Для связи в whatsapp +905441085890

Истоки и смысл русского коммунизма

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Русская философия XIX века
  2. Западничество и славянофильство и выбор пути развития русской культуры
  3. Философия человека Н. Бердяева
  4. Основные течения философской мысли в России XIX-XX веков
  5. Основные этапы развития русской философской мысли
  6. Философские взгляды Чокана Валиханова
  7. Философско-правовые учения в СССР
  8. Постклассическая философия XIX–начала XX веков
  9. Философский смысл проблемы бытия
  10. Закон как философская категория

Введение

На мой взгляд, тема реферата «Истоки и смысл русской революции» является актуальной.

Начнем с определения революции как политического изменения, происходящего под противодействием правящих кругов, которые могут быть вынуждены отказаться от своей власти только под угрозой насилия или путем его реального применения.

Революция — это кара небесная за грехи прошлого, фатальное следствие старого зла. Так видели революцию те, кто глубже вникал в ее смысл и не задерживался на ее поверхности. Революция — это конец старой жизни, а не начало новой, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революции всегда показывают, что власть имущие не справились со своей задачей. И осуждение правящих классов общества перед революцией заключалось в том, что они возглавили революцию, позволили ей произойти. В обществе были болезни и гниение, которые сделали революцию неизбежной.

Сейчас, когда мы находимся в очередном кризисе, люди испытывают материальные трудности. Много локальных войн (в том числе на Кавказе, в Грузии), терроризм. Освобождение осужденных в 90-е годы, особенно опасных преступников, которые не знают ничего (не все, конечно), кроме того, как убивать, насиловать и грабить. Это хорошо видно из криминальной хроники (нападения на инкассаторов, коррупция в высших эшелонах власти, в том числе в правоохранительных органах), беззаконие которых явно и публично выливается на народ, способствуя росту народного недовольства, а также усиливая стремление масс к самосуду, то есть к беспорядкам, ведущим к свержению власти, в том числе правоохранительных органов.

Русская революция

Понятно, что название статьи заимствовано у Н.А. Бердяева (знаменитые «Истоки и смысл русского коммунизма»). Но русская революция — это гораздо более глубокое, широкое и сложное явление, чем русский коммунизм.

Революции стали причиной самых важных изменений в мировой истории за последние два-три столетия. Американская революция 1776 года и Французская революция 1789 года были самыми важными революциями восемнадцатого века. Некоторые из идей, высказанных их лидерами, оказали впоследствии огромное влияние. Идеалы свободы, гражданских прав и равенства, во имя которых они осуществлялись, стали фундаментальными ценностями современной политики. Провозглашение этих ценностей в качестве целей и предположение, что они могут быть реализованы посредством массовых действий, было чрезвычайно значительным историческим новшеством. В прежние эпохи только самые ярые идеалисты могли представить, что человечество когда-нибудь установит социальный порядок, в котором каждый сможет участвовать в политической жизни.

Революция подразумевает угрозу или применение насилия со стороны участников массового движения. Революция — это политические изменения, вызванные противодействием правящих кругов, которые могут быть вынуждены отказаться от своей власти только угрозой или реальным применением насилия.

Российская революция — это не 1917 год с его двумя революциями, Февральской и Октябрьской. Это не 1905-1907 годы плюс 1917 год, то есть это даже не сумма трех революций. Хотя все они являются ее самыми важными событиями. Русская революция — это историческая эпоха примерно между 1860 и 1930 годами.Полис, 2007, № 5, с. 36

Классовый подход наиболее применим к революциям как важнейшим событиям в развитии общества, поскольку революции, как правило, возникают из-за конфликта отношений производства, то есть принятого порядка экономики и производительных сил — классов — больших групп людей, характеризующихся определенным положением в обществе. Это концепция подхода к истории как к смене социально-экономических формаций.

Это объективный подход, который лежит в основе материалистического объяснения истории. В основе подхода лежит принцип исторической закономерности — признание действия в историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся существенных связей в отношениях между людьми и результатами их деятельности; принцип детерминизма — признание существования причинно-следственных связей и зависимостей, среди которых, прежде всего, по К. Марксу, выделяется способ производства.

