Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема объективного метода в психологии — Психологические подходы к изучению человека

Физиологический подход рассматривает человека как личность. Термин «индивидуум» можно трактовать по-разному. Прежде всего, индивид — это человек как единое природное существо, представитель вида HomoSapiens. Это подчеркивает биологическую природу человека. Однако иногда этот термин используется и для обозначения человека как самостоятельного представителя человеческого сообщества, как социального существа, использующего орудия труда. Но даже в этом случае биологическая сущность человека не отрицается.

Человек как личность обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные характеристики личности. К первичным он отнес свойства, присущие всем людям, такие как возрастные характеристики (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные характеристики (особенности телосложения), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных характеристик индивида определяет его вторичные характеристики: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Интеграция всех этих свойств, в свою очередь, определяет особенности темперамента и предрасположенности человека.

Человека как личность можно рассматривать по принадлежности к определенному классу, роду и зодиаку. Среди объектных характеристик человека как млекопитающего психологов интересуют объектные отношения новорожденного к своим родителям. Ребенок, как биологическое существо, не может выжить вне связи со своими родителями. Из этого следует, что у него более длительный период детства, у человека самый длительный период детства по сравнению с другими животными, и это влияет на его психическое развитие, которое диктуется родителями.

И. И.П. Павлов, выросший в традициях естественнонаучного материализма, поставил перед собой задачу не ограничиваться анализом косвенных показателей физиологических процессов, «сопровождающих» психическую деятельность, а найти путь к прямому изучению физиологических механизмов психической деятельности и раскрыть сущность психической деятельности с помощью объективных физиологических методов исследования. Решение этих задач привело его к созданию новой области науки — физиологии высшей нервной деятельности, которая, по замыслу И.П. Павлова, должна быть объективной наукой о целостном поведении животных и человека.

И. И.П. Павлов не занимался непосредственно изучением высшей нервной деятельности у человека, однако, изучая физиологические механизмы поведения животных, он сформулировал ряд ценных идей (о двух сигнальных системах, об индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности, о взаимоотношении коры и подкорки и др. ), которые очень важны для понимания физиологических механизмов человеческой психологии.

Не менее важен вклад в современную психологически ориентированную физиологию другого выдающегося советского физиолога Н. А. Бернштейн, сделал. Истоком его исследований стал глубокий анализ целостных, активных движений человека — ходьбы, рабочих движений, действий с инструментами и предметами. Эти исследования Н.А. Бернштейна послужили основой для его теории «физиологии активности».

Изучая движения человека и наблюдая их почти фантастическую точность, выражающуюся как в построении пространственной траектории движения, так и в системе ускорений и переменных сил, с которыми они протекают, Н.А. Бернштейн обнаружил существенный парадокс. Известно, что опорно-двигательный и суставной аппарат, с помощью которого осуществляется движение человека, имеет почти бесконечное число «степеней свободы». В этих условиях кажется просто невозможным выбрать усилие и траекторию, необходимые в любой момент движения. И все же такие движения постоянно совершаются. Бернштейн предположил принципиальную неконтролируемость двигательной активности только эфферентными импульсами и решающую роль афферентных импульсов (сигналов о внешнем мире, поступающих в мозг в любой момент выполнения движения). Именно эти афферентные сигналы обеспечивают работу «следящего устройства», которое осуществляет постоянную коррекцию движений путем ограничения числа степеней свободы, выбора необходимых движений, изменения их траектории и регулировки системы напряжений и ускорений в соответствии с изменившимися условиями выполнения действия.

Н. Бернштейн проследил систему различных уровней организации нервного аппарата, которая обеспечивает выполнение движений различной сложности. Он описал различные типы афферентных влияний, регулирующих наши действия, и показал, что по мере развития навыка меняется структура нервной организации двигательного акта и что афферентные импульсы вначале достигают мышечного аппарата с определенной задержкой, вызывая лишь «вторичную» коррекцию уже начатого движения. Однако со временем, в результате практики и «функционального развития», движения начинают опираться на вновь сформированное, пластически изменяющееся «афферентное поле», которое обеспечивает желаемые изменения в движениях раньше, чем они начинаются, и предотвращает ошибочные движения с помощью аппарата «первичных коррекций». Эти механизмы афферентных влияний пока являются лишь частью того, что составляет механизм организации волевых движений. Существенным фактом является то, что движения и действия человека не являются «реактивными»; они целенаправленны, активны и изменяются в соответствии с первоначальным намерением.

