Для связи в whatsapp +905441085890

Жан Пиаже, швейцарский психолог — Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже

Жан Пиаже был одним из тех редких ученых, которым в самом начале своих исследований удалось сформулировать центральную проблему и наметить основной путь ее решения, и которым время и необычайная работоспособность позволили построить теорию, охватывающую широкий круг проблем, связанных с основным направлением исследований общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой было изучение истоков научного знания. По количеству заданных вопросов, написанных книг и статей, эрудиции в различных областях, влиянию на исследования в разных странах, числу сторонников и противников его идей, Пиаже можно причислить к наиболее значимым психологам современности. Он действительно был первым среди равных.

На наш взгляд, учение Пиаже — это высшее достижение психологии двадцатого века. Существует известный парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он замедлил развитие науки в своей области. Современная посторонняя психология мышления младенцев была поставлена в тупик идеями Пиаже. Многие исследования посвящены уточнению эмпирических фактов, и почти нет работ, посвященных анализу его теории. Известно много интерпретаторов Пиаже, но ни одному из них не удалось вырваться за пределы разработанной им системы. Любой исследователь может воспроизвести результаты Пиаже, используя подходящий метод. По мнению американского психолога Д. Элкинда, это самые достоверные факты детской психологии.

Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже, и тем состоянием развития теории, которое существует сейчас благодаря его работам. Пиаже — психолог, открывший новые горизонты в науке. Он создал новые методы и открыл неизвестные ранее закономерности психической жизни ребенка.

Пиаже пришел к психологии, когда смешались его биологические, философские и логические интересы. В юности, под влиянием Бергсона, он открыл для себя новую сторону проблемы познания — возможность биологического объяснения. Пиаже считал, что проблема не может быть решена напрямую, путем логических рассуждений, поскольку существует разрыв между биологией и эпистемологией, который может быть заполнен психологией, а не философией, как считал Бергсон. Начав с идеи генетической эпистемологии, науки о происхождении и развитии научного знания, Пиаже перенес традиционные вопросы эпистемологии в область детской психологии и начал решать их экспериментально.

Пиаже начал свою работу в качестве психолога в Париже в 1920 году в сотрудничестве с Липпсом и Блейером. Он начал свою работу в качестве психолога в Париже в 1920 году в сотрудничестве с Г. Липпсом и Е. Блейер. С 1921 года по приглашению Э. Клапареда он занимался исследованиями и преподавал в Институте Руссо в Женеве, а через несколько лет стал профессором Женевского университета. В Париже он много работал в клинике, изучал логику, философию, психологию, проводил экспериментальные исследования на детях, начинал без особого энтузиазма. Вскоре, однако, Пиаже нашел свою собственную область исследований. Это был конец теоретического и начало экспериментального периода в работе Пиаже как психолога.

Философские размышления Пиаже привели его к убеждению, что логика не является врожденной, а развивается постепенно, и что именно психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики. Уже первые факты из психологии, полученные Пиаже в экспериментах с детьми по нормализации так называемых «тестов рассуждения» Берта, подтвердили эту идею. Результаты показали возможность изучения ментальных процессов, лежащих в основе логических операций. С тех пор центральной задачей Пиаже стало исследование психологических механизмов логических операций, демонстрация постепенного возникновения стабильных общих логических структур интеллекта. Возможность заниматься проблемами логики напрямую соответствовала первым философским интересам Пиаже.

Жан Пиаже, швейцарский психолог

Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже

Пиаже основал женевскую школу генетической психологии, которая занимается вопросами психического развития ребенка. Термин «генетический», используемый в словосочетании «генетическая психология», был введен в психологию во второй половине 19 века, до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле. Термин «генетическая психология» относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Пиаже, термин «генетическая психология» нельзя использовать как синоним детской психологии, психологии детского развития, поскольку общая психология также называется генетической психологией, когда она изучает психологические функции в процессе развития.

Что изучает генетическая психология Пиаже? Эта наука изучает происхождение интеллекта. В ней рассматривается, как формируются у ребенка основные понятия объекта, пространства, времени и причинности. В ней рассматриваются представления детей о природных явлениях: почему солнце и луна не заходят, почему движутся облака, почему текут реки, почему дует ветер, откуда берется тень и так далее. Пиаже интересуют особенности детской логики, и особенно механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешним образом его поведения.

Пиаже разработал новый метод психологического исследования — метод клинической беседы, который изучает не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, которые к ним приводят. Этот метод чрезвычайно сложен. Она дает необходимые результаты только в руках опытного психолога. Процитируем Э. Клапареда: Метод Пиаже — это ментальная аускультация и перкуссия, искусство — искусство задавать вопросы.

Пиаже критически проанализировал использовавшиеся до него методы и показал, что они неадекватны для выяснения механизмов психической деятельности. И сейчас, когда метод тестирования привлекает все большее внимание психологов, стоит вспомнить позицию Пиаже по этому вопросу. Полвека назад он доказал, что тесты могут служить только цели отбора, но не дают представления о внутренней жизни явления.

