Реализация концепции диалога культур в воспитательном процессе

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Становление педагогического мастерства учителя физической культуры
  2. Взаимодействие школы и семьи в физическом воспитании учащихся
  3. Профессии в области физической культуры и спорта: история, современность и перспективы
  4. Диалог как творческое взаимодействие учителя и учащихся
  5. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения истории
  6. Развитие познавательного интереса у учащихся в процессе преподавания истории в школе
  7. Самообразование школьников в процессе обучения
  8. Самообразование школьников во внеклассной работе по предмету история
  9. Организация информационно-образовательной среды на уроке (школе)
  10. Применение учебной дискуссии в образовательном процессе

Введение

Проблема диалога в образовании не нова, но ряд образовательных технологий сводит ее к проблеме общения, к актуализации личностных функций. Цели Школы диалога культур имеют другой масштаб. Цель — воспитать диалогическое сознание и мышление, освободить его от плоского рационализма и тем самым обновить предметное содержание и сблизить различные, несводимые друг к другу культурные эпохи, формы деятельности и спектры смыслов.

Опыт диалогического общения накапливается постепенно. Она изначально содержала элементы театральной организации: изложение сценария, распределение функций и ролей и т.д. Дальнейшее вхождение в диалогическую ситуацию должно привести к радикальному изменению коммуникативной установки учителя, замене привычного вопроса-доминанты «Что знает ученик?» на новые и, следовательно, незнакомые «Кто он?» и «Какие ценности он несет?».

Целью данной работы является изучение теоретических основ концепции школы диалога культур, созданной философом, культурологом и историком культуры Владимиром Соломоновичем Библером, а также попытка обосновать необходимость внедрения данной технологии обучения в образовательных учреждениях как одного из важнейших показателей развития личности учащихся на примере учителя-диалога Сергея Юрьевича Курганова.

В задачи работы входит изучение, анализ и варианты практического применения концепций школы диалога культур.

Концепция и теоретические основы школы диалога культур

В последнее время личностно-ориентированное и развивающее направления обучения перемещаются в центр образования. Целью является не сумма знаний и навыков, необходимых для овладения определенными профессиями, а способность к самообразованию и саморазвитию.

Идеи выдающихся ученых XX века — «культура как диалог» М. Бахтина, «внутренняя речь» Л. Выготского и «философская логика культуры» Б. Библера — лежат в основе технологии школы диалога культур. Библер.

Владимир Соломонович Библер (1918 — 2000) — русский философ, культуролог и историк культуры. Он основал доктрину диалога культур и является автором работ по истории европейской мысли, логике развития культуры и теории научного знания.

Школа диалога культур — это концепция целостного школьного образования, основанная на определенной логике и понимании культуры; это проекция философии диалога культур В.С. Библера на идею школы. Во имя этой педагогической концепции каждое из трех слов, не порывая с его традиционным значением, радикально переосмысливается — в духе, который, как мы полагаем, соответствует существенным чертам современного состояния общества и современной культуры. Давайте начнем с этого слова — культура.

Под культурой мы понимаем не просто набор богатств, выработанных человечеством, а совершенно особый феномен духовной жизни человека, существенный именно сейчас и запечатленный в работах В.С. Бибера в следующих выражениях.

  1. Культура — это способ самоопределения личности, преодолевающий ее инородную детерминацию.
  2. Культура — это создание мира впервые, на грани варварства — в отличие от цивилизации, которая идет дальше и дальше.
  3. Культура как диалог культур. Понимаемая таким образом, культура не является синонимом, а в определенном смысле противопоставляется таким явлениям человеческой жизни, как цивилизация, образование и т.д. И задача школы диалога культур — приобщить ребенка, ученика к культуре, сформировать культурного человека (не образованного, просвещенного, воспитанного человека).

Культура существует только там, где есть две культуры, где есть диалог. После М.М.Бахтина это стало общим местом. Но слово диалог имеет особое значение в концепции ДИАЛОГА КУЛЬТУР ШКОЛЫ. Диалог — это не просто разговор нескольких субъектов о чем-то, а в пограничном случае столкновение радикально различных логик и различных способов понимания. Культура — это всегда драма. В.С. Библер пишет: «Культура сама по себе, существенная для пафоса XX века, есть «наследование» все большего числа самостоятельных, уникальных, взаимно связанных в диалоге (не в «дистанции»), «культурных типов культуры», «культурных образований», не сводимых друг к другу и не снимаемых друг в друга на лестнице просвещенного восхождения». Прежде всего, это исторически представленные европейские культуры — античная, средневековая, современная, понимаемые как целостные субъекты понимания, каждая со своим специфическим духом (эйдетический, космический дух античности; коммуникативный дух средневековья; познающий дух современности), со своим пониманием того, что должно быть понято, что есть бытие, что есть человек и т.д. Современная культура воспринимает эти культуры не как выстроившиеся друг за другом на лестнице прогресса и устраняющие достижения предыдущих культур, а как существующие одновременно в актуальном диалоге.

