Для связи в whatsapp +905441085890

Лингводидактический потенциал внеурочного мероприятия с точки зрения межкультурного подхода — Анализ основ игровой техники и игры

Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности является одной из актуальных проблем дидактики. Реальным способом поддержания познавательной мотивации является «включение деятельности по изучению иностранного языка в те виды деятельности, которые имеют для учащихся определенный личностный смысл (игра, общение, труд, учеба)».

Мотивация определяет смысл того, что учащиеся изучают и приобретают, их отношение к учебной деятельности и ее результатам.

Особенностью предмета «Иностранный язык» является то, что учебная деятельность предполагает иноязычную речевую деятельность, т.е. коммуникативную деятельность, в ходе которой помимо знаний формируются иноязычные речевые умения.

Познавательные мотивы учащихся, содержащиеся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать себя, использовать язык устно и письменно, овладеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этом контексте использование игровых методик для обучения иноязычному общению особенно важно.

Проблема использования игровых технологий в обучении в дидактике освещена недостаточно и часто носит декларативный характер. Между тем, включение игры в качестве метода обучения является эффективным средством руководства учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), которое активизирует мыслительную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

В качестве единицы организации учебного процесса мы рассматриваем ситуацию, в которой происходит процесс изучения языка в связи с задачами языкового общения. Речевые ситуации придают общению естественный характер и соответствуют реальным потребностям и интересам изучающих иностранный язык.

В психологической концепции игра определяется как деятельность, объект и мотив которой лежит именно в процессе ее осуществления.

По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра — это такая деятельность, в которой социальные отношения между людьми воссоздаются вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

В «Большой энциклопедии» игрой считается «деятельность, не имеющая практической цели и служащая для развлечения и забавы, а также ее применение в практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)».

Наиболее приемлемым для нас является определение А. А. Деркача — игра, используемая в учебном процессе, как задание, содержащее учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечивает достижение определенной учебной цели.

Следует отметить, что метод игры далеко не нов. Теория воспитывающего обучения, возникшая в советской системе образования, активизировала использование игр в дидактике дошкольного образования.

А. Леонтьев в своей работе «Совершенствование методики преподавания иностранных языков в средней общеобразовательной школе» дал следующее определение игровой деятельности: В процессе деятельности ребенка возникает «противоречие между быстрым развитием его потребности действовать с предметами, с одной стороны, и развитием операций, реализующих эти действия (т.е. способов действия) — с другой.

Это противоречие может быть разрешено у ребенка только в одном виде деятельности — игре».

На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле, в котором мы понимаем его сегодня, не существовало. Дети в то время быстро росли, и их «игра» была определенно взрослой деятельностью. Они делали и учились всему, что делали взрослые, даже если у них это не очень хорошо получалось. Такая ситуация возникла из-за простоты мира, науки и общества.

Лингводидактический потенциал внеурочного мероприятия с точки зрения межкультурного подхода - Анализ основ игровой техники и игры

Анализ основ игровой техники и игры

С развитием науки и прогресса возникла необходимость серьезного обучения, возникли сложные взаимоотношения между людьми, а вместе с ними и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы обосноваться в этом мире, он прибегает к идее роли, в которой можно быть кем угодно, не опасаясь за свою жизнь.

В социальной практике последних лет в науке понятие игры переосмысливается, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическую ценность игры продемонстрировал К. Д. Ушинский.

Из раскрытия концепции игры педагогами, психологами различных школ можно выделить ряд общих положений:

  1. Игра служит самостоятельным видом развивающей деятельности для детей разного возраста.
  2. детская игра — это самая свободная форма их деятельности, осознающая, исследующая окружающий мир, открывающая широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  3. игра — первый этап деятельности ребенка, начальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, молодых людей, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
  4. Игра — это практика развития. Дети играют, потому что они развиваются, и развиваются, потому что играют.
  5. игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
  6. игра — основная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Игра является мощным стимулом для овладения иностранным языком и эффективным приемом в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и возможность создания речевых ситуаций вызывают готовность и желание играть и общаться.

Игра не только дает учащимся возможность выражать себя, действовать, но и переживать и сопереживать.

Игра оказывает эмоциональное воздействие на студентов, активизирует резервный потенциал личности. Она облегчает приобретение знаний, навыков и умений, способствует их реализации. Педагогическое игровое упражнение способствует активизации, закреплению, контролю и коррекции знаний, умений и навыков, создает педагогическую и учебную наглядность при изучении конкретного материала. Он создает условия для активной мыслительной деятельности его участников. Игровое задание, содержащее учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит их делать прогнозы, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Это своеобразный показатель успешности освоения студентами учебной дисциплины и одна из форм и средств отчетности, контроля и самоконтроля студентов. Обучающая игра способствует развитию культуры общения и развивает умение работать в команде и с командой. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и воспитательного воздействия на личность.

Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся. Педагогически и психологически продуманное использование в классе обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.

Благодаря игре возрастает потребность в творческой активности, поиске возможных путей и средств обновления накопленных знаний, умений и навыков. Игра рождает несовместимость с шаблонами и стереотипами. Она развивает память и воображение, влияет на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение ученика к определенному явлению, факту или проблеме.

Психологическое воздействие игры на разных людей различно, оно определяется индивидуальными особенностями личности.

Социально-психологическое влияние игры проявляется в преодолении страха говорить (общаться) на иностранном (и родном) языке и в формировании культуры общения, особенно культуры диалога. Игра пробуждает интерес к стране изучаемого языка, к чтению иностранной прессы. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других, способствует пополнению собственных знаний.

Мотивация

С психологической точки зрения, мотивация, порождаемая игрой, т.е. мотивация к игре, должна быть включена в процесс обучения наряду с коммуникативной, когнитивной и эстетической мотивацией.

По своей природе игра очень близка к реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них (теория Э. Берна). Благодаря дихотомии — воображаемая проблема и реальные усилия по ее решению — игра позволяет моделировать социокультурный контекст, проигрывать, корректировать и затем снова проигрывать различные варианты поведения. То, что трудно или невозможно исправить в жизни (межкультурный конфликт или межкультурный шок), можно снова и снова разыгрывать в игре, вырабатывая необходимые стратегии, чтобы избежать этого конфликта.

Игра ориентирована на групповую деятельность, что вполне соответствует требованиям современной методологии. Его также можно легко трансформировать в различные формы индивидуальной деятельности, чтобы у каждого ученика была возможность попробовать себя в той или иной роли и проявить свои индивидуальные навыки.

Благодаря своей знаковой природе, игра предлагает практически неограниченные возможности для создания вымышленных ситуаций, проблем, казусов, конфликтов — всего того, что требует вербальной и невербальной деятельности и абсолютно необходимо для развития навыков межкультурной коммуникации.

Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития навыков общения. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в группе, не соглашаться, соглашаться, выражать собственное мнение служит основой для развития навыков говорения и коммуникативных стратегий, необходимых для начала и поддержания межкультурного диалога.

Как видно из определения O.Y. Болтнева, «условный характер пьесы, использование драматических приемов — музыки, пения, костюмов — все это способствует созданию иллюзии реальности, чего не хватает в языковом классе. Возможность активно действовать в иллюзорной реальности способствует развитию различных групп навыков, в том числе навыков межкультурной коммуникации».

Трансформируя задачу обучения иностранному языку в задачу иноязычного общения в процессе совместной деятельности, имеющей личностный смысл для каждого участника этой деятельности, мы создаем условия для мощного скачка в уровне мотивации к овладению языком, говорению, общению.

На наш взгляд, методика использования игровых приемов в обучении иностранным языкам разработана в основном в дидактике раннего обучения (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Использование игровых методик в обучении иностранным языкам эффективно не только в школьном возрасте, но и при применении к взрослой аудитории. Особое внимание следует уделить играм, включающим элементы соревнования между отдельными командами, интеллектуальным играм (кроссворды, бинго, головоломки) и особенно ролевым играм.

На наш взгляд, неразработанность проблемы использования игровых технологий и недооценка их применения в высшем образовании, отмеченная нами выше, требует серьезного внимания лингводидактов. Здесь речь идет о возможности интеграции приемов и методов дидактики раннего обучения иностранным языкам в дидактику высшего образования. Мы уверены, и это подтверждается на практике, что использование игры как метода обучения иноязычной речевой деятельности эффективно как с детьми, так и со взрослыми.

Эффект игры основан на таком механизме памяти, как непроизвольное запоминание. В игре учащиеся (взрослые и дети) бессознательно запоминают то, что они не пытались запомнить. В этом смысле можно говорить о зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно происходит. Игра, в частности, создает эмоционально стимулирующий интерес и способствует непроизвольному запоминанию.

Дидактическая игра, используемая в обучении, — это ситуация, имитирующая реальность с целью обучения.

По мнению С.Т. Занько, обучающие игры — это синтез расслабляющих подходов (синтез барьеров, психологическое раскрепощение) и цепочки имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко используются обучающие имитационные игры, но также применяются и исследовательские игры, результатом которых должны стать реальные проекты изменений, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, соревновательность и коллективизм в поиске оптимальных решений, возможность широкого варьирования ситуаций, освоение новых приемов непосредственно в деловом общении, тренировка интуиции и воображения, развитие навыков импровизации и способности быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. Однако из-за нехватки времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты.

Обучающая игра способствует развитию культуры общения и формирует умение работать в команде и с командой. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и воспитательного воздействия на личность. Психологический эффект игры проявляется в интеллектуальном развитии учащихся. Педагогически и психологически продуманное использование в классе обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности.