Русская революция — период истории России между отменой крепостного права (справа) и установлением большевиками второго крепостного права (справа) — ВКП(б). Полис, 2007, № 5, с. 36

Рассматривая итоги и последствия буржуазно-демократической революции 1905-07 гг. в России, я рассматривал прежде всего глобальное значение этого события — буржуазная революция, целью которой было, по крайней мере, установление в России конституционной монархии как формы правления — цель, которую революция достигла не полностью, что касается буржуазно-экономических реформ, то они, несомненно, еще были.

Русская революция 1905 года, или Первая русская революция, — так назывались события, происходившие в империи с января 1905 года по июнь 1907 года. Толчком к началу массовых протестов под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» — расстрел мирных демонстрантов в Санкт-Петербурге императорскими войсками и полицией 9 (22) января 1905 г. В этот период особенно сильно распространилось забастовочное движение, произошли бунты и мятежи в армии и на флоте, кульминацией которых стали массовые выступления против монархии. Результатом этих беспорядков стал Октябрьский манифест от 17 октября 1905 года, который предоставлял гражданские свободы на принципах личной неприкосновенности, свободы совести, слова, собраний и ассоциаций. Был создан парламент, состоящий из Государственного совета и Государственной думы.

Главным успехом революции 1905-1907 годов стало то, что она завершилась компромиссом между властью и обществом…. результатом этого компромисса стала конституция от 23 апреля 1906 года, широкая политическая реформа и столыпинское преобразование страны. Полис, 2007, № 5, с. 37

Впервые в истории страны в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российские подданные получили конституционные гарантии:

  1. Неприкосновенность личности и законность преследования (статьи 72-74);
  2. Неприкосновенность местожительства (статья 75);
  3. Свобода передвижения, выбора профессии, местожительства, выезда из государства (статья 76);
  4. Неприкосновенность собственности (статья 77);
  5. Свобода собраний (статья 78);
  6. Свобода слова и печати (статья 79);
  7. Свобода профсоюзов (статья 80);
  8. Свобода совести (статья 81).

Конституция стала кульминацией более чем столетнего движения России — иногда сознательного, иногда «инстинктивного» — от самодержавия к конституционной и ограниченной монархии.

Приобретая эти права, российские подданные становились российскими гражданами. Иными словами, Конституция от 23 апреля 1906 года создала наиболее благоприятные условия для продвижения России к более совершенному государству.

России необходимы как политические, так и экономические реформы, которые бы укрепили и восстановили экономику. Лидером этих реформ должен был стать человек, для которого судьба России была важна. Таким человеком стал Петр Аркадьевич Столыпин.

Аграрный кризис

…В обществе началось расслоение населения на богатых, средних и бедных. Ситуация стала потенциально взрывоопасной.

Буря разразилась в 1902 году, она началась в деревне и была неожиданной как для «правых», так и для «левых» — для самодержавия и революционеров.

Спорадические крестьянские восстания, как мы знаем, были постоянным явлением российской действительности. Она заключалась в том, что протест крестьян одной деревни по самым обыденным поводам (необоснованно высокие цены на аренду земли и необоснованно низкие цены для рабочих, плохие условия труда, произвол и т.д.) служил запалом для протеста крестьян соседних деревень, а они, в свою очередь, разжигали протест в других деревнях. При всех различиях в причинах протестов важно подчеркнуть, что все они уходили корнями в нехватку земли у крестьянства.

Новым и неожиданным был также радикальный характер крестьянских настроений в отношении этих требований. Многие из них были связаны с захватом земельных владений, взломом амбаров, вывозом зерна и поджогами поместий; часто они носили характер восстания с открытым сопротивлением полиции и даже войскам. Сразу же стало ясно, что сила и размах крестьянского движения значительно возросли, а его характер стал радикальным.