Наконец, школа, т.е. институт цивилизации, призванный приобщать растущего человека к культуре, также приобретает совершенно особое значение. Исходная педагогическая ориентация, образ самой школы связан с определенной целостной культурой, с определенным основанием, с определенной идеей личности. Так, при переходе от средневековья к современности значение школы принципиально изменилось; например, возникла идея образования и идеал образованного человека, принимающего «последние достижения» человеческого разума в его высшей, самой подлинной и передовой форме, теоретические идеи3 . И тогда меняется смысл самой школы, возникает новая педагогическая ориентация, происходит переход «от человека образованного» к «человеку культурному», который «объединяет в своем мышлении и действии разные, несводимые друг к другу культуры, формы деятельности, спектры ценностей, семантики». Рождается новая идея школы, новое содержание образования.

Основные положения школы диалога культур

Среди основных принципов школы диалога культур С. Библер назвал следующие.

  • Диалог, диалогичность — это неотъемлемая часть внутреннего содержания человека;
  • полифония мира («карнавал мировоззрения» по М.Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;
  • Главное событие диалога — бесконечное разворачивание новых смыслов каждого культурного явления, вступающего в диалог;
  • Диалог — это не проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие сознаний, не сводимых к единству;
  • Современная мысль строится на культурных моделях и схемах, предполагающих диалогическое общение высших достижений человеческой мысли, сознания и бытия с достижениями более ранних эпох.

В технологии школы диалога культур диалог несет двойную нагрузку: он понимается и как форма организации обучения, и как принцип организации содержания науки. Диалог позволяет определить природу и значение понятий, которые приобретаются и творчески формируются.

Особенность содержания образования в школе диалога культур состоит в том, что особенности культуры и мышления в разные эпохи проецируются на весь образовательный процесс. Древняя мысль трактуется в основном как эйдетическая (изобразительная); для Средневековья актуальны откровение и община; в Новое время акцент делается на рационализме; в современности подчеркивается релятивизм и отсутствие единого мировоззрения.

Концепция школы «Диалог культур» применяется в следующих классах:

В 1-2 классах — так называемых «классах внезапной точки» — завязываются «узлы понимания» будущих школьных предметов, рассматриваемых культурно и исторически. Основными темами этих занятий являются загадки слов, загадки чисел, загадки природных явлений, загадки исторических событий…. Здесь разворачиваются первые подходы к современным проблемам различных областей знания (математики, физики, поэтики, лингвистики и т.д.), более глубокое рассмотрение (и переопределение) которых происходит на последующих этапах обучения. С другой стороны, поначалу возникают детские удивления и вопросы по поводу ранее очевидных фактов. Педагогическая задача такого обучения состоит не столько в том, чтобы научить ребенка каким-то знаниям, умениям, навыкам, сколько в том, чтобы сформировать у него установку на понимание, на первоначальное вопрошание, когда, казалось бы, знакомые предметы — число, слово, время и т.д. — вдруг оказываются странными, удивительными, неожиданными и незнакомыми. — внезапно оказываются странными, удивительными, непонятными и требуют понимания. Этот вопрос фокусируется на определенных точках, перекрестках, так называемых точках удивления. В этих точках, пишет Библер, «фиксируются начальные челноки психологического и логического взаимопревращения сознания-в-мысль, мысли-в-сознание. Происходит торможение и размышление о странности этих узлов (как возможно существование простейших объектов понимания — слов, чисел и т.д. — возможно?)».

Такая концентрация форм мышления, используемых в вопросительных пунктах, также необходима для всего обучения в школе «Диалог культур» на всех его этапах. Однако логическая форма этой концентрации различна в разных классах и на разных этапах обучения.

В 3-4 классах учащиеся постигают основные смыслы древней культуры с точки зрения их актуальности и насущности для современной культуры. Древний мир представлен как целостное образование в его различных аспектах (античное искусство, мифология, математика, механика и т.д.).

