основы теории государства и права. Он также провозгласил: «Знание — путь к власти», «Деньги — кровь государства», «Человек человеку — бог, а человек человеку — волк в разных отношениях» В эту эпоху сформировались две школы: картезианцы — сторонники Декарта и ньютонианцы — последователи И. Ньютона.

В России развитие современной философии связано с основанием Санкт-Петербургского и Московского университетов, где сформировались самобытные школы и традиции. В эпоху классической немецкой философии происходит развитие русской классической философии в литературе и поэзии, например: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и многие другие. В науке: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, А.Л. Чижевский и др. Поскольку формирование мировоззрения начинается с выработки представлений о бытии, то теория бытия, называемая онтологией, относится к числу древнейших философских наук. Однако само это название закрепилось лишь в философии Нового времени с возрождением византийской традиции терминологических словарей. В XVIII веке Христиан Вольф, учитель М.В. Ломоносова, ввел этот термин в свой «Лексикон» наряду со многими другими терминами современной философии. В духе Аристотеля Вольф определил онтологию как первую часть метафизики наряду с космологией и рациональной психологией. Онтология определяется здесь как учение о формах, принципах и первоосновах бытия. Таким образом, выделяются наиболее важные проблемы онтологии. Задолго до Аристотеля, еще во времена энеолита, основы онтологии были изложены на высоком теоретическом уровне в «пифагорейском» трактате, пересказанном Платоном от имени астронома Тимея: Демиург предстает как первопричина вещей, материя — как первооснова, а квантовые числа и другие фундаментальные идеи определяют все возможные формы бытия. Сотворенный мир, в котором мы живем, понимается как гигантская техносфера, бесконечная по объему и разнообразию составляющих ее систем, от первозданных атомов до человека, как венца мироздания.

Актуальные проблемы онтологии

Гегель отметил особые заслуги Платона в разработке теории бытия и даже назвал его создателем диалектики. Он также констатировал, что в философии Нового времени диалектике уделяется меньше всего внимания, а вместо нее пропагандируются примитивные крайности в понимании бытия: догматизм и релятивизм. Суть догматизма заключается в отрицании развития как способа бытия и признании констант бытия единственными. На самом деле за всем этим стоит «деревянность и окостенелость» мышления, которое по сути сводится к жестким стереотипам мышления. Как в примитивной магии. Суть релятивизма заключается в противоположной крайности, а именно в отрицании всех констант, в результате чего бытие сводится к иррациональному потоку непрерывных изменений, в котором нет места бытию, отдельности, каким-либо устойчивым системам и процессам. Психологически релятивизм — это отсутствие всякого мышления, всякой логики и даже устойчивой памяти, когда проявляется только «субъективизм и субъективная слепота».

Диалектика определяет бытие как непрерывный, но квантованный процесс развития, в котором одновременно имеют место законы сохранения, тенденции непрерывного изменения, повторения и необратимости, «борьба» порядка и хаоса и т.д. В любом проявлении бытия проявляются свои законы: квантовые — для упорядоченных систем, статистические — для хаотических. Закон — это существенное отношение между фактами проявления бытия в структуре реально существующих систем. Закон — это «отношения сущностей и между сущностями». Поэтому в современной методологии научного познания одно из направлений более конкретного развития диалектики называется общей теорией систем. Другое направление этого развития сосредоточено на «борьбе» порядка и беспорядка; это направление называется синергетикой.

Для теоретического выражения диалектики были разработаны специальные понятия, называемые категориями диалектики. Наиболее древние из них следующие: «причина — следствие», «одно — многое», «противоположности», «количество — качество», «мера», «скачок», «отрицание».