Ситуацию усугубил дефицит хлеба в 1901 году, который, хотя и не превышал обычного уровня, был достаточным в новый период, чтобы вызвать социальный взрыв в Полтавской и Харьковской губерниях. Вот типичное описание деятельности крестьян в телеграмме одного из помещиков министру внутренних дел (1 апреля 1902 года, Полтавская губерния): «Уже несколько дней идет систематическое разграбление зерновых запасов помещиков, грабят бедняков. Обычно целые соседние деревни приезжают в усадьбу с повозками, мешками, в сопровождении своих жен и детей, врываются в усадьбу, требуют ключи от амбаров, в случае отказа взламывают замки, загружают повозки в присутствии хозяина и снова увозят их….. В дома они не заходят, но что найдут в амбарах, кроме хлеба, все забирают».

В ряде случаев крестьяне захватывали землю и спешно распахивали и засевали ее, надеясь, что никто не посмеет отнять ее у них.

Материалы судебных процессов (судили 1092 крестьянина) позволяют увидеть ту степень отчаяния, которая подталкивала деревню к революционным действиям, к прямым столкновениям с карателями:

«…Когда потерпевший Фесенко обратился к толпе, пришедшей его грабить, и спросил, почему они хотят его разорить, подсудимый Зайцев ответил: «Только у вас 100 десятин, а у нас 1 десятина (1 десяток — 1,09 га) на семью. Они должны стараться жить на одной десятой части земли…».

Другими словами, «социалисты» капитулируют перед разворачивающейся крестьянской революцией.

Давайте спросим себя: «Так какова же была цель всей этой революции?». Цель была одна: сохранить равенство — ни бедных, ни богатых, ни пугачевцев, ни бунтовщиков.

Можно сказать, что крестьянская революция победила, но эта победа была равносильна поражению, потому что крестьянство не смогло создать государственную власть, отвечающую его интересам, потому что демократические возможности сгорели в огне гражданской войны, а из столкновения насилия возникла государственная диктатура.

Но вот наступил 1917 год, и по знакомым причинам эгалитарно-примитивный коммунальный вал поднялся вновь.

Февральская революция 1917 года

Одна из великих исторических ошибок (как современников, так и нас, потомков) состоит в том, что революция 1905-1907 годов квалифицировалась как «репетиция», «прелюдия» к 1917 году, то есть к настоящей революции.

Таким образом, Февральская революция 1917 года привела к свержению самодержавия, отречению царя от престола и возникновению в стране двоевластия: диктатуры крупной буржуазии в лице Временного правительства и Совета рабочих и солдатских депутатов, представлявшего революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства.

Победа Февральской революции была победой всех активных слоев населения над средневековым самодержавием, прорывом, поставившим Россию в один ряд с передовыми странами по провозглашению демократических и политических свобод.

Главным событием этой революции для самой России стала назревшая необходимость давно назревших реформ, основанных на компромиссе и коалиции, отказе от насилия в политике.

Содержанием и целью русской революции было освобождение общества и личности. … Красиво говоря, Семнадцатый стал кульминацией, русская история взлетела к свободе и, не удержавшись, рухнула.

Октябрьская революция 1917 года

Революция, приведшая к власти в России советское правительство во главе с В.И. Лениным, произошла 25 октября (7 ноября) 1917 года. В сентябре 1917 года Ленин, учитывая, что в стране сложился общенациональный экономический и политический кризис, вызвавший всеобщее недовольство Временным правительством и готовность солдат и рабочих Петрограда свергнуть его, решил, что существуют объективные и субъективные условия для прихода к власти партии большевиков.

Большевистская революция положила конец двум субкультурам имперского периода российской истории и поставила на их место новую Россию.

На съезде меньшевики и эсеры составляли меньшинство делегатов; большевики, имея большинство, одобрили произошедшее восстание и арест Временного правительства. Съезд решил взять власть в свои руки, что на практике означало передачу ее большевикам, которые заявили, что немедленно прекратят войну и передадут помещичьи земли крестьянам. Это подтвердили и первые акты, принятые съездом — декреты «О войне», «О мире» и «О земле». Таким образом, большевики изначально завоевали необходимую поддержку среди народных масс.

Съезд провозгласил создание советского правительства — Совета народных комиссаров (Совнаркома) большевиков во главе с Лениным.

Но это, конечно, не все, что нам нужно знать об октябре.