С какими задачами связана генетическая психология Пиаже7 Изучение перехода от одной формы психической деятельности к другой, от простой структуры психической деятельности к более сложной, и причин этих структурных преобразований, рассматривает сходства и различия между психической жизнью детей и взрослых.

Генетическая психология Пиаже, по признанию зарубежных исследователей, развивается по трем направлениям: определяются проблемы, составляющие ее предмет; разрабатывается техника исследования; происходит накопление, организация и интерпретация фактов.

Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Стремление объединить биологию и проблемы познания объясняет двойную ориентацию Пиаже как психолога. Как отмечает его ученик и ближайший сотрудник Б. Энельдер, для понимания теории Пиаже необходимо знать биологические предпосылки, из которых она вытекает, и эпистемологические выводы, к которым она приводит.

Пиаже разработал генетическую психологию, чтобы вывести из нее генетическую эпистемологию. Согласно определению Пиаже, генетическая эпистемология стремится объяснить познание, и в частности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков понятий и операций, на которых основано научное познание. Пиаже был глубоко убежден, что психологические данные необходимо использовать для изучения природы познания.

Открытие эгоцентризма детского мышления

Главной задачей Пиаже было открытие психологических механизмов связных логических структур, но сначала он выделил и исследовал более конкретную проблему — изучил скрытые психические тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и отметил механизмы их формирования и изменения.

Давайте рассмотрим факты, которые Пиаже обнаружил с помощью клинического метода в своих ранних исследованиях содержания и формы детского мышления. Наиболее важными из них являются открытие эгоцентрического характера детской речи, качественных особенностей детской логики, оригинальных по содержанию представлений ребенка о мире. Однако главным достижением Пиаже стало открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм — это центральная черта мышления, скрытая ментальная позиция. Особенность детской логики, детского языка, детской концепции мира — лишь следствие этой эгоцентрической ментальной позиции.

Обратимся сначала к характеристикам явлений, доступных для наблюдения. Эти явления внешне относительно отчетливы по сравнению с общим эгоцентризмом ребенка, который практически не поддается наблюдению.

В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что на определенной стадии развития ребенок в большинстве случаев рассматривает объекты так, как они непосредственно воспринимаются, то есть он не видит вещи с точки зрения их внутренних отношений. Например, ребенок думает, что луна следует за ним, когда он идет, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно этот реализм не позволяет ребенку смотреть на вещи независимо от предмета в их внутренней взаимосвязи. Его непосредственное восприятие воспринимается ребенком как абсолютно истинное. Это происходит потому, что дети не отделяют свое «я» от окружающего мира, реакции.

Пиаже подчеркивает, что эту «реалистическую» позицию ребенка по отношению к вещам необходимо отличать от объективной. Основной предпосылкой объективности, по его мнению, является полное осознание бесчисленных вторжений «я» в повседневное мышление и многочисленных иллюзий, которые являются результатом этих вторжений (иллюзия чувства, языка, точки зрения, ценности и т.д.). Реализм выражает парадокс детского мышления: Ребенок одновременно ближе к непосредственному наблюдению и дальше от реальности; он одновременно ближе к миру предметов и дальше от него, чем взрослые.

До определенного возраста дети не могут различать субъективный мир и внешний мир. Ребенок начинает с отождествления своих идей с вещами объективного мира и лишь постепенно приходит к различению между ними. По мнению Пиаже, эта закономерность может быть применена как к содержанию понятий, так и к простейшим восприятиям

«Реализм» бывает двух видов — интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер Это интеллектуальный реализм Моральный реализм выражается в том, что ребенок не принимает во внимание внутреннее намерение при оценке действия и судит о нем только по внешнему эффекту, по материальному результату.

Сначала, на ранних стадиях развития, любая концепция мира верна для ребенка; для него мысль и вещь почти неразличимы Знаки ребенка начинают свое существование как первоначальная часть вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта, они отделяются от них. Тогда он начинает рассматривать свою концепцию вещей как относительную к определенной точке зрения.

Эгоцентризм

Термин «эгоцентризм» привел к ряду недоразумений. Пиаже признал неудачный выбор слова, но поскольку термин стал общеупотребительным, он попытался прояснить его значение. Эгоцентризм, по мнению Пиаже, является когнитивным фактором. Это особый набор докритических и, следовательно, дообъективных установок по отношению к вещам, к другим людям, к себе. Эгоцентризм — это своего рода систематическая и бессознательная иллюзия познания, форма изначального ментального центризма, в котором отсутствуют интеллектуальная относительность и взаимность. По этой причине Пиаже считал, что «центризм» — более подходящий термин. С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция бессознательного приписывания качеств себя и своей перспективы вещам и другим людям. Напротив, это непосредственные отношения с объектами, где субъект, игнорируя «Я», не может выйти из «Я», чтобы найти свое место в реляционном мире, освобожденном от субъективных отношений.