«Ядром диалектики» является закон единства и «борьбы» противоположностей, который определяет источник всякого развития. Еще в философии мифического Орфея утверждалось, что в начале был единый хаос, который раздвоился на противоположности и создал космос путем борьбы и равновесия противоположностей. Единая мера связывает космос в целостную систему. Отсюда видно значение закона меры как закона взаимосвязи количественных и качественных изменений — механизма развития.Глубокое понимание бытия запечатлено в древнерусском языке, где сл. БЫТИЕ имеет более 50.000 различных употреблений в конкретных контекстах. Термин БЫТИЕ имеет три основных значения: 1) жизнь, существование; 2) происхождение, возникновение, генезис; 3) род, вид. Отсюда видно, что понимание бытия началось с осознания собственного существования, с понимания сущности жизни и происхождения живых существ, составляющих роды и виды. Именно поэтому весь мир предстает как гигантское тотемное животное, содержащее в себе все остальные существа. Аристотель начал научный анализ проблем бытия. В качестве критерия бытия он выделил взаимодействие, наличие связей между существующими объектами. Быть — значит быть связанным с чем-то другим и составлять с ним единое целое, единую систему. В этом случае онтология выступает как учение о связях и развитии реально существующих объектов, то есть как диалектика, или научная теория бытия. Аристотель разделил бытие на сферы актуального бытия и потенциального бытия. Окружающий нас мир является реально существующим. Его будущее состояние — потенциально существующее. Платон относил к актуальному бытию абсолютные константы природы, определяющие вечные меры. Сферами бытия являются: неживая природа, мир живого и мир техники, занимающий промежуточное положение между неживым и живым.

Структура антропологии

Термин «антропология» был введен в науку Аристотелем, который не отделял философскую антропологию от других, более частых и конкретных ее форм. В античной философии сущность человека связывалась с представлениями о душе. В своем труде «О душе» Аристотель анализирует более 10 античных представлений о душе: источник и причина жизни, принцип движения тела, орган мысли и чувства, гармония тела, самодвижущееся число, человеческий разум, форма тела, особый вид первоэлементов, например, сферические атомы и т.д. Сам он видел сущность человека в способности жить в государстве, в больших городах, и определял человека как «политическое существо». Главной отличительной чертой человека Платон считал способность логически мыслить на уровне оперирования метрологическими понятиями, то есть понятиями, определяемыми измерениями. И если кто-то не умеет даже считать, то, по мнению Платона, его вряд ли можно назвать человеком.

В словаре Даля: «Человек — высшее из земных существ, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью». В современной антропологии человек выделяется по спектру потребностей и аспектов проявления сущности бытия:

Потребности: Аспекты проявления сущности:

  1. Физиологические 1. Человек — существо техническое.
  2. безопасность. 2. Теоретическое мышление.
  3. Принадлежность и любовь. 3. Экономический.
  4. Потребность в уважении. 4. Политические.
  5. Когнитивные потребности. 5. Этические.

Эстетические потребности. 6. Эстетические.

  1. Потребности самоактуализации, 7. Религиозные. такие как творчество. 8. Педагогические, обладающие памятью социальной.
  2. Психические.
  3. Биологическое, космическое, высшее животное.

Структура антропологии

Философская антропология

А. естественнонаучная А. техническая Социальная антропология

Биологическая а. Т. антропогенеза Техническая а. Этническая а. и др.

Антропометрия Эргономика

Техническая антропология исследует технические аспекты человеческого существования, особенно метрологические и экологические аспекты. Антропология техники изучает влияние техники на человека, техническое творчество и техническую деятельность человека: техносферу и т.д.Современная теоретическая философия представляет собой систему научных теорий, на вершине которой находится общая теория бытия, называемая онтологией:

Онтология

Ф. природы Ф. человека Ф. общества

Естественные науки Технические науки Общественные науки

  1. Значение философии, прежде всего, в том, что она связывает воедино все томасы духовной культуры и позволяет развиваться системе этих форм. Она также является основой социальной памяти, и в ней самой содержится память об основных этапах развития культуры.

Основные функции философии следующие: мировоззренческая, познавательная, эвристическая, функция «вечной памяти», функция интеграции и обобщения накопленных знаний, методологическая функция. А также функции: идеологическая, воспитательная и образовательная.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Вещь, свойство, отношение
  2. Прогресс в науке и обществе
  3. Сущность нации
  4. Эммануэль Левинас, французский этический философ
  5. С. Боэций и формирование средневековой философии
  6. Проблема единства и многообразия бытия
  7. Структурная организация бытия
  8. Консервативные теории Н.Я. Данилевского и к. Н. Леонтьева
  9. Информационное общество и диалог культуры
  10. Первые представления о прочности