Для связи в whatsapp +905441085890

Бернард Бозанкет, английский философ, представитель неогегельянства — Неокантианства и неогегельянство

Антиклассическим ориентациям в XIX и XX веках постоянно противостояло и противостоит то ослабевающее, то вновь усиливающееся, но всегда достаточно мощное идейное движение, направленное на защиту и развитие традиций философской классики. Причина его влияния кроется прежде всего в самой философии, в ее органической связи с историей философской мысли. Но немаловажную роль играет и то, что как раз в те периоды, когда одни философы резко, порой нигилистически отвергают прежние (хотя и весьма разнообразные) ценности и традиции, другие философы горячо берут их под защиту, поскольку находят в них и средство сохранения самой философии, и идейно-нравственное обоснование. Поэтому в конце XIX — начале XX веков, когда сформировался и распространился «радикальный нигилизм» Ф. Ницше и идеи необратимого кризиса цивилизации и культуры, появились и стали развиваться философские течения, открыто провозгласившие своей целью сохранение классического наследия. Неокантианство родилось под лозунгом «Назад к Канту»; оно возникло в последней трети XIX века. Примерно в это же время сформировалось и неогегельянство под лозунгом «Назад к Гегелю». Оба движения демонстрируют не просто возвращение к наследию классических философов, но и стремление обновить и даже пересмотреть его.
Неокантианство как философское течение возникло в то время, когда в немецкой и австрийской философии возникла и распространилась потребность в новом прочтении Канта, вызванная критическим отношением к спекулятивной метафизике и эклектизму конца XIX века, преподававшимся в университетах, и острым недовольством критически мыслящих философов и ученых методологическими основаниями частных наук.

Все сторонники неокантианства используют гносеологию (теорию познания) Канта и его априоризм, уделяя особое внимание проблемам логики и методологии познания, подчеркивая принципиальное отличие методов познания естественных наук от методов познания духа (то есть гуманитарных наук). Они опираются на кантовские идеи в области морали, рассматривая их не только как обоснование категорического императива и самодостаточного долга человека, но и как ядро, центр культуры.

В рамках неокантианства, в строгом смысле этого слова, различают физиологическую, марбургскую и баденскую философские школы.

Физиологическое направление в неокантианстве возникает в связи с тем, что его сторонники пытаются представить вечный философский спор о соотношении субъекта и объекта в познании как создание субъектом объекта познания в конечном счете.

Так, по мнению Германа Гельмгольца (1821-1894), немецкого физика и физиолога, профессора Берлинского университета, человеческие ощущения, хотя и вызываются внешними причинами в наших органах чувств, зависят по своему содержанию от этих внешних причин, а также от самих органов чувств, являясь своего рода символами, а не адекватным отражением мира. Человек живет в мире символов, и их знание позволяет ему направлять свою деятельность так, чтобы она приносила желаемый успех.

Бернард Бозанкет, английский философ, представитель неогегельянства - Неокантианства и неогегельянство
Бернард Бозанкет, английский философ, представитель неогегельянства — Неокантианства и неогегельянство

Неокантианства и неогегельянство

Представители Марбургской и Баденской школ уделяли внимание в основном логике познания и его методологии, утверждая, что разные науки имеют разные методы познания своих объектов.

Основатель и лидер Марбургской школы Герман Коген (1842-1918) считал, что мышление и бытие как объект мышления тождественны. Анализируя познание, он рассматривал его как абсолютно самостоятельную и постоянно развивающуюся систему, в рамках которой разворачивается все многообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом. Возможность существования объекта, по его мнению, заключается в максимально полном его познании. Поскольку вне познания ничего нет, то и сравнивать познание не с чем. Реальность — это лишь форма, в которой знание мыслится или существует, и каждое изменение в знании ведет к изменению реальности, а не наоборот. Поль Наторп (1854-1924), ученик и последователь Когена, развивал основные положения работ своего учителя, видя, как и он, источник развития процесса мышления в нем самом. Наторп разрабатывал проблемы так называемой социальной педагогики. Образование, подчеркивал он, определяет также включение личности в мировую культуру, в то новое общество, в котором личность будет выступать как самоцель исторического социокультурного процесса. С педагогическими взглядами Наторпа также связаны его идеи этического социализма, оказавшие значительное влияние на немецкую и австрийскую социал-демократию. Определив три основные ценности морали — честность, справедливость и любовь, он вывел социал-демократические ценности, сведя их к свободе, справедливости и солидарности.

