Для связи в whatsapp +905441085890

Схоластическое и опытное естествознание в Западной Европе (ХI – ХIV вв.)

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Роль науки в современном образовании и формировании личности
  2. Миф, преднаука, наука
  3. Возникновение науки. Проблема «начала»
  4. Наука в культуре античного полиса
  5. История науки. Возможные варианты реконструкции научного знания
  6. Средневековая теология как опыт теоретического мышления
  7. Наука эпохи Возрождения
  8. Наука Нового времени: признаки и идеалы
  9. Типы научной рациональности Нового времени (XVII–XXI вв.): классический, неклассический и постнеклассический
  10. Классическое естествознание (XVII–XVIII вв.): торжество механицизма и дисциплинарно организованная наука

Введение

С древних времен людей интересовало, как правильно построить и обосновать собственное мнение, они искали такую форму изложения своих убеждений, которая была бы наиболее убедительной. В этом контексте возникает естественная необходимость создать определенный перечень правил, законов и норм, на основе которых следует строить свою аргументацию. Позже возникнет множество концепций и теорий, и целые направления исследований будут основаны на этих законах. В результате появилась такая наука, как логика.

Только тот, кто знает не только предмет (науку), но и ее историю, может считаться настоящим специалистом в той или иной области, той или иной науке. Поэтому, изучая его, необходимо знать и его историю. История — это зеркало, в которое человек (человечество) смотрится и пытается увидеть как прошлое, так и возможное будущее, поскольку каждое настоящее является естественным следствием предыдущего, а каждое будущее — естественным следствием настоящего. Без истории невозможно познать динамику и диалектику внутреннего, т.е. содержательного, развития науки, а это знание необходимо.

Логика берет свое начало в философии, неделимой науке общего характера, и по сути своей является онтологической, т.е. имеет дело непосредственно с порядком вещей, а не с порядком идей.

Логика как дисциплина рассуждений возникает в связи с развитием ораторского искусства, как часть теории риторики. Это зачатки логики в Древней Индии, в Древнем Китае, в Древней Греции и Риме, а также в России. Основатель науки логики, Аристотель, в своем первом труде по логике «Топика», как следует из названия Слово «Топика» означает один из отделов риторики, занимается проблемами логики в связи с теорией риторики. В Древнем Риме логика также была неотделима от риторики. В России первая оригинальная система логики, принадлежащая М.В. Ломоносову, дана в его пособии по теории красноречия. Таким образом, поначалу логика выступает как одно из средств воздействия на сознание людей, убеждая их в целесообразности того или иного поведения. В искусстве красноречия логический элемент остается подчиненным, поскольку логические средства служат не столько для установления истины, сколько для убеждения слушателей.

Средневековое естествознание

Вышеупомянутое общее отношение христианства к науке определило и характерные черты средневекового естествознания. Общее представление о природе (мир, космос) и отношение к ней определялись ветхозаветным мифом о сотворении мира Богом за шесть дней. Суть и смысл природы в том, что она является творением Бога, то есть воплощением Его мудрости, силы и замысла. Истины учения о человеке и его искуплении являются важнейшей предпосылкой для понимания природы. Поэтому в Средние века не исходили из систематического эмпирического изучения природных явлений с целью постепенного приобретения знания общих законов, как это предполагалось позднее, в Новое время, а, напротив, исходили из твердо (догматически) установленных общих принципов, принятых на веру, чтобы получить ключ к пониманию отдельных явлений действительности. Общая теория происхождения и устройства мира была предопределена (как откровение) и не подлежала сомнению, критике или проверке. Факты искались не для проверки и совершенствования теории, а только для ее иллюстрации и объяснения. Естествознание было подчинено теологии и являлось вспомогательной наукой. Физика дала примеры для метафизики (теологии). Вся природа была представлена как великая книга с картинками, нарисованная всемогущим художником в назидание.

человеку. Вся природа — это нравственно-воспитательная аллегория религиозной идеи.

