Для связи в whatsapp +905441085890

Антропологический материализм Л.Фейербаха: «Человек человеку – Бог»

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Проблема субстанции в философии Г.В. Лейбница. Монадология
  2. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Сравнительный анализ воззрений Д. Дидро и Ж. Руссо
  3. Критика идеи материальной субстанции в философии Дж. Беркли
  4. Агностицизм в философии И. Канта. Учение о познании и морали
  5. Диалектический идеализм Гегеля и его учение об Абсолютном духе
  6. Марксизм как идея и как реальность
  7. Мистицизм философии В.С. Соловьева
  8. Проблема смысла жизни человека
  9. Осмысление добра в философии Л. Шестова
  10. Ономатология (философия имени) как наука (по работам А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского)

Введение

Актуальность выбора темы объясняется тем, что сегодня остро стоит проблема поиска путей и форм научной интеграции знаний о человеке, создания единой обобщенной концепции человека. В течение последнего столетия богатейший эмпирический и теоретический материал был сосредоточен в рамках гуманитарных наук. Анализ ситуации в «гуманитарных науках» особенно важен для настоящего времени, когда наука переходит в новое измерение — постклассическое. В этом новом измерении зарождается новое понимание человека. Сегодня от отдельных наук исходят мощные импульсы в направлении целостного знания о человеке. И тенденция к замене философии научными парадигмами становится все более очевидной. А рассмотрение проблемы познания человека связано, как и прежде, с классической философской методологией. При этом не учитывается, что в 20 веке изменились предметы философской мысли. Две трансформации имеют решающее значение: изменение в понимании разума и роли субъекта, которое развивается в Новое время. Опыт современности открывает новую антропологическую реальность. Но понимание этой реальности, требуя неклассического философского подхода, остается невозможным без рассмотрения классических универсальных философских доктрин. Одним из них является антропологический материализм Л. Фейербаха, немецкого философа с мировой известностью, без наследия которого невозможно изучение современной философии.

В прошлом веке, особенно в нашей стране, господствующей философией был антропоцентрический материализм, поэтому в нашей работе мы попытаемся проанализировать материалистическую концепцию человека и общества, проблемы религии и любви в философии Л. Фейербаха.

Материалистическая концепция человека и общества в философии Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии в семье известного криминолога Пауля Фейербаха. Получив в юности образование теолога, он очень скоро перешел к материалистическому мировоззрению и атеизму. Вдохновленный философией Гегеля, Фейербах начал строить свое собственное видение мира и человека в нем. После обучения в Эрлагенском университете с 1828 года мыслитель сам читал ряд лекций и публиковал собственные работы, среди которых наиболее известны «О критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Наброски философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845). Йодль Ф. Л. Фейербах. Его жизнь и учение. — М.: Либроком, 2009 г. — 136 с.

В центре интересов Фейербаха и, конечно, в центре всей его философии был человек. Его учение о человеке и обществе было чисто антропоцентрическим. По словам одного из героев горьковского произведения, «мужик — это звучит гордо». Все в человеке, все для человека» Горький М. На дне. — М.: Азбука, 2011. — 256 с. может стать эпиграфом к собранию сочинений Л. Фейербаха.

В своих «Набросках будущей философии» ученый предлагает «новую» философию, которая в первую очередь изучает человека в рамках антропологии, психологии и физиологии. В антропологическом материализме Фейербаха (так называется его учение в классической немецкой философии) человек является главным объектом изучения в философии и высшей ценностью. Философ построил свою концепцию человека и общества на принципе физиологии (общество — это «живой» организм), в отличие от механистического понимания общественного бытия более ранних мыслителей. Человек и общество — часть природы, и, следовательно, они действуют в соответствии с законами природы. Демина И.В. Модель человека в философии Л. Фейербаха и в классической европейской метафизике // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 2. С. 102-104.