Другой представитель марбургской школы, Эрнст Кассирер (1874-1945), внес свой вклад в разработку проблем культуры, ее места и роли в жизни человека. Отталкиваясь от идеи Канта о культуре как сфере дифференциации естественного и неестественного в человеке, Кассирер рассматривал культуру как квинтэссенцию человеческого существования и связывал ее содержание с формообразующими принципами и системами символов. Символ он понимал как форму самопознания человеческого духа, которая имеет различные проявления: язык, миф, искусство, наука и т.д. Отсюда важнейшей функцией культуры становится информационно-коммуникативная, благодаря которой культурные символы сохраняются и передаются от поколения к поколению, от этноса к этносу. Благодаря символам человек имеет дело уже не с реальностью, а со вселенной символов, созданной его деятельностью в культуре. Он начинает существовать в своем собственном идеальном мире, созданном его символическим творчеством, и определяется философом как «животное, создающее символы». Культура состоит из двух компонентов — символизма культурных форм и активного, деятельного начала человека. Самая значительная работа Кассирера — «Философия символических форм» (1923-1929).

Познание и реальность

Босанкет, Бернард (1848-1923), британский философ, представитель неогегельянства. Он родился в Рок-Холле, Нортумберленд, Англия, 14 июня 1848 года. Образование получил в Хэрроу и Баллиол-колледже Оксфордского университета. С 1870 по 1881 год был научным сотрудником и репетитором в Университетском колледже Оксфордского университета; затем, переехав в Лондон, принимал самое активное участие в работе Религиозного общества, Лондонского этического общества, читал лекции в образовательной деятельности университета. С 1903 по 1908 год он был профессором моральной философии в университете Сент-Эндрюса (Шотландия), а в 1911-1912 годах читал лекции в Эдинбургском университете. Наиболее значительные результаты Бозанкет получил в области логики, метафизики и эстетики.


Вместе с Ф. Брэдли, своим другом и коллегой по Оксфорду, Бозанкет был главой английской школы абсолютного идеализма, черпая свои основные идеи из философии Платона и Гегеля. В основе его учения лежала идея о том, что только в целом, в полной и абсолютной системе вещей, мы находим истинную правду и реальность. Рассматривать что-то абстрактно, то есть вне контекста, значит не видеть реальности. Чтобы понять, что представляет собой телесный орган, скажем, желудок, мы должны увидеть его функцию в теле. Точно так же, чтобы понять, что такое тело, мы должны установить его взаимоотношения с окружающей средой, и то же самое верно для каждой последующей целостности. Каждая последующая целостность становится более понятной не столько в силу своего масштаба, сколько в силу своей организации; каждая все ближе и ближе к совершенной системе, в которой каждая из частей предполагается другими частями. Именно такую систему Бозанкет называл «конкретным всеобщим», или «индивидуальным».

В его самой известной работе «Принцип индивидуальности и ценности» (1912) эта система служит мерилом истины, добра и красоты. Истина не заключается в соответствии идей грубым фактам восприятия: таких фактов не существует. Само восприятие — это мыслительная конструкция, возведенная на фундаменте восприятий, и в меру своей масштабности и связности эта конструкция и есть истина.

Те же соображения лежат в основе боцманского идеала самореализации в этике и политике. Разум, по самой своей сути, является попыткой фрагментарного опыта превратить себя в организованное целое. Он не может достичь этого сам по себе, поскольку является лишь органом в системе социального организма, и его истинное предназначение — служить обществу. Поскольку благо этого сообщества является моральной целью каждого из его членов, законы сообщества — даже если они предполагают наказание — представляют собой «действительную волю» самого человека. Для Бозанкета, как и для его учителя Т. Грина, политические обязательства вытекают из необходимости государства и служат общему благу; политика — это прикладная этика. Обвинения Бозанкета в тоталитарных тенденциях безосновательны: он был явным либералом и интернационалистом. Бозункетт умер в Лондоне 8 февраля 1923 года.

