Для связи в whatsapp +905441085890

Марксизм как идея и как реальность

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Сравнительный анализ воззрений Д. Дидро и Ж. Руссо
  2. Критика идеи материальной субстанции в философии Дж. Беркли
  3. Агностицизм в философии И. Канта. Учение о познании и морали
  4. Диалектический идеализм Гегеля и его учение об Абсолютном духе
  5. Антропологический материализм Л.Фейербаха: «Человек человеку – Бог»
  6. Мистицизм философии В.С. Соловьева
  7. Проблема смысла жизни человека
  8. Осмысление добра в философии Л. Шестова
  9. Ономатология (философия имени) как наука (по работам А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского)
  10. «Русская идея» в эсхатологической перспективе

Введение

Классическая марксистская философия возникла в Германии в 1940-х годах. Его основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками — французский материализм XVIII века и немецкая классическая философия. В России марксизм возник и укрепился благодаря Плеханову и его соратникам.

Главное в марксизме — это учение о всемирно-исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата. Историческая миссия пролетариата, обусловленная его решающей ролью в системе крупного промышленного производства, порожденного развитием капитализма, заключается в разрушении буржуазного строя, создании бесклассового коммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса неизбежно ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата, необходимого условия для построения социализма. В ходе истории возникают новые способы производства, меняется социальная структура общества, меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В настоящее время наемные работники составляют большинство человечества. В результате социальная база марксизма чрезвычайно выросла, с ходом истории развивается марксизм в целом и философия как его неотъемлемая часть.

Учение Маркса о социалистической миссии пролетариата было необходимым выводом из всего исторического опыта и анализа развития общественной мысли, достижения которой были критически рассмотрены основоположниками марксизма. Марксистское учение научно отразило историческую необходимость социалистического преобразования общественных отношений, предпосылки которого начали складываться только в эпоху Маркса и Энгельса.

Начало философии марксизма. Формирование взглядов Карла Маркса

В личности Маркса соединились черты гениального мыслителя, совершившего революцию в общественных науках, и неукротимого революционного борца, который помог превратить рабочее движение в мощную силу общественного прогресса.

Благодаря влиянию своего отца, юриста Генриха Маркса, и друга семьи, Л. фон Вестфалена, Маркс еще в школе усвоил идеи французского и немецкого Просвещения. В начале своей карьеры Маркс осознал свое призвание как защитника интересов «бедных, политически и социально бесправных масс». С 1837 года он стал последователем гегелевской философии, особенно гегелевской диалектики, и подружился с младогегельянцами, которые сделали радикально атеистические и политические выводы из учения Гегеля. Затем Маркс поделился представлением о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, способствующего прогрессу.

Маркс рассматривал активную политическую и журналистскую деятельность как средство воплощения идеалов прогрессивной философии на практике. В статье «Заметки о последних прусских цензурных распоряжениях» (написанной в феврале 1842 года) он подверг резкой критике не только полицейские меры против оппозиционной прессы, но и всю прусскую систему управления. Его речь приобрела еще более радикальный характер на страницах «Рейнской газеты», издаваемой в Кельне оппозиционными кругами прусской буржуазии. Газета боролась за последовательное решение задач буржуазно-демократической революции в интересах пролетариата и широких народных масс, отстаивала революционный путь объединения Германии в форме демократической республики, программу революционных преобразований, особенно в аграрном строе. В статье «Коммунизм и Augsburger Allgemeine Zeitung» («Общественная газета») он указал на связь между борьбой пролетариата в Великобритании и Франции и распространением коммунистических идей. Желание лучше понять положение трудящихся масс привело его к изучению сферы материальных отношений. Маркс резко критиковал либеральную половинчатость, а также осуждал псевдореволюционные фразы анархистской ультрарадикальной группы младогегельянцев, так называемых «вольных каменщиков». Революционная линия «Rheinische Zeitung» привела к ужесточению цензуры, а затем к указу о ее закрытии с 1 апреля 1843 г. 17 марта Маркс был вынужден уйти с поста редактора и отказался от надежд на работу в бесцензурной прессе Германии. Карл Маркс пришел к выводу, что государство руководствуется интересами привилегированных классов и не желает прислушиваться к философскому анализу, а гегелевская диалектика оставляет без внимания причины социальных проблем. Маркс уже видел, что эти корни лежат в материальных, экономических условиях жизни народа. Философский анализ сам по себе не достиг этого уровня.