Проблема объективного метода в психологии - Психологические подходы к изучению человека

Психологические подходы к изучению человека

Представителями гуманистической психологии были Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Гольдштейн, Г. Мюррей.

Гуманистическая психология, зародившаяся в 1950-х годах, стала официальной в 1960-х годах, одновременно оспаривая бихевиористское предположение, что поведение человека определяется внешними силами, и психоаналитическое предположение, что поведение человека определяется бессознательными силами. Соответственно, это направление назвало себя «Третьей силой». Она хотела отойти как от механистической обусловленности бихевиоризма, так и от детерминистских инстинктов психоанализа (в котором темные силы «я», связанные с убийством, кровосмешением и разрушением, сталкиваются со сверх-я). Они также хотели отойти от методологии исследований и статистических процедур, которые психология позаимствовала у естественных наук, считая, что строгий контроль экспериментальных условий и представление результатов в числовой форме упускают из виду то, что является наиболее важным в человеческой деятельности.

Гуманистические психологи утверждают, что опыт и смысл, а не поведение, должны считаться основными данными психологии. Внешнее наблюдение, игнорирующее мышление и чувства, является неадекватным методом познания. Источниками данных о внутреннем мире могут служить произведения искусства, литературные произведения, биографии и интервью. Каждый человек уникален. Изучение крыс, голубей и других «низших» животных не может привести к пониманию человека, как и изучение условных реакций (рефлексов), статистики или личностных качеств. Люди, утверждают они, совершают действия по свободному выбору, а не под влиянием подкрепления и бессознательных сил. Каждый человек, делающий выбор, наделен ответственностью за формирование системы ценностей, которая помогает ему или ей жить осмысленной и полноценной жизнью. Это достижение они назвали самоактуализацией, или самореализацией. Гуманистическая психология ориентирована на решение проблем; она упрекает традиционную психологию в том, что она теряет личность в массе статистических данных. В центре внимания должна быть уникальность человека, который обладает потенциалом познать себя и тем самым познать других.

Гордон Олпорт, работая над психологией личности, начал сомневаться в приемлемости использования научных методов в психологии, несмотря на то, что он сформулировал концепцию черт личности и разработал тесты для их объективного измерения. Его работа привела к разделению представителей клинической и социальной психологии, культурной антропологии и социологии, работавших в Гарвардском университете в середине 1940-х годов, и созданию нового факультета социальных отношений. Г. Олпорт подчеркивал важность роста, или становления, как целенаправленного — тема, которой традиционная психология в значительной степени пренебрегала. Г. Олпорт утверждал, что психология делает основной упор на групповые нормы и другие статистические показатели, в значительной степени игнорируя индивидуальный опыт.

Согласно Карлу Роджерсу, еще одному представителю гуманистической психологии, достижение аутентичности должно быть целью каждого человека, что означает следование собственному пути, а не указаниям других. Каждый человек обладает своим «истинным Я» или «внутренним Я» — то есть подлинностью; оно уже полностью развито и доступно ему. Это устраняет необходимость в саморазвитии. Чтобы достичь самореализации, человек должен осознать свою личность, живя в соответствии со своим внутренним «я». Это скорее открытие своего истинного «я», чем его создание. Если бихевиористы традиционно утверждали, что «вы можете стать кем угодно, и мы покажем вам, как это сделать», то А. Маслоу говорит, что «вы можете стать только тем, чем позволяет стать ваш природный потенциал, и ничем другим».

Тенденция актуализации, самоактуализация и тенденция роста представляют собой биологические аналогии, основанные на аргументе Курта Гольдштейна о том, что организм реорганизуется и самоактуализируется после повреждения. Гештальт-психологи предоставили нам концепцию целостности индивидуального опыта и его роли в определении поведения. Экзистенциальная психология также оказала значительное влияние на гуманистическую психологию, в частности на А. Маслоу и Ролло Мэй. Оба они подчеркивали центральную роль непосредственного опыта в понимании того, что значит быть человеком, как и сторонники экзистенциализма. Однако они не разделяли представления о том, что тревога идет рука об руку с осознанием своей свободы нести ответственность за себя во вселенной — вселенной без смысла.

В то время как сторонники гуманистической психологии довольно точно определили, против чего они выступают, они были гораздо менее конкретны в отношении взглядов, которые они пропагандировали.

Генри Мюррей сформулировал некоторые положения гуманистической психологии в своей программной речи на Сейбрукской конференции в 1964 году. Объектом изучения должен быть: человек, рассматриваемый во всех его аспектах и в целом, в его естественном окружении, в контексте всей его жизни, его волевой активности, его системы ценностей, его положительных качеств.