Фейербах всегда подчеркивал важность природы в жизни человека. Своим происхождением и существованием человек обязан природе. Человек — часть природы и может существовать только в природе и благодаря ей. В своем понимании природы Фейербах был последовательным материалистом, который рассматривал природу как целостный организм. «… Природа телесна, материальна, разумна…». — Фейербах писал Фейербах Л. О критике философии Гегеля // Сочинения в двух томах. Т. 1-е — М.: Памятники философской мысли, 1995. — 502 с… Материя не создана, она вечна, она бесконечна. Основание природы можно найти в самой природе. Природа, материя первичны, сознание вторично.

Не природа основана на разуме, как думали идеалисты, а наоборот, разум на природе. Природа предшествует духу. И эта природа многообразна, доступна человеку всеми его органами чувств. «… Под природой я понимаю совокупность всех разумных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя как нечеловеческие. Под словом «природа» я не понимаю ничего больше, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического».

Правдивость, простота, определенность должны быть отличительными чертами антропологической философии, согласно Фейербаху.

Человек — это телесное, физическое, пространственно-временное существо, и только в этом качестве он способен созерцать и мыслить. Теологи и философы идеалистического толка пытались выделить отдельные части этого целостного существа, что привело к внутреннему конфликту. А тот факт, что формуле «cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую») была противопоставлена его формула «śentio ergo sum» («Я воспринимаю, следовательно, я есть»), еще больше сближает философию и психологию Фейербаха с физиологией, душу с телом, поскольку воспринимающее существо обязательно является телесным существом.

Фейербах всегда подчеркивал единство и целостность человеческой природы. Он был глубоко убежден, что мысль, изолированная от тела, превращается идеалистами в божественную силу, которая якобы создает материю. Поэтому мыслитель всячески критиковал теологическую концепцию человека и общества.

Проблема религии в работах Фейербаха: человек и Бог

Итак, мы увидели, что Фейербаха изначально привлекали взгляды Гегеля. Но когда Гегель начал излагать свою «философию религии» и теологию в Берлинском университете, Людвиг Фейербах не смог примириться с гегелевской идеей «Абсолютного духа», которая для него имела «послевкусие» протестантского религиозного сознания и теологии. И так он сформировал свою собственную позицию и философскую концепцию религии, на разработку которой ушло много лет.

Концепция сущности христианства и религии в целом является первым проявлением зрелого материалистического видения Фейербаха. Философ, отстаивая позицию антропологии, стремился понять: Какова природа религии? В чем его особенность и что заставляет человека постоянно балансировать между «любовью к Богу» и «любовью к ближнему»? Ответ на этот вопрос можно сформулировать в терминах четырех основных положений концепции религии Фейербаха:

1) Религия, по мнению мыслителя, формируется человеческим сознанием и является неотъемлемой частью человеческого сознания. Человеческое сознание часто определяет характер религиозных отношений, совокупную систему религиозных правил и культовой деятельности. Бог — по мнению философа, это фантастический образ в сознании человека, который своеобразно отражает его собственную сущность. Однако Фейербах представляет объяснение религии не только и не столько через призму фантастических образов. Он не хочет сводить суть религии только к этому. Проникая все глубже в сущность религиозного сознания, Фейербах, в отличие от своих предшественников-материалистов, доказывает, что смысл религиозной веры лежит в субъектно-объектных отношениях между людьми. Рей М., Мюррей М. Введение в философию религии. — М.: ББИ, 2010 г. — 432 с.