Пиаже провел множество экспериментов, чтобы показать, что до определенного возраста ребенок не способен принять чужую точку зрения. Описанный Пиаже и Инельдером эксперимент с расположением трех гор служит наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка. Горы на макете были разной высоты, и у каждой была какая-то особенность — дом, река, текущая по склону, заснеженная вершина. Экспериментатор дал студенту несколько фотографий, на которых были изображены все три горы под разными углами. Испытуемого просили выбрать изображение гор таким, каким он/она видел/а их в тот момент, с той точки зрения. Затем экспериментатор показывал ребенку куклу с головой в форме гладкой сферы без лица, так что ребенок не мог проследить направление взгляда куклы. Игрушка была помещена на другую сторону макета. Если бы сейчас ребенка попросили выбрать картинку с изображением гор, как их видела кукла, ребенок выбрал бы картинку с изображением гор, как их видел он. Если поменять местами ребенка и куклу, то ребенок продолжал бы выбирать изображение гор, как их видела кукла. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.

В этом эксперименте дети стали жертвами субъективного заблуждения. Они не знали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своими собственными. Эгоцентризм означает, что когда ребенок думает о природе и других людях, он не учитывает свою собственную объективную позицию как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в акте познания.

Эгоцентризм характерен не только для ребенка, но и для взрослого, когда он руководствуется своими спонтанными, наивными, а потому не совсем детскими суждениями о вещах Эгоцентризм — это спонтанная установка, определяющая психическую деятельность ребенка в момент ее возникновения; она сохраняется на протяжении всей жизни у людей, остающихся на низкой стадии психического развития.

Эгоцентризм показывает, что внешний мир не оказывает прямого воздействия на сознание субъекта и что наши знания о мире являются неприятным отпечатком внешних событий. Идеи субъекта отчасти являются продуктом его собственной активности. Они изменяются и даже искажаются в зависимости от преобладающей ментальной установки.

Открытие этапов психического развития ребенка

Еще одним направлением работы Пиаже является изучение развития интеллекта в поведении ребенка. Исследуя развитие интеллекта и концепции реальности у детей в первые два года жизни, Пиаже обнаружил, что ум ребенка в это время находится в состоянии революции, подобно тому, как ум Коперника в физике. Ребенок изначально воспринимает мир как индивид, который не знает себя как субъекта, не понимает собственных действий и поэтому приписывает свои субъективные ощущения реальности, не осознавая этого. Ребенок пытается влиять на вещи, но поначалу не представляет их вне прямого действия. А в прямом действии можно установить лишь поверхностный контакт с вещами. Это означает, что ребенок считает объективной только ту реальность, которая может быть установлена непосредственным опытом. Конечно, видимая реальность не охватывает объективно существующую реальность. По этой причине Пиаже утверждает, что на ранних стадиях развития ребенок воспринимает мир солипсически — он считает себя субъектом и не понимает собственных действий.

Построение взгляда ребенка на мир и реальность в первые годы жизни заключается в переходе от состояния, в котором все сосредоточено вокруг эго, которое доминирует над всем, не признавая себя субъектом, к другому состоянию, в котором эго занимает свое место в стабильном мире и рассматривается как активный субъект среди других в этом мире. В этот период меняется точка отсчета ребенка по отношению к вещам; происходит переход от эгоцентризма к объективности в сфере практических действий. Таким образом, Пиаже выявил на довербальном уровне психического развития ребенка тот же эволюционный переход, который он обнаружил в исследованиях вербального интеллекта. Универсальность и неизбежность этого процесса заставила Пиаже назвать его законом эволюции.

Пиаже обнаружил бы переход от эгоцентризма к объективной оценке вещей в многочисленных исследованиях генезиса числа и числовых представлений у детей в возрасте от 2 до 7 лет. Огромное количество экспериментального материала этих исследований должно было быть интерпретировано более строго, чем это было возможно в ранних исследованиях: каково происхождение и каков механизм перехода от эгоцентризма к более всеобъемлющей ментальной установке? Все психологические исследования Пиаже следуют схеме научного эксперимента. Сначала он классифицирует факты, затем устанавливает закономерность, которой следуют эти факты, и, наконец, выясняет причину или механизм явления.

Исходя из необходимости правильно интерпретировать приобретенные факты, Пиаже в 1937 году выдвинул гипотезу о том, что операторная логика должна быть применена к психологии мышления. Пиаже отметил, что психологи часто пытаются выразить законы поведения в математической форме. Однако психологические факты индивидуальны, изменчивы и не всегда подчиняются статистическим законам; математический подход делает почти невозможным постижение внутренней работы психической деятельности. Метрические шкалы интеллекта позволяют сравнивать результаты, полученные интеллектом в ходе эволюции, но они не позволяют измерить переход от одной схемы интеллектуальной деятельности к другой и изучить механизм этого перехода. Именно поэтому Пиаже предложил выразить эволюцию интеллектуальных операций не на языке математики, а на другом аксиоматическом языке, языке логического исчисления.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология делового общения и этикет как наука и учебная дисциплина
  2. Взаимосвязь самооценки и структурных особенностей личности — Явление самооценки
  3. Этические принципы в психологической диагностике
  4. Исследование памяти в когнитивной психологии
  5. Психическое развитие младшего школьника и психическое развитие подростка
  6. Комплексная психодиагностика личности
  7. Ученик как субъект учебной деятельности
  8. Теория защитных механизмов личности
  9. Индивидуальная и групповая психотерапия
  10. Психические явления