Становление взглядов

На Карла оказали сильное влияние работы Фейербаха, что способствовало его последующему переходу на материалистические позиции. Однако вскоре он осознал некоторые слабые стороны фейербахианства: созерцательность, недооценка важности политической борьбы.

Отношение Маркса к классикам английской политической экономии А. Смиту и Д. Рикардо. Высоко ценя их учение, Маркс понимал его ограниченность — интерпретацию исторически преходящих буржуазных условий как вечных. Результаты своих исследований он обобщил в «Экономико-философских рукописях» 1844 года. [впервые опубликовано Институтом марксизма-ленинизма (ИМЛ) на русском языке, частично в 1927 году и полностью в 1956 году, на языке оригинала в 1932 году]. Здесь Маркс раскрыл антагонистический характер экономической структуры капиталистического общества. В своей первоначальной, зачаточной форме она наметила пути выяснения природы присвоения буржуазией продукта труда наемных работников. Маркс выразил положение рабочего в эксплуататорском обществе категорией «отчужденный труд». Он указал, что при господстве частной собственности условия, орудия и результаты труда находятся по отношению к работнику в чуждом и порабощающем его отношении. Уничтожение частной собственности и создание общества, в котором отменено отчуждение труда и господствует подлинный гуманизм, требует, как указывал Маркс, «…действительного коммунистического действия…», то есть пролетарской революции.

В «Немецкой идеологии» он первым подробно изложил материалистическую концепцию истории как фиксированного и целостного понятия. Раскрыв диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений (они до сих пор фигурируют под термином «формы общения»), показав неизбежность конфликта между устаревшими производственными отношениями и развитыми производительными силами, Маркс и Энгельс выяснили законы, обусловливающие революционную замену одного способа производства другим, более совершенным, и соответствующие изменения всей политической структуры общества и форм общественного сознания. Ленин назвал исторический материализм Маркса и Энгельса, положивший конец хаосу и произволу в концепции истории и политики, «величайшим достижением научной мысли…». Обнаружив закономерность перехода от устаревшей формы общества (позже Маркс ввел термин «общественная формация») к более совершенной форме, Маркс и Энгельс установили историческую неизбежность установления коммунистического строя. В неразвитом виде идея обретения рабочим классом политической власти выдвигалась как условие достижения коммунизма (первоначальная формулировка идеи диктатуры пролетариата).

Весной 1845 года, когда Энгельс приехал в Брюссель, Маркс уже обнаружил и устно изложил своему другу и соавтору положения нового философского мировоззрения.

Учение об отчуждении и присвоении человеком собственного бытия, то есть об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и порабощения человека, было большим шагом на пути к созданию целостного мировоззрения. В «Экономико-философских рукописях 1844 года», однако, перспективы будущего, как и история общества, были обрисованы в обобщенной, абстрактно-философской форме. Действительно, практический «путь вперед» был едва заметен, в то время как «путь из прошлого» — причины, механизмы и источники отчужденного труда — не были объяснены. Оказалось, что не существует реальной научной основы для понимания того, как достичь идеалов, ясно и полно обрисованных в философской картине «целостного человека», в практическом плане. Ответ на эти вопросы был получен через разработку и обоснование нового философского мировоззрения.

Экономическая теория

Маркс уделял большое внимание крестьянским восстаниям в России до и после реформы 1861 года и войне против черного рабства в США. Маркс освещал события американской гражданской войны 1861—1865 годов в своих статьях для венской либеральной газеты Presse, в которую он отправлял корреспонденцию в 1861—1862 годах. В 1863 году Маркс работал над памфлетом о Польше в связи с польским восстанием 1863—1864 годов, но сделал лишь несколько набросков. В воззвании, написанном от имени немецких рабочих, живущих в Лондоне, Маркс показал, что европейский пролетариат и вся революционная демократия глубоко заинтересованы в освобождении Польши.