А. Маслоу предложил теорию мотивации, в которой предложил иерархию врожденных потребностей человека: физиологические потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь. Затем следуют потребности в безопасности и защищенности, затем потребность в любви и чувстве принадлежности, и, наконец, самооценка — принятие и уважение самого себя. Только при удовлетворении этих потребностей может быть реализован наивысший потенциал человека. В этом и заключается самореализация. Для одного человека она может выражаться в сфере искусства, для другого — в науке, а для третьего — в покорении горных вершин. Маслоу считал, что самоактуализированные люди являются самыми здоровыми и что изучение ценностей таких людей может привести к разработке научно обоснованной универсальной этической системы. Она включает в себя такие ценности, как истина, добро, красота, веселье, справедливость и радость. Те, кого можно назвать самоактуализированными, достигают «пика» или «пиковых переживаний» по отношению к миру.

Центральное ядро

В целом можно сказать, что основными предположениями гуманистической психологии, составляющими ее «центральное ядро», являются: уникальность каждого человека, его личностная сфера, субъективность и свобода выбора.

Согласно идеям гуманистической психологии, все люди находятся в непрерывном процессе образования и в большей или меньшей степени реализуют возможность стать тем, кем позволяют им стать их способности. Они выбирают свой путь в жизни и берут на себя ответственность за себя и свои жизненные достижения. Чтобы достичь всего, на что они способны, люди должны быть функционально автономными (по Г. Олпорту), или самосознающими и центрированными. Согласно А. Маслоу, самость должна достичь спонтанной интеграции, а затем участвовать в реализации собственного потенциала, будучи подталкиваемой вперед своим «инстинктоидом». Инстинктоид — это биологический потенциал, который человек открывает в себе и реализует через творческий процесс. В противоположность этой биологической характеристике актуализации, Р. Мэй утверждает, что процесс становления происходит не через биологические механизмы, а через противостояние тревогам нашего существования и самовосприятию, которое этот процесс порождает.

К. Роджерс считал, что в основе человеческой природы лежит доброта и что при наличии соответствующих возможностей эта природа способна реализовать свой внутренний потенциал роста. А. Маслоу также верил в доброту человеческой природы и в то, что при правильных обстоятельствах должна произойти самоактуализация. В отличие от него, Р. Мэй, чьи взгляды уходят корнями в экзистенциализм, рассматривал зло и страх, наряду с добром, как детерминанты бытия, подлинности, выбора и смысла.

Бихевиоризм утверждал важность поведения и полностью отрицал существование сознания и необходимость его изучения. Дж. Уотсон писал: «Бихевиорист… не находит никаких доказательств существования потока сознания, столь убедительно описанного Джеймсом; он считает доказанным только существование постоянно расширяющегося потока поведения. С точки зрения Дж. Уотсона, поведение — это система реакций. Реакция — еще одно новое понятие, введенное в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Дж. Уотсон пытался сделать психологию естественной наукой, необходимо было объяснить причины человеческого поведения с точки зрения естественных наук. По Дж. Уотсону, поведение или действие человека объясняется наличием определенного влияния на него. Он считал, что не существует ни одного действия, которое не имело бы причины в виде внешнего агента или стимула. Так родилась знаменитая формула «S-R» (стимул-реакция). Для бихевиористов единицей поведения стали отношения S-R. Поэтому, с точки зрения бихевиоризма, основные задачи психологии можно свести к следующим: Выявление и описание типов реакций; изучение процессов их формирования; изучение законов их комбинаций, т.е. формирования сложных реакций. В качестве общих и конечных задач психологии бихевиористы ставят следующие две задачи: предсказать по ситуации (стимулу) поведение человека (реакцию), и, наоборот, по типу реакции определить или описать стимул, который ее вызвал.

Решение поставленных задач бихевиористы осуществляли в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую основу бихевиоризма, Дж. Уотсон попытался описать типы реакций и впервые провел различие между врожденными и приобретенными реакциями. Он включил в число врожденных реакций те формы поведения, которые можно наблюдать у новорожденных, а именно: икоту, сосание, улыбку, плач, движение тела, конечностей, головы и так далее.

Следует отметить, что хотя Дж. Уотсон не испытывал серьезных трудностей при описании врожденных реакций, поскольку достаточно было наблюдать за поведением новорожденных, но при описании законов, по которым врожденные реакции приобретаются, дела обстояли хуже. Чтобы решить эту проблему, ему пришлось опереться на одну из существующих теорий, и он обратился к работам И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Их работы содержали описание механизмов формирования условных рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученых, Дж. Уотсон использует концепцию условных рефлексов в качестве основы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются через обусловливание.