Например, любовь в семье к матери, отцу, жене и детям — это определенный компонент психологических чувств, отражающий взаимодействие субъектно-объектных отношений. Такие чувства завуалированы в религиозном сознании. Бог — это откровение сущности внутреннего «я». Такое антропологическое обоснование сущности религии Фейербах называет «торжественным раскрытием тайных сокровищ человека», признанием его загадочных мыслей, открытым признанием его тайн любви;

2). Религия также предстает с точки зрения Фейербаха как «родовая» и социальная сущность человека. Он отмечает, что внутренняя сущность человека связана с его родовыми, семейными и социальными отношениями. Более того, в религиозном мировоззрении объектом человеческого сознания является не только совокупность индивидуальных характеристик человека, но и, прежде всего, родовые характеристики;

3.) Фейербах не видел сущность религии только через классическое объяснение «страха перед неизвестным», как это часто случалось в работах французских материалистов. Философ не мог согласиться с мнением, что источник всей религии лежит только в незнании человеком самого себя и природных явлений. Религиозная сущность Фейербаха, напротив, становится суммой глубоких знаний и совокупностью различных эмоций. Такой подход к пониманию религиозной сущности есть не что иное, как сочетание и даже синтез знаний и эмоций. Однако, как только философское знание начинает пробиваться сквозь истинную антропологию религиозного мировоззрения, религиозное представление о Божестве автоматически исчезает. Ведь отношения «человек-Бог» в действительности являются проявлением отношений «человек-человек», только с мистическим оттенком. Религия в понимании Фейербаха — это «отношение человека к своему собственному бытию». Это также дает понять, что именно в этом заключается суть религии: чем больше Бог очеловечивается, тем больше человек отказывается от своей собственной субъективности;

Любовь — как основа нового философского понимания человека в учении Фейербаха

Если Фейербах отвергал религию как несовершенный способ взгляда на мир, он должен был что-то противопоставить ей. Этой новой основой стала концепция любви. Если раньше, согласно пониманию Фейербаха, человек выражал свою любовь к человеку через религию, проецируя любовь на образ Бога, то теперь, поняв свою ошибку, он должен полностью отдать любовь другому в процессе общения «Я» и «Ты». В каждой религии любовь проявляется недостаточно, потому что каждая религия рассматривает человека не как единство, а как конфликтующие части (разум, душа, тело), и считает общество чередой «своих» и «чужих». Отойдите от этого, и вместо веры в Бога у вас появится вера в собственные силы. Поскольку Фейербах в своей концепции любви предстал как законченный атеист, его работы оказали влияние на представителей материализма и атеизма, особенно на К. Маркса. Фатенков А.Н. Субъект в онтологическом столкновении с Богом // Человечество. 2011. №1. С. 107-123.

Уже в самых ранних лекциях, а затем почти во всех своих работах Фейербах постоянно обращается к теме любви. Для него любовь — основа общественных отношений: Взрослея, ребенок учится любить, создавая семью, человек любит, мужчина и женщина любят друг друга, продолжение рода человеческого. В то же время любовь к женщине была для философа особой темой, он считал ее выше всех остальных и отводил женщине исключительное место в обществе.

В своей работе «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) Фейербах Л. Мысли о смерти и бессмертии // Сочинения в двух томах. Т. 1-я — М.: Памятники философской мысли, 1995 г. — 502 с. Фейербах пишет, что любовь может быть очень разной и ее ценность определяется не только объектом любви, но и глубиной ее содержания, а практическим выражением любви является самоотдача — труд для объекта любви. Человек может работать как только ради денег (любовь к деньгам), так и сочетая работу с альтруистическими побуждениями (любовь к людям). Но любовь как таковая не имеет особого назначения, а является естественным следствием разума и воли как природных явлений. Снова прослеживается антропологизм. В книге «Сущность христианства» философ писал: «Человек существует для того, чтобы знать, любить и желать. Но какова цель разума? — Причина. Любовь? — Любовь. Воля? — Свободная воля. Мы знаем для того, чтобы знать, любим для того, чтобы любить, волим для того, чтобы волить, то есть для того, чтобы быть свободными. Истинно совершенным, божественным является только то, что существует ради самого себя. Фейербах, Л. Сущность христианства// Сочинения в двух томах. Т. 1-я — М.: Памятники философской мысли, 1995 г. — 502 с.

