Для связи в whatsapp +905441085890

Самооценка и её роль в регуляции активности личности

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Мнемические способности как основа продуктивности памяти
  2. Конфликты и поведения в конфликтных ситуациях
  3. Суицидальное поведение и его связь с психологическими особенностями личности
  4. Индивидуальные и психофизиологические особенности и возможности человека
  5. Психологические причины успешности и неудачности
  6. Особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
  7. Уровень субъективного контроля как фактор удовлетворенности жизнью у женщин среднего возраста
  8. Стресс и влияния стресса на эффективность работы в организации
  9. Мышление как психический познавательный процесс
  10. Психология здоровья

Введение

Мы предлагаем нашим гостям блюда, которые нравятся нам самим.

Так и в общении: сначала подготовиться, понравиться друг другу, а затем предложить себя другому.

Когда человек сталкивается со сложными проблемами взаимоотношений между людьми и собственным опытом, он должен понять внутренние механизмы формирования этих отношений. А это можно сделать, только понимая всю сложность и тонкость психического мира человека.

Психологическая природа человека очень разнообразна и определяется как врожденными характеристиками, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, освоения материальной и духовной культуры общества. Своеобразие личности, ее способности и предпочитаемая сфера деятельности раскрываются в индивидуальности,

Наша способность понимать его сложный психический мир поможет нам легче решать сложные жизненные проблемы, общаться с людьми. Любой человек, знающий свои положительные и отрицательные качества, может использовать плюсы и уравновешивать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, более осознанно анализировать поведение и психологические особенности другого человека,

Индивидуальность личности характеризуется основными качествами — его самооценкой, темпераментом, характером, способностями человека. Это основные характеристики, являющиеся сплавом его врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации качеств, которые формируют определенный стиль поведения и деятельности индивида.

Цель работы — раскрыть основные аспекты самооценки и ее роль в формировании уверенности личности в себе

Цель работы:

  1. рассмотреть понятие самооценки в его сущности.
  2. Изучить понятие «Я-концепция».
  3. рассматривать Я-концепцию личности

Самооценка и ее сущность

Что такое самооценка? Самооценка — это нравственная оценка своих поступков, моральных качеств, убеждений и мотивов; это одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется у человека в процессе его социализации, в процессе сознательного усвоения им моральных принципов, вырабатываемых обществом, которые раскрывают его личное отношение к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам другими людьми. В аюге самоосуждения, таким образом, человек судит о моральной значимости своих действий не только для себя, но и извне, для других людей, для группы, к которой он принадлежит и к которой он себя субъективно причисляет. В морали самооценка и оценка со стороны других людей неразделимы. Это можно выразить следующим образом: самооценка — это оценка других людей, принятая человеком в качестве стандарта для собственного поведения, или, другими словами, это собственная оценка человека, которую он считает необходимым поднять до всеобщего стандарта. Благодаря способности к самооценке человек находит способ направлять и контролировать свои действия и даже в значительной степени воспитывать себя. Известный автор книг по психологии Т. А. Рытченко дает такое определение самооценки: «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное самоотношение, которое выражается в самооценке. Самооценка подразумевает оценку своих способностей, психологических качеств и действий, своих целей в жизни и возможностей их достижения, а также своего положения среди других людей.» Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с самим собой, в основном бессознательна. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются базовыми убеждениями о себе.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одной и той же ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпринимать разные действия и тем самым по-разному влиять на события.

На основе завышенной самооценки человек имеет идеализированное представление о своей личности, своей ценности для других, он не хочет признавать собственные ошибки, лень, невежество, неадекватное поведение, часто становится резким, агрессивным, недобрым.

Значительно заниженная самооценка приводит к неуверенности в себе, застенчивости, робости, неспособности признать свои таланты и способности. Такие люди обычно ставят цели ниже, чем могут достичь, преувеличивают значение неудачи, отчаянно нуждаются в поддержке других и слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень уязвим. Все это приводит к комплексу неполноценности и отражается на его внешности — отведенные глаза, хмурый взгляд и отсутствие улыбки.