Чтобы понять механизм кондиционирования, рассмотрим следующий пример. Мать гладит ребенка, и на его лице появляется улыбка. Через некоторое время появление матери перед ребенком вызывает у него улыбку, даже если мать не ласкает ребенка. Это явление, по мнению Уотсона, объясняется следующей причиной: петтинг — это необусловленный стимул, а улыбка на лице ребенка — необусловленная врожденная реакция. Но перед любым таким контактом появляется лицо матери, которое было нейтральным условным стимулом. Временная комбинация безусловного стимула и нейтрального стимула привела к тому, что безусловный стимул со временем стал ненужным. Одного нейтрального стимула, в данном случае лица матери, было достаточно, чтобы ребенок улыбнулся.

По мнению Дж. Уотсона, сложная реакция возникает в результате формирования комплекса безусловных реакций. Например, один безусловный стимул вызывает определенную безусловную реакцию, другой — вторую безусловную реакцию, третий — третью безусловную реакцию. И если все три безусловных стимула заменить условным стимулом, то воздействие условного стимула впоследствии вызовет сложный набор реакций. Таким образом, по мнению Дж. Уотсона, все действия человека представляют собой сложные цепи или комплексы реакций. (Врожденные) реакции.

Как мы видим, даже в этом случае игнорируется существование сознания, то есть игнорируется существование внутреннего психического мира человека. Только с конца 1960-х годов даже на родине бихевиоризма, в Америке, происходит постепенный возврат к изучению сознания, высшей формы психического отражения объективной реальности.

Тем не менее, заслуги бихевиоризма в развитии психологии значительны. Во-первых, она привнесла в психологию дух материализма, позволив ей развиваться по пути естественнонаучных дисциплин. Во-вторых, она ввела объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов и процессов; таким образом, инструментальные методы изучения психических процессов стали широко использоваться в психологии. В-третьих, была расширена область психологических исследований: интенсивно изучалось поведение младенцев и животных. Кроме того, работа бихевиористов существенно продвинула некоторые области психологии, особенно проблемы обучения и тренировки навыков. Наконец, распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психологических явлений с позиций естественных наук.

Проблема смысла жизни в психологии

Проблема смысла жизни относится к комплексу междисциплинарных, поскольку смысл жизни — одна из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, в которых она анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, хорошим, достойным. Психологическая литература также подчеркивает огромное значение психологического феномена смысла жизни для человека. Но вопрос о том, что такое смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. Как отмечает Д. А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, как смысл жизни или переживание его отсутствия влияет на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и способов обретения смысла жизни. В психологии смысл жизни изучается прежде всего с точки зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформированный смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Смысл жизни определяется психологами как «более или менее адекватное переживание предполагаемого направления своей жизни», «концентрированная описательная характеристика ядра и обобщенной динамической системы смыслов, отвечающей за общее направление жизни субъекта в целом», «генеральная линия жизни, задающая высокий стандарт активной жизнедеятельности, помогающая человеку не сломаться при крутых поворотах событий, максимально использовать свои резервы, направляющая их на преобразование обстоятельств и на преобразование общества». Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности.

Для С.Л. Рубинштейна смысл жизни человека заключается в том, чтобы быть источником света и тепла для других, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всю грязь и постоянно совершенствовать жизнь. Б.С. Братусь размышляет о смысле жизни как насущной потребности, основанной на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального существования и универсальностью родовой природы человека.

В концепции В. Франкла смысл жизни занимает центральное место. Франкл считает стремление к поиску и осознанию смысла жизни врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и главной движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла является причиной многих психических заболеваний, включая специфические «ноогенные неврозы» и различные виды девиантного поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют также универсалии смысла — значения, которые представляют собой обобщенные типичные смыслы. По мнению В. Франкла, смысл жизни нельзя отнять у человека ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда можно найти. В. Франкл считает, что человек может найти смысл жизни тремя способами: 1) в действиях для достижения социально значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) в занятии определенной позиции по отношению к своим обстоятельствам. Безусловно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной реальности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как отмечает Д.А. Леонтьев, то, что придает смысл жизни, может находиться как в будущем (цели), так и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни) и в прошлом (удовлетворенность результатами прожитой жизни). Речь идет не о познании, а о знании; человек не придумывает и не конструирует смысл своей жизни интеллектуально, а находит его через конкретные действия.