Взаимосвязь между февралем и октябрем

Л.Д. Троцкий описал его следующим образом: «Февральская революция была лишь оболочкой, в которой скрывалось ядро Октябрьской революции. История Февральской революции есть история того, как ядро Октябрьской революции освободилось от своих примиренческих оболочек» (Троцкий 1991624).

Все революции, включая Февральскую и Октябрьскую, — это путь к прогрессу. Если бы это было не так, в мире до сих пор существовала бы феодальная система.

В феврале 1917 года в России произошла революция, которая привела к свержению царизма. Между февралем и октябрем 1917 года прошло не так много времени, но этот период был наполнен острыми политическими спорами, быстро меняющейся ситуацией, изменениями в соотношении политических сил. Накануне февраля 1917 года параллельно шли два общественно-политических процесса: либеральная оппозиция приближалась к реальной власти, но в то же время революционное движение становилось все громче. Против самодержавия выступали сторонники конституционной реформы и сторонники радикального разрушения общественного строя. Это во многом определило как относительную легкость свершения Февральской революции, так и ее весьма своеобразные результаты. Февральская революция ознаменовала собой лишь первый этап демократических преобразований в стране. России предстояло выбрать и конституционно закрепить новую форму правления, сформировать единые и стабильные государственные структуры, разрешить обострившиеся национальные антагонизмы, определить отношение к войне и, наконец, решить аграрный вопрос. Выбор путей общественного развития определялся расстановкой политических сил, сложными взаимоотношениями между партиями, правительственными организациями и их лидерами.

Октябрьская революция оказала огромное революционное воздействие на все народы мира, пробудила угнетенные нации, подняла к активной политической жизни самые широкие слои трудящихся, способствовала укреплению организации международного пролетариата. Это была колыбель современного мирового коммунистического движения, которое стало величайшей политической силой нашего времени.

Советское социалистическое государство, рожденное Октябрьской революцией, своим существованием и своими всемирно-историческими социальными преобразованиями вдохновляет народы всей земли на борьбу за мир, демократию и социализм.

Заключение

С точки зрения цивилизационного подхода к истории, революция — это не что иное, как замена одной целостной цивилизационной социальной системы (с ее религией, культурой, экономической, политической и социальной организацией) другой, причем на локальном уровне (если рассматривать, например, отдельную страну, а не человеческое общество в целом).

Революция дает вам огромный опыт, она заостряет все основные проблемы социальной философии. Не сама революция обостряет и углубляет мышление. Напротив, те, кто совершает революцию и захвачен ее последствиями, оказываются выброшенными на поверхность и теряют всякую способность различать и углубляться. Эти люди отрезаны от глубины, от всех источников духовной жизни и не способны ни к какому познанию.

Но в духовной реакции на революцию, в их внутреннем постижении обостряется мышление, углубляется проницательность, открывается много нового. Есть те, кто считает, что революция религиозна, а русская революция прежде всего религиозна, что она рождает нового человека и раскрывает новое сознание. Эта сравнительная игра между революцией и религией, это покрытие революционных элементов причудами религиозной фразеологии, эта мистическая идеализация — духовный блуд. Рациональный прозаизм настоящих революционеров, которые делают революцию, но не поэтизируют и не мистифицируют ее извне, в тысячу раз лучше и чище.

Революция, любая революция, по своей сути антирелигиозна, и все религиозные оправдания неполноценны. Но революция огромного масштаба может иметь религиозное значение; в ней можно искать знаки Божьего провидения, «судьбу Божьего суда». Я вижу этот смысл и эти знаки в самой антирелигиозной из революций — русской революции.

Список литературы

  1. Баршт К. Образы в рукописях Достоевского. СПб, Фомика, 1996.
  2. Кулешов В. I. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1965.
  3. Белинский В.Г. Петербургская коллекция. 1846 // Отечественные записки, 1846, № 3.
  4. Русский инвалид, 1846, № 34.
  5. Пантеон и репертуар, 1848, т. 2, № 4.
  6. Бельчиков, И. Достоевский в суде над петрашевцами. М., 1971.
  7. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года // Современник, 1947, т. 1, № 1.