религиозной идеи. Поэтому она не представляла никакого познавательного интереса. Объектом познания, даже в естественных науках, была не природа как таковая, а величие и мудрость Бога, воплощенные в ней. Объектом естественных наук стало познание религиозной истины, открытой в Библии и Церкви. Изучение природы и взаимосвязи вещей либо считалось неважным и недостойным научного исследования, либо рассматривалось как признак греховного желания и тайного общения с дьяволом. Фома Аквинский, ведущий теоретик католической церкви, вслед за Августином указывал на то, что познание природы не должно иметь своим объектом удовлетворение тщеславных и поверхностных желаний.

не для удовлетворения суетной и преходящей жажды познания, а для приближения к бессмертному и вечному.

Бессмертное и вечное — к Богу через Его творение. Мы должны изучать творение, потому что жаждем познать Бога, но Он не дан нам непосредственно (в этом вопросе аристотелик Фома радикально расходится с платоником Августином). Даже существование Бога мы знаем и доказываем на основании факта существования мира, зная его устройство.

Классификация наук в Средние века

На какие области знаний делилась средневековая наука? Каким образом были упорядочены и классифицированы тексты, помимо самоочевидного авторства?

Платоновско-аристотелевское разделение видов знания и наук, проведенное римлянами (в основном благодаря Боэцию), перешло в средневековую науку. Древние «свободные искусства» обычно рассматривались как «науки», а ремесла — как «механические искусства», хотя можно встретить и термин «механические науки». Были и спорные области, например, медицина, которая долгое время не признавалась наукой и причислялась к «механическим искусствам». На протяжении веков медики боролись за право быть «учеными» (по иронии судьбы, именно медиков сегодня называют «врачами»). Появление «механических искусств», прикладного знания, в структуре научного знания является принципиально важной инновацией Средневековья. Например, наиболее известный средневековый раздел наук в «Этимологической энциклопедии, или Началах» (20 книг) Исидора Севильского (570-638) в целом был заимствован у древних римлян, но информация по физике, этике и логике была дополнена сведениями по сельскому хозяйству и различным ремеслам. За ним последовал Радульф Флеминг (11 век), который разработал подробную классификацию «механических искусств»: архитектура, еда, текстиль, медицина, торговля (меркантилизм), военное дело и т.д. Каждый из них далее делится на подвиды, например, «пищевые искусства» — на сельское хозяйство, охоту, рыболовство, птицеводство, хлебопечение, кулинарию и т.д. Хью Сен-Виктор (XII век), в отличие от Радульфа, называл ремесла механическими науками, которых насчитывается семь: Текстильные работы, изготовление инструментов (арматура), сельское хозяйство, судостроение

(navigatio), охота, медицина, театр (theatrica scientia!). Наука об инструментальном производстве, основанная на изучении инструментов, делится на две части

В науке изготовления инструментов выделялись две части: «архитектоника» (камнеобработка и деревообработка) и металлообработка (ковка и литье). Доменико Гундиссалин в своем трактате «О классификации философии» (ок. 1150 г.) упоминает среди физических наук прикладные медицинские дисциплины — фармацию, хирургию, диегетику. Традиция считать врачей «физиками» сохранялась на протяжении нескольких столетий.

Аналогичные попытки включить практическое и техническое «искусство» в научное знание можно найти в средневековой арабо-мусульманской науке.

Например, аль-Фараби (870-950), основываясь на трудах Аристотеля, в своем специальном трактате «О классификации наук» делит научные знания на лингвистику (в его время роль переводчиков с греческого и латинского на арабский была очень важна), логику, математику, физику, метафизику, гражданские науки, юриспруденцию и догматическое богословие49 . Математика также подразделяется на арифметику, геометрию, оптику, астрономию, музыку, науку о весах (рычаги и весы) и науку об искусных методах (исчисление). В каждой математической дисциплине Аль Фараби различает теоретическую и практическую части. Логика и физика разделены на восемь частей, в соответствии с типом утверждений и аргументации (доказательная, диалектическая, софистическая, риторическая, поэтическая) или типом тел (простые, сложные, растения, животные).

Средневековая университетская (схоластическая) наука

Средневековая наука достигает своего наивысшего развития в схоластике одиннадцатого-четырнадцатого веков.