Таким образом, характеризуя смысл жизни, исследователи подчеркивают его положительное влияние на жизнь человека и формирование личности. В.Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического явления: 1) сущность, самое главное, основополагающее в данном предмете, явлении; 2) личностный смысл этой сущности, этого самого главного, основополагающего для человека. Феномен смысла жизни включает в себя оба значения, и существенное, главное, преобладает над несущественным, второстепенным. Но определение смысловой жизненной «доминанты» — это лишь один из аспектов процесса поиска смысла жизни. Очень важно определить, насколько «продуктивна» та или иная доминанта, в какой степени она способствует позитивному развитию личности. В связи с этим целесообразно помнить об адекватности смысла жизни как одной из главных ее характеристик. В связи с этим В. Э. Чудновский разработал два признака адекватности смысла жизни:

  • «Реализм» смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой — индивидуальным возможностям человека;
  • «Конструктивность» смысла жизни, то есть степень его положительного (или отрицательного) влияния на процесс формирования личности и успешность деятельности человека.

В. Франкл дал очень подробную характеристику этой человеческой потребности. По его словам, поиск смысла своего существования свойственен мыслящим людям, которые также обеспечили все свои основные потребности. Жизненная ориентация каждого человека — это набор ценностей и целей, свойственных только этому человеку, которые он выбрал в качестве основополагающих для своего существования. Специфика этой потребности заключается в уникальности ее понимания каждым человеком, поэтому невозможно выделить готовые клише наиболее успешных целей существования, что создает трудности для их изучения и развития. Наиболее остро проблема определения своего места в обществе, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. В. Франкл отмечал, что экзистенциальная фрустрация — феномен потери смысла жизни и развитие в связи с этим особого вида депрессии — свойственна в основном «думающим» молодым людям. Многие российские психологи говорят об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем подростковом возрасте. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение для старшеклассников становится тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающим.

Характеристика раннего подросткового возраста

Раннюю взрослость обычно называют «подростковым возрастом» (18-25 лет). Этот период характеризуется завершением основной фазы биологического развития — задержкой роста. По мнению Б.Г. Ананьева, пик психофизиологических, духовных и интеллектуальных функций приходится на период 19-20 лет, когда происходит повышение уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, наблюдается пик динамики процессов возбуждения и торможения. В то же время возраст 20 лет — это пик общего соматического развития и пик всех видов чувствительности.

В возрасте 21 года завершается формирование основных направлений высших эмоций: эстетического, этического, интеллектуального. В этом возрасте человек покидает родительский дом, создает свою собственную семью и осваивает новую профессию.

Теоретическое мышление, способность абстрагироваться, делать обобщения, значительно развиваются в подростковом возрасте. Наблюдаются количественные изменения в когнитивных способностях: Дело не только в том, сколько и какие задачи решает подросток, но и в том, как он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.д.).

Ранняя взрослая жизнь — это период становления как профессионала. Очень важно сделать самостоятельный выбор и осознанно составить личный карьерный план. Для многих молодых людей подростковый возраст — это время, когда им приходится выдерживать довольно сильные нагрузки — физические, моральные, умственные и волевые.

Поэтому можно предположить, что система ценностей и жизненные ориентации молодых людей играют преобладающую роль в их жизнедеятельности в этот период.

Жизнь каждого человека, поскольку она направлена на что-то, объективно имеет смысл, который, однако, человек может осознать только в смерти. И это не осознанное представление о смысле жизни, а насыщение реальной повседневности реальным смыслом. В то же время жизненные ситуации (или психологические исследования) могут бросить человеку вызов, чтобы он осознал смысл своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни — значит оценить свою жизнь в целом.

В ходе исследования было установлено, что показатель смысла жизни в группе находился в пределах выше нормы. Также было обнаружено, что у испытуемых с высоким показателем осмысленности жизни показатели по другим шкалам также имеют высокое значение, в то время как в группе испытуемых с низким показателем осмысленности жизни показатели также низкие.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология и социальная педагогика
  2. Особенности игровой деятельности детей с нарушением слуха — Теоретические основы социализации детей с нарушением слуха в семье и школе
  3. Диагностика и развитие мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучение в школе
  4. Психологический анализ воспитания
  5. Роберт Чалдини, американский психолог
  6. Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослым в условиях гкп — Врожденные формы психики и поведения младенца
  7. Дошкольная методика развития речи
  8. Виды психологического консультирования — Определение психологического консультирования
  9. Молодежный сленг как форма самоутверждения подростка
  10. Взаимосвязь стрессоустойчивости и копинг-стратегий — Понятие «копинга» и его интерпретации