Причины такой самооценки могут скрываться в властном, заботливом или снисходительном родительском руководстве, которое программируется в подсознании человека с раннего возраста и порождает чувство неполноценности, что, в свою очередь, формирует основу низкой самооценки.

Низкая самооценка имеет множество форм и проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виноватых, потребность во внимании и признании, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, самоуничижения. Депрессия, развод (многие из них — результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).

Адекватная самооценка человеком своих способностей и возможностей, как правило, обеспечивает соответствующий уровень стремления, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и отвержению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: необходимо стремиться к развитию адекватной самооценки на основе самопознания.

Формирование и развитие позитивной самооценки — это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Если мы позволяем одним и тем же негативным шаблонам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем привычку ждать негативных факторов,

ваша жизнь может быть улучшена только в том случае, если мы сами, а не программируем свое подсознание и мышление. Поэтому формирование позитивной самооценки — это самая важная жизненная позиция для каждого из нас.

Индивидуальный уровень стремления

Самооценка тесно связана с уровнем стремления человека, который можно определить как уровень самоуважения, к которому стремится человек, проявляющийся в уровне сложности цели, которую человек ставит перед собой.

Уровень отношения — это стремление человека к цели такой сложности, которая, по его мнению, соизмерима с его способностями, а также результативность в определенном виде действия, сфере общения, на которую человек рассчитывает при оценке своих способностей. Этот термин был введен Куртом Левином.

Отношение может быть недооцененным или переоцененным, то есть оно не всегда соответствует объективной оценке способностей человека.

Частные амбиции относятся к достижениям в определенных областях деятельности (спорт, музыка и т.д.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в команде, в дружеских, семейных или рабочих отношениях и т.д.). Этот уровень стремления основан на самоэффективности в рассматриваемой области.

Уровень стремления может быть более общим, то есть относиться ко многим сферам жизни и деятельности человека, и особенно к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и моральные качества.

Людей с реалистичным уровнем стремления отличает уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели, более высокая продуктивность и критическая оценка достигнутого.

Недостаточная самооценка может привести к очень нереалистичным (завышенным или заниженным) стремлениям. В поведении это выражается в выборе слишком трудных или слишком легких целей, повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, склонности избегать ситуаций конкуренции, некритичной оценке достигнутого, ложных прогнозах и т.д.

Уровень установки как психологическая характеристика личности был впервые экспериментально изучен немецким психологом К. Хоппе в 1920-х годах под руководством К. Левина. Было показано, что выбор задачи определенного уровня сложности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более сложных задач (повышение уровня стремления), неудача — наоборот, более легких (снижение уровня стремления). Также было показано, что среди участников тестирования есть люди, для которых риск — это не успех, а избегание неудачи.

Когда им приходится выбирать между заданиями разного уровня сложности, они выбирают либо самые простые, либо самые сложные задания. Первые — потому что уверены в успехе (элемент риска минимален); вторые — потому что неудача в этом случае оправдывается чрезвычайной сложностью задачи (в этом случае самооценка и самоуважение не страдают). Эксперименты Хоппе впоследствии были повторены в различных модификациях многими исследователями.

Результаты показали следующую закономерность: как правило, человек регулирует уровень своих предпочтений между очень легкими и очень трудными целями и задачами таким образом, чтобы его самоэффективность оставалась на должном уровне.

Формирование уровня стремления определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но главным образом трезвым и иногда смутно осознанным учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование атрибутивного уровня можно проследить в школьной работе учащихся при выборе темы сочинения, дополнительного задания и т.д.

Аттитюдные исследования позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и целенаправленно оказывать педагогическое воздействие для формирования лучших качеств личности. В некоторых случаях важной становится задача повышения уровня своих стремлений: если у ребенка низкая оценка себя и своих возможностей, это приводит к постоянной потере уверенности в успехе и личностной деформации.

Повторяющиеся неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Учитель, который систематически ставит ученику низкую оценку, казалось бы, правильно оценивая его знания, совершает грубую ошибку, игнорируя уровень стремления ученика, который смирился с этим состоянием.