1950-е и 1960-е годы ознаменовались величайшим научным достижением Маркса — завершением разработки новой экономической доктрины. Он опирался на результаты, достигнутые в 40-х годах, и предпринял новый грандиозный цикл исследований. Он углубил свое понимание ограниченности буржуазной политической экономии не только в общих методологических вопросах, но и в трактовке основных экономических категорий (труд, товар, стоимость, деньги, земельная рента).

Между 1857 и 1858 годами Маркс написал ряд рукописей (опубликованных ИМЛ на языке оригинала в 1939—1941 годах и полностью на русском языке в 1968—1969 годах). Самый важный из них называется «Критика политической экономии», первый, еще фрагментарный черновик «Капитала». В ней уже содержится суть самого важного открытия Маркса — теории прибавочной стоимости. Карл Маркс раскрыл предпосылки образования прибавочной стоимости, механизм ее сохранения на основе продажи и использования особого вида товара — рабочей силы. Обнаружив экономические противоречия капитализма, Маркс предложил глубокое описание его как высшего антагонистического классового общества. Он показал, что освобождение от эксплуатации невозможно в рамках капитализма.

В 1858 году Маркс начал готовить свою работу к печати. В первом издании своей работы «О критике политической экономии», опубликованном в 1859 году, он систематически изложил учение о товаре (включая проблему товарного фетишизма) и деньгах. Предисловие содержало классическую формулировку основ исторического материализма, которые составили методологическую основу экономических исследований Маркса. Огромная (более 200 печатных страниц) «Экономическая рукопись 1861-63 гг.», которую он позднее создал, представляет собой систематический, хотя и грубый, набросок всех трех томов будущего «Капитала» и единственный вариант его историко-критической части. Давая здесь научное толкование таким категориям, как цена производства и средняя прибыль, Маркс раскрыл особенности процесса распределения общей массы прибавочной стоимости между различными категориями капиталистов. В рукописи 1861—1863 гг. рассматриваются и другие ключевые проблемы политической экономии: производительный и непроизводительный труд, технический прогресс, особенности развития капитализма в сельском хозяйстве, экономические кризисы и др. В историко-критической части «Теории прибавочной стоимости» (ее первое научное издание в виде 4-го тома «Капитала», устранившее недостатки каутскианского издания 1905-1910 годов, осуществлено в СССР в 1954—1961 годах) прослеживается история буржуазной политической экономии, выявляются социальные и гносеологические корни ее вульгаризации эпигонами классической школы. По мере продвижения работы Маркс отказался от идеи выпускать труд отдельными изданиями и решил опубликовать его в трех книгах, каждая из которых охватывала бы процесс производства капитала, процесс его обращения и весь процесс в целом. Четвертой книгой должна была стать «Теория прибавочной стоимости». В 1863-65 годах Маркс подготовил новую рукопись трех теоретических книг. На его основе был подготовлен и опубликован в сентябре 1867 года 1-й том «Капитала». Он работал над последующими томами до конца своей жизни, подготовив новые рукописные версии 2-го тома и дополнения к той части рукописи 1863-65 годов, которая касалась проблем 3-го тома. Однако эти два тома были опубликованы Энгельсом только после смерти Маркса (2-й 1885, 3-й 1894).

Философские школы марксизма

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса, как система взглядов на революционную борьбу рабочего класса против капитализма за построение коммунизма, нашло своих ревностных последователей и продолжателей в XX веке.

В соответствии с утверждением Энгельса, что мировоззрение Маркса — это не учение, а метод, мы должны четко отличать метод основоположников марксизма от его позднейших интерпретаций и развития Лениным, а также маоистами, еврокоммунистами и последователями других течений общественной мысли.

Идеи Маркса как мыслителя принадлежат и 19-му, и 20-му векам, и в этом истинная причина нынешних противоречий марксизма. Безусловно, определенная абсолютизация позитивистских подходов к социальному анализу, предсказание исчезновения средних классов и ряд других определений марксизма сегодня явно устарели. Но взгляды Маркса на социальные законы как тенденции закона, на свободу как освобождение человека, на социальную науку как критическую социальную теорию, на праксис, на отчужденный труд и отчужденную политику сегодня еще более актуальны, чем при его жизни. Поэтому нам остается только согласиться с французским философом-марксистом Л. Альтюссером, который еще в 1970-е годы писал, что кризисная ситуация в любой теории предвещает качественный скачок в ее развитии.