XI-XIV вв.

Его возникновение и развитие невозможно понять без учета влияния арабской и мусульманской культуры. В VII веке возник ислам, и образовался Арабский халифат. Арабы завоевали как Александрию, центр греческой науки, так и Среднюю Азию, которая была знакома с наукой Индии и Китая. В течение нескольких столетий (около 500 лет). Наука и философия в Арабском халифате пользовались большой свободой. В восьмом веке по приказу халифов в Дамаске и Багдаде были созданы научные центры, где многочисленные греческие рукописи были переведены на арабский язык. После «эпохи переводов», начиная с девятого века, арабская наука начала развиваться самостоятельно.

После знакомства мусульманских ученых с греческой наукой началось философское обсуждение религиозных и теологических проблем, возникло мусульманское богословие, в котором различные школы мысли боролись друг с другом с самого начала, со времен переводческой деятельности. Эти школы мысли расходились по таким вопросам, как принятие аллегорического (в отличие от буквального) толкования Корана, антропоморфизм Аллаха и совместимость свободы воли с всемогуществом и предопределением Аллаха.

Наряду с ортодоксальной мусульманской теологией в IX-XII веках возник и развивался арабский перипатетизм (аристотелианство), который относился к тексту Корана более свободно. Его основатель Аль-Кинди (IX век), «философ арабов», написал более двухсот трактатов по метафизике, логике, этике, математике, астрономии, музыке, медицине, по различным ремеслам, а также большое количество комментариев к древним философам и ученым. К этой школе принадлежали Аль-Фараби, второй учитель (после Аристотеля) и Авиценна (Ибн-Сина), чей трактат «Канон медицины» был настольной книгой европейских врачей на протяжении более 500 лет. Следует отметить, что теоретической основой медицинской теории и практики Авиценны была физика Аристотеля. Последний выдающийся арабский аристотелик, Аверроэс (Ибн Рушд, XII век), был известен своими обширными комментариями к трудам Аристотеля. Он стремился синтезировать аристотелевскую философию и ислам, выделяя уровни понимания Корана, соответствующие человеческим возможностям: Буквальный смысл Корана предназначен только для простых людей, и его цель — не знания, а дела, праведная жизнь. Знания о природе Бога и мира следует искать в философии (науке): ее содержание и скрытый, глубинный смысл Корана совпадают. В случае мнимых противоречий разумной интерпретации (науке) следует отдавать предпочтение перед «буквой».

В раннем Средневековье математика и наука достигли наивысшего уровня именно в арабской, а не в христианской культуре. Не случайно в мировую науку вошли арабские или от арабских слов производные термины «алгебра», «алгоритм», «алхимия», «спирт» и многие другие. При строительстве всемирно известных мечетей использовались довольно сложные математические расчеты. Открытие десятичных дробей приписывают арабскому ученому. Арабские ученые следовали за Аристотелем и Архимедом в механике и Птолемеем в астрономии. Арабские завоевания привели к возникновению единой арабо-греко-египетской науки о превращениях и свойствах веществ, которая получила арабо-египетское название аль-химия. Его основной теоретической концепцией было учение о связи между семью небесными телами и семью металлами, главным объектом которого было золото. Самый известный арабский алхимик, Джабир ибн Хайян (721-815), считал, что все семь металлов можно получить, соединив ртуть и серу. Для изготовления золота ему понадобился некий сухой порошок, ксерион (по-гречески — сухой), или, по-арабски, аль-иксир, который в Европе позже назвали эликсиром жизни или философским камнем, который не только делает золото из серы и ртути, но и лечит все болезни и даже дарует бессмертие. От арабов алхимия перешла к европейским ученым Средневековья.