Способы повышения уровня целеустремленности различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей учителя и т.д. Это включает в себя прямую помощь учителя, а также различные методы создания личной перспективы. Эти перспективы можно сначала найти в другой области, которая не связана с областью, в которой проявляются ошибки. Созданная таким образом активность затем переключается на ту область, где необходимо поднять уровень стремления индивида и восстановить сниженную самооценку. Внимательное отношение к человеческой личности, достаточно оптимистичный подход к ее перспективам позволяют найти стратегию индивидуальной работы с ребенком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нем уважения к самому себе и уверенности в своих силах.

В других случаях важно немного снизить уровень ожиданий ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем, что ребенок с неоправданно высоким уровнем ожиданий встречает в детском коллективе решительную реакцию, но и тем, что завышенный уровень ожиданий, который многократно вступает в конфликт с реальными неудачами, создает острые эмоциональные конфликты. Часто ребенок проявляет упрямство, обиду, ведет себя неадекватно, делает вид, что вполне удовлетворен, или стремится объяснить неудачи ответной реакцией, становится подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.

Я-концепция

У. Иаков был первой персонифицированной Я-концепцией, рассматриваемой в контексте самопознания. С его точки зрения, глобальное личное «я» — это двойственная сущность, состоящая из двух частей — самосознания и «я» как объекта. Эти две стороны самосознания всегда существуют одновременно. Я — как объект включает в себя: материальное Я (одежда, дом, семья), физическое Я (тело), социальное Я (общественное признание человека, его репутация), духовное Я (сам «мыслящий» субъект). Джеймс рассматривает действующую самость как предмет мысли, но выходит за границы сознания, когда описывает эмпирическую самость

Ученые разработали различные аспекты в изучении «Я». Р. Малей (37) выделяет три аспекта в изучении «самости»:

  1. Центральность большинства психических функций и явлений. Человек воспринимает себя как субъект своих действий, восприятия, мыслей, чувств и отражает свою идентичность и неразрывность с тем, чем он был раньше.
  2. Набор объектов, определяющих «содержание Я» или его поле.
  3. «Защитные механизмы». В более общем смысле они понимаются как набор небиологических мотивов, направленных на защиту, а также на укрепление чувства силы и значимости.

И.С. Кон выделяет следующие аспекты проблемы «самости»:

  1. «Я» — идентичность (самость). Индивид сохраняет определенную идентичность перед лицом изменений окружающей среды, сохраняя и воспроизводя свою собственную структуру.
  2. «Эго» — (субъективность). С этим термином связана субъективность сознания, понятие действующего лица, наблюдателя, которое называлось эго. При изучении данного аспекта внимание исследователей сосредоточено на процессах и механизмах сознательной саморегуляции поведения.
  3. Образ себя. При изучении самовосприятия рассматриваются специфические процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самовосприятия, структурные компоненты самовосприятия и динамика их изменения, роль и значение самосознания в общем балансе психической деятельности.

Вышеперечисленные аспекты проблемы «самости» взаимосвязаны и взаимно предполагают друг друга: «Самобытность психики и поведения индивида невозможна без единой нормативной основы, для чего необходимо самосознание. «Я» как регуляторный механизм предполагает непрерывность психической деятельности и существование информации о себе. «Образ Я», так сказать, строит идентичность и субъективность человека и одновременно корректирует его поведение».

Общим в позициях Мейли и Кона является то, что они различают «Я» как субъект, активный и действующий, а также объектное «Я». Объектом рефлексии субъекта становятся различные содержания «Я». Выделяется также один из аспектов проблемы «Я» — идентичность (самостьюазис). Человек размышляет о своей идентичности, неотделимости от того, кем он был раньше.

В процессе размышлений человека о себе формируется самовосприятие. И.С. Кон подчеркивает: «Помимо «Я» как активного, деятельного и субъективного субъекта, следует различать «Я» как объект восприятия и мышления, т.е. объективное, рефлексивное, категориальное «Я» или образ «Я», понятие «Я» или «Я-концепция». И.С. Кон понимает «образ Я» как социальную установку (систему установок), что позволяет представить его структуру не как случайный набор компонентов, а как определенную систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих атрибутов.