Ленинский этап философии марксизма. Марксизм в XX веке обычно называют ленинским этапом. Этот факт подчеркивается названием «марксизм-ленинизм». Действительно, В. И. Ленин (1870-1924) постоянно говорил о своей верности марксистскому анализу исторического процесса. В то же время, как и все его последователи, он всегда подчеркивал необходимость творческой разработки теории К. Маркса в неразрывной связи с неотложными практическими задачами, поставленными историей рабочего класса и Коммунистической партии. Рассматривая учение марксизма как методологию познания и преобразования социальной действительности, В.И. Ленин и его соратники исходили из всех его основных принципов как единственно верной революционной теории трудящихся масс. Важнейшим из этих принципов В.И. Ленин считал материалистический подход к действительности, то есть: полное осмысление событий, устранение односторонности; изучение тех явлений и процессов, которые имеют особое значение для деятельности широких трудящихся масс; необходимость при изучении любого процесса вскрывать материальную основу — производственные, экономические отношения; умение видеть за движениями отдельных лиц и небольших групп людей интересы больших социальных групп — классов; развитие общества с его

В. Ленин считал, что необходим диалектико-материалистический подход к явлениям жизни. Он считал, что конкретный анализ конкретной ситуации является коренным условием научного анализа и практической деятельности. Как и основоположники марксизма, В.И. Ленин считал, что при анализе любого общественного процесса необходимо ознакомиться со всеми выводами, полученными наукой, и с оценкой этого процесса представителями различных классов. Только определив социальную природу и классовое содержание этого процесса, только выявив его противоречия и основные политические тенденции, мы сможем успешно продвигаться вперед.

Всепроникающая политизация учения К. Маркса и Ф. Энгельса, характерная для В.И. Ленина и его преемников. Ленина и его последователей, была характерна также для теоретиков Социалистического Интернационала, еврокоммунизма, революционной демократии, маоизма и других. Эти направления не были признаны подлинно марксистскими, поскольку в значительной степени отрицали положение о диктатуре пролетариата, которое Ленин и его последователи считали центральным положением марксистской теории и практики.

В свою очередь, сами теоретики, «отлученные» от марксизма ленинцами, критиковали КПСС и мировое коммунистическое движение за приверженность догматическому марксизму и ленинским принципам.

Заключение

В итоге можно утверждать, что философское учение, созданное Марксом вместе с Фридрихом Энгельсом (марксизм), представляет собой стройную и целостную систему мировоззрения, свободную от идеализма и основанную исключительно на науке и практическом опыте.

После распада СССР и мировой системы социализма некоторые идеологи в политике США и стран Западной Европы пытаются установить фиктивную связь между крахом социализма и «ошибкой» марксизма. Между тем, не представлено никаких доказательств того, что марксизм ошибочен или ложен, и нет прямой связи между распадом СССР и социалистической системы и учением Маркса и Энгельса.

Следует также отметить, что в экономической теории Маркса и Энгельса нет ответов на многие проблемы современности, поскольку в то время, когда жили Энгельс и Маркс, не было активной глобализации, общества потребления и идеи постиндустриального общества.

Однако это не умаляет ценности их исторических, экономических и философских трудов, которые могут стать полезными первоисточниками и методологической основой для изучения проблем современной экономики.

Бесчисленные ученые и специалисты в области философии, экономики, права и истории мечтали излечить зло и пороки общества; это главная цель многих партий и общественных организаций в домарксистский период и в настоящее время.

Их общей чертой было и остается использование терминов социализм, социальная справедливость, интересы трудящихся, благосостояние народа и т.д.

Но только марксизм сформулировал существенное, фундаментальное: цель и смысл общественного развития как противодействие прогрессирующему имущественному расслоению людей.

Эти цели требуют объединения всех демократических и левых политических сил, разделяющих марксистскую точку зрения на проблему собственности, предотвращения имущественного расслоения общества и демократизации общественной жизни.

И так будущее за марксизмом.
Капиталистическая экономическая философия Маркса

Список литературы

  1. Блинников Л.В., «Великие философы», Москва, 1997.
  2. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
  3. В: история философии : учебник. — М.: Велби ТК, Издательство «Проспект», 2005 г. — 240с.