Для связи в whatsapp +905441085890

Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор — Методы воспитания в системе В.А.Сухомлинского

Идеи гуманизации образования и воспитания школьников взбудоражили советских педагогов. Они пытались внедрить их в практику учебных заведений. С особой силой они проявились в деятельности Василия Александровича Сухомлинского. Он одним из первых начал развивать гуманистические традиции национальной и светской педагогической мысли в советской педагогике своего времени.

В течение 33 лет Сухомлинский работал директором Павловской гимназии, создав оригинальную целостную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью в процессах воспитания и обучения. Вся система деятельности педагога пронизана высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Главным в своей жизни он считал любовь к детям. Он считал, что учитель должен уметь ценить доверие детей, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

В подходе Сухомлинского к проблеме наказания в школе произошел определенный сдвиг во взглядах. Сначала он в принципе признал полезность наказания, был убежден, что в некоторых случаях оно может быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: образование несовместимо с наказанием учеников. Он ссылался на такие виды наказаний, как грубое издевательство, исключение из класса, оставление виновного после урока для выполнения какой-то работы, особые жалобы в дневнике.

В отличие от своих предшественников, Сухомлинский обладал гораздо более глубоким пониманием наказания. По его мнению, наиболее важным стимулом и наказанием в педагогической работе является оценка. По словам педагога, учителя, которые оценивают духовный мир ребенка только через оценки и баллы, делят детей на тех, кто учится, и тех, кто не учится, не суждают детей должным образом.

В.А. Сухомлинский считал, что только учитель, который любит детей, имеет право использовать острый инструмент оценивания. Учитель должен быть так же дорог ребенку, как и мать. Вера ученика в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот что необходимо педагогу.

Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский счел ее применение приемлемым только для старшеклассников. Ведь в первых классах наказание путем неудовлетворительной оценки является особенно болезненным, унизительным и унижающим достоинство ребенка. Ребенок не должен терять веру в себя в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохой балл. Дети приходят в школу совсем по-другому: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстрые и медленные, грязные и аккуратные. У них у всех есть одна общая черта. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Оценка В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это награда за тяжелый труд, а не наказание за лень. Он уважал «невежество детей». Месяц, полгода, год ребенок «может ничего и не знать, но придет время — он научится». Сухомлинский настоятельно рекомендовал родителям не требовать, чтобы дети имели только отличные оценки, чтобы отличные оценки «не чувствовали себя счастливыми, а прогрессирование до С не угнеталось чувством неполноценности».

Сухомлинский рекомендует учителям призывать родителей в школу не из-за плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а когда он делает что-то хорошее. Пусть случится, казалось бы, незначительное, но доброе дело. В присутствии ребенка необходимо хвалить, поддерживать и обязательно записывать в дневник. Система образования, основанная на оценке только положительных результатов, очень редко приводит к психологическим срывам, появлению «трудных» подростков.

Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор - Методы воспитания в системе В.А.Сухомлинского

Методы воспитания в системе В.А.Сухомлинского

Идеи гуманизации образования и воспитания школьников взбудоражили советских педагогов. Они пытались внедрить их в практику учебных заведений. С особой силой они проявились в деятельности Василия Александровича Сухомлинского. Он одним из первых начал развивать гуманистические традиции национальной и светской педагогической мысли в советской педагогике своего времени.

В течение 33 лет Сухомлинский работал директором Павловской гимназии, создав оригинальную целостную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью в процессах воспитания и обучения. Вся система деятельности педагога пронизана высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Главным в своей жизни он считал любовь к детям. Он считал, что учитель должен уметь ценить доверие детей, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

В подходе Сухомлинского к проблеме наказания в школе произошел определенный сдвиг во взглядах. Сначала он в принципе признал полезность наказания, был убежден, что в некоторых случаях оно может быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: образование несовместимо с наказанием учеников. Он ссылался на такие виды наказаний, как грубое издевательство, исключение из класса, оставление виновного после урока для выполнения какой-то работы, особые жалобы в дневнике.

В отличие от своих предшественников, Сухомлинский обладал гораздо более глубоким пониманием наказания. По его мнению, наиболее важным стимулом и наказанием в педагогической работе является оценка. По словам педагога, учителя, которые оценивают духовный мир ребенка только через оценки и баллы, делят детей на тех, кто учится, и тех, кто не учится, не суждают детей должным образом.

В.А. Сухомлинский считал, что только учитель, который любит детей, имеет право использовать острый инструмент оценивания. Учитель должен быть так же дорог ребенку, как и мать. Вера ученика в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот что необходимо педагогу.

Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский счел ее применение приемлемым только для старшеклассников. Ведь в ранних классах наказание путем неудовлетворительной оценки является особенно болезненным, унизительным и унижающим достоинство ребенка. Ребенок не должен терять веру в себя в самом начале своего пути с «помощью» учителя, который дал ему плохую оценку. Дети приходят в школу совсем по-другому: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстрые и медленные, грязные и аккуратные. У них у всех есть одна общая черта. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Оценка В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это награда за тяжелый труд, а не наказание за лень. Он уважал «невежество детей». Месяц, полгода, год ребенок «может ничего и не знать, но придет время — он научится». Сухомлинский настоятельно рекомендовал родителям не требовать, чтобы дети имели только отличные оценки, чтобы отличные оценки «не чувствовали себя счастливыми, а прогрессирование до С не угнеталось чувством неполноценности».

Сухомлинский рекомендует учителям призывать родителей в школу не из-за плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а когда он делает что-то хорошее. Пусть случится, казалось бы, незначительное, но доброе дело. В присутствии ребенка необходимо хвалить, поддерживать и обязательно записывать в дневник. Система образования, основанная на оценке только положительных результатов, очень редко приводит к психологическим срывам, появлению «трудных» подростков.

Сухомлинский о воспитании

Основные идеи образования Сухомлинский изложил в своей книге «Сердце свое отдаю детям». Он считал, что образование занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В начальной школе учителя процесс обучения был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: Ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он считал, что суть образования заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • педагог и ребенок должны быть равны; нет никаких приоритетов.
  • Взаимодействие с ребенком должно основываться на знании его основного психического ядра.
  • Учитель должен познакомиться с ребенком и заботиться о нем, а затем научить его ценить себя в процессе общения.
  • Ребенок и учитель должны быть искренними в своих чувствах.

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, развивает уверенность в себе и критику самого себя, позволяет решать проблемы самостоятельно. Существуют гармоничные отношения между наставником и учеником, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность становится основой успешной жизни ребенка. Такая мораль основана на долге:

  • к народу
  • общество
  • родители
  • община

Сухомлинский считал, что только послушные люди могут стать успешными в жизни, потому что они всегда добры, мудры и человечны. Только гуманная педагогика способна воспитать высокоморальную и духовную личность, личность и индивидуальность.

Значительная роль в образовательном процессе гуманной педагогики отводится работе. Физическая и умственная работа оказывают взаимное влияние на развивающуюся личность: умный человек выполняет физическую работу творчески, что доставляет удовольствие. Работа способна выявить естественные наклонности ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Еще одна важная составляющая образования Сухомлинского как природы, которая связана с трудом: мы живем на земле, преображенной руками и умами человека. И земля — это наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активный контакт с ней может научить ребенка красивым вещам. Уход за хомяком, посадка цветов, кормление птиц — все это учит нас читать природу и понимать ее красоту.

Великий педагог также считал важным учить потребности ребенка, потому что они являются двигателем человеческой личности. Духовные и материальные потребности должны быть сбалансированы и гармонично сочетаться. Это возможно только путем продвижения культуры потребностей. Материальные потребности важны, но Сухомлинский отдавал приоритет необходимости знать, что очень сильно в детях. Поддерживая его, вы можете подстегнуть желание ребенка научиться высвобождать свои внутренние резервы. Еще выше он поставил потребность человека в человеке. Это основа для формирования духовной общности людей.

Затем смысл образования сводится к духовному обогащению личности ребенка через взаимодействие с человеком. Такое образование делает человека толерантным, а не агрессивным. Когда материальные потребности полностью удовлетворены, человек становится более острым и чувствительным к душевному состоянию других людей. Такое уточнение будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

«Семья — это основная среда, в которой человек должен научиться делать добро».

Сухомлинским была разработана и реализована идея сближения семьи и школы. Ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа обучает и преподает, но это должно быть сделано совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к образованию ребенка одинаково, чтобы обеспечить развитие гармоничной личности.

Сухомлинский взял на себя обязательство обучать родителей в своем университете в школе. Они ездили туда за 2 года до образования ребенка и учились до окончания школы. Здесь им преподавали теорию образования, педагогическую психологию, теорию личности, возрастную психологию ребенка и другие. Таким образом, в сотрудничестве со школой была сформирована культура семейного воспитания.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагогу-новатору удалось привить детям чувство собственного достоинства в условиях тоталитарной советской системы. Он был верным сыном советского государства, но по-своему понимал коммунистическое образование. Для него это означало формирование достойного и мыслящего человека, который не будет слепо выполнять партийные директивы. Сухомлинский верил в реальность, но измерял свою педагогическую деятельность эталоном идеала.