И.И. Чеснокова рассматривает образ Я в контексте самосознания личности. Самосознание функционирует как особо сложный процесс опосредованного познания личности, который разворачивается во времени. Обобщенный образ себя формируется в процессе интеграции ряда индивидуальных, конкретных образов в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. Он отражает общие, специфические и существенные черты конкретного предмета. Образ себя — это определенный результат процесса самопознания. Обобщенный образ Я, по мнению автора, тождественен понятию Я. Представление о себе влияет на мировоззрение и определяет основную линию поведения человека.

У Н.И. Непомнящей иной подход к пониманию образа Я. Образ себя рассматривается как сторона ценности, в которой выделяются две стороны: Значение для субъекта определенных сторон действительности; представление себя или «образ себя». Автор данного подхода рассматривает формирование образа Я как ценности, определяет связь образа личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что является преимуществом данного подхода. Ограничение этого подхода заключается в том, что автор строит свою концепцию на основе исследований психического развития детей.

Большой интерес представляет подход к изучению самовосприятия, разработанный в рамках коммуникативной концепции М.И. Лысиной, в котором рассматривается формирование самовосприятия на ранних этапах онтогенеза. Основными факторами формирования Я-образа являются ведущая деятельность, характерная для каждого возрастного этапа психического развития детей, и форма их общения с другими людьми, причем эти факторы тесно взаимосвязаны. Структура самовосприятия как целостного образования включает два компонента: когнитивный (знания о себе) и аффективный (отношение к себе), причем они находятся в неразрывном единстве. На начальных этапах онтогенеза аффективная часть отношения к себе преобладает над когнитивной, в процессе развития формируется аффективно-когнитивное единство самовосприятия.

А.Н. Крылов рассматривает образ Я как фактор развития личности в теоретическом плане; образ Я формируется в результате интернализации его внешних отношений, прежде всего общения, и, по мнению автора, представляет собой интернализованное общение.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует разнообразие в понимании самовосприятия.

В зарубежных исследованиях преимущественно рассматриваются не изолированные образы Я, а системная Я-концепция. Г. Мид считал, что формирование человеческого «я» как целостного психического феномена есть не что иное, как социальный процесс, происходящий «внутри» индивида, а именно формирование самосознания и Я-объекта. Человек признает и принимает восприятие его/ее другими людьми. Это создает «Я» в сознании индивида, обобщенную оценку индивида другими людьми. Он считал, что «Я» состоит из установок (смыслов и ценностей), которые усваивает индивид, а «Я» — это то, как индивид, как субъект психической деятельности, воспринимает ту часть себя, которая представлена как «Я». «Я» и «Я» составляют реальное личное «Я» (цитируется по Burns R., 7,p.51-52). Он считает, что социальное окружение является важным фактором в формировании представления индивида о себе.

Самосознание личности

Становление человека как субъекта деятельности неразрывно связано с развитием самосознания. Самосознание играет важную роль в осуществлении различных видов деятельности субъекта, включая его активность, общение, поведение. В процессе практической деятельности человек как субъект (индивид на присущем ему высшем уровне активности, целостности, автономности), характеризующийся набором видов деятельности и степенью их продуктивности, преобразует социальный мир, а также самого себя. Изменяя мир, человек глубже понимает и мир, и себя как субъекта действия (человека, имеющего определенные права и обязанности и выполняющего определенные роли и функции).

Психологический словарь определяет самосознание как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, желаниям и мотивам поведения, чувствам и мыслям, которые выражаются также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей и служат основой для соответствующих действий и поступков.