Логика и эпистемология

Философские взгляды Бозанке во многом были реакцией на англо-американский эмпиризм и материализм XIX века (например, взгляды Джереми Бентама, Джона Стюарта Милля и Александра Бейна), но также и на взгляды современного персоналистического идеализма (например, Эндрю Сет Прингл-Паттисон, Джеймс Уорд, Гастингс Рашдалл, У. Р. Сорли и Дж. М. Э. МакТаггарт) и органицизм (например, Герберт Спенсер). Бозанке считал, что вдохновение для многих его идей можно найти в Гегеле, Канте и Руссо и, в конечном счете, в классической греческой мысли. Действительно, в начале своей философской карьеры Бозанке описывал Канта и Гегеля как «великих мастеров, которые« набросали план »» (Muirhead 1935, p. 21; см. Bosanquet, Knowledge and Reality)., п. VII), он сказал, что наибольшее влияние на него оказал Платон. Результатом стала разновидность идеалистической философской мысли, которая объединила англосаксонскую склонность к эмпирическим исследованиям со словарным запасом и концептуальным аппаратом, заимствованным с континента. Босанке обычно считается одним из самых гегелевских британских идеалистов, хотя степень, в которой термин «гегельянский» уместен или проясняет описание его работ, является предметом недавних дебатов (Sweet 1995).

Более конкретно, мысль Бозанке показывает ряд сходств с мыслью Т.Г. Грина, его учителя, и с Брэдли, его современником. Сам Бозанке признает, что эти сходства далеко не случайны. Он часто признает свой долг перед работами Грина и еще в 1920 году писал, что

с момента появления «Этических исследований»… я признал [Брэдли] своим учителем; и, я думаю, между нами никогда не бывает ничего, кроме словесной разницы или разницы в акцентах (Письмо Лелло Виванте, 27 марта 1920 г., цитируется по Muirhead 1935, стр. 262).

Однако в таких комментариях есть по крайней мере некоторые преувеличения. Бозанке не следовал слепо ни за Грином, ни за Брэдли (см. Sweet 1996), и в его работах есть важные различия. Защищая этическую теорию Грина и многие выводы Грина, он обратился к ряду вопросов, которые никогда не затрагивались в корпусе Грина. Более того, хотя очевидно, что Бозанке считал работу Брэдли в области метафизики и этики важной, на это восхищение, несомненно, повлиял тот факт, что философия и метод Брэдли отражали интересы и подход, к которым Бозанке пришел совершенно независимо.

Самые ранние философские сочинения Бозанке относились к логике; его интерес к этой области сохранялся на протяжении всей его карьеры, и первоначально считалось, что это область, в которой он внес свой наиболее значительный вклад в философию.

Первое опубликованное изложение взглядов Бозанке на логику появляется в его эссе 1883 года «Логика как наука познания». Здесь обнаруживается явный долг Гегелю и Лотце (чью Систему Философии он был призван переводить и редактировать Т.Х. Грин). Развитые изложения логики Бозанке представлены в его « Знании и реальности: критика« Принципов логики »Ф. Х. Брэдли (1885 г.) и в« Логике или морфологии знания » (1888 г.). (Основные темы этой последней работы были переработаны в небольшом томе «Основы логики» [1895].) Бозанке выпустил второе издание своей « Логики».в 1911 г., добавив ряд примечаний и три главы, посвященные конкретно критике идеалистической теории согласованности прагматиками и реалистами. В течение последнего десятилетия своей жизни он участвовал в ряде дискуссий по вопросам логики, кульминацией которых стала публикация Implication and Linear Inference (1920), которую CD Broad описал как содержащую «наиболее ясное и правдоподобное изложение» взглядов Бозанке ( Broad 1920, стр. 323).

Метафизика и теория Абсолюта

Публикации Бозанке по метафизике датируются концом 1880-х годов, но только в начале 1910-х годов, когда ему было за 60, он опубликовал свое исчерпывающее заявление по этой теме — свои лекции Гиффорда, Принцип индивидуальности и ценности и Ценность и Судьба личности . Важно понимать, что только после того, как он разработал свои взгляды на этику, социальную работу, философскую психологию и политическую философию, его метафизика приняла свою окончательную форму.