На основе гуманистической педагогики он создал систему образования, принципиально отличающуюся от официальной, авторитарной, с использованием суждений и наказаний. Народ Сухомлинского педагогики признавали личность ребенка высшей ценностью. Его образование через труд, коллектив, красоту, природу, слово было сосредоточено на нравственности и духовности. В условиях социалистической реальности его педагогические исследования и научная деятельность вывели систему образования из рутины.

Сухомлинский об учении, или советы педагогам

Психическая работа детей отличается от психической работы взрослых. Для ребенка конечная цель приобретения знаний не может быть главным стимулом для его умственных усилий, как для взрослого. Источник желания учиться лежит в природе умственной работы детей, в эмоциональной окраске их мышления, в их интеллектуальных переживаниях. Если этот источник высохнет, никакие методы не заставят ребенка сидеть за книгой.

Учащихся, особенно в подростковом возрасте и юности, не волнуют такие убедительные, с точки зрения учителя, аргументы, как «мы должны хорошо учиться, мы должны выполнять свой долг как ученики, твоя работа — это учиться» и т.д. и т.п. Подростки и молодые люди хотят иметь свои личные взгляды, все взвесить и подумать об этом.

К любому убеждению, и особенно к убеждению, что обучение должно быть хорошим, учеников следует приводить тайно.

Самое сильное влияние — это не прямая вера, а косвенная, когда личность учителя занимает заднее сиденье.

Студент должен понимать приобретенные знания как результат своей интеллектуальной работы.

Сухомлинский утверждал, что нет и не может быть детей, которые не хотят учиться в первую очередь. Неспособность работать приводит к нежеланию, нежелание, в свою очередь, к лени. Каждое новое звено в цепи пороков становится сильнее, и его становится все труднее разорвать. Самый важный способ предотвратить эти пороки — научить учеников в более молодом возрасте работать самостоятельно.

И самое главное, что все наши планы, все исследования и проекты превратятся в пыль, если сами студенты не захотят учиться. И это желание приходит только с успехом в обучении. Это похоже на парадокс: чтобы ребенок успешно учился, он должен идти в ногу со временем и хорошо учиться. И в этом очевидном парадоксе Сухомлинский и сделал вывод о сложности педагогического дела. Интерес к делу только там, где есть вдохновение, рожденное успехом; трудолюбие, по словам Сухомлинского, — это вдохновение, умноженное на уверенность ребенка в том, что ему это удастся.

По словам Сухомлинского, обучение для детей может стать интересным, увлекательным занятием, если оно освещено ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Забота Сухомлинского об успехах в учебе началась с заботы о том, как кормить и спать, как его здоровье, как он играет, сколько часов на улице, какую книгу читает и какую историю слушает, что он рисует и как выражает свои мысли и чувства в рисунках, как чутко воспринимает радости и невзгоды людей.

Помимо того, что дети с энтузиазмом относятся к мероприятиям, они должны быть любознательны. Любопытство — это неистребимое качество человека. Там, где нет любопытства, нет школы. Интеллектуальное безразличие, страдание интеллектуальных эмоций — все это размывает чувствительность к мудрости, новизне, богатству и красоте мысли и знания. Если в классе после повествования учителя нет вопросов — «все, говорят, понятно», то это первый признак того, что в классе нет интеллектуальных потребностей, а есть только скучная, утомительная обязанность учить изо дня в день, — пишет Сукомлинский.

Но ученики должны не только задавать вопросы, но и давать ответы. Ибо мышление в классе начинается там, где ученик чувствует необходимость ответить на вопрос. Спровоцировать эту потребность — цель интеллектуального труда. Это самая трудная задача и самый верный показатель способностей учителя. Ребенок ищет, ищет ответы только на вопросы, связанные с явлениями, некоторые аспекты которых ему известны в той или иной степени. Если рассказать студенту малоизвестную тему, а затем задать ему вопрос — вряд ли у него возникнет желание искать ответы.

Сухомлинский советует всем учителям: сохранять любознательность, любопытство, жажду знаний. Единственный источник, который питает эту искру — это радость успеха на работе, чувство гордости за работника. Награждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуживает оценки, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой ваша педагогическая способность — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, к учителю. Аккуратно обогащайте эту почву, без нее нет школы.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Деятельностный подход в педагогике
  2. Устное народное творчество как средство развития детской речи
  3. Система непрерывного педагогического образования
  4. Методика разработки дидактических тестов
  5. Компоненты профессиональной культуры педагога (аксиологический, личностный, технологический)
  6. Классификация инновационных моделей
  7. Современные проблемы науки и образования
  8. Управление воспитательным процессом
  9. Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования
  10. Образовательные технологии