Самосознание основано на способности человека отличать себя от собственной жизнедеятельности, которая возникает в общении в процессе формирования первичных форм жизнедеятельности человека. Отношение к собственному бытию, опосредованное общей деятельностью (осуществляемой в общении), способствует формированию определенного представления о себе как способном на социально значимые действия и поступки. Самовосприятие (субъективный образ себя) формируется под влиянием оценочного отношения других людей, соотнесения мотивов, целей и результатов своих действий с принятыми в обществе канонами и социальными нормами поведения. «Самовосприятие» является необходимым условием для любого акта целеполагания. Образ цели и способов ее достижения — это одновременно представление о своих будущих действиях, о способностях, которые формируются в этих действиях — о себе, уже достигшем своей цели, изменившемся в ту или иную сторону. Человек может как переоценивать, так и недооценивать свои способности; в первом случае он причисляет себя к тем, кто обладает необходимыми и престижными способностями, во втором — к тем, кто этими способностями не обладает.

С.Л. Рубинштейн писал, что проблема психологического изучения личности заканчивается обнаружением ее самосознания. Он считал, что развитие самосознания проходит через ряд стадий: от наивного неведения о себе до все более глубокого самопознания, которое затем связано со все более определенной и иногда сильно колеблющейся самооценкой. С.Л. Рубинштейн предложил трехкомпонентную структуру самосознания: переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение к другому человеку.

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации собственной деятельности, отношений с другими людьми и общения с ними.

Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, разворачивающийся во времени, связанный с движением отдельных ситуационных образов через интеграцию сходных ситуационных образов в целостное образование — концепцию своего «Я».

Формирование отношения формирующегося человека к себе является самым последним по сравнению с другими качествами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, к объекту и средствам деятельности, а также к другим людям. Только пройдя через множество объектов отношения, само сознание становится объектом самосознания. Требуется накопление опыта большого количества таких познаний себя как субъекта поведения, чтобы отношение к себе стало качеством, называемым рефлексивностью. Но именно эти качества завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями и установками и выполняют функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.

Самопознание — это сложный многоступенчатый процесс, который индивидуализирован во времени. Можно выделить 2 этапа: Распознавание своих особенностей через распознавание особенностей других, сравнение и различение; 2-й этап — распознавание своих особенностей через распознавание особенностей других.

Под объектом (тем, что осознается) самосознание понимается как процесс, направленный на осознание себя как субъекта сознания, общения и действия (А.Г. Спиркин), своих отношений с внешним миром, с другими людьми, с самим собой (P.R. Чамата), своей личности как физического, психического и социального существа (Н.Е. Анкудинова); осознание себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе своей деятельности — практически и теоретически, субъекта деятельности сознания также (С.Л. Рубинштейн).

И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный психологический процесс, который заключается в том, что человек воспринимает различные «образы» самого себя в разных ситуациях деятельности и объединяет эти образы в единое целостное образование — представление, а затем и концепцию собственного Я. Процесс самопознания тесно связан с различными переживаниями, которые обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения закрепляются в соответствующей самооценке, которая становится личностным регулятором поведения. Таким образом, И.И. Чеснокова рассматривает самооценку как единство трех аспектов: Самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения. Самосознание является динамическим образованием психики, находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в постоянном функционировании.

Сторонами внутренней структуры сознания и самосознания являются знание и отношение.

Самосознание — это рефлексивное представление себя. Рефлексия служит психологическим механизмом самоанализа. В.Н. Козиев определяет рефлексию как способность поставить себя в определенную позицию и посмотреть на другого человека или собственную личность с точки зрения этой позиции.

Самосознание сопровождает все процессы сознания в специфической форме осознания, отнесения акта сознания к своему «Я».

Л.Д. Олейник выделяет следующие этапы в развитии самосознания: создание основ самосознания (от рождения до 2 — 3 лет); становление личности и формирование субъекта сознания и самосознания на конкретном уровне (от 3 до 10 — 12 лет); дальнейшее становление личности и формирование самосознания на абстрактно-логическом уровне (от 12 до 18 — 20 лет); этап зрелого самосознания (от 20 лет).