В то же время Фейербах настолько воодушевлен любовью «от человека к человеку», что призывает к новой религии, основанной не на вере в Бога, а на его антропоцентрическом принципе любви, на обожествлении человека. Именно поэтому современные приверженцы светского гуманизма часто ссылаются на мнение Л. Фейербаха. Булгаков С.Н. Религия человеческой божественности Л. Фейербаха. — М.: Книга по Требованию. 2012. — 84 с.

Развивая идею любви, Фейербах органично объединил все компоненты своей философии. Любовь была основой общественной морали, самой совершенной формой общения «ты» и «я», превращения индивидов в общество. И в то же время любовь — это объяснение природы религии: любовь заставляла людей изобретать новые религии и культы. Противоположностью любви является ненависть, она имеет те же корни, что и любовь — в биологическом начале человека, но это неправильный вариант развития человеческой личности, потому что ненависть разрушительна. Именно религиозная вера может перерасти во вражду и ненависть, считал мыслитель. Однако в таком наивном объяснении также отсутствовал социальный компонент; Фейербах не до конца объяснил социальную природу любви и ненависти.

 Критика религии и идеализма

В 1839 году Фейербах окончательно порывает с идеализмом. В своей работе «К критике гегелевской философии» он уже материалистически решает основной вопрос философии и рассматривает природу, бытие, материю как реальность, которая с необходимостью порождает мыслящий разум.

В то же время Фейербах выражает несогласие с Гегелем по вопросу о соотношении философии и религии. Он утверждает, что гегелевское учение о порождении природы абсолютной идеей (религия, как и государство, является, по Гегелю, выражением всеобщего принципа, в отличие от частных интересов членов «буржуазного общества») является лишь рациональным выражением теологического учения о сотворении природы Богом.

В 1841 году появилась главная работа Фейербаха «Природа христианства». Впечатление, оставленное этой книгой, было огромным. В более поздние годы Фейербах опубликовал «Предварительные тезисы о реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843). Он не принимал активного участия в революции 1848 года и отказался баллотироваться в Национальное собрание (Франкфурт). В послереволюционный период Фейербах опубликовал ряд новых работ, но они не привлекли внимания.

Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Отвергая противопоставление спекулятивной философии эмпирическим наукам, Фейербах требует, чтобы философия также начиналась с чувственных данных. Органы чувств — это органы философии. Философия должна вступить в союз с естествознанием; этот любовный брак, по образному выражению Фейербаха, будет более плодотворным, чем мезальянс между философией и теологией, существовавший на протяжении веков. Фейербах спорил со старой философией, которая говорила: «…Я — абстрактное существо, только мыслящее; тело не имеет никакого отношения к моему бытию…». Новая философия, писал он, гласит: «…Я — подлинное, чувственное существо: тело содержится в моем существе…».

Фейербах рассматривал свою философию как завершение и преодоление учений Гегеля и его предшественников. Если Гегель отделял разум, мысль от человека, от его чувственной деятельности и потребностей, то «новая философия» или «философия будущего», как называет свое учение Фейербах, предполагает, что надлежащим предметом разума является только человек. Последний, в свою очередь, является продуктом природы. Религия обещает человеку спасение после смерти. Философия должна сделать то, что религия только обещает, но она должна сделать это здесь, на земле, ибо другого мира не существует. Философия заменяет религию, давая людям вместо мнимого утешения сознание реальных возможностей достижения счастья.

Фейербах убедительно опровергает обвинение материализма в «некритическом», догматическом отношении к свидетельствам органов чувств, которое выдвигали и пытались обосновать представители идеалистической философии. Фейербах показывает, что требование идеалистов, чтобы существование внешнего мира, природы было логически выведено (дедуцировано) из мышления, сознания и т.д., вытекает из некритического идеалистическо-религиозного представления о существовании сверхъестественного первоначала. Таким образом, получается, что спекулятивный идеализм отрицает существование природы, независимой от сознания, поскольку ставит сверхъестественный дух выше природы. Догматизм, таким образом, — это не материалистическое признание внешнего мира, а идеалистическое решение основного вопроса философии, которое с помощью теоретических аргументов переставляет исходное положение религиозного мировоззрения.

