Для связи в whatsapp +905441085890

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей старшего возраста — Творческие способности детей дошкольного возраста и их развитие

Детство — это время усиленного развития, изменений и обучения — такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых нельзя представить «процесс развития». Детство — самое благоприятное время для развития творческих способностей.

Развитие креативности является одним из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей. К сожалению, современная массовая «школа» все еще сохранила нетворческий подход к получению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению порядка действий, стандартных способов решения задач. Однообразное повторение одних и тех же действий в одном и том же формате убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытий и могут постепенно утратить способность к творчеству.

Во взаимосвязи обучения и творчества, по мнению Т.С. Комаровой, ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, коллаже. Это не мешает ребенку овладеть теми способами и приемами, которые он еще не знал (воспитатель знакомит детей с возможностью вариативности). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, по обязательным путям. Ребенок имеет право выбирать, находить свою собственную вариацию. Он/она показывает свое личное отношение к тому, что предлагает наставник. Создание условий, в которых ребенок эмоционально реагирует на цвета и формы и выбирает их по своему желанию, имеет большое значение для творческого процесса.

Но в настоящее время проблема обучения изобразительной деятельности является актуальной. Это подтверждается тем, что изобразительной деятельности уделяется недостаточно внимания в педагогическом процессе, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за пределы класса и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию воображения и основных навыков детей в изобразительной деятельности.

Одним из условий развития творческих способностей детей является использование различных техник изобразительной деятельности.

В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike — искусный и techne — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется произведение искусства.

Если ребенок не владеет своей рукой, каждое движение картины становится для него затруднительным, рука быстро устает, и процесс создания картины не приносит удовольствия. В то же время овладеть линией, штрихом, пятном как средством выражения, научиться держать карандаш, кисть, рационально их использовать — довольно сложная задача. Необходимо, чтобы ребенок правильно воспринимал способы действия в рисовании от взрослого.

В процессе целенаправленного воспитания у детей развивается смелость, уверенность в себе, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из мотивов рисования, для создания образа предмета или явления. Если дети держат карандаш неправильно (потому что им не показали, как это делать, и их хват стал неправильным) — косо, в кулаке, с кривыми пальцами, рука быстро устает и рисунок становится искаженным. И как результат — неудовлетворенность, разочарование, потеря интереса.

Современные методики изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, воображение, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Разнообразие материалов постоянно бросает вызов и заставляет постоянно что-то придумывать. А из клякс и каракулей в итоге вырисовывается узнаваемый объект, который становится воплощением художественного образа в рисунке. В процессе рисования ребенок испытывает ни с чем не сравнимую радость удовлетворения от того, что «я сделал это — это все мое!».

При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния путей. Ребенок имеет право выбирать, находить свой собственный вариант. Он/она показывает свое личное отношение к тому, что предлагает наставник. Создание условий, в которых ребенок эмоционально реагирует на цвета и формы и выбирает их по своему желанию, является важной частью творческого процесса. Одним из таких условий является использование современных или, другими словами, нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей старшего возраста - Творческие способности детей дошкольного возраста и их развитие

Творческие способности детей дошкольного возраста и их развитие

Творчество — одно из важнейших качеств личности, которое необходимо формировать с раннего детства. Дошкольный период детства имеет особое значение для развития творчества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что в основе этого процесса лежит продуктивная деятельность личности. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста принято связывать с продуктивной деятельностью. Анализ исследований, предметом которых было развитие креативности в разных видах продуктивной деятельности, позволяет предположить, что эти виды деятельности играют значительную роль в формировании интеллектуального и личностного развития дошкольников.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этот период дети отличаются особой любознательностью и большим желанием познавать окружающий мир. Во многом расширение опыта детей зависит от их родителей, которые дают им новые знания, поощряют их любознательность и поддерживают их участие в различных видах деятельности. Полученные ребенком знания и опыт становятся предпосылкой для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление детей дошкольного возраста более свободно, чем у детей старшего возраста. Она независима, свободна от стереотипов и догм. Дошкольное детство характеризуется как чувствительный период для развития творческого воображения.

Требования общества и педагогической науки распространяются и на современное дошкольное образование. К этим требованиям относится, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для формирования творческой личности, способной полноценно взаимодействовать с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями.

Важнейшей задачей в концепции дошкольного образования является формирование творческих способностей. Исследователи доказали, что на этом этапе детства задаются основные направления, в которых должно происходить дальнейшее развитие личности.

Дошкольный возраст — яркий, неповторимый период в жизни каждого человека. В этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой и материальным миром. Начинается процесс примирения с культурой и общечеловеческими ценностями. Закладываются основы здоровья. Дошкольное детство — это время первого становления личности, когда формируются основы уверенности в себе и индивидуальности ребенка.

Дошкольное развитие является первым этапом в становлении человеческого общества в целом, поэтому необходимо организовать и осуществить его таким образом, чтобы его система целей, содержание, формы организации, технологии, способ управления конкретными образовательными системами, их внутренние и внешние связи реализовывали идею развития каждого человека и общества в целом.