И.И. Чеснокова основой для классификации стадий являются кризисы в развитии личности. Традиционно она выделяет следующие стадии: от 1 до 3 лет; от 3 до 7; от 7 до 12; от 12 до 14; от 14 до 18. По ее мнению, последняя вышеупомянутая возрастная стадия не является окончанием процесса развития самосознания, а продолжает развиваться, возможно, на протяжении всей жизни. И.И. Чеснокова рассматривает онтогенез самосознания как психический процесс, разворачивающийся во времени и состоящий из трех усложняющихся форм: самопознания, эмоционально-оценочного отношения и саморегуляции. Если на ранних стадиях развития ребенка все три эти сферы самосознания как бы слиты, то со временем каждая из этих форм самосознания становится относительно самостоятельной. Следует отметить, что этап самосознания И.И. Чесноковой ближе к нашему пониманию из-за его соотнесения с возрастными кризисами.

Структура самосознания личности представляет собой взаимодополняющее сочетание трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой.

Заключение

Знакомясь с характеристиками другого человека, личность приобретает необходимую информацию, которая позволяет ей выработать собственную оценку. Самооценка себя — это результат постоянного сравнения того, что человек замечает в себе, с тем, что он видит в других людях. Уже зная что-то о себе, человек присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что тот неравнодушен к его личным качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическую самооценку. Другими словами, у личности всегда есть референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, из которой она черпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы которой являются ее интересами и т.д.

Эго-образ или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а формируется постепенно в течение жизни под влиянием многочисленных социальных воздействий и состоит из 4 компонентов (по В.С. Мерлину)

  • Осознание разницы между собой и остальным миром;
  • Осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  • осознание своих душевных качеств, эмоциональная самооценка;
  • Социально-нравственная самооценка, самоуважение, сформированные на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Список литературы

  1. Кон, И. С. Психология раннего подросткового возраста / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1980. — 250 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология образования /Л. С. Выготский. — M. : Образование, 1991 г. — 490 с.
  3. Карпенко Л. А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский. — Москва : Прогресс, 1981 г. — 410 с.
  4. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. — M. : Образование, 1987 г. — 290 с.
  5. Козубовский, В. М. Психология : личность / В. М. Козубовский. — В : Амалфея, 2008. — 448 с.
  6. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб : Питер, 2002 г. — 390 с.
  7. Джеймс, У. Личность / У. Джеймс. — M. : Образование, 1982 г. — 260 с.
  8. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — Р-н/д : Феникс, 1999 г. — 440 с.
  9. Рогов, Е. И. Психология человека / Е. И. Рогов. — M. : ВЛАДОС, 1999 г. — 320 с.
  10. Воронцов И.М., Тихвинский СБ. Особенности переходного периода у детей 6-7 лет / И. М. Воронцов, С. Б. Тихвинский. — М.: Просвещение, 1991. — 110 с.
  11. Леонтьев, А. Н. Проблемы психического развития / А. Н. Леонтьев. — M. : Прогресс, 1972 г. — 640 с.
  12. Поляков, А. М. Психология развития / А. М. Поляков. — M. : Тетра систем, 2006 г. — 301 с.
  13. Мухина, В. С. Психология старости : феноменология развития, детства, отрочества / В. С. Мухина. — M. : Академия, 2000. — 456 с.
  14. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Н. Салмина. — M. : Образование, 1988 г. — 380 с.
  15. Лысина, Н. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н. И. Лысина Г. И. Кочеля. — Кишинев: Вектор, 1987 г. — 210 с.
  16. Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. — M. : ВЛАДОС, 2000. — 288 с.
  17. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды : в 2-х томах. — Том 1: Психология ребенка и подростка. — M. : Образование, 1987 г. — 310 с.
  18. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе / Е. Е. Кравцова. — M. : Просвещение, 1993 г. — 290 с.
  19. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. — М.: Просвещение, 1988 г. — 176 с.
  20. Фридман, Л. Ф. Психологический справочник для учителей /Л. Ф. Фридман, Н. Я. Кулагина. — M. : Академия, 1998 г. — 240 с.
  21. Ермолаева, М. Психология развития / М. Ермолаева. — 3-е изд. — М.-Воронеж, 2006 г. — 368с.
  22. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. — M. : Образование, 1994 г. — 340 с.
  23. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб : Речь, 2000. — 350 с.