5-6 классы — Преподавание средневековой культуры в контексте античности, нового времени, современности.

7-8 классы — Культура нового времени. Цикл учебных программ здесь начинается с культуры эпохи Возрождения, диалог с культурами античности и Средневековья, характерный для Нового времени. Здесь доминирует идея познавательного разума, основанного на эксперименте, и идея «восходящего развития», характерная для мысли Нового времени — но находящаяся в постоянном диалоге с другими идеями.

9-10 классы посвящены культуре модернизма, а 11 класс выделяется как специфически диалоговый и, отчасти, педагогический, сосредоточенный на межклассных диалогах по основным темам и проблемам диалога культур.

В соответствии с этим содержанием меняется и понятие учебной деятельности, что требует более детального обсуждения .

Логика школы диалога культур реализуется в процессе трансформации развернутых и относительно самостоятельных «образов культуры», ее сборных феноменов в культуру мышления индивида. Объективно развитая культура получает субъективное определение и оказывается направленной не только в прошлое, но и в будущее, к новым, еще не существующим, но потенциально возможным «образам культуры».

Введение в ситуацию диалога

Одной из особенностей методологии Школы диалога культур является то, что она вводит в ситуацию диалога и побуждает к поиску открытого знания, вместо того чтобы заставлять усваивать закрытое знание. Это введение содержит следующие элементы:

  • Диагностика готовности студентов к диалогическому общению и обобщение базовых знаний, коммуникативного опыта, отношения к самовыражению и восприятию других точек зрения;
  • Поиск вспомогательных мотивов, т.е. вопросов и проблем, которые занимают ученика и могут эффективно формировать его собственное понимание материала;
  • Переработка готового учебного материала в систему «проблема-конфликт-вопрос-проблема», которая предполагает намеренное обострение конфликтов и возведение их в ранг вечных человеческих проблем;
  • Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога и сюжетных линий урока
  • проектирование возможностей взаимодействия для участников, их возможных ролей и условий их принятия участниками
  • гипотетическое определение областей импровизации, т.е. диалоговых ситуаций, в которых трудно заранее предсказать поведение участников (погружение, мозговой штурм, заскоки, игровые ситуации, дебаты, дискуссии и т.д.).

Понятие «точки удивления».

Еще одной отличительной особенностью является использование так называемых сюрпризных моментов и экзистенциальных головоломок. Они понимаются как «узлы» в сознании ребенка, где могут быть сформированы основные элементы предметов школьного цикла. В этих «точках» закреплены оригинальные механизмы психологического и логического взаимопревращения сознания в мышление, мышления в сознание.

«Моменты неожиданности» можно разделить на несколько групп:

  • Загадки слов (слово в его самобытности, слово в различных «лингвистических жанрах», слово как момент предложения в жесткой системе грамматических правил, в его слитности и нераздельности, слово и язык);
  • загадки чисел (рождение идеи числа, математическое отношение к миру, сопоставление и диалог процессов изменения, счета, степени);
  • Загадка природных явлений (отдельное самостоятельное явление и природная тотальность, бесконечная вселенная и конкретность, сингулярность, проявление и возможность, источник);
  • Загадки момента истории (время и вечность, актуализация памяти о прошлом до меня и без меня, умозаключение к феномену культуры, «наследство», генеалогия, история и ее памятники);
  • головоломки самосознания (если 7-8-летний ребенок не станет чужим самому себе, не удивит себя словами, числами, явлениями природы и истории, собственным образом ученика (в смысле обучения самого себя), то идея школы диалога культур во многом обречена на провал).

Игровые медиации

Среди особенностей методологии есть и «игровые медиации». Их основная цель — подготовить студента к роли объекта обучения. Это новая граница между сознанием и мышлением, между игрой и культурной деятельностью. Существуют следующие средства массовой информации:

  • Двигательные игры (гимнастика, развитие самостоятельных форм ритма, мелкой моторики);
  • словесные игры (загадки, основанные на поэтике литературы, законах логики).
  • Создание художественного образа (на холсте, в глине, камне, в графике, в зачатках архитектурного видения);
  • Элементы рукоделия, мастерства;
  • музыка;
  • Театр.

Смысл педагогической деятельности определяется необходимостью «открыть» ученика, найти способ пробудить его стремление к исследованию, перевернуть взаимодействие со взрослым. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения, помогает проявить различные формы логики разных культур, определить точку зрения и соотнести культурные понятия. Ценность такой работы заключается в ее посредничестве.