Исходя из вышесказанного, проблема чувства ответственности взрослых перед детьми является особенно актуальной.

Уникальность — это основа целостности человека. Уникальность каждого ребенка находит свое проявление в процессе самореализации, в способности сохранять и оберегать свою особую сущность как устойчивое качественное определение, проявляющееся в процессе его взаимодействия с миром людей, природой и миром культуры.

Работа по воспитанию и образованию должна быть направлена на стимулирование развития детей в соответствии с их возрастом и способностями.

Возможности использования нетрадиционных техник рисования в дошкольной работе

Термин «нетрадиционный» можно рассматривать как — являющийся нетрадиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; инновационный.

Нетрадиционная изобразительная техника — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы художественного изобразительного замысла, композиции и вкуса, позволяющие добиться наибольшей выразительности образа в творчестве.

Из приведенного выше определения нетрадиционных техник живописи следует — это возможности создать новое, оригинальное произведение искусства, в котором все находится в гармонии: цвет, линия и тема. Это прекрасная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать и, самое главное, выражать себя.

Позитивное отношение к использованию нетрадиционных визуальных техник пришло не сразу.

Так, Комарова Т.С. в своей работе «Обучение детей технике рисования» пишет: «Помимо рисования карандашами, мелками и красками, рисование красками без кистей — размазывание пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, клеем для дерева, дымом, горчицей, краской с вазелином и так далее. Все эти способы создания картины гораздо сложнее, чем рисование карандашом и кистью. Но в большинстве случаев задача создания картины не является фиксированной. Когда дети стремятся создать картину, они возвращаются к «манипуляциям» с материалами, что приводит к новым возможностям. Безусловно, эта манипуляция с материалами имеет положительные качества — богатство техник, материалов, использование различных цветов, мягких мелков, туши, карандаша, разнообразные сочетания этих материалов в рисунке, но она отвлекает от передачи объективного содержания. По сути, здесь нет свободы самовыражения, но есть жестко направленное формирование у детей отношения к рисованию как к преимущественно неизобразительной деятельности.

Особенность преподавания на занятиях по изобразительной деятельности заключается в том, что существуют два конкурирующих подхода: академическое преподавание и свободное обучение или обучение нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности дошкольников. В первом случае дети приобретают полезные для жизни навыки, но не получают опыта решения художественных задач, не занимаются искусством. Это обучение без творчества. Во втором случае благоприятная среда и условия для творчества создаются для детей без целенаправленного воздействия. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, но это творчество без обучения. Она подтягивается на волне «возрастной одаренности» как бы отдельно от самого ребенка и вместе с ним устремляется в пустоту… маленький ребенок не «овладевает» собственным творческим потенциалом. Должен быть и третий путь — путь целенаправленного управления творческим развитием детей.

В настоящее время происходит быстрая смена точек зрения на проблему художественного развития и условий формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных техник и технологий. В связи с этим должны измениться методы работы педагогов в области изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста.

Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения в дошкольном образовании, которые часто заставляют детей действовать по фиксированным шаблонам, навязывают стереотипы, которые не стимулируют воображение детей, а утомляют их, подавляют их творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Таким образом, идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности стала актуальной в 90-е годы прошлого века.

Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества дошкольников не подвергается сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям графических материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности и воображения. Дети любят новизну, их интересует разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Особенности нетрадиционных техник рисования для детей дошкольного возраста

Детям очень трудно изображать предметы, образы, сюжеты традиционными средствами рисования: Кисти, карандаши, маркеры. Когда используются только эти предметы, дети не могут в большей степени развивать свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения и фантазии.

Но вы можете рисовать чем угодно и как угодно!

Существует множество техник нетрадиционного рисования, и они необычны тем, что позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, ни одному ребенку не может быть неинтересно рисовать пальцами, делать рисунки своими ладошками, накладывать капли на бумагу и получать забавный рисунок. Ребенок любит получать быстрые результаты в своей работе, и в этом ему помогает использование нетрадиционных техник рисования.

Необходимо ярко и эмоционально объяснить детям способы действия и показать им приемы рисования. Доступность использования нетрадиционных методик определяется возрастными особенностями дошкольников. Например, для начала работы в этом направлении следует включить такие приемы, как рисование пальчиками, рисование от руки, отрывание бумаги и т.д., а в старшем дошкольном возрасте эти приемы будут дополнять созданный художественный образ более сложными: Блоттинг, монотипирование и т.д.

Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • Рисование пальцами;
  • печать с картофельными марками;
  • Рисование ладонями рук.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • Пирсинг жесткой полусухой кистью.
  • Печать на поролоне;
  • Пробковое тиснение;
  • Dосковые мелки + акварель
  • Свеча + акварель;
  • Отпечатки листьев;
  • Рисунки с ладони;
  • Рисование ватными тампонами;
  • Волшебные струны.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более сложные методы и приемы:

  • Рисование песком;
  • Рисование мыльными пузырями;
  • Рисунок скомканной бумагой;
  • Промакивание пробиркой;
  • Ландшафтная монотипия;
  • Трафарет;
  • Монотипирование;
  • Нормальный блоттинг;
  • Пластилин.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование может помочь детям чувствовать себя более расслабленно.

