Для связи в whatsapp +905441085890

Воспитание и школа в древней Греции — Зарождение и развитие образования

Durch ihr ausgeklügeltes und vielfältiges System des Lernens und der Bildung waren die alten Griechen in der Lage, ein kulturelles Niveau zu schaffen, das den Grundstein für die meisten Kulturen der modernen Zeit legte. Das für seine Zeit hoch entwickelte antike Griechenland setzte den Standard für Genialität und Schönheit in Kultur, Literatur, Architektur und Musik, an dem sich die Menschheit bis heute erfreut.
Bemerkenswerterweise war es am Ende des 5. Jahrhunderts v. Chr. unmöglich, einen einzigen freien Mann in Athen zu finden, der nicht lesen und schreiben konnte.

Dies ist aufgrund der Tatsache, dass zu dieser Zeit begann Schulen organisiert werden. Die Grundlage der Erziehung war die gleichberechtigte geistige und körperliche Entwicklung, die Athener bevorzugten, dass ihre Kinder nicht nur intellektuell und musikalisch, sondern auch körperlich erzogen wurden.
Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.

Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции.

Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом менно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.

С 4 века до н.э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора – для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Гипократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.

Если говорить об обучении девочек, то необходимо отметить, что до семи лет они находились под опекой матерей и нянек. А с семи лет они обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожеланий и возможностей семьи, в которой они выросли, ведь государство перекладывало обязательство обучения девушек на их семьи.

В Афинах обучению девочек уделяли меньше внимания, чем в Спарте. В Спарте девочки обязательно должны были быть обучены письму и чтению, они занимались интенсивной гимнастикой, пением и танцами, так как должны были принимать участие в религиозных ритуалах и мистериях.

Воспитание и школа в древней Греции - Зарождение и развитие образования

Зарождение и развитие образования

В 3 — 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма — такова эволюция этой письменности.Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавндых букв.

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея». Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.

Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода «Труды и дни», где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за

счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: «Он не умеет ни читать, ни плавать».

Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол.Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.

По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 — 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: «Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий».

Школа Древней Греции

Школа была источником всего великого и прекрасного, что оставила нам Древняя Греция.

Школы были небольшими, на одного учителя приходилось от 20 до 50 учеников. Их размещали в доме учителя или немного за городом. Учительница сидела на высоком стуле, а дети сидели вокруг на низких складных табуретках. Писать приходилось на колени. Дети всех возрастов занимались одновременно: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия длились весь день с большими перерывами на обед. Праздников не было — выходные выпадали на городские или семейные праздники.

Учителям платили мало, примерно столько же, сколько среднему торговцу. Социальный статус учителей, особенно на начальном уровне, был очень низким. Это хорошо иллюстрирует распространенная афинская пословица: «Он либо умер, либо стал учителем».

Книги были чрезвычайно редки. Образование усваивалось через голос учителя.

Начальная школа длилась 6-8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Они обучали основам чтения, письма и пения.

Они учились читать с помощью слов, перебирая множество комбинаций, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем были прочитаны первые слова — имена богов и героев. Затем они читают первые предложения, в основном поучительные строчки стихов: «Прекрасен тот, кто во всем человек», «Приятно, когда в доме растет мудрый сын», «Пусть все несут общее бремя» и так далее. Мы читаем только вслух. Они выучили многие вещи наизусть.

Они учились писать на восковых дощечках размером с ладонь.

Эти доски связывали нитками, чтобы получилась маленькая книжка. Люди использовали каллиграфическую палочку, заостренную с одного конца: Острый конец царапал буквы, а тупой конец стирал каракули.
Для счетных упражнений использовалась доска — абака, разделенная [на квадраты для единиц, десятков, сотен и т.д.]. Квадраты размещались на «быках» или камешках, от одного до девяти. С помощью абаки можно было выполнять четыре арифметических действия.

Пение преподавалось только в унисон, голосом, так как нот не было. Пение сопровождалось игрой на семиструнной цифаре.

Среди полисных государств Эллады выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли разные политические системы, но и воплощали противоположные принципы образования.

По мнению древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартанцев, которые были полноправными гражданами Лакедемона, имело своей главной целью подготовку члена военного сообщества. Согласно римскому историку Плутарху, новорожденных спартанцев осматривали старейшины (эфоры). Судьба больных младенцев неясна. Плутарх утверждает, что они были лишены жизни. В любом случае, эти дети получали образование вне системы военного образования. До семи лет спартанцы воспитывались в семейном кругу кормилицами, которые были известны на всю Элладу своим остроумием.

Затем наступило время, когда полис взял на себя воспитание и образование начинающих спартиатов. Сроки такого обучения были очень длительными и делились на три этапа: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет, от 20 до 30 лет.

Система воспитания в Спарте

На первом этапе дети попадали под опеку воспитателя, педонома. Они жили и учились вместе, приобретая минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, нельзя было обойтись. Но физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно интенсивными. Студенты всегда ходили босиком и спали на тонких соломенных циновках. В возрасте 12 лет тренировки становятся еще более суровыми. В любое время года молодые люди носили легкое пальто.

Они привыкли быть немногословными. Любой намек на красноречие не одобрялся. Наказания также использовались, но они имели скорее символическое значение. Например, преступника укусили за большой палец.
Мальчиков в возрасте 14 лет посвящали в эйрены — члены общины, получившие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненному испытанию, а именно публичной порке, которую нужно было выдержать без стонов и слез. Эйры были помощниками пайдо-номов в физической и военной подготовке других подростков. В течение года эйренцы проходили испытания в военных командах Спартиата.