Заключение

Людвиг Андреас Фейербах (1804 — 1872) — выдающийся философ-материалист XIX века, чьи работы и научное наследие оказали большое влияние на философию XX и XXI веков. Начав с изучения теологии, мыслитель переключился на преподавание философии и в итоге стал материалистом-атеистом-рационалистом. Эта парадоксальность его жизненного пути во многом определила парадоксальность его философии.

Антропологический материализм Фейербаха основан на трех компонентах: учении о человеке и обществе, учении о природе религии и концепции любви, которая служит объединяющим элементом. Бытие по Фейербаху — это бытие материи, которая первична по отношению к сознанию, не создается и не может быть уничтожена. Из материи возникла природа и человек как часть этой природы. Человек неотъемлем и абсолютно неотделим от природы, поэтому и индивид, и общество живут по биологическим законам. Общество возникает в процессе общения, общения индивидов (общение между «я» и «ты»). В то же время в сознании человека движущими элементами являются воля, разум и любовь. Человек может и должен любить и себя («Я»), и других людей («Ты»); только так можно построить процветающее общество, в котором люди достигнут личного и общего счастья, выполнят свой долг и обретут свободу. Все религии основаны на любви, но они подменяют любовь человека к Богу любовью человека к Богу и поэтому ведут к ненависти и вражде. Поэтому религии должны быть упразднены и заменены новой религией обожествления человека.

Фейербах оказал определенное влияние на философию своего времени и будущего, наиболее сильно проявившееся в младогегельянстве и марксизме. Его учение имеет как сильные, так и слабые стороны, например, игнорирование социальных причин многих явлений. К его достоинствам относятся глубокий этический характер и большое сокровище в изучении психологии религии. Несмотря на критику, Фейербах остается выдающимся мыслителем в мире.

Список литературы

  1. Булгаков С.Н. Религия человеческого божества у Л. Фейербаха. — Москва: Книга по Требованию. 2012. — 84 с.
  2. Горький М. На дне. — М.: Азбука, 2011 г. — 256 с.
  3. Демина И. В. Модель человека в философии Л. Фейербаха и классической европейской метафизике // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 2. С. 102-104.
  4. Демина И. В. Отношения «Я-Ты» в философии Л. Фейербаха и проблема коммуникации в экзистенциализме XX века // Научная мысль Кавказа. 2009. №2. С. 61-66.
  5. Йодль Ф. Л. Фейербах. Его жизнь и учение. — М.: Либроком, 2009. — 136 с.
  6. Проблема материализма в социальной философии. — СПБ..: Факультет философии и политологии СПбГУ, 2008 г. — 164 с.
  7. Рей М., Мюррей М. Введение в философию религии. — МОСКВА: ББИ, 2010. — 432 с.
  8. Светлов В.А. Философия. — СПб.: Питер, 2011 г. — 336 с.
  9. Скляр В.В. Духовность как феномен культуры // Философские науки. 2011. №2. С. 71-82.
  10. Фейербах Л. О критике философии Гегеля // Сочинения в двух томах. Т. 1-я — М.: Памятники философской мысли, 1995 г. — 502 с.
  11. Фейербах Л. Мысли о смерти и бессмертии // Сочинения в двух томах. Т. 1-я — М.: Памятники философской мысли, 1995 г. — 502 с.
  12. Фатенков А.Н. Субъект в онтологическом столкновении с Богом // Человечество. 2011. №1. С. 107-123.
  13. Фейербах Л. Сущность христианства // Сочинения в двух томах. Т. 1-я — М.: Памятники философской мысли, 1995 г. — 502 с.