Схоластика

Схоластика — это доминирующее философское течение в средневековой Европе, которое стремилось дать теоретическое обоснование христианской догме. Средневековая европейская философия называлась «схоластикой» (от латинского schola — школа). В ее истории можно выделить три периода, которые в целом соответствуют общей периодизации Средневековья: ранняя схоластика — IX-XII века, зрелая схоластика — XIII век и поздняя схоластика — XIV-XV века. В период ранней схоластики христианская философия основывалась, прежде всего, на учении Аврелия Августина, который пересмотрел платонизм и даже неоплатонизм в духе христианства. Благодаря крестовым походам в руки европейцев попало большое количество книг, вывезенных с Востока. Активная переводческая деятельность позволила познакомиться с широким спектром философских идей античных, арабских, еврейских философов. Развившись в период безусловного господства христианства в общественной жизни, схоластика естественным образом заняла место «слуги теологии»: делом философии стало объяснение и обоснование религиозной истины.

Одним из важнейших представителей средневековой схоластики был Боэций (480-524), римский государственный деятель и философ, писатель, богослов, ученый и историк искусства. Он происходил из знатного рода Анициев и получил образование в семье дальнего родственника Квинта Аврелия Симмаха — консула, главы сената, префекта Рима. Он получил прекрасное образование, много читал, с удовольствием изучал античных авторов и начал переводить на латынь труды греческих мыслителей, особенно Аристотеля. Он рано приобрел репутацию знатока различных наук и искусств, грамматики и греческого языка, а также искусного механика. Он был избран в сенат, а в возрасте 30 лет стал консулом, но наибольшее удовольствие ему доставляли научные и философские исследования. Епископ Павии, поэт Магнус Эннодиус, писал ему: «Вы для меня самый выдающийся из мужчин. …в твоих руках огонь древней мудрости запылал с удвоенным жаром». Времена упадка и падения Римской империи не способствовали восприятию трудов таких серьезных мыслителей, как Боэций. С горечью он заметил: «Куда бы я ни повернулся, мои глаза встречают то ленивый застой, то завистливую доброжелательность», а самодовольных жителей он назвал «человекоподобными монстрами». В 522 году он стал «господином всех служб», а два его сына были назначены консулами. Через год Боэция судили за государственную измену по ложному доносу и казнили. Перед смертью он написал, не падая духом, исповедальный трактат «Утешение через философию». В ней выражены взгляды автора как представителя неоплатонизма и тонкие черты христианской доктрины.

Философия, подчеркивал Боэций, высшее благо для человека. Она просветляет душу. Философия невозможна без серьезности, работы и дисциплины. Скипетр в одной руке символизирует лидерство в жизни и науке; книга в другой руке — знак просвещения. Центральной проблемой книги Боэция является проблема.

Судьба, теперь в виде Фортуны, теперь в виде Судьбы. Боэций считал, что к Фортуне нужно относиться спокойно, не слишком ликуя, если повезло, но и не унывая, если повезло наоборот. Если бы Фортуна подчинялась постоянству и закону, она перестала бы быть самой собой.

Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Есть веские причины различать античную, средневековую и ренессансную философию. Дело в том, что они по-разному оценивали основные понятия. В своей последней фазе древняя философия поставила на первое место концепцию Единого-Блага. В средневековой философии основополагающим понятием является Бог. В философии эпохи Возрождения концепция человека занимает центральное место, и на первый план выходит гуманизм. Ренессанс считал, что возрождает античную культуру, особенно философию и литературу. В действительности гуманизм Ренессанса связывает эпоху Возрождения не столько с античностью, сколько с современностью. Поэтому Ренессанс часто считают начальной фазой нового времени (XVII-XIX века).

Хронологические границы рассматриваемых философских направлений не вполне ясны. Большинство исследователей связывают конец античной философии с моментом разгона философских школ византийским императором Юстинианом. Это произошло в 529 году, но к тому времени христианская философия, основателем которой считается Августин Аврелий (354-430), уже существовала. Гораздо сложнее определить время его упадка, а также возникновения философии эпохи Возрождения. А философия Нового времени зародилась в XVII веке. Итак, мы установили хронологические рамки философии Средневековья или Возрождения.