На втором этапе обучения к минимальной грамотности добавились уроки музыки и пения, которые преподавались несколько более тщательно. Методы обучения стали еще более строгими. Подростки и мальчики, например, должны были сами добывать себе еду. Тех, кого ловили на воровстве, жестоко били, но не за воровство, а за неудачи.

В возрасте 20 лет эйрены получали полное снаряжение для войны, а затем в течение еще десяти лет их постепенно поднимали до статуса полноправных членов сообщества воинов. Все это время не прекращалась военная подготовка, формирование маленького, без дурных наклонностей, воина. К порокам, но, например, ни в коем случае не ограничиваться половым актом. Но пьянство резко осуждалось и пресекалось. Легендарный законодатель Ликург, чтобы защитить спартанцев от пьянства, устроил своеобразные «уроки трезвости», когда рабов заставляли напиваться, спартанцы могли воочию увидеть, насколько уродлив и отвратителен пьяница.

Воспитание девушек и молодых спартанцев мало чем отличалось от воспитания мужчин. В основном это были физические и военные упражнения с диском, копьем, стрелой, мечом. Общее образование было дано в том же небольшом объеме. Сексуальное поведение было таким же либеральным, как и у молодых людей.

Образовательная традиция Спарты оказалась очень слабой. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения — таков был результат одного из первых в истории опытов государственного образования.

На древе человеческой цивилизации находится спартанская культура на древе человеческой цивилизации. Не случайно в Спарте не было великих и гениальных мыслителей и художников. Но не весь образовательный опыт Спарты был забыт. Традиции физического воспитания, закаливания молодого поколения стали объектом подражания в последующие эпохи.

Воспитание и обучение в Афинах

Воспитание и обучение в Афинах было иным, чем в Спарте. Идеал афинского образования был сведен к полисемичному понятию — набору добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем воспитании личности, особенно с развитым интеллектом и физической культурой. Только свободные и богатые афинские граждане считались вправе стремиться к такому идеалу.

Принцип соревнования (агонии) пронизывал этику организованного воспитания и обучения. Дети, подростки и юноши постоянно соревновались в гимнастике, танцах, музыке и словесных перепалках, чтобы проверить себя и улучшить свои лучшие качества.

Афиняне получали образование дома. Сыновья свободных афинян обычно получали его до семилетнего возраста. В то время за мальчиками из богатых семей присматривал специальный раб — учитель (буквально — проводник). Наставник часто был самым никчемным рабом в семье. Так часто учитель был носителем не самых лучших качеств, которым часто учились и его подопечные.

После достижения семилетнего возраста дети свободных граждан имели возможность обучаться в частных и государственных учебных заведениях. Существовало несколько типов таких учреждений.

Начальное образование предоставлялось в частных платных школах: Муки и гимназии. Возраст учащихся в школах муцис составлял от 7 до 16 лет, а в гимназиях, или палестрах, — от 12 до 16 лет. Как правило, ученики должны были посещать обе школы одновременно.

Музыкальная школа давала в основном литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера.

Как заметил по этому поводу древнегреческий мыслитель Платон, «Элладу воспитал Гомер». Действительно, «Илиада» и «Одиссея» были не только дидактическим материалом для обучения чтению, письму и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, знакомили с традициями народа.
Преподавание в музыкальной школе было синкретическим. Например, гекзаметры «Илиады» и «Одиссеи» произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Кстати, это объясняет меньшую популярность духовых инструментов в Афинах, поскольку они не могли быть использованы для мелодекламации. Также были изучены основы математики, особенно четыре арифметических действия.

В Палестре занимались развитием физической культуры. Как говорил Платон, гимнастические школы способствовали тому, что «не нужно было быть плохим на войне и в других делах из-за плохих качеств тела». Студенты интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и копья, а также фехтованием. Все это было необходимо для будущих воинов. Афинский тяжелый пехотинец (гоплит) должен был часто перемещаться во время сражений, вступать в одиночный бой, использовать копье и меч. Таким образом, обучение, полученное в Палаэстре, было непосредственно необходимо для такого воина.

Для тех, кто закончил свое пребывание в мускульно-гимнастических школах, следующим этапом обучения могли стать государственные учреждения — гимназии. В V-IV. В веке до нашей эры в Афинах существовало три таких гимнасия: академия, лицей и киносарг.

В академиях было улучшено образование юношей в возрасте от 16 до 18 лет. Упор делался на упражнения, которые укрепляли и развивали тело. В то же время оттачивались умственные навыки. В спортзале вы всегда могли послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого античного мыслителя Сократа одним из любимых мест для встреч со слушателями был Лицей.

Кульминацией образования считалось пребывание 18-20-летних молодых людей в эфебии — государственном учреждении, где нанятые государством учителя обучали военному делу: верховой езде, стрельбе из лука, катапульты, метанию дротиков и так далее. У эфебов была специальная форма — широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

Афинская традиция предусматривала, что девочки и молодые женщины должны были получать домашнее образование до замужества.

Афинская традиция предусматривала образование девочек до замужества. В семье они получили элементарную грамотность и музыкальное образование. Девушки и молодые дамы вели уединенный образ жизни и очень редко появлялись на публике, например, на религиозных церемониях. По мнению афинян, женщина не могла претендовать на обладание этим «сводом добродетелей». Она была ограничена домашней сферой.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогическая экспертиза
  2. Картотека труда в средней группе
  3. Требования к современному педагогу
  4. Методика организации групповых дел по Н. Е. Щурковой
  5. Взгляды а. Г. Асмолова на идеал воспитания и на его особенности
  6. Методика изучения орфографии в начальной школе
  7. Социально-коммуникативное развитие детей с ДЦП
  8. Характеристика наглядных методов обучения
  9. Воспитание толерантности обучающихся: состояние и перспективы развития
  10. Виды задач в педагогике