Первые эссе Бозанке по метафизике — «Синоним ли разум с сознанием?» и «Что происходит в добровольных действиях?» — сосредоточился на природе разума, и в 1893–1894 годах он предложил курс лекций, который лег в основу его книги « Психология нравственного Я» (1897). В отличие от грубого ассоциативного толка и психологии « тяни и толкай » эмпириков (таких как Дэвид Хьюм, Дж. С. Милль и Александр Бейн), которые считали, что мысль состоит из разрозненных, дискретных данных органов чувств и возникающих « психологических привычек ». Исходя из взаимосвязи этих данных, Бозанке утверждал, что невозможно отделить человека от всего, что составляет его мир.

Ключевым интересом Бозанке была формулировка теории разума и воли. В « Психологии морального Я» в лекции на тему «Организация интеллекта» Бозанке утверждает, что «психические элементы ума так сгруппированы и взаимосвязаны, что составляют то, что технически известно как массы или системы получателей» ( op. cit. , p. 42). Таким образом, разум или «я» — это множество таких систем. Таким образом, Бозанке описывает разум как «рост материала, больше похожий на процесс кристаллизации, когда материал формирует себя в соответствии со своими собственными сродствами и связями» ( op. Cit. , P. 9) — точка зрения, которая, по его словам, , подразумевается у Платона и Аристотеля.

В своих лекциях Гиффорда Бозанке выходит за рамки обсуждения разума, чтобы сосредоточиться на принципе, лежащем в основе большей части его философской мысли и уходящем корнями в его исследования логики — индивидуальности.

В первой серии лекций Гиффорда «Принцип индивидуальности и ценности» Бозанке утверждает, что, когда мы говорим о «реальном» или «истине», мы имеем в виду «целое» (то есть систему связанных членов) и именно видя вещь в ее отношении к другим, мы можем сказать не только, что мы лучше знаем эту вещь, но и что она, как пишет Бозанке, «более полна», более верна и более реальна. Поскольку это целое самодостаточно и самодостаточно, Бозанке называет его (вслед за Аристотелем) «индивидуумом». Но из-за своей «независимости» и самоочевидного характера или необходимости он также универсален. Таким образом, «целое» — это то, что Бозанке называет «конкретным универсальным». Эту «логическую универсалию как живой мир» он называет «индивидуальностью» или «Абсолютом» ( op. Cit., п. xx), и его метафизическую позицию часто называют «абсолютным идеализмом».

Согласно Бозанке, «движущей силой движения и усилия в [конечном] мире» является «противоречие» ( указ. Соч. , Стр. Xxviii). Тем не менее, когда принципы приходят в противоречие, также происходит процесс гармонизации. Термины корректируются или вводятся новые различия, так что конфликтующие элементы находят место в результате. Этот процесс или метод встречи и устранения противоречия, характерный для роста любой вещи, — это то, что Бозанке называет аргументом contingentia mundi , и именно через этот процесс мы приходим к Абсолюту.

Индивидуальность — это принцип ценности. Поскольку индивидуальность — это «логическая самополнота [и] свобода от непоследовательности» ( op. Cit. , P. Xxxi), Бозанке считает, что, поскольку вещи полностью организованы и имеют части, которые подтверждают и поддерживают друг друга, они имеют значение; дело не в том, желательны ли они, как в утилитарных расчетах.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Типология исторического развития Н.Я. Данилевского
  2. Значение философии Ницше для философии XX-XXI вв.
  3. Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения — Философские взгляды Руссо
  4. Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.
  5. Н.Ф. Федоров. «Философия общего дела» — Биография и философские взгляды Н.Ф. Федорова
  6. Школа Фа Цзя (легизм) как оппонент конфуцианской философии
  7. Механизмы социокультурного изменения
  8. Специфика научного познания в античной Греции
  9. Географический детерминизм: его сущность и основные черты
  10. Семен Людвигович Франк, русский философ, религиозный мыслитель