Использование игры способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, психологической направленности обучения на развитие языковой и мыслительной деятельности учащихся с помощью изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной деятельности учащихся в процессе обучения, усложнению обучения, его интенсификации и развитию групповых форм работы. Очевидно, что формирование языковых навыков и умений должно происходить в условиях, максимально приближенных к условиям естественного общения, а сам процесс обучения должен быть построен на решении системы коммуникативных задач посредством языкового материала. Средством педагогического контроля учебной деятельности являются коммуникативные задания, с помощью которых учитель приглашает и вовлекает учащихся в творческую деятельность.

Типология образовательной игры

Анализ педагогической и методической литературы по обучению играм на английском языке показал, что игры группируются по назначению (лексика, грамматика, перевод, изучение страны), функциональному значению (языковые навыки и умения), тематическому (инструментальные игры, ролевые игры, деловые игры и т.д.). Иногда наблюдается несоответствие между содержанием игры и классификацией автора, что приводит к выводу, что задачи игры более четко определены внутренним организационным механизмом.

Проведенный нами анализ научно-методической литературы по использованию игровых приемов на занятиях позволил сделать вывод об организационно-структурных принципах игровых заданий, которые можно разделить на две основные группы.

Игры соревновательного характера, содержащие организационные установки и правила достижения успеха, ценность которых определяется количественными критериями (кто больше, кто быстрее, кто правильнее, с наименьшим количеством ошибок выполняет задание), а также качественными критериями (кто точнее, кто оригинальнее, кто интереснее, кто разнообразнее и т.д. построит речевое высказывание). В рамках данного типа игры можно выделить различные типы и подтипы в зависимости от учебных целей задания, языкового наполнения, используемого реквизита, содержания и характера действий, которые, однако, мы рассматриваем как второстепенные персонажи, рассматриваемые только в определенных группировках.

Задания, в которых «разыгрываются» различные ситуации. Мы называем это групповым моделированием — воссозданием ситуаций повседневного или условного характера самих по себе. (Зарубежные методы выделяют в рамках моделирования социодраму — исследование какого-либо события, случая и психодраму с психотерапевтической направленностью); ролевое проигрывание проблемной ситуации бытового или условного характера с заранее заданными параметрами речевых действий; драму — действие по готовому сценарию познавательного характера принимают формы естественной активности на основе мотивов инстинктивного поведения и рефлексивного усвоения речевых форм и правил. Игры второй группы требуют выполнения ситуаций в опоре на воображение, социальный и эмоциональный опыт, фоновые знания участников.

Прежде всего, необходимо дать классифицированное определение этого типа игр.

Под языковой игрой мы понимаем такой вид учебной деятельности, который направлен на пробуждение и поддержание интереса учащихся к предмету и позволяет им практиковать аудирование или говорение для изучения языка в веселой и живой атмосфере.

Обучающая игра имеет 3 основные функции:

  1. Цель (усиление);
  2. набор критериев для определения победителей и проигравших (конкуренция);
  3. Правила, которые регулируют действия игроков. Целями обучения в таких играх являются развитие и закрепление навыков устной (письменной) речи, основанных на повторении, тренировке паттернов, которыми должны овладеть учащиеся.

М.Ф. Стронин определяет такие игры как «ситуативно-вариативные упражнения, в которых создается возможность многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему характеристиками — эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия».

Отечественные и зарубежные специалисты рассматривают языковую учебную игру как лингвистическое, вербальное упражнение с элементами развлечения и эмоционального интереса. По форме это соревнование с набором правил для достижения успеха, которое является игровым, мотивационным ядром задания, отличающим игру от обычного упражнения.

В образовательной игре есть игровое задание по обучению языку. Это способ повысить мотивацию и создать развлечение для обучения языку и речи, который предполагает в форме соревнования выполнение учащимися ряда языково-мыслительных действий в форме игр. Ценность языковой дидактической игры определяется не тем, какую реакцию она вызывает у детей, а ее эффективностью в решении конкретной задачи по отношению к каждому ученику.

Определение и методологическая структура ролевой игры

Ролевые игры уже давно стали методом обучения. Такие упражнения, как «чтение по ролям», «инсценированный диалог» занимают постоянное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала. Однако только некоторые возможности ролевой игры присутствуют в драматизации. В настоящее время идея использования ролевых игр подкрепляется теорией под названием «теория ролей», разработанной социологами и социальными психологами. Сторонники этой теории считают, что связь индивида со средой проявляется в том, что человек выполняет несколько ролей: например, в семье — роль родителя, вне семьи — роль учителя, врача и так далее. Эти роли в обществе определяют речевое/неречевое поведение человека. От человека в роли родителя ожидается участие в воспитании детей, от человека в роли врача — забота о здоровье пациента и так далее.