Давайте рассмотрим подробнее такие приемы, как:

Пробивка жесткой полусухой щеткой

Возраст: любой.

Средства выражения: текстура, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и размера или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения рисунка: ребенок обмакивает кисть в гуашь и бьет ею по бумаге, держа ее вертикально. При работе кисть не погружают в воду. При этом заполняется весь лист, контур или трафарет. Получается имитация текстуры пушистой или шипастой поверхности.

Рисование пальцами

Возраст: от двух лет.

Средства выражения: пятно, точка, короткая линия, краска.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, маленькие листочки, салфетки.

Метод иллюстрации: ребенок макает палец в гуашь и ставит точки, пятна на бумаге. Каждый палец наполнен краской разного цвета. После работы пальцы вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Пальмовая живопись

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, краска, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдца гуаши, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого размера, салфетки.

Ребенок обмакивает ладошку в гуашь (всю кисть) или рисует кистью (с пяти лет) и делает оттиск на бумаге. Они рисуют как правую, так и левую руки, окрашенные в разные цвета. Когда закончите, вытрите руки салфеткой, и гуашь легко смоется.

Печатается с помощью пробки

Возраст: от трех лет.

Средства выражения: морилка, текстура, краска.

Материалы: миска или пластиковая коробка с чернильной подушечкой из тонкого поролона, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, пробковый штамп.

Способ получения рисунка: ребенок нажимает пробкой на подушечку с краской и делает оттиск на бумаге. Чтобы получить другой цвет, меняют и оболочку, и пробку.

Оттиск производится с помощью поролона

Возраст: от четырех лет.

Средства выражения: морилка, текстура, краска.

Материалы: миска или пластиковая коробка с чернильницей из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Метод получения фотографий: Ребенок нажимает поролоном на подушечку для чернил с краской и делает оттиск на бумаге. Для изменения цвета берутся другие ракушки и поролон.

Технология работы с детьми по развитию творческих способностей с помощью нетрадиционных художественных техник

На основе анализа литературы и практической работы мы предлагаем технологию развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных художественных техник. Технология включает следующие модули: Концепция, цель, содержание, процесс-деятельность и диагностика-результат.

Целевой модуль является важным начальным компонентом образовательного процесса, так как определяет личность дошкольника, обладающего системой знаний, умений, навыков, уровнем развития творческих способностей, степенью овладения нетрадиционными художественными техниками.

Концептуальный модуль содержит параметры классификации, общие дидактические принципы.

Содержательный модуль представлен программой «Фантазия», которая направлена на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В наше время к молодому поколению предъявляются большие требования. Во многих сферах деятельности ключ к успеху и движущая сила — творчески активная, нестандартно мыслящая личность. Формирование такой личности начинается в дошкольном возрасте как наиболее чувствительном периоде для развития художественных и творческих способностей.

Основными целями программы являются:

Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающей среды как эстетических объектов.

Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Знакомство с универсальным «языком» искусства, расширение опыта художественно-творческой деятельности посредством нетрадиционных художественных техник.

Развитие мотивации и желания использовать нетрадиционные методы.

Формирование позитивного, осознанного отношения к собственной художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник, результат которых.

При разработке содержания программы применяется организация обучения по блокам. Каждый блок имеет целевую направленность. Он содержит познавательную и практическую части. Первый формирует теоретические знания, второй — практические навыки, полученные на основе приобретенных знаний. Содержание представлено в виде 3 блоков (см. Приложение 1).

Данная программа предусматривает совместную работу детей с родителями. При разработке технологических карт для родителей по организации занятий с детьми дома по развитию творческих способностей детей в процессе освоения нетрадиционных техник учитывались следующие этапы размещения материала: 1) подготовка необходимых материалов и инструментов для работы; 2) последовательность работы в нетрадиционной технике; 3) возможные результаты работы; 4) рекомендации для родителей по организации работы с детьми в совместной художественной деятельности дома.

Настоящий учитель должен оценивать свои успехи по успехам своих учеников. Акцент делается на педагогическом мастерстве и используемых педагогических технологиях, которые помогают достичь высоких результатов в развитии творческих способностей детей.

Эта технология была опробована в рамках эксперимента. Был проведен ряд занятий по программе «Фантазия».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы у подростков со склонностью к интернет-зависимости
  2. Малая группа и коллектив — Группа как объект социально-психологического анализа
  3. Различие психики человека и животных
  4. Сопротивление в психотерапии
  5. Регуляция эмоциональных состояний
  6. Виды защитных механизмов
  7. Взаимосвязь психоэмоциональных состояний и психосоматических заболеваний — История развития психосоматической медицины
  8. Эмпатия и эмоциональный интеллект как средства взаимопонимания людей
  9. Значение семьи и семейной психотерапии
  10. Особенности психоаналитической техники Мелани Кляйн