История средневековой философии была весьма драматичной. В 395 году Римская империя разделилась на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Греция стала частью Восточной Римской империи. В результате начался исход греческих философов из Рима. Распад Западной Римской империи, кульминацией которого стало взятие Рима германскими племенами в 476 году, по сути, положил конец этому исходу. В результате подавляющее большинство первоисточников по греческой философии для Западной Европы было безвозвратно утеряно. Пройдет еще несколько столетий, прежде чем основные труды Платона и Аристотеля будут переведены на латынь. Это обстоятельство значительно замедлило темпы освоения передового для рассматриваемого периода философского наследия.

Развитие христианской философии принято делить на два периода — патристика (I-VI века) и схоластика (VII-XIV века). Патристика (от греч. pater — отец) — это творческий период христианского богословия, в котором так называемые Отцы Церкви, его основатели, были очень активны. Как правило, они, особенно Иустин Мученик, Феофил Антиохийский и Квинт Септимий Тертуллиан, выступали против философии. Но потом оказалось, что без философии трудно противостоять разного рода ересям, к тому же необходимо было придать самому богословию каноническую форму. Особенность ситуации заключалась в том, что философия использовалась чисто инструментально, как средство укрепления теологии. Все попытки отдать предпочтение философии перед теологией жестоко пресекались. Философия не была уничтожена, она продолжала существовать, но только на задворках теологии. Следует также иметь в виду, что обе теоретические системы, теология и философия, даже в случае их противостояния не смогли выйти победителями. В рассматриваемую эпоху эти системы носили откровенно метафизический характер, поэтому они выходят за рамки науки, в рамках которой только и возможно установить истину.

Заключение

Уже в первые века нашей эры, в недрах рабовладельческого общества, зарождается и постепенно развивается феодальный способ производства.

Феодальная формация, пришедшая на смену рабовладельческой социально-экономической формации, была более передовой, как в плане развития производительных сил (особенно в сельском хозяйстве), так и в сфере производственных отношений. В буржуазной историографии утвердился ошибочный взгляд на эпоху феодализма как на период упадка культуры после ее высокого расцвета в древнем рабовладельческом обществе. Средние века стали рассматриваться как тупик в развитии человечества, регресс и перерыв в развитии. В действительности, по сравнению с рабовладельческим строем, феодализм был прогрессом, как в способе производства, так и в культурном развитии. Но в период феодализма развитие материальной и духовной культуры шло очень медленно, особенно на первом этапе развития.

Идеология феодального общества была религиозно-христианской в Европе и преимущественно мусульманской на Ближнем и Среднем Востоке. Образование стало в основном монополией духовенства. Теология была признана самой важной и высшей наукой. Философия и особенно логика были поставлены на службу религии. Главной задачей логики в то время было обосновать догмы религии, доказать существование Бога, сотворение мира, бессмертие человеческой души.

В эпоху феодализма господствовала аристотелевская логика. Она оказалась наиболее подходящей для идеологической борьбы в феодальном обществе.

Религиозная идеология феодального общества основывалась на авторитете священных писаний (Библия, Коран). Религиозные догмы принимались как абсолютные истины. Свобода мысли, поиск истины были запрещены. Задачи науки ограничивались доказательством того, что уже было известно, и полемикой с инакомыслящими. Для этой цели использовалась логика Аристотеля, но не в ее первоначальном виде, а преобразованная в духе схоластики и формализма. Было написано бесчисленное множество комментариев к логике Аристотеля и комментариев к этим комментариям. Это практически устранило материалистическую сторону логики Аристотеля.

Список литературы

  1. Беркова В.Ф., Яскевич Ю.С., История логики. М., И-во: «Новые знания», 2001.
  2. Маковельский А.О.. История логики. Москва, И-во: «Кучково поле», 2004.
  3. Гетманова В.И. Логика для юристов. Москва, издательство «ОМЕГА-Л», 2003.
  4. Дарио Антикери и Джованни Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Философия в Средние века. Петрополис, 1996. 5.
  5. Кобзарь В.И. Логика в вопросах и ответах. Москва, Издательский дом «ФЕНИКС», 2010.
  6. Никифоров А.Н. Книга о логике, доступная и увлекательная. Москва, Издательский дом «Городец», 2006.
  7. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. Москва, Государственный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.