Методические особенности урока в школе диалога культур

Чтобы лучше понять уроки, которые проходят в форме диалога, необходимо выделить его специфические методологические особенности, о которых рассказывает Сергей Юрьевич Курганов — педагог-исследователь, один из основателей Школы диалога культур, учитель начальных классов, преподаватель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска:

  1. Урок начинается с переопределения общей учебной проблемы, каждый ученик генерирует свой вопрос в виде парадокса, загадки или трудности, требующей запоминания слова.
  2. смысл урока заключается в постоянном воспроизведении ситуации «научного незнания», в «конденсации» своего видения проблемы, своего несводимого вопроса-парадокса в слово, образ, гипотезу.
  3. проведение мыслительных экспериментов с образами, которые конструирует каждый ученик, углубляет парадокс учебной проблемы, ее неразрешимость, ее «вечность».
  4. учитель ставит учебную проблему и внимательно выслушивает все возможные варианты ее решения и переопределения, предложенные учениками. В этих вариантах учитель помогает проявить аргументацию различных логик и форм мышления (древнее образное «мудрое видение»; средневековое понимание как навык; современное когнитивное экспериментирование; парадоксальная дополнительность мышления XX века).
  5. учащийся ведет учебный диалог в условиях культурного разрыва. Ни на одну из «культурных парадигм» нельзя опереться как на спасительную «стену». Сопоставление различных культур и пониманий требует от каждого ученика и учителя ответственного, индивидуального и непредсказуемого поведения со словом».

Заключение

Школа диалога культур характеризуется тем, что обучение строится не на учебнике (готовом знании, результате), а на реальных исторических и художественных текстах той или иной культуры, первоисточниках, отражающих мысли «собеседника». Результаты, плоды работы ученика, его общения с представителями других культур (возрастов), в свою очередь, реализуются в каждом школьном цикле в виде авторских текстов учащихся, произведений, созданных во внутреннем диалоге культуры и в межкультурном диалоге.В качестве примера можно привести урок природоведения в III классе, классный диалог «Виден ли пар?». Или многоугольник детских теорий».

Автор программы является собственным преподавателем для каждого класса. Вместе с первоклассниками он обнаруживает некую сквозную «проблему», которая (в данном конкретном случае) может стать основой десятилетней образовательной программы. Это «семя», особый «фокус удивления», уникальный и непредсказуемый для другой небольшой группы нового поколения, постепенно вовлекает все проблемы, вопросы, возрасты и культуры в свое целостное, диалогическое сопоставление.

Список литературы

  1. Ахутин А.В., Библер В.С., Курганов С.Ю.. Античная культура. Воображаемое обучение в 3-4 классах школы диалога культур.
  2. Берлянд И.Е., Курганов С.Ю.. Математика в школе диалога культур. Кемерово, 1993.
  3. берлянд И.Е. Создать психологическую концепцию школы диалога культур. Основы программы. Кемерово, 1992;
  4. берлянд И.Е. О проблемах педагогической психологии начального образования // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993.
  5. Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. № 3-4. С. 117-142.
  6. Берлянд И.Е. Загадки чисел. М., 1994.
  7. Библер В.С. «Ах, какой воспитанный, образованный, просвещенный, культурный человек!». (Об исторической, личностной и педагогической спорности этих определений) / / Задача. М., 2002.
  8. В.С. Библер, Первые принципы и узлы принятой программы. // Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово, 1992;
  9. Библер В.С. От науки — к логике культуры: два философских введения в XXI век. М., 1991. 413 с.;
  10. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.;
  11. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990. эго. О философии культуры // Conceit. М. 2002.
  12. Библер В.С. «Цивилизация и культура» — Москва, 1993.
  13. Библер В.С. Школа диалога культур. Кемерово, Кемерово, 1991. kemerovo. 1992
  14. Библер В.С. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово 1993.
  15. Курганов С.Ю. Первоклассники и учителя в педагогическом диалоге // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы;
  16. Курганов С. Ю. Школа диалога культур: опыт Красноярска // Народное образование. 1990. № 7, 10-12; 1991. № 5-8; 1992. № 9-10; 1993. № 1.
  17. Курганов С.Ю. Первоклассники и учителя в педагогическом диалоге. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993.
  18. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в образовательном диалоге. М., 1989.
  19. Сайт www.bibler.ru.
  20. веб-сайт www.setilab.ru