Таким образом, понятие социальной роли является элементом социальных отношений: Среда выступает в качестве первичной социализации индивида, в ходе которой он усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Естественные социальные роли в учебной среде сводятся к двум: Учитель — ученик. Поэтому при использовании ролевой игры в качестве инструмента обучения мы говорим о «вторичной социализации», которая подражает первой в ее наиболее существенных чертах. Социальные роли в контексте вторичной социализации обязательно носят искусственный, условный характер (представьте, что вы врач, продавец и т.д.). Степень условности может быть различной: перевоплощение реальных людей в литературных персонажей, героев сказок и так далее. Иногда ролевая игра имеет схожий характер, то есть разыгрываются ситуации, типичные для обстановки, а иногда она может быть более театральной: с конфликтом, кульминацией и разрешением. Но элемент условности присущ всем видам ролевых игр.

Ролевая игра — это одновременно языковая, игровая и учебная деятельность. С точки зрения студентов, ролевая игра — это игровая деятельность, в которой они выступают в разных ролях. Они часто не знают, что это обучающая игра. С точки зрения преподавателя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя целью игры является формирование и развитие языковых навыков и умений учащихся. Ролевые игры являются управляемыми, их обучающий характер четко осознается преподавателем.

Ролевая игра основана на межличностных отношениях, реализуемых в процессе общения. Как модель межличностного общения, ролевая игра пробуждает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке и в этом смысле выполняет мотивационную и стимулирующую функцию.

Ролевые игры можно причислить к учебным играм, поскольку они во многом определяют выбор языковых средств, способствуют развитию навыков и умений говорения, моделируют общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра — это упражнение в освоении навыков и умений межличностного общения. В этом отношении ролевые игры выполняют обучающую функцию. Ролевая игра пробуждает сознательную дисциплину, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность заниматься различными видами деятельности, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу, находить оптимальные решения в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у студентов способность входить в роль другого человека, видеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать собственные действия, объективно оценивать действия других. Таким образом, ролевая игра выполняет направляющую функцию в процессе обучения.

Ролевая игра дает студентам возможность выйти за рамки и расширить контекст действия. Таким образом, он реализует функцию балансировки.

Таким образом, ролевая игра выполняет следующие функции в процессе обучения иностранному языку: мотивирующую и стимулирующую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. Успех обучения во многом зависит от того, как эти функции реализуются в процессе обучения.

Ролевые игры обладают большим обучающим потенциалом:

  • Ролевую игру можно считать наиболее точной моделью общения, поскольку она имитирует реальность в самых существенных чертах, и в ней, как и в жизни, переплетается вербальное и невербальное поведение партнеров;
  • Ролевые игры обладают большим потенциалом для мотивации и побуждения к деятельности;
  • Ролевая игра подразумевает повышенное личное участие во всем происходящем. Студент входит в ситуацию, но не через свое эго, а через эго конкретной роли и проявляет больший интерес к персонажу, которого он играет;
  • Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, поскольку учебная ситуация строится по типу игры, которая предполагает описание ситуации, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой линией мыслится сегмент моделируемой реальности;
  • Ролевые игры способствуют развитию учебного сотрудничества и партнерства. Наконец, его реализация означает охват группы учащихся, которые должны взаимодействовать слаженно, обращая пристальное внимание на реакцию своих одноклассников и помогая друг другу. Удачный жест, молчаливое действие, если оно соответствует ситуации, поддерживается всей группой. Это позволяет студентам с более слабой подготовкой преодолеть робость и смущение и в итоге полностью включиться в ролевую игру;
  • Ролевые игры имеют образовательную ценность. Студенты знакомятся с техникой театра, хотя и в элементарной форме. Учитель должен поощрять их заботиться о простом реквизите. Поощряется любое воображение, поскольку в учебной среде возможности в этом отношении ограничены, и открываются новые просторы для изобретательности.

Сама реинкарнация помогает расширить психологическую сферу, понять других людей.

Ролевая игра имеет большой потенциал в практическом, педагогическом и образовательном плане. Это помогает расширить сферу общения. Она предполагает предварительное усвоение языкового материала на практических занятиях и развитие соответствующих навыков, позволяющих студентам сосредоточиться на содержании высказывания. Поэтому ролевые игры должны занимать свое место на всех этапах работы над темой.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Система педагогического знания и методология педагогики
  2. Задачи художественного воспитания
  3. Содержание и основные методологические принципы художественного образования
  4. Направления и формы деятельности классного руководителя
  5. Средства эстетического воспитания
  6. Образовательные программы начальной школы
  7. Система профессионального педагогического образования. Цели многоуровневой профессиональной подготовки
  8. Воспитание в первобытном обществе
  9. Технология свободного труда С. Френе
  10. Требования к учебникам